Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 4. Методы контроля, проверки и оценки учебных достижений учащихся


Выясним суть некоторых понятий, употребляемых в данном материале. Проверка - это процесс сопоставления того результата обучения, которым фактически владеет ученик, с запланированным, это установление факта наличия или отсутствия знаний, умений и навыков. Оценка учебной успеваемости учащихся основывается на сравнении тех результатов обучения, которых удалось достичь, с теми, которые планировались в начале изучения данного материала и на определении соотношения этих результатов. Контроль за усвоением знаний означает: наблюдение, наблюдение за учеником и проверку его знаний.

Функции контроля, проверки и оценки учебных достижений, учеников. Эти функции оценки знаний учащихся разноплановые. Учитель получаем информацию о том, что учащиеся знают, что они понимают правильно и что неправильно, или, возможно, материал вообще не усвоен. В конце концов, он критически оценивает и свою работу, вносит изменения, корректирует свои действия, определяет направления дальнейшей совместной с учащимися деятельности. Информацию получает и ученик, он видит, что усвоил хорошо, а над чем еще нужно работать. Ученик сравнивает себя, свои успехи и свои неудачи на фоне других учеников и на этой основе продолжает свою дальнейшую деятельность вырабатывая в себе настойчивость и трудолюбие, положительное отношение к обучению, формируя этим отношение других, своих товарищей, родителей, учителей к себе. Систематический контроль знаний способствует переводу ученика со статуса того, кого учат, в статус того, кто учится, то есть из объекта обучения в субъект учебно-познавательной деятельности. Именно благодаря этому контроль успеваемости способствует развитию памяти, мышления, воображения, развитию его эмоционально-волевой сферы и тех психических и новообразований, которые характерны для данного возрастного периода учеников, объективной и справедливая оценка является важным стимулом в учебной щ ученика. Но функции стимула она будет выполнять только тогда, когда вместе с объективностью и справедливостью будет способствовать выработке позитивного отношения к обучению.

Выделяют текущий, тематический и итоговый контроль, проверку и оценку знаний учащихся.

Текущая проверка знаний учащихся является необходимым элементом учебного процесса и проводится на каждом уроке, она служит цели получения оперативной информации, на основе которой учитель определяет свою следующую деятельность, свои дальнейшие действия. Очень часто текущая проверка знаний является тем шагом, а следовательно, и основой, на которой начинается изучение нового материала. Тематическая проверка заключается в обеспечении контроля за усвоением всей темы, что имеет большое значение для систематизации и обобщения знаний.

Итоговый контроль имеет целью дать объективную информацию об учебных успехах ученика за четверть, полугодие, семестр, окончательный - за учебный год. Поэтому в итоговом и окончательном контроле учитываются все аспекты учебной деятельности учащихся, в нем учителя больше интересуют не отдельные детали, факты, явления, а система знаний, взаимосвязь идей, понятий, их целостность.

Формы контроля, проверки и оценки учебных достижений учащихся. Основными формами письменной проверки знаний являются контрольные и самостоятельные письменные работы. Важно, чтобы ученики были заранее уведомлены о следующую контрольную работу, знали тему контрольной работы, еще в начале изучения темы получили образцы тех задач, которые будут предлагаться ученикам для контрольной работы. На контрольной работе не должно быть задач, которые не связаны с содержанием материала, который изучался. Задания должны быть составлены с учетом уровней усвоения, охватывать практически все содержание учебного материала, по которым проводится контрольная работа. Должно быть несколько равноценных вариантов (от 2 до 6) контрольных заданий или дифференцированных разноуровневых вариантов.

Получив набор контрольных работ, ученик выбирает тот, который ему под силу решить. Понятно, что ученик должен знать, какое количество баллов он наберет, правильно решив все задачи того или иного варианта.

Определенного распространение приобрели контрольные работы с выбором ответа. То есть, до каждого задания (задачи, упражнения) дается определенный набор ответов. Ученик должен выбрать тот ответ, который, по его мнению, является правильным.

Научными исследованиями установлено, что объективность такого типа контрольных заданий не меньше задач с открытой формой ответа, просто нужно педагогически и методически грамотно их разрабатывать.

