Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

5. Украинский культурный Ренессанс и его гибель


В начале XX в. украинская культура развивается в контексте европейского и мирового культурного процесса. В течение всего XIX в. усилиями передовой интеллигенции, корифеев украинской культуры готовился почву для духовного возрождения нации, ее восстановление государственности. В системе украинской культуры на то время наметились практически все основные участки - литература, театр и драматургия, искусство и архитектура, музыка, народная культура и фольклор, начатый в развитие науки, образования, пресса, книгоиздания.
Блестящая плеяда украинских художников XX в. достойно продолжила работу своих предшественников, сформировав национальное возрождение в чрезвычайно сложное и противоречивое время. Украинский культурный Ренессанс длился по крайней мере до рубежа 20-30-х лет и завершился трагедией нации и ее элиты, что оказались под давлением тоталитаризма. Опыт, достижения и уроки этого Периода чрезвычайно важны в наше время. При определенной целостности того процесса, который происходил в развитии украинской культуры первой трети века, в Украинском Возрождении следует выделить три периода: первый период длился от начала века до Украинской национально-демократической революции (1917); второй - во время суток освободительных соревнований (1917-1920); третий - от периода Нэпа, украинизации вплоть до так называемого "расстрелянного возрождения" (30-е годы XX в.).
В первый период, особенно со второго десятилетия XX ст., ярко отражаются новейшие тенденции в развитии украинской культуры, которая, опираясь па фундамент классических произведений XIX в. стремится к новаторству и европеизации. В творчестве И. Франко, Л. Украинки, Г. Коцюбинского, О. Кобылянской, Г. Вороного, В. Винниченко очевидное стремление идти в русле ведущих достижений европейского модернизма - символизма, неоромантизма, неоклассики, экспрессивности, психологизма. По словам Франко, новая генерация стремилась "вполне современным европейским способом изобразить своеобразие жизни украинского народа"1. Рядом с названными, уже опытными писателями получают признание молодежи - М. Яцкив, Г. Чупринка, Г. Філянський, Б. Липкий, Г. Рыльский, П. Тычина и др.
Яркие личности европейского уровня предстают в настоящее время в украинском искусстве. Высокий артистизм и символическая манера присущие творчеству Елены Кульчицкой (1877-1967). Воспитанница венской художественной школы, она прекрасно владела техникой масляной живописи, гравюры и офорта.
Яркий импрессионизм характерный для творческой манеры Ивана Труша (1869-1941), картины которого в основном посвященные природе и людям Закарпатья. В золотой фонд украинского искусства вошли работы Олексы Новакивского (1872-1935) - все равно мастерской и в стилях сецессии, импрессионизма и экспрессии. Центральной фигурой в искусстве начала XX в. является, безусловно, Александр Мурашко (1875-1919). Глубоко усвоив традиции реализма, о чем говорит первая его известная картина "Похороны Кошевого"(1900), художник в дальнейшем воспользовался всеми достижениями современных европейских художественных школ.
Выставки О.Мурашка с успехом проходили в Париже, Мюнхене, Петербурге. С 1907 г. Мурашко жил и работал в Киеве, в годы революции (1917-1920) прилагал большие усилия к сплочению национальных художественных сил. В 1919 г. был избран ректором Украинской академии искусств, однако трагически погиб от рук присланного убийцы. В Украинском национальном художественном музее хранится немалый задел творчества художника.
Почетное место в истории украинского искусства занимают братья Федор и Василий Кричевские. Федор Кричевский (1879-1947) свой большой талант художника-монументалиста воплотил в создание народных образов. Картины "Наречсна"(1910), "Три века"(1913) стали символами красоты и духовной красоты украинской женщины. Василий Кричевский плодотворно работал как архитектор (дом Полтавского земства, 1903), театральный художник, график, оформитель художественных изданий ("Иллюстрированная история Украины", 1913).
