Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

Предисловие


Государственная политика, особенно - в экономической сфере, всегда была предметом оживленных публичных обсуждений. В высказываниях по ее поводу, как правило, вполне свободно чувствуют себя представители практически всех профессий - от журналиста и врача - до слесаря или тракториста. Как правило, объем оценок и рекомендаций, высказываемых в этих дискуссиях, является обратно пропорционально фактической осведомленности дискутирующих. Парадоксально, но ли не найстриманіше высказываются по поводу экономической политики сами экономисты.

Это не должно вызывать особого удивления. Ведь экономическую политику обычно принято рассматривать как нечто внешнее по отношению к основным закономерностей, по которым существует и действует экономическая система, как возмущения, которые вносят действия правительства, которое руководствуется внеэкономическими соображениями, к сбалансированных объективных экономических процессов. Если отдельные инструменты экономической политики, которые опираются на присущи рыночным механизмам рычаги, прежде всего в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах, и является предметом рассмотрения экономической теории или специализированных ответвлений экономической науки, экономическая политика как целостная система не рассматривается как предмет экономического исследования, поэтому изучается, как правило, теорией государственного управления, политологией, другими неэкономическими направлениям общественной науки.

Между тем субъекты и объекты экономической политики являются частями общественной системы, а ее инструментарий подчинен внутренним закономерностям последней. Поэтому вполне уместным представляется рассматривать экономическую политику как неотъемлемую составляющую процесса общественного воспроизводства, которая имеет объективные законы развития, которые могут быть определены и описаны, исходя из характеристик общественной системы, в которой эта политика осуществляется.

Стратегия всегда занимала особое место в политике. Возвышаясь до прогнозов и предсказаний, она приобретает ореола таинственности и харизматичности. Довольно часто в обыденном сознании стратегия ассоциируется с определением определенных „надцілей”, установление которых уже как такое якобы обеспечивает решение подавляющего большинства проблем, которые возникают в повседневной деятельности. В первые годы рыночных трансформаций популярным среди постсоветских политиков был вопрос: „Скажите нам, какое общество мы строим?” Казалось, что именно отсутствие четкого ответа и является главным препятствием успешного прогресса постсоветских обществ и экономик. В настоящее время в похожем статусе находится вопрос геополитической ориентации : „Скажите нам, куда мы движемся?”

Практика показывает, что определение самых лишь стратегических целей и ориентиров мало для того, чтобы сформировать приемлемую стратегию, понятный, а главное - какую реально реализовать. Стратегия оказывается сложной системой целей, направлений, задач, инструментов и мер, которые лишь в целостном сочетании способны превратить амбициозные желания на руководство к практической действия.

Как ведущая составляющая экономической политики экономическая стратегия подчиняется внутренним закономерностям, ресурсному потенциалу и ограничением общественной системы, в которой она находит свою реализацию. Вполне очевидно, что только стратегия, которая учитывает эти закономерности и потенциал, имеет основания достичь цели. Следовательно, для того, чтобы приобрести надлежащей эффективности в достижении поставленных стратегических целей, экономическая стратегия должна стать предметом детального научного исследования, а ее разработка - осуществляться на научно обоснованных принципах.

В предлагаемой работе автором сделана попытка фундаментального анализа феномена экономической стратегии как общественного явления, установление особенностей экономической стратегии периода рыночных реформ в Украине, определение главных ориентиров эффективной стратегии долгосрочного экономического роста для Украины.

Первый раздел посвящен теоретическим аспектам экономической стратегии. Определено категориальный аппарат, проанализированы подходы к трактовке понятия стратегии представителей различных направлений и течений общественной науки. Установлено место экономической стратегии в рыночной экономической системе. На базе трактовка этой системы как целостной (органической) доказано органическую включенность экономической стратегии в процесс общественного воспроизводства. Определены особенности, которые накладывает на формирование и осуществление экономической стратегии переходная экономика. Автор предлагает собственную трактовку эффективности экономической стратегии, комплекса факторов и предпосылок, а также критерии оценки эффективности.

Во втором разделе на базе исследования течения трансформационного кризиса в Украине и, особенно, этапа экономического роста 2000-2002 гг., сделана попытка определить главные особенности, которые присущи формированию и реализации экономической стратегии в Украине. Анализ общих показателей динамики украинской экономики дал возможность для ряда обобщений относительно ее системных диспропорций, которые препятствуют эффективной экономической стратегии.

Исходя из приведенной в первом разделе методологической базы, опираясь на осуществлен анализ десятилетней экономической практики Украины, в третьем разделе автор формулирует главные задачи стратегии долгосрочного экономического роста и формирования инновационной модели развития. Предложен комплекс стратегических ориентиров, оценочных критериев и практических рекомендаций относительно этой политики.

Четвертый раздел посвящен определению основных принципов формирования общественного консенсуса вокруг реализации стратегии экономического роста. Анализируя современное соотношение политико-экономических интересов в Украине, автор прогнозирует возможные политические препятствия на пути реализации этой стратегии, высказывает рекомендации относительно согласования интересов политико-экономических группировок с целью консолидации усилий в целях общественного развития.

Проведенное автором исследование стало возможным благодаря четырехлетней работе постоянно действующего “круглого стола” “Безопасность экономических трансформаций”, организованного Национальным институтом стратегических исследований, Центр антикризисных исследований, Украинским союзом промышленников и предпринимателей, Государственным комитетом Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Украинской федерацией негосударственных служб безопасности. Именно углубленный анализ проблем, которые выносились на заседания, и их обсуждение участниками дискуссионного клуба позволили качественно дополнить материал данного исследования, проверить методологические подходы и аналитические выводы, полнее осознать неразрывную целостность национального экономического организма, почувствовать всю сложность, и при этом - необходимость поиска форм и методов сотрудничества между органами государственной власти и субъектами национальной экономики. Автор искренне благодарен всем, кто принял участие в этих дискуссий, а также О. Ф. Белову и О. С. Власюка, без поддержки которых столь длительная и плодотворная работа была бы невозможной. Отдельная благодарность О. А. Галенку, который выступил в 1999 году инициатором идеи создания „круглого стола”.

Эта книга была бы невозможной без неоценимой помощи друзей и коллег из Национального института стратегических исследований и Центра антикризисных исследований: О. С. Гриневича, А. Ю. Сменковский, В. С. Лупация, В. А. Комарова, Я. Б. Базилюк, Н. М. Лакізи-Сачук, Т. П. Сластьєн, Г. В. Курач, а также многих других, с кем автор имел удовольствие проводить профессиональные дискуссии и от которых получил понимание и поддержку.



Назад