Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

6. Национальное культуротворчества на пути от преодоления тоталитаризма к независимости (вторая половина XX в.)


Тенденции развития культуры в советской Украине послевоенного времени, казалось, навсегда были направлены тоталитарной властью в русло коммунистической идейности и класовості. В литературе оспівувався патриотизм и героизм народа, который победил в войне и осуществил восстановление народного хозяйства, в музыке звучали торжественные кантаты, в архитектуре процветал монументальный стиль классического и необарокового сорта. За малейшие отклонения в сторону национальной проблематики власти клеймила как "буржуазных националистов". Довженко, В.сосюре за стихотворение "Любите Украину", композиторов Бы. Лятошинского, Г. Колесу и многих других художников.
Однако с разоблачением "культа личности Сталина" и началом так называемой "оттепели" наступил период изменений. На волне всеобщей либерализм сей общества возрождалось национально-духовной жизни Украины. Выходили новые журналы "Знамя" (1956), "Вселенная" (1958), в 1960 г. начато издание многотомной Украинской советской энциклопедии, введена Государственная Шевченковскую премию, "Литературную газету" переименован в "Литературную Украину".
К украинской общественности вернулась часть духовного наследия "расстрелянного возрождения" - произведения О. Близка, О. Предрассветного, Г. Драй-Хмары, В. Эллана, Г. Косынки, Г. Кулиша, были реабилитированы М. Йохансен, В.Підмогильний, Є.Плужник, М.Семенко, М.Філянський и др. Камертоном высокой духовности звучали В киноповести. Довженко "Зачарованная Десна", "Повесть пламенных лет", "Поэма о море". Эти произведения, в которых поднимаются злободневные, острые проблемы украинской культуры, экологии, исторической памяти, демонстрировали новый общечеловеческое измерение творчества художника.
Конец 50-х - 60-е годы - время расцвета лирической творчества М. Рыльского, П. Тычины, Г. Бажана, В. Сосюры, А. Малышко, яркого дебюта молодых поэтов Г. Винграновского, В. Коротича, И. Драча, Л. Костенко и др. Большими событиями общественной и культурной жизни Украины стали широко отмечены юбилеи классиков украинской литературы: 100-летие со дня рождения И. Франко (1956), 50-летие со дня смерти Л. Украинки (1963), 100-летие со дня рождения М. Коцюбинского (1964), 150-летие со дня рождения Т. Шевченко (1964).
Однако "хрущевская культурная оттепель", которая продолжалась и в последующие годы советской власти, имела ограниченный характер, что проявлялось прежде всего в общем низком культурном уровне политической верхушки. Достаточно вспомнить известные встрече Хрущева и его окружения с художниками (1956) и поэтами (1963), где звучала грубая брань в адрес всего непонятного. Хрущевская реабилитация оставила за своими пределами десятки имен так называемых "ярых националистов" - на самом деле самые яркие имена украинской культуры - М. Хвылевого, С. Єфремова, Г. Чупрынку, Г. Михайличенко, наиболее неординарные произведения поэзии, литературы, искусства, исторической науки не только XX, но и предыдущих веков.
Значительная часть творческой элиты, особенно старшего поколения, постепенно осознала и приняла такую культурную политику власти, продолжая творчество с учетом уже не только внешнего, но и "внутреннего цензора". И на переломе исторических эпох в Украине пришла к творчеству новая плеяда, которая, не усвоив правил конформизма, стала формировать новую тенденцию развития ее культуры ' - путь к независимости.
Шестидесятниками называют плеяду молодых интеллигентов, которые начали свой творческий путь на рубеже 50-60-х годов, сразу привлекла к себе внимание не только талантом, но и мужественным общественной позицией и национальным достоинством. Это были люди разных профессий, в основном творческая молодежь - поэты, прозаики, критики, переводчики, художники, ученые, студенты, рабочие разных убеждений и взглядов. Всех их объединяла активная жизненная позиция, неравнодушие к болезненных проблем, стоящих перед обществом в переломный время, интерес к прошлому Украины и попытки изменить к лучшему ее будущее.
К наиболее заметных фигур шестидесятников относят И. Дзюбу, И. Светличного, Есть. Сверстюка, И. Драча, Г. Винграновского, В. Симоненко, Л. Костенко, В. Шевчука, Есть. Гуцала, А.Горську, П. Заливаху, Л. Семикину, Г. Севрук, В. Кушнира, В. Зарецкого. Как пишет в своих воспоминаниях Євген Сверстюк, его друзьям были присущи "юный идеализм, искания правды и честной позиции, неприятие, сопротивление, противостояние официальной литературе и всему аппарату строителей казарм. В то же время философско-идеологическая программа шестидесятников в основном включала все гуманистические маски и псевдонимы социализма и где проходила краем философского идеализма и религии, то есть не очень выходила за пределы легальности".
