Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

6. Украинская культура второй половины XIX - начала XX вв.


Особенность развития украинской культуры второй половины XIX в. заключалась в том, что с середины XIX в. в культуротворчих процессах вырисовываются определенные закономерности, присущие многим народам Европы, которые находились под имперской властью и проторили путь к независимости. Если в первой половине XIX в. поиск путей эволюции национальной культуры опирался прежде всего на национальную прошлом, ее идеализацию (особенно казацко-гетманской суток), то во второй половине XIX в. произошла трансформация сугубо культурничества движения в движение национально-освободительное, задачей которого стало решение широкого спектра социально-экономических и политических проблем - от свержения самодержавия и отмены крепостного права в создание инфраструктуры украинской культуры.
Во второй половины XIX в. более зрелой и сплоченнее становится интеллигенция, которая выдвигает новый принцип национального освобождения- "возвращение лицом к народу", который предусматривал духовное, а впоследствии и политическое самоопределение. Важным было и то, что внедрение именно этой идеологии открыло языковую и этническую единство всех украинских земель как предпосылки культурного, а впоследствии и политического объединения украинцев. На этой основе формируется и национальный менталитет.
Формирование национальной элиты происходило в условиях жесткого давления цензуры, запретов и гонений. Особенно это чувствовалось на Левобережье, где асиміляторські меры царского правительства в течение 60-90-х годов XIX в. регламентировали национально-культурная жизнь (среди 11 приказов царского правительства, что запрещали пользоваться украинским языком, самыми жесткими были Валуевский циркуляр 1863 г. и Эмский указ 1876 г.).
В условиях тотального давления власти представители национальной духовной элиты развернули широкий просветительское движение. Толчком к новой волне просвещения в Украине стало учреждение в Петербурге журнала "Основа", который издавался в 1861-1862 гг. (в течение 22 месяцев) не только на русском, но и на русском языках. На его страницах печатались этнографические, "фольклорные, литературно-художественные и критические труда В. Белозерского, П. Кулиша, Г. Костомарова, Г. Максимовича. Там же, в Петербурге, счет В. Тарновского и Г. Галагана открылась типография, где выдавались украинские произведения Г. Цветки-Основьяненко, И. Котляревского, Т. Шевченко, П. Кулиша, впервые печатались произведения Марка Вовчка. Именно в "Основе" М. Костомаров издал ряд статей, посвященных основным проблемам украинского мировоззрения. Он отмечал в украинцах "сильно развит индивидуализм, склонность к идеализму, глубокую внутреннюю религиозность и демократизм, восхищение к свободе, неприязнь к сильной власти".
В народной среде будителями национального сознания выступила молодая генерация украинских интеллектуалов - студенты Киевского университета св. Владимира: В. Антонович, П. Житецкий, П. Чубинский, Т. Рыльский и другие, которые образовали костяк первой общественно-просветительской организации "Киевская Громада" (1859-1863). Впоследствии она стала основным культурно-просветительским центром, который сплотил вокруг себя прогрессивную интеллигенцию Киева.
Вдохновленная примером киевлян, интеллигенция Полтавы, Харькова, Чернигова, Одессы создала свои "Общины", которых всего в Украине было около 100. Всех членов "Общин" объединяла национальная идея, которая развивалась на демократическом почве: вера в возможность достижения национального самоопределения, любовь к Украине, уважение к украинскому народу, гордость за достижения духовной и материальной культуры.
Заделом "громадовцев" было и создание воскресных школ с украинским языком обучения, издание для них учебников на родном языке, сбор и публикация фольклора, изучение и пропаганда истории и этнографии Украины, составление украинско-русского словаря. Но циркуляром 1863 г. деятельность "Общин" запрещалась, как запрещалось и пользование на русском языке. Один из первых исследователей украинской культуры И. Огиенко писал: "Украинскую интеллигенцию оторвали от народа и запретили произносить к нему на родном языке".
Громадівський движение в Приднепровье восстановился в начале 70-х годов XIX в., когда ослабела цензура. Вместе со старыми членами в громадівські организации приходит молодежь, преимущественно студенческая. Идеи, зародившиеся среди младших членов "Киевской Общины", больше всего отразились в работах М. Драгоманова, который рассматривал национально-освободительное движение как главный фактор восстановления украинской государственности. Он провозглашал права человека и гражданина как необходимое условие личной единства и развития самоуправления; - как основу движения к социальной справедливости; политическую свободу - как средство возвращения украинской нации к семье культурных наций. Его взгляды касались вопросов государственного строительства. Но, в отличие от представителей российской интеллигенции, которые стремились радикальных изменений в империи, украинская духовная элита в основном была сторонником эволюционного пути развития новой Украины.
Во второй половине XIX в. активизируется процесс консолидации интеллектуальной элиты восточно - и западноукраинских земель, входивших в различных империй. Именно в 60-е годы, когда на Левобережной Украине усилились гонения царизма в отношении украинской культуры, в западноукраинских землях интеллигенция ощущала, хотя и весьма ограничено, некоторые политические права и свободы, пытаясь воплотить их в дело национального и духовного освобождения. Поэтому отсюда и начинается украинский Пьемонт (движение за объединение нации - политическое, духовное, государственное) 3.
Делу культурно-национального возрождения способствовало основания 1868 г. во Львове гражданского общества "Просвита" во главе с А. Вахняниним. Очень скоро в городах и городках Галичины появились его филиала, объединявших прогрессивную интеллигенцию не только этого региона, но и Буковины, а впоследствии и Восточной Украины. В работе "Просвещения" участвовали В. Барвинский, Ю. Федькович, И. Франко М. Коцюбинский, Г. Хоткевич, Л. Украинка и др. Главной задачей "Просвещения" было распространения образования среди народа, повышение его общекультурного уровня и содействие формированию национального сознания. Для этого в 77 ее филиалах было основано около трех тысяч библиотек и читален, осуществлялись театрализованные представления и т.д.