Большое распространение получили контрольные лабораторные и контрольные экспериментальные работы по физике, химии, биологии, географии. их Ценность заключается в том, что они дают возможность проверить еще экспериментальные и практические умения.

Письменные самостоятельные работы является также формой контроля и проверки знаний, которая позволяет существенно откорректировать знания и подготовиться к итоговой или тематической контрольной работы.

Устная форма проверки знаний умений и навыков учащихся отличается от письменного своей оперативностью. Она дает возможность очень быстро проверить и оценить знания учеников, внести коррективы в понимание учащимися материала, актуализировать знания, необходимые для дальнейшего изучения.

Оценивание учебных достижений учащихся - неотъемлемая и важная составляющая учебного процесса [10]. Оценка, как количественное выражение результата оценки, квалифицирует выполненную учеником работу, уровень его достижения, способствует осознанию им достижений и недостатков, формирует чувство ответственности, порождает желание лучше учиться, стимулирует к дальнейшей работы. Наша традиционная 5-балльная шкала оценивания знаний учеников имела сумативний характер, что означало, что в конкретную оценку входила оценка того, как ученик понимает материал, умеет ли его відтворкь ваты, умеет ли его применять, или "видит" его структуру. Ни теоретически, ни эмпирически не исследовано соотношение этих элементов усвоения, которые бы соответствовали конкретной оценке, следовательно, каждый учитель их производил сам и по-своему оценивал знания учеников. Поэтому и не удивительно, что разброс оценок за одну и ту же письменный или устный ответ разными учителями был очень большой, иногда соизмеримый с самой оценке. При таких условиях обеспечить объективность оценки очень трудно. К этому стоит"! добавить еще и то, что в эту оценку учитель очень часто вкладывал оценку отношение ученика к обучению, иногда, что греха таить, и свое субъективное отношение к ученику, иногда учитывал отношение ученика к себе, то есть к учителю.

Среди всех конфликтных ситуаций, которые возникают между учителем : учеником, оценка занимает не последнее место. Ученик не всегда знает, за что его оценивают, сам он не знает тех критериев, которые учитель использует в оценке его знаний, себя преимущественно оценивает выше, чем того он заслуживает и, как правило, остается неудовлетворенным оценке учителя (за; исключением тех случаев, когда учитель ставит наивысшую оценку).

Снятию проблемы способствует введение високобалової уровневой шкале. Именно уровневой, а не компілятивної, внешней, формальной шкалы. Во-первых, потому, что уровневая шкала расширяет возможности объективно оценить знания ученика, во-вторых, ученик сам будет знать, какую оценку он заслуживает. Но главное вот в чем.

Главная фигура современной школы - ученик. Он пришел в школу не только для того, чтобы учиться. Он пришел в школу, чтобы не только сложить свои жизненные планы и чтобы школа помогала ему в этом, но чтобы подготовить себя к их реализации и начать их осуществление еще находясь за школьной скамьей.

Ученик все больше убеждается, что многое в этом процессе зависит от него самого. Поэтому самообразование, самовоспитание, саморазвитие, самоорганизация становятся основными процессами становления молодого человека. Убедиться в этом мнении может каждый, кто внимательно вникнет в жизни школы нового типа: гимназий, коллегиумов, лицеев. Итак, ученику нужно иметь такой инструмент самооценки, который бы помогал ему видеть близкую цель, близкую перспективу, связанную со своим собственным "Я", помог бы определить направление своего самосовершенствования, самопродвижения.

Если, например, ученик знает, что он все время воспроизводит учебный материал с опорой на внешнюю подсказку, а не самостоятельно, то это означает, что нужно работать над развитием своей памяти. Если на основе тех или иных фактов он не может сделать правильный вывод, то это означает, что нужно вырабатывать в себе умение анализировать, устанавливать причинно-следствия связи и т.д.

Все упомянутые выше функции может выполнить только високобалова уровневая шкала оценивания. Дело в том, что процесс усвоения знаний происходит в направлении от низшего уровня усвоения до высшего. Известно, что существует закон иерархии, суть которого в том, что нельзя усвоить материал на высшем уровне, если он не усвоен на более низком уровне. Учитывая ступенчатый характер процесса усвоения можно диагностировать уровень достижения ученика, что соответствует тому или иному уровню усвоения.

