Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

3. Ренессанс в украинской культуре


Ренессанс в украинской культуре был своеобразным и как исторический этап хронологически не совпадал с итальянским или западноевропейским Возрождением. Ренессанс начал прокладывать свой путь в украинских землях уже в начале XVI ст. Однако лишь во второй половине XVI в. и в первые годы XVII в. проявления Ренессанса стали весьма заметными. Причина такого отставания была прежде всего связана с упадком в результате монголо-татарского нашествия одной из самых развитых государств Средневековья - Киевской Руси. На украинских землях была на долгое время заторможенная культурная эволюция. Были уничтожены главные культурные центры, утрачена культурная элита.
На протяжении всего XV ст., когда в Западной Европе расцвел Ренессанс, украинская культура с запада испытывала ассимиляции, с юга же - откровенного геноцида. Однако следует отметить и положительный польское влияние в распространении идей Возрождения в землях Украины, которые были в то время в составе Речи Посполитой. Совместными достижениями здесь можно считать формирование новых черт гуманистической шляхетской культуры, достижения в области градостроительства, архитектуры, скульптуры, живописи. В то же время специфическая ренесансність украинской культуры конца XVI - начала XVII в. заключалась именно в стремлении освободиться от польской "культурной опеки", в формировании культуры национального возрождения, так ярко проявилось в деятельности братств, в развитии полемической литературы, православной образования и книгопечатания.
Влияние градостроительной и архитектурной практики европейского Возрождения сказался на украинских землях уже в начале XVI ст. Лучшие условия для этого были в западноукраинских землях, где восстанавливаются старые и закладываются новые города, основой которых часто были магнатские крепости, такие как Броды, Жовква, Бережаны, Меджибож, Тернополь и др. Регулярное планирование в соответствии с ренессансных требований характерно прежде всего для Львова и Каменца-Подольского. В плане каждый город имел вид прямоугольника, разделенного на части - места проживания основных общин - русской, польской, армянской. В центре каждой части - рыночная площадь, от которой параллельно расходятся улице, в центре города - большая площадь с ратушей. Во Львове основные въездные ворота сочетались широкими магистралями, что было одним из самых прогрессивных примеров в тогдашнем европейском градостроительстве.
Практика планирования львовского центра была воплощена в создании центра в г. Жовква архитектором Павлом Счастливым, выходцем из Северной Италии. Несмотря на все перестройки и разрушения, и сегодня отдельные площади и улицы Львова, Замок, Каменца, Бродов оставляют неповторимое впечатление от уголков Ренессанса.
С глубоким пониманием основ ренессансного искусства были обновлены во второй половине XVI в. формы средневекового замка в г. Остроге, что превратился в настоящий ренессансный центр в Восточной Европе и заслуженно назывался "волынскими Афинами". Лучшие постройки замка - Круглая Башня и Луцка ворота без преувеличения принадлежат к выдающихся сооружений Европы эпохи Возрождения.
Одновременно с острожским перестраивается замок в Каменце-Подольском. Здесь внедрен новый тип фортификации - бастионная система, которая включала в себя многочисленные башни, бастионы, сложные шлюзовые сооружения. Все они выполняют не только утилитарную, но и определенную эстетическую функцию. Сооружения украшены каменной резьбой в ренессансном стиле черно-белыми узорами в технике сграфітпо (способ декоративного оздоболення стен сооружений путем продряпування определенного рисунка по верхнему тонком слоя штукатурки до нижнего слоя, что имеет другой цвет), аркатпурними фризами (ряд небольших арок, что украшают стены) и т.д.
На 70-90-е годы XVI в. приходится наибольший расцвет гражданского и культового строительства в ренессансном стиле во Львове. Создается ансамбль зданий на площади Рынок, жемчужиной которого считается "Черная каменица" (1588-1589, архитектор П. Римлянин и др.), Успенская церковь (архитекторы П. Римлянин, А. Благосклонный), башня Корнякта архитектор П. Бар-бон), часовня Трех Святителей (архитектор П. Красовский).
