Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

2. Предпосылки и факторы эффективности экономической стратегии в нестабильной экономике


Как показали результаты исследования реализации экономической политики в нестабильных экономических системах, путь к национальному успеху лежит через применение гибких подходов к формированию экономических стратегий, сочетание традиционных и специфических мер экономической политики, определение четких временных границ, в которых эти меры будут сохранять эффективность, изменение инструментария экономической политики в соответствии с изменениями ее объекта.

Анализ опыта реализации экономической стратегии в странах с различными общественно-экономическими системами позволил выделить факторы успехов и неудач в экономической политике государства. Это дает возможность определить ряд концептуальных аспектов государственной стратегии в нестабильных рыночных экономических системах, которые коренным образом отличают эту стратегию от той, что традиционно осуществляется в развитых странах со сбалансированной экономикой. Учета этих аспектов может оказать методологическую основу для разработки в Украине эффективной государственной стратегии. Благодаря проведенному анализу можно также определить главные угрозы, возникающие в нестабильных экономиках как вследствие объективного развития событий, так и через применение неадекватных средств экономической политики государства.

Задачи государственной экономической стратегии в нестабильной экономике определяются особенностями генезиса нестабильности и текущего состояния экономической системы и представляют собой гибкий комплекс целей, которые достигаются стратегической экономической политикой государства. Ими являются: создание условий и обеспечение устойчивого сбалансированного экономического роста; обеспечение стабильности денежно-финансовой системы; перестройка структуры производственного потенциала и ресурсов в соответствии с требованиями, необходимых для построения современной развитой экономики; эффективное включение экономики к мировой экономической системы; увеличение занятости и повышение социальной стабильности; создание системы органов государственной власти и негосударственных институтов, адекватной современным требованиям и потребностям экономической стабилизации и роста; обеспечение правовой среды. Приоритеты приведенной стратегии формируются в зависимости от конкретного состояния социально-экономической системы и являются отличными в различных типах нестабильных экономик. Характерный для нестабильной экономической системы динамизм в структуре субъектов и объектов экономической стратегии государства содержит потенциальную опасность отставания комплекса поставленных стратегических задач от реальной динамики экономической системы.

Совершенствование методологической базы государственной активности в нестабильных экономиках представляется особенно важным. Ведь, как показал опыт, экономические системы такого типа значительно легче поддаются как положительному, так и отрицательному влиянию мер государственной политики. Поэтому нестабильные экономики критические относительно методологической базы государственной стратегии экономической стабилизации, что в них применяется.

Прежде всего нужно определиться с пониманием термина “экономическая стабилизация”, углубить его традиционную трактовку за разработки соответствующей политики в Украине. Исходя из методологического аппарата и определения органичности общественной системы, изложенных в первой главе, стабильность можно толковать как достижение такого состояния экономической системы, который может поддерживаться длительное время с помощью присущих ей регулирующих средств.

Такая трактовка позволяет понимать экономическую стабилизацию не как состояние, а как стратегический процесс, который состоит в приближении к экономической стабильности. Этот процесс имеет значительную продолжительность. Соответственно должны формулироваться и критерии стабилизации. Как показал опыт, ими не могут выступать снижение до определенной, заранее определенной величины темпов инфляции, колебаний курса национальной валюты, сбалансирование дефицита бюджета и платежного баланса. Ведь в таком случае стабилизация должна была бы рассматриваться как мера экономической тактики, на самом же деле она является одним из направлений экономической стратегии. Следовательно, критерием может быть только усиления действия рыночных регуляторов, и для каждого конкретного состояния экономической системы существует свой, индивидуальный уровень макроэкономических показателей, за которого система получает способность к саморегулированию.

Итак, стабилизация является комплексным понятием, учитывающий состояние всех составляющих экономической системы. При условии некомплексності оценки неизбежно нарастание макроэкономических диспропорций. Достижения локальной устойчивости (например, денежной) является непременной составляющей стратегии экономической стабилизации, однако должен рассматриваться именно как одна из составляющих, а не как ключевое направление экономической политики государства.

