Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

3. Современная массовая культура


Феноменом второй половины XX в. стало формирование и распространение массовой культуры. В прямом смысле - это культура, которая находит спрос в основной массе населения безотносительно принадлежности к той или иной нации, государства. Несмотря на региональные или национальные особенности, массовая культура является космополитичной.
Своим появлением и бурным развитием массовая культура обязана современной цивилизации. С переходом человечества после Второй мировой войны от индустриальной к постиндустриальной эры значительно расширился развитие и влияние средств массовой коммуникации, информационных технологий, существенно повысился уровень образованности населения многих стран. Тем самым создавались новые возможности распространения культуры в обществе, донесения ее достояния до каждого индивида.
Массовая культура заняла место между элитарной культурой (верхушка общества, образованные слои) и народной, укоренившейся преимущественно среди сельского населения. Она привлекает, прежде всего маргинальные (от лат. margo - край; от фр. marginal - побочный, на полях, несущественный, второстепенный, незначим) слои людей, изъятых цивилизацией с их традиционного окружения, культурной почвы. Это жители села, которые оказались в городе, эмигранты, те, кто вынуждены изменить образ жизни через потерю работы, квалификации и находится в поиске новых мировоззренческих и духовных ориентиров.
Наиболее характерной чертой массовой культуры является ее коммерческий характер. В рыночном обществе эта культура, рассчитанная на основную массу населения, обязательно выступает в роли продукта, потребление которого должно приносить прибыль. Для изучения спроса на этот продукт современная западная цивилизация уже давно использует мощный потенциал наук о человеке - социологию, психологию, менеджмент, политологию. Одновременно не только изучаются, но и формируются культурные потребности и желания масс. Существует достаточно разветвленная система индустрии массовой культуры, которая включает в себя следующие подразделения:
- средства массовой информации - СМИ (практически все частные каналы радио и телевидения, газеты и журналы существуют за счет рекламы потребительских товаров и услуг);
- система организации и стимулирования массового спроса на продукцию (реклама на улицах, в транспорте, индустрия моды);
- индустрия здоровья (формирование имиджа здорового образа жизни);
- индустрия досуга (туризм, книгоиздания, популярная музыка и др.);
- международная компьютерная сеть Internet;
- массовая социальная мифология (интересно наблюдать за развитием этого жанра в последнее время в Украине: выходят многочисленные материалы о жизни кумиров, распространяются мифы, псевдонаучные учение, где сложные или недостаточно исследованы проблемы сводятся к простых объяснений, типа: влияние пришельцев из космоса, звезд, знаков зодиака, предсказания Нострадамуса).
Трудно и не нужно перечислять все направления индустрии массовой культуры, потому что ее продуктов множество. Какой же он, продукт современной массовой культуры?
Во-первых, он подается как качественный. Если это роман или художественный фильм, здесь важен интересный сюжет, интрига, красивые герои, бурные чувства. Обязательно при этом надо соблюдать четкости жанра в расчете на определенную категорию потребителей: для женщин "бальзаковского возраста" - мелодрама, для мужчин - боевик, для домохозяек - "мыльная опера" (выход на экраны Запада первых телевизионных сериалов в 60-х годах сопутствовала реклама мыла и стиральных порошков). Хочешь развлечься - комедия, хочешь сбросить напряжение и стресс трудового дня - триллер (от английского trill - дрожать), для интеллектуалов - детектив и кроссворд.
Во-вторых, произведение массовой культуры должен быть понятным. Чрезмерная философия и модернистские приемы не воспринимаются массой, поэтому в спросе преимущественно традиционный реализм. Так, в живописи среди массового общественности распространяются хрестоматийные произведения реалистов XIX в. и их последователей. Массовая культура уникальна тем, что она хорошо научилась манипулировать человеческими инстинктами, доцивілізаційними реакциями и импульсами, среди которых - эрос, страх, агрессивность. Все это, безусловно, и в великих классиков, но не в такой примитивной форме, как это тиражируется в сотнях современных романов и сериалов.
