Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 1. Общая характеристика метода обучения


Народная педагогика о методах обучения. Как элемент дидактической системы "методы обучения" дают ответ на вопрос: как учить? Каждый учитель ежедневно и неоднократно возвращается к этому вопросу и пытается найти ответ на него на протяжении всей своей деятельности. Вечный вопрос школы и педагогической науки!

Народная мудрость, народная практика обучения и воспитания накопили значительный опыт того, "как учить?" Просто и понятно звучат поговорки, пословицы и поговорки украинского народа:

"Всякое дело начинай с головы";

"Ворчание наскучит, пример научить

"Хороший пример лучше сто слов";

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать";

"Говори мало, слушай много, а думай еще больше";

"Пока не попотеть, до тех пор не уметь";

"Лучше раз переписать, чем десять раз прочитать";

"Мудр тот, кто думает, как сделать";

"Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня";

"Не на пользу книжку читал, когда сливки лишь хватал";

"Спросишь - позор на час, не спросишь -

можешь на всю жизнь осрамиться" [см. приложение 1].

Методы обучения в дидактической системе Я. Коменского. Научная педагогика пытается дойти до глубинной сути метода обучения и выяснить все его стороны. Красной нитью идея метода обучения проходит сквозь всю педагогическую систему Я. Коменского. Чтобы убедиться в этом, достаточно раскрыть "Великой дидактике" и прочитать ее полное название: "Большая дидактика, или искусство учить всех и всему учить, причем с надежным успехом, так, чтобы неудач никаких не было" [9].

Вопрос "как учить?" Я интересовало. Коменского ли не больше всего. Говоря о пользе дидактики, он пишет, если метод воспитания (здесь он имеет в виду и обучения) доведен до безошибочной правильности, то результат, на который всегда надеются, не может с Божьей помощью не настатити.

Среди положений, которые великий педагог развивал в разделах своего труда и которые имеют прямое отношение к методу обучения, являются следующие:

"Точный порядок дня школы необходимо позаимствовать у природы".

"Общие требования обучение и учение, то есть как учить и учиться".

"Основы легкости обучения и учения".

"Основы кратчайшего пути обучения".

В разделе XVI Я. Коменский пишет: "А кто не знает, что для посева и посадки потрібнідеяке искусство и опытность... Конечно, иногда неудача постигнет даже опытных людей... однако речь идет сейчас не о предсказуемость и случайность, а об искусстве предупреждать случайность предсказуемостью"[9].

Великий педагог был твердо убежден, что можно разработать такой метод обучения, который бы не допускал случайностей, или во всяком случае сводил бы их к минимуму, тем самым он предсказал появление педагогических технологий.

Далее он пишет, что метод обучения должен быть "сводный в научную теорию", потому что только за такого метода "искусство духовного насаждения можно поставить на такие твердые основы обучения, чтобы оно наверное шло вперед и не обманывало в своих результатах".

Пытаясь открыть универсальный метод обучения (воспитания), он обращается к природе и, считая человека частицей природы, опирается на параллелизм природного и искусственного. "Рассматривая, как идя по следам природы, удачно последуют ее садовники, художники, архитекторы, мы легко увидим, каким образом должны последовать ее и учителя юношества".

Метод, который Я. Коменский видит как универсальный, можно было бы назвать методом параллелизма природного и искусственного. В следующих разделах, в своих основоположеннях он раскрывает все его стороны. Приведем некоторые из них:

"Ничто не начинается несвоевременно".

"Материал ранее формы".

"Материал делается пригодным для восприятия формы".

"Все образуется отдельно, а не смешано".

"Сначала внутреннее".

"Сначала общее".

"Все постепенно и никаких скачков".

"До окончания дела не надо останавливаться". (Далее см. приложение 1, с. 382-386)

Давая толкование каждому из этих основоположень, анализируя природу, он сравнивает состояние дел в школе и доходит вполне конкретных выводов. Как пример приведем первое из основоположень раздела XVI "Общие требования обучения и учения, то есть как учить и учиться":

"Природа старательно приспосабливается до поры до времени.... Итак, мы делаем вывод:

I. Образование человека нужно начинать в весну жизни.

II. Утреннее время для занятий - самый удобный.

III. Все, что подлежит изучению, должно быть распределены в соответствии с степеней возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте".

