Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

4. Влияние глобализации на формирование экономической стратегии государства


В последние годы важной характеристикой среды, в котором формируются и реализуются экономические стратегии субъектов различного уровня, становится становление и развитие глобальной экономики. Глобализация ведет к формированию единого среды осуществления производственно-хозяйственных, финансовых и управленческих операций, которое руководствуется условиями конъюнктуры глобального уровня. Это в определенной степени размывает границы национальных общественных систем и может существенно нарушать принцип их органичности.

Среди основных источников глобализации ученые выделяют:

либерализацию международной торговли (многом ли не определяющую роль сыграло распространение условий ГАТТ/ВТО, по которым в настоящее время осуществляется около 95% всех мировых торговых оборотов), что обусловило стремительный рост объемов и диверсификации географии международных потоков товаров и услуг;


либерализацию международных финансовых потоков, развитие сверхмощных транснациональных корпораций, формирование глобального финансового рынка;

технологический прогресс в сфере транспорта, электроники, телекоммуникаций, других отраслях;


развитие и совершенствование средств коммуникации, что способствовало интенсификации информационного обмена, повышению прозрачности информационных потоков, устранению препятствий на его пути, а также унификации социально-культурного пространства;

усиление мобильности населения, поддержано как технологическим прогрессом, так и усилением информационно-культурного обмена.


Несмотря на очевидную объективную суть глобализации, через недостаточную институциональную урегулированности она довольно часто подпадает под субъективные политические влияния и используется как средство удовлетворения групповых или региональных политико-экономических интересов. Поэтому на данном этапе глобализация приобрела ряд специфических черт.

Во-первых, свободные потоки товаров, капиталов и информации обеспечивают более детальное структурирование мировой экономики и углубления международного разделения труда. Поэтому базовые рыночные категории спроса и предложения выходят за национальные границы и приобретают глобального звучания. Следовательно, уменьшается их связь с факторами национальной экономической системы, что, в свою очередь, создает предпосылки для фрагментации национальных экономических систем в соответствии с новообразованных зон экономического влияния и воспроизводственных цепей сверхкрупных корпораций.

Таким образом, один из определяющих парадоксов современного этапа глобализации заключается в сочетании тенденций экономической интеграции в глобальных масштабах с тенденциями экономической дезинтеграции на уровнях национальных экономик. Это вносит возмущение в субъектность экономической стратегии на национальном уровне.

Во-вторых, если страны “третьего мира” уже давно органично включены в организационных схем транснационального капитала, страны с переходной экономикой, которые обладают значительными территориями, потенциально емким рынком, богатыми природными ресурсами, квалифицированной рабочей силой и перспективным геостратегическим потенциалом, лишь недавно попали в поле внимания ТНК. Итак, еще одной важной особенностью современного этапа глобализации является начало новой фазы перераспределения сфер влияния крупнейших ТНК с целью использования ресурсного потенциала постсоциалистических стран.

В-третьих, национальные правительства все чаще должны решать проблему усиления влияния транснационального капитала, что увеличивает неопределенность применения механизмов макроэкономического регулирования, в то время как традиционные методы государственного управления теряют свою действенность. Таким образом, глобализация снижает дееспособность как национальных правительств, так и составляющих национального гражданского общества. Соответственно происходит возрастание роли и ответственности по обеспечению воспроизводственных, интегрирующих, социальных, стимулирующих и регулирующих функций национальной экономической системы как таковой, что действует на основе объективных закономерностей. Поэтому важной предпосылкой успешного включения страны в современный этап глобализации является наличие в ее национальной экономике устойчивых экономических субъектов, способных эффективно строить свою стратегию в глобальном экономическом среде, руководствуясь собственными экономическими интересами, а согласованность этих интересов с национальными приобретает первоочередное значение для обеспечения национального суверенитета страны.

По-четвертых, глобальные экономические организации на современном этапе не выполняют должным образом функции урегулирования процессов глобализации и часто ограничивают распространение ее положительного эффекта. По признанию экспертов, эти организации, по сути, является недемократическим способом продвижения либеральных глобалистских принципов, пусть даже “демократического образца”, через условия предоставления кредитов, недопущение к мирового правового поля и т.д. Они часто пренебрегают разнообразием общественных систем, навязывая типовые схемы экономической политики, изготовленные, как правило, на базе ценностей и закономерностей развитых либеральных экономик, чем нарушают целостность национальных стратегий. К тому же деятельности этих организаций характерен значительный бюрократизм.