С архитектурой был связан развитие украинского каменной резьбы. Наиболее характерным примером гармоничного сочетания архитектуры, скульптуры, орнаментов из камня, где сочетаются ренессансные и украинские народные мотивы, есть львовские усыпальницы - часовня Кампианов и часовня Боимов (обе - начало XVII в., архитекторы и скульпторы П. Римлянин, А. Бемер, Г. Горст и др.).
Надгробный памятник в усыпальнице королей, магнатов, богатых горожан становится одним из характерных образцов реалистичной ренессансной скульптуры как в Италии, так впоследствии и в Украине. С XVI в. было произведено даже определенную систему такого монумента, который состоял из скульптурного изображения умершего, который будто отдыхает, лежа на саркофаге, обрамленном привередливыми архитектурно-орнаментальными композициями. До лучших образцов такой скульптуры принадлежат надгробия князей Синявских из церкви-усыпальницы м. Бережаны (70-80-е годы XVI в., скульптор И. Пфистер и Г. Горст), князя К.острожского (1579), что находился в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. В надгробии Анны Синявской с Бережан органично слились традиции украинского национального искусства с новыми ренессансными принципами. Образ этой женщины, которая умерла в молодом возрасте от родов, трогает гармонией физических и духовных качеств, грацией форм, декоративным ритмом трактовка одежды, что будто почерпнутый из источников иконописного искусства.
Во второй половине XVI в. ренессансные воздействия становятся ощутимыми и в украинском живописи. В настоящее время основными его видами остаются настенная роспись и иконопись, однако рядом с ними возникают новые жанры-портрет, историческая живопись, в иконах и фресках растет интерес художника к реалистичного изображения персонажей, показа бытовых сцен, пейзажа. К сожалению, лучшие фресковые росписи того времени почти не сохранились. В то же время даже в таком консервативном виде искусства, как иконопись признаки Ренессанса очевидны.
В конце XVI в. уже не только священнослужители определяли идейно-художественную направленность иконописи, но и активные демократические слои - украинское мещанство, что об'єднувалось у братства. Эта общественная и культурная сила внесла в живопись новое мировосприятие, наполнила его гражданскими идеями, пафосом национально-освободительной борьбы. О значительном распространении реализма в живописи свидетельствует то, что он находит место в творчестве мастеров даже из провинции. Так, неизвестный художник, который создал иконостас церкви села Раделичи Львовской области (1620), во многих религиозных сценах изображает современный ему одежду, передает ренессансные детали архитектуры, стремится передать психологизм персонажей, проявляет немалую осведомленность в анатомии и законах перспективы.
Настоящими шедеврами украинского искусства начала XVII ст., пронизанными идеями Возрождения три иконостаса: Пятницкой и Успенской церкви во Львове и церкви Святого Духа в Рогатине. В создании обоих львовских иконостасов, вероятно, принимали участие выдающиеся украинские мастера Лаврентий Пухало и Федор Сенькович. Художники были активными членами братств. Л. Пухало имел дружеские отношения с первопечатником Иваном Федоровым. До завершения иконостаса Успенского позже присоединился талантливый художник, ученик Ф. Шевченка Николай Петрахнович. Живописная совершенство, политическая актуальность этих сцен иконостасов демонстрируют передовые общественные и эстетические позиции их создателей. Образы Иисуса, апостолов, других персонажей Пятницкого иконостаса необычайно реалистичные, отдельные евангельские сцены откровенно трактуются в духе борьбы с католицизмом и униатством. Пасійний ряд иконостаса Успенского (авторская работа Петрахновича) принадлежит к найзріліших и самых совершенных в украинском искусстве произведений, раскрывающих ренессансную красоту, благородство человеческих чувств и приобретают высокого общественного звучания.