Одним из иайталановитіших графиков Европы всего XX века без преувеличения можно назвать Георгия Нарбута (1886-1920/ Оформлены ним иллюстрированные издания (книги для детей, художественные альбомы, поэтические сборники) ценятся как музейные раритеты. Нарбут был едва ли не единственным художником Украины, который наиболее плодотворно работал в бурные годы войны и революции. Он создал уникальную иллюстрированную украинскую азбуку, сделал иллюстрации к "Энеиды" Котляревского, его графические эскизы воплощены в первой украинской гривне. Нарбут - создатель украинского национального стиля в графике.
Г. Нарбут был также ректором Украинской академии искусств в 1918 г. Художник умер в возрасте 35 лет после заболевания тифом. В годы советской власти творчество Нарбута замалчивалась, его мемориальная доска лишь совсем недавно появилась на здании ректората Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, где он жил.
В первое десятилетие XX века. Украина стала одним из центров авангардного искусства. Первые выставки авангардистов состоялись в 1910 г. в Киеве и Одессе и лишь потом в Петербурге и Москве. Французский искусствовед В. Маркаде в одной из своих статей называет Украину колыбелью русского авангарда, имея в виду, что здесь прошли ранние годы и сформировались художественные вкусы метров русского авангардизма К. Малевича, В. Татлина, братьев И. и Д. Бурлюков. Термин "украинский авангард" введено в научный оборот лишь в 90-х годах. Все исследователи отмечают яркость и незаурядность этого явления, тесно связанного с традициями национальной культуры и лучшим европейским опытом.
В начале века в Киеве зарождается феномен творчества Александра Архипенко (1887-1964). Закончив рисовальную школу В. Муравей; мастер в 1908 г. приехал в Париж, а впоследствии до Нью-Йорка, где получил всемирную славу скульптора-кубиста. В своих воспоминаниях Архипенко вспоминал, какое неизгладимое впечатление на всю его творчество оказали достопримечательности родного города, скифские каменные идолы в университетском ботаническом саду, искусство украинского барокко. Самыми выдающимися фигурами украинского авангарда этого времени были также Александр Богомазов (1880-1930), основал в Украине художественную течение кубофутуризму, Василий Єрмилов (1894-1967), Александра Экстер (1882-1949).
Подъем охватывает также сферу украинского музыкального и театрального искусства. В 1904 г. М. Лысенко основал в Киеве музыкально-драматическую школу; с 1907 г. в Киеве начал действовать первый стационарный украинский театр М. Садовского; в 1915 г. организуется Общество украинских актеров, действуют многочисленные театры и трупы как в Надднепрянской Украине так и в Галичине, что овладевали мировую драматургійну классику, обращаясь к пьес европейских авангардных авторов.
"Поворотом к Европы" объявляет главное направление своей творческой деятельности выдающийся режиссер-новатор Лесь Курбас (1887-1937). В созданном им "Молодом театре" (1916 г.) велся интенсивный поиск новых экспрессивных средств сценического действия, которая отражала бы ритм современной эпохи. Первой значительной режиссерской работой Курбаса стал спектакль "Царь Эдип" (1918), действие которой пронизана мощным трагическим напряжением и динамикой. Незаурядным новаторством отмечалась постановка "Гайдамаков"(1920) за Т. Шевченко, где впервые в украинском театре была реализована авангардистська сценография, вводилась пантомима, партии хора.
Мощным толчком к расцвета национального сознания и культуры стали демократические и революционные процессы 1905-1907 гг. Отмена запрета на украинское печати, свободу слова и политической деятельности повлекло за собой создание большого количества газет и журналов, в которых печатали материалы по вопросам культуры, литературные и публицистические произведения, доносили до широкой украинской общественности творчество элиты нации. Самая влиятельная ее когорта сплотилась вокруг еженедельника "Украинский вестник", выдававшие с 1906 г. украинские депутаты Думы. Среди работников еженедельника были М. Грушевский, Д. Багалей, Г. Туган-Барановский, Д. Дорошенко, Г. Могилянский, О. Русов и др. В 1912-1917 гг. в Москве выходил месячник "Украинская жизнь" под редакцией В. Саликовского и С. Петлюры, участие в котором принимали М. Грушевский, В. Винниченко, С. Єфремов, Г. Сумцов, В. Липинский, Ф. Корш и др.
