Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

Глава 1. Экономическая стратегия как категория современной экономической науки


Стратегия всегда занимала видное место в любых политических моделях и действиях. В случае успешного достижения поставленных целей главным фактором этого успеха обычно провозглашается верно выбранная стратегия, а ее авторы и ревностные сторонники увічнюються в истории как создатели этого успеха. Поражения и неудачи, наоборот, списываются на безрассудство исполнителей, которые своей законодательства привели к краху “блестящего” стратегического замысла. Итак, традиционная сознание склонна рассматривать стратегию как нечто обособленное от непосредственных общественных процессов, феномен месіансько-харизматической природы, который, возникая, может попасть на плодородную или неблагоприятный почву, может быть принятым или отвергнутым обществом, быть уместным или опередить свое время - от чего и зависит результативность его воплощения.

Бесспорно, если рассматривать стратегию сугубо как определенную идеологическую конструкцию, теоретическую концепцию, которая возникает в воображении определенных лиц (и часто там и умирает), такой подход имеет право на существование. Однако сегодня термин “стратегия” пустил уже слишком глубокие корни в общественном сознании, чтобы относиться к нему только как к явлению идеального мира. Именно этот термин довольно часто употребляется для определения долгосрочных концептуальных планов влиятельных экономических сил, которые имеют достаточную мощность для того, чтобы воплотить (или по крайней мере попытаться воплотить эти планы в жизнь. Стратегическую программу действий представляет новообразованное правительство. Долгосрочные стратегии достижения определенных целей, развития отраслей экономики, народного хозяйства в целом, других составляющих общества разрабатываются, обнародуются, обсуждаются, легітимізуються и реализуются на самых высоких общественных уровнях. Только за последние несколько лет перед украинским обществом предстали стратегическая программа “Украина-2010”, Стратегия борьбы с бедностью, ряд других государственных документов. Согласно распоряжения Президента Украины в 2003 г. разрабатывается Стратегия экономического и социального развития Украины до 2011 года.

Такая активность стратегической творчества не должна удивлять. На этапе структурного излома, который проходит украинское общество на рубеже тысячелетий, стратегическое видение перспектив и внедрения эффективных стратегий общественных сдвигов являются жизненно необходимыми. Стратегия является основой определенности перспектив развития, поэтому спрос на нее в переходном обществе закономерно возрастает. Однако поскольку стратегия из сферы идеологических конструктов переходит в ранг непосредственной преобразующей силы и руководства к действию, соответствующим образом растут и ее общественный вес, и цена ошибок в ее создании и реализации. Это побуждает к комплексного научного подхода к стратегии как общественного феномена, составляющей общественных отношений, развивающейся по определенным внутренним законам. И начать такое исследование следует, безусловно, с выяснения сути предмета.

Понятие стратегии достаточно широко обсуждается исследователями как в теоретической, так и в прикладной сферах. Генетически оно происходит с чисто военной сферы и именно в анализе хода военных операций получило наибольшее распространение. В. Даль определяет стратегию как учение об лучшее размещение и использование всех сил и средств. По определению выдающегося военного теоретика фон Клаузевица, “тактика учит, как использовать военные силы в битвах, а стратегия - как использовать сами битвы для достижения военных целей”.

Следует отметить, что понятие “стратегия” довольно часто упрощенно понимается как характеристика плана действий, который рассчитан на долгосрочный период. Между тем уже военными теоретиками было доказано, что его следует понимать шире. Ведь именно значительную степень неопределенности в ходе военных операций, связанный с непредсказуемостью действий противника, поставил вопрос о необходимости определенного идеологического “стержень”, который бы направлял действия военных сил в соответствии с определенных целей и намерений. Следовательно, в отличие от плана как жесткого перечня обязательных к выполнению действий, стратегия рассматривается ими как логика поведения, что может (и должна) модифицироваться в зависимости от поведения противоположной стороны. В частности прусский генерал Хельмут Мольтке характеризовал стратегию как “эволюцию первичной руководящей идеи в соответствии с обстоятельствами, которые постоянно меняются”.

Попутно отметим, что теоретическое осмысление военных стратегий должен благодарить именно второй половине XIX и первой половине ХХ ст., когда военные операции приобретали все большее развитие за недостаточных технических возможностей разведывательных операций. Сейчас, когда театры военных действий приобретают все большей прозрачности, а мощность средств истребления практически освобождает от военных инструментальных ограничений, стратегия в военной сфере становится более похожей с обычным планом мероприятий.

