Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

1. Механизмы рыночной саморегуляции и государственная политика


Деятельность субъекта стратегии неотделима от общественной системы, в которой она происходит и к которой этот субъект принадлежит. Общественная система является системой высшей степени сложности. Характеристики этой сложности и взаимосвязи ее элементов в терминологии соотношение базиса (производственных отношений) и надстройки (которая приближенно соответствует ныне распространенном термина “институты”) глубоко проработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом и были впоследствии развиты в рамках именно марксистской теории. В частности, описывая общественную систему, К. Маркс в "Экономических рукописях 1857-1859 гг.” характеризовал ее как органическую. Основными характеристиками органично целостной системы является тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех ее частей, элементов и звеньев, наличие особых подсистем регулирования, самоорганизации и самоуправления, прохождения различных стадий развития - от зарождения до расписания. Органическая система существует настолько, насколько она действует - саморухається, самовоспроизводится, саморазвивается. Она является интегративной, каждый из ее элементов является частью целого и не существует вне системы. Основой такой системы, как и любого организма, обмен веществ между ним и природой (или с внешней средой - в более широком понимании), опосредованный внутренним обменом веществ.

Органичность общественно-экономической системы, описанной Марксом, является признанной в трудах многих представителей других школ общественной науки. Так, Ю. Ольсевич выделяет шесть переплетенных сфер жизнедеятельности общества: производительные силы, экология человека, экономическая, социальная, политическая и идеологическая сферы. Изменениям в этих сферах присущ, по его мнению, компенсаторный характер: деформация одной из них вызывает деформации других за сохранение "деформированной равновесия". Основной принцип жизнестойкости общественно-экономической системы, за Ольсевичем, ее соответствие етнопсихологічним традициям: человек не может быть органично включена в системы, которая противоречит ее природе и ее морали - они обязательно исключают друг друга.

Механизмы функционирования органической системы хорошо проработаны теорией менеджмента. В соответствии с ней, органическая система - это организация, которая опирается на адаптивную способность индивидов, обычно в рамках децентрализованного среды, которое поощряет свободные потоки коммуникаций и тенденции к решений о сотрудничестве”. Органическая система - более универсальная по задачами, ей присущи децентрализация контроля и власти, преимущественно горизонтальная коммуникация. Задача системы определяются через взаимодействие членов организации.

Основными характеристиками общественной системы как органично целостной является самодостаточность, саморегульованість и самовідтворюваність. Первая характеристика достигается по определению, поскольку при рассмотрении во внимание принимается весь комплекс общественных отношений. Характеристики саморегулирования и самовідтворюваності опираются на такие неотъемлемые свойства общества, как потребность (биологическая характеристика) и деятельность (видовая характеристика человека). В любой общественной системе потребность реализуется в деятельности, находя для этого соответствующий состояния этой системы механизм, поскольку с помощью общественной системы человек, собственно, реализует свою видовую сущность. Исходя из приведенного выше, можно прийти к выводу, что общественная система является органичной как таковая. Такой вывод имеет важное методологическое значение, поскольку предъявляет качественно новые требования к инструментария исследования конкретных социально-экономических систем.

Особенно важен указанный подход при анализе переходных общественных систем. Резкие изменения в состоянии их элементов непременно вызывают компенсаторной реакции, которая должна быть предусмотрена и учтена. По мнению исследователей, за достижения критических значений некоторых параметров общественная система реагирует даже на малейшее волнение резонансным образом. В то же время традиционные рычаги экономической тактики весьма часто демонстрируют свою неэффективность. Как заметил российский философ М. Лившиц, "...в некий момент человек является более свободной в выборе своих поступков. А потом уже дело катится, свобода переходит в необходимость и человек ощущает последствия своего выбора".

Понимание органичности общественной системы проглядывает и в концепции "хозяйственного порядка", которая стала основой теории социального рыночного хозяйства. Мюллера-Армака, Л. Эрхарда, В. Ойкена. Сам В. Ойкен хозяйственный порядок определял как “совокупность реализованных форм, в которых... протекает повседневная экономический процесс”. Сейчас исследователи дают более сложное определение порядка как “взаимоувязанной единства правил, норм и обычаев хозяйствования, институтов, обеспечивающих их соблюдение, форм и механизмов взаимодействия субъектов экономической жизни, регулирования экономики государством и другими организованными структурами”.

