Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

4. Феномен украинского барокко


Культура барокко в Украине охватывает вторую половину XVII - XVIII ст. По сравнению с Западной Європою стиль барокко в Украине распространился со значительным опозданием. Имели место и особенности. Элитарные мотивы в украинском барокко были присущи только литературному процессу, все же другие виды барочного искусства - достаточно демократические сюжетно, с использованием традиций народного творчества.
Украинское барокко утверджувало образы, которые характеризовали коллективные, общественные, национальные черты народа в целом. К эстетических особенностей украинского барокко можно отнести многоцветие, контрастность, живописность, усиленную декоративность, динамизм и главное - невиданную причудливость форм. Мировоззренческие основы украинского барокко воплотились в образе Украины в виде одетой в порфиру и коронованной Девы, которая просит покровительства у митрополита киевского Іосафа Кроковського (гравюра И.щирского "Всенародное торжество").
В украинской архитектуре стиль барокко распространяется со II половины XVII в. и достигает своего расцвета в XVIII ст., набирая ярко выраженных национальных черт. Уже в конце XVII ст., преимущественно в Киеве и его окрестностях, появились строения, отмечены чертами стиля барокко, но их живописность, интимная теплота коренным образом отличает их от западноевропейского барокко. Новые формы украинской архитектуры возникли на основе древних и богатых традиций народной деревянной и древнерусской архитектуры, вобрав многовековое богатство украинского зодчества. Архитектура украинского барокко - это концентрированный материальное проявление "психического состояния", того гармоничного мировоззрения, на который способна нация во времена высокого духовного взлета, а то взлет неотъемлемый от осознания личной и национальной свободы.
Украинское барокко XVII века нередко называют казацким, поскольку именно казачество было носителем нового художественного вкуса. Известно немало выдающихся произведений архитектуры и живописи, созданных на заказ казацкой старшины. Но казачество не только потребляло художественные ценности, выступая в роли богатого заказчика. Как большая военная и значительная общественно-политическая сила, оно оказалось способным к созданию собственного культурного и эстетического среды, выступая двигателем духовной жизни и творцом самобытных художественных ценностей. Казачество вдягло деревянную церковь в камень, украсило орнаментальным и растительным декором. Первым сооружением такого типа стала Николаевская церковь (1668) в Нежине на Левобережье.
Хрещаті деревянные храмы - типичное явление в народном строительстве. Этот тип сооружений был настолько усовершенствован, что каждая из таких церквей представляет собой настоящую жемчужину архитектуры в понимании как гармоничной и логической композиции, так и отдельных форм и деталей. К трибанних церквей с трехдольными заложенням принадлежат Покровский собор в Харькове (1680), две церкви Киево-Печерской лавры, собор в Ромнах и Сумах.
Более совершенных художественных форм достигли п'ятибанні храмы. До первых таких строений принадлежат церковь Адама Киселя в Нискиничах на Волыни (1653) и перестройка Спаса на Берестове в Киеве во времена П. Могилы (1638-1643). Развитые барочные формы воплотились в сооружениях Киево-Печерской лавры-церквях Всех Святых (1696-1698) и Крестовоздвиженской, соборе Св. Георгия Выдубицкого монастыря (1672-1674), Преображенской церкви в Прилуках (1716), соборе в Нежине.
В первой половине XVII в. в Украине выделилось два архитектурных центры, которые развивали традиции каменного зодчества с ярко выраженными национальными чертами: Киев и Чигирин. их влияние отразилось на архитектурных сооружениях всего Левобережья и Слободянщини. Здесь возникли каменные храмы, светские жилые и административные здания, учебные заведения, трапезные. В таких строений принадлежат Троицкая церковь в Чернигове (1679), Михайловский собор (1690-1694) и Братская церковь Киево-Могилянскої академии (1695), собор Мгарского монастыря возле Лубен (1682), Михайловская церковь Выдубицкого монастыря, дом полковой канцелярии в Чернигове (дом Я. Лизогуба), Переяславский коллегиум, митрополичий дом Софии Киевской и Киевской академии, дом Малороссийской коллегии в Глухове.
Особенностью казацких соборов была отсутствие четко выраженных фасадов: они одинаковые с четырех сторон, возвращены в то же время до всех частей мира, ко всем собравшимся на площади. Демократичность казацкого п'ятиверхого собора не мешает ему быть и выразителем сугубо барочного мироощущение, в частности сложного ощущение неделимой единства конечного и бесконечного. В казацких соборах воплощено иррациональный образ мира. По своей внутренней сущностью украинский казацкий собор органично вписывается в картину духовных исканий европейского барокко. Зеленого и голубого цвета купола соборов украшенные золотом или облеплены, как небо, золотыми звездами. С середины подкупольное пространство также светится и сияет, как небо днем, а ночью наполняется глубоким мраком. Казацкие соборы стали воплощением народной мечты о небо на земле.
