Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

1. Модернизм - культурный феномен XX ст.


Срок модернизм (от франц. moderne - современный) большинство исследователей использует для обозначения периода как культуры, так и совокупности новейших течений в культуре, существовавшие с конца XIX в. по крайней мере до 50-60років XX ст. (хронологически его размещают между импрессионизмом и постмодерном). Уже в начале XX в. модернизм начал оттеснять на периферию такие художественные течения и стили, как символизм, модерн (сецесію), неоклассику, и стал ведущей течению в художественной культуре ряда Европейских стран - Франции, Италии, Германии, России). Настоящим расцветом модернизма стали 20-30-е годы, когда он распространился за пределы Европы, прежде всего в США. Формы и приемы модернизма до сегодня характерны для творчества многих художников.
Философия модернизма базируется на идеях о невозможности познания и воспроизведения современного мира средствами классической культуры. Отвергая реализм, демократизм, гуманизм, модернизм прибегал к новейших философских учений о ірраціоналістичний волюнтаризм Ф. Ницше (1844-1900), интуитивизм А. Бергсон (1859-1941), психоанализ 3. Фрейда (1856-1939), экзистенциализм Ж.-П.Сартра (1905-1980) и А. Камю (1913-1960).
Наиболее важными положениями философии модернизма являются: признание тупика, в котором оказалось человечество в результате бурного развития цивилизации; кризис и переоценка традиционных ценностей и взглядов на мир; сложность и противоречивость взаимоотношений человека и окружающего мира (мир или неопознанный, или познается лишь интуитивно, неосознанно); признание одиночества человека, ее отрешенности от мира, замкненутості в кругу своих фантазий, как в "Башне из слоновой кости"; глобализация и интернационализация культурных процессов, что приводит к потере национальных традиций; техноцентризм, техноморфізм (одухотворение техники) и их преимущество над антропоцентризмом. Сложная и трагическая эпоха, какой была Первая мировая война и послевоенное время, приводила в лагерь модернизма не только философов и художников, но и многих ученых, среди которых можно назвать А. Эйнштейна, Н. Бора, Н. Винера и др.
Наиболее ярко отразился модернизм в изобразительном искусстве. У его истоков стоит гениальный голландский художник Винсент ван Гог (1853-1890). Творчество ван Гога, его трагическая фигура будто отражают саму суть модернизма. Они оказали огромное влияние на всю культуру XX ст. Мастер цвета, человек, который неутомимо и фанатично работала для искусства, был чужой своим современникам. Буржуазная публика, воспитанная на академизме и салонном искусстве, игнорировала картины гения. Известные искусствоведы свидетельствовали о нарушениях в них всех канонов классики, что проявлялось в чрезмерной, по их мнению, трагизме образов, непривычно ярких красках, отходе от перспективы. Из более 800 картин, написанных мастером, при жизни ему удалось продать только одну, да и то за мизерную сумму. В состоянии душевного перелома мастер кончил жизнь самоубийством, незадолго до которого написал одну из самых своих картин "Автопортрет с отрезанным мочкой уха". Люди XX ст., вглядываясь в картины ван Гога, будто находят в них ответы на сложные вопросы своего времени. На мировых аукционах только в 1995 г., по подсчетам нью-йоркского журнала "Арт-нет", несколько картин великого голландца были проданы за 45 млн. долларов.
Последователями ван Гога выступили художники такого модернистского направления, как экспрессионизм (от франц. expression - выразительность). Первым объединением экспрессионистов стала группа "Мост", которая возникла в Дрездене в 1905 г. и просуществовала до 1913 г. В нее входили Е. Кирхнер, Е. Хеккель, Г. Пехштейн, Е. Нольде и др. В центре художественного мира экспрессионистов, как образно заметил один из исследователей, "сердце человека досталось равнодушием и бездушністю мира, контрастами материального и духовного".
