Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

2. Европейская культура эпохи Средневековья


Культура Средневековья получила временем неадекватную, но довольно оригинальную оценку в произведениях ученых, литераторов, политических деятелей. Так, ренессансные гуманисты, деятели Просвещения и литературно-философской мысли XIX в. Средневековья считали воплощением величия католицизма и примата слепой веры над разумом, расцвета монархий и сословных привилегий, власти грубой силы и дикости. Зато романтики (немецкие, английские, русские, украинские ученые, писатели, поэты) идеализировали Средневековья как времена Рыцарей и Прекрасных Дам. Но самым главным достоянием этого времени стало создание новых наций, их индивидуальных языков и культур, которые достигали своими корнями в тогдашнюю язык межнационального общения - латынь.
Наиболее характерных черт средневековая культура с X в. В этот период в обществе создается развитая социальная структура: развиваются города, а вместе с ними - ремесла, торговля, школы и университеты, искусство во всех его видах. В культуре Средневековья можно выделить религиозно-церковную и светскую и народную субкультуры.
В период раннего западноевропейского Средневековья культура находилась под влиянием католической церкви, которая играла, кроме религиозной, еще и политическую, социальную, военную, хозяйственную и, разумеется, культурологическую роль, претендуя на превосходство над светской властью. В руки церкви попала и система образования.
Основой западноевропейского средневекового мировоззрения было христианство, что определило основную черту его мировоззрения и философии-теоцентризм. То есть любая проблема Средневековья, в том числе и проблема человека, рассматривалась в контексте идеи Бога и выводилась из нее. Отсюда следует существенная составляющая тогдашнего мировоззрения - теодіцея.
Теодіцея (от франц. theodicee - оправдание Бога; от греч. Theos - Бог и dike-справедливость) - общее направление религиозно-философских доктрин, которые пытались согласовать идею всемогущего, благого Бога с наличием мирового зла, оправдать Бога как творца всего сущего вопреки существованию темных сил.
Согласно средневековой христианской доктриной человеческая личность формируется по образу и подобию Абсолютной Личности - Бога. Поэтому познание человеком Бога как путь к спасению происходит через их общение - молитва, исповедь и покаяние. Раннехристианский мировоззрение заложил основу, согласно которой труд стала рассматриваться как обязательная черта "нового человека".
Особое место среди основателей христианского мировоззрения принадлежит гіппонському епископу из Северной Африки Блаженному Августину (354-430). Он был великим теоретиком Божьего выбора "избранных", идеи двух противоположных друг другу "градов" - Божьего и человеческого. Свой главный труд Августин назвал "Исповедь" ("О граде Божьем"). Этот трактат, который определил настроения не только всего Средневековья, но и нового времени, был настольной книгой образованного интеллигентного человека в течение длительного времени.
Создан Августином образ мира, целостного и совершенного результата божественного творческого акта, не вызвал возражений почти тысячу лет. Только в XIII в. Фома Аквинский сделал в нем определенные изменения в соответствии с тогдашнего состояния христианской философской мысли. Идеи св. Августина в последующие века вдохновляли многих деятелей европейской и мировой культур, среди которых - Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Ж. -Же. Руссо, Л. Толстой.
Основы средневековой схоластики (от греч. scholastikos - школьный, ученый) и новые критерии интеллектуальной жизни европейского Средневековья заложил Аніцій Матий Торкват Северин Боэций (ок. 480 - ок. 525). Особое место в творчестве Боэция принадлежит произведения "О утешение философией", в котором была изложена его философскую систему. Философские взгляды Боэция в целом характеризуются эклектичностью, они вобрали в себя учение Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Боэций пытался оправдать христианские догматы умом. Благодаря его усилиям античная духовное наследие, переосмыслена и введена в систему ценностей христианского мировоззрения, была сохранена и вообще без искажений приспособлена к потребностям общества в новых исторических условиях.