Напоминаем, что выделяют следующие уровни знаний: распознавание, репродуктивный, производительный и творческий. Уровень распознавания в усвоении - это ознакомительный уровень достижения; репродуктивный уровень - это уровень воспроизводства достижения; производительный в усвоении - это преобразовательный, реконструктивный уровень достижения; творческий уровень в усвоении называют творческим в достижении.

Таким образом, имеем четыре уровне достижения: ознакомительный, воспроизводственный, реконструктивный и творческий.

Для того, чтобы в дальнейшем был понятен ход наших рассуждений, напомним краткую характеристику уровней знаний.

Уровень распознавания - это такой уровень усвоения знаний, находясь на котором человек не способен самостоятельно воспроизвести засвоєну информацию, но может это сделать, опираясь на внешнюю опору, или подсказку. При этом процесс узнавания проходит так. Подсказка, или внешняя опора, помогают воссоздать наиболее существенные черты объекта. Далее человек отождествляет все признаки внешней опоры (подсказка) с восстановленными, пригаданими чертами данного объекта и дает утвердительный ответ "да" или нествердну - "нет".

Репродуктивный уровень усвоения предусматривает самостоятельное воспроизведение усвоенной информации и применение знаний в типичной ситуации через приложения усвоенного алгоритма действий в ситуации, аналогичной типовой. Типичной называют ситуацию, которая непосредственно вытекает из содержания материала, который изучается.

Продуктивный уровень основывается на реконструктивной деятельности. Он предусматривает самостоятельное воспроизведение знаний с элементами преобразования, реконструкции, трансформации, а также применение усвоенного алгоритма действий в видоизмененной, но близкой к типовой ситуации путем реконструкции этой ситуации к вида типовой с последующим переносом и прикладыванием усвоенного алгоритма действий. Этот уровень называют продуктивным, чтобы подчеркнуть тот факт, что ученик в результате своих действий получает субъективно новый продукт своей деятельности.

Творческий уровень предусматривает воспроизведение усвоенного материала с элементами кодирования, то есть перевод информации с одного языка на другой, например с вербальной в знаково-символическую, графическую и наоборот, а также применение знаний в нестандартной ситуации. Для этого необходимо разработать свой собственный метод решения нетипичной ситуации, применить его к данной и получить объективно новый продукт познавательной деятельности.

В оценку учебных достижений учащихся входит и то, что ученик может самостоятельно, без любой помощи воспроизвести учебный материал или воспроизвести, воспользовавшись помощью. Применить знания может самостоятельно, но проявлять при этом неуверенность, и, наконец, с помощью учителя.

В уровнях достижения фиксируются также определенные характеристики умственного развития, а именно:

  • умение осуществлять умственные операции, сравнение, анализ, сын
    тезисов, классификацию, на основе фактов делать выводы;
  • умение абстрагировать и обобщать;
  • умение "видеть" целое, выделять части, устанавливать связь
    между ними, видеть объединяющую, системотвірну идею, системное свойство;
  • умение анализировать не только результат, но и процесс получения
    этого результата;
  • практика осуществления рефлексии своей собственной познавательной деятельности;
  • осуществление анализа через синтез;
  • умение переносить действия из одной области знаний в другую;
  • самостоятельность в планировании и осуществлении познавательного поиска;
  • умение формулировать проблему, разрабатывать гипотезы, проверять их и делать выводы;
  • умение выделять главное, составлять план прочитанного.

Элементы усвоения. Усвоение знаний учащимися включает в себя понимание, воспроизведение, применение. Как показывает изучение, каждый из названных элементов имеет свои, только ему соответствующие характеристики, а именно:

Воспроизведение

При повторном предъявлении материала отвечает "да" или "нет".

  • Воспроизведение на основе внешней подсказки.
  • Самостоятельное репродуктивное воспроизведение.
  • Самостоятельное реконструктивное воспроизведения.
  • Воспроизведение с элементами кодирования.
  • Получение объективно новых знаний путем выбора новой орієнтувальної основы.

Применение

  • Применение знаний в типичной ситуации на основе приложения
    усвоенного ранее алгоритма действий.
  • Применение знаний в видоизмененной, но близкой к типовой ситуации на основе приложения усвоенного ранее алгоритма действий.
  • Применение знаний в новой ситуации на основе переноса и приложения ранее усвоенного.
  • Применение знаний в нетипичной ситуации путем разработки
    своего собственного метода и его приложения к данной ситуации.

