Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 5. Средства обучения и их функции


Функции средств обучения. Процесс обучения предусматривает преобразование объекта изучения и преобразования опыта ученика, осуществляемого на основе преобразования объекта изучения. Все это приводит к необходимости выделения в объекте изучения предмета изучения и предъявления его ученикам. Элемент дидактической системы, который отвечает на вопрос "Чем, с помощью чего учить?" помогает учителю выделить и предъявить ученикам для усвоения предмет изучения, и является средством обучения.

Если необходимо осуществить преобразования некоего реального объекта изучения, то очень часто учитель удовлетворяется визуальной информацией. Если объект изучения непосредственно не имеется, то приходится описывать его соответствующими понятиями и категориями. Следовательно, средства обучения дают возможность описать объект изучения или получить его аналог (модель), выделить предмет изучения и предъявить его для усвоения. Такими средствами являются учебник, слово учителя, наглядные средства, технические средства обучения, компьютер, раздаточный материал.

Учебник. Какие функции выполняет учебник? Учебник - это особая дидактическая система, которая не только раскрывает содержание обучения, но и является специфической моделью процесса обучения. Это означает, что учебник имеет двуединую суть. С одной стороны, для подавляющего большинства учеников он является источником знаний, носителем содержания обучения, с другой, он является средством обучения, который обладает материальной форме, связанной с содержанием обучения, с процессом усвоения этого содержания.

Учебник - это ядро системы средств обучения, поэтому существует целая теоретическая система разработки учебников. Это теория учебника, которая опирается на возрастную психологию, на достижения психологической науки, особенно на психологию восприятия. В настоящее время остро стоит вопрос не просто учебника, а целого учебного комплекса, в который, кроме учебника, входят те средства обучения, которые дополняют учебник: пособия, дидактические материалы, словари, справочники, хрестоматии и др. В построении содержания учебника используют идею "ядра" и лонки" учебника. "Ядро" - это тот материал, который является стабильным, неизменным и призван служить школе до 10 лет. Вторая часть, при необходимости, может изменяться, обновляться со временем.

Автор учебника во время его разработки думает не только о том, чтобы учебный материал соответствовал современному уровню и логике этой науки, но и о том, в каких учебных ситуациях, в каких формах учебной работы он будет реализован в процессе обучения. Поэтому раскрытие сути учебного материала начинается с описания педагогической действительности, далее идет переход к описанию обучения на уровне явления, затем - на уровне сущности явления.

Глубокое знание фактологии и сути самой науки является необходимым, но не достаточным условием для того, чтобы тот или иной автор или коллектив авторов создали качественный учебник. Вторым условием является глубокое знание закономерностей процесса обучения, основательные знания по возрастной и педагогической психологии. Третьим условием является дидактические основы усвоения учебного материала. Совокупность этих трех условий и составляет необходимую базу для создания качественного учебника. Все это дает основание утверждать, что создание учебника - это прерогатива хорошо подготовленного коллектива различных специалистов высокой квалификации: представителя фундаментальной науки, методиста, психолога, дидакта, учите-ля-практика.

Учебные издания для учеников можно разделить на учебник, учебное пособие, практикум.

Учебник - учебное издание в виде книги, которое содержит систематическое изложение определенной учебной дисциплины, что соответствует учебной программе и утвержденное официальной инстанцией.

Учебное пособие - учебное издание в виде книги или брошюры, которое частично дополняет учебник. Для руководства характерно неравномерное охвата учебной программы.

Практикум - учебное издание в виде книги или брошюры, которое содержит практический или эмпирический материал, что способствует усвоению и закреплению курса.

Основные требования к учебнику:

- учебник должен раскрывать предмет науки, давая описание, объяснение, предвидения и прогнозирования явлений, фактов, процессов, объектов;

- раскрытие сущности предмета изучения, движение от явления к сущности является фундаментальным законом в раскрытии предмета изучения.

Учебник - это "проект" процесса обучения.

Слово учителя, наряду с учебником, является тем средством обучения, который помимо информационной и коммуникативной функции выполняет организационную Она заключается в том, что с помощью слова учитель обращает внимание учащихся, организует их мышления, способствует формированию представлений, убеждений, развивает эмоции и чувства. Слово учителя можно поставить в один ряд с учебником по системотвірним значением системы средств обучения. В единстве с другими оно является неизменным средством не только обучения, но и воспитания и развития.

Средства наглядности. В процессе школьного обучения образное мышление является доминирующим, а наглядность - один из важнейших дидактических принципов. Около 90 процентов всей информации, которая воспринимается человеком, приходит к нему через зрительный канал восприятия, который имеет в 100 раз большую пропускную способность, чем слуховой. В связи с этим использование средств наглядности в обучении является исключительно важным. Они, кроме того, что дают огромную информацию о объекты изучения, способствует целостному восприятию этого объекта, возбуждают эмоции и вызывают интерес учащихся.

Средства наглядности разделяют на три вида: натуральные, изобразительные и знаково-символические. К натуральных принадлежат природные реальные предметы, явления, процессы, факты. Растения, животные, географические объекты, разнообразные физические, химические явления - все они являются средствами, если только используются в учебном процессе.

Второй вид средств обучения - изобразительные. К ним относятся картины, муляжи, копии. их информативная насыщенность несколько меньше, чем натуральных объектов. Но эти средства обучения имеют очень важную и для обучения особенность: в них может быть выделено, подчеркнуто тот аспект восприятия, который имеет наибольшее значение для обучения. Факты являются средством концентрации внимания относительно того или иного стороны объекта изучения.

Третий вид средств наглядности - знаково-символические. Знаковая форма этих средств (формулы, графики, диаграммы, схемы) в большей степени, чем любые другие, дает возможность выделить суть предмета изучения, т.е. способствует развитию мышления и воображения.

Модель - особый вид средств наглядности. По своим функциональным назначением она ближе к изобразительных, но еще больше может акцентировать внимание учащихся на конкретном аспекте объекта изучения.

Использование различных средств наглядности так, чтобы один вид дополнял другой и сочетался со словом учителя и учебником, дает очень высокий эффект усвоения учебного материала.

Технические средства обучения. Кодо -, эпи - и діапроекції имеют значительные изобразительные возможности, легко управляемые и поэтому очень удобны для использования в обучении. Особенно большие возможности аудио -, кино - и видео техники. Современный учебный процесс трудно представить без их применения, поскольку они дают возможность показать динамику, движение, изменение, процесс течения изучение явления, выделить предмет изучения и предъявить его для усвоения. Ими являются учебник, слово учителя, средства наглядности, технические средства обучения компьютер, и раздаточный учебный материал. Используя названные средства так, чтобы один дополнял другой, можно достичь высокого результата обучения.

Компьютер (как средство обучения) имеет много черт средств обучения описанных выше видов, но отличается от них тем, что дает возможность вести своеобразный диалог "ученик - компьютер", что является бесценным в организации и восприятии учебной информации и осуществлении контроля и оценке знаний.

Итог. Средства обучения дают возможность описать объект изучения, выделить предмет изучения и предъявить его для усвоения. Ими являются учебник, слово учителя, средства наглядности, технические средства обучения компьютер, и раздаточный учебный материал. Используя названные средства так, чтобы один дополнял другой, можно достичь высокого результата обучения.



Назад