Разносторонней и глубокой по содержанию была литературное наследие Северина Боэция. Он создал учебные пособия и комментарии по арифметике, геометрии, музыки и т.д. Чрезвычайное внимание философ уделил развитию системы средневековой образования. Поскольку языке культуры стала латина, он заботился о создании латино-язычных учебников из различных отраслей знаний - арифметики, геометрии, астрономии, музыке. Учебники самого Боэция и созданные во времена его жизни другими авторами использовались для обучения в течение всего Средневековья. Еще в XVIII в. у студентов Оксфорда его труд "Наставления к музыке" была настольной книгой.
Боэций очертил круг проблем и понятий средневековой логики, среди которых центральное место принадлежит універсаліям (общим понятием). Для философии эта проблема стала камнем преткновения, мерилом истинности, а также критерием идеологической оценки. Ведь в зависимости от трактовки проблемы универсалий человека в этот период могли причислить к еретикам, с которыми церковь беспощадно боролась.
Ярким представителем средневекового христианского мировоззрения был Флавий Мат Аврелий Кассіодор (ок. 490 - ок. 585). Знание греческой и римской античной культур, занятия божественными и светскими науками, прекрасное римское воспитание способствовали формированию личности Кассіодора как самого непродуктивного ученого и писателя Средневековья. Среди его произведений особое место занимают "Аварии". их называют первой энциклопедией Средневековья, что вмещала сведения о историческое, политическое, государственное, экономическое, социальное, культурное жизни, военное дело, обычаи остготского общества.
Отойдя от государственных дел, Кассіадор вернулся в свое поместье на юге Италии и основал там монастырь, который сыграл важную роль в формировании средневековой культури2. Три элемента структуры монастыря Кассіодора как ячейки духовных традиций и знаний стали обязательными для всего Средневековья: библиотека как хранилище книг и рукописей; скрипторий как мастерская письма для размножения и распространения рукописей (для нужд монастыря и на продажу); школа как учебное заведение.
Уже в XIII в. обществу была необходима философия природно-гуманистической направленности, мировоззрение, в котором можно было бы найти картину мира и практические рекомендации для деятельности людей. И такой философией для стран Западной Европы стал аристотелізм. Именно он принес с собой знания в области ботаники, зоологии, астрономии, других естественных наук. Уже в IX-X вв. эти знания формировались такими средневековыми учеными, как Аль-Фараби, Аль-Біруні, Авиценна. Однако распространение их в арабской интерпретации грозило церкви, подрывало основные догматы католицизма. Учение Аристотеля с официальной философией католицизма соединил выдающийся средневековый философ и теолог, монах ордена доминиканцев доктор Фома Аквинский (1225 или 1226-127А).
Основным принципом философской системы Ф. Аквинского были "гармония" веры и разума. В своих основных трудах "Сумма против язычников" (1261-1264) и "Сумма теологии" (1265-1273) он провозгласил бога творцом и управителем мира, считал высшим принципом познания истины "одкро-вення", рассматривал философию как "служанку теологии", провозглашал также примат церковной власти над светской. В 1323 г. Ф. Аквинского были канонизированы, а в 1879 г. его схоластическое учение было провозглашено единственно истинной философией католицизма.
Ведущими средневековыми философами были также Августин Аврелий, Ансельм Кентерберийский, Франциск Асизкий и т.д. Они разрабатывали вопросы эстетики, ее главных категорий. Так, понятие прекрасного для них ассоциировалось прежде всего с Божественным происхождением красоты. По образу Бога выводили также категорию возвышенного, что запечатленное в величественной архитектуре средневековых соборов. Трагическое в средневековом мировоззрении и искусстве уособлювалось в страданиях Христа как элемент трагедии утешения: "Страдаешь не ты один, а за страдания земные тебя ждет райское блаженство". Комическое в понимании философа М. Бахтина связано со средневековой карнавальной культурой - народное празднично-сміхове восприятия мрачной действительности, противостояние обыденности, что породило такой своеобразный универсальный жанр, как пародия.
Средневековая система образования начала складываться в конце V - в начале VI в. Как и в пізньоантичних школах, основу воспитания и образования составляли семь свободных искусств, которые делились на две группы: трівіум (от лат. trivium - три пути) и кегичівський агрошляхбуд (от лат. quadrium - четыре пути).
