Электронная онлайн библиотека

 
 Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности)

статья 5. Защита прав потребителей


1. Защита государством прав потребителей давно уже прочно вошла в практику многих государств. В России впервые Закон "О защите прав потребителей" был принят 7 февраля 1992 г.*, когда рыночные отношения только еще начинали формироваться, и, конечно, он не мог предусмотреть всех возможных ситуаций, складывающихся между предпринимателями и потребителями и подлежащих законодательному урегулированию. В 1993 г. В Закон вносились поправки**, а 5 декабря 1995 г. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" утверждена полностью обновленная редакция этого Закона***.

* Ведомости РФ, 1992, № 15, ст. 766.

* * Ведомости РФ, 1993, № 29, ст. 1111.

* * * Российская газета. 1996. 19 янв.

Новая редакция приведена в соответствие с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ и направлена на усиление гарантий защиты прав потребителей, более совершенное нормативно-правовое упорядочение их взаимосвязей с предпринимателями в условиях рынка. Статья 9 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" установил, что в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Правительство РФ не вправе поручать министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Правительство РФ, в частности, полномочно утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, а также правила продажи отдельных видов товаров. Оно же утверждает правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг).

Утвержденные Правительством РФ правила весьма многочисленны и они периодически обновляются с учетом запросов практики рыночных отношений. Это, например, правила:

продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит;

предоставления услуг междугородной и международной телефонной связи;

предоставления услуг телеграфной связи; продажи меховых товаров;

предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

Недавно постановлениями Правительства РФ утверждены новые правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации*, продажи товаров по образцам**, оказания услуг общественного питания***, бытового обслуживания населения в Российской Федерации****, предоставления услуг телеграфной связи*****, оказания услуг проводного вещания (радиофикации)****** и телефонной связи*******;

продажи отдельных видов товаров, перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации********.

* Российская газета. 1997. 3 июня.

* * Там же. 1997. 1 авг.

* * * Там же. 1997. 27 авг.

**** Там же. 1997. 28 авг.

***** Там же. 1997. 17 сент.

****** Там же. 1997. 9 окт.

******* Там же. 1997. 15 окт.

******** Там же.1998. 4 февр.

Иногда инициатором введения таких правил становится Президент РФ. Так, 7 февраля 1996 г. им был издан Указ № 161 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства"*. Этим Указом в целях усиления государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства, а также обеспечения прав потребителей установлено, что при розничной и мелкооптовой реализации алкогольной и табачной продукции иностранного производства продавцы (который организации и индивидуальные предприниматели) обязаны помимо информации, предоставляемой в обязательном порядке в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", предоставят информацию о производителе продукции, месте ее изготовления, а также об организации - импортере продукции и таможенном пункте, на котором были произведены пересечение таможенной границы Российской Федерации и таможенное оформление конкретной партии продукции. Правительству РФ поручалось определить перечень и сроки доведения информации до потребителей по алкогольной и табачной продукции иностранного производства.

* Там же. 1996. 9 февр.

 

2. В новейшем законодательстве прослеживается линия на усиление роли федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений по защите прав потребителей. Охарактеризуем их.

а) Среди федеральных органов исполнительной власти важное место отводится Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальным органам. Они осуществляют государственный контроль за соблюдением всего массива законов, в том числе ГК РФ и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Об этих органах подробно будет сказано в теме "Правовые гарантии конкуренции".

б) Ряд федеральных органов исполнительной власти наделен отдельными контрольными полномочиями по защите прав потребителей. Серьезную угрозу для потребителей представляют работы, товары, услуги (далее по тексту - некачественные товары), а также опасные для жизни и здоровья человека, его имущества и окружающей среды. В целях обеспечения безопасности товаров федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), контролирующие качество и безопасность товаров, в пределах своей компетенции:

осуществляют контроль за соблюдением требований, в том числе установленных ими самими, к безопасности товаров;

направляют предписания об устранении нарушений правил безопасности товаров, требований о снятии с производства, прекращении выпуска и продажи представляющих угрозу товаров, прекращении продажи товаров с истекшими сроками годности и товаров, на которые должны быть установлены сроки годности или сроки службы, но не установлены, а также требований о приостановлении продажи товаров при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах, об отзыве их от потребителей и питання об этом потребителей;

предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований к безопасности товаров.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров, а также организация и проведение работ по обязательной сертификации товаров возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.

в) Органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

при выявлении товаров ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров;

в случае выявления продажи товаров, не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг);

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

Для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления самостоятельно формируют соответствующие структуры.

г) Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), куда на добровольной основе входят граждане, осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях*" и их уставами. В случаях, предусмотренных уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов), они вправе:

участвовать в разработке требований к безопасности товаров, а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводит независимую экспертизу качества и безопасности товаров, проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

вносит в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о мерах по повышению качества товаров, снятию с производства, изъятию из оборота товаров, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен;

вносит в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечению к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров, не соответствующих установленным требованиям безопасности и качеству товаров, а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

* См.: СЗ РФ, 1995, № 21, ст. 1930.

 



Назад