Электронная онлайн библиотека

 
 Культурология: теория и история культуры

7. Целостность украинского культурного пространства: культура диаспоры


Мировой опыт свидетельствует, что необходимой предпосылкой интеллектуального прогресса нации является ее национальная идентификация людей, которая невозможна без учета и использования историко-культурного наследия. В условиях независимого государства отказ от идеологических догм тоталитарной системы, признание плюрализма в духовной сфере обусловили более демократичный и лояльный подход к определению духовного наследия, а также, что не менее важно, другое отношение к ней. Согласно современным реалиям, духовное наследие народа Украины включает достояние национальной культуры украинского народа, созданные как в Украине, так и за ее пределами, в диаспоре, повсюду, где творится украинская культура. Приоритет в этом, безусловно, имеет духовный потенциал, который накопился в Украине. Критерием того, что составляет духовное наследие украинского народа, является соответствие культурного наследия общечеловеческим ценностям, то есть признание того, что духовные достояния нации приобретают общечеловеческого признание.
В течение десятилетий в диаспоре накоплен значительный духовно-культурный потенциал, созданы крупные научные, литературные, художественные ценности, там работали и работают много выдающихся украинских ученых, писателей, художников. По далеко неполной статистике, в странах Запада проживает более 5 миллионов граждан украинского происхождения, а в пределах постсоветского пространства - до 10 миллионов человек. Украинские эмигранты смогли сохранить свою национальную идентичность благодаря мощной труда на ниве культуры. Представители украинской интеллигенции строили школы, народные дома, "Просвиты", читальные залы, церкви и церковные общины, основывали журналы печатали книги.
Украинская община в течение всего периода ее проживания на американском континенте постоянно демонстрировала миру стремление сохранять и развивать национальные традиции. Она проявляла большую заботу об образовании украинских детей, решала проблемы относительно открытия школ, где дети смогли бы изучать украинский язык, историю Украины, приобщаться к украинской культуре. Древнейший такой национально-культурный центр "Галичина" создано в Манитобе (1899). В 1905 г. в Виннипеге открыто специальную школу (ее украинцы называли учительским семинаром) для подготовки учителей украиноязычного среды.
Между двумя мировыми войнами украинская литература в эмиграции выросла и укрепилась мировоззренчески. Она пополнилась именами таких поэтов и писателей, как Олег Ольжич, Юрий Клен, Леонид Мосендз, Елена Телига, Євген Маланюк, Оксана Лятуринська. Эти мастера знаменовали блестящий период в истории украинской литературы вообще.
Оживлению литературной жизни Канады 20-х годов способствовал и Мирослав Ірчан (настоящие имя и фамилия - Андрей Бабюк), который в 1923 г. приехал в Канаду, где развернул литературно-издательскую деятельность. Свои соображения о причинах выезда украинского населения к другим странам М. Ірчан выразил в очерке "За океаном". Драматическими произведениями, написанными в Канаде - "Семья щеточников " " и "Подземная Галичина" - он сделал значительный вклад в украинскую литературу и культуру, мастерски осветив социально-политическое положение западноукраинских трудящихся в этот период. Но сумм за Украиной повлек его возвращения на родину в 1929 г. В Харькове он возглавил писательскую организацию "Западная Украина" и редактировал журнал под таким же названием. Расстрелян в 1937 г.
Украинцы второй эмиграционной волны отличались от первой, трудовой, прежде всего тем, что были в основном образованными людьми, лишь незначительная часть из них была неграмотной. Именно этим объясняется их быстрое приспособление к новым условиям жизни и труда, активного участия в общественной жизни. Из этих людей вышло наибольшее лидеров общественно-политических и культурно-образовательных организаций. Например, "отцом" украинского пения в Америке называют композитора, дирижера и хормейстера Александра Кошица. Своим творчеством О. Кошиц пропагандировал украинскую культуру за рубежом, знакомил с искусством украинского хорового пения, который стал своеобразным катализатором в оживлении деятельности творческих коллективов в Северной Америке.
В 1929 г. в США прибыл Василий Авраменко, который впоследствии стал учредителем украинской народной хореографии. За короткий период он создал более 50 ансамблей, которые действовали по всей стране. Он устраивал выступления своих воспитанников во многих штатах Америки, стремился к тому, чтобы с украинским искусством познайомилось как можно больше американцев. В 1934 г. танцевальный ансамбль В. Авраменко (около 300 человек) выступил в Метрополитен Опера Гавс в Нью-Йорке, а сам он стал основателем школы народных танцев в Нью-Йорке и студии звуковых фильмов.
