Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

1. Принципы построения эффективной экономической стратегии


Длительный период неудач, социальных и экономических потерь, запутанный клубок социально-экономических проблем, присущих Украине на рубеже веков, крайне обострил общественную потребность в разработке конкретных критериев оценки стратегии национального социально-экономического развития с точки зрения ее способности к достижению поставленных целей. Определение ключевых признаков и факторов эффективности экономической стратегии государства позволит:

обеспечить квалифицированность подходов потенциальных разработчиков стратегии;


обеспечить квалифицированность “потребителей” предложений по стратегии развития Украины: органов государственной власти, средств массовой информации, населения и т.д.;

идентифицировать откровенно популистские варианты стратегий и те, что служат в первую очередь корпоративным интересам;


выделить конструктивные предложения и максимально учесть их при формировании государственной стратегии экономического развития.

В классическом понимании показателем эффективности принято считать отношение результатов к затратам. Итак, прежде всего следует установить, что следует считать результатом стратегии. По нашему мнению, в соответствии с определением понятия стратегии, таким результатом не могут быть определенные уровне макроэкономических параметров (темпы роста ли объемы ВВП, уровень инфляции, занятости и т.д.). Они скорее относятся к сфере результатов мер экономической тактики. Как системообразующий элемент экономическая стратегия имеет своим результатом определенные системные сдвиги, видоизменение системообразующих параметров. В теории менеджмента, например, деятельность признается стратегической, когда она содержит потенциал изменения баланса властей между элементами системы, изменяя взаимозависимость различных составляющих системы.

Следует также отделить достижения экономического успеха - улучшение экономического положения на фоне определенной экономической стратегии - и эффективность самой стратегии в соответствии с определенных ею целей. Как будет показано в следующем разделе, непосредственными результатами деятельности правительства В. Ющенко стало установление достаточно динамичного экономического роста в Украине, улучшение фискальных и социальных показателей. Несмотря на это стратегию этого правительства, сформулированную в стратегической программе “Реформы ради благосостояния”, нельзя считать эффективной, поскольку заложенных в этой программы ориентиров структурных сдвигов достигнуто не было.

Определение затрат на достижение результатов экономической стратегии является значительно более проблематичным. Ведь речь идет о задействования с разной интенсивностью всего комплекса общественных ресурсов. Собственно по этой причине представляется практически невозможным сформировать определенную количественную оценку уровня эффективности экономической стратегии. Авторами доклада Всемирного банка „Государство в меняющемся мире” во время анализа проблем действенности политики употребляется термин „потенциал государства”, что определяется как „способность эффективно осуществлять и пропагандировать коллективные меры”. Обращаясь к термину эффективности экономической политики, исследователи говорят о результате использования указанного потенциала для удовлетворения спроса общества на соответствующие блага.

Рассматривая государство как общественный институт, эффективность экономической стратегии можно рассматривать также через инструментарий трансформационных издержек. По методологии институциональной теории, эффективность государства как института может быть вимірена ее способностью к снижению трансакционных издержек в экономике. Результатом действий государства есть предложение определенных общественных благ, к которым относятся физическая защита, правозащита, защита от чрезвычайных ситуаций, соответствующий культурный, моральный и образовательный уровень населения, демографический потенциал и уровень общественного здоровья, уровень развития науки, информационной, транспортной и энергетической инфраструктуры, единой валютно-денежной системы и т.д. В соответствии потенциальные трансакционные издержки экономического субъекта уменьшаются на величину общественных и квазісуспільних благ, которые потребляются в обществе. Последние дополняют индивидуальные воспроизводственные процессы, способствуя их устойчивости и завершенности. Учитывая то, что потенциальные потери от стихийности действий частного субъекта в случае отсутствия побуждение его к оптимальных действий средствами государственного регулирования также могут быть отнесены к трансакционным, понятие общественных благ может трактоваться в настоящее время достаточно широко.

Эффективной может быть признана только такая экономическая стратегия государства, которая реально содействует развитию эффективных частных экономических стратегий. Ведь, по выражению Д. Чистіліна, назначение общественной системы заключается в обеспечении такого взаимодействия рядовых агентов, чтобы их коллективное трудовое усилие было выше арифметическую сумму усилий каждого отдельного участника. Иначе говоря, результат экономической стратегии вытекает из эффекта синергии функционирования общественной системы. Именно эта синергия, очевидно, и должно рассматриваться как главный источник ресурсного обеспечения задач экономической стратегии государства.