Образцы зрелого национального стиля в музыке, сочетавший классику и современность, демонстрировали молодые композиторы М. Леонтович, К. Стеценко, Я. Степной, О. Кошиц. Итак уже накануне Украинской национально-демократической революции (1917-1920) происходил бурный процесс развития украинской культуры, что можно назвать ее ранним Возрождением.
Естественно, что за времена освободительных движений 1917-1920 гг. значительная часть украинской интеллигенции и образованные слои общества связывали свои надежды на национальное и культурное возрождение с деятельностью украинских правительств Украинской Центральной Рады (УЦР), гетманата П. Скоропадского и Директории, в составе которых было много хорошо известных деятелей культуры и науки. Несмотря на всю противоречивость своей и политики именно эти правительства сделали весомый вклад в развитие украинской культуры в сутки лихолетья, и даже те немногие положительные акции или выдающиеся имена, которые позже узурпировали как свои достижения на ниве культуры большевики, были основаны именно деятельностью украинских национальных правительств.
Речь идет прежде всего о широкую программу развития национального образования и науки. Уже в марте 1917 г. в Киеве было открыто Украинскую гимназию им. Т.Г. Шевченко и 2-в Кирилл-Мефодіївську гимназию, начат Украинскую педагогическую академию, были приняты энергичные меры для перевода школ на украинский язык обучения. В разных городах Украины создано более 80 украинских гимназий.
Во времена гетмана П.скоропадского 6 октября 1918 г. открыт Киевский народный украинский университет, а 22 октября того же года - украинский Государственный университет в Каменце-Подольском. В ноябре 1918 г. было основано Украинскую академию наук, которая начала свою деятельность в феврале следующего года. Академию возглавил выдающийся ученый В. Вернадский, в трех ее отделах (историко-филологическом, физико-математическом и социально-экономическом), несмотря на большие трудности военного времени, плодотворно и самоотверженно работали выдающиеся ученые: историк Д. Багалей, экономист М. Птуха (в 30-х годах он был заведующим кафедры инженерно-экономического факультета Института пищевой промышленности, освобожден в период репрессий), математики Д. Граве, Г. Пфейфер, микробиолог Д. Заболотный, ботаники О. Фомин и В. Липский, филолог А. Крымский, археолог и этнограф М. Биляшивский, литературовед С Єфремов и др. В августе 1918 г. было создано Национальную библиотеку Украинского государства, в начале ноября - Украинскую государственную академию искусств, Государственную археологическую комиссию, Государственный архив и т.д.
Широкого развития в эпоху освободительных движений приобрела пресса и издательская деятельность. В течение 1917 г. возникло 78 издательств, в 1918 г. их насчитывалось 104. Инициативу создания издательств брали на себя местные органы при "Просветах" и общественных организациях, а также кооперативы и частные лица. Газеты в Украине выходили не только в губернских, но и во многих уездных центрах. Всего в Украине в 1917 г. действовало 106 издательств, а в 1918 г. - 212.
В исторической и культурологической литературе иногда дебатируется вопрос о том, какому правительству принадлежит больший вклад в дело развития культуры, на чью сторону более склонялись деятели украинского возрождения в тех чрезвычайно запутанных и сложных обстоятельствах. В годы революции и гражданской войны настоящая интеллектуальная элита Украины выбирала не столько путь служения власти, сколько собственной совести, морали, наконец - служение народу. Именно эта интеллигенция была главным двигателем национально-культурного Ренессанса.