Ведущей в деятельности шестидесятников была культурная течение. В Киеве они сплачивались в клубе творческой молодежи "Спутник", основанный в конце 1959 г. студентами театрального института и консерватории. Президентом клуба сначала был Лесь Танюк, потом Виктор Зарецкий. Квартира супругов художников. Зарецкого и А. Горской на ул. Репина была своеобразным филиалом клуба, здесь действовала художественная секция, где молодые художники приобщались к национальной культуры. Члены клуба ездили по Украине, организовывали творческие вечера, выпускали самиздат. При клубе была создана комиссия, которая втайне собирала материалы о репрессиях 30-х годов, ее члены, в частности, нашли места и собрали достоверные свидетельства о расстрелы и захоронения жертв репрессий в Киеве.
В 1962 г. был создан клуб творческой молодежи "Подснежник" во Львове. Руководил им искусствовед, аспирант Львовского университета Михаил Косив. В клуб входили братья Михаил и Богдан Горыни (первый - психолог, второй - искусствовед), преподаватель университета филолог Михаил Осадчий, рабочий, студент-заочник Иван Гель. Впоследствии присоединились поэты Ирина Стасив и Игорь Калинец, художница Стефания Шабатура и др. Меньшие по количеству участников творческие объединения и клубы начали действовать в Харькове, Донецке, Одессе, Днепропетровске.
Киевский клуб в мае 1962 г. провел в Октябрьском дворце вечер памяти Л. Курбаса, на котором были осуждены преступления сталинизма. В декабре того же года состоялся вечер памяти М. Кулиша, который имел не меньший общественный резонанс. Уже с определенными осложнениями летом 1963 г. удалось провести вечер памяти Л. Украинки. Бюрократическая волокита с его открытием (делегация клуба во главе с Зіновією Франко вынуждена была даже идти за разрешением в ЦК КПУ) показала, что власть хочет держать культурная жизнь столицы под пристальным наблюдением.
В утверждении в сознании передовой украинской интеллигенции идеи приоритетов национальной культуры большую роль сыграла проведена в феврале 1963 г. Киевским университетом и Институтом языкознания АН УССР конференция по вопросам культуры и украинского языка, в которой приняли участие более 800 человек. В докладах участников конференции приводились многочисленные примеры бюрократических ограничений в применении украинского языка, безосновательных обвинений в национализме тех, кто пытался отстаивать развитие украинской культуры, в отдельных выступлениях осуждалась теория двуязычия нации.
Настоящей душой шестидесятничества, его совестью стал поэт Василий Симоненко (1935-1963). Его творческой манере и жизненной позиции были присущи нравственный максимализм, нетерпимость ко всей той тоталитарной притворства, которой так еще тесно было окутано жизнь и культура. Поэзия Симоненко была необычным явлением того времени, она захватывала дух, заставляла задуматься над судьбой Украины, ее почти не печатали, но читали друг другу и переписывали от руки.
Преждевременная смерть В. Симоненко в возрасте 28 лет осознавалась шестидесятниками как трагическое событие в украинской культуре. Вернувшись в Киев после похорон поэта в Черкассах, его друзья в декабре 1963 г. провели вечер памяти В. Симоненко. В своем выступлении на вечере критик И. Дзюба подчеркивал, что Симоненко - прежде всего поэт национальной идеи.
1963 год можно считать переломным в развитии движения шестидесятников. Нападки, а впоследствии и открытый давление власти и органов КГБ привели к усилению политизации движения, часть участников которого впоследствии стала на откровенно диссидентские позиции, часть в той или иной степени склонялась к конформизму. Символическим событием окончательного разрыва власти с передовой украинской интеллигенцией было уничтожение по прямому указанию ЦК КПУ витража в вестибюле Киевского госуниверситета им. Т. Шевченко, изготовленного по случаю 150-летия со дня рождения Т. Шевченко. В этой монументальной работе, авторами которой были художники-шестидесятники А. Горская, П. Заливаха, Л. Семыкина, Г. Севрук и другие, предстал образ гневное Кобзаря, что прижал покривджену женщину - Украину и в высоко поднятой руке держал книгу, будто напоминая знаменитые слова: "Возвеличу малых тех немых рабов, я на страже около них поставлю слово". Это выдающееся произведение был объявлен идеологически вредным и даже хулиганским. А. Горскую и Л. Семикину исключили из союза художников.
