Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

3. Развитие образования и научных знаний в Украине. Книгопечатание


Украинское барокко XVII-XVIII ст. - это духовный образ нации, воплощенный в ее материальных и духовных приобретениях. XVII-XVIII ст.. в Украине знаменувалися подъемом национального интеллекта, который был обусловлен, прежде всего, достижениями в развитии национальной системы образования. Она состояла из начального, среднего и высшего звена. Начальное образование можно было получить в достаточно развитой сети братских, церковных, монастырских, сечевых (при полковых казацких канцеляриях) школ. По свидетельству иностранных путешественников, все дети, даже сироты, учились грамоте, были письменным. Для последних также существовали школы грамоты при церквях. Начальной грамоте обучали и странствующие дьяки.
Среднее звено образовательных учреждений была представлена народными училищами, семинариями, коллегиумами. Центром высшего образования и науки в Украине стала Киево-Могилянская академия. Все типы учебных заведений способствовали повышению образовательного уровня населения. По неполным данным, в Слободской Украине в 1732 г. действовало 129 школ, в 1740-1748 гг. в семи из десяти полков Гетманщины насчитывалось 866 школ. На землях Войска Запорожского времен Новой Сечи имела добрую славу сечевая школа, где учились дети из разных городов. Сельские и городские школы содержались общиной - населением села или городского прихода. Общины или братства строили помещение для школы, заботились о материальном обеспечении учителей. Как правило, обязанности дьячка и учителя полагались на одно лицо.
В западноукраинских землях через уменьшение численности православной шляхты и потерю мещанством своего социально-экономического значения православные братские школы, возникшие при церквях в XI-ХП вв., ветшают. На их месте создаются униатские школы, подчинены ордена Василиан. Однако по своему характеру они отличались от братских. В XVII в. василианские школы были предназначены только для шляхетской молодежи и воспитывали ее в католическом духе. Деятельность Василиан приобрела другого характера и значительного распространения с созданием Едукаційної комиссии (1773) - первого в Европе министерства народного образования. Эта комиссия осуществила реформу школьного дела, выработала единый школьный устав, предоставила школам государственный статус и выделила денежную помощь на их развитие. Все эти меры значительно улучшили материальное положение василианских школ и поднесли их общественный статус.
На Левобережье, Слобожанщине и в Киеве существовали только православные школы. Первые попытки ввести в Украине обязательное начальное образование было осуществлено в Гетманщине. В 1760-1762 pp. лубенский полковник И. Кулябко приказал сотенным правлением всех казацких сыновей, способных к науке, посылать в приходских школ, а неспособных, в летах переросших обучать военному делу. Однако начальные школы в Украине не получили устойчивой организации и с конца XVIII в. начальная сельский образование начала приходить в упадок, что в первую очередь было связано с закрепощением крестьян и враждебным отношением власти к основанных не ею учебных заведений.
Центром образовательного, научного и культурного жизни в Украине была Киево-Могилянская школа, основанная в 1632 г. митрополитом Петром Могилой (1596-1647). В 1633 г. получила название Киево-Могилянская коллегия. Благодаря содействию гетмана Ивана Мазепы в 1701 г. за царскими указами от 11 января 1694 г. и от 26 сентября 1701 г. она получила статус академии и название Киевская академия. Были подтверждены, хоть и формально, ее древние привилегии: разрешалось включать в учебных программ курс богословия и организовывать внутренняя жизнь на началах самоуправления по образцу высших учебных заведений Европы.
За гетмана Ивана Мазепы для Киево-Могилянской академии построили дом. Это был период расцвета академии. Число студентов достигло 2 тыс. Позже она составляла 500-1200 лиц. Возрастных ограничений не было. Для бедных учеников при академии существовала бурса. Учились в ней преимущественно выходцы из Левобережья, но были и студенты из Правобережной Украины, Закарпатья, Белоруссии, России, южнославянских стран, Молдавии. Академия была демократическим всесословным учебным заведением. В ней учились дети духовенства, казаков, крестьян, мещан.
