Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

2. Художественные стили в европейской культуре XVII-XVIII ст.


Художественно-творческая жизнь XVII в. отражало дыхание кардинальных общественных изменений. Движение Контрреформации, что пронизывал католическое богословие, политику и культуру, был направлен против идеалов Реформации и гуманизма. Главным орудием Контрреформации стала инквизиция. Но дальновидные деятели церкви призвали бороться с произведения или не через преследования, а через создание новой системы духовного воспитания личности различными средствами, в том числе и искусством. Эти идеи легли в основу нового стиля, который начал формироваться во второй половине XVI в. в лоне католической церкви (Италия, Испания). Развивался он неравномерно почти до конца XVIII в. и получил название барокко (от итал. barocco - причудливый, странный, странный; от порт, perola bагосса - жемчужина неправильной формы), охватив не только все виды художественного творчества (литературу, музыку, театр, архитектура, изобразительное искусство), но и мировоззрение и образ жизни древнего человека. Выйдя из лона церкви (католическое барокко), новый стиль активно вовлекал в завитых волос-эстетический водоворот светские слои населения, найдя созвучность с их запросами, умонастроениями, вкусами (светское барокко).
Идеологически стиль барокко отвечал интересам различных слоев общества. Религиозно-аристократические слои через идеологию и мировоззрение барокко стремились сохранить свое время, привилегии и власть. Бюргерство и народные массы, которые устали от опустошительных войн, нестабильности жизни, искали в барокко духовный покой. В высших сферах общества идея суетности мира сочеталась с жаждой жизни и поездом до наслаждений (гедонизма). Стиль барокко достаточно динамичный. Ему свойственны театральность, иллюзорность, эмоциональность, что отражало противоречивость мировоззрения древнего человека, когда в ее сознании сталкивались фантазия и реальность.
В литературе признаки барокко оказались в разных "стилевых уровнях". Рядом с "высоким" барокко в панегіричній поэзии, трагедии, героической поэме развивалось умеренное барокко - религиозная и светская лирика, пастораль, притча, элегия, что отличались простотой строения. На среднем стилевом уровне возникла повествовательная проза: странствия, утопии, политические трактаты, научные произведения. Нижний уровень литературного барокко связан с городской (міщанською) лирикой.
Искусство барокко соединило в себе якобы несовместимые элементы: иррациональность, мистику, фантастичность, экспрессию. Ему присущи специфические черты: преимущество в религиозных сюжетах изображений чудес и мученичества; динамика, что идет на смену статичности и сдержанности искусства Возрождения; контрастность, асимметрия, гигантомания, перегрузки декором, живописная иллюзорность, что пытается ввести глаз в заблуждение; архитектурные ансамбли и синтез искусств, когда в одном произведении сочетались разные жанры: архитектура, живопись, скульптура, декоративное убранство.
В эпоху Барокко вступило совершенства городское строительство. Ансамбли характерны не только для отдельных сооружений, но и для улиц, которые приобрели четкой прямолинейной формы. Начало и конец улицы украшался скульптурными или архитектурными сооружениями. В Италии Д. Фонтана начал трипроменеву систему уличного проектирование (от одной площади расходятся три улицы), что сыграло исключительную роль в будущем европейском градостроительстве.
Наиболее ярко барокко оказалось в католических странах: Италии, Испании, Португалии, Фландрии, Чехии, Польши; несколько меньше - в Германии, Англии. Во Франции и Голландии барокко не играла ведущей роли. В Украине барокко нашло своеобразный и блестящий проявление лишь в конце XVII - XVIII ст. Соответственно в искусстве барокко выделяют различные национальные школы: итальянский, испанский, фламандскую, голландский, французский, русский и т.д.
Выдающиеся мастера XVII-XVIII ст., имена которых связаны с характерными для барокко архитектурными сооружениями: в Италии - К. Мадерна (1556-1629), Ф. Барроміні (1599-1667), Д. -Л. Бернини (1598-1680); во Франции-Же. Лемерсьє, Л. Лево (1612-1678), А. Куазевокс (1640-1720); в Англии-К.Рен (1632-1723) и др. Одним из самых ярких представителей барочного искусства Италии, законодателем вкуса и моды эпохи Барокко был Джованни-Лоренцо (Джан-лоренцо Бернини). Он не только выдающийся зодчий (завершил строительство и отделка Собора св. Петра в Риме и площади перед ним, соорудил многочисленные архитектурные ансамбли), но и непревзойденный декоратор и скульптор, который достиг вершин психологической экспрессии, пластичности и динамики форм в мраморе ("Экстаз святой Терезы", "Аполлон и Дафна", "Давид", "Похищение О-зерпіни"). Д. -Л. Бернини утверждал новые барочные формы в архитектуре Рима, создавая неповторимый праздничный образ "вечного города". Художник прославился и как самобытный портретист, а работая в жанре шаржа, заложил основы карикатуры.
