Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

1. Духовно-культурное наследие Византийской империи


Средневековье - отдельный закономерный культурно-исторический период развития человечества, время, когда закладывался фундамент европейской цивилизации. "Средними веками" назвали его гуманисты конца XV ст. Культура европейского Средневековья охватывает почти тысячелетия от падения Римской империи до Нового времени (V-XV ст.). Условно культуру европейского Средневековья можно разделить на культуру Византии и культуру Западной Европы.
Византия - это первая христианская империя, когда император св. Константин (330-1453 pp.) перенес в 330 г. столицу своей империи из Рима на берега Босфора в небольшое греческое город Візантій. Со временем прежнее название города стала названием нового государства. Византия - страна церквей и монастырей, семи Вселенских соборов, авторитетных учителей церкви, родины христианской мистики. Она известна как наставница славянского мира оплот христианства, берегиня культуры от варварства.
Своеобразие византийской культуры заключается в том, что она развивалась на перекрестке нескольких цивилизаций - позднеантичной, восточной и новорожденного средневековой. До ее создания примкнули полиэтнические народы, проживавшие на территории империи: сирийцы, фракийцы, армяне, грузины, евреи, греки, римляне и т.д. Греческий язык стал государственным языком Византии с конца VI-VII вв., вытеснив с государственно-административных сфер латынь. Греческая культура составляла основу византийской культуры. Собственные глубокие традиции здесь объединялись с терпимостью к культуре других народов, которые эмигрировали в імперію1. Византийская культура всегда пользовалась творческим достижением других народов.
Ведущая тенденция византийской культуры - это ее целостность. В ней невозможно проследить динамическую смену эпох, которые отличаются одна от другой. Все византийское тысячелетия необходимо рассматривать как одну великую эпоху истории культуры, что не может не поражать своим единством и сочетанием христианских и светских элементов в культуре.
Эмиграция варваров в северо-восточную часть Византии - существенная черта, которая разделяла древние времена от Средневековья.
Специфической чертой византийской культуры является достаточно высокий уровень развития дипломатии и военного искусства, что предопределялось необходимостью отражать бесконечные набеги внешних врагов и различными средствами преодолевать кризисные явления в обществе. В 1453 г. Константинополь захватили турки-османы. Это был конец византийского государства, но не конец тысячелетней византийской культуры. Эта большая наследие сублимировалась в национальные культуры многих народов, в том числе и украинского.
Формирование ранневизантийской культуры происходило в условиях острой борьбы христианского вероучения с философскими, этическими, эстетическими и природознавчими взглядами позднеантичного мира. Первые века существования Византии были важным этапом становления мировоззрения византийского общества, что опирался на традиции языческого эллинизма, а также на христианство. В Византии не было глубокого разрыва между античностью и Средневековьем, характерного для Запада. Византийская культура вобрала все знания Древнего мира и стала хранительницей античного наследия, творчески упорядочив ее христианским духом.
Византийская культура - это культура преимущественно христианская. Сущность и сила христианского Средневековья заключалась в том, что именно жизни не было отделено от религии. Православие было главным и определяющим фактором целостности государства. Сохранение чистоты - священная цель всей византийской культуры. Верность церкви - наивысшая ценность для византийца.
Основу византийской культуры составляли две потуги в своем единстве-императорская власть и христианская православная вера. В Византии, в отличие от Западной Европы, сохранился культ императора с неограниченной властью и централизованное управление, а православная церковь Византии рассматривалась как составная государства, подчиненная "самодержавию".
Однако византийском идеала всегда была присуща приверженность разочарование во всем земном. В отличие от римлян, византийцы понимали христианство в основном как боговідвертість, как путь к спасению лица и ее духовного совершенства во Христе. Если для Западной средневековой христианской культуры были присущи глубокое эмоциональное напряжение, даже экзальтация, то для православной культурной традиции характерной была философская благоразумие, глубокая вера в добро и светлая жизнь. Души верующих всегда обращались к божьего мира, верили в обязательную победу добра, а зло всегда терпел поражение.
Византийская образование, наука, искусство также имели церковно-религиозный характер. Богословие было центральным предметом литературного творчества. По всей империи происходили богословские диспуты об основах культуры, что намеревались выразить христианские истины языке философии. В сочетании идей раннего христианства с неоплатонізмом парадоксально переплелись античные риторические формы с новым идейным содержанием, пониманием бытия как блага, которые дает своеобразное оправдание космоса, а в результате - мира и человека.