Экономический рост является показателем действенности процессов саморегуляции в долговременном периоде. Ведь их основа - согласование интересов частных экономических субъектов с общественным интересом и между собой, а они, в свою очередь, базируются на необходимости постоянного роста. Экономический рост является логическим следствием успешной стабилизационной стратегии, дает возможность удерживать стабильность в течение длительного времени. Рост является также необходимым условием стабилизации через то, что в большинстве стабилизационных процессов необходимы значительные усилия по структурной перестройки экономики. Следовательно, практика нестабильных экономик показывает, что установление устойчивого экономического роста является неотъемлемой частью стратегии экономической стабилизации.

По мнению автора, можно рассматривать переход к экономическому росту как критерий успешности первого этапа стабилизационной стратегии. Экономический рост, что обусловлено повышением стабильности экономики и укрепляет эту стабильность, характеризует процесс расширенного общественного воспроизводства. Это означает, что стабилизационные меры не должны разрушать основы экономического роста.

Первый этап экономической стабилизации, связанный с устранением главных деструктивных факторов и институциональным шоком, как правило, сопровождается спадом производства. Однако он не может длиться больше чем 2-3 года. Поскольку далее, что особенно показательно для Украины, этот спад, собственно, начинает генерировать факторы, разрушающие экономическую систему.

Как отмечалось выше, для обеспечения эффективной экономической стабилизации критически важными являются три главные характеристики экономической стратегии: ее структура, последовательность и институциональное обеспечение.

Структура экономической стратегии в рыночной экономике определяется структурой субъекта и теоретической основой его деятельности, уровнем развития рыночной среды, институционной структурой общества, определенными экзогенными факторами. Структурированность экономической стратегии предполагает наличие четко определенной и правильно сформулированной цели, набора стратегических направлений, которые происходят из главных тенденций развития экономической системы, стратегических задач и приоритетов, которые, собственно, призванные обеспечить стабилизацию и экономический рост, и соответствующих им мер экономической тактики.

Опыт показал, что страны с развитой структурой экономической стратегии (Южная Корея, Тайвань, Китай), имели наибольший успех. Там задачи и направления экономической стратегии было четко подчинено стратегической цели - стабилизации экономики и обеспечению экономического роста. Определенные диспропорции приводили к структурных противоречий, инфляционных тенденций, однако они были быстро ликвидированы действием преимущественно свойственных этим системам рыночных рычагов.

Зато опыт ряда других стран демонстрирует значительные деформации структуры экономической стратегии. Показательна практика стран Латинской Америки, которые перешли от чрезмерного огосударствления экономики к предоставлению неоправданного приоритета денежной стабилизации и выравнивание платежного баланса за счет других задач экономической стабилизации.

В переходных обществах происходят значительные сдвиги в структуре общественной системы, что вызывает нарушения и в экономической стратегии. В большинстве из них следует говорить прежде всего о недостаточную определенность стратегической цели. Поскольку за последние относился переход к рыночной экономике, экономическая стратегия упрощалась до политики либерализации. За перерастание отдельных задач либерализации цен, снижение бюджетного дефицита, антиинфляционной политики, приватизации государственной собственности в стратегические направления происходило существенное ухудшение показателей экономической динамики. Ведь эти задачи имеют смысл лишь как составляющие пакета мероприятий экономической стратегии. Поэтому и в Украине, где характера стратегических направлений с середины 90-х годов приобрели антиинфляционная политика, минимизация бюджетного дефицита и стабилизация валютного курса, наблюдался продолжительный экономический спад и распад тех составляющих экономической системы, не входящих в указанных направлений, прежде всего собственно производственного комплекса. Стабилизационная стратегия в переходных экономиках была успешной прежде всего в странах, где государство оставило за собой роль главного реформатора (Польша, Венгрия, Чехия, Китай), координируя и контролируя процессы экономической трансформации.

Одной из важнейших черт успешных стратегий стабилизации было первоочередное содействия развитию частных экономических субъектов, укреплению национальных производителей как первичного звена национальной экономики, восстановлению и расширению их связей. Расчет на самостоятельное развитие частных предприятий после либерализации экономики в постсоциалистических странах не имел желаемых результатов, через что правительства этих стран вынуждены были перейти к активной политике развития институциональной структуры. Главной причиной трансформационного кризиса и кризиса в Латинской Америке 80-90-х годов ХХ в. является переоценка способности частных экономических субъектов осуществлять эффективную экономическую стратегию в условиях резкого ухода государства от регулирования экономики.