Впрочем, надо признать, что в годы революции уже четко обозначилась та трещина разлома украинской духовной элиты, что в конечном итоге стала одной из главных причин гибели украинского Возрождения. Интеллигенция времен революции была вынуждена делать выбор между общечеловеческим и классовым, либеральным и революционным, национальным и социальным. Трагичность этого выбора в то время осознавалась по-разному. Часть старой демократической интеллигенции оказалась в политической эмиграции за рубежом. Вынуждены были эмигрировать В. Олесь, Г. Вороной, Г. Садовский, В. Щербаковский, Г. Грушевский, В. Винниченко, Есть. Чикаленко, Д. Антонович и многих других деятелей. Немало творческих деятелей выбрали позицию формальной лояльности к советской власти, используя малейшую возможность служить народу на ниве культуры. Значительная часть молодого революционно настроенной интеллигенции воспринимала революцию как величественный акт обновление мира и почти без колебаний отдавала ей свой талант, веря в светлое будущее.
В начале 20-х годов, когда начался последний трагический период украинского возрождения, в обществе и среди интеллигенции царили настроения оптимизма и надежды, связанные с определенной либерализацией режима в начале Нэпа. Этого оптимизма оказывала и политика украинизации (1923-1933), которая начала проводиться по инициативе партийно-советского руководства. Украинизация, как показывает опыт и история, была поиском путей взаимоотношений тоталитарной власти, что чувствовала в то время свою международную изоляцию и культурную посредственность, с обществом и интеллигенцией. Власть не могла не считаться с факторами мощного культурно-национального подъема начала века и периода революции, стремилась завоевать доверие подавляющего большинства украинского населения, которое составляло крестьянство, ликвидировать противоречия между русскоязычными рабочими и русифицированным партапаратом, с одной стороны, и украинским крестьянином и интеллигентом - с другой.
В истории есть многочисленные факты положительных сдвигов на ниве развития украинского образования, издательства, литературы, прессы, развития языка, перехода учреждений на украинское делопроизводство и т.д. Однако от начала и до конца своего проведения (середина 30-х) эта политическая кампания служила для большевиков преимущественно прагматичным целям. Образование и воспитание переводились исключительно на коммунистические рельсы, литература и пресса пропагандировала в основном интернационализм и коммунизм, из классики отбирались прежде всего революционные демократы и народники. И несмотря на свою противоречивость, украинизация стала фундаментом дальнейшего развития украинского национального возрождения, потому что на ее ниве самоотверженно и честно работали выдающиеся деятели украинской культуры разных политических взглядов.
Украинское возрождение 20-х годов нашло самый значительный проявление в литературе. Большое количество талантливой молодежи, преимущественно выходцы из села, подалась в литературу, пытаясь выразить в искусстве слова свое восхищение романтикой революции и строительства социализма. Создана в 1922 г. Союз крестьянских писателей "Плуг", активистами которой были А. Головко, В. Копыленко, П. Панч, В. Минко, насчитывала сотни людей. Союз пролетарских писателей "Гарт" (1923), в которую входили В. Еллан-Голубой, Г. Йохансен, В. Сосюра, П. Тычина и другие литераторы, как и объединение "Молодняк", куда входили писатели-комсомольцы, имела целью преимущественно политизацию творчества их членов, хоть в недрах этих объединений формировался талант многих настоящих художников.
Одним из величайших литературных объединений 20-х годов является ВАПЛИТЕ (Свободная академия пролетарской литературы). По мнению инициатора и идеолога этого объединения М. Волнового (1893-1933), оно должно стать настоящей лабораторией профессионального мастерства и свободного творчества, сочетая идеалы коммунизма с принципами гуманизма. Союз мислилась как альтернатива массовым и слишком подчиненным официоза организациям. В ее состав действительно вошла блестящая плеяда литераторов, среди которых были М. Кулиш, Г. Бажан, Г. Йохансен, П. Тычина, П. Панч, Ю. Смолич, О. Предрассветной, Г. Эпик и др.