В образах Святодуховского иконостаса ренессансный гуманизм как свидетельство духовной силы личности достиг своей наивысшей вершины в украинском живописи. В создании этого художественного шедевра принимали участие неизвестные мастера львовской школы второй четверти XVII ст., но они, без сомнения, были знакомы с западноевропейским ренессансным искусством. Центральная фигура иконостаса - Христос - активная личность, человек импульсивной мысли и страстного темперамента; образы архангелов полны 24-7) грехов рвение и героического порыва. С большим мастерством передан образ библейского мудреца Мельхиседека. Его фигура как будто излучает внутреннюю силу, уверенность в себе, твердые убеждения.
Портретная живопись второй половины XVI в. постепенно выдвигается на одно из ведущих мест в живописи. Среди известных светских портретов, выполненных в реалистическом ренессансном духе, - изображение Стефана Батория (1576), созданное львовянином Стефановичем, портреты воеводы Ивана Даниловича (1620), знатных горожан Константина и Александра Корняктов (20-30 годы XVII ст.), нарисованные неизвестными мастерами. До последних образцов ренессансного портрета относят также произведения киевской художественной школы 40-х годов XVII в. - это изображение Петра Могилы, Захария Копыстенского, Єлисея Плетенецкого и других выдающихся деятелей украинской культуры того времени.
Распространению ренессансной культуры в украинских землях способствовал прежде всего развитие образования. В конце XV-XVI вв. заметно растет прослойка украинцев, получивших образование в лучших западноевропейских университетах - Краковском Пражском Болонском и др. В списках студентов Краковского университета тому времени найдено более ста имен выходцев из Украины. Некоторые из них были проводниками общеевропейского ренессанса. Зачинателями гуманистической культуры в Украине и выдающимися гуманистами XV-XVI вв. считаются Юрий Дрогобыч, Павел Русин и Станислав Ореховский.
Юрий Дрогобыч, или Ю.Котермак из Дрогобыча (1450-1494), учился в Краковском и Болонском университетах. После получения степени доктора философии и медицины в Болонье преподавал там в 1478 - 1482 pp. астрономию и математику, а в 1481-1482 гг. занимал должность ректора университета медиков и свободных искусств. Вернувшись в Краков, работал профессором медицины и астрономии. Труда его известные в Италии, Франции, Германии, Венгрии.
Павел Русин с Кросна (1470-1517) учился в Краковском и Грейс-фельдському (Германия) университетах. В 1506 г. переехал в Краков, где работая магистром университета, преподавал курс античной литературы. Русин - первый поэт-гуманист в украинской литературе, в то же время основатель гуманистической латинской поэзии в Польше.
Станислав Ореховский {Роксолан; 1513-1566) родился в с Оріховці близ Перемышля. Учился в Краковском, Венском, Виттен-бергському, Падуанском, Болонском университетах. Вернувшись на Родину 1543 p., принимал активное участие в общественной жизни, в речах и публицистических произведениях поднимал вопрос о сплочения европейских народов против турецкой экспансии. Ореховский - виднейшая фигура в восточнославянской культуре эпохи Возрождения. В Западной Европе его называли "русинским Ціцероном, "современным Демосфеном". Его произведения по вопросам истории, философии были известны в Италии, Испании, Франции, Германии. Ореховский принадлежал к элите европейских гуманистов и деятелей Реформации, общался с Мартином Лютером, дружил с Дюрером, Кранаха, Ульрихом фон Гуттеном, итальянским гуманистом П. Рамузіо; большое влияние на него оказала творчество Е. Роттердамского. Ореховской можно отнести к первых полемистов, которые выступали против папства, догматов католицизма. В духе Реформации он отстаивал примат королевской и светской власти, которая должна работать на благо общества, гражданина, образования и воспитания народа.
В конце XVI - начале XVII в. образование становится одним из важнейших средств в борьбе против полонизации и окатоличивания, за сохранение этнической целостности Украины. Деятельность, что ее начали и развернули в это время братства на ниве образования, науки, книгопечатания, дает право отнести их к общественных организаций нового, самого образца.