Характерной чертой массовости иногда становится пошлость - банальные истины, примитивные чувства и идеи, красиво упакованы и рассчитаны на непритязательный вкус. Квинтэссенцией массовой культуры, ее наиболее одиозным, пародийным выражением является так называемый китч (от нем. kitsch - безвкусица, дешевая продукция, рассчитанная на внешний эффект). В 60 - 80-е годы этим термином обозначали популярную художественную продукцию, соответствующую мещанским вкусам, была символом бездуховности. Матрешки, керамические фигурки кошек или слоников, картины с русалками. Сегодня китч стал более изысканным, стилізованішим и в то же время более агрессивным (наиболее характерный пример - современная телевизионная реклама), он даже претендует на один из стилей постмодернистского искусства.
В тоталитарном обществе, несмотря на его коллективистский характер, настоящей массовой культуры не существует. Декларируемая как массовая, культура такого общества по сути является элитарной, поскольку ее создает художественная элита на заказ политической верхушки. В такой художественной культуре мало внимания уделяется личным чувствам и индивидуальным интересам, в основном речь идет о коллективе и государство. Большинство произведений социалистического реализма, выходивших в СССР массовыми тиражами, не пользовались настоящим спросом, однако большой ажиотаж вызвало появление отдельной продукции западной массовой культуры (фильм "Тарзан" в конце 40-х годов, мультфильмы Уолта Диснея, детективы Агаты Кристи).
Родиной современной массовой культуры являются США. Здесь возникли шоу-бизнес, бестселлер, Голливуд, Диснейленд и многочисленные другие феномены масскультуры, что заполонили весь мир. В сознании многих европейцев Америка - страна сплошного масскульта, бездуховности и прагматизма. Определенный смысл в этом есть, но это не совсем так. Исторические и культурные условия развития Соединенных Штатов действительно способствовали развитию в первую очередь массовой культуры, ведь общество состояло здесь как безнаціональне из многочисленных эмигрантов-маргиналов. В США не было традиций народной культуры, не сложился полноценный фольклор. Американские дети действительно лучше знают Мики-Мауса, чем сказки Г. -Х. Андерсена и братьев Гримм, однако тот же. Дисней своими гениальными фильмами сделал Белоснежку и Снежную Королеву любимцами всего мира.
Европейские интеллектуалы уже не первый год бьют тревогу по поводу экспансии американской массовой культуры. Однако речь идет скорее не о культуре вообще, а про уровень произведений. В массовой культуре есть немало значимых, даже выдающихся произведений, которые необходимо пропагандировать. Хорошо это или плохо, но на рубеже XX и XXI вв. ее лучшие образцы действеннее влияют на уровень культуры общества, чем произведения гениев.
Каково соотношение между массовой и элитарной, или фундаментальной культурой? В. П. Руднев, автор "Словарь культуры XX века", подчеркивает, что обе культуры - как два полушария головного мозга, каждая из которых осуществляет принцип дополнения. Массовая культура как первичная воссоздает образ реальности, фундаментальная же выступает как вторичная, моделирующая система. В этом отношении массовая культура XX в. была полной противоположностью элитарной культуры в одном и ее копией в другом. Так, сняв кассовый фильм "Парк юрского периода", знаменитый голливудский режиссер С. Спилберг, сэкономил на фундаментальную картину "Список Шиндлера", который рассказывает о трагедии холокоста. Успех "Сибирского цирюльника" М. Михалкова дает возможность возродить неприбыльное российское документальное кино.
Во многих странах с хорошо развитой рыночной экономикой, несмотря на господство массовой культуры, вполне успешно развивается культура элитарная и народная. Итак, массовая культура, как и цивилизация, может нести потенциальную опасность бездуховности, но под контролем общества и его элиты она должна трансформироваться в прообраз новой будничной культуры человечества XXI ст.



Назад