Во втором основоположенні: "Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму...". Отсюда следует, что для коренного исправления метода необходимо:

II. Развивать ум раньше за язык.

III. Никакой речи не изучать по грамматике, а каждый язык нужно изучать с подходящих произведений писателей.

IV. Реальным учебным предметам отдавать предпочтение перед формальными.

V. Примерам отдавать предпочтение перед правилами.

Конечно, не все его основоположення непосредственно касаются метода обучения, значительная часть их касается метода организации обучения, но поиск ответа на вопрос "как?" доминирует во всех его рассуждениях и выводах.

Метод обучения - это система. Метод обучения - это путь, которым осуществляется движение опыта субъекта обучения, его развитие. Этот путь связан с деятельностью учителя и деятельностью учащихся по достижению целей обучения.

Метод обучения - сложное педагогическое образование, которое имеет системный характер, то есть является системой. Выделим его системные характеристики, а именно: что является элементами системы (каждая система является совокупностью элементов), который выполняет роль системообразующих факторов (в каждой системе действует их несколько), какова ее структура, как осуществляется характерная для данной системы взаимодействие элементов, вследствие чего в ней возникает системная (емерджент) свойство, которое в свою очередь действует на все атрибутивные признаки системы (ее морфологические компоненты).

Чтобы выделить эти характеристики системы "метод обучения", проанализируем все определения метода обучения, которые дали выдающиеся педагоги, тати определения, которые встречаются в учебниках и пособиях по педагогике.

Классики научной педагогики о методах обучения. Определенный вклад в разработку проблемы методов обучения И сделали. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дістервег, отечественный классик научной педагогики К.Ушинський.

И. Песталоцци (1746 - 1827 гг.) одним из важнейших средств воспитания и развития человека считал труд, который развивает не только физические силы, но и разум. Он утверждал, что ум человека развивается в процессе работы собственного мнения, а не через механическое усвоение чужих мыслей. Всякое обучение должно основываться на наблюдении и эксперименте, подниматься к выводам и обобщениям. Оно способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний и развивает его умственные способности. Без применения наглядности как основы обучения нельзя добиться правильных представлений об окружающем мире, развить мышление и язык. Идея развивающего обучения, выдвинута И. Песталоцци, повлияла на дальнейшее развитие передовой педагогической теории и практики.

Можно таким образом выделить следующие характерные особенности метода обучения в понимании Й.Песталоцці: метод обучения обеспечивает работу собственной мысли ученика; материалом для данной работы является наблюдение и опыт; метод ориентирует не только на накопление определенного запаса знаний, но и на развитие умственных способностей [17].

Иоганн Фридрих Гербарт (1716-1841 гг., родился в Германии) считал обучения главным и основным средством воспитания. Он различал три вида обучения: описательное, аналитическое, синтетическое, среди которых дескриптивное имеет целью выявить опыт ребенка и дополнить его. Путем живой, образной рассказы учитель расширяет знания учащихся.

Как и во всей педагогике, в решении проблемы "как учить?" значительное место принадлежит отечественному выдающемуся педагогу Константину Дмитриевичу Ушинскому. За 47 лет своей жизни только треть он отдал педагогической науке, но сделал так много, как никто до него из отечественных ученых-педагогов.

Как и Я. Коменский, К.Ушинський отстаивал принцип природо-соответствия. Он считал, что педагог должен прежде всего учиться у природы и, анализируя детская жизнь, выводить правила для школы, а учет психологических особенностей ребенка является важнейшим условием правильного построения учебной работы.

Особенно важное значение он придавал осмысленному усвоению и активности в обучении. По его твердому убеждению, всякое правильное учение должно идти от известного и переходить к неизвестному, а не наоборот. За такого метода учение, как утверждал выдающийся педагог возбуждается и самостоятельная работа мозга ученика, которая составляет единственно прочную основу всякого плодотворного умение.

К. Ушинский выделял два главных методы обучения: синтетический и аналитический. Кроме того, большую ценность он усматривал в таких методах, как лабораторно-практическая работа, устные и письменные упражнения, работа над книгой и др. Сократичний метод, по его мнению, является "лучшим способом перевода механических комбинаций в розмірковуванні для любого возраста и особенно для детского" [29]. "При сократичному методе, собственно говоря, не дается никаких новых рядов и групп представлений, а уже существующие ряды и группы приводятся в новую мислительну систему," - писал он (там же).

