Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

1. Черты новоевропейской культуры XVII ст. Просвещение. Enciklopedizm


Великие географические открытия конца XV - начала XVI в., европейский гуманизм и Реформация, создание мануфактурного, а позже и промышленного производства кардинально изменили положение человека в обществе, способствуя переосмыслению ее связи с природой, побудили к новым методам исследования окружающего мира и его освоение. В целом XVII ст. - это время, когда человечество с оптимизмом смотрели в будущее, надеясь на возможность его усовершенствования на гуманистических, жизнеутверждающих, творческих началах. Культура XVII в. не только обновила черты предыдущей эпохи, но и произвела качественно новые.
Прежде всего для XVII в. характерна научная революция, когда развитие научных знаний начал опережать технику. Характерной чертой научной революции XVII в. стала ее мощность, бурхливість и экспериментальность. Последняя черта коренным образом отличала ее от научных исследований античности и средневековья. Большое значение для развития научных знаний в этот период мало личная переписка между учеными - так наз. "Епістоліон", что не включался в существующую систему университетского и монастырской образования. Это была своеобразная "La Republique des Lettres", или "Республика ученых" (дословно - "Республика писем"), в понятие которой вносится достаточно широкий смысл - от неформального интеллектуального сотрудничества ученых к объединению их в научных учреждениях. Переписка между учеными, обмен мнениями и результатами исследований привело в конечном счете к созданию научных журналов, а личные нерегулярные встречи переросли в академические заведения и научные общества.
Прообразом научных заведений стал проект научно-исследовательского центра "Дом Соломона" Фрэнсиса Бэкона (1561-1626). Проект предусматривал не только государственную организацию и планирование научных исследований и технических изобретений, но и их внедрение в хозяйство и быт. Конкретным воплощением идей Ф. Бэкона о науке нового типа, способную решать практические задачи ради благосостояния людей, стало создание Лондонского королевского общества (Академии наук), основанного 1660 p., но официально утвержденного в 1662 г. Одним из создателей Лондонской академии наук стал Роберт Бойлъ (1627-1691), к ней с 1672 г. принадлежал Исаак Ньютон. Открытие 1666 г. Парижской Академии наук также проходило под лозунгом реализации плана Ф. Бэкона. Значительную роль в выработке засадних принципов создания Петербургской и Лейпцигской академий наук отыграл Готфрид-Вильгельм Лейбниц (1646-1716). Академии, в отличие от университетов, где царила схоластично-догматическая мнение, сразу стали центрами развития научно-теоретических знаний, способствовали общественному прогрессу.
Основоположником эмпирического (опытного) метода познания стал английский философ Фрэнсис Бэкон - барон Веруламський, виконт Сент-Албанский (1561-1626), который в течение 1618-1621 гг. был лорд-канцлером Англии. В своих трудах "Великое Восстановление Наук", "Новый Органон", "О достоинстве и приумножении наук", "Новая Атлантида" ученый сумел предусмотреть огромную роль науки в жизни человечества, доказывал целесообразность практического воплощения ее результатов для приумножения могущества человека, его власти над природой и улучшения благосостояния. Его формула "знание - сила", опираясь на идеи социального прогресса, сделала большой вклад в развитие европейской цивилизации. Ф. Бекон обосновал эмпирический метод, выдвинул идею письменной фиксации результатов эксперимента и непосредственно описал различные виды опытного познания, разработал детальную классификацию наук, проникнутую позже французскими энциклопедистами, стал основоположником в разработке индуктивной логики.
Основу научной революции стало распространение естествознания. Бурного развития приобрели математика, механика, астрономия, философия. Наука постепенно преодолевалась схоластическую ограниченность, превращаясь на экспериментальное естествознание. Астрономические исследования Иоганна Кеплера, открытия телескопа Галилео Галилеем, изобретение Антони ван Левенгуком микроскопа с одной линзой, что давала эффект 150-300-кратного увеличения, открытие Робертом Гуком клеточной регенерации тканей и введение термина "клетка" значительно расширили представления о микро - и макро мир. Научные знания обусловили промышленно-технологический переворот и общественный прогресс.