Поэтому экономическая стратегия является эффективной, если она включена в органическую общественную систему и выходит из комплексного учета особенностей воспроизводства и развития последней. По словам одного из теоретиков "ордолібералізму", теории, которая стала основой послевоенной Германии, В. Ойкена, "если экономическая политика желает быть свободной, она должна с большим реализмом видеть опасность "неотвратимости" и действовать соответствующим образом...". Экономическая политика, отмечал автор немецкого "экономического чуда", становится свободной, если учитывает динамику всего хозяйственного порядка.

Следует отметить, что в определенный короткий промежуток времени экономическая стратегия государства может представлять угрозу для экономических субъектов. Она будет играть стимулирующую роль. Самый яркий пример - стратегия "шоковой терапии". Однако в странах, где она имела успех, ее временные рамки были жестко ограничены. Критическим фактором стало и экономическое основание, на котором она осуществлялась. Итак, можно констатировать, что такой тип стабилизационной стратегии эффективен, если он применяется при наличии значительной инфляции спроса и прекращается сразу после достижения стабилизирующего эффекта. Можно вспомнить также либерализацию внешней торговли, которая приводит к росту конкурентного давления, что, в свою очередь, угрожает безопасности национальных производителей. Будучи примененной после проведения структурной перестройки и на базе активной промышленной политики, такая либерализация имела бы успех. Однако реализована без надлежащей подготовки, она может подавлять национальное производство.

Основной миссией экономической стратегии является максимальная мобилизация всех доступных факторов, которые могут быть задействованы для достижения поставленных стратегических направлений и задач. С точки зрения венгерского исследователя Л. Чабы, один из главных критериев успешности трансформационной политики - “проложила она или не проложила путь к динамично эффективных решений, устойчивых в финансовом отношении траекторий роста”.

Американский исследователь в области менеджмента Дж. Томпсон дает более “простой” трактовка эффективной стратегии: “это выполнение правильных вещей в правильный способ и для правильных целей”. Признаками эффективной стратегии он считает:

адекватность стратегии (потребностям среды, ресурсам и ценностям организации и ее основной цели);


исполнительность стратегии (обеспеченность ресурсами, соответствие требованиям и интересам субъектов, которым принадлежит ее воплощать, соответствие текущем историческом момента);

приемлемость стратегии (соответствие стратегическим общественным потребностям и интересам, надлежащая ожидаемая отдача, наличие синергетического эффекта, приемлемый уровень рисков реализации стратегии).


Следовательно, чтобы быть эффективной, стратегия должна разрабатываться в соответствии с определенного комплекса условий, требований и критериев, а ее реализация - происходить за обеспечение соответствующих институциональных рамок. По мнению специалистов из современного менеджмента, общими факторами эффективности стратегии любого уровня является:

четко сформулированные задачи, которые могут меняться вокруг поставленных целей;


поддержка инициативы исполнителей, что повышает свободу политического маневра;

концентрация усилий, что позволяет достичь максимального результата при минимальных усилий;


гибкость, что дает запас прочности для свободы маневра;

скоординированность действий и ответственность руководства за результат;


защита основных ресурсов и жизненно важных систем организации.

Исходя из изложенного выше, можно сформулировать ряд фундаментальных принципов формирования эффективной экономической стратегии государства.

1. Обоснованность - поддержка каждого из положений научными расчетами. Эффективная стратегия должна иметь концептуальная определенность и реагировать на непредвиденные и неизвестные факторы. Непременным условием является предсказание динамической коррекции критериев и целевых показателей по относительной макроэкономической дестабилизации. По нашему мнению, эффективная стратегия в переходной экономике должна исходить из осознания объективной необходимости периода нестабильности во время перехода к политике роста и использования элементов нестабильности как дополнительных рычагов экономической трансформации. Неучет этого объективного процесса построения стратегий будет означать его стихийный характер, что будет воспринято как угроза реализации стратегии и вызовет не предусмотренные ею экстренные меры. Это будет означать ее провал как комплекса взаимосвязанных мероприятий.