Братства - это всестанові, общенациональные организации, что создам-стрировались вокруг церкви, способствуя культурно-национальному возрождению. Братства - это светские организации, которые отстаивали религиозные, политические, национальные, культурные, сословные права украинцев. им принадлежали большие заслуги в деле сохранения украинской православной традиции, в становлении гражданского общества, его этнонациональной консолидации, в повышении уровня образования и культуры.
Объединяя образованных мещан и шляхтичей, братства понимали необходимость развития украинской науки и литературы и привлекали к своим учреждений деятелей культуры из разных частей Украины. Именно при братствах начали свою деятельность виднейшие представители украинской культуры конца XVI - начала XVII в. Стефан и Лаврентий Зизанії, Кирилл Транквіліон Ставровецкий, Иов Борецкий и др. Все они как тогдашние руководители братств являются типичными людьми Возрождения. Это яркие, многогранные индивидуальности, в то же время - руководители общественного движения и культурные деятели широкого диапазона - учителя, ученые, писатели.
Старейшим и самым влиятельным было Львовское Успенское братство, расцвет деятельности которого приходится на 80-е годы XVI в. От 1585 г. его покровителем стал князь К. Острожский, а впоследствии - князья Вишенські, Ружинские, Потоцкие, а также состоятельные купцы и ремесленники. В частности Константин Корн, который завещал львовскому братству 4 тис._золотих. Всего в братской казны в то время была довольно значительная сумма - около 50 тыс. золотых.
Организационное оформление Львовского Успенского братсву в 1585 г. совпало с основанием школы и выкупом в типографии Ивана Федорова с целью обеспечения ее учебными пособиями. Львовская братская школа - это был первый в Украине удерживаемый на общественные средства всестановий учебное заведение, в котором начальное обучение соединялось со школой высшего типа. Успенское братство подняло свою школу на такую ступень, что в первый период своего существования она заняла ведущее место среди украинских учебных заведений. Учебная программа предусматривала преподавания предметов классического тривиуму и квадривіуму, значительное внимание уделялось изучению славянской грамматики греческого языка и латыни. Знание последней давало ученикам возможность знакомиться с достижениями западноевропейской науки и литературы. Организаторы братской школы глубоко задумывались над педагогическими проблемами и решать их, в противовес ієзуїтським школам, в демократическом, гуманистическом духе.
Вслед за Львовской братской школой стали появляться учебные заведения и в других городах западноукраинских земель и Правобережье. Мещане понимали необходимость основательной образования, тем более, что в XVI в. из-среди них были уже высокообразованные люди. Луцкое братство также создало школу высшего типа, что стала культурным центром всей Волыни. За образцами Львовской и Луцкой школ действовали братские школы в Галиче, Рогатине, Комарно, Перемышле, Ярославе, Межибожі, Холме.
Наиболее благоприятные условия для развития украинского образования создались в Киеве, поскольку школы здесь были под защитой казаков. Киевская братская школа, основанная около 1615-1616, pp. была создана одновременно с организацией Киевского Богоявленского братства; это говорит о том, что для основателей братсву и школы главным было именно создание школы. Школа находилась под постоянной опекой выдающихся политических и культурных деятелей Украины - Петра Сагайдачного, Петра Могилы, Ивана Борецкого (позже - митрополита Иова Борецкого), Мелетия Смотрицкого, Касияна Саковича и других просветителей, которые приняли активное участие в ее реформировании, в Киево-Могилянский коллегиум (1632 г.), что по своей учебной программой был близким к западноевропейских университетов. Киевский коллегиум в первой половине XVII в. стал центром сплочения лучших национальных сил в науке, литературе, философии.
