Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 1. Разнообразие форм организации обучения


В зависимости от того, сколько учеников учится одновременно, определяют индивидуальное и групповое обучение. Практическое осуществление обоих этих видов по необходимостью требует поиска определенных форм организации обучения. По мнению известного педагога советских времен Ю. Бабанского, форма организации обучения является внешним выражением согласованной деятельности учителя и учащихся, которая осуществляется в установленном порядке и в определенном режиме. В истории мировой школы индивидуальное обучение было реализовано в индивидуальной форме организации, групповое обучение нашло свое воплощение в классно-урочній системе обучения и в ее особом варианте - лекционно-семинарской форме организации обучения.

Индивидуальная форма организации обучения. Она принадлежит к наиболее ранних форм организации обучения, которые исторически сложились. Возникла в древней рабовласницькій государстве (Вавилон, Египетского, Китай, Индия и др.). Эта форма обучения применялась и в средневековых церковных школах, в которых дети учились группами по 10-15 учеников. Вступали они в школу в разное время и в разном возрасте. Різновіковість была настолько велика, что группу мог посещать как монастырский мальчик, так и взрослый рыцарь. Хотя дети и сидели в одной комнате, но обучение происходило разным темпом. Каждый учил свое, а учитель, вызывая ученика, занимался с ним отдельно. Коллективная работа учащихся имела место только при заучивании молитв хором. Следовательно, обучение мало индивидуальный характер.

Уже в XVI в. современники резко критиковали индивидуальную форму организации обучения за то, что она была неэкономической, не давала возможности охватить обучением большее количество детей, создать четкую организационную структуру учебного процесса. Одним из вариантов этой формы было и есть репетиторство.

Положительные черты: возможность учета в учебном процессе уровня развития ученика, его индивидуально-типологических качеств, способностей, темпа усвоения материала. Легко осуществляется управление процессом усвоения знаний.

Отрицательные черты: малая производительность труда учителя: его знания, опыт, физические и духовные силы направляются только на одного ученика; отсутствие такого социального фона, на котором бы ученик смог сравнить свои успехи и неудачи; нет возможности применить метод примера; отсутствие условий для коллективной работы; в обучении и воспитании ученика фактически работает одна линия общения "учитель-ученик".

Классно-урочная система обучения. Автором ее является большой чешский педагог Я. Коменский. Суть этой системы он обосновал в "Великой дидактике". Ученый исходил из положения, что человек - это часть природы, а потому на ее обучение и воспитание можно перенести те закономерности, которые действуют в природе. Если в природе царит строгий порядок, последовательность, систематичность, то и в обучении детей все эти принципы тоже должны использоваться. Они и положены в основу классно-урочной системы обучения.

Необходимо отметить, что в период распространения братских школ на территории Западной Украины и Западной Беларуси (конец XVI - первая половина XVII в.) элементы классно-урочной системы обучения стали Я необходимыми атрибутами этих школ. Вполне вероятно, что Я. Коменский мог знать опыт этих школ и использовать его в своих педагогических поисках.

Классно-урочная система обучения распространилась по всей Восточной и Западной Европе и продолжает быть хоть и не единственным, но основным, во многих странах мира.

Положительные черты системы: эффективно используются знания, опыт, физические и духовные силы учителя, система дает возможность охватить обучением и воспитанием большое количество детей; создает условия для использования коллективного труда; дает возможность воспитывать в коллективе и через коллектив; в ней имеющийся социальный фон, на котором ученик может сравнить себя, свои успехи и неудачи; можно использовать метод примера; предоставляет возможность создать четкую структуру учебного процесса, сделать его организованным, благоустроенным и т.д.

К характерных черт системы относятся: постоянный состав учащихся класса; четкое начало и конец занятий как в течение рабочего дня, так и всего года; единая для всех учеников класса учебная тема, ведущая роль учителя в учебно-воспитательном процессе.

Отрицательные черты системы: небольшие возможности для учета в учебном процессе индивидуально-типологических качеств каждого ученика, его задатков и способностей, особенностей восприятия материала, уровня развития; очень малые возможности для осуществления управления процессом усвоения знаний относительно каждого конкретного ученика; ориентация на "среднего" ученика в продвижении его от незнания к знанию, что оказывается в одинаковых для всех целях, содержании, методах и средствах обучения. Используются только такие линии взаимодействия, как "учитель - класс", "учитель - ученик", в то же время как другие, например "ученик - ученик", "группа - ученик", "класс - ученик", "группа - класс" используются редко, что существенно снижает эффективность обучения и воспитания.