В первую группу входили грамматика - умение читать, понимать прочитанное, писать; риторика - умение произносить речи; диалектика - умение вести спор путем аргументов и их опровержений. Вторую группу составляли арифметика, геометрия, астрономия и музыка как числовые соотношения, которые лежат в основе мировой гармонии. В философской традиции Средневековья такое разделение начал Боэций, в трудах которого трівіум определяется как система гуманитарных, а кегичівський агрошляхбуд - естественных знаний.
Перенос образовательных традиций античности на грунт средневековой Европы способствовало процессу становления и развития тогдашней системы образования. В монастырских и соборных школах IX, ст. в крупных городах Германии, Франции и Италии преподавания строилось по схеме "тривиум - кегичівський агрошляхбуд". Некоторые из этих школ стали ведущими центрами схоластических исследований и средневековой культуры в целом.
В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы открыт первый университет (1088). Его деятельность способствовала возрождению норм римского права. Здесь учились тысячи студентов со всех уголков Европы. Начиная с ХП вв., университеты возникают в других странах Европы. Первый английский университет открыт в Оксфорде (1167), затем-в Кембридже (1209). Первым французским университетом стал Парижский университет (1160), состоявший из четырех факультетов: искусств (общеобразовательного), медицинского, юридического и богословского. В ХШ в. открываются университеты в Испании (Саламанка), Италии (Неаполь). В XIV в. была основана Пражский, Краковский, Гейдельбергский, Кельнский и Ерфуртський университеты. В конце XV в. в Западной Европе действовало 65 университетов, большинство из которых основано с санкции римской курии. Католическая церковь поддерживала высшее светское образование.
Преподавание во всех университетах Европы велось на латыни. Оно осуществлялось в форме лекций и диспутов, в которых активное участие принимали как профессора, так и студенты. В университетском курсе "свободных искусств" главное место принадлежало логике, которая со временем вытеснила грамматику. Математику, геометрию, астрономию и музыку преподавали далеко не во всех университетах. Большое значение придавалось изучению права как канонических, так и римского. Средневековая университетская наука имела название схоластики, характерной чертой которой была попытка опереться на церковные авторитеты, совместить теолого-догматические посылки с раціоналістичними принципами и интересом к формально-логических проблем.
В эпоху Средневековья своего значение приобрела наука, преимущественно имела умозрительный характер. Лишь в эпоху позднего Средневековья началось изучение природы как таковой, не только как Божьего блага, но и совокупности явлений, которые можно познать разумом. Это дало толчок к развитию таких наук, как астрономия, физика, биология, химия и медицина. Начиная с ХНЕ ст., большое распространение в Европе получила алхимия (главной целью ее был поиск "философского камня", что превращает металлы в золото).
Занятия алхимией отвечали религиозному мировоззрению того времени, который включал мистика, оккультизм, веру в добрых и злых духов, при содействии которых можно получить искусственные вещества. Несмотря на иллюзорность целей алхимии, ее можно квалифицировать как прототип химии благодаря интересу алхимиков до превращения веществ и изучение их свойств.
Широкую известность приобрел Альберт Великий (1193-1280) монах-доминиканец, "доктор універсале", который большую часть жизни посвятил занятиям по философии, магии, астрологии, алхимии. Он учился в Падуанском, Болонском и Кельнском университетах. С 1245 г. работал в Париже. Стал широко известным лектором и часто вынужден был выступать на большой городской площади, поскольку все желающие его слышать не вмещались в помещениях. Большую часть работ Альберта составляют комментарии произведений Аристотеля. Поняв, что остановить проникновение античного способа мышления в культуре Западной Европы невозможно, ученый применил его для обоснования христианства. С XIV в. ученый удостоен звания Большой.
Основы экспериментального метода в науке были заложены философом, природоведом, профессором Оксфордского университета, монахом-францисканцем Роджером Бэконом (ок. 1214-1292). Он работал в области математики, оптики, астрономии, алхимии и предсказал многие научных изобретений.