Для картин названных мастеров характерные подчеркнуто заостренная эмоциональность, гротеск, трагизм. Наиболее существенные черты объекта искривляются, фигуры деформируются, лицо будто намеренно искажаются, краски резко контрастируют. Отвергая принципы классической гармонии, экспрессионисты, как и другие многочисленные группировки модернистов, разрабатывали свою эстетику, опираясь на примитивные образы и формы первобытного искусства, культуры нецивилизованных народов Африки и Океании, нередко прибегали к народного лубка и к творчеству детей. Огромной силой экспрессии проникнута картина норвежского художника Е. Мунка (1863-1944) "Крик". Одинокая человеческое существо - не женщина, не мужчина, не ребенок - стоит посреди моста, с души ее вырывается беззвучный крик отчаяния и страдания.
Несмотря на казалось бы внешнюю ужасная экспрессионизм и сегодня заряжает нас энергией своего протеста, тревогой за человечество, яркими образами. В Киеве в начале 2000 г. с большим успехом прошла организованная немецким посольством и Гете-институтом выставка графики немецких экспрессионистов.
В 20-х годах модернизм стал самым влиятельным фактором мирового художественного процесса. В творчестве художников обострялись социальные мотивы, нарастал протест против насилия, войны и милитаризма, создавались образы, полные трагизма, противоречия, экспрессии и острого сарказма. В литературе того времени наиболее полно эти черты выражены в романах Ф. Кафки, Дж. Джойса, поэзии Элиота, в музыке - творчество И. Стравинского, Д. Шостаковича, А. Шенберга, А. Вебера, А. Берга и др.
Яркой течению модернизма начала XX в. был фовгзм (от франц. fouves - дикий). Французским художникам этого направления - А. Матісу, А. Дерна, Г. Вламінку, А. Марке, Г. Дюфи и другим, которых один из критиков назвал дикими за их яркий, необычный стиль живописи, принадлежит выдающаяся роль в поисках новых художественных приемов. Они абсолютизировали колорит своих картин, писали чрезвычайно яркими красками, а для усиления выразительности цвета отказывались от перспективы, пространства, отходили в сторону живописной абстракции. А. Матис, в частности, одним из первых начал исследовать влияние интенсивного цвета и света на психику человека. По мнению художника, поэзии интенсивности и динамизма как нельзя лучше отвечал чистый цвет, резкие контрасты и быстрое выполнение картин фовисты.
У истоков художественного течения кубизма стояли Пабло Пикассо и его друг Дж. Нехватка. Программным полотном кубизма стала картина "Авіньонські девушки", что вызвало громкий скандал. Деформация изображенных на ней обнаженных фигур была чрезвычайно шокирующей. П. Пикассо будто разбирал на сотни кусочков, плоскостей и кубиков лицо и тело, а потом снова собирал их, меняя углы и наклонности.
Самым знаменитым произведением художника стала "Герника" (1937), посвященная гибели одноименного городка в Испании во время фашистского бомбардировки. Гигантское полотно (3,5 х 8 м) является как бы черно-белым коллажем, слепленным из обломков отдельных предметов - конской головы с вищереними зубами, частей человеческого тела, рук, протянутых к небу в мольбе спасения, фонаря, что качается над всем этим мраком. Все законы классического, реалистического искусства затронутые в этой картине, но мало в мире произведений, в которых с подобной силой правды воспроизведена человеческая трагедия.
Неутомимый экспериментатор, человек, которому как некому было присуще чувство нового, П. Пикассо до последних лет жизни прокладывал новые пути в искусстве. Он менял стиле и манеры, кроме живописи занимался скульптурой, графикой, гобеленом, плакатом, изучал японский и африканское искусство. Много работ мастера является откровенной насмешкой над зрителем, их техника иногда грубая и неестетична, однако главное для него - художественная метафора, что раскрывает суть предмета - до костей, до скелета. Понять П. Пикассо не просто, многие из известных людей отвергали его творчество, другие восхищались ею. В картинах художника трагизм сочетался с иронией, хаос - с гармонией, искренность - с удаваністю, святое отношение к искусству - с откровенным нигилизмом. Но с позиций исторической расстоянии о его творчестве можно сказать коротко: Пикассо - это XX века.