Начало философии нового времени было положено Рене Декартом (1596-1650) - французским философом, математиком, представителем классического рационализма. Ученый вышел за пределы ренессансного подхода в научных знаний, в основе которого было много непроверенного, приблизительного, здогадного, частичного. Он стремился к научного, а, следовательно, глобального и целостного объяснение Вселенной. Основополагающим принципом декартового мышления стал постулат "Я мыслю, следовательно, существую" ("Cogito ergo sum"), который отвергал вероятно познания и суждения, принятые на веру. Рационалистическая философия Декарта, в основу которой положен качественно новый метод cogito, означал установку не на усвоение чужих мыслей, а на создание своих, разрушал схоластические авторитеты, предпочитал умственном над чувственным.
Г. Декарт произвел "правила ума", научную методологию, в основу которой положил тщательный анализ с разложением сложного на составляющие, с поиском первопричины, простого и очевидного, с непрерывностью умозаключений. Ученый также обосновал самостоятельность философии как отдельной науки. Декарт предусматривал, что прогресс познания ускоряется в соответствии с накопления человечеством знаний, сравнивал этот процесс с прогрессирующим накоплением богатств. Итак, рационализм, научные исследования Вселенной стали определяющей тенденции культурного развития XVII-XVIII ст.
Философию XVII в. завершает Г. -В. Лейбниц (1646-1716) - немецкий философ-идеалист, математик, физик, изобретатель, юрист, историк, языковед. Если в отношении Г. -В. Лейбница и Г. Декарта трудно определить, ПОМИМО они были более - философами или природознавцями, то по Исаака Ньютона (1643-1727) - английского физика, астронома, математика, основоположника классической и небесной механики - нет никаких сомнений. Он был ярким представителем математического естествознания. Ученому выпала судьба подвести итог предыдущих научных открытий. Сам И. Ньютон отмечал, что видел дальше своих предшественников только потому, что "стоял на их плечах".
Ученый внес весомый вклад в разработку дифференциального и интегрального исчисления, описал дисперсию света в оптике, построил зеркальный телескоп, теоретически обосновал законы И. Кеплера, объяснил вращения планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, приливы в океанах, инициировал создание единого подхода к изучению физических явлений на базе механики, заложил основы механики сплошной среды и акустики.
И. Ньютон считал, что законы познания устанавливаются на основе опыта, эксперимента, а дальше путем индукции разворачиваются в теоретическую систему и научную теорию. Именно такой подход дал ему возможность открыть закон всемирного тяготения и законы движения, которые основываются на понимании динамики как учение о взаимодействии сил. Оценивая мировое значение закона всемирного тяготения, Ж. -Л. Лагранж писал, что И. Ньютон самый счастливый, потому что "систему Вселенной можно установить только один раз". Эти открытия представлены в "Математических началах натуральной философии" - найвизначнішому произведении И. Ньютона, изданном на латыни 1687 г. "Математические начала", по мнению таких выдающихся ученых как М.В. Ломоносов, Вольтер, Ж. -Л. Лагранж, А. Эйнштейн, СИ. Вавилов, определили на несколько веков вперед направление развития естествознания и освоения окружающей действительности, положили начало научно-научную картину мира, бесконечного во времени и пространстве.
Следовательно, под влиянием научной революции и промышленного развития состоялась активная смена образа мышления и мировоззрения личности. Научно-философская и общественное мнение эволюционировали от схоластики, натурфилософии, теологізму к рационализму, эмпиризма, научного эксперимента и индукции.
В то же время мировоззрение людей XVII в. был достаточно противоречивым. На нем отразились ритмы эпохи - борьба старого феодального способа жизни, что постепенно отходил в прошлое, и нового, буржуазного, что давал надежду на лучшее будущее и обновление. Страх перед войнами, эпидемиями, голодом, насилием поддерживал религиозный фанатизм, мистика, оккультизм, франкмасонство и практику алхимии. Показательным в этом плане был мировоззрение Г. Декарта, И. Ньютона и других исследователей. В частности, научные знания И. Ньютона шли бок-о-бок с магией и кабалистикой. Ученый увлекался алхимией, занимался хронологии древних царств, пытался толковать библейские пророчества (Апокалипсис и книгу пророка Даниила).
С другой стороны, идеализация буржуазного будущего, когда человечество стояло на пороге кардинальных изменений, не давала возможности увидеть за общими идеями свободы равенства, братства тех страшных последствий, связанных с неприкрытой эксплуатацией, антигуманным развитием техники, обогащением, жестоким практицизмом и бездуховностью. Однако человечество верило в свою творческую способность, а потому решительно шло навстречу революционным изменениям.
