Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

2. Ренессансный титанизм и его проявления


Исследователи западноевропейского Ренессанса как целостного явления основное внимание уделяют преимущественно Раннем, Высоком и Позднем Возрождению. Принято такую схему периодизации европейского Возрождения: 1) Перед-возрождение (вторая половина XIH-XIV ст.); 2) Раннее Возрождения (XV ст. - 80-е годы); 3) Высокое возрождение (1490 - 1530); 4) Позднего Возрождения (1540 - начало XVII вв.).
Передвідродження, или Проторенесанс, закладывает фундамент европейского Ренессанса. Италия фактически выступает единственным очагом новой культуры, которая формируется из элементов, византийской, романской арабсько-мусульманской культур. Обращение к античности является как бы главной движущей силой Передвідродження, оно ощущается в творчестве всех выдающихся мастеров этого времени. Главный центр Проторенесансу - Флоренция, экономически развитая и политически независимая.
Великий флорентиец Данте Алигьери (1265-1321) выступает как первый европейский поэт-гуманист новой эпохи. В 1293 г. создает сборник сонетов и прозы "Новая жизнь", а через несколько лет спустя - поэма "Божественная комедия". Автор далек от прославление аскетических идеалов официального христианства. Своими произведениями Данте закладывает основы нового мировоззрения - интерес к человеку, "ибо из всех проявлений божественного ума человек - величайшее чудо".
Другой выдающийся флорентиец, художник и архитектор Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 - 1337) входил в окружение Данте, возможно, даже был его другом. С именем Джотто связана новая реалистичная концепция живописи, открытие законов перспективы, трехмерного пространства, пластического трактовка фигуры. В росписях на стенах флорентийской церкви Санта Кроче, знаменитых фресках капеллы дель Арена в Падуе художник создает образы героев, наделенных чувством собственного достоинства, мужеством и благородством.
Творчество "короля поэтов" Франческо Петрарки (1304-1374) становится вершиной Проторенесансу. По своим интеллектом, всесторонней образованности, универсальностью он мог бы стоять в первом ряду титанов Высокого Возрождения.
Петрарка родился в городке Ареццо. Его отец, друг Данте, находился в изгнании во Франции, куда впоследствии переезжает и семья. Франческо учился в университетах Монпелье и Болонском. В тридцатилетнем возрасте снискал славу одного из лучших знатоков античности и латыни. Большое впечатление произвела на Петрарке поездка в Рим, где он изучал античную культуру и начал работу над поэмой "Африка" из истории римского государства времен борьбы с Карфагеном. Слава поэта в культурных и политических кругах Европы постоянно росла. Восстанавливая древнеримскую традицию, поклонники Петрарки в 1341 г. увенчали его на капитолийском холме лавровым венком короля поэтов. В следующие несколько лет вышли сборник сонетов "Канцоньере" ("Книга песен"), где воспевается земная любовь поэта к мадонны Лауры, звучат патриотические мотивы. Петрарка вел уединенный образ жизни интеллектуала, переписывался со многими известными политиками Европы, в отдельных случаях выполнял дипломатические поручения, переводил и комментировал неизвестные манускрипты с произведениями античных философов и писателей.
Петрарке справедливо считают первым европейским гуманистом. Ему не безразлична судьба Италии и ее народа, который, по мнению поэта, находился в плачевном состоянии через необразованность и некультурности. Достоинство человека должны составлять собственные деяния на пользу общества, занятия науками и образованность. Эти мысли с особой силой звучат в "Письмах к Ціцерона". Своими собеседниками в этой переписке Петрарка выбирает выдающихся людей античной эпохи, которых так не хватало в современном ему мире.
Весомый вклад в развитие итальянской литературы сделал выдающийся писатель-гуманист Джованни Боккаччо (1313-1375). Вслед за Данте и Петраркою он наполнил итальянский литературный язык чувствами и страстями. Всемирно известный "Декамерон" Боккаччо рядом с дотепностями и юмором содержит жесткую сатиру на власть имущих и церковников. Своим произведением выдающийся итальянец заложил основы европейской новеллы и надолго определил развитие этого жанра.