В Украине в конце XVII в. организуются местные и региональные школы деревянного и каменного зодчества: волынская, подольская, галицкая, гуцульская, бойковская, буковинская, надднепрянская, слобожанская, черниговская, полтавская и т.д. С деревянной архитектуры самые известные Николаевский собор Медведевского монастыря, что имел 40-метровую высоту и самое высокое деревянное здание в Украине - 65-метровая запорожская деревянная церковь в Новоселище, построенная 1773 г. Я. Погребняком. В XVIII в. оформляется национальная школа украинского барокко. До известных ее мастеров принадлежат. Григорович-Барский, С. Ковнир, И. Шедель, И. Зарудный, Ф. Старченко, А. Зерніков, И. Батист.
Наибольшего расцвета украинское барокко вступило во времена гетмана Ивана Степановича Мазепы. Именно тогда в архитектуре сформировалось мазепинское барокко - новый тип церкви, архитектура которой выражает идею украинской государственности. Присущие ему черты: монументальность, величие и сила. Фронтоны, колонны, пилястры и другие элементы европейской архитектуры если не противопоставляют его традициям деревянной народной архитектуры, то все же отдаляют от них на некоторое расстояние. Это уже не народно-казачий, а гетманский храм, проникнут пафосом утверждения новой государственности, духом сильной авторитарной власти.
Мерами И. Мазепы было закончено сооружение Спасской церкви Мгарского монастыря возле Лубен на Полтавщине и п'ятибанної церкви Всех Святых в Киево-Печерской лавре - настоящей жемчужины среди всех п'ятибанних церквей украинского барокко. Благодаря И. Мазепе и митрополиту В. Ясинскому барочного оформления приобрели киевский Софийский собор, перестроен в 1685-1707, pp. Успенская церковь Киево-Печерской лавры и Михайловская церковь Выдубицкого монастыря. С 1690 г. рядом с Лаврой строится Никольский собор, отстраивается лаврская типография, неподалеку строится Вознесенская церковь, при которой действовал Печерский женский монастырь. Его игуменьей некоторое время была иметь Мазепы - Мария-Магдалена Мазепина. Монастырь этот позднее было закрыто царским указом в связи с "изменой" Мазепы, а на его месте построен дом "Арсенала".
По всей Левобережной Украине И. Мазепой было построено 14 и обновлено 20 церковных храмов. Во времена Мазепы строят и его полковники М. Микла-шевский, Розумовські, Лизогуби. Перестраиваются города Киев, Чернигов, Переяслав, Сумы, Харьков, Нежин и др. Резиденцией гетманов на Левобережье в 1669-1708 гг. стал Батурин.
В середине XVIII в. в архитектуре происходят определенные стилевые изменения, связанные с именами известных российских и зарубежных архитекторов И. Шеделя, Ф. Б. Растрелли, И. Мичурина. Они распространяют светский или европейский барочный стиль, обогащая украинское барокко элементами монументальности, рококо, стилевыми особенностями русского барокко и переходными формами до классицизма. Типичными сооружениями есть Андреевская церковь и Марыйский дворец в Киеве архитектора Ф. Б. Растрелли. Самым выдающимся зодчим в западноукраинских землях был Бы. Меретин. Самая большая достопримечательность его зодчества - Львовский собор св. Юра.
В целом барокко - это стиль архитектурных ансамблей. Достоинства его в Приднепровье и восточных областях Украины больше всего проявили себя именно в уникальных архитектурно-ландшафтных композициях. Ведущая идея принадлежит собора, а все другие постройки соединены масштабу, ритмом пластических дежурств.
На территории Правобережной и Западной Украины второй половины XVII в. каменное строительство приходит в упадок, а вместо этого популярнее становится деревянная архитектура. Но в целом с середины XVIII в. на Левобережье и Слобожанщине барочное строительство ослабляется. В архитектурных сооружениях заметнее становится отход от прежней перенасыщенности украшениями к простоте и рациональности. Чувства уступают место умственные, здравомыслия, что является приметой нового стиля - классицизма.
Итак, в XVII-XVIII ст. в Украине формируется национальная школа украинского барокко, что выделяется в самостоятельное направление большого барочного стиля. Украинское барокко гармонично сочетает эстетику европейского барокко с давними традициями древнерусского каменного зодчества и народного деревянного зодчества.
Стиль барокко в украинском живописи обозначен национальной индивидуальностью, он оказался в возникновении особых жанров в изобразительном искусстве, в чисто украинском воспроизведении образов, подборе технических приемов. Украинские маляры продолжили традиции византийского и древнерусского, древнеукраинского, а также ренессансного живописи и поэтому сдержанно относились к пышных и динамических форм европейского барочного вкуса. Тематически живопись оставался религиозным, однако основным содержанием его становятся гуманистические идеи, активнее развиваются формы монументального настенной росписи, станковой иконописи, портрета.