В конце XVI в. польская и украинская шляхта, подобно итальянской верхушки, начала широко заниматься меценатской деятельностью, создавая в своих имениях центры образования и искусства, собирая вокруг себя интеллектуальную элиту. Самым известным примером таких институтов была академия в Замостье, куда переместился центр образования из Кракова. Итальянскими архитекторами был осуществлен в Замостье большой проект городского строительства - идеального ренессансного города с четкой застройкой, планировкой улиц, общественных помещений, дворцов.
Культурно-образовательные центры создавались в имениях волынского воеводы Александра Чарторыйского, житомирского старосты Константина Вишневецкого, брацлавского воеводы князя Романа Сангушко. Крупнейшим и наиболее влиятельным в Украине был культурно-образовательный центр в городе Остроге, созданный в 1576 г. под патронатом Константина-Василия Константиновича Острожского (1526-1608) - крупнейшего магната государства, известного мецената, потомка самого Владимира Святославича1. Центр состоял из коллегии, или "триязичного лицея", - слов'-греко-латинской академии, что получил такое название из 1583 г., типографии и научно-литературного кружка.
Острожская школа аккумулировала в себе все течения и направления тогдашней культуры в Украине, ориентируясь на вкусы и запросы различных слоев общества. В основу ее деятельности было положено традиционное для средневековой Европы изучения "семи свободных наук". Однако созданный учебное заведение отличалось от западноевропейских или польских школ такого типа использованием греко-византийского культурного наследия и четким национальным устремлениям.
В отличие от других элитных центров, в Остроге стремились возродить в духе идеи реформации восточного христианства и слов'-русской духовности и культуры. Активная идеологическая деятельность Острожского центра приходится на конец XVI ст. - время подготовки и принятия Брестской унии. В начале XVII в. это уже была преимущественно научная и образовательная деятельность. Завершение работы центра относят к 1636 p., когда он был ликвидирован внучкой Острожского Анной-Алоїзою Ходкевич, воспитанной ієзуїтами.
Большое значение Острога заключается в том, что здесь воспитывалась духовная элита украинской нации, вызревали идеи национальной независимости. Основателем учебного заведения и его первым ректором стал Герасим Смотрицкий (г.р. неизвестен - 1597) - писатель-полемист, поэт. У1594 г. до Острога приезжает Кирилл Лукарис, знаток древнегреческого языка, латины, что получал образование в Падуе и Венеции, слушал лекции Г. Галилея. Вероятно, Лукарис преподавал в Остроге в 1594-1596, pp. предполагают, что он был ректором коллегии после Г. Смотрицкого. После участия в Брестском соборе 1596 г. Лукарис выехал из Украины в Германии и Швейцарии, впоследствии он избирался Александрийским и Константинопольским Патриархом, был лишен патриаршего сана за распространение протестантизма.
Выдающимися учителями и книжниками Острога были Клирик Острожский - церковный деятель и писатель, Демьян Наливайко - публицист и философ, Иоанн Лятош - доктор философии и медицины Краковского университета, Андрей Римша - поэт и переводчик. Среди воспитанников коллегии - максим и ясон Борецкий, Петр Сагайдачный, Мелетий и Степан Смотрицкий, Иов Княгиницкий.
Учебная программа острожского заведения была подобна программы Львовской братской школы. Большое внимание здесь уделялось изучению иностранных языков, грамматики, диалектики, риторики, арифметики, геометрии, музыке, астрономии. Особенно на высоком уровне был поставлен хоровое пение. Заведение имел прекрасную библиотеку, в которой было немало европейских изданий. Среди тех, что сохранились и по сей день,- "Трагедии" Еврипида (Базель, 1551), "Речи" Ціцерона (Франкфурт, 1591), латинский словарь (Базель, 1562) и много других.
Потребностям Острожского культурно-образовательного центра служила типография, которая по европейской традиции создавалась при школах высшего типа и научно-литературном ячейки ученых. Для нужд школы типография подготовила в 1578 г. издание греко-церковнославянского "Азбуки" (Букварь) - учебника для изучения двух языков, в 1580 г. - Нового Завета и Псалтири, в 1581 - "Хронологии" Андрея Рамши - сугубо школьного издания, где содержался перечень названий месяцев года на церковнославянском и гебрайский языках.