При этом анализ хозяйственного порядка как целостной системы предусматривает:

понимание, на каких принципах строится работа хозяйственных и регулирующих механизмов - теоретическое объяснение хозяйственной системы;


учета системы институтов, на которых базируется хозяйственная система;

учет взаимообусловленности и взаимозависимости направлений экономической политики;


определение политики поддержания хозяйственного порядка как доминирующей функции государства.

Самым ценным в концепции “хозяйственного порядка” является то, что она исходит из принципа единства форм регулирования экономики и форм хозяйствования. Таким образом, рынок и государство воспринимаются не как две отдельные системы, а как две части одной системы, что позволяет рассматривать экономическую стратегию непосредственно как общественный феномен, включен в органическую общественную систему. Учитывая то, что экономическое поведение субъекта диктуется формами его взаимодействия с другими субъектами, закрепленными в соответствующей институциональной системе, именно хозяйственный порядок общества (его институциональная структура) играет определяющую роль в формировании рациональности экономического поведения. Решение субъектов хозяйствования принимаются на основе и под влиянием хозяйственного порядка. Поэтому задача государства - упорядочить общие правила хозяйствования так, чтобы достичь наивысшей эффективности решений, принимаемых в рамках всего народного хозяйства.

Возникает логичный вопрос относительно корректного определения рамок отдельной общественной системы. Действительно, в связи с нарастанием процессов глобализации существенно возрастает количество и изменяется качество экзогенных параметров, влияющих на систему. По нашему мнению, рамки общественной системы определяются пределами влияния комплекса ее элементов. Сегодня эти пределы, как правило, совпадают с государственными границами. Поэтому скорее стоит говорить об унификации во время глобализации ряда некоторых эндогенных факторов развития общественных систем в сфере институциональных отношений. В то же время производительные силы как материализованные, а, следовательно, более инерционные системы отношений, сохраняют значительную индивидуальность. Как будет показано далее, это закладывает фундамент существенных противоречий, которые в ряде случаев приобретают характер антагонистических.

Механизмы саморегуляции рыночной системы является предметом многочисленных научных исследований. Как отмечает лауреат Нобелевской премии по экономике Ф. фон Хайек, рынок играет координирующую и объединяющую роль, это единственный доступный способ получать информацию, которая позволяет индивидам делать суждения о сравнительные преимущества того или иного потребления ресурсов. Как результирующая сила рынок использует больше информации, чем та, которой может обладать любой индивид.

Рыночная среда имеет четкую субординированный структуру, каждый элемент которой играет определенную функциональную роль. Ключевым элементом среды действия рынка выступают деньги, которые в функции меры стоимости осуществляют передачу информации о необходимости и возможности экономических субъектов, общественную оценку индивидуальных усилий, опосредствуют движение ресурсов, обеспечивают наполненность мотивационной системы. Для властных субъектов движение денег выступает также способом передачи управленческой информации. На денежную опирается финансовая система, которая опосредствует самовоспроизводству общественной системы, осуществляет генетическую связь и является объектом стратегического влияния субъектов экономической власти. Бюджетно-налоговый механизм устанавливает степень участия отдельных экономических субъектов в финансировании общественных потребностей и выступает непосредственным средством реализации экономической политики государства, причем властные действия последней подчинено стоимостным категориям лишь косвенно, а следовательно, они в определенной степени выходят за рамки собственно рыночной экономики.

Функционирование таких систем разворачивается в определенной экономической структуре. Технологическая составляющая экономической структуры отражает уровень развития и структуру производительных сил и представляет собой погалузеву и повиробничну структуру производства, затрат, доходов и цен. Институциональная составляющая отражает состояние производственных отношений и предусматривает определенную структуру собственности, институтов с согласования интересов и т.п.