Выше были указаны признаки системы обучения, которые видны "невооруженным глазом", ее положительные и отрицательные черты.

Попробуем, однако, рассмотреть ее, применив системный подход как метод познания сложных объектов. Практическим инструментом осуществления системного подхода является системно-содержательная декомпозиция объекта изучения. Суть ее в том, что объект рассматривается как система. А любая система имеет определенный набор характерных признаков, которые между собой имеют функциональные связи и составляют четкую структуру, что обеспечивает функционирование данного объекта как целого. Такими признаками, как мы уже не раз упоминали, есть функция системы, уровень ее иерархии, системотвірний фактор, элементы системы, ячеистая структура, наличие взаимодействия элементов, емерджентна свойство системы, реляційний влияние этого свойства на элементы системы и ее элементную структуру. Системная декомпозиция - это рассмотрение данного объекта сквозь призму системных характеристик этого объекта как системы. Итак, рассмотрим эти характеристики.

Функция системы обучения: обеспечение усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, эмоционально-оценочных норм и опыта творческой деятельности, а также их физическое, интеллектуальное, психическое развитие и воспитание каждого ученика со устойчивого ученического состава на протяжении всего времени обучения, начиная с первого и заканчивая последним днем обучения.

Уровень иерархии: система обучения является формой взаимодействия "учитель-ученики - учебные предметы", и уровень ее иерархии очерчивается этим треугольником. Это полузакрытая и полуоткрытый система, поскольку она имеет свои законы функционирования и одновременно тесно связана со всеми общественными институтами, родителями, общественностью, государством.

Системотвірний фактор системы: внешним есть цели обучения, воспитания и развития, сформулированные обществом и приняты школой как общественный заказ; внутренним - закономерность обучения, суть которой заключается в том, что процесс обучения начинается с коллективной, продолжается групповой и заканчивается индивидуальной формами на -

В зависимости от направления на первый план выдвигаются цели обучения или цели развития, или цели воспитания.

Элементами системы обучения является формы организации обучения как внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся в виде коллективной, групповой и индивидуальной форм организации обучения.

Поскольку в основе обучения лежит взаимодействие "учитель - ученик - учебный предметы", ее структура руководствуется схеме связей, которая определяется следующей закономерностью: процесс обучения начинается с коллективной, продолжается групповой и заканчивается индивидуальной форме обучения.

Взаимодействие различных форм организации обучения является самой существенной характеристикой системы обучения, поскольку только взаимодействие элементов и системы приводит к появлению емерджентної свойства системы.
Емерджентна свойство системы обучения - система знаний из каждого учебного предмета у каждого ученика как его собственное достояние, поднятый уровень умственного развития и высокую степень воспитанности.
Реляційний влияние системного свойства вносит коррекцию в формы взаимодействия учителя, учеников и предмета изучения и структуру этих форм. Каковы характерные признаки классно-урочной системы обучения? Системное свойство классно-урочной системы обучения может появиться только при условии, что на протяжении всего обучения будет сохраняться постоянный состав учащихся в каждой из возрастных групп-классов. Основная форма организации:
- урок, который является законченной по содержанию частью процесса обучения, имеет одинаковую продолжительность в течение всего периода обучения. Чередование уроков осуществляется по твердому расписанию. Урок - это форма взаимодействия
учителя и устойчивого состава учащихся макрогруппы.

В пределах каждого конкретного урока могут существовать различные взаимодействия: учитель - класс, класс - группа, учитель - ученик, класс - ученик, группа - ученик, ученик - ученик.

Итак, классно-урочная форма организации обучения за всеми системными признаками, по своей сути является системой обучения. Лекционно-семинарская форма организации обучения прямо не требует постоянного состава учащихся. К устойчивому состав учеников она просто індифйірентною, следовательно, является просто модификацией классно-урочной системы обучения, для непостоянного - простая форма организации занятий .Індивідуальна форма обучения не определяет никакого благоустройства занятий ни во времени, ни в пространстве, не определяет никакой организации занятия. Акцентирует внимание лишь на характере взаимодействия между учителем и учеником, она не является системой обучения, а является просто формой обучения.

