Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

2. Классицизм, романтизм, реализм - ведущие художественные течения в культуре XIX ст.


В начале XIX ст., под влиянием впечатлений от результатов археологических исследований в Италии и Греции, возникает новая волна классицизма, который в достижении идеальных форм отказывался от случайного, изменчивого и временного. В частности в России особенность этого стиля заключалась в простоте, приближенной к аскетизму: Казанский собор (1801-1811) - арх. А. Вороніхін; ансамбли Васйлівського острова со зданием Биржи в Петербурге (1804-1816) - арх. Тома де Томон.
Наполеоновская эпоха во Франции (1804-1814) связана с подъемом ампира (от франц. impire - империя) - стиля в архитектуре и искусстве первых трех десятилетий XIX ст., основу которого составляли традиции величественной архитектуры Древнего Египта и Древнего Рима. Архитектура ампира уславлювала национальную могущество, военные победы государства, власть императора Лучше эти идеи отражались в сооружении обелисков, колонн, триумфальных арок (Вандомская колонна, Триумфальная арка в Париже). Архитектурные сооружения были украшены орнаментами из египетских мотивов рельефов, орлами, лавровыми венками, изображениями львов и фантастических животных.
Под влиянием французского впоследствии отличается русский ампир - художественный стиль, который отражал претензии императорского двора России на статус мировой столицы после победы в войне 1812 г. Его руководителями были архитекторы К. Росси, В. Стасов, О. Монферран. Они превратили Санкт-Петербург на имперское ампірне город, где царили симметрия, гармония, пропорциональность и статичность застройки центра, дополняя тем самым пространственные решения в практике мировой архитектуры. Впоследствии классицизм и излишне пафосный ампир вошли в противоречие с национальными художественными традициями разных стран. Жесткая нормативность классицизма, схематизм художественных образов, упрощенность эстетических оценок впоследствии оказались недостаточными в меняющемся мире XIX ст. Именно это привело к подъему новой течения - романтизма.
Романтизм (от франц. romantisme - странное, фантастическое) - идейное и художественное направление в культуре первой половины XIX ст., который характеризуется отказом от нормативного мышления, особым ударением на индивидуальности художника, интересом ко всему неповторимого, непохожего, восприятием природы как бесконечного процесса становления и разрушения. Этот стиль охватил все сферы духовной жизни и все виды искусств.
Как общеевропейская течение, романтизм стал следствием глубоких разочарований в послереволюционном обустройстве общества в начале XIX в. Романтики протестовали против рациональности, утилитарного подхода к жизни, нивелирование личности. Несовершенство мира, отсутствие четкой перспективы развития породили чувство безысходности, "мировой скорби". Темой романтических произведений в основном были мысли о гармоничное и недосягаемое прошлое, что не вернется, и неизвестное будущее.
Герои романтизма были выдающимися и особливими. их отличал лиризм, одиночество, способность к жертвенности, к бунту. Реальные обстоятельства жизни людей почти не интересовали романтиков. Яркие, неординарные их характеры героев раскрывались на фоне стихии природы, общественных потрясений, древних событий истории. Романтики стремились создать в искусстве недостижимо - идеальный и совершенный мир человеческих взаимоотношений. Поэтому романтические произведения имеют два измерения - идею высших человеческих добродетелей и отбрасывание искаженного реальной жизни (Д. Г. Байрон, "Приключения Чарльз-Гарольда"). Природа была вечной ценностью в творчестве романтиков, ее стихия завораживала, совпадала с человеческими страстями, однако всегда оставалась свободной и нескореною (Г. Лермонтов, "Демон", "Думы"). Красотой искусства они хотели спасти мир. Это было время триумфа поэзии.
Большое значение для европейских народов мало интереса романтиков национальными традициями, народными языками, обычаями, событиями прошлого, прежде всего средневековьем (исторические романы В. Скотта). Писатели-романтики открыли европейцам идеализированное прошлое, заинтересовали странствиями (Д. Ф. Купер "Последний из могикан"), познанием неизвестного. Романтизм способствовал появлению и популярности новых жанров (зарождение профессиональной журналистики и критики Е. По), открыл новые возможности для творческого эксперимента (народные сказки братьев Я. и В. Гримм, сказки-фантазии Е. Гофмана). Величественной фигурой периода романтизма является французский писатель. Гюго (1802-1885). Герои его романов ("Собор Парижской Богоматери", "Отверженные", "Человек, который смеется") обладают могучей силой духа, способные на самопожертвование, являются победителями обстоятельств и творцами собственного счастья.
Романтизм в живописи отличался динамизмом композиции, стремительными движениями изображений, яркими цветами, контрастом света и тени, экзо-тичністю сюжетов. Черты художественных произведений эпохи классицизма - величие, тщательное вырисовывания деталей, статичность фигур - отошли в прошлое. Художественные романтические произведения первой половины XIX в. изображали в портретах характерные черты, смятение чувств, драматизм и трагичность образа. В романтизме на то время не было определенной системы принципов, это было больше ощущения, эмоциональное произведение.