Монументальный стенопись того времени делился на две группы. Первая группа росписей, связанная с деревянными церквями, стоит на грани между профессиональным живописью и народным примитивом; она отличается яркими чертами народного художественного мировосприятия. Монументальная живопись в деревянных храмах представлен достопримечательностями преимущественно Западной Украины и Закарпатья (росписи церкви св. Юра в Дрогобыче, росписи нефа Николаевской церкви в с. Колодном на Закарпатье и др.).
Вторая группа - это монументальные росписи в каменных сооружениях. Из них во второй половине XVH-XVIII в. можно выделить две группы памятников: 1) Киева и Левобережья; 2) Правобережной и Западной Украины.
Большую роль в развитии живописи играли малярные школы Киево-Печерской лавры, что в 1763 г. объединились в одну малярню, малярные при Софийском соборе, полтавском и других монастырях. Существовала система художественного воспитания и в Киево-Могилянской академии. Со второй половины XVIII в. начальную художественную образование получали в Харьковском коллегиуме. Силами украинских живописцев было расписано много храмов Киева, Чернигова, Полтавы, Переяслава, Нежина и других городов.
В XVIII в. монументальная живопись распространился и на декорирование католических храмов, в том числе кафедрального, бернардинского и кармелитского костелов во Львове. Расписывали преимущественно плафоны. На их стиль повлияли традиции европейского пізньобарокового монументальной живописи. Монументальный плафоновий роспись Львовского кармелитского костела выполнил в 1732 г. итальянский мастер Педретти.
Оригнінальним явлением художественной жизни Приднепровья и Левобережной Украины II половины XVII - середины XVIII в. был живопись. Он отличался высокой техникой, традициями староукраинского живописи с его собственными основами и древнерусскими традициями, звучностью колорита, использованием иконографических канонов, стремлением к устоявшихся форм, к строгой внутренней замкнутости.
Наиболее ярко украинский портретная живопись оказался в таком жанре как парсуна (жанр портретной живописи конца XVI - XVII ст., что использовал приемы иконописи). Его украинской особенностью было то, что он сохранил тесную связь с иконописью. Очень популярным были тогда портреты Бы. Хмельницкого и казацкой старшины, а в Западной Украине - львовских братчиков с различными атрибутами. К наиболее известным относятся портреты П. Могилы, Г. Маклашевського, полковника И. Сулимы и его жены, генерального обозного И. Родзянко и др.
В основе казацкого портрета лежала потребность подъем общественного престижа, что сочеталось с гуманистическим представлениям о достоинстве человека и его сословной принадлежностью. Портрет отмечался проникновением во внутренний психологический мир человека, показывал ЕЕ характер, нрав, качества. Все внимание сосредоточивалось на лице. Одежда не привлекал внимания зрителя. Не только изображения И. Гуляшецького, И. Сулимы и других, но и классический "козак-бандурист" козак Мамай в народном живописи не имеют рис суровых воинов, а лишь признаки элегических размышлений. Особенностью надднепрянского портрета является частое употребление эпитафий и эпиграфических текстов, что сближает живописный образ с литературой. Самыми известными мастерами светского портрета были выходцы из Украины Д. Левицкий и В. Боровиковский.
Портрет, вместе с гербом, стал одним из важных признаков принадлежности к определенной слои населения: шляхты или мещанства. Емблемо - и герботворчість украинского барокко основывались на поиске предметов - ассоциаций в народном быту, природе, окружающей среде или образовании так называемых сложных гербов в результате браков или корпоративных объединений. Родословное дерево важных лиц древних родов изображалось в виде виноградной лозы, розового куста, дуба, лавра (генеологічні дерева Полубинських, Разумовских). Геральдика также была наполнена знакомой "натурой" - орлами, лошадьми, львами, цветами, колосьями и т.д.
В казацкой емблематиці широко использовались бунчуки, булавы, печати, оружие, пороховницы. Символами для духовных лиц служили рукоятки посохів, митры, оклады евангелий, чаши для причастия и другие вещи культа, в которых оказывались местные или индивидуальные предпочтения религиозных или светских деятелей. Формирование этой символики завершилось в 90-е годы XVII в. - первом десятилетии XVIII ст., в период мазепинского барокко. Эмблематика украинского барокко не только имела художественное значение, но и играла свою роль в поиске генетических корней, подъеме национального самосознания украинского народа.
В XVII в. в Украине зарождается пейзажный и бытовой живопись, который был почти до конца XVIII в.. лишь приложением к иконе, портрета или исторической живописи, по сути существуя в неразвитых формах. Лишь в конце XVIII в. в Украине появилось немало светских произведений, в которых пейзаж и быт заняли основное место, оформившись в самостоятельный жанровое направление.