В истории мировой школы известна так называемая предметно-урочная форма организации обучения. Она не требует постоянного состава учеников, т.е. вся индифферентны по отношению к ученикам, поэтому не может иметь ответственности, точнее не может обеспечить конкретного ученика или учеников система знаний, высоким уровнем умственного развития и воспитанностью, поскольку сам объект и субъект обучения являются неопределенными.

Поэтому это только форма организации занятий: черты системы обучения данной форме организации обучения присущи не все, потому системой обучения ее назвать трудно.

Итак, мы имеем одну-единственную систему обучения - это классно-урочная, все остальные - это формы организации занятий.

Я. Коменский высказал мнение, что, привлекая к организации обучения лучших учеников, можно обеспечить успешное обучение одновременно 200-300 человек. И уже в конце XVII начале XVIII в. появилась беллланкастерська система обучения (ее разработали английские педагоги А.Белл и Д.Ланкастер), которая предполагала одновременное обучение 500 - 600 человек. До обеда учитель учил старших учеников, которые после обеда обучали младших. Однако дешевизна этой системы обернулась очень низкими результатами обучения.

На волне критики классно-урочной системы обучения через отсутствие условий для индивидуализации и "абстрактную однородность содержания обучения" возник ряд других систем обучения, таких, как Мангеймівська, Дальтон-план, Батавия-план, Вінетка-план, Говард-план. Эти системы получили свои названия от городов, где они применялись. Все они связаны с попытками учитывать в процессе обучения индивидуальные различия учащихся.

Например, в системе Дальтон-план учитель выполнял функцию организатора и консультанта. Для нее характерны отсутствие расписания, изучение достаточно большого объема материала-подрядов, в ходе которых учащиеся получают индивидуальные задания, письменные инструкции и отчитываются за ними в указанное время. Теоретики этой системы считали, что свободный темп обучения дает возможность ученику легко развиваться.

В первые годы формирования школы советских времен попытка применить Дальтон-план как форма организации обучения воплотилась в бригадно-лабораторных занятиях, осуществлялась коллективная работа, при этом каждый ученик имел индивидуальное задание, оценку же получала вся бригада. В 1932 г. она прекратила свое существование как форма обучения.

В зарубежной школе в настоящее время используется система обучения, которую сокращенно называют "План Трампа". Она предложена профессором педагогики Л. Трампом. В начале XX в. эта система имела следующую структуру:

1. Чтение лекций в больших аудиториях (150-160чол.). Нанихпри -
падает 40% общего учебного времени.

2. Проведение занятий в малых группах (15-20 чел.). На них обсуждают лекционный материал, на что выделяется до 20% времени.

3. Следующие занятия проводятся в форме индивидуальной работы, на которую идет 40% учебного времени.

Выйдя из недр классно-урочной, эти системы далее приобрели такой формы, что назвать их классно-урочними теперь никак нельзя. Но в нашей, отечественной школе эта система обучения и до сих пор сохранила свои существенные черты, хотя почти за 400 лет тоже во многом изменилась.

Лекционно-семинарская форма организации обучения. Само название указывает на то, что основными формами обучения являются лекция и семинар, причем ведущая роль принадлежит лекции. Допускается использование еще и таких форм работы, как лабораторные занятия, коллоквиумы, а также разнообразные учебные объединения, такие как, потоки, группы, подгруппы, отдельные ученики. Возможность свободного варьирования ними является также одной из характерных черт этой формы обучения. Лекционно-семинарская форма организации обучения возникла одновременно с появлением высших учебных заведений. Она является доминирующей в высших учебных заведениях в настоящее время, а в последнее время приобрела широкого использования в общеобразовательной школе, особенно в школах нового типа. Кроме лекций и семинаров, которые являются очень важными компонентами, не менее важной составляющей является самостоятельная работа учащихся или студентов в период между ними. Именно этот вид работы является связующим звеном между лекциями и семинарами. Выделим положительные и отрицательные черты этой организационной формы обучения.

Положительные: охват обучением большого количества студентов и учащихся; благоприятные условия для обеспечения высокого научного уровня изучения материала; экономия времени, необходимого для изучения материала; разделение труда между учителем и учеником, что создает условия для лучшего выполнения своих функций каждым из них, чем тогда, когда такого разделения нет; облегчение раскрытия логики предмета и создание научной перспективы; продуктивнее использования современных средств обучения.