Произведения выдающихся поэтов и писателей Проторенесансу Данте, Петрарки, Боккаччо были известны в Украине с XVII ст. Позже их перевели на русском языке Леся Украинка, Иван Франко, неоднократно упоминаются они в стихах и поэмах Тараса Шевченко, других классиков украинской литературы XIX-ХХ вв.
Если Проторенесанс относят к новой культуры в значительной мере условно, то в эпоху Раннего Возрождения состоят почти все ее основные черты. К концу этого периода Италия удерживает ведущие позиции во всех областях культуры. Итальянский гуманизм приобретает широкого развития, становится настоящей идеологией в обновлении общества, синонимом образованности и культуры отдельного индивида. Происходит бурное развитие искусства, приобретают самостоятельности такие его виды, как живопись и скульптура, отделяются от архитектуры. Во второй половине XV в. создателями культурных ценностей выступают десятки и даже сотни выдающихся личностей, с Флоренцией начинают соревновались другие культурные центры.
Реформаторами искусства начала Раннего Возрождения считается "флорентийская троица": художник Мазаччо (1401-1428.), скульптор Донателло (1386-1466), архитектор Брунеллески (1377-1446).
Последовательно воплощал антропоцентрические и гуманистические идеалы Возрождения в искусстве скульптуры Донателло. Образы богов и героев, созданные мастером, полны энергии и могущества, силы и величия. Такова бронзовые статуи "Давид", "Иеремия", "Святой Георгий". В 1453 г. мастер создал первый новочасний конный монумент Европы - памятник кондотьера Гаттамелата в Падуе. Скульптура, по мнению искусствоведов, ни в чем не уступала конном монумента Марка Аврелия - вершине античной эпохи (2 в. н.э.).
Филиппо Брунеллески был не только выдающимся архитектором, скульптором, но и одним из первых ученых инженеров. На строительстве спроектированного им огромного купола Флорентийского собора он применил сконструированы собственноручно подъемные краны, с математической точностью рассчитал все детали одной из крупнейших в мире архитектурных сооружений.
Эпоха Возрождения выдвинула целую плеяду блестящих философов-гуманистов, в трудах которых человек во всех ее проявлениях была основным предметом размышлений. Леонардо Бруни (1370 ли 1374 - 1444), Лоренцо Валла (1405 ли 1407-1457) писали о тесную связь культуры с жизнью общества, каждого отдельного индивида, стремились объяснить существование единого, бесконечного материального мира, исходя из его собственной основы, независимо от Бога. Целый ряд гуманистов осуждают как лицемерие призыв церкви к отказу от земных радостей.
Самым ярким явлением итальянского гуманизма была деятельность флорентийской платоновской академии. Идея ее создания принадлежала известному меценату Козимо Медичи (1389-1464), который ознакомившись с учением Платона, был в восторге от идей религиозного экуменизма и мира. Основателем и душой академии в 1462 г. становится философ, поэт и врач Марсилио Фічіно (1433-1499). Расцвет деятельности академии приходится на 1470-1480, pp. когда в ее состав, кроме Фічіно, входили поэт и философ Пико делла Мирандола, Лоренцо Медичи Великолепный (внук Козимо Медичи, меценат и поэт), поэт Анджело Полициано, молодой Микеланджело Буонарроти.
Большая заслуга Марсилио Фічіно в том, что он перевел почти все труда античного философа Платона, а впоследствии и его последователей - неоплатоників. Фічіно превратил гуманизм на законченную философскую систему, заложил основы христианского гуманизма, сущность которого заключалась в отождествлении Бога с природой и в творческой активности человека, который через мистическое созерцание на высших ступенях своего религиозно-духовного развития может соединяться с Творцом. "Нет ничего значимого на земле, кроме человека, - пишет Фічіно, - нет ничего значимого в человеке, кроме разума и духовности, достигнув этого ты перевершиш небеса". Важным положением гуманистической философии Фічіно является учение о "Всеобщую религию", то есть слияние всех существующих течений церкви в постижении Единого Бога.