Течение авангардизма в украинской литературе 20-х годов наиболее ярко представили футуристы во главе с Г. Семенко. В ее ряды в разное время входили поэты О. Слисаренко, Г. Терещенко, Гео Шкурупий, Г. Бажан, В. Полищук, критик В. Коряк. Пропагандируя урбанизацию культуры, увлекался техникой и производством, желая воплотить ритм современной эпохи в соответствующие новые поэтические формы, футуристы нередко прибегали к ремесла и деструктивности, иногда воинственно нападали на сторонников традиционных художественных течений. Творческое и политическое кредо футуристов было вынесено на первую страницу редактируемого М. Семенко в 1927-30 pp. журнала "левой формации искусств" - "Новая генерация": "Мы за: коммунизм, интернационализм, инда-стріалізм, рационализацию, универсальную коммунистическую установку быта, культуры, наукотехніки. Мы против: национальной ограниченности, буржуазных мод, аморфных художественных организаций, провинциализма, трьохпільного хуторянства (невежества, эклектизма)".
По свидетельствам современников Семенко был "фигурой эпохи". Его эпатирующие выступления и поступки (в 1924 г. он издал сборник своих стихов под названием "Кобзарь", ответив на упреки: "то был "Кобзарь" одной эпохи, а это - другой"), публикации на страницах "Новой генерации" произведений европейского и украинского литературно-художественного авангарда были характерными признаками творческой атмосферы того противоречивого времени.
Особое место в украинской литературе возрождения принадлежит объединению неоклассиков, которые сначала объединялись вокруг журнала "Книжник" (1918-1920), а позже - вокруг "Слова". Во главе неоклассиков, стоял талантливый поэт и непревзойденный переводчик, знаток античности Николай Зеров (1890 - 1937 ли 1941). До этого литературного объединения входили также М. Драй-Хмара, Г. Рыльский, О. Бургардт.
Неоклассики были наименее заангажированными в советской действительности. В их творчестве отсутствуют революционные и социальные мотивы, тема пролетариата, они игнорировали и современные средства выражения, вполне отдавая предпочтение классической поэзии античной эпохи, а также французском символизма и парнаса. Неоклассики, по мнению М. Рыльского, проповедовали любовь к слову, к строгой формы, до большого литературного наследия. Это проявление борьбы против украинского папфутуризму и другого "левого искусства", что воспевало "тифозну бледность тифозної вши" (Гео Шкурупий), "курило Кобзаря" (Семенко), презирали М. Кропивницкого и т.д.
Осведомленность М. Зерова в вопросах мировой и украинской культуры, могучий интеллект, феноменальная память, талант оратора буквально поражали современников. В 1924 г. был напечатан сборник стихов "Камена", изысканная речь которого в сочетании с философичностью и классической простотой напоминала поэзию древнеримских авторов. Полемизируя в прессе, Зеров с присущим ему талантом убедительно доказывал разным "пролетарским" критикам, что литература не должна быть чисто классовой, идеологизированным, примитивной, конъюнктурной. В ней нужно свободно проявлять личность и талант. Такая позиция на то время уже шла в разрез с "линией партии", поэтому писатели и критики, что стояли на тоталитарных позициях, начали травить поэта. Не удивительно, что в 1934 г. во время процессов против украинской интеллигенции Г. Зерова был уволен с работы, а в следующем году арестован и отправлен в ГУЛ АГу, где он и погиб. Только в годы независимости имя и творчество выдающегося деятеля украинского возрождения вернулись к нам.
Пытался поднять уровень украинского слова до лучших мировых образцов и Максим Рыльский (1895-1964). Он вошел в анналы украинской литературы как тонкий лирик, прекрасный переводчик, фольклорист.
В 20-х годах в Украине плодотворно работало много других литературных объединений и кружков которые проторили дорогу в литературу талантливым писателям В. Антоненко-Давидович, М. Ивченко, Г. Угольники, В. Пидмогильному, Есть. Плужнику, Д. Фальківському и др.
Новаторские поиски в области театральной драматургии продолжил в 20-ых годах Лесь Курбас (1887-1937). Создан в 1922 г. театр "Березиль" был воплощением вимріяного Курбасом художественного объединения, ориентированного на мировую эстетику, интеллектуализм, активное участие в обновлении культуры. Театр сплотил и поднес к вершинам мирового уровня мастерство блестящей плеяды украинских актеров А. Бучмы, И. Гирняка, Н. Ужвий, Г. Крушельницкого, О. Добровольской, И. Марьяненко и др.