Из всех украинских художников крупнейшей мировой славы зажил Александр Архипенко, который прибыл в США еще в 1923 г. Он вошел в историю искусства как один из основоположников культуры модернизма. Имел индивидуальные выставки в Германии, Франции, Англии. В Нью-Йорке открыл собственную школу, создал свыше 750 композиций, среди которых бронзовые плиты-барельефы Бы. Хмельницкого и М. Грушевского, экспонировавшихся в крупнейших музеях мира, постоянно выступал с докладами на художественные темы в американских университетах и художественных обществах. Художник изготовил скульптуры князя Владимира Великого, Тараса Шевченко и Ивана Франко, которые были установлены в Украинском культурном парка в Кливленде, а скульптурная фигура Кобзаря украсила город Керхенсон в штате Нью-Джерси.
Вся украинская литература, печатная в Канаде после Второй мировой войны, является широкой панорамой тематики, литературных направлений и стилей. Здесь патриотическая героика и ностальгическая лирика, романтика и политическая литература, стихи, сатира и мемуаристка, очерки, рассказы, школьные учебники, журналы, страницы в газетах для молодежи и т.д. Именно после Второй мировой войны появилась в Канаде украинская литературная критика.
Особенно плодотворной была переводческая творчество К. Андрусишина и В. Кірккоинела. В их активе - антология "русские поэты 1189-1962" (1963), что охватывает восемь веков украинской поэзии от "Слова о полку Игореве", и первое, почти полное издание "Кобзаря" на английском языке под названием "Поэтические произведения Т.шевченко. Кобзарь" (1964). В США к украинских литературных критиков принадлежат Г. Дибров, П. Косенко, Г. Щербак, Б. Рубчак, в Австралии - Д. Нитченко, в Англии - О. Воропай.
Непростые условия развития украинской литературы на американском континенте привели литературоведов и писателей всей диаспоры к объединение творческих сил. 26 июня 1954 г. в Нью-Йорке было основано объединение украинских писателей в эмиграции "Слово". К его основоположников принадлежали В. Барка, И. Багровый, Б. Бойчук, В. Гайдарівський, С Гординский, И. Горняк, П. Голубенко, Г. Костюк, И. Кошеливец, Н. Лівицька-Холодная, Есть. Маланюк, Т. Осьмачка, В. Самчук и др. Постепенно стали формироваться два очага организованного культурной жизни с несколькими типографиями, газетами и журналами в Виннипеге и Торонто.
В Торонто в 1956 г. был основан Украинский союз изобразительного искусства (УСОМ), а в 1957 г. УСОМ организовано в Эдмонтоне. В 1958 г. в Торонто открылась художественная галерея "Мы и мир", которая насчитывала более 200 картин украинских художников Европы и Канады. Несколько позже художественную галерею "Мы и мир" было перенесено на окраину Ніагарських островов. Теперь она именуется как "Ніагарська художественная галерея и музей". Здесь хранится творческое наследие Василия Курилика - одного из выдающихся художников-украинцев.
Художественное образование В. Курилик получил в Торонто, Мехико и Лондоне, где принимал участие в выставках Королевской Академии. Он создал более 7000 картин. В серии "Русский пионер" воссоздал историю украинских канадцев. Выполненные им четыре панно украшают интерьер канадского парламента, символизируют творческий труд украинских поселенцев, их вклад в общественную и культурную жизнь Канады. В его творческом наследии 160 картин серии "Страсти Христовы". Художник создал картину-предсказание "Чернобыльская мадонна", написанную задолго до нашей трагедии. В 1970 г. В. Курилик посетил Украину, подарил Государственному музею Т. Шевченко в Киеве картину "Дух Шевченко витает над Канадой".
Широко известный в мире Леонид Молодожанин (Лео Мол, 1915, уроженец с. Полонного на Хмельнитчине) - выдающийся украинский скульптор, живописец, академик Королевской канадской академии искусств. В его творческом багаже - памятники Т. Шевченко в Вашингтоне (1964) и Буэнос-Айресе (1971), Владимиру Великому в Лондоне (1990), около сотни скульптурных портретов, более 80 витражей в храмах и т.д. Отдельные произведения хранятся в Ватиканском музее. Резные бюст пап Иоанна XXIII, Павла VI и Иоанна Павла II, кардинала Иосифа Слепого обозначены человечностью, высокой духовностью. В Виннипеге открыт Парк скульптур Лео Мола. В свое время художник был знаком с выдающимся деятелем украинской культуры Иваном Огиенко и выполнил его скульптурный портрет, который подарил городу Львову (1992). Одна из улиц Львова носит имя Ивана Огиенко, где и установлен скульптурный бюст ученого.
