Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

5. Место Т. Г. Шевченко в украинской и мировой культурах


Место Шевченко (1814-1861) в украинском обществе и в украинской культуре особенное. За большевистских времен он был официозным символом советской Украины. Ныне он является официозным символом новой, независимой Украины. Тогда он подавался в граните как фигура гневное, мрачного старого потомка гайдамаков, который зовет к топору. Сегодня производится новый канонический образ страдника, пророка, святого. Академик М. Он подчеркивает, что "этот образ тоже односторонний и имеет тенденцию к застывания". В последние годы появились циники-вурдалаки, которые с яничарською зловоротністю пытаются дискредитировать гения. Поэтому познание фигуры Шевченко, его творческого наследия, места в украинской и мировой культуре - процесс постоянный и необходим.
В середине XIX в. фигура Т. Шевченко вышла на первый план как исторического и политического деятеля. О себе он сказал: "История моей жизни является частью истории моего народа". Ученые утверждают, что на его месте можно было бы сказать: "История моей жизни является историей воскресения моего народа". С таким мнением можно согласиться, если вспомнить, что в то время царское правительство, проводя жестокую асиміляторську политику относительно Украины, считал, что с Украиной как историческим явлением уже покончено, что она является составной частью России. Однако Т. Шевченко был бескомпромиссным в своих взглядах на историю и культуру украинского народа. Он был и остается эталоном политической чистоты всепланетарного масштаба.
Имея огромные задатки общественно-политического деятеля, о чем свидетельствует влияние Т. Шевченко на кирилл-мефодіївців, он сумел реализовать свой огромный духовный потенциал через свою художественную, прежде всего поэтическое творчество. И в этом ученые видят наибольшую загадку его феномена.
Т. Шевченко одновременно - художник и политик. Его "Екатерину" хорошо знали и изучали наизусть сельские женщины. Он их предостерегал: "занимайтесь любовью, чорнобриві, та не з москалями, потому что москали - чужие люди, делают беда с вами. Москаль любит шутя, шутя бросит; пойдет в свою Россию, а девушка погибает..."1. В этих, казалось бы, сугубо житейских словах четко просматривается политический подтекст.
Т. Шевченко вывел украинскую культуру на высшую ступень развития, смело подчеркивая ее национальную самобытность. Это было тем важно, что в тогдашних неблагоприятных условиях украинская культура и, в частности, украинская литература могли стать только провинциальной составляющей "общероссийской" литературы или литературой "для домашнего употребления" (до этого в свои поздние годы склонялся даже М. Костомаров).
В отличие от своих предшественников, в частности, украинских романтиков, которые считали, что Украина уже отжила свое и пытались лишь максимально зафиксировать ее духовные достояния, чтобы спасти их от полного уничтожения и человеческого забвения, Т. Шевченко своим самопожертвованием, всеобъемлющей любовью к Украине сумел привлечь все сокровища народного духа, всю героику украинской истории в процесс национального возрождения. Уже первая его книга "Кобзарь" (1840) показала воскресения нации в драматический период национальной истории. Так! Нация почувствовала, что у нее есть духовная сила, с которой можно и нужно идти в будущее. Эта духовная сила сконденсированный в произведениях шевченка.
Шевченко "Кобзарь" положил начало новому этапу в истории украинского писательства. И.франко писал: "Сия маленькая книжечка сразу открыла словно новый мир поэзии, взорвалась, как источник чистой холодной воды, заяснела неизвестной до сих пор в украинском писательстве ясностью, простотой и поэтической грацией высказывания".
Ученые Шевченковское сутки украинской литературы очерчивают временными рамками 1840 - I860 pp. Именно в этот период в центре литературно-общественного движения стоял Т. Шевченко, его пылкое поэтическое слово, его авторитет борца-подвижника. В условиях украинской безгосударственности истинному Слову поэт придавал особого значения. Он писал: "...возвеличу малых тех немых рабов! Я на страже около них поставлю слово..." И поэзия для Т. Шевченко стала формой национального служение, историческому призванию, огнистым Словом народной правды и народной воли к борьбе за свободу.