По содержанию учебных программ и уровнем преподавания академия отвечала требованиям европейского высшего образования. Полный курс обучения длился 12 лет и разделялся на восемь классов. Высшей степенью обучения были "школы риторики и поэтики" (здесь изучались науки гуманитарного цикла), двухлетняя "школа философии" (гуманитарные и естественные науки), четырехлетняя "школа богословия". В академии учили грамматике, риторике, философии и богословию; языкам - слов'-русской (тогдашний украинской литературной), греческом, латинском, польском; литературе - классической греческой и римской, частично - средневековой; поэтическом и риторическом искусству; истории, географии. Лекции выкладывались преимущественно на латыни. С первой половины XVIII в. в Киево-Могилянской академии систематически преподавались только иностранные языки. С углублением дипломатических, экономических и культурных связей с Западной Європою возникла потребность изучать немецкий, французский, древнееврейский языки, и академия достойно выполнила это задание.
В Киево-Могилянской академии работали выдающиеся ученые, писатели, художники: Л. Баранович, В. Ясинский, Д. Туптало, Ф. Прокопович, Есть. Полоцкий, Г. Конисский, И. Гизель и др. Из нее вышли философы и государственные деятели, поэты и историки, композиторы и медики, полководцы и юристы, среди них - историк И. Гизель, поэт, ученый Ф. Прокопович, писатель и философ Г. Сковорода, гетман Украины И. Самойлович. В 1734 г. в академии учился М. Ломоносов.
Киево-Могилянская академия была не только образовательным, но и научным центром. Профессора не ограничивались преподаванием общепринятых теоретических курсов, а самостоятельно разрабатывали проблемы логики, семиотики, психологии и других наук. В академии проводились публичные научные выступления, ставились спектакли. Высоким научным уровнем отличались труда лингвиста-орієнталіста С. Тодорського, автора греческой грамматики В. Лащевського. В лекциях Ф. Прокоповича уже заметные ростки новой методологии, а во взглядах преподавателей появились элементы рационализма и материалистического сенсуалізму. Бывшие студенты академии стали авторами казацких летописей, написанных в конце XVII - начале XVIII вв.
Большое внимание в академии уделялось воспитанию студентов на принципах гуманизма и равенства. Это способствовало развитию демократических идеалов, в поддержке воспитанников чувства достоинства и взаимного уважения. Основы воспитания молодежи разработал Петр Могила, изложив их в своих работах, прежде всего в "Антологии", изданной 1636 г. для молодых колегиантов. На формирование воспитательных идеалов в академии значительное влияние имело запорожское казачество.
Большое значение для обеспечения высокого уровня учебного процесса в Киево-Могилянской академии малая библиотека, в которой поступали книги из Рима, Парижа, Венеции, Лейпцига, Амстердама, Кракова, Вены и других книго-издательских центров Европы. Но наибольшую часть библиотеки составляли украинские друки. В частности, здесь находилось первое издание Киево-Печерской лавры "Часослов" (1616), много экземпляров "Адельфотеса", напечатанного в Львове и привезенного Иовом Борецким, "Грамматика" (1619 Г.) Смотрицкого, "Лексикон славеноросский и имен толкование" (1627) Памво Беринды и др. Много книг для академии приобрел П. Могила. Сюда он передал и свою собственную библиотеку.
Библиотека академии в XVIII в. насчитывала 12 тыс. томов и множество рукописной литературы и документов, что определяло ее как важный научный центр. Однако до нашего времени она не сохранилась. Пожара 1780 г. и 1811 г. уничтожили уникальные источники по истории и культуре Украины.
Киево-Могилянская академия - заведение европейского уровня. ей принадлежит видное место в истории культурных связей Украины со славянскими народами. История сохранила свидетельства, что здесь учились русские, белорусы, молдаване, болгары, сербы, хорваты, греки и др. Она поддерживала научные связи с образовательными центрами Кракова, Константинополя, Магдебурга и т.д. Некоторые студенты и преподаватели академии учились в Польше, Франции, Италии, Англии, Германии. Международные связи Киево-Могилянской академии имеют важное значение для оценки ее места в истории мировой культуры.