Особым жанром изобразительного искусства барокко был иконопись (христианский становой культовый живопись - живопись восковыми красками, мозаика - в средние века, а позже - живопись масляными красками). Одним из весомых факторов эволюции иконописи в эти времена стало народная живопись. В іконописанні соединились черты средневекового искусства с ренессансными. Это наблюдается в работах таких мастеров, как Ф. Селькович, Г. Петрахнович, а в конце XVII в. - И. Рутковича, И. Кодзелевич, И. Бродлакович. Иконопись развивался в ренесансно-барочных формах. Особой пышностью и богатством декора отмечаются иконостасы Єлецького собора, Троицкой церкви в Чернигове и Преображенской церкви в Сорочинцах. В иконографии сохранились приемы старой школы с ее декоративностью, наблюдалась особая украинская типизация Иисуса Христа, Богородицы и святых. Украинские иконы, собранные в музеях Киева, Львова, Харькова, Чернигова, свидетельствуют о большом количестве иконописных школ. В целом в иконописи сохранились приемы старой иконографической школы с ее декоративностью.
Центром живописи эпохи барокко был г. Жовква (ныне г. Нестеров на Львовщине). Там сплотилась плеяда выдающихся художников, которые распространяли свою деятельность от Покутья до Волыни и Днепра. Среди них самыми известными были художники Ю. Шимонович, И. Туткович, Г. Альтомонте.
В художественной школе Киевской академии работали художники И. Щирський, Д. Галятовский, Г. Левицкий, Л. Тарасевич, И. Мигура и др. Школа Г. Левицкого оказала большое влияние на граверне искусство Украины второй половины XVIII ст. Самая совершенная художественно и технически, она опиралась на народные традиции и новейшие европейские достижения. Киевская граверная школа имела большое влияние на живопись Украины, России, Беларуси. Основоположником украинской школы граверства был рисовальщик, гравер и педагог Александр Тарасевич (1640-1727), который, получив начальное образование в Украине, совершенствовал мастерство в Аугсбурге (Бавария) в мастерской граверов Кіліанів. На рубеже XVII-XVIII вв. наибольшего расцвета достигла гравюра (вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рисунка).
В гравюре, как и живописи, в центре внимания стоял живой человек с ее страстями и мечтами, изображались архитектурные детали, которые воплощались в практику того времени, в иллюстрациях к книгам выражалась идея произведения. Барочное граверне искусство трудно представить без сопроводительных надписей, эпитафий, монограмм, иногда даже целых стихотворных и прозаических текстов. С середины XVIII в. развивается граверство в Почаеве. Лучшие почаевские граверы брать Гогемські и Т. Стеблицький соединили западноевропейские воздействия с традициями народного орнамента. С конца XVII в. распространилось примитивное популярное граверство на отдельных листах. Главные центры: Киев, Львов, Почаев, Унив.
Вторая половина XVII-XVIII вв. в истории украинской культуры - важный период и с учетом развития музыкального барочного искусства, вобравшее традиции предыдущих музыкальных школ. Музыкальные магазины как первые профессиональные объединения народных музыкантов возникли еще в конце XVI в. в Западной Украине и на протяжении XVI-XIX вв. действовали почти во всех крупных городах Украины. Поскольку в украинских землях не было почвы для восприятия ранних форм западноевропейской оперы, разновидностей инструментального ансамбля и светской песни, украинское профессиональное искусство развивал традиции церковного мелодического пения и хоровой музыки без сопровождения инструментов - а капелла.
Из системы вокальных жанров украинские художники выделяют лишь партесний хоровой концерт (церковное хоровое многоголосие) из восьми - двадцати самостоятельных партий. С середины XVII в. происходит переход от григорианского хорала церковного единогласного пения к багатоголосного партесного, то есть хорового пения за партиями, в которых каждый голос ведет свою мелодию. Партесний концерт, состоявший из четырехголосие (басу, тенора, альта, дисканта, нуждался знаний по теории музыки, правил гармонии, композиции, голосознавства. Теоретические основы партесного пения разработал украинский композитор, хоровой дирижер и пецатот М.Дилецький (ок. 1650-1723) и изложил их в пособии "Грамматика мусікійська" (1677).
В XVII-XVIII ст. в Украине сложилась сеть музыкального образования. Одним из древнейших в Украине музыкальных учебных заведений была Сечевая певческая школа (последняя треть XVII ст. - 1709, 1734-1775), где готовили специалистов для" церковных хоров. В первой половине XVIII в. центр музыкальной культуры сосредоточивается в Киево-Могилянской академии. В школе сформировалась четкая система музыкального образования, которая соединила теорию музыки и педагогику. При Киево-Могилянской академии были хор и оркестр, отличались высоким профессионализмом. В академии получили музыкальное образование Максим Березовский (1745-1777) и Артемий Веделъ (1767, по другим данным - 1770,1772 - 1808), творчество которых достигла европейских высот.