Вершиной деятельности Острожского культурно-образовательного центра стал выход Библии (1581) - первого издания, осуществленного на церковнославянском языке. Она была переиздана в 1663 в Москве и еще долгое время служила источник для последующих переизданий.
Официально Острожская академия была среднего типа учебным заведением, хотя в лучшие годы своего существования при наличии высококвалифицированных специалистов она внедряла курсы академического уровня. Практика именования академией при отсутствии формальных оснований была довольно распространенной в Европе. При тех условиях, которые сложились в Украине, даже влиятельный магнат К. -В. Острожский не смог бы добиться для своей школы, антикатолицької за направлением, академии прав, то есть прав высшего учебного заведения. Однако формальная неопределенность статуса школы, его частный характер способствовали введению в Украине светской публичной образования, независимой от государства и церкви.
Развитие печатного дела в Украине является лучшим подтверждением благотворного влияния ренессансной культуры. В первый период своего существования в конце XVI - начале XVII в. большинство типографий, которые создавались при братствах, выдавали литературу преимущественно светского толка. Распространение образования вызвало большой спрос на учебную и научную литературу. Первые книжки "Октоих" и "Часословець", напечатанных кириллицей, появились в Кракове 1491 p., где были довольно значительными украинская и белорусская общины. В этих изданий примкнул немец по происхождению Швайпольгп Фіоль. Языковые українізми его книг можно объяснить тем, что Фіоль пользовался помощью украинских книжников и был исполнителем их замовлень1. Однако начало книгопечатания непосредственно в украинских землях связан с Иваном Федоровым.
Переехав к Львова в 1572 г. и будучи уже опытным специалистом печатного дела, И. Федоров с помощью мещан основал типографию и в течение 1574 г. издал первые украинские "Апостол" и "Азбуку", что имело огромное значение не только для развития инфраструктуры украинской культуры, но и для формирования национального самосознания. Но настоящего размаха ренессансная личность И. Федорова вступило в Остроге под патронатом К. -В. Острожского - Лоренцо Медичи украинской культуры. Одной из шести книг Ивана Федорова, увидевших свет в Остроге, является знаменитая Острожская библия (1581), что стала шедевром печатного искусства XVI ст.
Текстовой основой Острожской Библии была Геннадіївська Библия, составленная в Новгороде в конце XVI в. и подаренная царем Иваном Грозным князю К. -В. Острожскому. В текст вводились новые разделы, переведенные с греческого, латинского и чешского языков. И. Федоров пытался дать образец шрифтов церковнославянских букв, что был в широком употреблении среди всех восточнославянских народов. Для этой книги впервые в истории мировой полиграфии создан новый шрифт шести видов и во время набора на 1256 страницах не сделано ни одной ошибки. В художественном оформлении издания органично сочетаются черты ренессансного орнамента с орнаментальными мотивами украинского народно-декоративного искусства. Подчеркивая символическое значение этой книги для всей нации, выдающийся украинский культуролог Євген Маланюк писал: "Острожская Библия и закуреный порохом мушкет недавнего "низовця" (козака) - это могло бы быть гербом той незапамятной суток на рубеже XVI-XVII ст."'
Трудно переоценить роль в становлении книгопечатания в Украине личности И. Федорова. После смерти первопечатника 1583 г. его дело продолжило Львовское Успенское братство. Следующими изданиями братской типографии были грамматика "Адельфотис" (1591) и изданная 1596 г. Лаврентием Зизанієм "Грамматика словенская". Эти издания стали основой для знаменитой Трамматіки Славенськія" Мелетия Смотрицкого (1619), которая была единственным учебником по грамматике в восточнославянских землях вплоть до XVIII в. Своим трудом М. Смотрицкий заложил основы не только украинской, но и восточнославянской филологии как науки.
