Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 3. Обобщенная классификация методов обучения


Некоторые особенности обобщенной классификации. Возможность классифицировать методы обучения на основе системной структуры метода обучения является очевидной. Поскольку ее составляют такие элементы, как цели обучения, способы деятельности учителя, способы деятельности учащихся, психологические закономерности усвоения материала, а системным свойством есть потенциальные возможности для получения высокого конечного результата деятельности, то в соответствии с этим можно выделить группы методов обучения, в каждой из которых они имеют один одинаковый структурный элемент или же какую-нибудь общую черту этого элемента. Следовательно, могут быть выделены группы методов обучения, которые построены на основе: целей обучения, на основе способов деятельности учителя, способов деятельности ученика, психологической закономерности усвоения материала, на основе системной свойства.

Группа методов обучения, выделенных на основе целей обучения. Первым структурным элементом системы "метод обучения" цель обучения, поэтому рассмотрим группу методов обучения, общим признаком которых является одинаковая цель обучения.

Сами цели обучения подразделяются на четыре группы: учебную, воспитательную, развивающую и политехническую. Цели учебной группы могут быть выражены в знаниях, умениях, навыках на разных уровнях усвоения, в частности на уровнях понимания, распознавания, репродуктивного, продуктивному и творческому, а также через способы творческой деятельности и эмоционально-оцінно нормы. Для усвоения знаний на различных уровнях необходимо решать свои дидактические задачи, следовательно, нужна своя подгруппа методов обучения.

Каждый следующий уровень усвоения надстраивается на предыдущих уровнях. Это означает, что процесс усвоения знаний начинается с уровня понимания. Задача обеспечения понимания учебного материала может помочь решить учителю разъяснительно-иллюстративный метод обучения. Если уровень усвоения опознавательный или репродуктивный, то для обеспечения усвоения материала так, чтобы ученик не только понимал его, но и смог самостоятельно или на основе внешней подсказки его воспроизвести, а также применить знания в типичной ситуации, является репродуктивный метод обучения. Производительный и творческий уровне усвоения требуют своих методов обучения. Таким образом, обеспечить реализацию целей учебной группы можно теми методами, которые входят в классификации на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся, то есть разъяснительно-иллюстративным, репродуктивным, частично-поисковый, исследовательский, методом проблемного изучения материала. Методы обучения, предназначенные для реализации целей воспитательной группы - это по своей сути методы воспитания. Итак, в учебе могут быть использованы метод убеждения, метод примеру, метод упражнений, методы соревнования, поощрения, наказания, беседы, диспута и др. Отличаются они от обычных методов воспитания отраслью приложения. Если в | воспитании личности воспитание - это сфера поведения, то в нашем случае ' - это предметная область. Однако цель их применения - формирование взглядов, убеждений, привычек, отношение.

Рассмотрим пример с изучения физики в 9-ом классе. Во время изучения прямолинейного равномерного движения учитель сформулировал такую цель обучения: сформировать убеждение в истинности знаний, которые выражены формулой х = х0 + VI.

Для этого учитель перед учениками с помощью демонстрационного прибора воспроизвел прямолинейное равномерное движение, одновременно записав его через равные промежутки времени и. Выполнив определенные измерения, определил скорость. Подставив значения величин в приведенную|И выше формулу, нашел пройденный путь, затем этот результат порівш1для ^ с тем, который получил при прямом измерении пути, пройден» телом за это же время (отсчитывается п промежутков времени). Сопоставлении полученных результатов позволило убедиться в правильности приведенной выше формулы и таким образом убедиться в истинности полученных знаний.

Метод требования в совокупности с методом упражнений используется во многих учебно-воспитательных ситуациях. Пусть, например, речь идет о формирование культуры труда, эстетического отношения к действительности. Во время проведения лабораторных работ учитель постоянно требует от учеников аккуратно, красиво и удобно размещать приборы, красиво оформлять рисунки, аккуратно вести записи. При постоянной действия такого требования у учащихся формируется привычка держать в чистоте свое рабочее место, быть аккуратным, сдавать учителю только аккуратно и красиво оформленные работы.

Метод примера. Красиво оформленный решение задачи, рисунок, схема в исполнении учителя или кого из учеников создает сильный эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся и побуждает в дальнейшем к такому решению, которое бы всем давало наслаждение и эстетическое удовольствие.

Методы обучения, которые предназначены для реализации целей розвивальної группы, обеспечивают развитие памяти, мышления, воображения и т. д., а также освоение индуктивного и дедуктивного путей познания, эмпирического и теоретического уровней исследования. Такими методами являются: метод анализа, синтеза, сравнения, обобщения, индуктивный и дедуктивный методы и т.п.

Методы обучения, которые обеспечивают достижение целей политехнической группы, полностью совпадают с методами, предназначенными для достижения целей учебной группы, поэтому отдельно описывать их не будем.

Группа методов обучения, выделенных на основе одинаковых способов деятельности учителя. Вспомним особенности построения таких классификационных систем. Если за основу классификации избран некий структурный элемент системы "метод обучения", то это означает, что все другие элементы считаются такими, о которых метод обучения является индифферентным, нечувствительным к любых других элементов, а элемент, который принят за основу классификации, рассматривается сквозь призму его различных изменений, вариантов, наиболее существенных или просто существенных признаков и поэтому классификация строится в плоскости таких признаков. Выбор за основу классификации способов деятельности учителя дает возможность выделить следующие методы обучения:

  • методы организации и управления процессом усвоения знаний;
  • методы осуществления учебной деятельности;
  • методы стимулирования учебной деятельности;
  • методы контроля и оценки учебных достижений учащихся;
  • методы мотивации.