Определенных организованных форм приобрело художественная жизнь и в США. В мае 1952 г. в Нью-Йорке было создано Объединение художников-украинцев в Америке, с отделом в Филадельфии, где в сентябре 1952 г. открыто Украинскую художественную студию. С 1963 г. в США начал выходить печатный орган Объединения художников-украинцев в Америке - журнал "Заметки по искусству", к которому тяготели украинские художники со всего мира. Все известные скульпторы, в частности авторы памятникам Тарасу Шевченко в Виннипеге (Андрей Дараган), в Вашингтоне и Буэнос-Айресе (Леонид Молодожанин), Лесе украинке - в Кливленде и Торонто (автор обоих - Михаил Черешньовський) являются членами Объединения художников-украинцев в Америке.
Важные задачи выполняет и организован в 1971 г. в Чикаго Украинский институт современного искусства. Он имеет свое постоянное помещение с выставочной галереей, канцелярию, библиотеку, коллекцию картин и скульптур. Со времени своего возникновения Институт современного искусства осуществляет деятельность в двух направлениях: во-первых, сплачивает тех молодых украинских художников, которые до сих пор были в стороне украинской культурной жизни, и одновременно популяризирует современную художественную творчество в украинской общине; во-вторых, ставит задачу проникновения художников с украинским именем до тех культурно-творческих центров американского окружающей среды, куда украинцы до сих пор добраться не могли с чисто национальным направлением их творчества.
Сохранению и популяризации украинского искусства в диаспоре служат и Украинский музей в Кливленде, Украинский национальный музей в Чикаго, музей-архив в Денвере. Претендует на общеукраинский музей диаспоры известный музей Союза украинок в Нью-Йорке. К категории музеев следует также отнести очень ценную и богатую творческую сборник под церковью на православном кладбище в Савт Бавнд Брусчатки. В Эдмонтоне в 1974, p. создано Украинско-Канадский архив-музей. Правительство провинции Альберта ежегодно выделяет на его содержание близно 5 тысяч долларов.
Селом украинского культурного наследия называют заповедник-музей под открытым небом, созданный в 1971 г. за 50 километров от Эдмонтона. Здесь работает музей народного искусства с непременными писанками, вышиванками, керамикой, давним одеждой. Заповедник имеет исследовательский и реставрационный центры.
В церковной архитектуре наблюдается своеобразная мешанина стилей-украинско-канадский синтез. Наиболее заметными образцами украинско-канадской архитектуры является церковь Матери Божьей Неустанной Помощи в Иорктоні, Владимира и Ольги в Виннипеге, св. Иосафата в Западном Торонто, Успения в Портедж Ля Прэри, Покровы в Даворіні, св. Иосафата в Эдмонтоне и "степная катедра" в Кукс Крик. Международным признанием пользуется творчество украинского архитектора Радослава Жука. К достижениям украинской сакральной архитектуры принадлежат построенные по его проектам церкви пресв. Евхаристии (Торонто), пресв. Семьи и св. Иосифа (Виннипег), Честного Креста в Тандер-Беи (Онтарио), пресв. Троицы (Кергонксон, штат Нью-Йорк). В 90-е годы построена церковь св. Степана (Калгари, Канада), которая представляет дальнейшее развитие идеи церковного строения как несокрушимой крепости. Каждая баня словно розтята по вертакалі пополам. На месте вскрытия, на неприступном стене возвышается далеко снесен в небо крест. Профессор Г. Жук награжден Канадской медалью архитектуры (1986), избран почетным членом Королевского института архитектуры Канады.
В межвоенный период и после завершения Второй мировой войны значительная часть украинцев прибыла в Великобритании и Франции. Общественные организации украинцев особое внимание уделяют проблемам изучения молодыми поколениями родного языка, литературы и истории, безусловно, является одним из главных направлений воспитание самосознания и привития культурных традиций народа. В диаспоре постоянно развивается художественная самодеятельность. Это подтверждается деятельностью хоров "Дубрава", "Гомон", танцевальных ансамблей "Бабочка", "Орлик", квартета бандуристов "Кобзарское братство".