Философские идеи Фічіно разделял выдающийся художник конца XV ст. Сандро Боттичелли (1445-1510). Философия М. Фічіно и живопись С. Боттичелли - характерный пример элитарности, изысканности культуры конца XV ст., что было предвестником кризиса Возрождения. В лучших произведениях С. Боттичелли, таких как "Весна", "Рождение Вэнерн", видим мир грез, меланхолию, созерцания красоты природы и идеальных человеческих образов, далеких от реальной жизни.
В Музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко (г. Киев) студенты имеют прекрасную возможность ознакомиться с настоящими шедеврами ренессансного искусства преимущественно Раннего Возрождения. В экспозиции музея находится скульптурный рельеф Донателло "Мадонна с младенцем", картина флорентийца, сторонника философии Фічіно, Якопо дель Селлайо "Орфей и Евридика", картина учителя Рафаэля Перуджино "Мадонна с младенцем", произведения Дж. Беллини, а также мастеров Северного Возрождения.
В период Высокого Возрождения культура достигла наивысшего подъема и молниеносного расцвета, вышла за пределы Италии, развилась в Германии, Англии, Франции, Нидерландах, повлияла на развитие стран Центральной и Восточной Европы. Для Высокого Возрождения характерна прежде всего величие художественных замыслов и масштабность форм. Это была эпоха, которая нуждалась в титанах и родила их. По мощностью мысли, силой характера, по уровню учености и образованности не было равных Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, Дюреру, Тіциану, Еразму Роттердамском. Это люди-универсалии, которые сконцентрировали в своем творчестве весь культурный потенциал не только Ренессанса, но и предыдущих эпох.
Искусство в этот период продолжает удерживать ведущие позиции в культуре. Произведения выдающихся художников отмечаются тенденциями к синтеза и обобщения, стремлением к воплощению общечеловеческих идеалов. Главным художественным центром не только Италии, но и всей Европы становится Рим - духовная столица католического мира. Не дав собственной художественной школы, Рим собирает лучших художников из других центров. Выдающиеся архитекторы, скульпторы, художники выполняют заказ папы, кардиналы, работают над отделкой их дворцов и резиденций, а также церквей, среди которых первое место принадлежит собора св. Петра.
Центральной фигурой этого времени считается Леонардо да Винчи (1452-1519). Круг его интересов и занятий кажется безграничным. Оставив Флоренцию в 40-летнем возрасте, он сначала предлагает свои услуги миланскому герцогу, в письме к которому пишет, что может проектировать и строить мосты, крепости, дальнобойные пушки, боевые корабли, тоннели, трубопроводы и добавляет, между прочим, что умеет ваяти скульптуры и соревноваться с кем угодно в искусстве живописи. Отдавая живописи пальму первенства в "соревновании искусств", художник определял его как универсальный язык воплощение разумного начала, что царит в природе.
Леонардо не оставил после себя законченных научных трактатов, однако его рукописное наследие насчитывает около 7 тысяч листов, где представлены его идеи, наброски технических проектов, наблюдения за природными явлениями и человеком, которые обогатили практически все разделы человеческого знания. Достаточно назвать анатомические и ботанические исследования, наброски проектов металлургических печей, ткацкого станка, подводной лодки, парашюта, танка, летательного аппарата. В известном произведении "Кодекс Леонардо", принадлежащий одному из частных собраний, на восемнадцати листах с астрономическими, геологическими и гидравлическими студиями содержится 360 рисунков автора.
