Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

3. Культура и дохристианские верования древних славян


На рубеже III и II тыс. до н.э. с индоевропейской общности выделяется гсрмано-балто-славянская группа, что дает основания утверждать о начале праславянской истории. В течение длительного времени на украинских землях формировалась праслов'янська культура, и в этом процессе значительную роль играли, с одной стороны, традиции автохтонного этноса, с другой, - культурные связи с соседними народами.
Существенные изменения в истории древних славян приходят в i тыс. н.э. Это связано с их большими расселением, что стало весомым фактором в формировании этнокультурной и политической карты славянских народов на территории Центральной и Восточной Европы. Наиболее ярко творческий гений древних славян на территории Украины оказался в зарубинецькій (II в. до н. э. - II в. н.э.) и черняхюськт' (II-V вв. н.э.) культурах.
Славяне традиционно развивали земледелие - ведущую отрасль хозяйства в течение длительного времени. Оно было пахотным, но экстенсивным. Участки эксплуатировались до полного истощение. их плодородие восстанавливалась путем длительного или кратковременного перелогу - в зависимости от потребностей хозяйства. Переход к интенсивного землепользования состоялся в VIII в. в связи с улучшением климатических условий и увеличением народонаселения. Неотъемлемой составляющей возделывания почв, особенно в Полесье, была підсічна система - средство расчистке новых земель под посевы.
Прогресс в земледелии сопровождался совершенствованием сельскохозяйственных орудий труда. На рубеже новой эры носители зарубинецкой культуры пользовалось деревянной сохой, а черняховке - плужним сохой с железным наральником и череслом. В VIII-X вв. увеличиваются их размеры, совершенствуется конструкция в направлении к переворачиванию підрізаного пласта, увеличивается глубина пахоты до 10-15 см. Собирали урожаи небольшими серпами, известные и железные косы. На VIII-X вв. приходится массовое использование жерновов. Широкое использование плуг с железным лемехом повышало производительность земледельческой труда, значительно увеличивало качество обработки земли и спряло освоению целины.
Составной земледелия было животноводство и птицеводство Уже в первых веках новой эры появились пружинные ножницы для стрижки овец. Среди промыслов, которые также занимали определенное место в хозяйстве земледельцев, следует назвать охота. От него имели дополнение к продуктам питания и получали меха и кожу для шитья одежды или обуви. Шкурки пушистых зверей часто шли на обмен. По свидетельству восточных авторов, в i тыс. н.э. мех был одним из самых ходовых товаров, которым торговала славянское население на причерноморских и прикаспийских рынках. Хазары получали дань от славянских племен также мехом. Одним из древнейших занятий славян было бортничество - сбор меда диких пчел.
Развитие земледелия определил прогресс других отраслей хозяйства, в том числе и ремесел: металлургическая дело, ковка, гончарство, обработка дерева, кожи, камня, прядение, ткачество, виноделие, мукомольное производство. Ведущим в хозяйственной жизни восточных славян было железное изделие (извлечения железа и его обработки), что одно из первых выделилось в отдельную отрасль. Поражает ассортимент железных изделий, их достаточно высокий технический уровень. Древнеславянскому металлургам была известна сталь и различные способы ее испарения. В VII-IX вв. у славян появляются специальные поселения металлургов.
Значительных успехов достигло гончарство. Керамику зарубинецкой культуры производили вручную из черной глины, а черняховской - из серой глины при помощи гончарного круга. Начиная со II в. н.э., гончарное производство становится массовым, ориентируясь на рынок. Особенно высоким техническим уровнем отмечалась черняховская керамика (каждая обжиговая печь могла единовременно пропустить около сотни изделий). ей была присуща высокая художественная качество в оформлении керамических изделий. Керамические изделия украшались причудливым орнаментом и изображениями, которые имели не только эстетический, но и магический смысл. Отдельные экземпляры являются настоящими произведениями декоративного искусства.
Важное место в производственной деятельности славян занимала деревообрабатывающая дело. Археологические находки дают основание считать, что токарный станок, появившись в III-IV ст., уже не исчезает с производства. Деревообработка достигло высокого уровня специализации в области строительной и столярного дела.
В середине i тыс. н.э. значительного расцвета приобрела ювелирное дело. Ассортимент изделий достигал сотни самых разнообразных предметов, которые вписываются в круг евразийской группы ювелирного искусства. В VI-VII вв. появляются выемчатые эмали, пальчатые фибулы, применяются сложные технологии: чернь, зернь, филигрань, инкрустация, различные виды позолоты. Рядом со штампованными ювелирными изделиями массового потребления изготавливались высокохудожественные вещи из золота и серебра, выполненные в сложных технологиях.
Территория между Днепром, Карпатами и Дунаем довольно густо заселялась давньоукраїнськими племенами. Поселения располагались на расстоянии 3-5 км. Здесь были простые дома из дерева и глины, покрытые соломой и камышом. Все здания прятались за земляным валом, огороженим большими острыми кольями; строили деревянные башни и укрепления. Так возникали города-городища (от слова "городить"). Отсюда происходит старославянское название города - град.