Христианские богословы, писатели, проповедники все чаще используют простоту и пластичность философской прозы, филигранные методы неоплатонической диалектики, логику Аристотеля, античную риторику. Поэтому византийская христианская литература достигает высокой степени утонченности, сочетая форму с глубоким смыслом.
Особенно необходимо обратить внимание на деятельность выпускника Константинопольского университета Патриарха Фотия (ок. 810 или ок. 820-890), талантливого сторонника Аристотеля. Главный произведение Фотия "Міріо-біблон"(множество книг), или "Світобібліон", - первая средневековая энциклопедическая труд, состоящий из аннотаций церковных и светских (исторических, географических, медицинских) произведений греческих и византийских авторів. ее важность заключается в том, что она сохранила труда, которые до нас не дошли.
В период взлета культуры Византии (середина IX вв.) - выдающийся ученый Лев Математик возглавил университет в Константинополе, известный как Магнаврська школа. К его учебной программы входили математика, механика, геометрия, астрономия, философия, грамматика. Учениками Льва были многочисленные выдающиеся деятели науки и культуры, среди которых - будущий "апостол славян" Кирилл-Константин.
В этот период в обществе появилось новое поколение образованных людей, которые имели глубокие знания по теологии, философии, географии, этнографии, разбирались на иностранных языках и были готовы нести византийскую культуру по всему миру, в том числе и своим северным соседям - славянам. Именно благодаря этим людям христианство активно проникал в правящую верхушку славян.
Честь изобретения славянского алфавита принадлежит воспитанникам Льва Математика - братьям Кириллу-Константину и Мефодию, всесторонне подготовленным для такой миссии. В их родном городе Фессалониках (современный город Салоники) славянском языке разговаривала половина населения. Мефодий некоторое время был губернатором одной из славянских земель, затем - настоятелем монастыря на горе Олимп. Константин преподавал философию в патриаршей школе. Братья принимали участие в дипломатической миссии в Хазарского каганата. Находясь в Крыму, они наткнулись на "русские" рукописи, написанные славянском языке. По рекомендации патриарха Фотия, император Михаил III (842-867) поручил солунским братьям упорядочить славянский алфавит. Созданную Константином азбуку назвали глаголицей. Но она была слишком сложной, и позже его ученики на основе греческого письма разработали новую азбуку - кириллицу.
Духовная жизнь византийского общества отмечалось драматическим накалом во всех сферах знания, в литературе, искусстве. Художественное творчество все больше отличалась искренностью и эмоциональностью, народной наивностью и целостностью восприятие мира, резкими моральным оценкам, неожиданным объединением мистицизма с жизненным бытовым колоритом и деловым практицизмом.
Византийские императоры большое внимание обращали на необходимость проведения важных реформ в сфере права общественных отношений и церковной политики.
Византийское право начинает свой самостоятельный развитие во времена императора Юстиниана в середине VI в. ("Кодекс Юстиниана"). Позже выдано законодательные сборники "Эклоги", "Земельные законы" и учебник "Прохирон". Главные идеи этих трудов - укрепление центральной власти и защита интересов военной и феодальной знати как опоры династии. Упомянутые произведения были распространены и на Руси. А вообще сильное влияние византийского права заметен во всех договорах Руси с Византией, отчасти в "Русской Правде" и в церковных княжеских уставах.
Широкое распространение и популярность приобрели исторические произведения - история и хронограф. Об этом свидетельствует выход в свет исторической энциклопедии по инициативе императора Константина VII Багрянородного (X в.). Сам он написал очень интересные произведения об управлении империей, военное и административное деление государства и о Церемониале византийского двора.
Выдающийся византийский энциклопедист Мгшшло Пселл (1018 - после 1096/ 1097) - инициатор создания константинопольской высшей школы (1045) и ее профессор, адвокат Платона. Ученый создал интересную хронографію событий 976-1077, pp. которая является для нас чрезвычайно важным.
Среди историков особенно известными были Иван должна была - автор "Всемирной хроники", известной на Руси с XI в., что служила почти за канонический образец вплоть до XIII в., Прокопий Кесарийский, Иван Скіліца, Иоанн Зонара, Константин Манассия - автор стихотворной хроники, Георгий Амартола (с греческого переводится как "грешник"), хроника которого легла в основу отечественного летописания, Никифора Григора, что написал "Римскую историю" в 37-мы книгах и др. С X в. в истории византийской культуры создаются обобщенные труда-энциклопедии по медицины, сельского хозяйства и т.д.