Исключительно большое значение К. Ушинский предоставлял рассказы. Правильное применение этого метода, его эффективность обусловлена в первую очередь содержанием рассказа, формой изложения, соответствием изложения уровню развития и правильным чередованием его с другими методами.

Методы обучения в трактовке авторов учебников по педагогике. В "Дидактике" под общей редакцией Б.Єсіпова дается такое определение методов обучения: "Методы обучения есть способы работы учителя и управляемых им учеников, с помощью которых достигается усвоения последними знаний, умений и навыков, а также формирование их мировоззрения и развития"[2].

Такое же определение методам обучения дает проф. Есть. Голант. Проф. П. Шимбирьов и проф. И. Огородников подчеркивают воспитательное значение методов обучения. Характеризуя их, они выделяют ту; особенность, что методы обучения способствуют выработке взглядов и убеждений и "соответствующих им навыков и привычек общественного поведения учащихся" [2].

И. Перовский утверждает: "Метод обучения является формой развития содержания обучения, которая отвечает ближайшей дидактической цели, которую и данный момент обучения учитель ставит перед собой и учениками"[2].

В "Педагогике" И. Харламова дается такое определение: "Под метода-и мы обучение необходимо понимать способы учебной работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся с развязаны различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом"[30].

Ю. Бабанский пишет: "Методом обучения называют способ рядкованої взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения" [16].

И. Лернер подчеркивает: "Будь-какой метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, который организует познавательную деятельность ученика, что обеспечивает усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения"[6].

Приведенные выше определения дают возможность выделить некоторые характерные черты методов обучения. Как пишет Бы. Єсипов, методы обучения-это в первую очередь способы работы учителя и учеников. Поскольку способы деятельности учителя и учеников разные, то очевидно, что Б. Єсипов под способами работы понимает нечто единое, которое включает способы деятельности учителя и способы деятельности учащихся. Выражение "управляемых им учеников" наводит на мысль, что это взаимосвязанная совокупность способов деятельности учителя и связанных с ними способов деятельности учащихся. Далее подчеркивается, какую задачу решает эта взаимосвязанная совокупность: усвоение знаний, умений, навыков, воспитание и развитие учащихся.

В определении И. Лернера упор делается то, что методы обучения - это система целенаправленного действия учителя, другими словами, что они являются своеобразным инструментом в руках учителя, которым он при необходимости может воспользоваться. Что это тот инструмент, с помощью которого организуется познавательная деятельность ученика, и не просто деятельность, а та, которая обеспечивает усвоение содержания образования и тем самым достижение целей обучения. В этом контексте выражение "целей обучения" уточняет понятие содержания образования - речь идет о цели обучения, связанные только с содержанием образования.

В Ю. Бабанского метод обучения - категория, которая не является инструментом влияния, она касается в равной степени как учителя, так и ученика. Он пишет, что метод обучения - это способ взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, но это не просто способ деятельности, а способ упорядоченной деятельности. Выражение "упорядоченной" предоставляет деятельности статуса особой организации этой деятельности.

Глубоко и всесторонне анализирует понятие "метод обучения" А. Алексюк [1]. Он прежде всего подчеркивает, что понятие "воспитание", "образование", "обучение" не однотипные, поэтому нельзя ставить их в один ряд. Понятие "воспитание" и "развитие" шире от понятий "образование" и "обучение", которые им подчинены и уже по объему. "Образование" и "обучение" - средства воспитания и развития личности. Поэтому следует выделять две пары основных категорий. Методы обучения объединяют взаимодействие закономерностей деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся.

Он прав, подчеркивая, что методы обучения можно анализа-аты с разных сторон: из педагогического, психологического, физиологического, логического, гносеологічного, исторического и пр. и соответственно описывать в терминологии ряда наук.

Методы обучения, по его мнению, следует рассматривать как категорию науки и как средство практической деятельности учителя и ученика. Именно поэтому суть метода обучения можно раскрыть, анализируя соотношение цели, средства и результата [1].

М.Данилов считает, что "Логика учебного процесса является сплав логики учебного предмета и психологии усвоения учащимися учебного материала, преподаваемого" [4].