Во времена Средневековья накапливали также медицинские знания, их теоретический развитие началось в Европе с ХП-ХШ вв., что связано прежде всего с деятельностью талантливого представителя Салернського университета Арнольда с Вілланови. Его поэма "Салернський кодекс здоровья" (1305) содержит много интересных мнений относительно использования лекарственных трав как медицинских и косметических средств, рационального питания и т.д.
В соответствии с запросами времени в этот период возникают специальные учреждения для лечения больных и раненых, оказываются и изолируются инфекционные больные. Крестовые походы, сопровождавшиеся миграцией больших человеческих масс, способствовали опустошительным эпидемиям и обусловили появление карантинов (от франц. quarant - сорок, 40-дневный срок изоляции) в Европе. Открывались монастырские больницы и лазареты.
Важная роль в духовной жизни Европы в XI-ХШ вв. принадлежала литературе. Средневековый героический эпос представлен такими литературными произведениями, как французская "Песнь о Роланде", немецкая "Песнь о Нибелунгах", испанская "Песнь о Сиде" и т.д.
Именно во времена Средневековья окончательно складывается образ Рыцаря (от нем. Ritter - воин-всадник; пришло в русский язык из старопольской и чешского языков и фиксируется в польском и чешском вариантах с последней четверти XIV в. ) как модели, формируется "рыцарский кодекс чести", что олицетворял ряд непременных - согласно ценностей эпохи - добродетелей. В целом рыцарь должен быть храбрым воином, верно служить сеньору, защищать слабых и обиженных, бороться за христианскую веру, проявлять щедрость, с уважением относиться к поверженному противнику. Со временем этот кодекс дополнился куртуазністю (от франц. courtois - любезен, вежлив) - средневековой концепцию любви согласно которой отношения между Прекрасной Дамой и Рыцарем отмечаются любезностью, вежливостью, радушием и уравновешенностью. Кодекс куртуазности и собственно рыцарской поведения определял отношение к женщине: это такое же служение Прекрасной Даме, как и своему сеньору. Рыцарь посвящает Даме свои стихи, ради нее участвует в военном турнире, воспевает ее красоту и добродетель.
Рыцарь должен быть сильным, иначе не смог бы носить доспехи весом 22 килограмма. Рыцарь должен непрестанно заботиться о славе, а слава требует все новых испытаний. Герой романа Кретьена де Труа "Ивен, или Рыцарь Льва" должен оставить сразу после венчания жену, потому что вынужден немедленно отправиться в поисках приключений и битв. Друзья пристально следят за тем, чтобы он не развратился в праздности и помнил, чего требует от него его слава. "Если здесь война, я здесь останусь", - говорит Рыцарь в одной из баллад известного поэта-песенника Марии Французской.
Особое явление рыцарской культуры - музыкально-поэтическое творчество трубадуров, труверов, мінезингерів. Так назывались исключительно благородные рыцари, сеньоры Прованса, севере Франции, Германии, которые писали стихи и песни. Центрами их творчества были не дворцы, монастыри, соборы, а именно замки позднего Средневековья.
Культурное лицо Европы трудно представить без рыцарского замка - его внешнего вида, его дворца, жизнь его обитателей. Рыцарь-поэт ни в коем случае не развлекал и не забавлял гостей хозяина замка - для этого были артисты и жонглеры (жонглерами в средневековой Франции называли странствующих комедиантов и музыкантов), а также менестрели. Они обслуживали, а трубадур или мінезингер - служил своему Королю, Прекрасной Даме, Поэзии. В целом тематика и философия их поэзии, лежали за пределами религиозных идей, переживаний, церковного искусства.
Расцвет творчества провансальских трубадуров приходится на конец XI-XII ст. - начало ХНЕ ст. Конечно прованская музыкально-поэтическая лирика родилась не на пустом месте: на творчество рыцарей-песняров большое влияние имела итальянский, арабский, арабсько-испанская поэзия. Большинство трубадуров, как и мінезингерів, происходили из старинных и богатых семей и имели высокие титулы. Среди родовитых трубадуров - граф Оранский (XII в.), граф Ангулемський (XII в.), крупный феодал Гільйом IX.
