Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 4. Базовый учебный план, учебные программы


Базовый учебный план и его структура. Базовый учебный план является основополагающей составной частью Государственного стандарта общего среднего образования. Он дает целостное представление о структуре общего среднего образования через инвариантную и вариативную составляющие, очерчивает образовательные области и распределение часов между ними, определяет граничнодопустиме учебная нагрузка учащихся и общее количество учебного времени.

Учебный план - это концентрированное выражение общей концепции образования. Он учитывает новую политическую концепцию развития общества и требований реформы школы, создает условия для демократизации и гуманизации образования. В его основу положены интересы общества и государства в области образования и образовательные интересы личности [3].

Базовый учебный план по содержанию охватывает такие образовательные области: "Словесность", "Обществознание", "Математика", "Естествознание", "Искусство", "Физическая культура и здоровье", "Технология".

Отрасль "Словесность" предполагает овладение учащимися украинским языком как средством общения, достижениями украинской духовности и культуры.

Область "Обществознание" раскрывает сущность и закономерности социальных явлений и процессов, происходящих в ходе исторического развития человечества и украинской нации в частности.

Образовательная область "Математика" имеет обеспечить овладение школьниками пониманием природы и сущности математических знаний, методов математики, системой математических знаний, а также умениями, которые имеют в первую очередь общекультурный и общеобразовательный характер.

Область "Естествознание" предусматривает усвоение учащимися научных фактов, понятий, фундаментальных законов и теорий с основ естественных наук, необходимых для формирования у школьников научной картины мира. Она является основой формирования научного ноосферного мировоззрения, системности мышления и понимания современных производственных и экологических технологий.

Отрасль "Искусство" раскрывает художественно-эстетические ценности общества и личности, богатый мир духовной культуры украинского и других народов и национальностей, помогает учащимся понимать образный язык разных видов искусств, знакомит их с жанрами и стилями, приобщает их к творческой деятельности в отдельных видах искусства.

Отрасль "Физическая культура и здоровье" имеет целью ознакомить учащихся с особенностями и средствами физического развития человеческого организма, привлечь их к систематическим занятиям физкультурой и спортом, формировать потребность и умение физического самосовершенствования, безопасности жизнедеятельности, содействовать культуре здорового образа жизни, организации активного досуга и отдыха, реабилитации и коррекции здоровья.

Образовательная область "Технология" предусматривает обеспечение учащихся знаниями научных основ современного производства, формирование технологической и компьютерной грамотности, формирование загальнотрудових умений и навыков.

На основе этого плана созданы и создаются типовые учебные планы для разных типов школ, которые в свою очередь служат базой для разработки учебного плана конкретной школы. В начале учебного года эти планы утверждаются на заседаниях педагогических советов школ. Именно в связи с изложенными выше соображениями, учебный план и называется базовым.

Типовой учебный план является перечнем учебных предметов с указанием, в каком классе и сколько часов в неделю отводится на изучение каждого из них. Он состоит из двух компонентов: государственного и школьного. Государственный компонент является перечнем обязательных для изучения во всех типах школ учебных предметов. Школьный компонент является совокупностью выборочно-обязательных предметов.

Типовой учебный план - это не только перечень учебных предметов с указанием, в каком классе и сколько часов в неделю отводится на изучение каждого из них. В плане, кроме того, разработана структура учебного года по семестрам, осуществлено распределение времени между предметами. Он состоит по годам обучения и является совокупностью двух компонентов: государственного и школьного.

Государственный компонент учебного плана является перечнем обязательных для изучения учебных предметов во всех типах общеобразовательных школ, независимо от формы финансирования (государственная, частная).

Школьный компонент является совокупностью выборочно-обязательных предметов. Выделение школьного компонента направлены на максимальную адаптацию содержания образования и обучения в конкретных особенностей региона и школы.

План дает возможность осуществить дифференциацию обучения на всех его ступенях. Образцы некоторых планов даны в приложениях [3-5 с. 389-393].

Развития личности школьника способствует предусмотрена планом основательная гуманитаризация образования, что выражено в перераспределении общей учебной нагрузки на пользу гуманитарных предметов (более половины учебного времени). В учебном плане заложена идея интеграции учебных предметов на основе их общекультурной направленности.

Учебным планом предусмотрено введение профильного обучения с 10 класса и классов с углубленным изучением предметов с 8-го класса.

По мере того, как будут продвигаться работы ученых и органов образования по созданию стандартов образования, будет видоизменяться и совершенствоваться базовый учебный план.

Обязательная для учеников часть школьного компонента состоит из курсов по выбору и профильного обучения старшеклассников.

Курсы по выбору должны способствовать формированию стабильных интересов, развития самостоятельности и творческой активности детей, что необходимо для сознательного выбора ими профиля обучения и будущей профессии.

В зависимости от особенностей ученического и педагогического коллективов совет школы составляет список курсов на данный учебный год. Каждому школьнику предоставляется право выбирать один или несколько курсов.

С 10-го класса в школе вводится профильное обучение - специализация образования в той области, к которой у ученика появился стабильный устойчивый интерес и способности.

Факультативные и дополнительные занятия - вторая часть школьного компонента. Она предназначена для корректировки и индивидуализации обучения. Резервный время, выделенное на эти занятия, может быть использован для работы со всем классом или с группой учеников, или даже с одним учеником.

Уменьшение суммарной учебной нагрузки обязательных предметов дает возможность выделить учебное время на индивидуализацию обучения. Максимальный обязательный недельный время ограничивается в плане тридцатью часами, что реально дает возможность перевести школу на 5-дневная неделя.

Учебные программы. В учебных программах дается общая характеристика содержания учебного материала по каждому учебному предмету, распределение его по годам обучения. Пояснительная записка, с которой начинается каждая программа, раскрывает ведущие идеи, цели и задачи, структуру учебного предмета, методические особенности его изучения. В учебных программах дается характеристика содержания обучения по каждому учебному предмету, распределение его по годам обучения.

Учебная программа - документ государственной важности и значения, поэтому его обязательно утверждает Министерство образования и науки Украины. Программы учебных предметов школьного компонента каждое учебное заведение самостоятельно разрабатывает, но они должны быть обязательно утверждены Министерством образования и науки Украины. Это же касается и учебных планов и программ для учебных заведений нового типа Эти учебные заведения могут разрабатывать и учебные планы и учебные программы для себя, но они должны быть утверждены Министерством образования и науки Украины.

Важно также отметить, что для общеобразовательных учреждений действуют уровню учебные программы, в которых определены смысловое наполнение для каждого из трех уровней: уровень А (самой низкой сложности), уровень Б (средней сложности) и уровень (С самой высокой сложности). Выбор уровня сложности - прерогатива учителя. Он, зная познавательные возможности класса, свои возможности как учителя, учебно-материальное обеспечение учебного процесса по согласованию с дирекцией школы выбирает тот или иной уровень сложности в изучении конкретного учебного предмета.

Итог. Базовый учебный план - это концентрированное выражение общей концепции образования, основополагающая составляющая Государственного стандарта общего среднего образования. Он дает целостное представление о структуре общего среднего образования через инвариантную и вариативную составляющие, очерчивает образовательные области и распределение часов между ними, определяет предельно допустимая учебная нагрузка учащихся и общее количество учебного времени.



Назад