Венцом объединение национальной духовной элиты стала совместная работа интеллигенции Приднепровья и Галичины в 70-х гг. XIX ст. Сначала эта работа проходила под эгидой Северо-Западного отделе Русского географического общества (1873-1875), который сплотил вокруг себя ведущие культурные силы Украины: этнографов, историков, языковедов, литераторов, композиторов, драматургов. В его рамках проводились археологические съезды, издавались научные труды по истории, этнографии, языкознания, распространялись украинские литературные произведения. Общество стало первым научным українознавчим ячейкой.
После Эмскому акта (май 1876) снова усилилась цензура в восточноукраинских землях; эпицентром культурного возрождения, объединение интеллектуального потенциала всей Украины стал Львов. Здесь в 1873 г. было основано Научное общество им. Т. Г. Шевченко (НОШ им. Т. Г. Шевченко), которое более 15 лет возглавлял Г. Грушевский. Оно объединяло почти всех ведущих восточно - и западно ученых, а также ученых из европейских стран. Рядом с М. Грушевским работали языковеды А. Крымский, Б. Гринченко, литераторы и публицисты В. Гнатюк И. Франко М. Павлик, историки Ф. Волк, В. Антонович, композитор Ф. Колесса и много других. После реорганизации (1892) НТШ им. Т. Г. Шевченко выполняло функции академии наук. В течение 90-х годов XIX - начала XX века вышли его сборники: "Записки Научного общества им. Т. Г. Шевченко", "Сборник математически-естественной и лекарственной секции", "Этнографический сборник", "Памятники украинско-русского языка и литературы", "Литературно-научный вестник", "Украинская издательская союз" и др.
Благодаря плодотворной работе интеллигенции всей Украины именно на галицком почве просветительское движение возбужденный народ к желание получать знания, воспитывал патриотические чувства, эстетические вкусы. Здесь, в Галичине, учреждались украиноязычные школы, несмотря на сопротивление польских чиновников и правительства. Галичане организовали собственные частные школы, стремились создать второй, особый от ополяченого и знімеченого во Львове, университет.
Галичане, которые действительно испытывали настоящий культурный ренессанс, своим вдохновенным трудом существенно влияли на деятелей культуры из Восточной Украины: они помогали издавать произведения П. Мирного, Л. Украинки, Г. Коцюбинского и других писателей. И приднепровские украинцы понимали, что давление со стороны царского правительства можно обойти, по крайней мере в издательском деле. Культурные связи между восточно - и западноукраинскими землями с тех пор уже никогда не порывались (за исключением межвоенного периода 1919-1939).
Осознание национального объединения, по крайней мере на духовном уровне, было острием всего просветительского движения. Новая генерация украинской интеллигенции не призывала народ к вооруженных восстаний. Это была в основе своей либеральная интеллектуальная элита, которая основывала воскресные школы (П. Кулиш, О. Конисский), работала в университетах (Г. Драгоманов, Г. Костомаров, Г. Грушевский), занималась меценатством (семьи Ханенко, Терещенко, Бродских), в литературных и публицистических произведениях развенчивала недостатки политического устройства и выискивала пути национального самоопределения.
Итак, можно констатировать, что во второй половине XIX в. родилась новая генерация украинской интеллигенции, вышедшей из народа. В этой среде формировалась национально-духовная элита, которая выдвинула идеологию неразрывной связи со своим народом, консолидировалась в единое национальное целое и средствами широкого просветительского движения вела украинцев к социально-политического, национального и духовного освобождения.
Интегрирующим фактором украинского культуротворчого процесса была всеукраинский литературный язык. Созданная Т. Шевченко, она и во второй половине XIX в. выступала катализатором национально-духовного возрождения украинского народа. Выход Шевченковского "Кобзаря" стал эпохальным явлением в этом процессе, определив демократическое направление в развитии украинской литературы на основе критического реализма.
В направлении критического реализма работала плеяда талантливых художников. Выдающаяся писательница Марко Вовчок (1833-1907, "Народные рассказы", "Институтка", "Маруся", "Барская воля", "Кармелюк" и т.п.) с большой любовью обрисовала образы простых крестьян и их борьбу против социального гнета. Баснописец Леонид Глибов (1827-1893) в аллегорической форме показал бесправное положение крестьянства. Анатолий Свидницкий (1834-1871) создал первый реалистичный социально-бытовой роман "Люборацкие".
Большой популярностью пользовались сборника Павла Грабовского (1864 - 1902), лирические стихи Степана Руданского (1830-1873), произведения Павла Чубинского (1839-1884)'. Значительный вклад в развитие украинской литературы сделали писатели Пантелеймон Кулиш (1819 - 1897,"Черная рада"), Борис Гринченко (1863-1919, сборники стихов и повести), поэты Александр Конисский (1836-1900), Яков Щеголев (-1898) и др.
Классические образцы социально-бытовой повести и буднично-психологического рассказа создал Иван Нечуй-Левицкий (1838-1918). В высокохудожественной форме он изобразил жизнь, быт и психологию различных слоев населения Украины ("Николай Джеря", "Кайдашева семья", "Запорожцы", "Маруся Богуславка" и др.). Ольга Кобылянская (1863-1942, "Земля") и Афанасий Рудченко, что работал под псевдонимом Панас Мирный (1849-1920, "Разве ревут волы, как ясли полны", "Проститутка") в своих произведениях воссоздали энциклопедию развития пореформеного общества в Украине.