Трубадуры чаще всего были певцами, но сами писали только стихи. Музыку, как правило, использовали чаще всего из народных песен. В мировой культуре хранится две с половиной сотни песен, авторами которых были четыре десятка известных трубадуров.
На севере Франции и на территории современной Бельгии рыцари поэты-певцы, которые выступали в замках, назывались труверами. Знаменитыми труверами были граф Шампанский (1201-1253, pp. с 1234 г. был одновременно королем Наварським), Кретьен де Труа (XII в.), Адам де ла Алль (XIII ст.) и др. Среди труверов, так как и среди трубадуров, были и известные женщины, например, Мария Французская, которая жила во второй половине XII в. при английском дворе.
В лирике соревноваться с трубадурами трувери не могли. Однако они воспевались созданием стихотворных куртуазным романов и драм. Творчество труверов - литературная и музыкальная - более профессиональная. Трувери были духовными лицами, дипломатами, библиотекарями, історіографами, законотворцами. Таким образом, трувери, в отличие от рыцарей, были преимущественно замковой интеллигенцией. Понятно, что они были образованнее за трубадуров - знали латынь, иногда даже древнеримских поэтов, эпические легенды, философию и богословие. Многие из них учились в университетах и монастырских школах.
Одновременно с труверами во Франции, Германии расцветает творчество мінезингерів - певцов величественного любви (minne). Этот термин ввели ученые XVIII ст. Мінезингери появились в Германии в XIII ст., и большая часть их песен также создана в XIII ст. Чрезвычайно большими и известными среди них были император Священной Римской империи Генрих VI, германский король Конрад IV (ХНЕ ст.), Крафт фон Тоггенбург, обладатель больших земель в Австрии и Швеции. Однако самыми знаменитыми мінезингерами были выходцы из бедных рыцарей: Генрих фон Морунген (нач. XIII ст.), Вольфрам фон Эшенбах (XIII в.), легендарный Тангейзер из Баварии (XIII в.), Готфрид Страсбурський - автор известного романа про Тристана и Изольду. Особый жанр мінезингерів - крестовая песня (Kreuzlied), которая призвала к участию в крестовом походе или отражала переживания крестоносца.
Появление городов, паломничество и крестовые походы сыграли большую роль в развитии не только европейской экономики и торговли, но и искусства и культуры. Преобладание культовых зданий было связано с той исключительной ролью, которую в жизни общества играла церковь. Под ее влиянием начали устанавливаться правила изображения библейских сюжетов (каноны), обязательны для каждого художника. Церкви и дворцы украшались росписями и мозаиками, случались в храмах и скульптурные изображения.
Среди архитектурных сооружений в романскую эпоху (Х-ХП вв.) были особенно распространенными рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм. Во время междоусобных столкновений и войн каменные стены защищали от нападений. Поэтому здания романской эпохи внешне были похожи на крепости: приземисты, имели массивные стены, узкие окна, высокие башни.
Романское искусство полно раскрылось в архитектуре церковных зданий, их живописном и скульптурном убранстве. Романском храма присуща строгая, величественная красота, он отмечается массивностью и торжественным мощью. Здания имели массивные перекрытия, каменные своды, толстые стены, небольшие оконные проемы. Сооружения накривалися черепицей по типу "рыбьей чешуи", хорошо известной еще римлянам. Окна сначала не вставляли, а перенимали резными каменными решетками и с целью безопасности размещали как можно выше над землей. Романская-архитектура - характерный пример рационального художественного мышления.
Каменная резьба украшала внешние стены соборов. Оно состояло из растительного и зооморфного орнамента, изображений сказочных чудовищ, экзотических животных, зверей и птиц, сплетающиеся шеями или хвостами - мотив заимствованный с Востока. Иногда они содержали экспрессивные фигуры людей. Статуи на фризах - приземисты, а на столбах и колоннах имеют удлиненные пропорции. В них заметна важкуватість и массивность, нарушение пропорций человеческого тела.