Известным заведением музыкального образования была Глуховская певческая школа, основанная 14 сентября 1738 г. В ней обучалось 20 человек, из которых десять лучших студентов ежегодно направлялись к Петербурга. Школа давала знания по партесного пения, музыкальной грамоты, игры на скрипке, гуслях, бандуре, готовила певцов для Придворной капеллы. Из этой школы вышел известный украинский композитор Дмитрий Бортнянский (1751-1825).
Творчество М. Березовского и А. Веделя является переходной от барокко к классицизму, а феномен музыки М. Березовского, который "нашим языком заговорил с целым миром", заключается в сочетании безупречного профессионализма европейского уровня с украинскими фольклорными традициями. На музыкальной стилистике А. Веделя отразился его тесную связь с Украиной, что нашло свое проявление в "нежно-лирическом и чувствительном характере украинской ментальности", а его трагическая судьба - в украинских минорных думах и народных песнях. Музыка Д. Бортнянского, Г. Березовского и А. Веделя, выйдя из недр украинского музыкального искусства, сохранила свои украинские корни, обогатила другие культуры.
Инструментальная музыка не достигла такого уровня, как хоровой партесний пение. В середине XVIII в. распространение получил романс - жанр камерной вокальной музыки. Песни-романсы выполнялись в сопровождении фортепиано или гитаре. Популярными стали романсы "ехал казак за Дунай". Килимовського, "Всякому городу нрав и права" Г. Сковороды, "Дивлюсь я на небо". Петренко.
После присоединения Украины к России во всех 10 полках Левобережной Украины действовал штат полковой музыки, состоявший из 6-9 исполнителей, которые играли на трубах, трубах, пищалках и литаврах. При гетманах существовала "генеральная" военная музыка. Во время поездки гетмана И. Мазепы до Москвы 1689 г. его сопровождали 12 музыкантов.
Составной художественной культуры Украины было театральная жизнь. Украинский театр XVII-XVIII вв. называют еще театром казацкого барокко. Под влиянием западноевропейского театра он вступил четких форм, опираясь на традиции народного и религиозного театра. Театральная жизнь XVII в. происходило прежде всего в школах. В украинском школьном театре рядом с пьесами значительное место принадлежало декламаціям и диалогам, что писались на разные темы, прославляя светские события. Среди них были объяснительные, совещательные, судебные, подобные гербовых, стихи. Самым распространенным в Украине был такой тип декламацій и диалогов, что делал предметом изображения любой религиозный праздник ("Похвала на пресветлый день Воскресение Христово" Кирилла Транквилиона-Ставровецького). Последовательное чтение декламацій и диалогов прерывалось не только сценическим движением, но и музыкой. Часто в школьных пьесах обігрувався такой барочный мотив, как "мир - театр", который акцентировал внимание на изменчивости, марнотності и скоротечности жизни.
Очень часто на школьной сцене применялись приемы передачи высокого через низкое, использовались переходы из области духовного в область земного и плотского, что было характерным для барокко. Произведения низкого барокко возникли в среде учеников тогдашних украинских школ, прежде всего Киево-Могилянской академии, которые владели техникой высоких жанров - мистерий (религиозная драма на библейские сюжеты), моралите (пьеса поучительного характера с аллегорическими действующими лицами) и часто синтезировали их средствами народного искусства.
Мистерии инсценировали рождение, смерть и воскресение Христа, а герои (их могло и не быть) появлялись на сцене независимо от действия. Театральное действо происходило в живом емблематичній картине, которая делилась на изобразительную и словесную части. Мистериях не только библейский, но и светский, в частности исторический сюжет.
Самым любимым жанром была драма. В XVII в. она представляла собой стихотворный диалог, что своими корнями достигал обрядовых песен. Драмы назывались школьными, потому что создавались в учебных заведениях. К середине XVIII в. в Украине существовало около 30 драматических произведений: школьных драм, диалогов, декламацій. их авторами были преподаватели Киево-Могилянской академии и коллегиумов, духовенство, а исполнителями - студенты. Популярность имели пьесы рождественских и великодних циклов, что отбивали обычаи, быт, жизнь народа. К ним принадлежали драмы Г. Конисского ("Воскрешение мертвых"), Ф. Прокоповича ("Владимир"), Д. Туптало ("О причащений святых тайн") и др. Драмы писались также на морально-этические и исторические темы ("Милость божья", "О святую Екатерину", "Царство человеческой натуры", "О Алексея, человека Божия" и др.).