Исходя из приведенного выше, можно определить причину чрезмерной продолжительности трансформационного кризиса в Украине. Она заключается в том, что в экономической стратегии государства объектом выступают экономические показатели, а не экономические субъекты как таковые. Это привело к постоянному ухудшению положения предприятий, помешало созданию новых эффективных частных собственников. Следовательно, стратегия экономической стабилизации реализовывалась без предварительного обеспечения субъектной базы этой стратегии. При таких условиях преследования экономическим субъектом собственных интересов может приобретать разрушительного для общества характер, что и продемонстрировал опыт стран Латинской Америки, так и Украины.

Исходя из динамичности структуры экономической стратегии, необходимой является требование о ее последовательности. Ведь в нестабильной экономике происходят постоянные изменения состояния экономической системы, макроэкономических показателей, которые учитываются при разработке экономических стратегий различных уровней. Радикально, особенно в переходных экономиках, меняется институциональная структура, в том числе - структура органов государственной власти. Таким образом, через трансформации, происходящие с субъектами и объектами экономической стратегии, должны постоянно меняться ее направления, задачи и приоритеты, а также стратегическая цель. Наибольший успех в процессе стабилизации имели страны, осуществлявшие последовательную экономическую стратегию, каждый из этапов которой опирался на достижения предыдущего и формировал предпосылки перехода к следующему. В условиях нестабильности рыночная экономика проявляет тенденцию к увеличению стихийных неконструктивных явлений и в то же время не сопротивляется государственном влияния. Поэтому за наиболее эффективную можно считать стратегию, по которой осуществляется активное государственное вмешательство на ранних стадиях развития рынка с постепенным предоставлением части управленческих функций частным экономическим субъектам в мере их готовности к этому.

Практика свидетельствует, что последовательность экономической стратегии является определяющим элементом локальной или краткосрочной экономической стабилизации. Последовательная антиинфляционная стратегия достигла значительных успехов в ряде стран Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, хотя в долгосрочном плане не обязательно приводило к экономического роста. Последнему также не способствовала стабилизация некоторых макроэкономических показателей, достигнутая в Украине. К тому же определенные меры стабилизационной стратегии стали объективной угрозой для частных экономических субъектов страны. Попытку "шоковой терапии" было осуществлено по условий уже раскрученной инфляционной спирали и значительной инфляции издержек, поэтому она имела существенный разрушительное влияние на сферу производства. Таким образом, если последовательность экономической стратегии является ответственным за экономическую стабилизацию роста обусловлено реальным наполнением этой стратегии.

В большинстве нестабильных экономик первый этап стабилизационной стратегии начинался с жестких средств монетарного регулирования, хотя в странах, где такая стратегия была эффективной, не эти меры играли определяющую роль. Монетарные ограничения там сочетались с регулировкой распределения кредитных ресурсов, развитием структур инвестирования. В долгосрочном плане главным направлением стабилизационной стратегии должно быть изменение технологической и институциональной структуры экономической системы с целью формирования условий для сбалансированного воспроизводства.

Учитывая то, что промышленный потенциал нестабильных экономик, как правило, требует существенного усовершенствования, наибольшее внимание в стратегиях, которые достигли успеха, уделялось промышленной политике. Несмотря на то, что формирование эффективной институциональной структуры частных экономических субъектов лишь продолжалось, стратегии экономической стабилизации на перспективных направлениях предусматривали развитие государственной собственности с последующим постепенным уменьшением ее веса. Обращает на себя внимание активное содействие развитию широкой сети кооперационных связей между национальными экономическими субъектами, что особенно характерно для новых индустриальных стран, а также некоторых переходных экономик. Такая сеть существенно ускорила процесс становления институциональной системы разработки и реализации стратегий частных экономических субъектов, способствовала увеличению устойчивости экономической системы. Распространение получил приоритет повышения эффективности использования собственности над изменением ее формы.