Творчество Т. Шевченко неразрывно связана с народным творчеством. Он вырос с украинского фольклора, смело черпал из устного творчества идеи, образы, сюжеты, ритмику. Т. Шевченко не просто "использовал" элементы народного творчества, что было свойственно его предшественникам и современникам-романтикам, а вплітав их в собственные думы и слова. Поэзия автора "Кобзаря" была чрезвычайно близкой к народной песне и в то же время отличной от нее, что отмечал И. Франко.
Выходец из крепостной семьи, Т. Шевченко никогда не разрывал связи с народом, до конца жизни оставался ему верен. Он с гордостью писал: "...я по плоти и духа сын и родной брат нашего незадачливого народа". В своем творчестве поэт освещал чувства, мысли и устремления народа. И каждое слово поэта горело пламенной любовью к обиженного народа, надежда на то, что он наконец смог бы ожить, прийти в себя, вспомнить "свою славу и свободу".
Гнетущая действительность побудила Т. Шевченко обратиться мыслью к прошлому Украины, к историческим темам. И этим самым своим литературно-художественным творчеством поэт вернул украинскому народу память его истории, ведь никакие научные исследования (об этом можно говорить со всей уверенностью) не имели такого влияния, как его исторические поэмы, драмы, стихи, живописные картины и т.д. В них автор "Кобзаря" говорил о бытия народа, славу гетманского правления, прошедшие казацкую вольницу, воспевал народных мстителей, их борьбу против феодально-крепостнического и национального гнета, показывал этническую и культурную самобытность украинского народа, его неотъемлемое право на свободный, суверенный государственный развитие.
Идеи национально-освободительной борьбы, государственной независимости, призыв к решительным действиям против насилия красной нитью пронизывают большинство произведений Шевченко. Он рассеивал иллюзии крепостных относительно "доброго царя", гневно обличал Петра И Екатерину II и своего современника Николая И. До свержения самодержавно-крепостнического строя призвали его "Сон", "Кавказ", "И мертвым, и живым..." и другие произведения. Со школьной парты всем украинцам известен знаменитый "Завещание", где поэт призывает: "...вставайте, кандалы порвіте и вражою злою кровью волю окропіте".
Т. Шевченко был революционным демократом. Как революционер он выступал против самодержавия: "Хоть палачи их срубили тех царей, палачей человеческих". Как демократ Шевченко осуждал колониальную политику царизма. Характеризуя национальный гнет в Российской империи, он писал: "от молдаванина до финна на всех языках все молчит". Поэт был изобличителем и судьей "темного царства", борцом за свободную человека, предвестником новых и светлых "братолюбних" отношений между людьми. Иван Огиенко в малоизвестной монографии "Первые революционные стихи Тараса Шевченко" писал, что Россия не имела такого природного огненного революционера, каким был для Украины Тарас Шевченко.
Плоть от плоти, кровь от крови сын своего народа, Тарас Шевченко безгранично любил его и принадлежал ему всем своим существом. Как пламенный патриот Украины он страдал от того, что над ней российский самолету "Черный Орел сторожем летает". Академик В. Смолий прогнозирует: "Нет и не будет больше в мире Поста, который бы так самозречено рвал свою душу не только тогда, когда исповедовался в любви к своей Отчизне, но и тогда, когда просто произносил ее имя". Но Шевченкова любовь к Украине не была слепой, никогда не омрачалась неприязнью к другим народам. Шевченко лично общался с деятелями различных национальностей и религий. Вспомним его призыв: "Учитесь, читайте, и чужому научайтесь, й свого не цурайтесь".
Шевченко национальные идеи были далекими от любой узости и самозасліпленості. Еще задолго до создания Кирилл-Мефодіївського общества в предисловии к поэмы "Гайдамаки" (1841) Шевченко впервые высказал демократическую идею единения славянских народов: "Пусть пшеницей, рожью-как, покрытая золотом, нерозмежнованою останется навеки от моря и до моря - славянская земля". В 1845 г. в посвящении "Шафарикові" к поэме "Еретик" он пропагандировал, "чтобы все слав'яне стали добрыми братьями и сыновьями солнца правды..."