Негативные: отношения между участниками учебного процесса становятся чисто функциональными, формальными; ученики не взаимодействуют между собой в процессе учебной деятельности; отсутствие условий для учета индивидуальных различий учащихся, осуществление текущего контроля знаний; на лекции учащиеся получают только информацию, усвоение которой > | происходит через самостоятельную работу и другие формы занятий.

Осознание учителями положительных и отрицательных черт урочной, индивидуальной и лекционно-семинарской форм организации обучения, а, с другой стороны, - усиленное внимание педагогической общественности к проблемам учета в учебно-воспитательном процессе индивидуальных различий школьников обусловили интенсивное творческий поиск учителей в направлении органического сочетания положительных качеств, рис всех форм обучения в единое целое.

Логика поисков оказалась проста: в условиях одного урока такое сочетание положительных качеств всех форм обучения затруднено, но в условиях реализации учебного процесса при изучении всей темы такое сочетание не вызывает больших трудностей. Итак, в реализации объединительной идеи для построения комплекса организационных форм обучения с использованием положительных черт элементов всех трех форм организации обучения внимание учителей переместилась с конкретного урока на изучение всей темы. Поэтому становится актуальным тематическое планирование организационных форм обучения, разработка их комплекса, в котором четко определена тема каждого урока имела бы и заранее запланированную организационную форму: лекция, семинар, практические занятия, различные типы уроков с элементами индивидуализации обучения и внутренней (уровневой) дифференциации.

Одним из примеров такого подхода стала классификация уроков химии одесским учителем М.Гузиком. Классификация, которую он разработал, включает:

  • уроки общего анализа темы и методики его изучения (условно они называются лекциями);
  • комбинированные семинарские занятия, где осуществляется индивидуальная работа с учебным материалом;
  • уроки обобщения и систематизации знаний (так называемые тематические зачеты);
  • уроки межпредметного обобщения материала (они называются уроками защиты тематических задач);
  • уроки-практикумы.

Ценной такая классификация будет тогда, когда весь комплекс этих форм будет наложен на большую конкретную учебную тему, на целый раздел.

Расшифровывая особенности каждой из названных форм, рассмотрим первые две, которые, по мнению автора классификации, имеют следующие особенности.

Лекции: каждая из них может быть рассчитана на один, два, иногда даже на три урока (в зависимости от объема учебного материала и его сложности). Она несет в себе блок-информацию, то есть довольно обширный теоретический материал в максимально обобщенном виде. Такая лекция состоит из трех частей: вступления (своеобразной увертюры в сольном исполнении учителя); рассмотрения учебного материала (здесь уже привлекаются к активной работы и ученики, потому что изложение нового - не перевод, а поиск ответа на проблемные вопросы, основанные на знаниях, приобретенных ранее); обобщение конкретного материала (на этом этапе считается целесообразным главную роль дать ученикам, педагог имеет роль дирижера). Лекцию класс конспектирует обязательно: краткая формула ее каждый раз проецируется через кодоскоп.

Семинары: их количество зависит также от объема и сложности материала. Среди различных форм обучения учащиеся предпочитают семинарам. Во-первых, потому, что они наиболее полно учитывают индивидуальность каждого ученика, и, во-вторых, потому, что на них самая ощутимая радость учебной труда - наглядный результат твоих усилий, учителя.

С помощью кодоскопа проектируется тема, девиз и конкретное задание. Может быть три задачи, в зависимости от уровня подготовленности учащихся: А - задания для учащихся с высоким уровнем аналітико-синтетического мышления, В - со средним уровнем, С - с репродуктивным мышлением.

Каждый ученик сам выбирает задачи. 15-20 минут для выполнения задания он имеет право использовать все имеющиеся в кабинете средства: учебник, конспект, дополнительную литературу, наглядность, посоветоваться с товарищем. Ученики усваивают материал в классе, поэтому отпадает необходимость в домашних заданиях.

Итог. Индивидуальная и групповая формы организации занятий имеют целый ряд положительных и отрицательных качеств. Одной из модификаций групповой формы организации обучения является классно-урочная система обучения. Применение системного подхода к изучению классно-урочной системы обучения дает возможность всесторонне и глубоко выяснить ее суть и особенности использования. Одним из вариантов осуществления классно-урочной системы является лекционно-семинарские обучение, которое также имеет положительные и отрицательные качества, характерные для групповой формы организации обучения и классно-урочной системы обучения.



Назад