В живописи романтизм представлен несколькими направлениями. Для мастеров французского романтизма более характерна динамическая тематика с героическим или драматическим содержанием. Первым художником этого направления считают Т. Жерико (1791-1824) - пылкого поклонника героики наполеоновской эпохи. Сочетание приемов классицизма и романтизма дало великолепный результат в главном полотне его творчества "Плот Медузы". Е. Делакруа (1798-1863)- лидер романтизма в изобразительном искусстве, тематика произведений которого приводила к дискуссий, ведь художник не обходил трагических страниц революционных событий первой половины XIX в. в Европе ("Резня на Хиосе", "Свобода на баррикадах").
Немецкий романтизм характеризовался преобладанием религиозно-патриархальной тематики, меланхолічним настроением произведений (Ф. Руны, К. Фридрих, П. Корнелиус). Английский - фантастическими и религиозно-мифическими мотивам (В. Блейк, В. Тернер), а также созданием первых этюдов на пленэре (Д. Коистебл, "Собор в Солсбери из сада епископа", "Виз для сена"). В русском романтизме ведущая роль принадлежала портрета и пейзажа (О. Кипренський, К. Брюллов). Среди испанских художников величайших успехов на ниве романтизма достиг Гойя (Франсиско Хосе Гойя - и-Лусьєнтес).
Накануне "весны народов" и революций 1848 г. политические мотивы в искусстве стали доминирующими. Художники в странах, которые боролись за национальное освобождение, часто превращались в национальные символы (композиторы Ф. Шопен Ф. Лист, Д. Верди, поэты А. Мицкевич, Ш. Петефї). Самым ярким романтиком в музыке тех времен считают Людвига ван Бетховена (1770-1827) за глубокую патетику его произведений, могучий, приподнятое настроение.
В отличие от романтизма реализм - это искусство "утраченных иллюзий", жесткой действительности и суда над ней. Реализм (от франц. realisme - действительный)- направление в литературе и искусстве, который исповедовал необходимость правдивого отражения действительности. Его зарождения относится к 20-30-х годов XIX в. Наиболее полно он был представлен во Франции творчеством писателей О. де Бальзака (1799-1850) и Стендаля (1783-1842), в Англии - Ч. Диккенса (1812-1870), в России-Л.Толстого (1828-1910), Ф.Достоевського (1821-1881). В целом реализм прошел этапы формирования по закону ускоренного художественного развития, когда художники начинали свой творческий путь как романтики, а потом переходили на позиции реализма. Именно это было характерным для творчества. Гюго, О. Пушкина, Г. Лермонтова.
Творчество представителей этого художественного направления отличала широкая палитра проблем, которые подвергались анализу: психологические проявления человеческих характеров, быт героев, мир вещей и природы. Представители этого направления искали не красоту, а правду. их творчества характерен больший аналитизм, четкость и конкретность в высказываниях, жесткое разрушения иллюзий, тесная связь с конкретной ситуацией и обстоятельствами.
Реализм вводит новый принцип обобщения - типизацию, когда в типичных обстоятельствах действительности действуют типичные герои. Именно это позволяет художникам подойти к принципиально новому выводу для литературы - человека формирует социальную среду, хотя для миллионов это среду на то время оставалось ужасным. Для показа "темного царства" "униженных и обиженных", что было "обыкновенной историей" для тогдашнего общества, использовали сатиру, комедию. Творческие и художественные реалистические произведения способствовали дальнейшему пониманию современниками общества, в котором они живут, делали человека крепче, помогали глубже понять изменчивый мир.
Ведущее место в литературе XIX в. занял прозаический роман. Именно этот жанр давал возможность создать широкие литературные полотна, показать героев на протяжении многих лет его жизни, разрабатывать несколько сюжетных линий. В английской литературе проводниками реализма были Ч. Диккенс ("Приключения Оливера Твиста", "Лавка древностей"), В. Теккерей ("Ярмарка тщеславия"). Они обрисовали ведущий буржуазный состояние общества, который был озабочен своими мелкими проблемами.
Европейской славы получила творчество французского мастера реализма Стендаля (Анри Мари Бейль), особенно благодаря его романам "Красное и черное" и "Пармский монастырь". О. де Бальзак создал энциклопедию современного ему общества, объединив свои произведения циклом "Человеческая комедия". Ему по праву отведена роль лидера реалистической школы первой половины XIX ст. Не меньшей популярностью пользовались романы Г. Флобера ("Мадам Бовари", "Воспитание чувств"). Русский реализм этого периода отмечался острым анализом моральных проблем: Л. Толстой ("Война и мир", "Анна Каренина"), Ф. Достоевский ("Преступление и наказание").
Высокого развития реализм достиг в изобразительном искусстве. В 1870 г. в Санкт-Петербурге было создано товарищество передвижных художественных выставок (1870-1922). Своим творчеством "передвижники" начали новую эстетическую программу, основу которой составляли психологизм, выразительность средств, реалистичное изображение событий отечественной истории, типичные образы людей и природы. Художники-передвижники работали в различных жанрах: портрет, пейзаж, бытовая живопись, исторические сюжеты и др. В 1880-1890-х годах вследствие кризиса социально-бытового жанра стал доминировать жанр салонного портрета и пейзажа (К. Коровин, И. Левитан, В. Поленов).
На середину XIX в. реализм был представлен многими национальными и стилистическими вариантами, однако всем им были присущи одинаковые признаки: достоверность, внимательное исследование окружающего мира, утверждение эстетической ценности повседневной жизни, показ действительности во временном измерении.



Назад