События Первой мировой войны и послевоенного времени способствовали формированию такой литературной и художественной течения модернизма, как дадаизм, что возникла одновременно в Швейцарии, Франции и США и просуществовала с 1915 г. по 1923 г. По мнению теоретика этого движения румынского писателя Т. Тцара (настоящее имя - Сами Розеншток), понятие "дадаїст" означает абсурдность, слово dada, найденное им в словаре с французского, - детский конек, детское лопотання "так-так". Дадаизм, что вырос из общего недовольства буржуазным обществом, насмехался над буржуазністю, пытался разрушить ее основы и полностью высвободить личность. Эта течение отражала растерянность интеллигенции времен войны, кризис ее художественного мышления. Дадаизм провозглашал антиестетизм и иррационализм, спонтанность и стихийность творчества. "Чтобы написать поэму в стиле дада, - провозглашал в своем "Манифесте" Т. Тцара, - возьмите газету, ножницы, вырежьте статью, затем каждое слово и сложите все это в мешок, встряхните, вынимайте одно за одним вырезаны слова... Поэма будет похожа на Вас, и вы станете необычно оригинальным писателем, которого не понимают вульгарные люди".
Сторонниками дадаизма были французские писатели А. Бретон и Л. Арагон, фотограф и художник М. Рэй, дизайнер М. Дюшан и др. Епатуючи буржуазную публику, Г. Дюшан в 1917 г. на выставке продемонстрировал обычный писсуар, назвав это "скульптуру" "Фонтан". Открытый дадаїстами выражение абсурдности видимого мира подготовил почву для возникновения сюрреализма.
Сюрреализм (от франц. surrealisme - сверхреализм), возникший во Франции и США в 20-х годах, был развитием идей дадаистов. В художественном творчестве, по выражению А. Бретона, он провозглашал "чистый физический автоматизм, с помощью которого мы пытаемся выразить в слове или живописи истинную функцию мысли. Эта мысль продиктована отсутствием всякого контроля со стороны разума и находится за пределами всех эстетических и моральных норм".
Большое влияние на сюрреалистов произвели философия интуитивизмом А. Бергсона и теория психоанализа 3. Фрейда. Творчество сторонников этого течения модернизма проникнута верой в реальность произвольных ассоциаций (сновидений, ужасов, болезненных галлюцинаций, гипноза). Как и дадаїсти, они прибегали к скандалу, эпатажа, протестовали против современной цивилизации, политических институтов, государства. В 1925 г. сюрреалисты требовали от правительства Франции выпустить всех сумасшедших из больниц как "свободных от ума", в разных манифестах восхваляли то анархию, то коммунизм, фашизм, а впоследствии не менее пылко осуждали их. В 1926-1928 гг. один из основателей сюрреализма испанский кинорежиссер Л. Бунюэль, творчество которого принадлежит до классики мирового кино, снимает скандальные фильмы "Андалузский пес" и "Золотой век", где встречаются кадры разрезанного бритвой глаза, быка, привязанного к роялю.
Первая выставка художников-сюрреалистов состоялась в 1925 г. в Париже. В ней приняли участие Г. Эрнст, X. Миро, А. Массон, И. Танти. В 1930-х годах, когда сюрреализм почти исчерпал свои возможности начинается восхождение на вершину славы испанца Сальвадора Дали (1904-1989). Трудно найти человека, который бы не слышал об Далее. Такие его картины, как "Предчувствие гражданской войны" (1936), "Горящая жирафа" (1935), "Искушение св. Антония" (1946) и другие давно стали хрестоматийными. Скульптуры, созданные мастером, украшают центры Парижа, Вены, Нью-Йорка, Барселоны. "Сюрреализм - это я", - гордо заявлял художник, определяя свой метод как интуитивное воплощение ассоциаций бред. Сюжеты картин С. Дальше трудно да и не нужно переводить, их надо смотреть и проверять на них свой вкус. Можно только сказать: если ван Гог - это боль и совесть XX ст., то С. Дальше - его болезнь. По собственному выражению С. Далее, он привил себе "болезнь XX века: культ денег, эротики, жестокости и распутной иррациональности".