Переломным моментом в истории человечества считается XVIII ст., которое по праву называют веком Просвітницва. Просвещение - это политический, идейно-философский и культурный движение, распространенный в странах Западной Европы и Северной Америки в XVII-XVIII ст. Просветители критиковали феодально-религиозный образ жизни и утверждали духовно-идеологические и политические основы буржуазного общества. Термин "Просвещение" впервые употребляется в Вольтера и-И.Г. Гердера, но утвердился после статьи И. Канта "Что такое Просвещение?" (1784).
Идеологическая доктрина Просвещения возникла в Англии в XVII в. (Дж. Локк) и получила свое широкое развитие в XVIII в. во Франции (Вольтер, Ж.-Л. д'Аламбер, Д. Дидро, Ш. -Л. Монтескье, К. -А. Гельвеций, П. -А. -Д. Гольбах, Ж.-Ж.Руссо и др.). Мировоззренческие принципы Просвещения стали идеологическим обоснованием Войны за независимость в Северной Америке 1775-1783 гг. (Б. Франклин, Т. Джефферсон и др. были убежденными локкіанцями1).
Джон Локк (1632-1704) - английский просветитель и политический деятель, который разработал эмпирическую теорию познания и идейно-теоретическую доктрине либерализма. Он отстаивал право на религиозную свободу, выступал за веротерпимость. Ученый отрицал право абсолютной королевской власти, оправдывал парламентскую монархию и отстаивал незыблемость "невідчужених", "естественных прав человека": право равенства, право на жизнь, свободу, собственность. Дж. Локк стал первым философом, который написал Конституцию для Северной Каролины, одобренную 1669 г. народным собранием.
Французское Просвещение, что определялось прежде всего своей идейно-организационной завершеністю, последовательностью, выдвинуло идеи буржуазной демократии. Опираясь на теоретические положения Дж. Локка о "не-отчуждены", "естественные права человека", просветители выдвинули идею "общественного договора" (Ж. -Же. Руссо), свободы (слова, совести, печати), равенства, свободного труда на благо общества, разумного эгоизма и всестороннего развития личности, что нашли воплощение в "Декларации прав человека и гражданина" (1789). Именно этот документ стал образцом для разработки основных принципов всеобщей декларации прав человека", принятой ООН в XX ст. Просветители вели борьбу с религиозным фанатизмом, официальной догматикой католической церкви, абсолютизмом, сословными условностями и другими феодальными пережитками, активно пропагандировали изучения природы, развитие науки и техники, распространение образования и научных знаний. Просветители идеологически подготовили революционные события 1789 г., осуществив "философскую революцию" в сознании людей не только Франции, но и всей Западной Европы и Америки.
Просветители сделали вклад в разработку теоретических основ общественного прогресса. Основоположником теории прогресса считается Ф. Бекон, который связывал прогресс с развитием науки. Историки А. -Г. -Же. Тюрго и М. -Ж. -А.-Н. де Кондорсе) идею прогресса применили к исторического развития. Идею прогресса также разрабатывали Д. Дидро, Ж.-А. дАламбер, Ж. -Же. Руссо, Вольтер. Они развили новую концепцию науки, которая основывалась на "общественном договоре". -Же. Руссо и естественном праве равенства человека, объясняла переход от феодального застоя к "гражданского общества". В частности, Вольтер разработал теорию непрямолинейности прогресса, обнаружил периоды регресса, которым для него стали времена Средневековья, ввел термин "философия истории" ("Опыт о обычаи и дух народов"). В основу теории общественного прогресса Вольтер положил идею просветления человеческого разума, которое находится в постоянном противостоянии с невежеством и предрассудками.
В то же время лагерь просветителей не был однородным. В него входили представители различных политических слоев и религиозных взглядов, которые часто не соглашались друг с другом, а их споры перерастали в противостояние (Вольтер и Ж. -Же. Руссо). В мировоззрении просветителей было много непоследовательного и даже ложного. Но они верили в человека, его разум, считали ее творцом истории. Несмотря на сокрушительную критику церкви и католических догматов, не все просветители были атеистами. На этих позициях стояли философы-материалисты Ж.-О. где Ламетрі, Д. Дидро, П. -А. -Д. Гольбах, К. -А. Гельвеций. Большинство просветителей были деїстами деизм (от лат. deus - бог), то есть исповедовали те идеи, что Бог - творец мира и природы, но он не вмешивается в ход событий. К ним принадлежали Ж.-Л. дАламбер, Вольтер, Ш. -Л. Монтескье.