Понимание

  • Приводит собственный пример.
  • Устанавливает связь новых знаний со старыми, подводит его под старое, ранее приобретенное, сравнивает одно с другим, оценивает новую информацию.
  • Дает отчет о выполненных действиях.
  • Переформульовує исходный материал.

■ Переводит информацию с одного языка на другой, осуществляет преобразование (трансляцию материала из одной формы выражения в другую).

■ Дает свою собственную интерпретацию материала (объяснение, краткое изложение).

■ Предусматривает дальнейший ход явления. Описывает возможные последствия, вытекающие из имеющихся данных.

■ Понимание структуры процесса получения знаний, его организации, последовательности этапов этого процесса.

Понимание структуры связей между их составляющими, объединительной идеи, знаний как ценности, системной свойства.

Если принять равномерный характер процесса усвоения, то есть, Что на каждый уровень приходится 3 балла, то получим следующую шкалу:

ознакомительный уровень достижения - 1, 2, 3 балла; воспроизводственный - 4, 5, 6 баллов; преобразовательный - 7,8,9 баллов; творческий-10, 11, 12 баллов.

На каждом из этих уровней достижения усвоения материала имеет именно те признаки, которые характерны только для данного уровня.

Ознакомительный уровень (1, 2, 3 балла)

1 балл - при повторном восприятии материала ученик отвечает '"да". При ответе "нет" ставится "0" баллов.

Воспроизводит информацию на основе внешней подсказки. Может навести свой собственный пример, но нуждается в помощи учителя. Обнаруживает попытки классифицировать на основе внешних признаков.

Воспроизводит информацию на основе внешней подсказки и приводит собственный пример, осуществляет классификацию на основе внешних признаков, умеет сравнивать на основе внешних признаков.

Воспроизводственный уровень (4, 5, 6 баллов)

Самостоятельно воспроизводит знания и применяет их в типичной ситуации, но при этом нуждается в помощи учителя. Устанавливает связи нового понятия с ранее усвоенным, сравнивает одно с другим, ассоциирует новую информацию. Делает вывод, но с помощью учителя.

Самостоятельно воспроизводит информацию и применяет ее в типичной ситуации, но при этом проявляет неуверенность в своих действиях. На основе фактов делает выводы, пытается сделать отчет о выполненных действиях.

Самостоятельно воспроизводит информацию и применяет ее в типичной ситуации, на основе фактов делает выводы, составляет план прочитанного, выделяет главное в нем, дает отчет о выполненных действиях.

Преобразовательный уровень (7, 8, 9 баллов)

Самостоятельно воспроизводит знания с элементами преобразования. Применяет их в видоизмененной, но близкой к типовой ситуации, однако нуждается в помощи учителя. Дает свою собственную интерпретацию материала (объяснение, краткое изложение). Умеет устанавливать причинно-следствия связи, осуществляет перенос действий.

Самостоятельно воспроизводит знания с элементами их преобразования. Применяет их в видоизмененной, но близкой к типовой ситуации, однако проявляет при этом некоторую неуверенность. Понимает структуру этих знаний, связи между их элементами. Выделяет элементы, "видит" объединительную идею и целое, его знания имеют высокий уровень системности. Воспроизводит процесс получения знаний, но без помощи извне не справляется.

Осуществляет самостоятельное реконструктивное воспроизведения, то есть самостоятельно воспроизводит знания с элементами их преобразования. Применяет их в видоизмененной, но близкой к типовой ситуации. Умеет анализировать и объяснять не только результат, но и процесс получения этого результата. Понимает структуру процесса получения знаний, его организацию, последовательность этапов, связи между ними. Знания характеризуются системностью. Имеет практику рефлексии своей собственной умственной деятельности.

Творческий уровень (10,11,12 баллов)

Воспроизводит материал с элементами преобразования, кодирования. Планирует и осуществляет познавательный поиск, видит проблемную ситуацию, на ее основе выделяет проблему, разрабатывает гипотезу, но нуждается в помощи учителя. Переводит информацию с одного языка на другой, осуществляет преобразование (трансляцию материала из одной формы выражения в другую). Может переформулировать исходный материал. Разрабатывает свои собственные способы действия.