Для романского стиля характерно отсутствие программы в размещении декоративных мотивов - геометрических, "звериных", библейских. Одни объясняют это нестабильностью мировоззренческой картины, двовір'ям средневековой эпохи, другие считают, что вся фантасмагорическая фауна - кентавры, сфинксы, грифоны, львы и гарнії не несут никакого символического нагрузку и имеют преимущественно декоративный характер. Интерьер романского храма слабо освещен. Кроме скульптур, он украшался мозаикой и фресками, что не дошли до нашего времени, за исключением оригинальных по стилю и удивительных по экспрессии каталонских фресок, которые впоследствии вдохновляли Эль Греко и молодого П. Пикассо.
Моделями храмовой романской архитектуры считаются собор Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивалі, Велезі, Арле (Франция), Вормси, Майнце, Шпайер (Германия), Оксфорде, Винчестере, Норичі (Вели-кобританія) и в других европейских странах. В Украине романскими чертами особенно обозначена архитектура и росписи Круглой церкви с Горцы возле Ужгорода. В конце XIX ст., когда в архитектуре воцарилась эклектика, элементы романского стиля использованы в некоторых сооружениях г. Черновцы (Центральные корпуса Черновицкого государственного университета).
Было бы неправильно рассматривать романское искусство как сугубо западный стиль. Знатоки видели в нем сильные азиатские, в том числе византийские и персидские, влияния. Однако главную роль в формировании средневекового искусства сыграли совместные греко-кельтские истоки, норманнские, славянские элементы. В романском искусстве через его неоднородность выделяли также множество региональных школ, например, ломбардскую, саксонскую, тосканскую.
В XIII-XV вв. культуру Европы в значительной мере формирует готика (от франц. gotiquc - название германского племени готов. Этот термин возник в Италии в эпоху Возрождения, когда сложилось представление, что стрельчастая арка средневековой архитектуры происходит от формы гостроверхого шатра готских племен, которые вроде бы строили его, связывая кроны деревьев.
Новый стиль небезосновательно называют "французской манере", или "французским искусством", в связи с тем, что он появился в 40-х годах XII в. в северо-восточной части Франции. Начало готики связан с перестройкой церкви аббатства Сен-Дени по инициативе аббата Сюжера (1088-1151). Приглашенные им с "всех частей королевства" художники и строители начали селективный процесс, который привел к синтезу всех французских региональных стилей, следствием чего стало появление готики. Аналогичные тенденции прослеживались и на территории современной Бельгии и Швейцарии, несколько позже-в Германии.
Факт рождения готики считается кульминацией романского искусства. Этот фантастически изысканный стиль четыре века господствовал в Европе от Северного до Средиземного моря, оказавшись в архитектуре, скульптуре, мебели и одежде. При всех национальных особенностях готики ей, в отличие от предыдущего романского искусства, присущая стилистическое единство. Готика является художественным выражением духовной, а именно - религиозной сплоченности народов средневековой Европы, несмотря на политическую борьбу между ними и экономическое противостояние. Она концентрированно выражает общий дух Средневековья при всем разнообразии племенных, этнических и региональных особенностей, присущих тогдашней Европе. Недаром ее поздний разновидность называется стилем интернациональной готики.
Особенностью готической строения является стрельчастая арка, что играет не только декоративную, но и принципиально значимую конструктивную роль. Она облегчает каменные своды романских строений. Система арок, аркбутанов и контрфорсов творили каркасную систему, в которой стена как конструктивная часть здания становилась как бы лишней, она превращается в простенки с большими окнами. Новый подход давал возможность строить сооружения невиданной ранее высоты, перекрывать широкие пролеты.
Каркасная система готической архитектуры позволяла создавать высокие и объемные интерьеры соборов и делать огромные окна с многоцветными витражами. Направленность собора вверх подчеркивалась гигантскими "мережаними" башнями, высокими стрельчатыми арками, окнами и порталами (от лат. porta - двери, ворота; архитектурно выделенный на фасаде вход в здание), многочисленными декоративными деталями.