В социальных вопросах просветители были идеалистами. Они считали, что достижение идеального общества возможно лишь через освобождение человека от религиозных и сословных предрассудков, через распространение образования и науки. Просветители не могли предвидеть того, что выдвинутые ими лозунги свободы, равенства, братства, под которыми прошла Французская революция 1789 г., не будут использованы сполна. Неоправданными остались надежды некоторых просветителей относительно решения социальных вопросов возведением на престол просвещенных монархов. Фактически один Же. -Же. Руссо оставался сторонником идей республиканизма.
Мощное влияние идей рационализма и просвещения оказался в реформировании системы образования и воспитания. Прежде всего ставилась под сомнение схоластическая система обучения, которая в основном была ориентирована только на воспроизведение освященного авторитетом и традиции знания. Схема учитель-ученик, по которой требовалась точная интерпретация "истинных знаний" учителя, не удовлетворяла любознательный, просветленный ум. Разрушение такой модели образования и прежде всего средневекового диспута началось с 20-х годов XVII в.
План перестройки высшего и специального образования выдвинул Г. -В. Лейбниц, который обосновал необходимость демократизации и технізації обучения, углубленного изучения геометрии и математики. Наряду с книгами-учебниками, что вырастали из лекций преподавателей, появились специальные школы: инженерные, ремесленные, политехнические, военно-морские и т.д. В частности, сеть "бесплатных школ рисования" состояла во Франции в течение 1748-1788 pp. С 1747 г. в Париже действовала школа путей и мостов", которая стала прообразом будущего политехнического института. Как своеобразный специальное учебное заведение существовал парижский "Сад короля", а его коллекция растений в 1788 г. насчитывала 6000 растений. Эпоха Просвещения усовершенствовала и систему академических структур. В XVIII в. во Франции и Германии создалась сеть горных академий. Развернулась деятельность публичных библиотек (с 1647 г. в Париже действовала "библиотека Мазарині").
Просвещение, которое возлагалось на определяющую роль образования и ума в революционном преобразованы общества, подготовило почву для введения бесплатного начального обучения. В частности, такое обучение започатковувалось во Франции эдиктом от 1698 г. для всех детей в возрасте до 14 лет и подтверждалось эдиктом от 1794 г. Последний предусматривал даже наказания родителей, которые препятствовали обучению своих детей в школе. В начале XVIII в. в Англии начали создаваться школы для детей бедняков.
Педагогическая доктрина Просвещения направлялась не на формирование универсального человека, что было характерным для эпохи Возрождения, а на подготовку "маленького человека" к жизни, нанося тем самым удар по образовательном элитаризму предыдущих суток. В корне пересматривались и появлялись новые педагогические теории, поскольку именно в воспитании личности виделось моральный прогресс человечества.
Педагогические идеи стали сердцевиной общественно-политических и философских доктрин. Ж. -Ж.Руссо, изменив постулат насилия на принципы свободы и естественности воспитания, проповедовал развитие в человеке чувств нравственности, человечности, доброжелательности, добропорядочности (педагогический роман "Эмиль, или О воспитании", 1762). Социальный прогресс, начиная с Б. Спинозы и Ф. Бэкона, связан с прогрессом человеческой свободы.
Идеи Просвещения нашли яркое выявление и в художественной литературе, которую просветители считали главным средством воздействия на сознание людей с целью утверждения идей разума, справедливости, общественного идеала и обязанности. Просветители исходили из того, что в обществе, если оно организовано разумно, "естественный человек" становится "цивилизованной", преодолевая средневековое невежество и невежество. В основу подъем культуры и нравственности общества они положили развитие торговли и промышленности, создание национальных государств, расширение власти человека над стихийными силами природы и собственными страстями.