Во второй половине XVII ст. - первой половине XVIII в. чувствовалось сильное влияние украинской культуры на весь славянский ареал. Новые идеи и взгляды, сформированные в Киеве и в Левобережной Украине, ориентированные на западные образцы, оказали существенное влияние на церковно-религиозный, литературное и особенно образовательное жизни России. Фактически силами украинской элиты была подготовлена база для систематической высшего образования в русских землях, в частности стало регулярным преподавания поэтики, риторики, философии.
Профессора и воспитанники академии способствовали распространению образования, развития науки и культуры среди многих восточнославянских и южнославянских народов. С их помощью формировалась основа, на которой строились міжслов'янські отношения в последующие времена. Некоторых украинских ученых приглашали к Сербии, Болгарии, Молдавии. В середине XVII в. в России вынуждены были уехать ИЗ ученых, художников, музыкантов. Из-среди них - С. Полоцкий, Есть. Славинецкий, С. Яворский, Ф. Прокопович и др., 12 певцов, киевские маляры. Они работали там учителями, редакторами, переводчиками, епископами, митрополитами, советчиками Петра И в его реформаторской деятельности, занимали важные государственные должности.
В Киево-Могилянской академии получили образование 21 по 23 ректоров Московской слов'-греко-латинской академии, 95 из 125 ее профессоров, много учителей школ России. В целом на протяжении 1701-1762 гг. в Московской академии переехало 95 воспитанников Киевской академии. Ректорские должности в этот период в Московской академии занимал 21 ученый, из которых 18 - киевские книжники. Кроме того, из 25 человек, которые были префектами, 23 - с Киево-Могилянской академии.
После Полтавской битвы (1709) академия подвергалась репрессиям. Вместе с упадком национальной государственности, культуры она переживала трагические и горькие времена падения и потерь. Из ее стен вытесняли все украинское. 31 октября 1798 p., по инициативе императора Павла i, академия потеряла свой статус. ее приравняли к трех других российских академий: Московской, Петербургской и Казанской. В 1817 г. она прекратила свою деятельность, но через год была реорганизована в сугубо религиозное учебное заведение, которое готовило кадры духовенства.
Академия учредила коллегиумы в Нежине, Белгороде, Виннице, Гоще, Кременце, Чернигове, Переяславе и постоянно помогала им. У1727 г. епископ Есть. Тихорський основал Харьковский коллегиум, что стал центром образования Слободской Украины. С 1765 г. при нем открыли дополнительные классы, где преподавали инженерное дело, артиллерию, архитектуру, геодезию, географию. В 1779 г. в Полтаве открылась славянская семинария (1786 г. переведена в Екатеринослав), в 1780-1789 гг. в Полтавской семинарии учился И. Котляревский. Здесь начал свою педагогическую деятельность Г. Сковорода. В коллегиумах, кроме славянских, изучали французский, немецкий и итальянский языки, историю, географию, рисование. После окончания коллегиума студенты могли продолжать обучение в Киево-Могилянской академии и учебных заведениях России.
В Правобережной Украине и в западноукраинских землях национальная образование было на значительно более низком уровне, чем в Восточной. Именно в это время прекращают свое существование большинство церковных братств в Галичине, что приводит к упадку учительства. После школьной реформы 1776-1783 гг. в западноукраинских землях были организованы начальные (тривиальные) и неполные средние (главные) школы, где, как правило, обучение велось на немецком языке.
На Правобережье большинством коллегиумов - Львовским, Каменским, Луцким, Перемишльським, Ужгородским - руководил иезуитский орден. Львовском коллегиума польский король во II половине XVII в. предоставил права академии. После отмены в 1773 г. иезуитского ордена часть его школ перешла к членов монашеского ордена св. Василия - василиан, которые ранее имели несколько коллегиумов во Владимире, Баре, Умани. Кроме коллегиумов, при монастырях действовали внутренние школы (студии). В большинстве василианских школ высшим курсу считались риторика и лишь в некоторых выкладывалась и философия.
