Электронная онлайн библиотека

 
 Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности)

статья 1. Понятие, нормативно-правовая основа и система торгово-промышленных палат


1. История торгово-промышленных палат в России, подобно товарным биржам, уходит в глубь веков и отмечена сходными сложностью и противоречивостью. Еще в XVIII в. императрица Екатерина I именным указом от 24 сентября 1727 г. повелела тогдашним фабрикантам съезжаться в столицу "для совету". Подготовка и проведение съездов потребовали создания соответствующих организационных механизмов - предтечи нынешних торгово-промышленных палат.

После создания советского государства и вплоть до его распада действовала Торгово-промышленная палата СССР. Она была фактически огосударствлена и входила составной частью в государственный командно-бюрократический аппарат. Ее роль сводилась главным образом к посреднической миссии между государственными хозяйственными структурами и иностранными субъектами экономической деятельности. Посредничество оказывалось как внутри страны, так и за рубежом.

За десятилетия своего существования Торгово-промышленная палата СССР наладила тесное сотрудничество со многими зарубежными клиентами и кругами, накопила полезный опыт общения с ними, пользовалась их доверием. Все положительное, что имела Торгово-промышленная палата СССР, унаследовали торгово-промышленные палаты Российской Федерации. Однако с самого начала они формировались и действовали на совершенно иных началах.

Возрождение торгово-промышленных палат в России связано с учредительным съездом Торгово-промышленной палаты РФ, состоявшимся в октябре 1991 г. Создание же их нормативно-правовой базы шло со значительным опозданием от запросов практики. Лишь 18 марта 1993 г. Президент РФ издал Указ № 351 "О Торгово-промышленной палате Российской Федерации*". Важной вехой в этом процессе стало принятие 7 июля 1993 г. Закон РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации". Федеральным законом "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. в вышеназванный Закон были внесены изменения и дополнения, вытекающие из Гражданского кодекса РФ**. Некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность торгово-промышленных палат, приняты Правительством России, а также органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

* Российская газета. 1993. 25 марта.

* * СЗ РФ, 1995, № 21, ст. 1930.

2. Торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. При трактовке понятия торгово-промышленной палаты особое внимание следует обратить на ее сущностные признаки.

Во-первых, членами торгово-промышленных палат могут быть российские предприятия независимо от формы собственности и их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также организации, объединяющие предприятия и предпринимателей. Общий вывод таков: члены торгово-промышленных палат есть хозяйствующие субъекты, всем им присуще свойство предпринимателя. Нынешний состав членов палат отражает качественные изменения, которые произошли за последние годы в отношениях собственности. Так, подавляющую часть - более 3/4 членов Торгово-промышленной палаты РФ - составляют хозяйственные товарищества и общества, т. е. приватизированные и частные предприятия, 21,6% приходятся на государственные и муниципальные унитарные предприятия, 3% - на некоммерческие организации. Более 67% членов палаты относятся к сфере промышленности, 18% - к сфере услуг, науки и финансов, около 10% - к агропромышленному комплексу, 4,2% - к числу предприятий транспорта, связи и телекоммуникаций. Весьма показательно, что более половины (53,4%) членов палаты приходится на предприятия малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек, а предприятия с численностью работающих от 100 до 1000 человек составляют около четверти (24,3%).

Во-вторых, торгово-промышленные палаты - негосударственные организации. Это значит, что между ними и государственными органами, органами местного самоуправления нет субординации, соподчиненности, а в их отношениях имеет место взаимодействие.

В-третьих, торгово-промышленные палаты обладают статусом юридического лица. Обособление их имущества производится в форме собственности. Торгово-промышленные палаты имеют в собственности здания, сооружения, оборудование, акции, иные ценные бумаги и другое обособленное имущество, необходимое для выполнения их уставных задач, в частности, образования фондов. Источниками формирования имущества торгово-промышленных палат являются вступительные и членские взносы, прибыль от хозяйственной деятельности созданных ими предприятий, иные поступления. В случае выхода из торгово-промышленной палаты ее членов уплаченные взносы не возвращаются и претензии на часть имущества торгово-промышленной палаты не принимаются. Торгово-промышленная палата отвечает по своим обязательствам всем принадлежащие ей имуществом, но она не отвечает по обязательствам своих членов, так же как и члены торгово-промышленной палаты не отвечают по обязательствам палаты.

В-четвертых, торгово-промышленные палаты вправе создавать свои предприятия и учреждения. Предприятия, созданные торгово-промышленными палатами, владеют, пользуются и распоряжаются закрепленным за ними имуществом на праве полного хозяйственного ведения в соответствии с целями и задачами, предусмотренными их уставами, а также договорами, заключаемыми торгово-промышленными палатами с указанными предприятиями. За учреждениями, созданными торгово-промышленными палатами, имущество закрепляется на праве оперативного управления. Торгово-промышленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею предприятий, так же как и эти предприятия не отвечают по обязательствам торгово-промышленной палаты.