Рассматривая человека как абстрактную родовую существо, в литературе просветители выдвинули идею "робинзонады", которая стала достаточно популярной благодаря романа Даниэля Дефо "Робинзон Крузо" (1719). Тема разумного эгоизма, активной, жизнеутверждающей позиции, неограниченных человеческих возможностей и их реализации актуальна и в наше время. Идея "робинзонады" убедительно доказывает, что с самых безнадежных ситуаций всегда есть выход, но для этого нужно приложить собственные усилия, незаурядной труда, стойкости, мужества, быть уверенным в своих силе и уме.
Литература Просвещения отбила противоречия в лагере ее носителей. В частности, в литературно-художественных формах выделились такие основные течения, как просветительский классицизм (О. Поп, Вольтер), просветительский реализм (Д. Дефо, Д. Дидро, А. -Ф. Прево, Г. -Е. Лессинг) и сентиментализм (С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж. -Же. Руссо).
Просветительский классицизм существовал в течение XVIII ст., став господствующим в конце века. Классический образ человека, который сознательно относится к себе и окружающему миру, был созвучен позиции просветителей. Однако последние изменили социально-политическую ориентацию и углубили идейную основу классического произведения. В частности, Вольтер - последователь театральных традиций XVII ст., сторонник Мольера, написал 52 пьесы и 27 трагедий, пронизанных идеей веротерпимости, осуждением религиозного фанатизма, абсолютистского гнета и клерикализма ("Задіг, или судьба", "Кандид, или оптимизм", "История странствований Скарментадо", "Фанатизм, или Магомет Пророк", "Меропа" и др.).
Во второй половине XVIII в. как оригинальное художественно-эстетическое явление оформляется немецкий так называемый веймарівський классицизм, представлен произведениями И. -В. Гете ("Фауст") и И. -Ф. Шиллера ("Разбойники", "Валенштейн"). В отличие от французского, немецкий классицизм прежде всего обращался к этических и моральных проблем, воспитания гармоничной личности. В эпоху Просвещения приобрела развития поэзия, что с позиций рассудительности (А. Поп, Вольтер) в конце XVIII в. эволюционировала к лирики, основанной на традициях народной поэзии (Г. Берне, И. -В. Гете).
Просветительский реализм вывел на первый план героев из демократической среды, показал их борьбу за существование, за признание в обществе, за утверждение чувства достоинства. В частности, преодолеть абстрактные нормы моралістики Д. Дидро пытался через сочетание в одном персонажи (племянника Рамо) цинизма и острого критицизма ("Племянник Рамо"), П. -О. Бомарше - изобретательности и смекалки в образе Фигаро ("Севильский цирюльник" и "женитьба Фигаро"). Главным достижением просветительской литературы стали реалистические романы, которые выросли из очерков. Сатира (Дж. Свифт "Путешествия Гулливера", 1726) критиковала недостатки не только феодального, а и буржуазного строя.
В романах Антуана-Франсуа Прево (1697-1763) бурные человеческие страсти сталкивались с обычными обстоятельствами жизни - материальными, семейными, через что переживания становились не абстрактными, как в классических произведениях, а реальными, злободневными. В То Же Время А. -Ф. Прево нарушил каноны просветительской литературы. Он не только вывел на сцену жертв сословных предрассудков, социальных условий жизни, а углубил человеческую драму внутренними психологическими факторами, прежде всего качествами характера ("Записки знатного человека", "История кавалера де Грие и Манон Леско"). Следовательно, литература Просвещения создала не только такие жанры, как роман, философская повесть, сказка, семейная и философская драма, но и поднесла эстетические ценности, демократизувала литературу, приблизив искусство слова до широких слоев общества.
Эпоха Просвещения стала важным и с точки зрения становления и развития музыкального и оперного искусства. Она соединила барочный мировоззрение эпохи барокко с идеологией Просвещения. Именно поэтому этот период такой богатый на разнообразие и новаторство музыкальных тем, форм и средств музыкального выражения. В частности, на смену клавірним инструментам XVII ст. (клавікорд, клавіцимбали, спінет, клавіцетрій, клавесин) в XVIII в. приходит молотковое фортепиано, что дало возможность значительно обогатить структуру музыкального произведения. Развитие новых жанров инструментальной музыки, в частности фортепианной сонаты, связанный с творчеством Г. -Ф. Генделя, а новое решение полифонического жанра предложил И. -С. Бах. Вершиной творчества Баха стали оперы "Страсти по Иоанном" и "Страсти по Матфею", гармонично соединив хоровую, органную музыку с реалистичностью евангельских образов.