Большое внимание театр уделял драматургии М. Кулиша. Пьесы "Народный Малахий" (1928), "Мина Мазайло" (1928-1930), "Патетическая соната" (1929) были беспрецедентным явлением в культуре советского времени, потому что в них с особой остротой определялось главное противоречие эпохи, конфликт между извечными законами человеческой морали и практикой жестокого тоталитаризма. Герои М. Кулиша теряли свою душу, искажались и гибли под давлением революционного фанатизма.
Модернизм был ведущим направлением в развитии украинского изобразительного искусства и архитектуры 20-х годов. Художник М. Бойчук (1882-1937), сочетая в своем творчестве традиции древнерусского и византийского иконописи, живописи Ренессанса и народного искусства, совершил попытку создать национальный художественно-монументальный стиль. Вместе со своими последователями братом Тимофеем, В. Седляром, О. Павленко, Г. Рокицьким, Г. Юноша и другими, которых позже стали называть бойчукістами, мастер создал значительные монументально-декоративные росписи ряда общественных сооружений в Одессе и Харькове, возглавил мастерскую монументального искусства в Киевском художественном институте.
Более радикальное направление творчества, что перекликался с поисками западных экспрессионистов, кубістів и конструктивистов избрали В. Пальмов, В. Меллер, В. Єрмилов, А. Петрицкий. А. Петприцький (1895-1964) создал уникальную галерею из 150 портретов своих современников - украинской элиты 20-30 лет. В годы репрессий большинство из этих картин исчезли, потому что оказались в лагерях Гулага и были расстреляны портретируемые на них лица. Тогда же были уничтожены или попали в музейных подвалов и произведения украинского авангардного искусства. Часть этого уникального авангардного наследия, что уцелела, экспонируется в Национальном художественном музее в Киеве. В 90-х годах впервые вышли в свет художественные альбомы "Украинский авангард 1910-1930", "Портреты современников А. Петрицкого".
Главным стилевым направлением в архитектуре Украины 20 - середины 30-х годов был конструктивизм, который максимально использовал принципы функциональности, рационализма и экономности. Лучшие сооружения этого стиля - здание Киевского железнодорожного вокзала (1927-1933, архитектор А. Вербицкий), комплекс административных и общественных сооружений под названием Госпром в Харькове (1925-1929, архитекторы С. Серафимов, С. Кравец, Г. Фельгер), Дворец культуры железнодорожников в Харькове (1928-1932, архитектор О. Дмитриев), здание Днепрогэса (1927-32, архитектор. Веснин и и».), Киевская кинофабрика (1926-1929, архитектор. Рыков).
С середины двадцатых годов украинская тематика начала определять развитие кинематографа, который в это время переживал период расцвета. Самыми мощными были центры кинопроизводства в Одессе, Киеве, Харькове. Главные устои развития украинского кино определили режиссеры О. Курбас, Александра Довженко (1894-1956) "Звенигора" (1928), "Арсенал" (1929), "Земля" (1930), "Иван" (1932) - это шедевры мирового кино, их новаторская язык объединяет поэтику и гуманизм с яркой экспрессией.
В 20-е годы завершился процесс формирования украинской национальной науки. ее центром стала Всеукраинская академия наук (ВУАН, 1921), в руководящий состав которой вошла большинство ученых Украинской академии суток освободительных соревнований. Было создано местные филиалы академии, которые позже превратились в научные институты. После возвращения из эмиграции в 1924 г. академика М. Грушевского научная работа гуманитарных подразделений значительно оживилась, стали постоянно выдаваться научные сборники исторической секции, было создано научно-исследовательскую кафедру истории Украины. Ученый продолжил работу над фундаментальными трудами "История Украины-Руси" и "История украинской литературы". Благодаря неустанному труду ученых, украинская наука получила мировое признание, стала неотъемлемой составляющей всей национальной культуры.