В первой половине XVII в. книгопечатанием занимались в разное "время монах Пафнутий Кулчич, славный украинский лексикограф Памво Беринда, Иван Кунотович, Михаил Сльозка. Во второй половине XVII в. издательская деятельность братств приходит в упадок, печатание книг сосредотачивается в руках монастырей, что приводит к уменьшению количества светских изданий.
В украинской литературе, которая находилась под влиянием европейского гуманизма и византийского исихазма, выделилось два Направления. Представители византийской традиции, такие как Иван Вишенский, Иов Княгицький Иов Почаевский, Исайя Копинский, ориентировали украинское общество на византийскую патристику, прославляли христианскую общину с ее ориентацией на аскетизм, общее равенство, исихазме. Это отделяло человека от реальной жизни, заглиблювало в мир религиозно-мистических чувств. Представители ренессансного антропоцентризма и христианского гуманизма - Юрий Рогатинець, Мелетий Смотрицкий, Захария Копыстенский, Демьян Наливайко, Стефан и Ліврентій Зізанії - проповедовали активную деятельную личность, а захват учением Аристотеля способствовало разрыву с візантинізмом, приближая общество к европейскому идеалу.
В целом украинские писатели противостояли духовном наступления католицизма на украинский народ. Полемика между православными и католиками достигла своей кульминации в период подготовки и подписания Брестской Унии 1596 г. Вопрос литургии в этой полемике были второстепенными, на первый же план выходило отстаивание права украинцев на свою веру, язык, культуру. Полемисты гневно обвиняли верхушку православного духовенства в предательстве национальных интересов народа, моральном упадке, много внимания в своих произведениях уделяли развитию духовности, народного образования, воспитанию. Герасим Смотрицкий в книге "Ключи царства небесного" (1587), пронизанной идеями гражданского равенства, свободы вероисповедания и патриотизма, дал острую отпор претензиям идеолога ієзуїтства В. Гербеста на духовное господство над украинским народом.
Выдающийся полемист Христофор Филарет, которого считают одним из самых ярких сторонников протестантизма и реформации в Украине, в своем "Апокрисис", написанном в ответ на книгу ієзуїта Петра скарги "Брестский собор", дал идеологическое обоснование права украинцев на собственную веру и культуру. В направленном в Украину с Афона "Послании епископам-отступникам от православия" Иван Вишенский (около 1545-1620)- украинский религиозный деятель и яркий писатель-полемист - клеймил верхушку церкви и власть имущих-господ за издевательство над простым народом, одним из первых выступил против крепостной неволи.
Рядом с полемичной литературой развивается поэзия. В лучших поэтических произведениях, относящихся Памво Беринді, Касіяну Саковичу, Мелетию Смотрицькому, Транквіліону Ставровецькому, передается красота человеческих чувств, с большой силой звучат патриотические мотивы.
Таким образом, Ренессанс в украинской культуре стал следствием сложного и длительного процесса взаимодействия отечественной и европейской культуры. И хотя украинские художники не сформировали целостной ренессансной культуры или стиля, зато творчески переработали лучшие достижения западной Европы, прежде всего Италии, использовали их для развития собственной нации, формирования собственной государственности. "Так же, как Янв одолела создать на территории чужого государства мілітарну республику, - пишет Является. Маланюк, - так общество преодолело школами, братствами и не прерывной борьбой - создать "государство в государстве"- "Русскую Речь Посполитую".
Своеобразие и драматизм Ренессанса в Украине заключается и в том, что он достигает своей вершины в период кризиса западного гуманизма, господство контрреформации, национальных и религиозных войн, в одной из которых украинский народ боролся за свое право на существование. Потерпев свежего дыхания европейского Ренессанса, украинская культура развивалась своим путем, трансформируясь в культуру национального возрождения, которая стала основой государственного возрождения в эпоху Бы. Хмельницкого и И. Мазепы.



Назад