Тарас Шевченко - человек высокой гуманности. Его творчество проникнуто глубокой человечностью, добротой, милосердием, искренней человеческой солидарностью даже и тогда, когда рисуются кровавые картины наказания, в частности шляхты гайдамаками. "Болит сердце, - писал поэт, - как вспомнишь: старых славян дети впились кровью...".
В историю украинской мысли Т. Шевченко вошел как мыслитель, который заложил демократические основы глубокому пониманию национального прошлого своего народа, его больших и печальных страниц. Поэт был человеком широких духовных горизонтов. Он находился на высотах передовой общественной мысли своего времени.
Такая высота его творчества смогла оплодотворить украинскую культуру передовыми идеями, которые были подхвачены поколением молодых украинских интеллектуалов. Это были общечеловеческие нормы жизни, национальная, государственная идеи. Ими пропитана вся Шевченкова творчество. Однако национально-государственная идея является господствующей в его творчеством. Украинскую идею Т. Шевченко видел как "активное, действенное волю к национальной свободы, как самоосознания и самоутверждения народа-строителя, как сообщество пролеглу сквозь века - через "живых и мертвых, и ненарожденних". Эта идея находит удивительно простую и гениальную формулу. "В своем доме и своя правда, и сила, и воля".
Т. Шевченко был отдан национально-государственной идеи и сам делал все возможное для ее утверждения, побуждал к этому других как словом, так и собственным примером. Украинская идея ширилась и крепла, давала вдохновения мужественным. Есть. Маланюк справедливо отметил, что дух казацкой эпохи, дух "казацкой сабли", дух непокоренной Нации впервые был подхвачен Шевченко в его творчестве и передан через бездорожье и тьму ночи безгосударственности не только поколению "живых", но и поколению "ненарожденних".
Творчество Т. Шевченко уже в 1860-х годах положительно повлияла на часть молодой интеллигенции, спасла ее от денационализации, пробудила его к активным действиям. На Правобережье в лоно украинского национально-культурной среды вернулись представители ранее сполонізованого дворянства. Среди них упомянем наиболее значимых - экономиста и публициста Т. Рыльского, историка В. Антоновича, языковеда К. Михальчука, этнографа Бы. Познанского, врача И. Юркевича и др.
С распространением в 1860-х годах произведений Т.шевченко в Галичине его поэзия, по выражению И. Франко, "перевернула сознание" многих молодых галичан, поразила их души "как нечто совершенно новое и неслыханное", открыла для них "новый мир".
Духовное наследие поэта имела и сейчас имеет большую етноконсолідуючу силу, положительно влияла и влияет на формирование психологии соборности украинской нации. Можно с уверенностью утверждать, что печать Шевченкового духа лежала и лежит на всех делах и действиях, на всех сторонах общественного и культурного развития украинского народа.
Большой поэтическое творчество Т. Шевченко как по содержанию, так и по форме свидетельствует о гениальности поэта. Она проявилась уже с выходом в свет "Кобзаря", а также при написании таких лирических шедевров, как "Дівичії ночи", "Маленькой Марьяни", "Зацвела в долине", "В нашем раю на земле", баллад "Лилея", "Русалка", поэмы "Наймичка" и др. Напечатав в "Записках о Южной Руси" поэму "Наймичка", П. Кулиш первым в прессе назвал Т. Шевченко гением. "В его стихах речь наша сделала то большой шаг, - писал П. Кулиш, - который делается только совместными усилиями целого народа в течение длительного времени или чарами гения, который в своем лице воплощает врожденную художественность родного племени". Т. Шевченко так определил самобытность и равноправие русского и украинского народов в сфере языка и литературы: "...на москалей не считайте, пусть они себе пишут по-своему, а мы по-своему. В их народ и слово, и у нас народ и слово. А чье лучше, пусть судят люди".
Итак, языком своих произведений Шевченко завершил процесс формирования всеукраинского литературного вещания на национальной основе. Язык произведений Т. Шевченко как художественное явление стала родоначальною языке новой украинской литературы. Выступая прекрасным образцом, язык "Кобзаря" способствовала межрегиональной етномовній консолидации украинцев Приднепровья, Галичины, Буковины и Закарпатья.