Искусство и наука неразрывны в творчестве Леонардо. Каждая из его картин является соотношением художественного образа с тонкими наблюдениями природных явлений, законов перспективы, геометрических и физических закономерностей. Очевидно, в этом заключается один из секретов "загадочности" леонардових творений, самыми известными из которых являются фреска "Тайная вечеря", созданная в 1495-1497 гг. на стене трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане, картины "Мадонна Литта" и "Мадонна Бенуа" (80-е годы), которые являются украшением коллекции С-Петербургского Эрмитажа, "Мадонна в скалах" (90-е годы) - Национальная галерея в Лондоне, "Мона Лиза" ("Джоконда") (1503), что ныне украшает один из залов Лувра (Париж).
Самое яркое, человечнее и жизнеутверждающее воплощаются ренессансные идеи в творчестве Рафаэля Санти (1483-1520),. Уже в ранних его произведениях мы видим образы прекрасных мадонн, что олицетворяют изначальный идеал женской красоты. Таковыми являются "Мадонна Конестабіле" (1502), "Обручение Марии" (1504). Одной из вершин творчества мастера является "Сикстинская мадонна", написанная в 1515-1519 pp. для церкви св. Сикста в г. Пьяченца, откуда эта картина впоследствии попала в Дрезденской галереи. Трогательный образ мадонны с младенцем можно считать символом всего ренессансного искусства. С тревогой и нежностью обращает молодая женщина свой взгляд в будущее, она приносит в мир своего ребенка, чтобы дарить человечеству надежду на счастье.
Выдающимися творениями Рафаэля есть росписи ватиканского дворца, среди них - фрески: "Диспут", "Афинская школа", "Парнас". Художник предстает здесь не только как мастер композиции и колорита, как монументалист, но и как настоящий знаток истории мировой культуры. Во фресках он сумел достоверно, на основе иконографических и документальных источников воссоздать образы выдающихся людей прошлых эпох - Платона, Аристотеля, Сократа, Диогена, Гомера, Данте и др. Своими шедеврами Рафаэль утверждает неразрывность эпох в истории и культуре человечества.
Героїкою борьбы за утверждение нового, верой в безграничные возможности человека проникнута творчество другого титана Возрождения - Микеланджело Буонарротг (1475-1564) - выдающегося скульптора, архитектора, художника и поэта. В 1501-1504, pp. находясь на службе в Флорентийской республике, мастер создал один из лучших своих шедевров - исполинскую (высотой 5,5 м) статую библейского героя Давида. Пожалуй, ни в один из периодов своей жизни Микеланджело не находился в такой естественной согласии с общественным строем родного города, поэтому не удивительно, что образ Давида стал символом защитника свободы своего народа, символом свободолюбивых, демократических идей флорентийцев.
В 1508-1512 pp. Микеланджело по приказу папы Юлия II расписал стену и потолок Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. Сікстинські фрески, безусловно, основа творческого наследия мастера, один из самых высоких художественных произведений в истории мировой культуры. Площадь росписей, выполненных без посторонней помощи, составляет около 600 кв. м. композиция объединяет триста фигур. Микеланджело смело трактует библейский сюжет о создании мира как героическую поэму, посвященную творческой мощи человека, героизма и силе духа тех, кто стоял у первоистокам человечества. Последним великим шедевром мастера стала мраморная усыпальница герцогов Медичи во Флоренции (1524-1534).
До самых значимых художественных достижений Возрождения следует отнести творчество мастеров Северного Возрождения. Последний термин, введенный в научный оборот сравнительно недавно, касается главным образом достижений искусства Германии, Нидерландов, Франции. Для северных мастеров характерный влияние готических стилевых приемов, идей средневекового мистицизма и спіритуалізму. их образы полны экспрессивности, написанные в манере жесткого исследовательского реализма и натурализма.
Одной из самых выдающихся фигур всей ренессансной культуры был немецкий художник, гравер, теоретик искусства Альбрехт Дюрер (1471-1528). В творчестве Дюрера звучат идеи итальянского гуманизма и немецкой Реформации. В одних своих произведениях он выступает как религиозный мистик (гравюра "Всадники апокалипсиса", 1498), в других - как натуралист-исследователь (акварели "Трава", "Заяц", 1502-1505), философ-гуманист (картина "Четыре апостола", 1526).