Монументальным работам мирового уровня не везло с советских времен. В конце так называемого застоя по указанию партийно-государственных органов залили бетоном почти завершен уникальный скульптурный комплекс мемориала (Стена памяти) на Байковом кладбище (скульпторы В.Мельниченко и А. Рыбачук). Зато пейзаж Днепра, неподалеку от Киево-Печерской лавры "украсил" гигантский металлический монумент Матери-Родины.
В ответ на притеснения со стороны властей в кругу шестидесятников начала создаваться и распространяться литература самиздата, в основном посвященная вопросам развития украинской культуры. Из рук в руки передавались рукописи стихов и воспоминаний. Симоненко, яркая публицистика И. Дзюбы, статья В. Яременко "Украинское образование в шовинизма петле", редактируемая В. Чорновилом и И. Светличным, книжка С. Русовой "Мои воспоминания" и много других. Активное участие в распространении этих материалов принимали И. Светличный, А; Горская, Г. Горынь, И. Гель, О. Мартыненко, Г. Осадчий и др.
С целью прекращения культурно-национального движения партийное руководство Украины, первым в СССР, в 1965 г. арестовало и впоследствии осудило 25 самых активных участников политического и культурного движения. Однако, на удивление власти, часть общества с возмущением и протестом встретила эти события. Так, 5 сентября 1965 г. на премьере фильма "Тени забытых предков". Параджанова в кинотеатре "Украина" прозвучали выступления И. Дзюбы, В. Чорновила и В. Стуса на защиту осужденных и репрессий против интеллигенции. Часть ведущих деятелей культуры, среди которых были М. Стельмах, А. Малышко, Г. Майборода, С. Параджанов, молодые писатели В. Коротич, Л. Костенко, И. Драч, авиаконструктор О. Антонов обратились с запросами к парторганов о разъяснении причин арестов. Группа художников просила пересмотреть дело О. Заливахи, И. Светличного.
В декабре 1965 г. открытого письма руководителям партии и правительства Украины П. Шелесту и В. Щербицкому прислал И. Дзюба, к которому он добавил объемную (более 200 страниц) труд "Интернационализм или русификация". Мужественный поступок И. Дзюбы надо признать как центральное событие и одно из самых значительных явлений в украинском движении сопротивления тоталитарной власти.
Публицистическую, культурную, политическую стоимость работы "Интернационализм или русификация" невозможно переоценить, ряд ее положений актуальные и в наше время. Главная цель, которую поставил перед собой автор книги, - доказать властям, что ее культурно-национальная политика, которая проводится под лозунгами интернационализма, губительна для украинцев и на деле ведет к русификации. И. Дзюба привел многочисленные факты из официальных источников и статистики о сужении использования украинского языка, унизительное состояние украинского образования, книгоиздания, прессы, театра. Книга Дзюбы звучало как обвинение тоталитарному режиму в уничтожении культуры, сокрытии от народа настоящих национальных культурных ценностей, осуждение тех, кто стоял у руля власти, как культурных провинциалов без национального достоинства и человеческой совести.
Книга И. Дзюбы была издана во многих странах мира, и в Украине о ней знало лишь несколько сотен человек. Впервые небольшим тиражом она была напечатана в журнале "Отечество" в 1990, p. а отдельным изданием вышла лишь в 1998 г. Не имея серьезных аргументов против честного и открытого обвинения, власть смогла лишь на то, чтобы замалчивать его перед народом. Дзюбу после длительного травля исключили из членов союза писателей, лишив права на творчество.
После процессов 1965-1966 гг. власть еще больше усилила давление на интеллигенцию. В 1966 г. отдел науки и культуры ЦК КПУ образовал комиссию, которая прекратила развитие украинского поэтического кино, ограничила в прокате знаменитые фильмы С. Параджанова "Тени забытых предков", Л. Осины "Каменный крест" (1968), Ю. Ильенко "Белая птица с черной отметиной" (1972), на долгие годы на полках оказались такие творческие шедевры, как "Киевские фрески". Параджанова, "Колодец для жаждущих" Ю. Ильенко, фильмы К. Муратовой и др.
Знаковым событием, которое знаменовало полное отвлечение от власти любого честного диалога, даже с найтолерантнішими деятелями культуры, стала организованная в 1968 г. кампания против романа О. Гончара "Собор". Роман выходил за рамки социалистического реализма, поднимал вопросы духовности, связи поколений, исторической памяти нации, символом которой был старинный казацкий храм. Для этого власти было достаточно. Произведение объявили "идейно порочным, вредным и пасквільним", с работы снимали даже тех редакторов и критиков, которые успели написать и опубликовать на книгу восторженные рецензии.