Развитие образования, научных знаний и в целом культуры ускорился с распространением книгодрукарської дела. Бурного развития печатное дело вступило в начале XVII ст. Типографии делились на стационарные, передвижные, братские, церковные, частные, а с конца XVIII в. - общественные. Каждая из типографий сделала свой вклад в распространение книжного дела. В Галичине, кроме Львовской, появились типографии в Рогатине, Крылосе, Угорцях, Уневе, Перемышле. На Волыни основано типографии в Луцке, Почаеве, Дермани, Константанові, Кремянце, Житомире. Львовская братская типография, что имела привилегии на исключительное право печатать книжки, в XVII выдавала в. буквари тиражами 600 - 2 тыс., а в начале XVIII ст. - по 6 -7 тыс. экземпляров. В связи с увеличением образованных людей рос спрос и на другую печатную продукцию. Почаевские и львовские издания имели хорошее графическое оформление.
Самой мощной в Украине оставалась Киево-Печерская типография, основанная архимандритом Єлисеєм Плетенецким в 1615 г. Она способствовала распространению печатного дела не только в Украине, но и в России и Белоруссии. Кроме молитвенников и богослужебных текстов, из типографии выходили произведения современных украинских писателей.
Самой популярной печатной книгой в Украине стал сборник проповедей И. Галятовского "Ключ разуменія". К наиболее интересных киевских изданий принадлежат такие фундаментальные труды, как "Жития святых". Туптало, "Ифика ієрополітико" - иллюстрировано гравюрами издание с объяснением этических принципов и норм поведения, "Стихи нажалосний погреб... Петра Конашевича-Сагайдачного" К. Саковича, полемическая "Книга о вере", авторство которой приписывают З.Копистенському, церковносло'янсько-украинский словарь П. Беринды и др. Лаврская типография отличалась разнообразием тематики и высоким художественно-техническим уровнем книг.
Кроме Лаврской типографии, на Киевщине функционировали типографии в Фастове и Бердичеве. На Подолье их было семь. Большую типографию создано в Чернигове. Эта типография публиковала проповеди и стихи Л. Барановича, выпустила ряд произведений И. Максимовича. В Украине действовали также частные типографии: Т. Вербицкого, С. Соболя, Г. Слезки, А. Желіборського, К. Транквилиона-Ставровецького, Т. Вербицкого и др. В частности, заслугой Тимофея Вербиць-кого стало издание первого киевского "Букваря" и двух Часословів, что содержали песнопения в честь старокиевских святых - князей Владимира, Бориса и Глеба, Антония и Феодосия Печерских. Выдающимися украинскими печатниками и издателями стали С. Будзинда, А. Скольский, Я. Шелига, С. Ставницький, странствующий печатник П. Люткевич и др.
С XVIII в. появляются типографии губернского подчинения: Лисаветградська, Кременчузька, Киевская, Бендерская, Днепропетровская, Харьковская, Черниговская, Каменецкая, Николаевская. Кроме церковной литературы, печатались книги для школ, произведения литературного и прикладного содержания, научно-богословские издания.
В целом стационарных типографий было маловато. Некоторые из них существовали в течение непродолжительного времени. Через примитивную технику тогдашние типографии не были высокопроизводительными. Так, с начала своего существования и до 1622 г. Львовская типография напечатала 13 названий книг, Киевская за 1615-1630 pp. -40, в том числе знаменитый "Требник" П. Могилы, Почаевская - 187 названий книг, а за гораздо более короткий период в Чернигове вышло более 50 наименований книг.
Потеря украинской государственности привела к упадку книгопечатания. После подчинения Киевской митрополии Московской патриархии (1686) украинское книгопечатание подвергся преследованиям. Московская власть начала унифицировать язык на московский образец в изданиях, предназначенных для Украины. 5 октября 1720 г. Петр i издал законодательный акт, за которым начиналась цензура и фактически запрещалась украинский язык.
С этого времени многие украинских типографий постепенно приходят в упадок. В частности, утратили свой украинский характер такие известные типографии, как Киево-Печерская и Черниговская. За нарушение приказа царя Черниговскую типографию конфисковали и вывезли в Москву. На Подолье и Закарпатье книгопечатание не получило развития: все типографии существовали недолго и не были украинскими, а выпущенные там книги использовались только для местного потребления.
Однако возникновение книгопечатания и его распространение в Украине имело огромное значение для культурного прогресса. Оно стало показателем не только значительного культурного развития, но и способности украинцев к восприятию достижений цивилизации и интеграции в европейское культурное пространство.



Назад