2. Прозрачность - четкое изложение стратегии, доведение ее целей, направлений и задач к вертикали исполнительной власти, граждан, субъектов хозяйствования, иностранных инвесторов и кредиторов и строгое следование им. Правдивое информирование о необходимости мер экономической политики, предпринимаемых и их назначение в контексте целостной стратегии, прозрачность информации о возможной реакции органов экономической власти на явления дестабилизации макроэкономического положения является необходимым условием консолидации усилий экономических, политических и общественных сил общества. Стратегия должна быть понятной для всех слоев общества - от ее непосредственных исполнителей - до общественности. Вместе с тем изложение стратегии не должен быть упрощенным. Упрощенность противоречит прозрачности стратегии, поскольку скрывает (пусть неосознанно) весь комплекс ее возможных последствий.

3. Легитимность - восприятие стратегии подавляющим большинством общества, политических и экономических сил. Нужно создать условия для направления деятельности независимых экономических субъектов, каждый из которых руководствуется прежде всего собственными экономическими интересами, в русло реализации стратегической программы. Тогда удастся реализовать главное преимущество рыночной экономики над административным - когда объект политики является одновременно ее субъектом, что вызывает синергетический эффект и кардинальным образом усиливает эффективность государственной стратегии.

Следует осознать, что в современной хозяйственной системе административного определение целей недостаточно. В связи с этим уже в процессе разработки стратегическая программа должна предусматривать экономические и политические силы, на которые будет опираться ее реализация, для чего сочетать в себе реалистичность - выходить из трезвой оценки возможностей страны - и приемлемость обществом - содержать общественно привлекательные цели. Эффективная стратегия должна быть ориентирована на максимально широкое распределение эффекта от экономического роста на все слои общества и экономические группы, что позволит объединить их интересы вокруг общенациональных целей. Как указывалось выше, адекватное функционирование системы рыночных регуляторов возможно лишь при условии способности частных экономических субъектов разрабатывать и осуществлять собственные эффективные экономические стратегии.

4. Адекватность - учета комплекса характеристик текущего состояния экономической системы, достигнутых результатов и использования ее особенностей как факторов экономического обновления. Это требует всестороннего анализа имеющегося организационного, технологического и экономического потенциала страны с целью максимального использования имеющихся ресурсов и, самое главное, активного преодоления ресурсных ограничений. Поскольку в переходной экономике соответствующие рыночные механизмы не работают должным образом, активная стратегическая роль государства как главного реформатора в трансформационном процессе является неизбежной.

В связи с этим с принципиально новых позиций нужно рассмотреть проблему макроэкономической стабилизации. Новая парадигма стабилизации должна обеспечить трансформацию валютно-денежной стабилизации в экономический рост и достижение дальнейшей макроэкономической стабилизации через рост и следующие структурные изменения. В соответствии стратегия государства должна выйти за пределы антикризисных мер, а ее приоритеты - модифицироваться в сторону таких, обеспечивающих экономический рост.

5. Контролируемость - наличие определенных критериев успешности мероприятий программы, отслеживание своевременности, полноты их достижения, ориентиров оперативной корректировки. Индикаторами эффективности трансформационной стратегии должны стать те, что имеют комплексный характер и характеризуют действительно долгосрочные тенденции. Такими показателями являются: конкурентоспособность, вектор структурных сдвигов, развитие предпринимательства, роста занятости, роста доходов предприятий и населения.

6. Логичность - установление ограниченного количества ключевых задач, определение путей их последовательной реализации, которые бы учитывали: современное состояние проблемы, цели, средства реализации, потенциальные угрозы реализации и критерии выполнения. Последовательность является определяющим фактором успешности стратегии. Однако, поскольку как с субъектами, так и с объектами экономической стратегии происходят постоянные трансформации, должны систематически меняться направления, задачи и приоритеты, а также цель стратегии. Стратегия должна предусматривать динамизм критериев и приоритетов в зависимости от состояния экономической системы, которая будет обеспечивать большую гибкость экономической политики. Важной характеристикой эффективной стратегии является непротиворечивость целей. Поэтому актуальным является предсказание необходимости своевременной отказа от мер экономической политики, которые уже выполнили свое предназначение и превратились в дестабилизирующие факторы.

7. Структурная совершенство. Согласно теории менеджмента, будь-яка эффективная стратегия должна содержать три составляющие: основные цели (задачи), основные элементы политики, последовательность основных действий. Таким образом, важным признаком эффективной стратегии является ее структурная целостность и неразрывное единство теоретических основ формирования и практики реализации. Эффективная стратегия должна также включать в себя иерархию стратегий, согласованных со стратегией более высокого уровня: стратегий низшего уровня (например, субъектов хозяйствования), локальных (отраслевого развития) или региональных (регионального развития).