Огромный вклад творчества Т. Шевченко и в том, что речь отражала национальный менталитет украинцев, влияла на их национальное сознание в XIX - XX вв. И сегодня, в начале XXI в., роль творчества поэта в этом направлении растет. Образами-идеями Т. Шевченко психологически наполненное украинское национальное бытие и, в частности, такие его реалии, как "Украина", "Днепр", "мать", "семья", и такие моральные оппозиции, определяющие ценностные ориентации народов, как добро и зло, любовь и ненависть, правда и кривда.
Шевченкова наука любви к Украине в сочетании с уважением к другим народам вошла в сознание следующих поколений. Братолюбіє, благоденствіє людей, их понимание и помирення - это главная идея Шевченко. И ныне для Украины нет более важной цели, как объединить и консолидировать нацию и дать ей духовную энергию на будущее. И здесь обращение к творчеству Шевченко, к его милосердного умение простить другого, осознать свой грех, искупить его только добротой и добротворенням имеют немаловажное значение.
Из-среди всех сторон творчества Т. Шевченко до сих пор остается самым противоречивым вопрос религиозности Шевченко, его отношение к проблемам Бога и Зла, к христианству. Еще своего времени Г. Драгоманов вел споры с некоторыми галицкими литературоведами и публицистами по этой проблеме. В XX в. длительные дискуссии разгорелись между представителями различных идеологических лагерей. В советские времена были и такие шевченковеды, которые на основании тщательно подобранных цитат говорили не только о атеизм поэта, но и приписывали ему открытое богохульство. Следует сказать, что в поэзии Шевченко можно найти мотивы, где он яростно отрицает саму идею Бога. В поэме "Сон", которую он называет "комедией", читаем: "...ибо нет Господа на небе! А вы в ярмо падаете и некоего рай на том свете умоляют? Нет! Нет!"
Другие исследователи отличали Шевченково "євангелічне христианство" от ортодоксального московского православия, которое, по древней византийской традиции, преданно служил государству и царю, занедбавши духовные запросы простого человека.
Вопросу религиозности Т. Шевченко посвятили отдельные разделы, параграфы, статьи и даже отдельные книги и ученые украинской эмиграции. Так, Огиенко этот вопрос рассматривает в специальной монографии "Религиозность Тараса Шевченко". Он конкретными фактами из творческого наследия поэта обосновывается положение, что Т. Шевченко был верующим христианином - православным.
Неоднозначно толкует религиозность Шевченко М. Попович. Ссылаясь на письма, дневники и произведения Т. Шевченко, он доказывает, что поэт был и оставался христианином. В то же время ученый приводит ряд текстов из произведений поэта с противоположными идеями, показывает отношение Т. Шевченко к Богу как к уровня1. Произведения Т. Шевченко, его письма, дневник убеждают, что он был религиозным человеком. Однако тема "Шевченко и религия" требует глубокого изучения.
Итак, анализ творческого пути Шевченко свидетельствует, что это была выдающаяся фигура. Даже небольшая по объему книжечка "Кобзарь" уже заявила о нем как национального поэта, поэта великой Нации. Творчество Шевченко по широте охвата жизни своего народа и общенациональной значимости была художественным феноменом (явлением), который соответствовал уровню поэзии, скажем, Пушкина в русской, Мицкевича в польской или Петефи в венгерской литературе. В частности, еще Пять. Кулиш, отмечая мировое значение Шевченко, называл его имя рядом с Шекспиром, Шиллером, Мицкевичем, Пушкиным и Гоголем. Мировое величие Т. Шевченко определяется его местом в мировом литературном процессе, вкладом в общечеловеческую сокровищницу культуры.
Шевченко нельзя было запретить, хотя официальная власть запрещала его произведения. Он стал известным за пределами России уже в 1840-х годах, прежде всего, в Австрии, в состав которой входила Галичина. Сюда, в Галицию, попали его произведения и распространилась информация об аресте членов Кирилл-Мефодіївського общества. В 1859 г. в Лейпциге русские эмигранты издали сборник "Новые стихотворения Пушкина и Шевченко", где они спрятали позацензурні произведения Шевченко в стихах Пушкина, чтобы сразу не бросались в глаза Шевченко революционные стихи. Выход в свет этого сборника, за И. Огиенко, было выдающимся событием в истории украинской безцензурної прессы.