В живописи выдающимися представителями культуры барокко в Испании стали Эль Греко - Д. Теотекопулі (1541-1614), Ф. Рибальта (1551-1628), X. Рибера (1591-1652), Ф. де Сурбаран (1598-1664). Самой яркой фигурой "испанского золотого возраста" считается-Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) и др. Золотой век испанской живописи завершает творчество Баршоломе-Эстебана Мурильо (1618-1682) - одного из основателей, а позднее президента Севільської художественной академии. Его полотна на библейские сюжеты ("Мадонна с младенцем", "Непорочное зачатие", "Святое семейство"), как и изображения детей улицы ("Мальчик с собакой", "Продавщица фруктов" и др.), принесли художнику европейскую славу.
В Музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко (г. Киев) можно ознакомиться с уникальной коллекцией картин "золотого века" испанской школы, в частности, с картиной X. где Сурбараиа (сына Ф. де Сурбарана) "Натюрморт с мельницей для шоколада". Произведения этого мастера, который умер в раннем возрасте, считаются редкими. Ценной находкой музея, бесспорно, является картина Д. Веласкеса "Портрет инфанты Маргариты", в которой художник сумел тонко, артистично и благородно передать холодную замкнутость наследницы престола и одновременно трогательная незащищенность ребенка.
Историко-культурное развитие фламандской и голландской школ шло разными путями, что было связано с буржуазной революцией в Нидерландах. В частности, семь провинций, освободившиеся от испанского господства, стали называться Голландией, а южные провинции, которые оставались в полной зависимости от Испании, - по фландрии (современная Бельгия). Соответственно и искусство XVII в. разделилось на две школы: русский и фламандскую. Самым выдающимся представителем барочного живописи Фландрии XVII в. по праву считается Питер Пауль Рубенс (1557-1640). Художник начал фламандскую школу живописи, которая оказала огромное влияние на развитие европейского искусства.
Универсализм творческого дарования П. -П. Рубенса, титаническая работоспособность сближают его с мастерами Возрождения. Искусство художника - это типичный стиль светского барокко с ярко выраженными национальными особенностями. Для рубенсівських картин характерно жизнеутверждающее начало, преимущество чувств, динамизм композиций. В творчестве П. -П. Рубенса преобладали библейские и мифологические сюжеты. В этом жанре написаны картины "Последнее причастие Св. Франциска", "Битва греков с амазонками", "Персей и Андромеда". Он написал достаточно портретов, но ему не хватало психологического ощущения. В то же время художник сумел в серии портретов изобразить душевные качества близких ему людей ("Автопортрет с женой Изабеллой Брандт", "Портрет Изабеллы Брандт", "Портрет Єлени Фоурмен" и др.).
Из талантливых учеников П. -П. Рубенса, которые приумножили славу его школы, следует выделить А. ван Дейка (1599-1641) и Я. Йорданса (1593-1678). Гордостью коллекции Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко есть полотна мастеров фламандской школы: оригинальный эскиз П. -П. Рубенса "Бог реки Шельды, Кібелла и богиня Антверпена", Я. Йорданса "Амур и спящие нимфы" и А. ван Дейка "Портрет мужчины в черном".
Величайшими представителями голландской школы живописи является Франс Халс (между 1581 и 1585-1666) и Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669). их творчество отмечает реализм и национальная самобытность. Итогом голландской школы живописи стал художественное наследие П. Рембрандта. Его творчество, как и любого гениального художника, вышла за пределы чисто голландского живописи. Кисти мастера принадлежат такие шедевры, как "Флора", "Автопортрет с Саскией", "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока ("Ночной дозор"), "Даная", "Возвращение блудного сына" и др. Рембрандт стал непревзойденным мастером офорта, равных которому нет в мировом искусстве.
Родиной нового стиля рококо (от франц. rocaille - ракушка), который появился в начале XVIII ст., стала Франция. Такое название этот стиль получил за манерность, легкость, декоративную театральность, страсть к сложных изысканных форм, причудливых линий. Он появился в начале XVIII в. во Франции и царил к середине века, но его влияние на европейскую культуру ощущался вплоть до конца XVIII века.
Рококо - сугубо светский стиль, достаточно популярный в феодально-аристократических кругах французского двора, хотя стилистически близкий к барокко. В художественном плане "легкомысленный" рококо был противоположным "тяжелой торжества барокко". Долгое время бытовало мнение, что рококо - это лишь ответвление позднего барокко, что потерял монументальность большого стиля. Однако рококо сложился в собственную законченную стилевую систему, которая частично последовала барокко, но больше видоизменила его. Рококо вроде бы напоминал о быстротечности жизни, призывая жить лишь сегодняшним днем, получая все его наслаждения. "После нас - хоть потоп", - это высказывание Людовика XIV может служить лозунгом новорожденного стиля рококо и в то же время эпохи, которая умирала.