Существенно изменились вкусы как исполнителей, так и слушателей. В моду вошло скрипкове искусство. В условиях острой критики прокладывала дорогу опера (первая опера была поставлена в Венеции в 1637 г.), которую в течение определенного времени считали маловартісним лирическому жанру, преимущественно за ее тривиальное либретто и стереотипность оперных условностей.
С развитием оперы тесно связано творчество Георга-Фридриха Генделя (1685-1759). Композитор работал на переломе эпох Барокко и Просвещения, что давало ему возможность в одном произведении совместить реальное и фантастическое, комическое и трагическое, достичь гармонического единства музыки и драматургии. В соответствии с содержанием эпохи Г. -Ф. Гендель трактует проблему счастья личности и гражданского долга. Идея разума в творчестве Генделя выражалась через способность героев анализировать и осознавать свои чувства и поступки. Композитор написал 42 оперы, и одной из лучших считал оперу "Тамерлан". Мелодичность и гармония его произведений определила направление развития музыкального искусства в будущем.
Существенное реформирование оперного искусства связано с именем Хрістофа-Виллибальда Глюка (1714-1787). Он соединил буфонадний, пародийный, стиль с элементами драматизма, героики, трагедийности и психологизма. Наивысшего развития приобрело музыкальное искусство в творчестве венских классиков: Йозефа Гайдна (1732-1809), Вольфганга-Амадея Моцарта (1756-1791), Людвига ван Бетховена (1770-1827).
Буфонадний (пародийно-комедийный) стиль в опере положил начало большой дискуссии в прессе - "войне буффонов", которая способствовала развитию театрального искусства в целом. Опера-буфф возникла как интермедия, автономная содержательно и изолирована от основного либретто. Для нее стало характерным использования балетных сценок, что с 1684 г. приобрел черты самостоятельного балетного жанра.
Комедийный жанр, который тяготел к демократических идей, привел к становлению театра-буфф. Несмотря на банальность и вульгаризацію сюжета, он давал возможность использовать фольклорные мотивы, что особенно было характерно для немецкого театра. Однако в целом тогдашний театр был довольно упрощенным: стереотипность сюжета, еталонність поведения героев ограничивали развитие этого вида искусства.
Традиционную вульгаризацію драматургии и театра реформировал на принципах просвещения Карло Гольдони (1707-1793), который соединил комедию "чувства" и "комедию интриги", создав тип "комедии среды". Он обновил драматургию яркими характерами, сделал ее содержательной, связанной с реальной жизнью, наполненной остроумной критикой пороков общества. Гольдони написал 267 пьес, из которых до сих пор пользуется популярностью пьеса "Слуга двух господ".
Как альтернатива нигилизма и эгоцентризма выступает творчество Карло Гоцци (1720-1806), которая приобрела расцвета в 50-х годах XVIII века. Его сказки, в частности "Любовь к трем апельсинам", "Король-олень", "Турандот", Женщина-змея" и другие, не потеряли своей привлекательности и по сей день. Так, в 2001 г. на сцене Национальной оперы Украины им. Тараса Шевченко в Киеве было поставлено оперу "Любовь к трем апельсинам". В своих произведениях художник апеллирует к чувству и развенчивает авторитеты. К. Гоцци широко использовал аллегорию, притчу, традиции ярмарочного театра и гротеска. Со второй половины XVIII в. комедия открыла путь к трагедии. Для нее стало характерным сочетание воинственных и батальных сюжетов с эротикой и героїкою, что отражало дух Нового времени.
С идеологией и практикой Просвещения тесно был связан enciklopedizm - духовно-интеллектуальный и образовательный феномен европейской культуры второй половины XVIII ст. Энциклопедистами называли лиц, которые входили в состав коллектива авторов французской "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" ("Энциклопедические, ou Dictionnaire raisonne des sciences, des arts et des metiers"), опубликованной в 17-ти томах текста и 11-ти томах иллюстраций.
Вдохновителями и редакторами Энциклопедии были тогда еще никому не известный 33-летний философ Д. Дидро и математик Ж.-Л. д'Аламбер, член французской Академии наук, который в возрасте 26 лет написал трактат из динамики (1743), который принес ему славу и признание в научном среде. им удалось соединить усилия передовой интеллигенции в пределах одного научного издания.