8. Учет внешних воздействий. Следует отказаться от попыток строить экономическую стратегию, учитывая лишь сугубо внутренние факторы и проблемы и игнорируя при этом геоэкономические факторы и процессы глобализации. Наоборот, геоэкономическая парадигма должна быть первичной за определение внутренней экономической стратегии и модели поведения как государственных институтов, так и субъектов хозяйствования. Внутренняя стратегия должна осуществляться в комплексе геополитического самоопределения в системе отношений с основными региональными экономическими и политическими объединениями.

Формирование эффективной стратегии является достаточно трудной задачей и сложность его прямо пропорциональна степени неопределенности ожидаемых внешних и внутренних факторов экономического развития, которые будут влиять на реализацию этой стратегии. В процессе осуществления экономической политики государства возможно возникновение ряда факторов, которые существенно снижают эффективность государственного регулирования экономики и требуют целенаправленного корректировки в русле стратегии повышения дееспособности государства. Такие препятствия возникают вследствие объективного развития событий, так и через применение неадекватных средств экономической политики государства. Прежде всего формированию эффективной стратегии мешает ряд объективных препятствий, которые уже упоминавшийся Дж. Томпсон называет “парадоксами стратегии”. Среди них он выделяет следующие:

план будущего строится на базе прошлого опыта, поэтому влияние экстраполяции (“рациональных ожиданий”) может быть слишком мощным;


реальная стратегия непременно отличается от запланированной, поскольку гибко реагирует на изменения в среде своей реализации;

организация должна одновременно реагировать на изменения внутри себя и во внешней среде, противостоя как внутренним, так и внешним факторам;


возможности организации часто не совпадают с намерениями, которые продиктованы под влиянием определенных позасистемних сил (амбициями руководителя предприятия, давлением международных финансовых организаций или завышенными ожиданиями общества);

происходит слияние экономических и внеэкономических факторов, которые развиваются на разной методологической базе;


средства реализации стратегии должны иметь конкретную сфокусированность - и одновременно влиять на реализацию системных изменений;

целеустремленность и заданность направлений стратегии сочетается с потребностью в гибкости и инновационности стратегических задач и экономической тактики;


централизованное планирование, которое исходит из единого центра (дирекции предприятия или правительства страны) сочетается с децентрализованным выполнением (подразделениями предприятия, органами госвласти и субъектами хозяйствования).

Наряду с перечисленными объективными препятствиями, которые затрудняют обеспечение эффективности экономической стратегии, существует также ряд типичных “субъективных” причин - распространенных ошибок в разработке и реализации стратегии. Попутно отметим, что самый питательный грунт для обобщения и анализа таких ошибок представлен практикой экономической политики в переходных экономиках. Среди таких препятствий следует выделить следующие.

1. Неадекватность методологической базы. Совершенствование методологической базы государственной активности в переходных экономиках представляется особенно важным ввиду того, что, как показал опыт, экономические системы такого типа значительно более чувствительны к мероприятий государственной политики. В частности во время разработки и реализации стратегий экономической стабилизации в Украине не было учтено накопленного опыта регулирования нестабильных экономических систем, состоялось некритическое применение теоретической и практической базы, приобретенной на территории развитых экономик и малопридатної для переходного периода. В подготовке мер по выходу экономики из трансформационного кризиса и перехода к экономическому росту необходима переориентация методологических основ экономической политики на теории нестабильных экономик, а источником практического опыта должны выступать практика политики государства в переходных экономиках, прежде всего в странах СНГ и собственный опыт Украины.

2. Несоблюдение баланса экономических стратегии и тактики. Если задача государственной стратегии трактуются слишком узко, происходит смешивание стратегии и тактики. В этом случае может быть достигнут временный локальный стабилизационный эффект, такой как минимизация темпов инфляции, балансировка бюджета, достижения стабильности валютного курса и т.п., но поддержка стабильности в стратегическом плане, как и обеспечение экономического роста, будут значительно затруднены. Происходит своеобразное „растяжения” стратегии по отдельным направлениям ее реализации, что делает невозможным целостную оценку ее эффективности. Как будет изложено далее, противоречие между стратегией и тактикой в последнее время приобрела в Украине значительной остроты. Ее конкретным проявлением стал разрыв между задачами инновационно ориентированного ускоренного роста, построения социально ориентированной экономики и потребностями соблюдения текущего фискального и платежного балансов. Вследствие этого в Украине до сих пор не разработаны дееспособной концепции перехода от денежно-фискальной стабилизации к экономическому росту, а положительные тенденции, которые наблюдаются с конца 1999 г., имеют скорее спонтанный, зависящие в основном от внешних факторов характер.