Цель, средство и результат деятельности человека тесно взаимодействуют и взає-мозумовлюють друг друга. Как утверждают философы, цель всегда должна соединиться со средством реализации, "перейти" в предмет деятельности. Чтобы стать реальной, цель должна соединиться с практической деятельностью человека.

Ни один предмет сам по себе не способен быть средством для достижения цели. Такая способность навязывается ему извне, когда человек использует этот предмет относительно цели деятельности как инструмент деятельности.

А. Алексюком, методы обучения, как и любое явление, имеют внешней и внутренней стороны. Внешний, или формальный, сторону методов обучения составляют: словесно-слуховая форма обучения, различные формы применения наглядности, практические работы учащихся как важная форма обмена информацией с учителем; самые разнообразные внешние способы, к которым прибегает учитель - методы обучения как искусство личности учителя; организация управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и контроль знаний, самоуправлению и самоконтроль со стороны школьников.

Внутренним, или смысловым боком методов обучения являются: движение содержания основ наук, техники и искусств, которые преподаются; логический сторону мыслительной деятельности учащихся, что соответствует логике усваиваемой науки, а также возрастным особенностям учащихся; психологическая сторона метода присущ любом учебному процессу; различные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, стимулирование и мотивация учения.

Выделение внешнего и внутреннего сторон в методах обучения не подлежит сомнению. Но, на наш взгляд, содержание каждого из них необходимо уточнить. Мы считаем, что внутренняя сторона метода обучения лежит в психологической плоскости и имеет смысл той психологической закономерности усвоения материала, который положен в основу взаимодействия учителя и ученика. За будь-яких обставин обучения, сознательно или бессознательно учитель, взаимодействуя с учеником, ориентируется именно на нее. Мысль М.Данилова, на наш взгляд, является подтверждением этого.

Необходимо также уточнить мнение, что методы обучения прежде всего определяются содержанием обучения. Как видно из дидактической системы, методы обучения действительно связаны с содержанием обучения. И тот сторону содержания обучения, которого касаются методы обучения, лежит в плоскости специфических методов исследования данной науки и не более. Некоторая категоричность мысли, что метод обучения определяется содержанием обучения, обусловлена тем, что ранее вопросы целей обучения включалось в вопросы содержания образования и обучения и оно шло под одним названием: содержание образования и обучения.

Сегодня, когда в структуре дидактических знаний осуществлена дифференциация целей обучения и собственно содержания обучения, утверждение о обусловленность метода обучения содержанием обучения не имеет такой категорической форме, как было раньше, и, как это мы подчеркивали выше, лежит в плоскости специфических методов исследования. Это означает, что при выборе метода обучения для успешного изучения конкретного учебного материала необходимо учитывать метод исследования, который наука применила при исследовании этого вопроса.

Структура метода обучения. Слово "метод" греческого происхождения и в переводе означает исследования, способ, а философский словарь определяет метод как способ достижения цели. Учебный процесс, как известно, - это не что иное, как процесс достижения целей обучения, он является совокупностью двух взаимосвязанных действий-деятельности учителя (преподавание) и деятельности учащихся (учение). Эти две деятельности определенным образом между собой связаны.

Деятельность - это активный и сознательно регулируемый процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Она носит общественный, преобразовательный характер и не сводится к простому удовлетворения потребностей, а преимущественно определяется целями и требованиями общества. Как доказали психологи, личность человека формируется и проявляется в ее деятельности (С. Рубинштейн).

В любой деятельности человек так или иначе осмысливает цели, цели своих действий, представляет их конечный результат, воспринимает и оценивает условия, в которых она действует, обдумывает последовательность операций, прилагает волевые усилия, наблюдает за ходом деятельности, анализирует его, переживает успех и неудачу.

Как показывает анализ всех определений метода обучения, в нем, как в сложном педагогическом образовании, как в системе можно выделить следующие элементы: цели обучения, способы деятельности учителя, способы деятельности учащихся. Причем цель обучения является не просто элементом системы, она является внешним системотвірним фактором данной системы. Это следует из анализа дидактической системы и дидактического цикла.