Значительное влияние на украинскую интеллигенцию произвела гражданская и патриотическая направленность произведений Михаила Коцюбинского (1864-1913, "П'ятизолотник", "Дорогой ценой", "Fata Morgana" и др.) и Леси Украинки (1871-1913, "Предрассветные огни", "Без надежды надеюсь", "Слово, почему ты не твердая криница" и др.). их произведения стали ярким образцом социально-психологического исследования реальной жизни всех слоев и социальных прослоек в Украине по условий капитализации общества.
Новые горизонты мышления, переход к психологической прозы, освещавшая личностное бытие человека, знаменует творчество Ивана Франко (1856-1916) - писателя, ученого, общественного деятеля, литературная, публицистическая и научная наследие которого в полном объеме до сих пор не опубликована. Он создал классические образцы гражданской, философской и интимной лирики ("С вершин и низин", "Увядшие листья", "Каменщики", "Гимн"), обрисовал жестокую эксплуатацию рабочих ("Ріпник", "На работе", "Борислав смеется"), дал ключ к философского понимания исторических событий в Украине ("Захар Беркут", "Моисей"). Под влиянием И. Франко развивалась творчество его ближайших последователей - М. Павлика (1853-1915), В. Стефаника (1871-1931), М. Черемухи (1874-1927). Закарпатскую литературу наиболее ярко представил Юрий Федькович (1834-1888, "Каменный крест"). Развитие литературного процесса связан с распространением публицистики - жанра, в котором величайшими представителями в Украине, бесспорно, были И. Франко и М. Драгоманов.
И. Франко - величайший в украинской литературе переводчик со всех европейских языков - обогатил украинскую культуру моделями переводов лучших произведений мировой литературы. Ученик и длительный период сторонник М. Драгоманова, его ближайший последователь в публицистике и литературоведении, И. Франко стал на рубеже веков одним из ведущих деятелей культурного, национально-освободительного движения в Украине. Его публицистические произведения сыграли определяющую роль в развитии культуротворчих процессов конца XIX - начала XX вв., особенно в формировании мировоззренческих основ украинской национальной интеллигенции.
Публицистическое наследие Михаила Драгоманова (1841-1895) имел огромное значение как в Украине, так и за ее пределами, где он представлял прогрессивную украинскую идеологию и популяризировал ее на страницах основанного им в Женеве альманаха "Община". (1878-1882). В области литературоведения м . драгоманов был одним из виднейших сторонников сравнительно-исторического метода. Он стремился обосновать приоритетность общечеловеческих, гуманистических и эстетических ценностей в национально-культурном развитии. Его глубокая эрудиция в области мировой литературы сочеталась с глубокими взглядами относительно роли и места украинской литературы в общественной жизни. По его мнению, украинская литература должна быть "по идеях демократическая, по манере - критическая и реалистичная, по языку - животворна".
М. Драгоманов призвал всех соотечественников, которые вынуждены были уехать за пределы Украины, "клясться себе не бросать украинскую дело... Каждая украинская человек, который выезжает из Украины, каждая копейка, что тратится не на достижение украинских целей, каждое слово, сказанное не на русском языке, является пустой тратой капитала украинского народа, а при данных обстоятельствах каждая потеря является необратимой".
На страницах научных, публицистических изданий широко популяризировал свои исследования Михаил Грушевский (1866-1934). Он убедительно доказывал, что украинский народ прошел долгий, сложный исторический путь, выстрадал право на свой язык, национальную культуру, свою государственность.
Развитие художественной и публицистической литературы предопределял объективную потребность развития прессы. Через притеснения царизма в Приднепровье издавать периодические издания было делом сложным, поэтому многочисленные издания (научного, педагогического, этнографически-бытового характера) выходили в Петербурге (журнал "Основа") или за рубежом, в частности в Галиции. Действительные изменения в деле развития прессы ощущались после 1905, p. когда было ликвидировано запрета на употребление украинского языка. Но и в 1905-1914 гг. галицкая пресса, что консолидировала украинцев, продолжала доминировать и по количеству изданий, и по их тематике.
Особенностью литературного процесса в Украине во второй половине XIX-начале XX в. была появление произведений, рассчитанных на широкие народные массы (особенно бытовой тематики), а также произведений, адресованных интеллектуальной прослойки общества как организации, призванном повести за собой эти широкие народные слои к национально-духовного освобождения. Именно литература выступала в Украине зеркалом широкого просветительского движения, именно через нее формировались идеи консолидации нации и ее национального и духовного возрождения.
Литературный процесс не ограничивалось созданием художественных и публицистических произведений. Важным явлением для Украины был развитие драматургии, что отражала объективные потребности развития театрального искусства и в первую очередь - создание профессионального украинского театра.
Опираясь на лучшие традиции своих предшественников, прежде всего И. Котляревского, Т. Шевченко, украинская драматургия второй половины XIX века прославилась целым рядом имен как драматургов, так и актеров, чей талант преподнес украинскую культуру, способствовал развитию национального сознания и национально-духовному возрождению украинского народа. Среди них Иван Нечуй-Левицкий (1838-1918, "Маруся Богуславка"), Марко Кропивницкий (1841-1910, "Дай сердцу волю, заведет в неволю"), Михаил Старицкий (1840 - 1904, "За двумя зайцами", "Сорочинская ярмарка", "різдв'яна ночь"), Иван Карпенко-Карый (1845-1907', "Наймичка", "Несчастная", "Сто тысяч", "Мартын Боруля"). Значительным был драматургический доработок П. Мирного ("Лимеривна", "Проститутка"), И. Франко ("Украденное счастье", "Учитель", "Каменная душа"), Б. Гринченко ("Степной гость", "Ясные зори"), Л. Украинки "Лесная песня", "Боярыня").
