Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

4. Текущий постмодернизма в культуре рубеже ХХ-XXI вв.


Конец XX в. рядом исследователей культуры определяется как эпоха постмодернизма, или постмодерна. В определении сущности постмодерна и его хронологии до сих пор нет однозначных оценок, сравнительно мало и литературы. Очевидно, что развитие этого феномена еще не завершен. По нашему мнению, термин "постмодернизм" следует пользоваться во время анализа всех значительных явлений культуры, возникшие после модернизма (отсюда и название) и вследствие развития модернизма, однако существенно отличаются от последнего, в то же время не входят полностью к контексту массовой культуры.
Постмодерн - широкая культурная течение, которое включает в себя философию, эстетику, литературу, искусство, гуманитарные науки. С одной стороны, умонастроение постмодерна несет в себе отпечаток модернистского разочарование в результатах цивилизации, идеалах классической культуры и гуманизма, с другой, - авангардистським установкам на новаторство, отвержения и отрицание старого противостоит попытка воспользоваться всем предыдущим опытом, включить его в широкую палитру современной культуры.
В труде А. Тойнби "Постижение истории" постмодерн трактуется как конец западного господства в религии и культуре. Ведущие западные политологи определяют его как следствие неоконсерватизма, символ постиндустриального общества, что находит выражение в тотальном конформізмі и эстетическом эклектизме. Более-менее широкой популярности срок постмодернизма приобрел после выхода книги Ч. Дженкса "Речь постмодернистской архитектуры" (1977). Автор определил новую струю как отход от экстремизма и нигилизма, частичное возвращение к традициям.
Не вступая в конфликт с классикой, включая ее к своей орбиты, постмодерн в то же время дистанцируется от нее, размывает классику, отменяя ряд ее канонов, то есть образует достаточно гибкую систему. Характерные черты классицизма трансформируются почти на противоположные: величественное заменяется странным, трагическое - парадоксальным. Сознательный эклектизм питает гіпертрофо-вану избыточность художественных средств и приемов. Самой существенной чертой постмодернизма является переход от классического антропоцентрического гуманизма к универсального гуманизма, что занимает все живое - человека, природу, Вселенную. Отказ от европоцентризма и этноцентризма способствует переносу внимания на весь мир, отсюда - религиозный, культурный, экологический экуменизм.
Мир представляется постмодернизма сложным, хаотичным, многообразным, поэтому лучший способ его усвоения - игровой, эстетский. Отсюда такая характерная черта постмодернистской культуры, как ирония, насмешка. По мнению постмодернистов, в современную эпоху все относительно: нет истины, нет реальности (ее с успехом заменяет виртуальная реальность, в которой люди уже не только общаются и проводят научные конференции, но и признаются в любви). В наше время "нет ничего живого и святого", что некогда поддавалось модернистской критике и осуждению, следовательно, остается только издеваться и насмехаться над этим странным миром. Наиболее характерным представителем современной постмодернистской философской мысли является всемирно известный итальянский ученый Умберто Эко. В его бестселлерах "Имя розы", "Маятник Фуко" и других органично сочетаются философский подтекст, пародийный анализ культурного путаницы современного сознания, ироническое осмысление прошлого и предупреждения об опасности умственной деградации.
Одним из главных принципов постмодерна стала "культурная опосередкованість", или коротко - цитата. "Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны", - заметил философ С. Аверинцев. Следовательно, остается лишь повторять известные истины, цитировать известные высказывания. Цитатами говорят политики. Цитаты являются элементами художественного творчества. Десятки, если не сотни цитат составляют культурный багаж современного человека. В американском студенческом анекдоте рассказывается о студента-филолога, который, впервые прочитав шекспировского "Гамлета" был разочарован: "Ничего особенного, набор известных крылатых слов и выражений".
В русле постмодернизма развивается самая значительная течение современного искусства - концептуализм (от англ. concept - идея, замысел). По мнению представителей концептуализма, что впервые появился в США и Англии в 1967, p. важен не сам воспроизводимый предмет, который является субъективным, а его замысел, то, что он означает, которые рефлексии порождает. Изображая предметы цивилизации и супроводячи их пояснительными текстами-цитатами, художники время иронизируют над современным миром. Характерной может быть творчество Е. Варгола, которого относят к лидеров поп-арта - течения, родственной с концептом.
Выставка Е. Варгола - выдающегося американского художника, родители которого были выходцами с Украины, с большим успехом прошла в Киеве в мае 2000 г. Изображая "Знак Доллара", тиражируемые портреты Мэрилин Монро, "Бутылки кока-колы", выставляя в музейном зале пирамиды консервных банок супа Кэмпбелл, художник будто иронизирует над "священными коровами" - символами западной цивилизации.
Мировую славу в 80-90-х годах получили произведения российских концептуалистов: художников Е. Булатова, И. Кабакова, В. Комара и О. Меламида, писателей Д. Пригова, Т. Кібірова. Используя символику и приемы социалистического реализма, они создают своеобразную пародию на советскую действительность. На картине Е. Булатова "Слава КПСС" - голубое небо с облаками закрывает одноименное лозунг. В картинах В. Комара и О. Меламида "Сталин и музы", "Рональд Рейган в виде кентавра", выписанных в добротной классической манере, по выражению одного из американских критиков, "продажный классицизм пародується как международный символ культурного застоя".
Приемами постмодернизма пользовались и другие многочисленные группировки и художники, которые не признавали советской действительности-нонконформисты (О. Рабин, А. Зверев, Г. Брускин, Д. Краснопевцев, О. Целков). Иронией, пародией, цитатами были пронизаны также отдельные лучшие произведения советской культуры, в частности такие культовые фильмы, как "Кавказская пленница" и "Бриллиантовая рука".
В 90-х годах XX в. советский нонконформизм, или "второй авангард", еще оставался одной из немногих "живых" течений мирового постмодернизма, который на то время в основном исчерпал свой интеллектуальный и инновационный потенциал. Ведущие современные мастера стали подобными бывших метров академизма - они хорошо известны и материально обеспечены, но выставки постмодернистского искусства в мире уже не собирают широкой публики. Искусству, чтобы оно было живым, нужны конфликт, искренность, эмоция.
Культурный плюрализм, который сегодня существует в мире, ведет художника в основном путем погони за успехом и деньгами, приводит к атрофии творчества. Большинство выдающихся деятелей культуры называют это явление трагедией свободы творчества и ставят справедливый вопрос: а что же дальше? И здесь следует прислушаться к словам Д. Лихачева: "Искусство на рубеже XXI века не заканчивается, оно вступает в переходный период хаоса, а хаос всегда рождает новое".



Назад