На рубеже 20-30-х годов ситуация в украинской культуре в корне изменилась. Стимулированы нэпом, процессы в экономике, общественной жизни и культуре уже со второй половины 20-х годов стали выходить из-под контроля партруководства. Поэтому власть стремилась к унификации культурного разнообразия, что бурлила в 20-х годах, отбирая себе в союзники те творческие объединения, союзы и группы, внутренне организационное жизнь которых строилось преимущественно на административных принципах, а творческое - на идеологических и вульгарно-социологических. Фактически власть делала выбор между неординарностью и талантом и серостью в сторону последней.
Показательна в этом отношении литературная дискуссия 1925-1928 гг., в ходе которой затрагивались вопросы культурного строительства в Украине, в частности об место интеллигенции в культурном процессе, пути развития национальной культуры при социализме, взаимоотношения украинской и российской культур и др. В центре дискуссии оказалась найнеординарніша фигура в литературе - личность М. Хвылевого. Он был одним из немногих, кто не побоялся честно отражать историческую правду, с в'їдливою иронией и сарказмом обличал пороки нового общества.
Забота писателя о повышении уровня художественного мастерства советской литературы, выступление против "красной халтуры" и особенно его полемический призыв "Прочь от Москвы" с ориентацией на "психологическую Европу", который по сути затрагивал только проблему повышения украинской культурности, лишение провинциальности, были всячески искаженные и инкриминируемые Волновому как буржуазный национализм. Свои мысли он отстаивал в блестящих полемических статьях "Мнения против течения", "Камо грядеши?" (Куда идешь?), в опубликованном гострокритичному романе "Вальдшнепы" (1926).
Тоталитарное общество, чувствуя свою уязвимость перед словом правды, конфисковало вторую часть "Вальдшнепов", напечатанную в шестом номере журнала "ВАПЛИТЕ" за 1927, p. запретило и памфлет "Украина или Малороссия?", который стал известным лишь в 1990 г. Душная атмосфера, созданная вокруг Г. Хвылевого, в конечном итоге привела к его излома - он пробовал идти на компромиссы, думать и действовать как все, но сила таланта и личности делали невозможным приспособленчеству как способ существования. Выстрел 13 мая 1933 г. оборвал жизнь М. Хвылевого, став трагической точкой в истории украинского культурного возрождения XX ст.
Направляя остроту удар прежде всего против выдающихся деятелей интеллигенции, тоталитарная власть прекрасно осознавала, что именно эта прослойка является самой влиятельной силой, способной оказывать духовное сопротивление, поднимать свой голос в защиту народа, привлекать внимание мировой общественности. Уничтожение украинской духовной элиты в 30-х годах известное как украинское расстрелянное возрождение. К нему относятся не только те деятели, которые были физически уничтожены, расстреляны, замучены, умерли в тюрьмах и лагерях Гулага, но и значительная часть тех, кто, потерпев репрессий и гонений, на долгое время прекратили творческий труд.
Первой целенаправленной репрессивной акцией против украинской интеллигенции был сфабрикован властью процесс Союза освобождения Украины (СВУ). Карательные органы арестовали выдающихся ученых ВУАН: вице-президента С. Єфремова, академика М. Слабченка, историка И. Гермайзе, педагога. Дурдуківського, политического деятеля, председателя первого правительства Директории В. Чеховского, писательницу Л. Старицьку-Черняхивская и др. Всего было обвинено 45 украинских деятелей. О ту отравительную атмосферу, которая создавалась в обществе, накануне ареста писал в своих дневниках С. Єфремов. 5 декабря 1928 г. он записал, перефразируя слова Т. Шевченко: "Все запуганное, подавлено и даже не благоденствует". Несгибаемая позиция, которую занял на процессе С Єфремов, в конечном итоге привела его к гибели.