Начиная с первой любительской труппы в 60-хроках в Єлисаветграді, украинские актеры создали высоко профессиональные театральные коллективы, которых на начало XX века в Украине было около 20, а вместе с любительскими - почти 300. У истоков украинского профессионального театра стояли выдающиеся украинские актеры М. Кропивницкий, Г. Садовский, И. Тобилевич, Л. Цветок, Г. Заньковецкая, Г. Старицкий, П. Саксаганский. Задачами украинского театра были: борьба против русификаторства; формирование уважительного отношения к украинского народа и его культуры; нарушение социально значимых вопросов; прокладывать новые пути сценического искусства.
В 1864 г. во Львове был основан украинский театр "Русская беседа", который возглавил О. Бачинский. Его репертуар, который ставился в городах Восточной Галиции и Северной Буковины, состоял из произведений надднепрянских и западноукраинских писателей, лучших образцов европейской драматургии. Однако постоянные смены руководства театра, острое соперничество между москвофилами и народниками за влияние на него привели к его упадку. Весомая роль в его подъеме принадлежит Г. Кропивницкому, который работал здесь по приглашению в середине 70-х годов XIX в. Именно тогда галицкие зрители ознакомились с новыми пьесами украинской и русской классики. В театре выросли талантливые актеры - И. Гриневицький, Г. Романович и др. Этот театр был единственным украинским профессиональным коллективом в западноукраинских землях в течение 50 лет.
Украинский театр конца XIX - начала XX в. по своей тематике оставался преимущественно бытовым. Но тесная связь с народной культурой делали его очень популярным. Академик М. Грушевский так оценил значение украинского театра на рубеже веков: "Для широкой публики при недостатке книг украинский театр имел большое значение. Украинские труппы начались с одной, но со временем множились, становились все распространенным явлением и не считая на нищету репертуара и не высокие приметы большинства пьес (цензура театральная была чрезвычайно суровая), они поддерживали память народного слова и любовь к нему винародовленої городского населения".
Оставаясь буднично-этнографическим по содержанию, романтично-сентиментальным и водевільно-развлекательным по формам, украинский театр начала XX в. переживал стагнацию. Современные течения в искусстве отбивали по большей части русские театры, как, например, театр М. Соловцова, организованный для стационарных спектаклей в Киеве в 1891 г. Поэтому для украинской драматургии начала XX в. большое значение имели произведения В. Винниченко (1880-1951, "Дисгармония", "Закон", "Большой" молох " и др.) с их высокой культурой белетризування, актуальностью проблематики, імпресіоністичною манерой отражение внутренних переживаний героев.
С драматургией В. Винниченко передовые театральные силы связывали надежду на выход украинского театра на европейскую сцену. Однако его произведения, как и драматургійні этюды а . олеся (1878-1944), по выражению Д. Антоновича, "не могли войти к театрального репертуара, потому что были не под силу для выполнения украинским бытовым актерам"1. Профессиональные актеры отдавали предпочтение традиционно признанным произведений украинской классики - так было в труппе М. Старицкого и в театре Г. Садовского. Молодые же театральные силы, объединившиеся в "Молодом театре" (позже "Березиль") вокруг Леся Курбаса (1881-1937) и Николая Кулиша (1892-1937), стали играть заметную роль в театральном искусстве в годы Украинской революции и суток украинского национального возрождения.
Кроме драматических, в Украине в этот период создаются музыкально-драматические учреждения (Г. Лысенко, Г. Садовский) и оперные театры - в Киеве, Львове, Одессе. Однако операм украинских композиторов здесь практически не было места (популярности тогда приобрели произведения П. Чайковского, О. Римского-Корсакова, Г. Вагнера и др.). Такой была судьба всей музыкально-театрального наследия С. Гулака-Артемовского (1813-1873), Николая Лысенко (1842-1912), Петра Сокальского (1803-1887), Николая Аркаса (1852-1909) и др. Только с 1907, p. когда Г. Садовский основал первый стационарный музыкально-драматический театр в Киеве в Троицком доме (ныне - Национальная опера), широкая украинская публика услышала "Запорожца за Дунаем", "Рождественскую ночь", "Энеиду", "Наталку Полтавку", "Екатерину" и другие украинские оперы.
Украина всегда славилась исполнителями вокального искусства. Однако самые талантливые из них - С. Крушельницкая (1872-1952) А. Нежданова, (1853-1922) О. Мишуга (1873-1950), чтобы иметь возможность полностью развить свой талант, шли прославлять сцены лучших театров России (Санкт-Петербург, Москва), Италии (Милан), Франции (Париж) и других стран, где добились признания в художественном мире. При этом выдающиеся исполнители никогда не прекращали связей с Украиной. В начале XX в. с большим успехом выступала в странах Западной Европы и Америки Украинская хоровая капелла под руководством талантливого музыканта и дирижера Александра Кошица (1875-1944).
Настойчивая деятельность национальной элиты доказала, что украинская культура не только не была уничтожена царскими запретами и притеснениями, но и развилась во всех ее жанрах, создав произведения мирового образца. Именно через развитие духовных, культурных ценностей, получение образования, научных знаний и распространения просвещения пролегает путь к национально-государственного возрождения.
Уже в середине XIX в. и особенно после отмены крепостничества развитие школы и народного образования в украинских землях не отвечал ни историческим, ни общественным реалиям. Ведь образование, знания, научное мышление-это то основание, на котором приумножались интеллектуальный слой и национальная духовная элита. Но национальная школа находилась в запущенном состоянии. В Подроссийской Украине, в частности, школьное образование было зросійщеною, в Галичине - спольщенной, на Закарпатье - змадяризованою.