Таким образом, со второй половины 60-х годов фактически прекратился развитие той по-настоящему жизнеспособной ветви украинской культуры, которую выработали шестидесятники. И через несколько лет талантливая молодежь, в рамках тоталитарной культуры, сформировала ее альтернативу - культуру национального возрождения и независимости, которая поднимала дух и национальное достоинство украинцев.
Даже в тяжелые, застойные для украинской культуры 70-е годы не прекращался живой процесс ЕЕ развития. Общество в конце 70-х - начале 80-х годов переживала усталость и отчуждения от серости и безликости тоталитарной культуры. Власть, чувствуя эту опасную тенденцию, шла на уступки. В 1978 г. Шевченковской премии, хоть и посмертно был удостоен В. Земляк по талантливый роман "Лебединая стая", в следующем году, после четырех лет замалчивания той же премии удостоен роман М. Стельмаха "Четыре броды". В 80-е годы получают признание проза А. Димарова, поэзия А. Винграновского, огромный успех имел роман в стихах Л. Костенко "Маруся Чурай", что в ярких образах изображал эпоху Хмельнитчины. На достаточно высоком уровне в это время стояло украинское театрально-драматической, оперное, музыкально-исполнительское искусство, развивалась народная культура и фольклор.
Культурная интенсивность движения шестидесятников тоже не угасала, в чрезвычайно сложных и драматических обстоятельствах ее развивали в подполье и лагерях писатели диссиденты. М. Руденко в середине 70-х написал блестящие публицистические эссе "Катастрофическая ошибка Маркса", "Путь к хаосу", роман "Орлова балка". Мира становятся известными написаны в неволе гениальные стихи из книги И. Ратушинской "Серый цвет надежды", В сборник. Стуса "Зимние деревья", "Палимпсесты". Идею возрождения национальной культуры продолжали отстаивать в своей публицистике Есть. Сверстюк, В. Мороз, Г. Осадчий, И. Дзюба. Творчество диссидентов была окончательным приговором тоталитарной власти, приближая неизбежность ее позорного развала.
Начало новой волне борьбы за возрождение украинской культуры пришелся на вторую половину 80-х годов, что было связано с процессами демократизации и перестройки в СССР. Развернулось массовое движение за возрождение украинского языка и создание необходимых условий для ее свободного развития как государственной. Образовались многочисленные неформальные культурологические объединения, среди них-Украинский культурологический клуб в Киеве, клуб любителей истории и культуры, Общество Льва" во Львове. В 1988 г. на Львовщине возник первый ячейка Общества украинского языка им. Т. Г. Шевченко. Впоследствии подобные Объединения образовались в Днепропетровске, Одессе, Тернополе, Чернигове. В 1989 г. было создано Общество украинского языка им. Т. Г. Шевченко.
При активном участии бывших шестидесятников и диссидентов был создан Народный Рух Украины. С участием руховцев подготовлены документы, которые закладывали основы самостоятельного государства - Закона о языке, Декларации прав национальностей, Декларации о государственном суверенитете Украины, Акта провозглашения независимости Украины. Неоспоримым является то, что идея независимости, провозглашенная в Акте 24 августа 1991, p. вызрела не во властных структурах и кабинетах чиновников, а прежде всего в сердцах миллионов наших соотечественников, которым вернули национальное достоинство.
Новый этап в развитии украинской культуры связан с созданием в 1991 г. независимого государства Украина. В развитии национальной культуры наметились новые тенденции, открылись качественно новые перспективы. Конституция Украины (1996 г.) закрепила положение о статусе украинского языка как государственного, о единстве украинского культурного пространства, консолидацию и развитие украинской нации, ее исторического сознания, традиций и культуры, подчеркнув тем самым, что государство заинтересовано в развитии национальной культуры. Именно на культуру возлагается решение таких проблем, как интеграция общества, его гуманизация и демократизация, всестороннее развитие личности, национальное самовоспроизводству и самоутверждения, преодоление комплекса неполноценности, создание сильной культурной традиции, которая гарантировала бы необратимость процесса создания государства.