Смещение главного акцента геополитического соперничества в экономическую сферу обусловило соответствующее переноса в этой сферы терминологического аппарата. “Конверсия” термина “стратегия” состоялась именно благодаря развитию науки менеджмента. Активным действующим субъектом стратегии в данном контексте выступает фирма, роль противоположной стороны (объекта) играют другие субъекты экономического процесса, действия которых обычно достаточно об'єктивізовані, чтобы восприниматься как некое обезличенное целостную среду, что определяет рамки и формирует реакции в ответ на действия фирмы. Американский исследователь Дж. Б. Куинн считает, что стратегия - это план, который интегрирует главные цели организации, ее политику и действия в определенное согласованное целое”. При этом термин “план” не является признаком жесткости действий организации. Речь идет скорее о его согласительную роль. В доказательство этой мысли Куинн обращается также к “конверсованого” термина “тактика”. Тактика, по его мнению, это “краткосрочные, адаптивные, активно-интерактивные действия, которые используются для достижения целей”.

Следовательно, именно адаптивность является главной критериальной признаку и главной функциональной характеристикой тактики. Стратегия же, развиваясь вокруг определенной концепции, соответственно, создает основу для упорядочения такой адаптации, поскольку является основой для согласования составляющих функционирования организации. Поэтому суть стратегии - в том, чтобы “выстроить концепцию, достаточно мощную и потенциально гибкую для того, чтобы организация достигла поставленных целей наперекор всем непредсказуемым вмешательством внешних сил”. Такие формулировки созвучны также поведенческим трактовкой стратегии. В частности в теории игр стратегия трактуется как “сложный план, план, определяющий выбор в любой вероятностной ситуации”.

Следует подчеркнуть, что в приведенных определениях значительное внимание уделяется аспекту обеспечения адекватных действий организации в ответ на вмешательство со стороны внешних сил и обстоятельств. Соответственно цель стратегии рассматривается как обеспечение реализации целей организации несмотря на это вмешательство. Как отмечается в экономическом словаре под редакцией С. В. Мочерного, экономическая стратегия - это долгосрочный курс экономической политики, который предусматривает решение крупномасштабных экономических и социальных задач”.

Это, в свою очередь, требует наиболее полного учета всего комплекса воздействий и включения реакции на него в программы стратегических действий. Собственно, если бы такие воздействия были в полной мере предсказуемыми, это дало бы возможность свести стратегию к функционального плана, то есть непосредственной последовательности предопределенных действий, которые выходят из критерия оптимального сочетания ресурсов. Это и происходит довольно часто при построении стратегии организаций, которые действуют в условиях устойчивого среды, например - рядовых фирм в развитой стабильной рыночной экономике. Затрагивая проблему определения понятия стратегии предприятия, Г. Минцберг трактует его как “унифицированный, исчерпывающий, целостный план... который обеспечивает выполнение основных задач предприятия”. В то же время стратегия такого типа выдается непродуктивной уже тогда, когда предприятие стремится осуществить определенный инновационный прорыв, осваивая новые рынки, продукты, организационные или производственные технологии. В этом случае неопределенность реакции среды растет достаточно для того, чтобы сделать невозможным учет априори всего спектра возможных действий фирмы. Речь идет, скорее, об определении общих подходов, которые организация использует для выполнения задач. Как указывает Бы. Будзан, стратегия - это набор правил, которыми руководствуются в принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение целей организаций”.

Дж. Томпсон, анализируя структуру стратегии как понятие современного менеджмента, выделяет корпоративную, конкурентную и функциональной стратегии. Корпоративная стратегия концентрируется на обеспечении системной целостности субъекта, конкурентное - на способности противостоять негативным влияниям и возмущению, функциональная - на достижении поставленных субъектом специфических задач.

Структурно стратегию принято рассматривать сразу в трех аспектах: как предвидение будущего положения (что в англоязычной литературе определяется термином “vision”), непосредственный план собственных действий и поведение в соответствии с этих прогнозов и планов. Таким образом, стратегия определяет не только основные приоритеты, цели и направления развития государства, формирует желаемую модель будущего, но и роль и место субъектов общественной жизни в процессе ее воплощения.

Обобщенность приведенных выше определений позволяет абстрагироваться от конкретного трактовка целей организации, выбор которых продиктован самим разнообразием форм и организаций различного уровня и сфер деятельности. Однако базовая цель любой организации должна быть определена как обеспечение ее системной целостности, которое происходит через ее устойчивое развитие и осуществление сбалансированного воспроизводства. Стоит отметить, что за определение базовой цели критическое значение имеет правильный выбор субъекта, который осуществляет стратегическую деятельность, направленную на реализацию базовой цели. Например, во время реструктуризации и санации предприятия происходит нарушения его целостности как комплексной единой системы. Однако оно осуществляется в интересах собственника капитала, который и является субъектом реализации стратегии реструктуризации. Так же практика переходных экономик имеет немало примеров сознательного направления государственной политики на разрушение тех или иных общественных отношений и институтов, которые до недавнего времени составляли неотъемлемую часть общественной системы. Ниже будет отдельно рассмотрен признаки целостности последней.

