Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 1. Нетрадиционный урок - как развитие структуры традиционного урока


Какие уроки являются традиционными? В последнее десятилетие благодаря незгасаючій творческой инициативе учителей в школьной практике распространились так называемые нетрадиционные уроки. их разновидностей разработано очень много. Чтобы установить характерные черты нетрадиционных уроков, определим, в чем же заключается традиционность обычного урока. Как показало изучение данного вопроса, традиционность обычного урока заключается прежде всего в традиционности структуры урока. Каждый традиционный урок состоит из элементов, которые можно найти если и не во всех уроках, то, по крайней мере, в большинстве из них. Скажем, в большинстве типичных уроков является организация учащихся к работе на уроке, проверка домашнего задания, мотивация, актуализация опорных знаний, организация изучения нового материала, закрепление и осмысления материала, организация домашнего задания.

Варьируя продолжительностью одного или нескольких из этих элементов за счет других и меняя их порядок даже в незначительной степени, мы получим различные типы обычного урока. Обычного не только с точки зрения элементов урока и их порядка, но и обычного с точки зрения их продолжительности, с точки зрения общепринятого выполнения этих элементов, их средней продолжительности и т.д.

Характерные черты нетрадиционного урока. Нетрадиционный - это такой урок, которого в его традиционные элементы выполняются нетрадиционными способами и на этой основе структура этого урока существенно отличается от структуры традиционного урока. На этом основании можно утверждать, что нетрадиционный урок - это развитие, движение структуры традиционного урока. Следовательно, если хотя бы один элемент традиционного урока будет реализовано нетрадиционным способом, то уже такой урок в определенной степени можно назвать нетрадиционным, или традиционным с нетрадиционным выполнением одного из элементов урока. Разумеется, если даже количество элементов урока, выполненных нетрадиционным способом, будет небольшой, но такой, что приведет к существенному изменению структуры урока, то такой урок будем называть полностью нетрадиционным. Дело в том, что реализация хотя бы одного элемента урока нетрадиционным путем связана с изменением продолжительности других элементов урока, а это означает, что автоматически меняется и структура урока, а значит, урок становится нетрадиционным. Нетрадиционность урока проявляется и в нетрадиционности продолжительности урока. Фактически продолжительность нетрадиционного урока выходит за рамки общепринятой, как при традиционном, и в первую очередь, за счет привлечения учеников к выполнению задач, связанных с подготовкой к этому уроку. Ведь нетрадиционный урок фактически начинается с момента его подготовки. Собственно сам урок - это его заключительный аккорд.

Этот урок характерен еще и тем, что если в подготовке традиционного урока основная тяжесть ложится на плечи учителя, то в нетрадиционном уроке мы имеем концентрацию волевых, интеллектуальных, эмоциональных усилий учеников, как во время подготовки к уроку, так и при его проведении. В связи с этим можно выделить значительную познавательно-организационную и творческую активность учащихся.

Как правило, когда идет подготовка к нетрадиционному урока, то ученики подготовку к другим предметам отодвигают на задний план, что сразу замечают учителя этих предметов. Поэтому всегда можно слышать жалобы учителей других предметов по поводу нетрадиционных уроков. Это означает, что их количество в течение учебного года в одном классе должна быть небольшой.

Относительно того, когда лучше проводить такой урок - в начале изучения темы, внутри, в конце - зависит от той цели, которую сформулировал учитель перед этим уроком. Однако понятно, что он должен органично вплетаться во всю систему уроков по данной теме.

Нетрадиционные уроки можно классифицировать по различным критериям и основами. Например, підсумково-обобщающие уроки могут быть проведены в форме урока-викторины, урока КВН, урок-суд, урока-турнира, урока - пресс-конференции, "Очевидное - невероятное", "Я хотел бы знать...", "Путешествие разделом" (темой), игры "Что? Где? Когда? Почему?", аукциона, "Физика (химия, биология, математика вокруг нас", "Интервью", "Телемост", "Защита проекта", "Отчета научно-исследовательском институте", "Патент", "Информационный поиск" и многих других, в том числе и игровых. С этой же целью используются театрализованные уроки: урок-спектакль, суд, КВН, концерт, "Поле чудес", уроки-турниры, викторины, спринт-лото, конкурсы, аукционы понимание символов, графиков, формул, диаграмм), конкурсы деловых людей. К ним относятся и уроки творчества: урок-произведение, разработка проекта, решения изобретательских задач, презентация сказок и ребусов, создание киносценариев и т.д.

Практикуются уроки решения задач: урок одной задачи с розвивальним содержанием; решение задачи, в которой нужно найти "все, что можно", урок-семинар, урок-конкурс задач.

Контрольные уроки имеют тоже немалый спектр: урок-соревнование, многоэтапная эстафета, путешествие, урок-зачет, общественный обзор знаний и др. Блочная структура системы уроков на основе учебной темы создает возможности для предварительного планирования всех видов урока, для надлежащей подготовки к ним учащихся, а следовательно, и активного участия самих учеников.

Уроки повторения можно провести в форме урока-аукциона, урока-игры "знаешь Ли ты учебник?", урока-игры "Телемост". Урок изучения нового материала может быть проведен в форме урока-обмена информацией, итоговый урок - в виде урока - общественного обзора знаний, обобщающего урока. Идею межпредметных связей можно реализовать на интегрированных уроках и бинарных. Расширение и углубление знаний есть возможность реализовать на уроке - ролевой игре, уроках-соревнованиях.

Проблеме развития творческих способностей посвященные комплексно-творческие уроки, урок - творческий отчет. Развитие эмоционально-оценочных норм обеспечивается уроками-композициями, изучение нового материала - уроком-телепередачей. Философское нагрузку несут уроки философского звучания, урок философского исследования человеческих чувств, урок-воспоминание, урок-путешествие, урок-расследование и другие уроки.

Единого подхода к классификации таких уроков нет и, на наш взгляд, ввести одну какую-нибудь классификационную схему - означало бы уничтожить саму идею нетрадиционности.

Нетрадиционный урок-это прежде всего результат творческого поиска учителей, и на вопрос, как сконструировать такой урок на любую тему, каким закономерностям подчиняется этот процесс, какие рекомендации могут помочь учителю в решении этой проблемы профессиональной, может дать ответ изучения и ознакомления с различными видами тех уроков, которые разрабатываются и практически реализуются самими учителями.

Итог. Если на уроке его традиционные элементы реализуются нетрадиционными формами, то будем иметь нетрадиционный урок. Каждый урок, традиционный и нетрадиционный, в процессе изучения раздела, большой целостной темы занимает свое, только ему должное место, то есть является элементом всей системы уроков по этой теме. Нетрадиционные уроки могут иметь форму урока - аукциона, урока-телемоста, урока-обмена информацией, урока-общественного обзора знаний, урока-диспуты, урока-пресс-конференции и др.



Назад