Ведущей тенденцией развития культуры стало усвоения огромной национально-культурного наследия, что является фундаментом строительства современной украинской культуры. В контекст современной украинской культуры вошли произведения таких гигантов украинской духовности, как Г. Костомаров, П. Кулиш, Г. Максимович, Г. Драгоманов, И. Огиенко, Г. Грушевский, С. Єфремов, В. Винниченко, творчество великой плеяды художников украинского возрождения XX века. Следует добавить и опубликованы лишь теперь ранее написанные "в ящик" произведения советского времени, а также многочисленный багаж украинской диаспоры. В последние годы опубликованы многочисленные источники, монографии, научные труды по украинской культуры, в настоящее время выходит в свет фундаментальная пятитомная труд ученых НАН Украины "История украинской культуры".
Культурное наследие и память возвращаются к нам и в возрожденных из руин и забвения историко-культурных памятниках, в частности таких всемирно известных, как Михайловский златоверхий монастырь, Успенский собор Киево-Печерской лавры, церковь Богородицы Пирогощи на Подоле, Густынский монастырь, Петропавловский монастырь в Глухове. Восстанавливаются многочисленные скульптурные памятники прошлого, возводятся новые в честь выдающихся деятелей нашей истории. В Киеве - это памятники княгине Ольге, Ярославу Мудрому, Петру Сагайдачному, комплекс сооружений на Майдане Независимости. Возвращаются исторические названия поселкам и местностям, улицам, начато кропотливую работу пареституції (возврату) в Украину ценностей национальной культуры, которые по разным причинам оказались за границей.
Развитие культуры неизбежно связан с ее материальным состоянием. В настоящее время представители власти констатируют, что неотложные нужды культуры финансируются из госбюджета лишь на треть от необходимого. Решение этой проблемы лежит прежде всего через эффективное реформирование экономики, совершенствование налоговой системы. В наиболее тяжелом положении оказались украинский кинематограф, книгоиздания, библиотеки, народные исполнительские коллективы, учреждения культуры в провинции - то есть те, что нуждаются в государственной поддержке и значительных капиталовложений.
Негативной является тенденция резкого роста коммерциализации части культуры. Ряд коллективов и отдельных исполнителей, пытаясь выжить в условиях рийку, создают коммерчески выигрышные, но низкопробные, рассчитанные на непритязательный вкус культурные проекты. Средства массовой коммуникации в погоне за рекламным временем и по страницам газет практикуют показ откровенного китча, антикультуры, насаждают низкие культурные стереотипы.
Наиболее эффективным способом противодействия этой тенденции является формирование духовного иммунитета личности, для которой настоящая культура - найорганічніша сфера бытия и способ самореализации. Осуществление этой задачи требует добавления самого широкого и разнообразного спектра культурных достояний как Украины, так и мира, подъем на уровень мировых стандартов системы воспитания и образования, роли интеллигенции в обществе и ее социального статуса.
Сейчас, как никогда ранее, Украина имеет возможность воспользоваться лучшим мировым опытом по решению социально-культурных проблем. Тенденция к углублению международных культурных связей является одной из самых характерных признаков времени. В годы независимости Украина подписала соглашение о культурном сотрудничестве с правительствами более чем 60 стран мира, с сотнями общественных культурных учреждений и фондов. Культурными акциями мирового масштаба стали международные конкурсы артистов балета им. С. Лифаря, проводимых в Киеве с 1994 г., международный фестиваль современной музыки "Таврийские игры", международный конкурс молодых исполнителей классической музыки "Владимир Крайнев приглашает".
Огромный успех во многих странах мира имела выставка "Золото степей Украины", в США триумфально прошла выставка мозаик Киевской Софии и Михайловского монастыря под названием "Слава Византии". Укреплению международного авторитета Украины способствуют также многочисленные выступления за границей украинских исполнительских коллективов, экспозиции художников, выставки произведений из коллекций ведущих музеев. Однако потенциал Украины как одной из крупнейших стран Европы в сфере культурного сотрудничества с другими народами еще далеко не исчерпан.
Противоречивые, иногда протидійні тенденции развития украинской культуры в начале нового тысячелетия - характерный признак переходного общества, культура которого на протяжении почти всего XX в. находилась в плену тоталитаризма. Безусловно, что преодоление негативных и закрепление положительных последствий развития украинской культуры зависят от настойчивой и целенаправленной работы как государства, так и всего общества, каждого гражданина. Залогом успеха в достижении этой цели является как мощный культурный потенциал нации, уникальный в европейском и мировом измерении, так и жизнеспособные процессы демократизации украинского общества, что является главным двигателем культурного процесса, гарантом дальнейшего расцвета украинской культуры во времени и пространстве XXI века.



Назад