При филиале Римского украинского католического университета в Лондоне - одного из самых молодых научных центров украинской диаспоры в Западной Европе (1979) - действует художественная секция, которая организует выставки украинских вышиванок, керамики, других изделий прикладного искусства, вечера поэзии, встречи с творческими коллективами из Украины. В Лондоне проживает выдающаяся украинская поэтесса и художница Галя Мазуренко, поэзии которой обозначено модерністською направленностью, своеобразным чувством слова, багатообразністю (сборники "Акварели", "Пороги" и др.). Музей украинского искусства функционирует в Олдгамі.
В 80-е годы начала действовать Украинская европейская культурно-образовательная фундація. ее целью является создание кафедры украинского языка и литературы при Лондонском университете. Большую работу в развитии и обогащении украинской общности проводит пресса. В частности в Англии в послевоенный период стали выходить журналы "Украинская мнение", "Наша церковь", "Наше слово", "Горн", "Освободительный путь". В июне 1993 г. в Национальной библиотеке Украины им. В. Вернадского состоялась презентация журнала "Освободительный путь" и передача полного комплекта его к фондам библиотеки.
Франция является второй западноевропейской страной, где проживает сравнительно многочисленная украинская диаспора. Чтобы сохранить национальную этническую и культурную самобытность, украинцы во Франции создали Украинский центральный общественный комитет во Франции, Центральное представительство украинцев во Франции и широкую сеть женских, молодежных, культурологических и просвитянских организаций.
Художественный Париж помнит блестящие имена Марии Башкирцевой и Святослава Гординского, Александра Архипенко и Сержа Лифаря, Алексея Грищенко и Якова Гниздовского. Среди них особое место принадлежит выдающейся художницы из Украины Софии Левицкий. Она была членом комитета "Осеннего салона", что является большим достижением чужеземца в Париже и признанием его таланта. София Левицкая удивляла рафинированное французскую критику очень личным, почти инстинктивным взглядом на вещи, деликатностью творческого письма, редким художественным вкусом и тонким пониманием природы мира.
Портретист, пейзажист, гравер по дереву. ее иллюстрации к бессмертного произведения М. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", который перевела вместе с поэтом Роже Алляром французском, по своим совершенством, филигранностью выполнения, изысканным стилем напоминают старинные гравюры. Критики отмечали прирожденный талант художницы к элегантной стилизации. В 1932 г. произведения Софии Левитдької экспонировались на выставке украинской графики в Берлине и Праге, а также на выставке современной графики во Львове. В 1989 г. в Париже вышел альбом графики нашей выдающейся соотечественницы и воспоминания о ней.
Еще один член комитета "Осеннего салона" - выдающийся украинский художник и искусствовед Алексей Грищенко (1883-1977). Всемирно известный пейзажист, произведения которого есть в музеях и собраниях Львова, Парижа, Страсбурга, Брюссель, Гента, Осло, Стокгольма, Москвы, Мадрид, Монреаля, Бостона, Филадельфии, Балтимора и других городов. Ныне в Париже работают украинские художники А. Сологуб, О. Мазурик, музыковед А. Вирста. Среди произведений А. Мазурика - многочисленные пейзажи, портреты, модерные гравюры, иконы. Он расписал иконостасы для церкви св. Владимира на бульваре Сен-Жермен в Париже и часовни Научного общества им. Тараса Шевченко в Сарсели. Выставка произведений А. Мазурика экспонировалась в 1990 г. в Киеве.
Вернулась в Украину и художественное наследие. Винниченко, что открыл нам еще одну грань своего таланта - как художник. В марте 2001 г. в Национальном музее Тараса Шевченко экспонировались его натюрморты, пейзажи, портреты. В Украину перевезено 70 оригинальных произведений известного украинца, четыре альбома с рисунками акварелью, тушью, углем. В целом до малярной наследия Владимира Кирилловича входит более 100 картин. В. Винниченко, который принадлежал к парижской школы художников, поставь в полотнах "Горный пейзаж", "Снег в пригороде", "Уголок" и других особо тонким колористом. Художник выступил одним из учредителей "Аристократической секции", которая возникла в апреле 1929 г. при Украинской общине в Париже. Винниченко-художник - это отдельная интересная страница жизни выдающегося писателя и политика.
Важным достижением украинской общины во Франции стало создание в 1949 г. Архива украинской эмиграции во Франции, что находится в Сорбонском университете при Институте восточных языков и цивилизаций. В Сорбонне на профессиональном уровне преподается украинский язык. Франция имеет небольшое отделение Украинского свободного университета, где студіюється история Украины и другие предметы с украиноведения. С 1952 г. украинский язык официально утвержден для изучения в Парижском государственном университете восточных языков и цивилизаций. Значительным достижением украинской диаспоры стало возрождение деятельности Научного общества им. Тараса Шевченко (НОШ) как наследника основанной в 1873 г. во Львове исследовательского учреждения того же названия. В 1947-1951 гг. президиум НТШ находилась в Мюнхене, а затем переехала в Сарсель, близ Парижа, где находится и теперь.