3. Смешение целей и средств реформ. Степень успешности рыночной трансформации часто начинает оцениваться по степени развития отдельных рыночных экономических форм и отношений. Тогда достижения одних стратегических задач становится на пути выполнения других, что в целом мешает преследовать стратегическую цель. Достаточно рельефно такое смешивание можно увидеть на примере постановки задач фискального сбалансирования. Похожая ситуация наблюдается также в отношении попыток налаживания платежной дисциплины в топливно-энергетическом комплексе, уменьшение бартеризации экономики, развития малого и среднего бизнеса и т.д. На современном этапе весьма показательным является пример определения как стратегического приоритета вступление Украины в ВТО, который происходит без детального анализа его комплексного влияния на состояние социально-экономической системы. Перечень таких примеров может быть продолжен.

4. Краткосрочные горизонты. Учитывая то, что стратегические цели общества выходят далеко за пределы краткосрочных программ, существует угроза их игнорирование действующими политическими силами. Частая смена украинских правительств стала помехой преемственности экономической политики государства. Достаточно наглядным примером стала судьба разработанной под руководством правительства В. Пустовойтенко программы "Украина-2010", которая, несмотря на всю ее несовершенство, была весомой попыткой осуществления стратегического планирования украинской экономической политики. Позднее ее судьбу разделила также программа “Реформы ради благосостояния”. Ющенко. Сосредоточенность правительства на решении конкретных краткосрочных задач при отсутствии признанных стратегических ориентиров делает его значительно более удобным объектом для атак представителей корпоративных групп.

Динамичность структуры, набора субъектов и объектов экономической стратегии привлекают внимание к границ эффективности экономической политики государства в рыночной экономике или степени регулирующего влияния государства на те или иные составляющие экономической системы, при котором государственная экономическая стратегия сохраняет свою эффективность. Через то, что эти границы определяются, прежде всего, способностью экономической системы к саморегулированию, в условиях нестабильной экономики они значительно меняются.

Очевидно, что предельная граница государственной активности, ниже которой вмешательства государства недостаточно для обеспечения эффективности экономической стратегии, определена необходимостью поддержки рыночной среды. Следовательно, государство должно обеспечивать базовые рыночные параметры согласно известных положений о “отказа рынке”, контролировать соблюдение хозяйственного, гражданского и уголовного права, обеспечивать целостность территории и т.д. Чем более дееспособными есть частные экономические субъекты, тем более ниже может быть предел государственной активности.

Определить верхнюю границу, за которой экономическая политика государства теряет свою эффективность, значительно труднее. Каждая из стран имеет собственный уровень этого показателя. К тому же с изменением этапов экономических преобразований эта граница существенно смещается. Высокий уровень государственного вмешательства в состоянии способствовать быстрой построении развитой структуры экономических субъектов за небольшой промежуток времени. В переходных экономиках "шоковая терапия" была успешной не во всех странах, а стратегия постепенных изменений не обязательно влекла за собой стагнацию.

По мнению автора, верхняя граница эффективности экономической стратегии государства зависит от наличия и эффективности использования государственных ресурсов, определенных стратегических задач и приоритетов, способности институциональной структуры общества обеспечивать единство частных экономических стратегий и экономической стратегии государства.

Изложены основные принципы стратегической эффективности позволяют трактовать эффективность в качестве обеспечения оптимального функционирования субъекта за счет рационального использования ресурсов объекта. Экономическая стратегия является неразрывной целостности цепи - от стратегического замысла до его практического воплощения. Поэтому неэффективность реализации мероприятий в сфере экономической политики - проблема не института реализации, а прежде всего института, ответственного за выработку таких мероприятий. Конечным критерием эффективности стратегии является именно ее выполнимость. Эффективная стратегия - это та, которая предусматривает рычаги собственного исполнения и исключает возможность невыполнения, за исключением ограниченного перечня форсмажорных обстоятельств или волюнтаристских политических сдвигов. Со своей стороны, отсутствие в неэффективной стратегии действующих механизмов ее реализации является своего рода “встроенным предохранителем” для защиты национальной экономики от некорректных политических решений, принятых под влиянием как внутренних, так и внешних сил.



Назад