Тревожная и трагическая атмосфера Германии времен Реформации находит яркое проявление в творчестве Mamica Himxapdma, которого с XVII в. называют Грюневальдом (1473-1528). Центральным произведением художника является Ізенгеймський алтарь со сценами распятия и воскресения. Подобного по экспрессии и мистикой произведения нет во всем искусстве Возрождения. Лицо распятого на кресте Иисуса искаженно страшными муками, его тело изувечено пытками. Необычным и страшным явлением исследователи называют это произведение художника.
При анализе событий духовной жизни и художественной культуры Европы XVI в. невозможно обойти проблему взаимодействия Ренессанса и Реформации. Реформация (от лат. reformatio - превращение) - общественно-политический и религиозный движение, которое в начале XVI в. охватил Германию, а затем и всю христианскую Европу, был направлен на обновление католической церкви, ее реформирования в соответствии с духовных потребностей новых общественных слоев буржуазии, интеллигенции, образованной аристократии. Реформисты использовали в своей борьбе против церковно-феодальной иерархии широкие народные слои, в том числе ремесленников и крестьян, недовольных своим положением. Остроту своего удара протестанты, как они себя называли, направляли против обогащения церковных иерархов, продажи индульгенций, пышности церковных обрядов и таинств, выступали за ведение проповедей не на латыни, а на понятном народу языке. Так, в ряде стран, где реформистам удалось отстоять свои позиции, возникли протестанские церкви: в Германии - лютеранская, в Англии - англиканская, во Франции - кальвинистской и т.д.
Своими истоками Реформация и Протестантизм обязаны той новой духовной атмосфере, которая царила в Европе как следствие развития идей ренессансного гуманизма. Кроме того, идеология Реформации некоторое время шла рядом с гуманизмом, способствуя разрушению средневековой схоластической системы ценностей, феодально-церковной иерархии.
Впрочем Возрождение и Реформация довольно быстро определили свои разногласия. Лидеры Реформации в основном занимались вопросами веры, им была чужда универсальность гуманистических взглядов на природу и человека, многих гуманистов они считали просто безбожниками. Кальвин, в частности, с подозрением относился к светской учености, признавая, что способен был бы уничтожить все науки, если бы они стали причиной охлаждения христианского благочестия, отступить от Бога.
Не нашли понимание и выдающиеся лидеры этой эпохи - Эразм Роттердамский и Мартин Лютер. В "Еразмі человеческое преобладает божественное", - говорил последний. И все же идеи Реформации и гуманизма прошли через сердца многих художников Германии, Франции, Нидерландов, позже - Польши и Украины, найдя своеобразное переплетение в их творческих достижениях.
В истории мирового искусства одно из самых почетных мест принадлежит нідерландцю Питеру Брейгелю (между 1525 и 1530-1569). Годы творческого взлета мастера приходятся на начало Позднего Ренессанса, но тематикой, глубоким философско-гуманистическим взлетом своих произведений Брейгель принадлежит к Высокого Возрождения. Одним из первых в европейском искусстве художник в своих картинах начал изображать жизнь простых людей, крестьян, за что получил фамилию - Мужицкий. Брейгель - первый пейзажист, в картинах которого природа выступает не в роли фона до основного сюжета, а играет философско-космическую роль ("Охотники на снегу", "Жатва", 1565).
В период Высокого Возрождения продолжает развиваться гуманистическая мысль. ее высшим достижением была философия и практическая деятельность выдающегося голландского гуманиста Эразма Роттердамского Дезідерія (1469-1536), которого без преувеличения можно назвать "гражданином мира". Он жил и работал в Италии, Нидерландах, Франции, Англии, Швейцарии, поддерживал тесные научные отношения и переписывался с представителями тогдашней европейской интеллектуальной элиты. С произведениями Е. Роттердамского, что выдержали много изданий на разных языках, были знакомы ученые, философы и политики во всех странах континента. Среди самых известных работ - "Апофтегмата" - сборник, в котором содержатся высказывания античных классиков, морально-этические, философские, педагогические, богословские сочинения, переводы с древнегреческой и древнеримской.