Еще в мюнхенский период НТШ выдало первую часть трехтомной "Энциклопедии украиноведения" и 12 томов других научных трудов. В 1954-1959 гг. вышла десятитомна энциклопедия украиноведения (словарная часть). Продолжается работа по подготовке семитомной "Энциклопедии украинской диаспоры".
В условиях эмиграции центром национально-культурной жизни была церковь. Как социальная институция она способствовала сохранению национальной идентичности, преодолению неполноценности и объединению украинцев, рассеянных по миру. Выдающейся личностью украинского православного движения за пределами Украины стал митрополит Иларион - в миру Иван Огиенко (1882-1972). В 1951 г. он возглавил Украинскую греко-православную церковь в Канаде, что выступала носителем украинской национальной идеи. Заслугой И. Огиенко стало создание первого аутентичного (оригинального) перевода Библии на русском языке, духовное объединение украинских православных церквей в Канаде, Америке и других странах. Это способствовало организационному оформлению украинской православной автокефалии, национально-языковой единства украинцев диаспоры и Украины, что обеспечивало целостность украинского культурной среды.
В украинской диаспоре значительную роль предоставляли развития образования и науки. Первой высокой школой стал основанный в начале 1921 г. в Вене Украинский свободный университет (УСУ). Его соучредителями были профессора С. Днестрянский и М. Грушевский. Осенью 1921 г. Университет перенесли в Прагу, где он находился до 1939, p. а после окончания Второй мировой войны возобновил свою работу в Мюнхене. За время существования УСУ выдал около 100 томов "Научных записок", "Научных сборников", монографий, художественных альбомов. В университете проводятся научные конференции, защита диссертаций, стажировки ученых из Украины.
Весомым достижением украинской эмиграции в Германии стал Украинский научный институт (УНИ), созданный в Берлине в ноябре 1926 г. мерами П. Скоропадского. В 1934 г. Институт стал государственной институцией, прикрепленной к Берлинского университета. При Институте основали библиотеку, архив прессы и бюро научной информации. Здесь работали такие незаурядные личности, как В. Липинский, С. Смаль-Стоцкий, Д. Чижевский, Б. Лепкий и другие ученые. С кіпця 1932 г. в институте была основана серия кафедральных исследований, а с 1933 г. - серия периодических изданий - "Известия".
В 1922 г. в Чехословакии основано Украинскую хозяйственную академию в Подебрадах. В 1932 г. правительство Чехословакии прекратил финансирование академии, и тогда вместо него было создано Украинский Технически-Хозяйственный институт заочного обучения, где в 1932-1937 гг. 749 человек были его студентами.
С 1953 г. кафедра украинского языка и литературы философского факультета университета в Пряшеве (Словакия) готовит учительские кадры для школ с украинским языком обучения. Выходит единственный на Пряшевщині украинский литературный журнал "Дукля". Музей украинской культуры в Свиднику выдает "Научные сборники украинской культуры".
В восточной украинской диаспоре - в государствах, возникших на территории постсоветского пространства - возрождение культурно-национального жизни украинцев началось с учительства. Такие общественные институты, как Научный центр украинистики в Башкортостане и Общество почитателей украинской культуры "Кобзарь", Украинское общество Кыргызской Республики "Берегиня", Общество украинской культуры в республике Молдова, Томский центр украинской культуры "Джерело" и Украинский национально-культурный центр "Луч" в Самаре свидетельствуют о пуски демократизации обществ новых независимых государств и о возрождении этничности украинцев восточной диаспоры.
В Украине создано Общество связей с украинцами за пределами Украины (Общество "Украина - Мир"), действует Институт исследований диаспоры, разработан проект Национальной программы "Заграничное украинство на период до 2005 года".
Процесс культуротворчества, который длился в украинской диаспоре, стал весомой составляющей украинского культурного пространства. Его главной целью была духовная консолидация украинцев всего мира в интересах возрождения, сохранения и приумножения национально-культурных традиций собственного народа. Это способствовало сохранению целостности украинской культуры, а в условиях независимости - активизации державотвірного потенциала, укреплению позиций украинских организаций в странах поселения, а Украинского государства - в мировом сообществе.



Назад