В искусстве рококо ощущается тяготение к интимности, камерности, искренности. Оно тесно связано с бытом и прикладным искусством. Мир миниатюрных форм рококо нашел свой крупнейший проявление в посуде, бронзе, мебели, фарфора, оформлении интерьера. Искусство рококо построено на асимметрии, игре воображения. Сюжетная тематика исключительно эротическая, любовная. Исторические, мифологические, библейские или жанровые мотивы подано через призму любви. Однако за внешним легкомыслием этого стиля чувствуется тяга к сентиментализма, изображения тонких чувств, интерес к личности и поиска смысла жизни.
Предвестником рококо стал Анптуан (Жан) Ваммо (1684-1721), который создал в искусстве свой неповторимый образ колорита и театральности ("игры в театр"). Но настоящим представителем искусства рококо считается "первый художник короля" - Франсуа Буше (1703-1770). В его творчестве культура рококо оказалась в полной мере: гедонизм, доведенный до фри-вольности, отсутствие рационализма и конструктивизма. Ф. Буше стал объектом острой критики Д. Дидро, однако последний не отказывал художнику в высоком профессионализме его картин: "Триумф Венеры", "Купание Дианы" и др. Панно Ф. Буше "Амуры", что находится в Музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, воспроизводит типичные для рококо сложные движения фигур, композиционный ритм, пышные детали, палитру пастельных цветов.
На волне общественного подъема и формирование нации во Франции XVII в. возник новый художественный стиль - классицизм (от лат. classicus - образцовый). Классицизм - это художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII - XVIII ст., одной из черт которого было обращение к образов и форм античного искусства и литературы как идеального художественно-эстетического эталона. Его идейным основанием стал рационализм.
Предметом искусства классицизма провозглашалось только прекрасное и возвышенное. Создатели этого художественно-художественного стиля считали, что красота существует объективно, поэтому ее можно постичь разумом. Сторонники классицизма отстаивали принцип "наследования природы" и соответственно - строгого соблюдения правил, установленных во время изучения древних памятников. Классический образ тяготел к образца, что соответствовало общественно-воспитательной функции художественного творчества. Основные сюжеты для классического произведения брались из мифологии, истории или библейских текстов и типізувалися учитывая тогдашнюю действительность.
В литературе утверждалась иерархия жанров, которые делились на высокие (трагедия, эпопея, ога) и низкий (комедия, сатира, байка). Каждый жанр имел свои каноны и четкие границы, что не допускали их смешивания. Ведущее место в этой иерархии принадлежало трагедии. Трагедии П. Корнеля та Же. Расина, басни Же. Лафонтена, сатира Н. Буало, комедии Мольера не только пытались решить общественные конфликты в идеальной сфере античности, а переносили их в зону тогдашних социально-этических, моральных коллизий, что повлекло развитие реализма. Больше всего это касалось творчества Мольера, которая объединила различные идейно-художественные течения, определив дальнейшее развитие литературы. Комедии Мольера перестали быть "низким" жанром. Его лучшие пьесы по тематике, философским, психологическим и моральным звучанием достигли уровня трагедии. С конца XVII в. классицизм вступил в полосу упадка, возродившись в эпоху Просвещения.
Основателем классического направления в искусстве Франции XVII в. стал Школа Пуссен (1594-1665). Он не имел много учеников, однако ему удалось создать собственную школу живописи. Творчество мастера считалась вершиной французского классицизма и в будущем повлияла на многих художников. Однако искусство классицизма, выработав каноны, основанные на художественно-эстетических традициях Н. Пуссена, требовало их обязательного соблюдения. Поэтому уровень искусства классицизма под влиянием жесткой системы требований начал снижаться, - поскольку творческий процесс превратился в простое подражание.
Академия живописи и скульптуры (1648) и Академия архитектуры (1671) Франции во второй половине XVII в. полностью регламентировали все виды художественной деятельности и сами находились под полным контролем королевской власти. Классицизм стал официальным унифицированным стилем. Он наиболее полно отвечал идеала эпохи абсолютизма, "le grand siecle" ("большом возраста") Короля-Солнца - Людовика XIV. По его времена в стиле классицизма была построена в Версальский дворец с чудесным парком, Дом и Собор Инвалидов, Вандомську площадь и площадь Побед в Париже, возобновляются работы в Лувре.