Как правило, к школьных драм XVII-XVIII вв. добавлялись интермедии и интерлюдии - короткие одноактные комические пьесы буднично-юмористического содержания, которые ставились в антрактах между действиями драмы и трагедии. В ряде случаев содержание интермедии был связан с темами, которые развивались в основных пьесах, но в основном они были сюжетно независимыми. Главное назначение интермедий заключалось в том, чтобы развлечь зрителя усталого серьезной действием, которая разыгрывалась в пьесе.
Главными героями интермедий и интерлюдий были персонажи из простонародья, которые разговаривали каждый своим народным языком: украинцы - на русском, россияне - на русском, белорусы - белорусски, а драматические произведения писались на родном книжным языком. Содержательно интермедии были продолжением тогдашнего жизни, широко используя мотивы и сюжеты украинской народной поэтического творчества, материал популярной книжной анекдотической и сатирической литературы. Поэтому они пользовались особой популярностью среди народа. До нас дошло свыше 40 украинских интермедий, из которых интермедиями в собственном смысле этого слова следует считать интермедии Якуба Гаватовича, помещенных в его трагедии о Иоанна Крестителя, и Г. Конисского "Воскресенія мертвых" (1747). Именно интермедии начали украинский театр.
Украинский театр XVII - XVIII ст., несмотря на разнообразные западноевропейские влияния и сознательное стремление такого драматурга, как Ф. Прокопович, приблизить его к классицизму, следовал барочным театральным традициям. Преследования украинской культурной жизни царским правительством, что особенно обострился в начале XVIII ст., не дало украинскому театру суток казацкого барокко достичь вершин театра Западной Европы. Окончательное формирование классического театра было замедлено. В конце XVIII в. митрополит С. Мстиславский совсем запретил школьные спектакли в Киево-Могилянской академии.
Сохранили украинский театр, развили его в направлении светской сатирической комедии вертепные представления, что появились в Украине в первой половине XVII в. и соединили в себе религиозную драму, светскую игру и элементы устной народно-поэтического творчества. Наиболее интересными в вертепній драме были сцены из народной жизни с пением и танцами. В вертепных спектаклях преобладали мотивы социального характера и отразилось народное миропонимания. Древнейшие тексты вертепної драмы сохранились со второй половины XVIII ст. (Сокирницкий вертеп, 1771). До наших дней дошло несколько десятков текстов вертепної драмы.
В XVIII в. получил распространение крепостной театр, который создавался в имениях украинской шляхты. Гетман Кирилл Разумовский удерживал при своем дворе собственный театр и оркестр. Там действовала большая капелла певцов-крепостных - около 40 человек, которую возглавлял А. Рачинский (1724-1794). В театре К. Разумовского, в соответствии с тогдашней модой, относились популярные тогда итальянские оперы. У него же была крупнейшая в Европе нотная библиотека.
Украинский школьный театр можно считать зародышем профессионального театра. Однако в своей основе украинский театр не вступил строгости и героики классицизма, а оставался эффектным барочным зрелищем, пышным в словесном и сценическом оформлении.
В XVII-XVIII вв. украинская литература, что также развивалась в контексте европейского барокко, приобрела своеобразие и оригинальность. Прежде всего это выразилось в різномовності литературных произведений. Рядом с староукраинском литературной или церковнославянском языке применялась латинский и польский языки. Литература этого периода была різножанровою и разнообразной по тематике. Сюжеты для произведений писатели принимали с современной им жизни, а героями становились выходцы из всех сословий общества.
Специфика барокко в Украине связана с тем, что произведения этого стиля имели определенные признаки Ренессанса, способствуя усвоению ренессансных идей и мотивов. В украинской литературе XVII-XVIII вв. черты барочного стиля появились в полемических сочинениях, ораторсько-проповеднической прозе, паломнической прозе, в мемуарах-исторических произведениях, прозаическом новелле, драме, поэзии.
В XVII-XVIII вв. продолжает развиваться полемическая литература. Книги писателей-полемистов распространялись по Украине в печатных вариантах и в рукописных копіях. их читали, обсуждали и передавали дальше. Роль полемической литературы в развитии духовной культуры большая. Она активизировала национально-культурная жизнь, стимулировала новые художественные поиски. В то же время полемическая литература, сконцентрировав все силы нации на развитии этого направления, тормозила процесс становления инфраструктуры национальной культуры.