Животворным источником и основой духовной культуры славян была устное народное творчество, которое зародилось в давние времена. В замечательных поэтических произведениях - исторических и обрядовых песнях (свадебных, погребальных и т.п.), в сказках, заклинаниях, загадках, поговорках, былинах - народ воспевал свой труд, любовь к родной земле, ее защитников, непримиримость к несправедливости и лжи, изливал свою радость и печаль.
Особая страница духовной культуры славян - мифология. Жизнь славян большой степени зависело от природных явлений. Они обожествляли природу, наделяли ее человеческими свойствами. Особый интерес представляет Збручский идол, что является своеобразным изображением целого пантеон языческих богов.
Стовпоподібна трехъярусная конструкция Збручанского идола и иерархичность его отдельных частей иллюстрируют космогонические представления восточных славян. Вселенная распределялся ними на небо - мир богов, мир - мир людей и подземный мир. Главное место среди изображений верхнего яруса занимает богиня плодородия, бог Перун, изображенный как воин с саблей, и еще две фигуры с суровыми глазами. Богов верхнего яруса объединяет шапка, что, возможно, отражает разные ипостаси единого славянского бога. В среднем ярусе изображена земля с хороводом женщин и мужчин, в нижнем - подземные боги.
Мифологические персонажи по характеру связей с коллективом, важности для человека делятся на несколько уровней. До наивысшего уровня принадлежали боги с самым общим функциями (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-естественная). В таких богов относится главный бог у славян-язычников - Солнце, или Дажбог. Позже - это Хоре. В честь Солнца славяне устраивали большой праздник летом, когда были самые длинные дни. Богом грозы считался Перун, бог ветра - Стрибог, покровителем скотоводства - Велес, богом огня и кузнечного - Сварог, богиней мудрости и красоты - Лада.
В дохристианскую время для славян было характерно объединение доброго и злого начала в образе одного и того же бога. Например, образ Велеса олицетворял как добро (покровитель скотоводства), так и зло (демон, который приносит смерть).
До следующего уровня могли относиться божества, связанные с хозяйственными сезонными циклами, обрядами и целостностью закрытых коллективов. Это - Род, Ярило, Купала, большинство женских божеств, из-среди которых выделяется Макоша.
Более низкий уровень за функциями, что их выполняли божества, был найабстрактнішим, поскольку характеризовал общие понятия: Судьба, Горе, Смерть, Правда, Обида и т.д. Большинство из этих мифологических персонажей входило в сказочных сюжетов. Сказочные герои вероятно, выступали как участники ритуальных действ в их мифологическом образе: баба-яга, кощей, чудо-иудеи и др.
Самый низкий мифологический уровень представлен неіндивідуалізованими существами: духами, нечистью, животными, растениями, источниками, горами, камнями. Они пространственно сосуществовали с человеком и уособлювалися домовыми, лешими, водяниками, русалками, нимфами, кікіморами и т.д.
Человек вписывалась в мифологический мир, была его составляющей. Однако с окружающей мифологического среды выделяла ее наличие души, духа. Универсальную, синтезированную функцию, которая согласовывала все міжрівневі отношения, выполняло райское дерево. У него приносили жертвы, оно объединяло мир людей и мир богов, землю и небо. Это было мировое дерево, мировая ось, центр мира и воплощение мира в целом. В фольклорных текстах, пословицах, загадках, обрядах, заговорах в этом образе выступает Теплые края, райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. Трем главным частям райского дерева отвечали разные животные: ветвям и верховіттю - птицы, стволу - пчелы, корням - пресмыкающиеся и т.д.
У восточных славян-язычников не было храмов. Деревянные изображения богов стояли под открытым небом. Сюда люди приносили дары. Вокруг них танцевали и пели, просили богатого урожая, удачи на охоте, хорошей погоды. Главными праздниками у славян были Новый год, Масленица, Ивана Купала. Эти и другие праздники олицетворяли различные важные события в жизни людей. Отображая определенные времена года, они утверждали глубокую веру в добро и счастливую жизнь, радость, победу над врагом и нечистой силой.
После принятия христианства у славян новый год совпал с Рождеством и Святки. Люди составляли колядки - песни-пожелания, гадали о будущем урожае и судьбу, девушки мечтали узнать имя своего суженого. Древние славянские праздники дошли и до наших дней - Коляда, Ивана Купала, встреча весны.
В сложных исторических условиях славянские народы создали самобытную культуру, которая стала основой их консолидации, возникновение государственности, сохранение и приумножение духовных традиций. Древняя славянская культура на украинских землях формировалась в течение длительного времени; в этом процессе значительную роль играли, с одной стороны, традиции автохтонных народов, прежде всего антов, с другой, - культурные связи с соседними народами. Эта культура характеризуется целостностью и самобытностью. На ее основе возникла культура Киевской Руси.



Назад