Сатира "Похвала Глупости" (1509), самая известная из работ Эразма, - яркий памфлет, написанный в форме пародии, где вскрываются недостатки схоластики, феодального общества, церковников. Истинное христианское благочестие, по мнению автора, не в формальном исполнении обрядов, а в соблюдении законов любви и милосердия. Е. Роттердамского называют последним великим гуманистом, поскольку общественные и политические условия развития Европы не способствовали распространению его идей.
Невозможно обойти стороной личность выдающегося английского гуманиста Томаса Мора (1478-1535). За универсальностью и масштабу деятельности он уступал в Европе разве что только Еразму, другом которого был. Мор изучал древние языки, творчество Платона, увлекался искусством, геометрией, астрономией, юриспруденцией. Написав хронику "История Ричарда III", Мор справедливо заслужил имя отца новой английской прозы. Всему миру известна "Утопия" (1516), в которой Мор пытался изобразить справедливое общество, живущее по законам честного труда, равенства всех граждан, отсутствия эксплуатации и эксплуатации, недостатки которых уже в то время были заметными.
Термин "Поздний Ренессанс" достаточно условен. Он одновременно говорит о развитии культуры и о начале кризисных явлений в ней, что привело к распаду ренессансной культуры. Обесценение предыдущих идеалов во второй половине XVI в. не дает возможности говорить о культурные "достижения" или "открытие" этого времени. Творческие достижения отдельных, даже гениальных мастеров представляют собой или ностальгию по предварительным ценностями, или же является предтечей новочасної культуры.
Наиболее наглядно оказалась кризис ренессансного идеала в искусстве. В 30-40-х годах XVI в. в итальянском, а потом и во всем западноевропейском искусстве начинают господствовать принципы маньеризма (от лат. maniera-прием). Для него характерны преимущество формы над идейным содержанием произведения, эстетическая изысканность, рассчитаны на внешний эффект приемы, за которыми скрывается бедность или вообще отсутствие творческой идеи. На смену простоте и ясности приходит сложность, загадочность, гуманистический пафос, героику и демократизм подменяют міфологізм, гипертрофированная чувственность, религиозная экзальтация образов. Маньеризм был первой стадией перехода к эстетике нового художественного стиля барокко.
Только в литературе Позднего Возрождения с наибольшей силой прозвучали трагические мотивы ренессансного гуманизма, словно на завершение долгой истории развития гуманистической мысли. Высшие достижения литературы всего Возрождения связывают с именами французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле (1494-1553), испанца Сааведро Мигель де Сервантеса (1547-1616) и английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира (1564-1616).
В известном романе Ф. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" уже вскрываются очевидны и трагические противоречия гуманизма. Рабле - выдающийся европейский сатирик, который больше всего связан с народной культурой. Всемирно известный роман М. де Сервантеса "Причудливый идальго хитроумный идальго Дон Кихот ламанчский" (1605), не столько сатира на общественные идеалы предыдущих эпох в истории Испании, сколько трагическое осознание их различие с реальной жизнью. Личная героика, благородство, бескорыстное служение добру, характерные для Средневековья и Возрождения, стали лишними.
Идеи гуманизма последовательное воплощены в драматургійних В произведениях. Шекспира. Гуманистическая идеология воплощается сначала в ключевой идеи исторических хроник ("Ричард III", "Укрощение строптивой") - правомерности победы централизованной власти над анархическим произволом. Позже в трагедиях "Юлий Цезарь", "Гамлет" социальные противоречия воспринимаются как трагическое несоответствие гуманистическим идеалам всего прошлого, современного и будущего человечества. Суть трагического гуманизма Шекспира раскрыта в лице главного героя, который, подобно Гамлета, Короля Лира, способный в личных бедах видеть бедствие Вселенной, смело вступить в борьбу с ним и победить, даже ценой собственной жизни.



Назад