Учитывая важность модернизации промышленной структуры, стратегия стабилизации прежде всего должна укреплять финансовый потенциал экономики. Проблема финансирования экономических преобразований в успешных странах решалась за счет сочетания государственных, ссудных и внутренних частных ресурсов. Разрушение финансов предприятий вследствие деформированной экономической стратегии в переходных экономиках привело к слишком медленной структурной перестройки и, как следствие, длительной инфляции, внутренних и внешних дисбалансов. Через особую важность финансовой системы ее либерализация в большинстве нестабильных экономик, которые достигли определенных успехов, проводилась постепенно и после существенного снижения макроэкономических диспропорций. Опыт нестабильных экономик засвидетельствовал, что активная антиинфляционная политика может иметь незначительный тормозящее влияние на экономическое развитие, если стратегия предприятий денежно-финансовой сферы согласована с направлениями и задачами экономической стратегии государства (в частности в способ сохранения значительной части государственной собственности в банковском и финансовом секторах экономики).

Исследования показали, что достижение одинаковых результатов в различных странах возможно с помощью различных стратегий. Так, в восстановлении после Второй мировой войны как етатистська, так и либеральная стратегии имели высокие результаты, хотя первая достигла большего успеха в сбалансированном структурном развития, вторая - в построении системы экономической координации. Среди переходных экономик как “шоковая терапия”, так и политика градуализма за последовательного осуществления обеспечили фундамент для экономического роста. В случае непоследовательности любая из них может вызывать длительную стагнацию.

В новейшей экономической истории немало примеров, когда одинаковые меры экономической политики имели противоположные результаты. В частности политика протекционизма в Латинской Америке привела к консервации неэффективной производственной структуры, тогда как в “новых индустриальных странах” (НИК) способствовала развитию современного производственного потенциала. Это же касается экспансии государственной собственности. Внешнеторговая либерализация позволила странам Юго-Восточной Азии активно включиться в международное разделение труда, а в ряде переходных экономик - создавало неблагоприятные условия для национальных производителей. В НИК и послевоенной Японии льготное кредитование способствовало структурной перестройке экономики, зато в постсоциалистических странах и Латинской Америке часто оказывалось фактором раскручивания гиперинфляции и развития коррупции и “тенизации” экономики. Широкое привлечение иностранных инвестиций стало одной из причин финансового кризиса в Латинской Америке. Однако в южноазиатских странах эти капиталовложения использовались для построения технологической базы, а в Китае - для развития национальной промышленности.

Специфической чертой нестабильных экономик является возможность использования для экономического роста даже тех факторов, что в стабильных развитых экономиках рассматриваются как отрицательные. Это касается инфляционного финансирования, стимулирующего и компенсационного роли государственных инвестиций, целевого использования внешней и внутренней задолженности, патерналистских и корпоративістських тенденций. Выход за пределы традиционного подхода к регулированию рыночной экономики, удачное использование элементов нестабильности выступали факторами, благоприятными для экономической стабилизации в ряду рассматриваемых стран с переходной экономикой.

Таким образом, меры государственной экономической стратегии должны отвечать прежде всего текущем состояния нестабильной экономической системы, учитывая ее унаследованные составляющие и будущие элементы, которые только зарождаются. При таких условиях эти меры наилучшим образом могут быть включены в частных экономических стратегий, база которых інертніша, чем реформаційна стратегия государственного уровня. Через ограниченные возможности государства как субъекта экономической стратегии в переходной экономике перспективным представляется максимальное использование институционального и экономического потенциала, приобретенного государством до начала преобразований - сочетание традиций мелкого частного и большого государственного предпринимательства, государственного патернализма, “рентной активности”, что так или иначе хранят в своих стратегиях “лидеры” переходного процесса.

Для 80-90-х годов было характерно резкое возрастание степени “открытости” рыночных экономических систем. С одной стороны, это расширяет доступность финансовых ресурсов, делает возможным осуществление международной специализации и разделения труда, облегчает движение технологий, организационных инноваций и т.д. С другой - может вызвать негативные потоки капиталов, усиливать нестабильность национальной валюты и выступать фактором импорта инфляции, а также существенно ограничивает самостоятельность национальной экономической политики. Следовательно, страны с нестабильной экономикой сталкиваются с проблемой рационального сочетания стратегии внутренней стабилизации и дестабилизирующего влияния внешнеэкономических факторов.