В 1930-х годах настоящее опустошение осуществляется тоталитаризмом в украинской науке. В 1934-1935 гг. были осуждены ведущие специалисты в области литературы академик В.М. Перетц, член-корреспондент Є.С. Шабліовський. В 1936-1937 гг. погибли в лагерях геолог академик ВУАН, ее вице-президент Н.И. Свитальский, генетик, академик 1.1. Агол, математик академик М.П. Кравчук, философ академик СЮ. Семковський. В 1931 г. вынужден был прекратить работу в Киеве М. Грушевский. Его арестовали, обвинив в деле "Украинского национального центра". В украинской науке затормозился или и вовсе прекратился развитие ряда отраслей - статистики, этнографии, демографии, краеведения. Чисткам было подвергнуто коллективы многих научных и академических учреждений.
В литературе удар направлен против творческих объединений, которые отстаивали относительную свободу творчества, - ВАПЛИТЕ и неоклассиков. В декабре 1934 г. был арестован и расстрелян Г. Косынку, Д. Фальковского, О. Близка, К. Буревала. Жертвами репрессий стали Г. Кулиш, О. Предрассветной, О. Вишня, В. Пидмогильный, Г. Зеров, П. Филипович, Г. Драй-Хмара, А. Слисаренко, Г. Семенко, В. Полищук. По подсчетам историков, в Украине было репрессировано около 500 литераторов, из которых почти 150 погибли. Не избежали репрессий и деятели художественного авангарда, которых традиционно обвиняли в формализме. В Соловецком лагере погиб выдающийся реформатор украинского театра Л. Курбас. В 1936 г. был расстрелян профессор Киевского художественного института М. Бойчук и его ученики - И. Падалка и В. Седляр.
Тоталитарный геноцид не уничтожил украинской культуры, но резко затормозил ее развитие, исказил культурный образ нации на долгие годы. С середины 30-х годов в культуре царят унификация и централизация, творческие союзы художников подчиняются центра, берут на вооружение в своем творчестве единственный метод социалистического реализма. В творчестве талантливых писателей, которым удалось уцелеть в период репрессий, растут застойные явления.
До официального оптимизма склонялась творчество П. Тычины, В. Сосюры, Г. Рыльского, Г. Бажана и других поэтов, которые канонизировали в поэзии образ "отца народов", "человека в зореноснім Кремле". Ведущими стали темы борьбы за мир, трудового подвига на заводах и колхозных полях. С 30-х годов культура в целом приобрела идеологических рис. Проблемы национальной культуры, переместившись на второй план, оказывались в основном в нейтральных творческих сферах - музыке, оперном искусстве, балете, фольклору, этнографии.
Даже в архитектуре национальные художественные мотивы почти не использовались до середины 50-х годов. Целенаправленно уничтожались в 30-х годах памятники национальной истории и архитектуры. Только в Киеве уничтожено Михайловский златоверхий монастырь (XII в.), церковь Богородицы Пирогощи на Подоле, воспетую в "Слове о полку Игореве", один из лучших образцов украинского барокко - Никольский военный собор (XVII ст.), памятник княгине Ольге и другие. Зато установливались памятники революционным вождям, розчищались площади для массовых демонстраций, сводилась типичная архитектура.
Несмотря на все притеснения тоталитарного режима украинская культура постоянно проявляла свою способность к восстановлению. Сталинизма так и не удалось сделать его послушным орудием своей политики. В годы Второй мировой войны и в послевоенное время в творчестве многих украинских художников всколыхнулись мощные патриотические, национальные чувства, война многих из них лишила генетического страха за жизнь, и они стали все чаще произносить искреннее слово правды и любви к Родине. В Частности О. Довженко, осознав всю глубину страданий, которые поставили нацию на грань выживания, отказался быть слугой тоталитарного молоха, что отразилось в фильме "Украина в огне" и записях его дневника.
Украинское возрождение, несмотря на свою трагическую судьбу, никогда не было стертым из памяти народной. В XX и в начале XXI в. оно еще не раз поднимало с колен новые поколения художников, способствовало новому подъему украинской культуры.



Назад