В течение всего XX в. культура модернизма тяготела к абстракции (от лат. abstractio - далекое от действительности), то есть отстранения художественных образов от конкретного сюжета, образа объекта. Абстракционизм как ведущая художественная течение модернизма окончательно утвердился в западной культуре только в 40-50-х годах Он и сейчас остается направлением художественного творчества многих известных мастеров. Итак, абстракционизм - это беспредметное искусство, которое не содержит в себе никакого напоминания о действительность. Поэтому его иногда называют нефигуративным. Развитие абстрактного искусства был отражением тенденции отчуждения художника XX в. от действительности, неприятие ее реалий. "Что ужаснее становится мир, тем абстрактнее становится искусство", - писал художник П. Клее. Среди основателей абстракционизма называют имена В. Кандинского (1866-1944), К. Малевича (1878-1935) и нидерландца П. Мондриана (1872-1944).
Василий Кандинский - одна из самых уважаемых фигур в культуре модернизма. Человек высокой духовности - поэт, музыкант, художник, знаток истории искусства и литературы - он никогда не порывал с классической традицией, но вел неутомимые поиски новых средств общения художника с окружающим миром. Начиная как символист, а впоследствии как экспрессионист, в 1910 г. В. Кандинский окончательно оставил предметное искусство. Его теория абстракции - это не только результат научных исследований, но и философия спиритуализма. Краски, линии, цвета, по мнению художника, являются знаками космоса. Приведенные в движение талантом художника, они, как клавиши, ударяют по струнам человеческой души. Кроме подготовки и публикации многочисленных теоретических трактатов, он много работал как профессор и педагог в различных художественных заведениях Германии, России, Франции.
В отличие от философа В. Кандинского, Казимир Малевич был настоящим революционером в искусстве. В распространении абстракции он видел прежде всего необходимость решительного разрыва со старым миром, утверждение нового справедливого общества. В 1915 г. на выставке в Петрограде художник впервые продемонстрировал серию полотен, которые представляли собой комбинации простейших геометрических фигур, в том числе знаменитый "Черный квадрат на белом фоне". Это направление в искусстве живописи К. Малевич назвал супрематизмом (от лат. supremus - самый высокий), то есть превышением над всеми предыдущими художественными стилями и видами живописи.
Супрематизм, за Малевичем, это окончательный разрыв живописи с изображением реального мира. По мнению художника, все усилия нужно сосредоточить на цвете, форме, фактуре, руси. "Когда исчезнет привычка видеть в картинах уголки природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение" - писал художник в одном из своих манифестов. "Черный квадрат" был символом конца старого предметно-натурального и первым шагом к новому искусству. "Раскрашенная плоскость, - писал художник о свою картину, - есть найелементарнішою формой выражения чистого цвета, высвобожденного от давления предметов". Большевистскую революцию К. Малевич, как и большинство модернистов, встретил с восторгом, надеясь, что великий социальный эксперимент приведет к обновлению искусства во всемирном масштабе.
В истории модернизма XX в. значительное место принадлежит такому явлению, как авангард (от франц. avant garde - передовой отряд). До авангарда можно отнести художественные течения модернизма, что декларируют самый решительный разрыв с ценностями предыдущей культуры, активно и даже агрессивно пропагандируют свои взгляды, прибегают к эпатажу, акций протеста, сочетают художественную деятельность с необходимостью социальной переустрою и т.д.
Авангардистськими были многочисленные течения модернизма, но понятие "авангард" как отдельное самостоятельное художественное явление закрепилось лишь за художественными группировками дореволюционной России и Советского Союза, действовавших в середине 1910 - 1930 годов. Авангард - это смелое новаторство, талант, отданный службе обществу и в то же время это "великая утопия". Именно такое название получила международная выставка авангардистов в Москве в 1993 г.