По нашему мнению, обобщение приведенных выше определений дает основания для формулировки специфического определения понятия “экономическая стратегия”. Экономическая стратегия - это целостная система действий субъекта, направленных на реализацию целей, задач и приоритетов экономического воспроизведения с учетом комплекса воздействий эндогенных и экзогенных факторов, рассчитанная на длительный период времени.

Соответственно экономическая тактика - это форма реализации экономической стратегии, комплекс адаптивных мер воздействия субъекта на ход конкретных экономических процессов с целью предоставления им параметров, определенных задачами экономической стратегии.

Современные исследования в сфере менеджмента и анализа практики экономической политики позволяют сформулировать определение экономической стратегии, ее субъекта и объекта, стратегической цели, направлений, задач и приоритетов.

Субъектом экономической стратегии может выступать любой субъект, который способен влиять на процессы собственного воспроизводства благодаря своему месту в институциональной системе, разрабатывает и осуществляет собственную стратегию. Таким субъектом могут быть лицо, фирма, корпорация, деловое объединение, государство, межгосударственное экономическое объединение.

Объект экономической стратегии определяется сферой действия субъекта и может быть уособленим другим субъектом, общественным институтом (системой отношений между субъектами) или общественной системой в целом.

Стратегическая цель - это ориентир деятельности субъекта, смысл его развития. В обобщенном виде она заключается в обеспечении прочного сбалансированного экономического воспроизведения субъекта стратегии и конкретизируется в зависимости от системных характеристик субъекта. Стратегическая цель надсистемною характеристикой и может предусматривать значительное структурную модификацию субъекта.

Стратегические направления детализируют цель, определяют пути ее достижения, исходя из системных характеристик субъекта.

Стратегические задачи представляют собой конкретные цели на долгосрочный период, реализующие стратегические направления и выходят из характеристик объекта стратегии. Стратегические задачи могут составлять основу стратегического плана.

Стратегические приоритеты определяют вес отдельных стратегических задач в формировании экономической стратегии субъекта.

В военной сфере и менеджменте сущности, структуре, закономерностям развития стратегии уделяется достаточно много внимания. К сожалению, при выходе на уровень общественных макропроцессов эта составляющая исследовательской работы практически теряется. Понятие “политическая стратегия государства”, “внешнеполитическая стратегия государства”, “экономическая стратегия государства” и другие принимаются как готовы общепринятые категории. Это ведет к утрате понимания их феноменологической сути как общественных явлений, внутренних закономерностей их формирования и реализации, а следовательно - к механистического понимания стратегии как плана долгосрочных действий.

Обращаясь к экономической стратегии уровня государства, следует прежде всего обратить внимание на конкретизацию ее объекта и субъекта. Субъектом государственной экономической стратегии является государство. В классической западной экономической науке по рассмотрению государственной активности в экономике принято применять относительно действующего субъекта термин "правительство". Однако, по мнению автора, более целесообразным является использование термина "государство". Ведь в реализации экономической стратегии участвует весь комплекс институтов государственной законодательной и исполнительной власти, а также, в определенной степени, всего гражданского общества. Понятие субъекта государственной экономической стратегии, таким образом, приобретает более полного трактовки, что позволяет рассматривать особенности институциональной структуры государства как один из факторов процесса общественной саморегуляции.

Объектом государственной экономической стратегии социально-экономическая система в целом, что является категорией значительно более широкого порядка, чем государство. Поэтому специфика субъект-объектных отношений в государственной стратегии заключается во взаимодействии составляющих, которые руководствуются принципиально разными системами ценностей. С одной стороны, в то время как экономические субъекты исходят из интересов собственного воспроизводства и развития, государство реализует интересы, делегированные ей обществом в целом через систему демократического устройства или отдельными корпоративными группами через институты легального и нелегального влияния (от влияния политических партий и групп на коалиционном принципе - до непосредственного “проталкивание” решений через механизмы коррупции). С другой стороны, даже самая лучшая система демократического устройства не обеспечивает полного отображения всего разнообразия интересов, представленных в обществе, поэтому стратегия государства обязательно будет носить определенный отпечаток корпоративизма. Итак, специфичность субъект-объектных отношений и значительная роль субъекта предопределяет взаимосвязанные проблемы ориентиров экономической стратегии государства и структуры субъекта, формирующего и воплощает их в жизнь. Указанные расхождения могут вызвать противоречие между стратегическими направлениями и задачами, что негативным образом отражается на эффективности экономической стратегии государства.