Отсутствие национальной школы в украинских землях в середине XIX в. приводила к тому, что подавляющая часть украинских детей могла получать образование только на незнакомом языке. Исключением было функционирования "воскресных" школ, которые просуществовали с 1859 до 1862 г. при поддержке прогрессивной части украинской интеллигенции, которая сделала попытку ввести русский язык как учебный. Для этого дела Т. Шевченко подготовил и издал "Букварь южнорусскій", П. Кулиш - "Грамматику", О. Конисский и Ю. Степовик - арифметические сборника "Шотниця". В 1862 p. M. Костомаров широко поставил дело издание украинских школьных учебников, но правительственные запреты положили конец его начинанию. И хотя в Украине в течение почти трех лет существовали украиноязычные "воскресные школы (всего более 110), они не сыграли решающей роли в школьном деле.
Учитывая общественные потребности, требования прогрессивных кругов страны, царское правительство в 1864 г. осуществил реформу народного образования, согласно которой начальная образование становилась доступной для детей всех сословий. Все типы начальных школ были превращены в народные училища. Работали они по единым программам: учили закону Божьему, чтению, письму и четырем арифметическим действиям. В двухклассных начальных училищах с пятилетним сроком обучения предполагалось изучение истории, географии и рисования.
С 1872 г. начальные уездные училища были переведены на шестилетний срок обучения, расширялся и круг предметов: геометрия, черчение и естественные дисциплины. Значительную роль в распространении образования играли земства, которые открывали и удерживали начальные школы, организовывали учительские курсы. В Левобережной Украине в 1897 г. функционировало около 17 тыс. начальных школ всех типов, которые охватывали обучением лишь треть детей. Грамотность населения составляла в среднем 24%.
Среднее образование, как и раньше, давали гимназии - полные (семикласні) и прогимназии - неполные (четырехклассные). Гимназии делились на классические и реальные. Классические давали гуманитарную подготовку и льготы для поступления в университеты без экзаменов. Программа реальных гимназий предусматривала изучение в основном естественных наук. их выпускники могли продолжить образование в высших технических учебных заведениях.
В конце XIX в. в Приднепровье было 129 гимназий и 19 реальных училищ. В западноукраинских землях церковные и начальные школы также были реорганизованы в народные училища и переданы в ведомство гражданских органов. их количество была небольшой, поэтому в отдельных районах до 76% населения было неграмотным. Это и не удивительно: одна украинская школа приходилась на 820 тыс. населения, тогда как одна школа с польским языком обучения - на 30 тыс. К тому же в этом регионе не было ни одного реального училища, среднего или высшего профессионального учебного заведения. Львовский университет давал образование на польском языке, Черновицкий - на немецком. В закарпатских школах проводилась политика мадьяризации. В Приднепровье развитие экономики стимулировал появление профессионального образования - ремесленных сельскохозяйственных, промышленных, коммерческих училищ, учительских семинарий и курсов профессиональной подготовки.
Произошли существенные позитивные сдвиги и в области высшего образования. В 1865 г. в Одессе было открыто Новороссийский университет. Если на этот год в университетах Харькова, Киева и Одессы обучалось около 1200 студентов, то в середине 90-хроків - уже более 4 тыс, которые получали образование на историко-филологическом, физико-математическом, юридическом и медицинском факультетах. По университетскому уставу 1863 г. этим заведениям предоставлялась автономия: расширялись права университетских советов, профессорских коллегий, но в 1884 г. все привилегии было отменено.
В течение 1873-1908 pp. открываются высшие специальные учебные заведения: ветеринарный (1873) и технологический (1885) институты в Харькове, политехнический (1898) и коммерческий (1908) институты в Киеве и высшее горное училище (1899) в Екатеринославе. В 1916 г. общее количество студентов этих учебных заведений составила 8537 человек, при этом почти половина из них (4000) училась в Киевском коммерческом институте. По социальному состоянию наибольший процент студентов этих вузов принадлежал детям духовенства, военных, купцов и мещан, наименьший - детям дворян. Крестьянским детям в 70-80-хроках XIX в. высшее образование была почти недоступной, однако с конца 90-хроків к 1916 г. процент таких студентов неуклонно рос.
Получали образование в Приднепровье и женщины: среднее - в гимназиях и прогімназіях, а также в епархиальных училищах. Гимназии имели семь классов, восьмой класс был педагогическим и готовил учительниц и гувернанток; профессиональное образование женщинам давали только учительские семинарии. Существовали и привилегированные женские учебные заведения - институты благородных девиц. Специалистов высшего звена готовили высшие женские курсы: в Киеве (1878-1889, pp. восстановлены в 1905 г.), Одессе (1906) и Харькове (1913). В 1907 г. в Киеве был открыт медицинский институт для женщин.
Противоречивым и сложным был развитие науки в Украине. Ни Россия, ни Австро-Венгрия не были заинтересованы в поддержке научных исследований в Украине, с подозрением воспринимали прогрессивные идеи. Однако украинские ученые внесли весомый вклад в развитие науки. Этому способствовали многочисленные научные общества, которые возникли в течение 70-90-хроків: исследователей природы (Харьков, Киев, Одесса), математическое (Харьков), физико-математическое (Киев), историко-филологические при Харьковском, Киевском и Одесском университетах, историческое общество Нестора Летописца, Научное общество им. Т. Г. Шевченко во Львове и др.
Развитие науки в Украине был связан преимущественно с университетами, а также с другими высшими учебными заведениями. Именно здесь появились первые украинские научные школы. В Харьковском университете кафедру механики возглавлял О. Ляпунов (1857-1918), который создал общую теорию устойчивости движения. Киевский математик М. Ващенко-Захарченко заключил ряд учебников, по которым училось много поколений студентов, а кафедру физики Киевского университета возглавлял Г. Авенариус (1835-1895) - основатель одной из первых в России научных школ молекулярной физики. М. Пильчиков - один из основателей рентгенографии и рентгенологии в России - с 1880 до 1902 г. работал в Харькове. Развитие химической науки связан с именем Г. Бекетова (1827-1911), который в 1855-1887 гг. возглавлял кафедру Харьковского университета, заложил основы новой научной отрасли металометрії и основы нового направления - физической химии. Геологическая наука обязана своему развитию деятельности К. Феофілактова, который основал киевскую школу геологии. Одним из основоположников палеоботаники И стал. Шмальгаузен (1849-1894).