Во второй половине XIX в. украинский поэт стал известным как в славянских, так и в неславянских европейских странах. В прогрессивной интеллигенции России Шевченко получил признание еще при жизни. Высоко оценили его творчество и заслуги перед народом три Николая - Чернышевский, Добролюбов и Некрасов. В Частности, Г. Чернышевский писал: "Имея теперь такого поэта, как Шевченко, малорусская литература также не нуждается ни в чьей благосклонности". Признав Т. Шевченко за великого поэта, российские демократы тем самым признали и право украинской нации на отдельную литературу.
Творчеством Т. Шевченко заинтересовались и европейские литераторы и ученые. Появились критические и научно-информационные труда о Шевченко и его поэзию в Австрии, Германии, в Англии и англоязычных странах, в Румынии.
В начале XX ст. Западная Европа и Америка имели возможность шире ознакомились с творчеством автора "Кобзаря". В связи с празднованием в 1911 и 1914 гг. его юбилеев появляются основательные работы о творчестве поэта, западноевропейскими языками выходят первые высокохудожественные переводы его произведений, в том числе на немецком (сборник Ю. Виргинии, 1911) и английском (сборник Е. Л. Войнич, 1911), активно пропагандировали его поэзию зарубежные журналы.
В 20 - 80-е годы XX в. географический диапазон осведомленности с Шевченковой наследием расширяется. Растет количество публикаций о поэте и переводов его произведений в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Англии, Франции, Италии, США, Канаде. Оказался интерес к творчеству Шевченко в странах Азии (в частности Японии, Китае, Корее) и Латинской Америки, Африки и Австралии. Произведения Т.шевченко переведены более чем 130 иностранными языками. Наш великий Кобзарь занимает второе место по количеству поставленных ему памятников в мире. Шевченко уважают. Памятники ему открыты в Петербурге, Москве, Вашингтоне, Нью-Йорке, Париже, Буэнос-Айресе, Тулузе, Палермо, Братиславе, Варшаве, Ашгабате - собственно на всех материках.
Подытоживая значение творчества Т. Шевченко для украинской и мировой культуры, используем вывод, сделанный И. Франко в "Посвящении": "Он был сыном мужика - и стал властелином в царстве духа. Он был крепостным - и стал великаном в царстве человеческой культуры".
О признании ведущего места Т. Шевченко в украинской культуре, высокой оценки его заслуг перед Украиной свидетельствует то, что его именем назван Национальную премию Украины в области культуры, литературы и искусства - высшую творческую отличие в независимой Украине. Шевченковская премия венчает самые выдающиеся произведения литературы и искусства. За 40 лет ее существования (1961-2001) лауреатами этой высокой и престижной награды стали 525 персоналий и коллективов. Первыми лауреатами Шевченковской премии были Олесь Гончар, Павел Тычина и Платон Майборода.
О значимости творчества Т. Шевченко, ее неослабевающего влияния на духовную жизнь нашей нации свидетельствует написания по его стихами и поэмами вокальных, симфонических и оперных произведений, инсценировка и экранизация многих произведений Кобзаря. Признанием больших заслуг Т. Шевченко перед Украиной является ежегодное празднование годовщины рождения и смерти поэта (9-10 марта). Творческое наследие поэта побудила и побуждает к увековечению его памяти, усиление внимания к национально-общественных проблем, что особенно проявилось в условиях независимости Украины.
Тарас Григорьевич сделал огромный вклад в пробуждение и формирования национального сознания украинского народа, в развитие украинской и мировой культуры. Идеи, мысли, все творчество Шевченко гения стала тем живым феноменом, который далее развивается уже в сознании украинского общества. Как актуально сегодня звучат бессмертные слова Шевченко:
Свою Украину любите, Любите ее... во время лютое, В последнюю тяжкую минуту За нее молите Господа.



Назад