В-пятых, торгово-промышленные палаты, как отмечалось, относятся к юридическим лицам - некоммерческим организациям. Следовательно, извлечение прибыли не составляет основную цель их деятельности. Торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Полученная прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется.

В-шестых, являясь некоммерческими организациями, торгово-промышленные палаты обладают не общей, а специальной правоспособностью. Особенность их, по сравнению с другими некоммерческими организациями, состоит в том, что цели торгово-промышленных палат исчерпывающе определены названным Законом. Торгово-промышленные палаты создаются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.

Суть специальной правоспособности торгово-промышленных палат раскрывается словом "содействие". Они не имеют никаких собственных целей, которые ограничивались бы интересами непосредственно самих торгово-промышленных палат. Назначение последних иное - помогать другим, поддерживать их. Главным, а то и единственным конкретным субъектом, вокруг которого сосредоточены поддержка, содействие торгово-промышленных палат, - предприниматели, хозяйствующие субъекты всех видов.

Для достижения стоящих перед ними целей торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи:

оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей;

содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий;

организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами;

содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области;

оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства;

содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества;

принимают меры, в рамках предоставленных им прав, к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства;

содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями;

обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций;

выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации.

3. Российская система торгово-промышленных палат находится еще в стадии формирования. В полном соответствии с теорией систем она пополняется все новыми недостающими эй элементами, объективно продвигаясь к оформлению оптимальной структуры. Фактором, связывающим торгово-промышленные палаты России в единую систему, являются присущие всем им и объединяющие их общие цели и задачи, о которых говорилось выше. Характерно, что инициативу в образовании новых торгово-промышленных палат проявляют не «сверху», а «снизу», непосредственно сами предприниматели.

Исходное правило формирования системы состоит в том, что на одной территории может действовать только одна торгово-промышленная палата. Данное правило исключает какую бы то ни было конкуренцию между ними. Разделение труда торгово-промышленных палат осуществляется не по горизонтали, а по вертикали.

В настоящее время отчетливо вырисовывается трехуровневая система торгово-промышленных палат. Возглавляет ее Торгово-промышленная палата РФ - прямая правопреемница Торгово-промышленной палаты СССР. Торгово-промышленная палата РФ объединяет три группы членов. Прежде всего, ее членами являются все торгово-промышленные палаты, которые на законных основаниях образованы и действуют в России. Их сейчас насчитывается более 120. Вторую группу составляют российские предприятия и предприниматели. Третья группа - членов организации, объединяющие предприятия и предпринимателей. Членами Торгово-промышленной палаты РФ являются более 50 ведущих общероссийских объединений предпринимателей: Ассоциация российских банков, Лига содействия оборонным предприятиям, Союз нефтепромышленников, Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Российский союз страховщиков, Российский союз промышленников и предпринимателей, Российский биржевой союз, Союз фондовых бирж, Ассоциация делового сотрудничества с зарубежными странами MOST и др.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации выполняет свои задачи и функции на федеральном уровне и обладает всеми правами, необходимыми для их осуществления. Она в соответствии со своим уставом и положениями закона осуществляет представительские функции как в Российской Федерации, так и за границей, объединяет на федеральном уровне торгово-промышленные палаты, осуществляет общую координацію их деятельности.

Второй уровень составляют региональные палаты, которые действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. Интересна динамика их создания. Если на конец 1992 г. имелось около 40 региональных палат, то через четыре года уже было 77 таких палат.

Третий уровень - местные торгово-промышленные палаты, представленные палатами районов и городов и составляющие первичный элемент всей системы. Их пока немного. Однако число местных палат из года в год быстро увеличивается, что свидетельствует об углублении процесса образования системы, ее стремлении дойти до каждого хозяйствующего субъекта, нуждающегося в содействии торгово-промышленной палаты. На начало 1997 г. насчитывались 43 местных палаты. При этом в 1996 г. их число удвоилось. За експертними оценкам, в ближайшие два года местные торгово-промышленные палаты будут созданы в более 120 научных и промышленных центрах страны.

Интенсивный процесс формирования системы торгово-промышленных палат свидетельствует о том, что создание палат, как особой организационной формы объединения предпринимателей, консолидации их усилий полезно и перспективно. Они, представляя все сферы предпринимательства и все регионы России, способны полно и последовательно отстаивать интересы коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и занимающихся предпринимательством некоммерческих организаций.



Назад