Экзогенные факторы социально-экономической системы передаются через валютные отношения, внешнюю торговлю, движение капиталов, другие формы внешнеэкономических отношений. Роль таких факторов в последние десятилетия в мире значительно возросло, причем упомянутые отношения часто выступают носителями управленческого влияния стратегических субъектов международного масштаба.

Описанное рыночная среда обеспечивает возникновение на базе отношений частной собственности определенной иерархии потребностей до вхождения в производственные отношения спроса или предложения, саморегулирования на рынках ресурсов и самовоспроизводству в способ управляемого стратегиями властных субъектов механизма аккумуляции и использования свободных ресурсов. Как пишет Хайек, "каждый индивид становится звеном в многочисленных цепях передачи, и этими цепями он получает сигналы, которые позволяют ему приспосабливать свои планы к обстоятельств, которых он не знает".

Следовательно, стратегии частных экономических субъектов формируются под влиянием информации, полученной им из окружающей среды. Совершенный рынок (несмотря на очевидный идеализм предположение о его существовании) позволяет построить совершенные индивидуальные стратегии. Однако это не предотвращает определенной спонтанности общественного развития. Согласование стратегий отдельных субъектов между собой в интересах развития общественной системы как органической осуществляется стратегией государства. Эта стратегия является категорией высшего порядка, поскольку ее объект - общественно-экономическая система в целом, в том числе стратегии субъектов низших уровней. Круг объектов, которые подпадают под власть субъекта экономической стратегии, определяется социальной ролью субъекта. Нерівнозначність деятельной силы экономических субъектов ведет к тому, что объективное для субъектов одного уровня может оказаться субъективным для других уровней. В этом случае действия субъектов с более деятельной силой становятся объективной предпосылкой (экзогенными факторами) в существовании других субъектов. Итак, в современном обществе субъект принимает осуществляемые другим субъектом властные действия как противодействующую объективную силу. Меры экономической политики государства, в частности, являются экзогенными факторами стратегий субъектов хозяйствования.

Как правило, основная часть воспроизводственных процессов происходит под действием объективных экономических законов, которые реализуются через деятельность экономических субъектов низших уровней - экономические стратегии предприятий и объединений. В принятии решений эти экономические субъекты используют информацию, которая поступает с рыночной среды. Для каждого конкретного этапа развития экономической системы необходима определенная масса такой регулирующей информации. В случае, если рыночная среда в нестабильной экономике не в состоянии обеспечить такую массу и силу отсутствия в этой экономике ряда встроенных механизмов стабилизации, что существенно уменьшает эффективность регулирующей действия экономических законов, задача государства состоит в дополнении регулирующей информации до тех объемов, которые являются достаточными для обеспечения прочного экономического роста. Итак, направления государственной экономической стратегии для достижения и поддержания относительной стабильности системы должны обеспечивать принцип полноты экономических структур, то есть системной самодостаточности воспроизводственных циклов.

Государство является потенциально мощным властным субъектом. Гарантия этого - соответствующее место в институциональной системе, что может обеспечиваться наличием собственности, правовой системой, комплексом неформальных соглашений и отношений.

Чрезмерное роста влиятельности экономических стратегий отдельных экономических субъектов составляет угрозу целостности экономической системы и процессам общественного воспроизводства. Разное направление интересов граждан, предприятий, организаций и объединений может сориентировать их на поиск собственной экономической выгоды за счет пренебрежения государственными интересами. Поэтому главной функцией государственной стратегии в целом является внедрение схемы общественного поведения, которая будет способствовать поиску компромисса между интересами экономических субъектов и приоритетами, задачами, направлениями экономической стратегии государства. Государственная экономическая стратегия должна обеспечить квалифицированное комбинирования децентрализованных по своей сути действий субъектов хозяйственной деятельности. Экономическая стратегия вырабатывает правила и приемы, которые обеспечивают экономическую эффективность достижения стратегических целей; правила и приемы достижения стратегических целей, которые базируются на волнении заинтересованности всех участников процесса разработки и реализации стратегической программы в эффективном достижении стратегических целей. Таким образом, государственная политика предоставляет стихийном развитии определенной организованности, координируя действия отдельных субъектов и групп.