Опыт показал, что слишком быстрое “открытие” национальных экономик приводит к структурным шоков в ряде отраслей, которые оказываются неспособными к быстрой перестройки в соответствии с требованиями международной конкуренции. Через спад производства в этих отраслях повышается потребность в импорте. Таким образом, структурные изменения в таких экономиках происходят практически неуправляемо и часто не отвечают стратегическим интересам государства. “Открытие” нестабильной экономики может быть успешным лишь в сочетании с соответствующими промышленной и институционной политиками, которые должны создать необходимую массу эффективно действующих устойчивых частных экономических субъектов.

В международном движении капиталов содержится значительный потенциал нестабильности для малоразвитых стран. На фоне высоких процентных ставок в нестабильных экономиках возрастает опасность осуществления спекулятивных операций краткосрочных капиталов, что в конечном итоге вызывают отток финансовых ресурсов из страны. Как показал опыт, привлечение заемных капиталов и портфельных инвестиций имеет смысл, если в стране имеется развитая структура частных экономических субъектов, способных к эффективному использованию полученных средств в стратегических целях. Как показала практика Латинской Америки, прямые инвестиции, направленные в первую очередь на экспортное производство, также могут быть проводником нестабильности, поскольку резко увеличивают зависимость главных макроэкономических пропорций и экономической политики от внешних для данной экономической системы факторов.

Опыт нестабильных экономик позволяет прийти к выводу о значительного влияния структурных факторов на эффективность мер экономической стратегии государства. Развитость рыночной инфраструктуры оказалась критической для мероприятий по краткосрочной денежно-финансовой стабилизации, а состояние институциональной структуры - для долговременной политики технологической перестройки и роста.

Несмотря на значительное разнообразие стратегий экономической стабилизации и роста, примененных в нестабильных экономических системах, они имеют общие черты. Страны с эффективной экономической стратегией государства характеризовались целостностью структуры, правильным определением баланса между государственным и частными экономическими стратегиями и их согласованию, четкой последовательностью стратегических мероприятий и их наполнением согласно объективных потребностей экономических систем. Итак, один из главных выводов данного анализа заключается в том, что общей чертой эффективных экономических стратегий в нестабильных экономических системах является опора их на четкие институциональные структуры реализации экономической власти от микро - до макроуровня. Наличие таких структур, в которые входят институты государственной власти, координации интересов на микроуровне, связи микро - и макроуровня, механизмы включения в международных общественных отношений, является определяющим фактором эффективности экономической стратегии. Институциональная база обеспечивает распределение стратегических функций между микро - и макрорівнем и определяет оптимальную для данных условий массу экономической власти в обществе.

Субъект государственной экономической стратегии имеет сложную структуру и представлен законодательными и исполнительными (отраслевых-функциональными, согласовательными, региональными институтами). Опыт нестабильных экономик продемонстрировал чрезвычайную важность единства ветвей власти и государственных институтов, взаимной согласованности и преемственности их политики. Включение различного рода деловых союзов в состав субъектов экономической политики государства позволило осуществлять максимально эффективный и оперативный связь между институтами государственной власти и субъектами частных экономических стратегий, на которые, собственно, и направлен влияние этих институтов. Привлечение предпринимателей к принятию экономических решений и выработки государственной экономической стратегии предоставляет возможность реализовывать самую благоприятную для развития национального производства и бизнеса экономическую политику. Очень важно и то, что при таких условиях экономическая политика государства оказывается прозрачной и предсказуемой, следовательно, может быть наилучшим образом учтена в частных экономических стратегиях.

Установление партнерских отношений государства и бизнеса, прозрачность экономической политики, значительное внимание, которое уделялось развитию человеческого капитала и социальной сферы, стали важными факторами стабилизации национальных экономик, концентрации интересов различных уровней на экономической стабильности и росте.



Назад