Воспроизводит материал с элементами кодирования. Пытается получить объективно новые знания, но при этом нуждается в определенной помощи. Планирует и осуществляет познавательный поиск, видит проблемную ситуацию, на ее основе выделяет проблему, разрабатывает гипотезы. Но при этом проявляет определенную неуверенность. Дает собственную оценку. Разрабатывает свой собственный путь (способ, метод решения проблемы, ситуации. Может спланировать свою деятельность, видит проблему.

Обнаруживает полную самостоятельность в получении объективно новых знаний: самостоятельно планирует и осуществляет познавательный поиск на основе проблемной ситуации, выделяет проблему, конструирует гипотезы и проверяет их. Воспроизводит материал с элементами кодирования. Прогнозирует и предусматривает дальнейший ход явления, описывает возможные последствия, результаты, вытекающие из имеющихся данных. Оценивает свои собственные действия, объяснение с использованием высокой степени обобщения проблемной ситуации, видит проблему и может сформулировать гипотезу.

Классификация методов обучения на основе структурного элемента системы "метод обучения" - результаты обучения (потенциальные возможности для достижения цели обучения) дает возможность выделить методы контроля и самоконтроля в обучении и методы оценивания знаний учащихся. В основе контроля и самоконтроля за усвоением знаний лежит сравнение тех результатов учебной деятельности, которые были запланированы в начале изучения, с теми, которые получены в результате текущего или итогового контроля. В зависимости от того, кто осуществляет такое сравни ня, различают контроль (его осуществляет учитель) и самоконтроль (его осуществляет ученик). Как контроль, так и самоконтроль выполняют две функции: функцию оценки, определения степени достижения целей обучения и функцию коррекции.

Методы устного контроля: индивидуальный опрос и фронтальная проверка знаний. При индивидуальном опросе учитель предлагает ученику для устного ответа такие вопросы, которые бы позволили выявить, на каком уровне достижения он находится, т.е. какой уровень усвоения он овладел. С другой стороны, учителя интересует, ученик усвоил материал фрагментарно, или он владеет системой знаний. Поэтому отбор, конструирования вопросов, установление их последовательности, преемственности имеет большое значение для получения как можно более полной информации о степени достижения целей обучения и для того, чтобы сделать вывод, что именно ученик понимает правильно, а в чем он допускает ошибок.,

Фронтальное опрос дает информацию о усвоения материала всем классом, всей группой учеников. Разрабатывая вопросы для фронтального опроса, учитель не намерен выяснять, который ученик и на каком уровне усвоил материал. Учитель здесь больше заботится о том, чтобы установить, как ученики усвоили знания в их целостности, а также полноту и широту знаний. Как известно, усвоения знаний предусматривает обеспечение! понимание, воспроизведение, применение. Эта "троица" и должна быть доступная при индивидуальном опросе. По фронтального опроса, то поскольку здесь учителя не интересует конкретный ученик, а весь класс или группа, наличие данной "тройке" в вопросах к классу не является обязательным. Формами письменного контроля является письменная контрольная работа, тест, письменное сочинение, диктант, письменный зачет, письменное задание программируемого типа. Важно, чтобы письменные работы имели уровневый характер. Как правило, ученикам предлагают такое выполнение письменного уровневого задание, которое позволяет учителю определить, на каком уровне усвоения остановился ученик, для этого ставят требование, чтобы он начинал выполнять задачи самого низкого уровня усвоения и двигался в направлении высших уровней.

Итог. Любой целенаправленный процесс требует сознательного регулирования в направлении достижения целей деятельности. Основой управления является цикл управления. Стадиями его являются: формулировка цели деятельности; разработка и реализация способов деятельности, направленных на достижение этой цели; получение информации о степени достижения; оценка различия между запланированным и фактическим степенью достижений и осуществления коррекционного воздействия.

Выделяют текущий, тематический и итоговый контроль. У каждого из них осуществляют проверку и оценку учебных достижений учащихся. Больше всего возможностей для объективной оценки учебных достижений учащихся имеют високобалові шкалы. Среди них наибольшей популярностью пользуется 12-балльная, построенная на уровневой идеи.



Назад