Но в каждой системе действует и внутренний системотвірний фактор, по которому можно утверждать: в системе "метод обучения" таким фактором является одна или несколько психологических закономерностей усвоения материала. Например, в той методической конструкции, которую в свое время предложил известный учитель-новатор В. Шаталов и которая имеет все черты метода обучения, как внутренние системообразующие факторы действуют две психологические закономерности усвоения, а именно: закономерность памяти 7 минус 2 и вторая, а именно: учебный материал усваивается глубже и прочнее, если подавать его большими блоками.

В психологии известно много других закономерностей усвоения, например, интерес является основным мотивом обучения и одновременно средством повышения эффективности обучения; мышление осуществляется тогда, когда человек поставлен перед необходимостью решить ту или иную конкретную задачу или проблему; умственная деятельность человека невозможна без внимания и другие закономерности, которые можно положить в основу создания метода обучения.

Рассмотрим далее структуру метода обучения как системы. Связь между обоими способами деятельности обеспечивается через одну или несколько психологических закономерностей усвоения материала, которые, как мы установили, выполняют роль системообразующего фактора системы "метод обучения". Существование этих закономерностей обусловлено тем, что процесс обучения осуществляется человеком, живым биологическим и социальным существом, которое обладает сознанием, памятью, мышлением, воображением, задатками, способностями, интересами, склонностями.

Сами закономерности является основой, в пространстве которой происходит взаимодействие всех элементов. Без такой основы объединение названных выше элементов принципиально невозможно, ведь речь идет о методах обучения человека, а не каких неорганических тел. В структуре метода обучения, способы деятельности учителя и способы деятельности учащихся - это взаимосвязаны между собой элементы системы, между ними существует органическая связь, суть которого субординация, подчинения. Другими словами, это означает, что методы обучения является такой взаимосвязанной совокупности, по которой способы деятельности учащихся адекватные, то есть соответствующие способам деятельности учителя.

Можно также утверждать, что связь между этими элементами односторонний, в направлении от способов деятельности учителя к способов деятельности учащихся, то есть первый элемент (способы деятельности учителя) индуцирует адекватный ему второй элемент (способы деятельности учащихся). Понятно, что это не простая совокупность элементов, а, собственно, такая, которая обеспечивает достижение вполне конкретной цели обучения. Именно цель обучения и определяет способы деятельности учителя и соответствующих им способов деятельности учащихся.

Таким образом, из выше приведенных рассуждений следует, что в структуру метода обучения входят такие элементы: цель обучения, способы деятельности учителя, способы деятельности учащихся и конкретная психология, закономерность усвоения материала.

Выше уже отмечалось, что метод обучения можно определить как путь развития опыта субъекта обучения. Понятно, что это развитие происходит в направлении обогащения опыта субъекта. Очевидно, взаимодействие всех элементов системы "метод обучения" создает потенциальные возможности для обогащения, развития этого опыта, то есть для достижения конкретной цели обучения. С точки зрения системы эти потенциальные возможности для достижения целей обучения и является системной (емерджентною) свойством системы "метод обучения", они составляют необходимую основу для достижения указанной цели обучения на максимально возможном уровне усвоения.

Эти потенциальные возможности могут найти практическое применение при условии, что будет происходить процесс обучения, а психологические закономерности усвоения материала, выбранные для конструирования метода обучения, будут соответствовать закономерностям развития конкретного ученика.

Изложенное выше дает основание для построения такой схемы системной структуры метода обучения:

I - Цели обучения.

II - Психологическая закономерность усвоения материала.

III - Способы деятельности учителя.

IV - Способы деятельности ученика

V-Потенциальные возможности для достижения конкретной цели обучения.

Результат. Как элемент дидактической системы методы обучения дают ответ на вопрос "как учить?". Это вопрос больше всего интересовало и Я. Коменского. Он был убежден, что можно разработать такой метод обучения, который бы не допускал случайностей, или же по крайней мере сводил их к минимуму.

Разные педагоги, пытаясь найти такое определение метода обучения, которое наиболее полно раскрывало бы его суть, на первый план ставили разные стороны процесса обучения, возможно поэтому и авторы учебников по педагогике, по-своему трактуя метод обучения, тоже выделяли различные его стороны. В структуре метода обучения мы выделяем четыре таких элементы: цели обучения, способы деятельности учителя, способы деятельности ученика, психологическая закономерность усвоения материала и потенциальные возможности для достижения цели обучения.



Назад