Плодотворную деятельность в области биологической науки в Новороссийском университете развернул выдающийся ученый И. Мечников (1845-1916), который вместе с другим ученым, Г. Гамалеей (1859-1949), открыл в Одессе первую в России и второй в мире бактериологическую станцию. В этом же университете в 1871-1876 гг. возглавлял физиологическую лабораторию основатель русской физиологической школы И. Сеченов (1829-1905). До золотого фонда медицины вошли труда талантливого киевского хирурга Ю. Шимановского, основоположника гістофізіології Н.Хржонщевського, основателя отечественной экспериментальной гигиены. Субботина.
Выдающимся западноукраинским ученым-экспериментатором был Иван Охоться (1845-1918), который сделал ряд изобретений и открытий в области физики и электроники, среди которых наиболее значительными стало открытие в 1883 г. радиационного излучения. Вместе с П. Кулишом И. Охоться приобщился к переводу Библии на русском языке.
Острая идейная борьба сопутствовала развитие гуманитарных наук. Идеи относительно развития экономики, науки, образования, нравственного совершенствования общества отстаивали В. Каразин, И. Франко, П. Грабовский. Историческая наука обогатилась произведениями М. Костомарова, посвященными украинским гетманам периода Руины; свои исследования истории Левобережной Украины издал В. Лазаревский. Многочисленные труды по истории, археологии, этнографии написал В. Антонович, в частности "Исследование о гайдамачество по актам 1700-1768 гг.", "Археологические находки и раскопки в Киеве и Киевской губернии". Историко-этнографические исследования проводил Ф. Волк, сенсационные археологические раскопки в Триполье и Зарубинцях осуществил В. Хвойко.
Неоценимый вклад в историческую науку сделал М. Грушевский, чье научное наследие поражает не только глубиной освещение исторического процесса, но и чрезвычайной актуальностью и назидательностью для настоящего. Его основная научная работа - многотомная "История Украины-Руси" в 1998 г. была признана ЮНЕСКО найґрунтовнішим авторским фундаментальным исследованиям в области истории. Он является автором свыше 2 тыс. научных работ в области отечественной истории и литературоведения, среди которых пятитомная "История украинской литературы", "Очерк истории украинского народа", "Иллюстрированная история Украины", "Начала гражданства" и др.
Несмотря на притеснения и жестокие преследования украинского языка, значительную работу по исследованию языка, литературы, фольклора и переводов проводили П. Житецкий, О. Потебня, Г. Петров, А. Крымский, Б, Гринченко. Большой вклад в исследование истории и теории украинской литературы И сделал. Франко. Фольклористика и этнография пополнились трудами Г. Сумцова, П. Чубинсъкого, Г. Драгоманова.
Вся научная работа украинских ученых способствовала развитию образования в Украине. И хотя образование в целом не удовлетворяла требованиям украинского общества, прежде всего через недоступность получения знаний на родном языке, ее развитие во второй половине XIX - начале XX в. дал возможность определенной части украинцев приблизиться к знаниям. Образовательный и особенно научное развитие в Приднепровье дал целую плеяду выдающихся ученых не только украинской, но и русской культуре; они основали новые направления в различных отраслях знаний, открывали новые взгляды о мире, формировали научные школы, которые твердо заявили о украинскую науку как национальную науку, а о украинцев - как о цивилизованную нацию, которая завершала процесс формирования, становления и самоутверждения.
Развитие художественной культуры - изобразительного искусства и архитектуры - тесно вплітався в общекультурный развитие Украины. От середины XIX в. городское строительство жилого и общественного назначения в связи с господствующим в Европе утилітаризмом проникается эклектикой - сочетанием различных исторических стилей в одном архитектурном объекте (ансамбли). Среди ее направлений особенно распространяется венский ренессанс. Общее архитектурное лицо украинских городов принимает венскую моду. В частности, наиболее характерными образцами этого стиля является оперные театры Одессы, Львова и Киева.
Разновидностью эклектики становится псевдовизантийский (псевдоруський) стиль. Он насильно внедрялся в Украине в церковном строительстве, архитектуре, скульптуре. Лозунгом этого стиля была формула триединства "самодержавие-народность-соборность". Начались правительственные реставрационные работы памятников строительства княжеской эпохи, в частности, строений Херсонеса IV-X вв. в Севастополе, Десятинной церкви в Киеве (X в.), перестроен кафедру собора во Владимире-Волынском и Василівську церковь в Овруче (XII в.) и т.д. К построенных достопримечательностей этого направления относятся Владимирский собор (первоначальный проект - арх. И. Штром, позже работу над строительством собора продолжили архитекторы П. Спарро, О. Беретти с участием Г. Бернгардта, К. Маевского и В. Николаева), памятник князю Владимиру (арх. О. Тон, скульпторы В. Демут-Малиновский и П. Клодт) в Киеве, Александровская церковь в Каменке. Для подчеркивания значения "воссоединения" Украины с Россией царское правительство выделило средства на изготовление памятника Бы. Хмельницком (скульптор М. Микешин) - сооружения энергичной, динамической, что была установлена на Софийской площади в Киеве 1888 г.