В нестабильной экономической системе потребность в регулирующих и согласованных действиях государства существенно возрастает. Как будет показано далее на примере переходных экономик, наряду с традиционным обеспечением условий для адекватной действия рыночных институтов государство в нестабильной экономике должен возложить на себя задачу построения институциональных основ процесса экономического воспроизводства. Характерно, что это происходит в условиях, когда малоэффективности институциональной структуры вызывает значительные трудности передачи управленческих импульсов государства другим экономическим субъектам.

Направлениями государственной экономической стратегии в нестабильной экономической системе является обеспечение среды координации интересов, имеющих разное направление, выравнивание и поддержка пропорций общественного воспроизводства, формирование институциональной структуры, адекватной потребностям социально-экономической системы.

Формирование дееспособной системы координации интересов определяется как первоочередной приоритет государственной политики и сторонниками теории “хозяйственного порядка”. Сильное государство, по мнению ордолібералів, характеризуется эффективностью решения базовых проблем: стабильности политического устройства, устойчивости хозяйственного развития, безопасности и правопорядка, предоставление общественных благ и обеспечение достаточности государственных доходов для реализации этих функций. Следовательно, сила государства заключается в ее способности создавать порядок.

С точки зрения бывшего вице-премьер-министра и министра финансов Польши, профессора Гарвардского университета Г. Колодка, “...государство должно оставаться активной в создании экономической политики не как владелец активов или администратор государственных компаний, но как архитектор институционального взаимодействия, гарант финансовых основ, инвестор в человеческий капитал, финансист развития инфраструктуры и как менеджер глобальной интеграции”. Такая роль государства, пишет Г. Колодко, особенно в постсоциалистических переходных экономиках, очевидно, будет расти.

Конец XX века ознаменовался рядом качественно новых факторов развития общественно-экономических систем. Происходит отход от однонаправленной, ориентированной на технологически-экономическую эффективность, к многоцелевой социально-гуманистической модели. Научно-технический прогресс, изменение места человека в производстве и рост доли умственного труда, которая нуждается в повышении образовательного уровня и увеличение индивидуальной свободы, рост общей эффективности общественного производства и некоторое ослабление непосредственной зависимости человечества от природных условий существования привели в последние десятилетия к повышению роли внеэкономических факторов общественно-экономического прогресса. Среди них - социальные, политико-правовые, морально-психологические, культурно-этические, естественно-демографические факторы. Нарастание противоречий между обществом и индивидом объективно обусловило усиление гуманистической направленности общественных систем.

Поэтому социальная инфраструктура, которая включает органы поддержки и развития культуры, образования, воспитания, систему здравоохранения и физической культуры, пенсии и разного рода социальные выплаты, политику занятости, сегодня рассматривается как обязательное условие полноценного существования и развития общественно-экономической системы. С 60-х годов социальные расходы рассматриваются не как непроизводительные затраты, а как инвестиции в сегодняшнюю и будущую стабильность.

Одновременно на повестку дня выдвигается проблема поиска баланса между развитием экономической и социальной сфер. Современная экономическая наука выводит развитость социальной сферы из достигнутого уровня развития производительных сил. Он должен быть достаточным для того, чтобы после соответствующего вознаграждения активным экономическим субъектам оставалась часть продукта, которой хватит для поддержания достойного уровня жизни пассивной части населения. Другим ограничением социальной политики государства является соотношение социальных выплат с доходами работающих субъектов, которое не должно подавлять экономические стимулы к труду. Уровень оптимального соотношения зависит от действующей социально-экономической модели.

Успех концепции социального рыночного хозяйства значительно повлиял на модель функционирования даже наиболее либеральных экономических систем. Сегодня в мире широко признано, что современная модель экономического роста характеризуется, наряду с прочим, такими специфическими чертами, как:

равная важность роли всех видов активов как составляющих национального богатства: физического, финансового, природного и человеческого капитала, которые влияют на общую производительность факторов производства, а следовательно, требуют инвестиций;


акцент на распределительных аспектах роста и равном распределении возможностей доступа к образованию, здравоохранению, культурных мероприятий и т.д.;

акцент на институты, которые обеспечивают эффективное управление, предотвращения захвата институтов корпоративными интересами элит.



Назад