Зарождение русского авангарда относят к 1910, p. когда в Москве и Петербурге состоялись художественные выставки объединений "Бубновый Валет" и "Союз молодежи". Представленные на них картины Н. Гончаровой, Г. Ларионова, О. Лентулова, И. Машкова, братьев И. и Д. Бурлюков, О. Экстер, П. Филонова и других художников отражали новейшие достижения живописи, что шли в русле европейского модернизма (постимпрессионизма, кубизма, фовизма).
Значительное влияние на русский авангард в предреволюционные годы произвел супрематизм К. Малевича и итальянский футуризм (от лат. futurum - будущее). Для футуризма было характерно увлечение техникой, урбанизмом, попытка передать динамику движения. Однако русские футуристы пошли значительно дальше своих предшественников. В первые послереволюционные годы они сделали футуризм лозунгом обновление общества на коммунистических началах. В искусстве футуристы использовали принципы кубизма и супрематизма (кубофутуризм), в литературе взяли курс на агитацию и пропаганду идей нового общества простыми и доступными произведениями.
Интересна история создания так называемой агитационной фарфора, что чрезвычайно высоко ценится на мировых художественных аукционах. Она Представлена также и в коллекции Киевского музея русского искусства. Одразу'після революции на складах Петербургского Императорского фарфорового завода было найдено большое количество посуды, что не был расписан. По приказу В. Ленина и наркома просвещения РСФСР. Луначарского эту фарфор использовали для агитационных потребностей, раскрасив коммунистической символикой и украсив лозунгами: "Кто не работает - тот не ест", "Коммунизм - светлое будущее человечества" и др. По эскизам К. Малевича и его учеников была даже создана небольшая партия супрематично-кубистской фарфора.
Футуристы приняли активное участие в оформлении улиц и площадей ряда городов к проведению революционных праздников. В 1918 г. они осуществляли план монументальной пропаганды большевистского правительства - на местах старых памятников "царям и их слугам" устанавливали новые монументы революционерам, ярко оформляли агитационные поезда, пароходы, трамваи, выпускали политические плакаты. Выдающаяся роль в истории мировой литературы XX в. принадлежит поэзии футуризма (В. Хлебников В. Маяковский, поэтическое объединение реального искусства, к которому принадлежали Д. Хармс, Г. Заболоцкий и др.). Художники-футуристы вели авангардный поиск новых форм поэтики, что иногда перекликался с идеями дадаистов и сюрреалистов (использование детской поэзии, черного юмора, логики абсурда).
Чисто экспериментальные, новаторские произведения В. Хлебникова и Д. Хармса уже в начале 30-х годов воспринимались бюрократами от искусства как тонкое издевательство над советской действительностью, которая, собственно, уже сама становилась "театром абсурда". Произведения художников были запрещены и не публиковались вплоть до середины 80-х гг. Как художественное течение футуризм постепенно сходил со сцены в середине 20-х гг., на смену ему пришел конструктивизм, который наиболее ярко проявился в архитектуре.
Текущий конструктивизма узагальнювала новаторские поиски деятелей авангарда в области создания нового быта (дизайна), в архитектуре, художественный графике, фотографии. Конструктивизм представлял собой профессиональный художественный метод, направленный на формообразования реальных функциональных предметов. При этом обращалось внимание на простоту форм, экономность материалов. Конструктивизм был близок к поискам немецких функціоналістів, которые в 1919 г. в Веймаре открыли Высшее художественно-промышленное училище - Баухауз. До начала 30-х годов Баухауз был действительно интернациональной школой опыта конструктивистов. Преподавателями здесь работали россиянин В. Кандинский, швейцарский художник П. Клее, выдающиеся архитекторы немцы. Гропиус и М. ван дер Роэ, венгерский дизайнер М. Надь и др.
У истоков функционализма стояли Вальтер Гропиус, мис ван дер Роэ, Ле Корбюзье, Джамбатісто Вики.
Функционалисты считали, что в основе развития архитектуры должны лежать простые природные формы, которые выражались бы формуле: "Жилье - как жилая машина" (Ле Корбюзье). По принципам функционализма в 20-40-х годах XX века осуществлялись программы жилищного строительства во всех европейских странах и США.



Назад