Стратегической целью государственной экономической политики является обеспечение устойчивого воспроизводства и всестороннего развития социально-экономической системы. В этом контексте государство, выступая субъектом стратегии, рассматривается как тождественное целого общества, поскольку собственное существование государства как элемент общественной системы обусловлено стабильностью и гармоничным развитием последней.

Согласно этой цели направления государственной экономической стратегии должны обеспечивать адекватное среду координации развития составляющих социально-экономической системы, поддержку пропорций общественного воспроизводства, создавать институциональные механизмы реализации стратегической цели. Реализация направлений экономической стратегии тесно коррелирует с политической, социальной, гуманитарной и другими стратегиями государства, которые входят в общей стратегии общественного развития.

Задачи государственной экономической стратегии определяются особенностями социально-экономической системы и представляют собой гибкий набор долгосрочных целей экономической политики, сприйнятних для экономических субъектов разного уровня. В современной рыночной экономике в таких целей относится обеспечение устойчивого сбалансированного экономического роста, высокой занятости, эффективной структуры производственного потенциала и алокации ресурсов, справедливого распределения доходов и имущества, стабильности денежной системы, внешнеэкономической равновесия, экономико-правовой среды и т.д. Набор приоритетов государственной экономической стратегии формируется в зависимости от конкретного состояния социально-экономической системы.

Задачами экономической тактики является определение потенциальных возможностей и закономерностей реакции объекта на тактические мероприятия, разработка соответствующих способов и эффективных средств воздействия, собственно осуществления этих мероприятий. Очевидно, что субъект и объект экономической тактики государства представляют собой конкретизацию субъекта и объекта экономической стратегии. Субъектами экономической тактики государства выступают отдельные государственные органы и учреждения, а также негосударственные институты, которым может быть делегирована часть функций тактического регулирования. Объектом является среду деятельности других экономических субъектов, влияние на которые осуществляется через изменение экономических параметров, используемых этими субъектами как источник регуляторной информации при формировании их деятельности (косвенные меры), или через собственное влияние на их действия (прямые меры).

Сущностью соотношение стратегии и тактики является соотношение содержания и формы одного явления - государственного регулирования экономической системы. Между тем в то время как стратегия строится под значительным влиянием политических и идеологических установок, тактика, находясь в непосредственной зависимости от системных особенностей своего объекта, может проявлять значительную самостоятельность. В случае недостаточной интегрирующей мощности стратегии такая “адаптивность” тактики превращается в ее аморфность, что ведет к потере действенности экономической стратегии. Следовательно, требования экономической тактики ограничивают экономическую стратегию, обеспечивая ее соответствие объективным закономерностям развития общества. Со своей стороны, конкретизация субъекта экономической тактики закладывает фундамент несогласованности действий отдельных институтов государственной власти или прямого корпоративизма в их деятельности.

Стратегия и тактика находятся в постоянном диалектическом противоречия, в основе которой - объективное противоречие между интересами различных экономических субъектов. Решения и одновременное воспроизведение этого противоречия реализуется в процессе в качестве изменений экономической тактики, так и модификации экономической стратегии. Как будет показано ниже, установление правильного соотношения экономических стратегии и тактики в регулирующей активности государства зависит от степени решенности задач общественной саморегуляции через самодію объективных законов.

Экономическая стратегия в диалектической взаимосвязи с экономической тактикой составляют экономическую политику государства. Экономическую политику государства можно определить как деятельность органов государственной власти и управления с определения стратегических целей, направлений, задач и приоритетов, средств экономической тактики для их достижения, а также применения этих средств.

В экономической политике выделяют как составляющие денежно-кредитной, бюджетно-финансовую, налоговую, промышленную, институциональную, внешнеэкономическую, социальной политики. Каждая из них представляет собой применение комплекса административных, институциональных, экономических инструментов. К первым относят лицензирования, квотирования, рационирование, прямой контроль над ценами, доходами, валютными курсами, ссудным процентом. Институциональные инструменты включают изменения форм собственности, хозяйственное законодательство, действие систем согласования экономической политики, установление договорных отношений между экономическими субъектами, обеспечение обратной связи для органов государственной власти. Экономические - это мероприятия по налогового, бюджетного, денежно-кредитного и тарифного, валютного и других видов регулирования.

Следует отметить, что экономическая политика тесно связана с общим направлением политики государства, а также с совокупностью других общественных отношений. Как будет показано в следующей главе, через органично целостный характер общественной системы изменение структуры экономической стратегии государства (соотношение целей, направлений и задач) вызывает компенсаторные сдвиги на уровне экономических стратегий субъектов низших уровней.



Назад