В церковной поэзии отличается выдающийся поэт VII, ст. создатель гимнов (кондаков и тропарей) Роман Сладкопевец, произведения которого в переводах известны и до сих пор в православной церкви. Особенно необходимо обратить внимание на выдающегося поэта и философа Иоанна Дамаскина, который попытался согласовать греческую философию с христианством, основателя христианской гомилетики (теория проповедничества) Иоанна Златоуста, защитника и реформатора монастырской жизни Феодора Студита. Ф. Студит, в частности, отстаивал идею независимости монастырской жизни от государства и его изоляцию от окружающего мира. Первый такой монастырь основал сам Ф. Студит в Константинополе, а позже по его образцу обустраивались монастыре в Киевской Руси.
В светской поэзии VII в. выделяются писатели Павел Сіленціарій и Георгий Пісіда (панегирики, поэма "Гексамерон"), в XI в. - Христофор Мітиленський и Иван Євхаїтський. В XI-ХП вв. в византийском обществе произошло большое оживление всего литературного движения. Однако вся эта литература в основном была чужда и непонятна народу, поскольку литературный язык отдалилась от живой народной. Попытки Г. Сладкопевца, К. Багрянородного и других деятелей приблизить литературу к живой речи не имели успеха. Но народная стихия все же пробивалась в литературе в различных произведениях, которые были очень распространены между широкими слоями населения. К этой литературы принадлежали распространен в XI в. роман о Варлааме и Йоасафа, а также стихи, баллады, пародии, эпиграммы, эротические песни XIV-XV вв.
Искусство Византии в целом имеет ортодоксально-христианский характер. Единый художественный стиль вдохновляет все византийское тысячелетия. В византийском искусстве объединены в единую художественную систему изящный спиритуализм и зрелищная великолепие.
Особых успехов достигло оно в архитектуре, строительстве, классическим образцом которого является Святая София Константинопольская (Премудрость Божия). Это храм-чудо византийского искусства, построенный в VI в. малоазийскими зодчими Анфіміем и Ісідором. В основе строительства храма лежит идея блестящего сочетание двух основных конструктивных систем - базилікової и купольно-центрический. При этом особой заслугой византийских мастеров была конструкция исполинских бань, построенных с чотирикутною основой храма с помощью изогнутых, сферических треугольников, называемых парусами. В течение веков люди из разных уголков Земли увлекаются византийским чудом - Константинопольской Софии.
Необходимо отметить и такой существенный момент, как взлет светской архитектуры и изобразительного искусства в Византии. Так, в Константинополе по планам дворцов Багдада построен дворец Вріас. Его, как и другие дворцы, окружали парки с фонтанами, экзотическими цветами и деревьями. Итак, в архитектуре развивалась светская дворцовая и парковая культура. Кроме того, в Константинополе, Никее и других городах строились городские стены, общественные и частные застройки.
Главными формами византийского изобразительного искусства были монументальный храмовый (мозаика, фреска) и станковая живопись - икона, книжная миниатюра. Самые древние византийские мозаики и храмы лучше, чем на византийской территории, сохранились на почве Италии - в храмах и усыпальницах Равенны (V-VII вв.) и собора св. Марка в Венеции.
Особое место в изобразительном искусстве принадлежит византийской иконе. Был создан ряд выдающихся иконографических типов, условных в рисунке и суровых, но глубоко одухотворенные в выражении лица, формально приспособленных к декорации стен византийских храмов. Тематика этих шедевров опиралась на Библию и на христианскую символику, но одно и второе было оживлено и захваченное воздействиями азиатского востока. Влияние последнего особенно заметен в византийской орнаментике.
Памятники византийского музыкального искусства почти целиком ограничиваются религиозными образцами. В древнем византийском богослужении музыка чаще всего звучала в виде пения. Выполнялись псалмы, гимны, подобные песен, алілуйні пение. Старейший запись византийских литургических песнопений, дошедший до нас, относится к IV ст. Византийская церковная музыка оказала большое влияние на развитие религиозных песнопений латинской церкви и легла в основу восточнославянской, в частности украинской, церковной музыки.
Следовательно, историческая роль византийского искусства, что в свое время представило художественную культуру мира, чрезвычайно большая. ее значение - в развитии цивилизации не только близких соседей (России, Украины, Армении, Грузии). Культура Западной Европы, Ближнего Востока, Северной Африки берет свое начало также в византийской культуре. В истории мировой культуры Византия открыла эру Европейского Средневековья. В течение многих веков она была могущественной страной христианского мира, центром разноплановой, неповторимой выдающейся цивилизации.



Назад