Особых успехов в литературном барочном процессе достигла украинская стихотворная поэзия, народные думы и песни о "казацкую славу". Авторами поэтических произведений были церковные иерархи, рядовые священники и монахи, учителя, студенты, чиновники, путешествующие дьяки, грамотные крестьяне. Поэзия отмечена значительным жанровым и содержательным разнообразием. Выделялась религиозно-философская, элитарно-мифологическая, шляхетская, панегірична (поэзия хвалебного содержания), мещанская, общественно-политическая, историческая, лирическая, юмористически-сатирическая поэзия, тесно переплеталась с народной пісенністю. Умение сочинять стихи по всем правилам книжной верификации свидетельствовало об уровне образованности и інтелектуалізму. С. Полоцкий, Д. Туптало, С. Яворский К. Транквіліон-Ставровецкий - писали в элитарном барочном стиле. Характерным жанром барочной поэзии есть эпиграмма. В этом жанре работал И. Величковский. Поэзия барокко почти никогда не теряла связи с реальной жизнью. В XVII в. большое распространение получили панегирические стихи, написанные в честь высокопоставленных лиц и по случаю какой торжественного события.
Достаточно популярными для той эпохи были стихи и песни на общественно-политические темы, отражающие самые главные события того времени. Во второй половине XVII в. появились думы и исторические песни об участии казаков в войне 1648-1657 гг., об Бы. Хмельницкого и его сподвижников. Именно в то время созданы известные народные песни "За мир встали козаченьки", "Не удивляйтесь, добрые люди" и много других. Довольно часто авторы в своих произведениях выражали официально-правительственную оценку тех или иных исторических событий.
Значительный вклад в развитие стихотворной литературы сделали студенты тогдашних средних и высших школ. В народе их называли странствующими дьяками.
Именно им принадлежит большинство произведений сатирически-юмористического жанра. Авторы этих стихотворных рассказов розвінчували духовенство, дворянство, классовые домогательства казацкой старшины.
Шутливые произведения, в которых героическая тема и величественный сюжет передаются в пародийном плане, имеют название бурлескних. Основной признак бурлеска - контраст между темой и сюжетом произведения и его словесной форме: о важных событиях рассказывается разговорно-бытовой язык со значительной примесью грубых слов и выражений, шутливым тоном. Бурлескно-травестійні произведения различных жанров: юмористические и сатирические стихи, пародии на церковные псалмы и библейские легенды, интермедии, вертепные драмы. Традиции бурлеска и травестії (от франц. travesty - переодевать, парадіювати; вид юмористической поэзии, близкой к пародии) нашли свое продолжение в новой украинской литературе, зачинателем которой был И. Котляревский. В знаменитой "Энеиде" (1798) он талантливо воспроизвел и синтезировал в травестійно-бурлескному жанре народнопоэтические стихию.
Широкое распространение получила, популярная в западноевропейской литературе, гражданская и любовная лирика: сентиментальные романсы и песни. Образы героев были заимствованы из народной поэзии. Много таких песен и стихов приписывают Маруси Чурай - легендарной украинской народной певице и поэтессе, которая якобы жила в Полтаве. Светская лирика первой половины XVIIICT. имела преимущественно элегический характер. ее авторы жалуются на горку сиротской судьбе, убогую жизнь, на социальную несправедливость, злых людей. Любовная лирика также находилась под влиянием народно традиции, побутуючи анонимно, в рукописных співаниках, репертуаре кобзарей и лирников. В целом лирической барочной литературе присущи амбициозность, высокая авторская оценка собственных произведений, стремление осмыслить творческий и общественный процесс.
В мемуарах-историческая проза украинской литературы XVII-XVIII вв. представлена казацкими летописям и хрониками. Писались они образованными людьми, выходцами из старшинской верхушки. Основными источниками были воспоминания самих авторов, свидетельства современников событий, древнерусские летописи, труда иностранных авторов, литературные памятники, народные думы, предания, легенды. Исторические сведения в казацких летописях изложены в различных жанровых формах: публицистических очерков, рассказов и художественных рассказов, расположенных в хронологическом порядке без указания дат.
Лучшими летописям XVII - начала XVIII в. стали казацкие летописи: Самовидца, Григория Грабянки, Самийла Величко. В "Хронике" Т. Сафоновича, в "Обширном синопсисе русском". Кохановского сделана попытка систематического проработать украинскую историю с древнейших времен. В конце XVIII в. возникла еще одна достопримечательность в мемуарах-исторической прозы- "История Русов", в котором отражены события от древних времен до 1769 г.
В XVIII в. в культурном процессе Украины распространяются идеи французского просвещения, что свидетельствовало о ее открытость к достижениям западной цивилизации. Распространение приобретают идеи борьбы с крепостничеством, самодержавием и любым угнетением. Опираясь на естественное право человека на равенство перед законом и личную свободу, оправдывали народные восстания и защищали интересы крестьян, распространяли мысли о подъем образовательного уровня широких слоев населения, улучшение благосостояния народа. В Украине просвещение не приобрело такого мощного движения как в Западной Европе, но оно оставило весьма ощутимый след в тогдашней общественно-политической мысли.