На рубеже XIX и XX вв. эклектика в строительстве эволюционирует до стиля модерн, известного в западноукраинских землях как венская сецессия. Для этого стиля характерна асимметричность планирования, использования новых строительных материалов (бетона, стекла, литого железа) для отделки домов, эстетика ломаных и гибких линий. В этом стиле построены железнодорожные вокзалы в Львове и Жмеринке, торгово-промышленная палата и отель "Жорж" (арх. И. Левинский) во Львове, большинство застроек жилого и общественного назначения всех крупных губернских городов, в частности, здание киевского цирка Крутикова на Печерске в Киеве, дом архитектора. Городецкого ("дом с химерами"), Бессарабский крытый рынок (арх. Г. Гай), станция вокзала "Киев-товарный", дом И. Мороза в Киеве.
С началом XX в. в рамках модерна начинается возрождение украинского архитектурного стиля, который имел два направления: 1) использование мотивов украинского барокко (жилые дома архитекторов Д. Фетисова в Запорожье и П. Алешина в Киеве); 2) использование мотивов народного деревянного зодчества (дом земства в Полтаве - арх. В. Кричевский, интерьеры С Васильковского). Сочетание этих двух направлений превратилось в настоящий архитектурный бум особенно в строительстве городских жилых сооружений, ряда пригородных вилл, а также помещений общественного назначения.
Украинская скульптура второй половины XIX - начала XX в. несет на себе отпечаток классицизма, потому что подавляющее большинство украинских скульпторов получала образование в академических учреждениях России и Европы. На национальной почве им в определенной степени удалось приблизиться к реалистических принципов отражения действительности, но в основном это были салонные бюсты и миниатюры. Среди монументальных памятников следует отметить работы П. Забилы (бюст Т. Шевченко и М. Гоголя для памятников в Нежине), Л. Позена (памятник И. Котляревского в Полтаве), Ф. Каменского (один из первых бюстов Т. Шевченко, 1862), Ф. Балавенского (бюст М. Кропивницкого в Харькове), Г. Кузневича (скульптура "Гончар" во Львовском промышленном музее), И. Кавалеридзе (памятники княгине Ольге в Киеве, Г. Сковороде в Лохвице), скульптурные портреты М. Паращука.
Более динамичным в этот период стал развитие изобразительного искусства. Во второй половине XIX в. классические, монументальные и академические полотна (например "Танец среди мечей" Г. Семирадского) уступают работам мастеров, чье творчество пленила своей интимностью, а не импозантностью. Это означало, что искусство меньше обслуживало пышные палаты магнатов и вельмож, а больше ушло на услуги средних слоев населения.
В 60-х гг. XIX в. значительная часть украинской молодежи, которая училась в Петербургской художественной академии, выступила против академизма в искусстве. В 1870 г. возникает общество художников, которые целью своей творчества поставили организацию передвижницьких выставок. Его возглавили И. Крамской, Г. Мясоедов и M. Ге - художники, творчество которых была тесно связана с Украиной. Ведущими членами товарищества передвижников становятся выходцы с Украины: И. Репин ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану"), Г. Ярошенко ("Узник", "Курсистка"), А. Куинджи ("Пейзаж"), К. Трутповський ("Бандурист", "Украинский ярмарка") и др.
Выставляя свои полотна в городах Украины, они воспитывали эстетические вкусы украинцев.
Художники изображали красоту родной земли и тяжелое положение человека на ней. их искусство было проникнуто реализмом. Главной тематикой были лирический портрет, бытовые сцены, исторические и мифологические сюжеты. Основным жанром стал пейзаж. В 1905 г. было организовано первую Всеукраинскую художественную выставку, которая продемонстрировала духовное единство западноукраинских и приднепровских художников.
В конце XIX в. передвижництво исчерпало себя. Молодые художники больше интересовались искусством, желали поразить созданными полотнами широкие слои украинского общества. На рубеже веков проявляют свой талант Ф. Красицкий ("Гость из Запорожья", "Праздник"), О. Сластен ("Проводы на Сич", "Запорожец"), Г. Пимоненко ("Сельская семья", "Соперницы", "Святочное гадание"). их творчество пропитано народной тематикой, хотя и несет на себе черты академичности.
Появляются и новые средства воплощения действительности в украинской живописи-импрессионизм и символізм. их представителями были В. Мурашко ("Благая весть", "В кафе"), О. Новакивский ("Коляда", натюрморты), Ф. Кричевский ("Невеста"), Г. Самокиш ("Тройка"), И. Труш ("Гуцулка с девочкой"), К. Коапанді ("Сирень", "В люди"), И. Ижакевич ("Мама идет") и др.
Украинская живопись был обращен к народу, отражал его жизни и потребности, вдохновлял его до получения лучшей доли, а это в определенной степени консолидировало украинцев в их стремлении достичь духовного освобождения. Кроме того на украинской почве раскрылся талант таких художников, как Г. Врубель (росписи и иконы Кирилловской церкви в Киеве), С. Светославский ("Окраина Киева"), В. Васнецов (отделка интерьеров Владимирского собора в Киеве), М. Ге ("Старый крестьянин", "Украинский пейзаж"), С. Костенко ("Вечер над Днепром"), П. Левченко ("Белая хата") и др.
Распространению круга художников в Украине и росту их мастерства способствовало основания любительских художественных студий В. Муравей в Киеве и С. Новакивского во Львове. С 1900 г. в Украине начинается обучение светском изобразительному искусству. Классы живописи в Киеве, в частности, содержались на благотворительные пожертвования. В 1901 г. их реорганизован в училище, которое перешло в ведомство Петербургской Академии искусств. Там преподавали В академик. Николаев - первый ректор этого училища, художники В. Менк, Г. Пимоненко, В. Орловский. В училище действовали отделения живописи и архитектуры, где плодотворно работали Ф. Кричевский, О. Мурашко, Г. Бойчук, Г. Козик. Воспитанники училища стали ведущими художниками Украины и Европы и сделали достойный вклад в развитие изобразительного искусства. Среди них: О. Архипенко, Г. Донцов, И. Кавалеридзе, И. Падалка и много других.