Жесткая унификация и регламентация канонам живописи Франции второй половины XVII в. привели к образованию определенного художественного вакуума. Не было ни одного выдающегося художника, который достиг бы уровня Н. Пуссена. Однако с середины XVIII в. европейское искусство вновь обратилось к классике, но на новой идейной основе. Ею стала идеология Просвещения.
Археологические раскопки Помпеи, начатые 1748 p., научные исследования по античной культуры значительно расширяли представление о римское искусство и способствовали развитию нового стиля - классицизма (от греч. neos - новый и классицизм). Идейным вдохновителем неоклассицизма стал Иоганн Иоахим Винкельман (1717-1768) - основатель истории искусств как науки, автор трудов по античного искусствоведения, что получили европейское признание.
Трудами общетеоретического характера, которые повлияли на оформление стиля, были "Беседы об искусстве". -Же. Руссо, который отстаивал принципы натурализма и естественности в искусстве, и трактат "Лаокоон", выдающегося представителя европейского просвещения, теоретика искусства и литературного критика Г. -Е. Лессінга1. Итак, активный поиск идеала совершенного человека и общества, новая волна увлечения историей и культурой античности выдвинули на первый план общественно-общественное звучание художественного произведения, его воспитательный потенциал.
Художественным кредо неоклассицизма стал лозунг "архитектура, что говорит". В искусстве этого направления преобладали простые, лаконичные, правильные геометрические формы, прослеживалась связь с реализмом, что сильнее всего проявилось в творчестве французского художника Жана-Батиста-Симеона Шардена (1699-1779). В Италии и Франции и частично в Германии неоклассицизм существовал рядом с рококо. В отличие от классицизма, в моду вошло не только искусство Рима, но и Эллады, поскольку в нем больше тепла, гуманизма, поэтичности, патриотизма и героики. Стал популярным английский ландшафт, до которого не коснулась рука человека, а не регулярный французский парк.
В XVIII в. уменьшилась зависимость художников от частных заказчиков. Главным судьей стала общественное мнение. Появилась художественная критика, целью которого было оценить произведение искусства учитывая общественные критерии. Так, первой формой критической литературы по искусству стали "Салоны Дидро". Во Франции, где новые формы искусства возникали особенно быстро, важным достижением художественной жизни были публичные выставки - Салоны, что их с 1667 г. ежегодно организовывала Королевская академия живописи и скульптуры. Такие выставки давали художнику признание, поэтому принять в них участие как чмагалиря и художники других стран.
В области архитектуры в стиле неоклассицизма построена площадь Согласия (Concorde) в Париже и Малый Тріанон в Версале архитектора Же - А. Габриэля (1698-1782). Наибольшей сооружением неоклассицизма стала церковь св. Женев'єви в Париже, которую в годы Французской революции переименовали в Пантеон. Сюда были перенесены останки выдающихся людей Франции, в том числе и ее строителя - архитектора Ж. -С. Суфло (1713-1780).
Неоклассицизм в контексте английского искусства не выделяется. Английское Просвещение было достаточно зрелым уже в 40-х годах XVIII ст., и его гуманистический влияние благотворно сказался на культуре. Становления английской национальной школы живописи связано с Уильямом Хогартом (1697-1764), который был единственным художником английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе. Две стороны просветительской эстетики Англии (рационалистическая и эмоциональная) в соответствии выраженные в творчестве Джошуа Рейнолдса (1723-1792) и Томаса Гейнсборо (1727-1788). В коллекции Музея искусств им. Богдана и Варвары Ханенко единственным, но ценным образцом английской живописи является картина Д. Рейнолдса "Крутійка". Наряду с официальными портретами мастер изображал своих маленьких родственниц, которые привлекали его искренностью детских чувств и беззаботностью.
В России неоклассицизм не розвинувсь в стилевую систему. Черты рококо оригинально переплелись с классицизмом. Русский классицизм стал одним из самобытных и ярких страниц европейского искусства. Появившись в XVIII ст., он вступил в довершение XIX ст. Выдающимися представителями русского классицизма XVIII в. в архитектуре были В. Баженов, Г. Казаков, Д. Кваренги и др., в скульптуре - М. Козловский (выходец из Украины), Ф. Шубин, Ф. Щедрин, Е. Фальконе и другие, в живописи - И. Никитин, Ф. Рокотов, Д. Левицкий и В. Боровиковский (два последних - из Украины), Ф. Алексеев и др.
Следовательно, европейская культура XVII-XVIII ст., которая развивалась на принципах рационализма и просвещения, выработала новые методы, средства научного познания и освоения окружающей среды, сформировала мировоззрение, свободный от феодальных предрассудков, идейно подготовила революционные сдвиги в Западной Европе, что наиболее полно выразились в идеалах Французской революции, выработала новые средства художественно-художественного отражения окружающего мира.



Назад