В издание "Энциклопедии" активно участвуют выдающиеся ученые, писатели, инженеры: Ж.-Л. д'Аламбер, Вольтер, Д. Дидро, Ш. -Л. Монтескье, Ж.-Б. где Кондільяк, К. -А. Гельвеций, П. -А. -Д. Гольбах, Ж. -Же. Руссо А. -Г. -Же. Тюрго, Г. -Б. Мабли, Морелли, Же. Л. Л. Бюффон, Б. Л. Б. Фонтенель и др. Конкретные разделы писали настоящие специалисты своего дела: скульптор Е. М. Фальконе, архитектор Ф. Блондель, языковед Н. Бозе, гравер и маляр Же. -Б. Папийон, естествоведы Л. -Ж. -М. Добантон и Н. Демаре. Были среди авторов энциклопедического издания и представители рабочих специальностей. Только токарной делу "Энциклопедия" посвятила 87 гравюр1.
Мировоззрение енциклопедистів был очень разным (материалисты, всеми deists, атеисты), однако научные статьи проповедовали передовые идеи, отбивали новейший уровень знаний, обосновывали необходимость научного познания мира и его критического осмысления. Противоречивость "Энциклопедии" оказалась в разных взглядах ее авторов на форму организации политической власти (абсолютная монархия, ограниченная монархия, республика). Вместе с декларацией равных прав для всех наносился сокрушительный удар по буржуазных ценностях (поезд буржуазии к должностей, похоть, паразитизм финансовых кругов). В целом же, "Энциклопедия" имела антиклерикальний и антифеодальное характер, была гимном науке и разуму.
Официально первый том "Энциклопедии" вышел в 1751 г., но уже после выхода второго тома (1752) ее издание было запрещено. "Энциклопедию" продолжали выдавать нелегально, но после публикации в седьмом томе статьи Ж.-Л. д'аламбера о веротерпимости на ее издание снова наложили запрет. Попал в тюрьму главный редактор Д. Дидро, эмигрировал и постоянно скрывался Вольтер, началась травля Ж.-Л. д'аламбера, обвинили в ереси аббата де Прада.
После третьей запрета, когда парижский парламент осудил "Энциклопедию" к сожжению (1759), в редакционном круге произошел раскол. Менее радикальное крыло енциклопедистів начало отходить от издания, боясь преследований и возможной казни. Большой потерей стал выход из редакции "Энциклопедии" Ж.-Л. д'аламбера. Поссорился со своими единомышленниками Же. -Же. Руссо, постепенно отошел от издания Вольтер. Из 183 авторов "Энциклопедии" человеком, жизненным подвигом которой стало завершение задуманного дела, был Дени Дидро.
Д. Дидро не соглашался с мнением Вольтера о завершении издание "Энциклопедии" за рубежом. Он безгранично любил свою Францию и считал, что книга, за судьбой которого с интересом и волнением следила вся страна, адресована именно французскому народу. "Энциклопедия" собирала под свои знамена свободомислячі силы французского общества, следовательно, ее издание должно было завершиться только во Франции. В Целом Д. Дидро написал для "Энциклопедии" 1259 статей (по другим данным - около 6000). Его усилиями в 1765 г. было напечатано последние 10 томов, а в 1772 г. публикацией дополнительных томов издания "Энциклопедии" завершилось.
"Энциклопедия" имела большой успех, поэтому очень быстро распространялась. Свыше 4000 экземпляров первого издания разошлось мгновенно, хотя по цене оно было доступно лишь богачам. До 1789 г. "Энциклопедия" выдержала пять изданий. Удешевление стоимости издание сделало ее доступной для широкого круга читателей.
Издание "Энциклопедии" существенно отразилось на будущий судьбы Европы. В ней с позиций рационализма и научной методологии изложены основные идейные основы Просвещения, отражены достижения в области науки, техники, искусства. Енциклопедисти вывели общественное мнение из тупика религиозно-догматических споров, противостояли невежеству и фанатизма, способствовали повышению уровня образованности, развития и популяризации научных знаний, трансформации мировоззрения личности на демократических началах, утверждению в обществе идей равенства и свободы, что повлияло на ускорение социального и научно-технического прогресса.



Назад