Замена глухих стен огромными окнами привела к тому, что роспись стен, характерный для романских соборов, уступает место скульптуре и витража. Витраж - своеобразный вид живописи, в котором изображение состоит из разноцветного, соединенных узкими полосами из свинца и охваченного железной арматурой стекла. Витражи, размещенные в оконных проемах, были такими тяжелыми, что держались в гнезде без закрепления. Самые эффектные витражи в Сент-Шапелі, Шартре (Франция).
Моделями готики соборы во Франции (собор Нотр-Дам в Париже, соборы в Реймсе и Амьене), в Германии (собор в Кельне), Голландии, Италии, Испании, Чехии (собор св. Вита в Праге), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Польши (костела Девы Марии в Гданьске и Кракове), в Австрии (собор св. Стефана в Вене); великолепные модели готики в Таллине, Риге, Вильнюсе. Из многочисленных готических памятников некультового строительства выделяются ратуша в Брюсселе, отель "Клюни" и некоторые улицы в Париже.
Общепризнанным вкладом средневекового искусства в мировую культуру считается искусство театра. Еще в конце раннего Средневековья на площадях и улицах городов проходили спектакли странствующих актеров - фокусников и акробатов, танцоров и музыкантов. В этих спектаклях царил веселый дух ярмарки, раскованного шутки. В XIII-XIV вв. появляется новый жанр средневековой театрального представления - миракл (от лат. miraculum - чудо), драматическая интерпретация библейских легенд о святых и Деву Марию.
Вершиной средневекового театра есть мистерия (от лат. mysterium-тайна). Расцвет этого жанра приходится на позднее Средневековье - примерно XV ст. В мистериях участвовало почти все население города: одни - как актеры (до 300 человек и более), другие - как зрители. Представление ко ярмарок, торжественных событий. Сюжеты брались из Библии и Евангелия. Действо длилось с утра до вечера на протяжении нескольких дней. Мистерия, как образец площадного действа, обращенного к большой аудитории, выражала и народные, земные ценности, и систему религиозных взглядов. Эта внутренняя противоречивость жанра вскоре привела к его упадку, а позже - и до запрета церковью.
Другим популярным видом театрального действа были моралите (от франц. moralite - нравственность) - самостоятельные пьесы поучительного характера. Играли моралите на открытом пространстве. На верхнем ярусе сцены располагались небесные сферы, населенные ангелами. Аллегорические фигуры, разделены на два лагеря, появлялись с противоположных сторон. Общим знаменателем моралите является идея о том, что страдания и сдержанность вознаграждаются на небе, а жестокость и жадность ведут в ад. Итак, в спектаклях площадного театра отразились жизнелюбие средневекового человека, ее веселая дерзость и жажда чуда-вера в победу добра и справедливости.
Средневековье стало эпохой развития многочисленных ремесел и появления важных изобретений. Так, с XI в. в строительный обиход вошли обожженный кирпич, плитка, черепица. С XII в. в Европе были освоены новые технологии обработки металлов: сварка, термическая обработка, ковка, штамповка, вытягивания, гибки, шлифовка, чеканки, а впоследствии, в XIII в., - строгание, сверление, точение и полировка. Развивалось производство стекла, витражей, зеркал. В XII в. появились ткацкий и токарный станки, в XIV-XV - зубчатые передачи, сверлильный станок, подъемный кран, огнестрельное оружие. Произошли изменения и в судостроении: на смену однощогловим кораблям пришли багатощоглові - каравеллы (XV ст.). В повседневный обиход вошли очки и часы, которые стали настоящими событиями в истории Средневековья.
Средневековье сыграло важную роль в культурном развитии Европы. В этот период начали создаваться европейские нации и национальные языки, возникали города, вместе с ними - ремесла, торговля, создавалась многогранная цивилизация, которая сформировала лицо современного европейца.



Назад