В Одесском художественном училище работали К. Костанди, П. Волокидина, Т. Фраерман и др. Художественно-промышленное училище было открыто в Харькове. Эти заведения способствовали становлению украинской национальной художественной школы.
Динамичное развитие украинской культуры, в частности художественной, возобновил меценатство и благотворительность. Меценатством и коллекционированием произведений искусства занималась семья Тарновских. Так, Г. Тарновский в 1840 г. финансировал первый выпуск "Кобзаря", собрал значительное количество рукописей и рисунков Т. Шевченко и в 1897 г. подарил их Черниговском земству. Меценатами были Бы. Ханенко и М. Терещенко, на базе их коллекций созданы экспозиции киевских музеев изобразительного искусства. их счет содержались киевские и глуховские школы, рисувальні студии. Значительной помощи для развития образования в Украине, в том числе технической, предоставляли семьи Бродских и Симиренко.
Коллекция украинской старины художника С. Васильковского стала основой Харьковского краеведческого музея. Большой вклад в сохранение культурного наследия и развития науки в Украине сделал одессит И. Дергбас. Львовский граф и митрополит А. Шептицкий вкладывал средства в строительство храмов, школ, издательств, коллекционировал картины, финансово поддерживал художественные студии.
Собрание исторических, культурных ценностей требовало создания сети музейных заведений в Украине. Музеи как таковые начали появляться в XIX ст. Это были сначала преимущественно археологические и историко-краеведческие музеи: Николаевский (1806), Феодосийский (1811), Одесский (1825), Керченский (1826), Музей древностей при Киевском университете (1835). В 1869 г. в Севастополе открыт музей обороны Черноморского флота, с 1905 г. - это государственный комплекс - музей героической обороны города с панорамой.
Самый активный развитие музейного дела пришелся на последнюю четверть XIX - начало XX вв. В 1890 г. открыто Херсонесский музей в Севастополе. Начали работать музеи: исторический во Львове (1893), Архивной комиссии (1893) и украинской старины. Тарновского в Чернигове (1902), естественный в Полтаве (1891).
На базе частных коллекций произведений искусства сформировались музее изобразительного искусства в Харькове (1886), Киеве (1889), Одессе (1899), картинная галерея И. Айвазовского в Феодосии (1880), а также музеи в Николаеве и Екатеринославе. Существовали также крупные частные коллекции. Кочубея, В. Шавинського, П. Потоцкого, В. Терещенко и др.
Во Львове в 1874 г. открыт первый городской промышленный музей, в 1895 г. - этнографический музей Научного общества им. Т. Г. Шевченко, в 1907 г. - Народный музей. Всего в 1917 г. в Украине насчитывалось 36 музеев. Они играли важную роль в деле сохранения культурных ценностей, способствовали распространению просвещения украинского народа, его культурному развитию, формированию национального сознания.
Инфраструктура украинской культуры пополнилась созданием клубных и библиотечных учреждений. На рубеже XIX - XX вв. в Киеве, Харькове, Одессе организуются народные клубы для распространения среди народа образования и достижений культуры. При них действовали читальни, лекционные, концертные и выставочные залы, кружки, курсы. С наступлением реакции в 1912 г. они были реорганизованы в народные дома. В 1908 г. в Киеве выдающимся украинским композитором и дирижером М. Лысенко был основан один из крупнейших народных клубов - "Украинский клуб", который стал культурно-просветительским центром демократического направления. Здесь пропагандировались достижения украинского музыкального искусства - ставились оперы украинских композиторов: "Запорожец за Дунаем". Гулака-Артемовськького, "Екатерина" М. Аркаса, "Наталка Полтавка" М. Лысенко, "Купайло" А. Вахнянина и др.
В 1902 г. в народном клубе Харькова состоялся большой концерт украинских народных музыкантов - бандуристов и кобзарей, сопилкарей, цимбалістів и других, приглашенных со всей Украины композитором, аранжировщиком народной музыки, дирижером Игнатом Хоткевичем. Это событие, посвященная памяти украинских кобзарей А. Шута и О. Вересая, положила начало возрождения кобзарского искусства в Украине. Позже Г.Хоткевич основал украинскую капеллу бандуристов и оркестр украинских народных инструментов, которые с успехом выступали в Украине и гастролировали за ее пределами.
С помощью прогрессивной интеллигенции в 60-70-х годах возникли публичные и народные библиотеки. Они создавались почти во всех губернских городах, а иногда даже и в уездных городках. С конца XIX в. на их базе учреждались библиотеки при просветительских обществах, народных клубах и народных домах. В начале XX в. в Левобережной и Западной Украине их насчитывалось 3153 с общим фондом около 2 млн. книг. Книга удовлетворяла стремление украинского народа к знаниям, образования, свободы, создание независимого государства.
Итак, в XIX - начале XX в. активизируется культуротворчий потенциал украинского народа путем созидания духовных ценностей (литературы, языка, искусства, науки, образования и т.д.), сохранение и распространение духовного наследия (культурно-образовательных обществ, библиотек, музейного дела, меценатства). На рубеже XIX и XX вв. интенсивно происходит процесс формирования инфраструктуры украинской культуры, объединение духовных усилий национальной элиты восточно-и западноукраинских земель, рост национального и политического сознания украинского народа. Украинская культура становится народной по содержанию и по классической форме. В начале XX в. главным достижением развития украинской культуры можно считать утверждение этнокультурной достаточности, что создало почву для становления украинской государственности в годы национально-освободительных движений 1917-1920 гг.



Назад