Из этой группы рассмотрим только методы организации и управления процессом усвоения знаний учеников и методы контроля и оценки учебных достижений учащихся.

Методы организации и управления процессом усвоения знаний. Управление, как известно, включает в себя следующие четыре элемента: формулирование целей деятельности, разработка и реализация способов деятельности, получение информации о степени достижения целей деятельности, осуществление корректирующего воздействия. Понятно, что и метод обучения в своей структуре повторяет эти самые элементы как в деятельности ученика, так и в деятельности учителя.

Поскольку речь идет об учителе, то он определяет цели, цели своей собственной деятельности. Эта цель касается преобразования ученика как объекта педагогического воздействия и ученика как субъекта обучения, а также преобразования объекта изучения. Истинное, а не формальное обучение, включает одно и Второе преобразования. Таким образом, функция метода заключается в том, чтобы Ученик самостоятельно осуществил преобразования объекта изучения, а задача Учителя - помочь ему осуществить это превращение.

В чем будет выражаться эта помощь и как ее обеспечить наиболее эффективным образом? Если учитель возьмет на себя такое преобразование, то ученик будет просто наблюдателем, а не участником этого процесса. Учитель может предъявить ученику для восприятия и запоминания сам процесс и результат преобразования объекта изучения, но в таком случае ученик будет пассивным потребителем результатов деятельности другого человека. Как же создать условия для того, чтобы ученик самостоятельно или с минимальной помощью учителя осуществил преобразования объекта изучения, то есть работал с предметом изучения?

Помощь учителя может быть выражена в определенных подсказках. В первую очередь такая подсказка может быть дана в разработке и доведении до сознания ученика орієнтувальної схемы действий, в определении структуры действий, разработки плана действий и в выборе основы действий. Но разработать план действий по превращению объекта и предмета изучения - это еще не значит осуществить именно преобразования, необходимо обеспечить выполнение этого плана.

Ориентиром в таких действиях ученика может быть конечный результат деятельности, точнее, образ этого результата. Итак, в распоряжении ученика есть план действий, структура процесса деятельности и образ конечного результата деятельности. Следовательно, задача состоит в том, чтобы обеспечить движение к воображаемого результата через определенную систему действий. А любая система рядом с элементной структурой имеет, как известно, стойку морфологическую структуру. Поэтому еще одной подсказкой и вместе с тем необходимым условием усвоения знания этой структуры и умение осуществить на ее основе содержательную декомпозицию материала, то есть осуществить на основе этой модели предметное наполнение каждого компонента этой структуры.

Заметим, что речь идет не о структуру элементов, а о структуре отношений между атрибутивными признаками, характеристиками системы. Она выглядит так: сначала формируется системотвірний фактор затем выделяется первый элемент системы, устанавливается связь между ними, после этого выделяется второй элемент системы, снова устанавливается связь между системотвірним фактором и вторым элементом, далее устанавливается связь между этими элементами, затем выделяется следующий элемент - устанавливаются связи и т. д. Как результат этой работы возникает системное свойство, затем осуществляется реляційний влияние этого свойства на саму структуру системы, то есть на ее элементы и связи между ними.

Рассмотрим, как реализуется этот метод на примере изучения закона Архимеда. Первый шаг - создание образа виштовхувальної силы, а точнее, условий, при которых она возникает, а также образа результата действия этой силы. Это реализуется путем постановки нескольких опытов. Суть их в том, чтобы убедить учеников, что на тело, погруженное в воду, жидкость, действует сила, направленная вверх, и она тем больше, чем больше объем погружения, то есть сила зависит от того, какая часть тела погружена в воду. Вопрос в том, как именно она зависит от объема погруженного тела. Сформирован образ является основой для формирования системообразующего фактора. Им есть идея: выталкивающая сила обусловлена давлением жидкости на стенки и горизонтальную поверхность тела, который передается без изменений в каждую точку жидкости.

Первый элемент - определение равнодействующей сил, действующих на стенки тела в горизонтальном направлении. Второй элемент - определение силы, которая действует на дно, на нижнюю горизонтальную поверхность тела со стороны жидкости вертикально вверх. Третий элемент - определение силы, действующей на тело вертикально вниз. Четвертый - определение виштовхувальної силы. Реализация всех этих элементов осуществляется одновременно с установлением связи между системотвірним фактором и каждым элементом системы "процесс". Системным свойством самого процесса обучения будет усвоена связка: действия - результат, то есть действия по определению виштовхувальної силы - результат этих действий в виде формулы для ее определения. Из этой формулы видно, что она действительно зависит от объема жидкости, витісненої этим телом, а именно: чем больший объем жидкости, витісненої этим телом, тем больше и выталкивающая сила. Наконец, осуществления реляций-ного влияния: анализ того, как бы еще можно было бы определить эту силу и от чего она зависит.

Итог. Обобщенная классификация методов обучения построена на основе структуры метода обучения как системы, в частности выделено підкласифікації на основе целей обучения всех четырех групп, на основе способов деятельности учителя, на основе способов деятельности учащихся и на основе реализованных потенциальных возможностей метода в виде степени достижения цели обучения.



Назад