Значительное влияние на развитие просвещения не только в Украине, но и в России оказал Я. Козельский, который выступал против схоластики, мистицизма и идеализма. Он мечтал об обществе, которое основывалось бы на общеполезной труда всех граждан, на получении частной собственности только на основе личного труда. На Слобожанщине в поместье Поповка вокруг В. Палицына сплотилась молодежь, которая сочувствовала Французской революции, проповедовала идеи общественного прогресса на основе рационализма и просветительства. Именно в них впервые и возникла мысль о основания Харьковского университета. На Левобережье достаточно влиятельным был кружок во главе с известным поэтом и драматургом В. Капністом. Он довольно резко выступал против крепостничества (ода "На рабство"), произвол чиновников и в целом против бюрократизма ("Ябеда").
Самой яркой фигурой XVIII в. стал Григорий Саввич Сковорода. Значительную часть своей жизни он посвятил просветительской работы среди украинского народа, стал для него, по выражению И. Срезневского, "странствующим университетом и академией". Его по праву называют "украинским Сократом" и "славянским Же. -Же. Руссо". Аристократ духа, он жил, как и античные философы, по канонам своего учения. "Мир ловил меня, но не поймал" - эти слова Сковороды стали лейтмотивом его жизни.
Творчество Г. Сковороды стоит на перекрестке двух историко-культурных эпох. Она подводит итог старой барочной литературе и одновременно начинает просветительский реализм, развитый в XIX ст. Наследие ученого яркая и разнообразная по жанрам. При его жизни она передавалась из уст в уста, распространялись в рукописях, но издан уже после смерти. Она включает философские трактаты, диалоги ("Наркіс", "Узнай себя", "Асхань" и др.), проповеди, лирику (философская, духовная, сатирическая, пейзажная, интимная, общественно-политическая), басни ("Басни харьковские"), притчи, канты ("Всякому городу нрав и права", оды, монологи, панегирики, псалтирь, послание, эпиграммы, афоризмы, переводы античной литературы). Самой известной является сборником стихов "Сад божественных песен", в которую вошло 30 произведений, написанных в 1753-1785 pp. Поэзия Сковороды отмечается тематическим разнообразием, глубиной мысли, оригинальностью поэтической формы.
Философская система Сковороды базируется на античной наследии (идеях Платона, Сократа, Плутарха, Квінтіліана, что составили теоретическую основу его учения). По сути, Сковорода, не имея предшественников, возобновил неоплатонизм в украинской духовной культуре, стал учредителем украинской классической философии, основав новое научное направление - философию сердца, которая основательно разработана в XIX в. в трудах П. Юркевича и др. Сердце в понимании Сковороды означало душу человека, мнению, высший разум Бога, поэтому было движущей силой, "пружиной" всего. В себе, считал Сковорода, нужно искать "истинного человека", Бога. "Познай себя", - призвал он вслед за Сократом, акцентируя внимание на самопознании и самодосконалості.
Учение Сковороды, хоть он и не принял гелиоцентрической теории Коперника ("Брось Коиерникові сферы, глянь в сердечнії пещеры"), сочетает в себе и идеи просвещения. Он сеял знания, образование и ум среди своего народа, привлекая тем самым внимание образованных кругов к простолюдинам ("А мой жребій с голяками"), пропагандировал общечеловеческие ценности, сформировал идею "сродної труда" (то есть выбора жизненного пути за природными наклонностями и одаренностью человека), которая должна была лечь в основу жизни как общества, так и конкретного человека, распространял идеи стоицизма и гуманизма, призывал к умеренности, поучал руководствоваться "твердым смыслом", повлиял на становление просветительского реализма в русской литературе с его социально-бытовым направлениям и четкостью мысли ("Всякому городу нрав и права", "Сад божественных песен") и, наконец, открыл новые жанры в украинской литературе: сатирическую и пейзажную лирику и басню. Его наука рационалистическая в том смысле, что учила людей не абстрактным понятием, а мудрости жизни, осмыслению противоречий окружающего мира и самого человека.
Наследие Сковороды является дорогим достоянием украинской и мировой культуры. Память о Григории Сковороде чествуют в Украине и во всем мире. Широко отмечаются знаменательные юбилеи великого мыслителя.
Украинская культура XVII - XVIII ст. - это одна из важнейших эпох национальной истории. Она отмечается взаимодействием средневекового наследия, барочной образованности и элементов передпросвітницької идеологии и просвещения. Под влиянием казачества, его освободительного движения в Украине в XVII в. зарождается украинское казацкое барокко, что больше всего оказалось в архитектуре, литературе и живописи. Важной его особенностью было использование традиций народного искусства и широкая демократизация сюжетов. В этот период в украинских землях появились новые города, значительное развитие получили образование, книгопечатание, зародилась профессиональная музыка, популярностью пользовался школьный театр, а искусство и архитектура украинского барокко не уступали европейским образцам.



Назад