По-пятое, рядом с переходными экономиками, которые смогли быстрее осуществить трансформационные процессы и приблизились к условиям, которые применяются для развитых экономик, существует значительная группа постсоциалистических стран, которые не подпадают под характеристики традиционных развивающихся стран, а следовательно - не “вписываются” в программы развития, предусмотренных Всемирным банком, ВТО и др. Для большинства развивающихся стран, характерны низкий исходный уровень и довольно узкий перечень отраслей производственной, а следовательно - и экспортной специализации. Поэтому главный интерес этих экономик заключается в максимальной либерализации доступа к платежеспособных рынков развитых стран за возможной либерализации неприоритетных отраслей. В отличие от приведенных выше страны с переходной экономикой характеризуются имеющейся разветвленной, однако устаревшей производственной структурой, которая “завязана” на многочисленные производственные и финансовые отношения и является источником средств государственного бюджета и доходов миллионов работников. Поэтому наряду с несомненным интересом в упрощении входа на мировые рынки эти страны также придают большое значение защите национальных рынков и минимизации экономической и социальной цены внутренних структурных преобразований. Учитывая прежнюю нерыночную структуру экономик этих стран, применение в отношении них традиционных критериев весьма затруднено, что фактически делает невозможным корректное разрешение торговых споров. Фактически появление переходных экономик с их стойкой спецификой требует существенной модернизации международных экономических соглашений и институтов.

Перечисленные особенности ведут к дальнейшему расслоению общества как на национальном, так и на международном уровнях, углублению дифференциации доходов внутри стран и благосостояния отдельных наций. Увеличивая уровень доходов стран, корпорации которых способны эффективно осуществлять ресурсный менеджмент в глобальном масштабе, углубление международного разделения труда, в то же время вызывает увеличение отставание уровня развития на другом “полюсе” мировой экономической системы. При этом анализ показывает, что источником дифференциации является не собственно процесс глобализации, который, как было указано выше, имеет объективный и нейтральный характер, а несостоятельность экономической системы воспользоваться его положительных черт. Следовательно, важнейшей противоречием современного этапа глобализации является то, что она играет положительную роль для тех стран и социальных групп, которые овладели основными рычагами, и усиливает уровень эксплуатации других субъектов мировой экономической системы.

В условиях развития транснационализации капитала уровень влиятельности стратегий ведущих ТНК мира значительно возрастает по сравнению со стратегиями многих национальных правительств. Учитывая межгосударственный характер практически всех соглашений, регулирующих сферу международной торговли, приходится признавать, что эти соглашения касаются только условий, которые создаются для национальных компаний и импортеров, однако не являются обязательными для выполнения крупными корпорациями. Занимая часто монопольное положение на региональных рынках, ТНК, годовые обороты которых в несколько раз превышают ВВП многих стран мира, в состоянии диктовать свои условия, которые могут расходиться с требованиями международных соглашений, в том числе - ГАТТ/ВТО.

Вряд ли нуждается в дополнительных комментариях также деятельность Международного валютного фонда и Всемирного банка, которые сопровождают предоставлении кредитной поддержки тем или иным странам комплексом требований по их внутренней экономической политики. С нашей точки зрения, именно в контексте геополитического давления следует рассматривать и меры США, связанные с обвинением Украины относительно несоблюдения международных правовых норм по вопросам интеллектуальной собственности или торговли вооружением.

Каноническая экономическая теория утверждает: экономическая политика малой открытой экономики практически в полной мере диктуется динамикой на мировых рынках товаров и капиталов. Поскольку рост объемов внешней торговли является одним из определяющих факторов обеспечения открытости, следует констатировать, что в послевоенный период резко сократилось число стран, способных осуществлять самостоятельную экономическую политику. Многие из стран, которые официально декларируют принципы свободной торговли (прежде всего США), на деле прилагают максимум усилий для того, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для своего национального капитала и производства, минуя лібералізаційні требования. В то же время страны, которые по разным объективным и субъективным причинам не смогли найти таких “обходных путей”, испытывают значительное ограничение действенности своей экономической политики.

Глобализация открывает новые возможности для развития и одновременно накладывает новые ограничения и реализацию национальных экономических стратегий. При этом возможности создаются на наднациональном уровне, а их использование, как и предотвращения негативных последствий глобализации, принадлежат к первоочередного обязанности национальных политик. По мнению автора, сохранения национального суверенитета, непременной составляющей которого является суверенное право формировать собственную экономическую политику, исходя из примата национальных интересов, в современных условиях возможно только при учета при формировании экономической стратегии государства сути и особенностей нынешнего этапа глобализации, влияния национальной экономической политики на адаптацию Украины к процессам глобализации и приоритета укрепления национальной конкурентоспособности и обеспечения экономической безопасности страны.



Назад