Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 2. Различные виды нетрадиционных уроков


Творчество человека - это деятельность, направленная на создание нового продукта, то есть нового материального объекта, нового знания, новой технологии. При этом новизна продукта может быть объективной, если его не было в прошлом опыте человечества, и субъективным, если этот продукт отсутствовал лишь в опыте самого человека.

Очевидно, необходимо выделять творческий урок как для учителя, так и для учеников.

Творческий урок для учителя - это урок, на котором организуется творческая деятельность учащихся, которые самостоятельно "создают" новый для себя продукт: новые знания, новую систему действий, новый метод достижения и т.д.

Творческий урок для ученика - это урок, на котором ученики для личных потребностей и мотивов формулируют цели деятельности, организуют адекватную этим целям деятельность.

Разумеется, для того, чтобы вызвать у ученика личную потребность в "создании" нового для себя продукта деятельности, необходимо поставить учеников в такую ситуацию, выход из которой невозможен без этого продукта. Для обеспечения творческого характера урока учителю необходимо осуществить выбор того продукта, который должен быть создан учениками на уроке, составить его характеристику, осуществить подбор и создание средств, необходимых для организации творческой деятельности учащихся, составить программу своей деятельности и учеников, реализацию этой программы, осуществление корректирующей деятельности.

Учитель должен установить, какие из элементов деятельности: цели, предмет, средства, программа действий должны быть данные ученикам в "готовом" виде, а какие они должны "создать" самостоятельно. Разработка нового продукта требует коллективных усилий. В законченном виде продукт формируется в ходе обсуждения полученных всеми результатов. Оценка качества созданного продукта должно проходить на том же уроке, через его применения.

Урок-аущіон. На доске написано список вопросов, которые должны быть проданы" на "аукционе" и на которые все ученики должны знать ответы. Для проведения "аукциона" избирается экспертная группа, руководитель этой группы - ведущий. Ведущий определяет, в каком порядке он должен называть учеников, которые будут определять вопросы, что "продается". Ведущий называет первого ученика, тот - номер вопроса. Все глазами находят текст вопросы на доске. Ведущий спрашивает: "Кто хочет купить этот вопрос?" (надо понимать это вопрос как такое: "Кто знает ответ на него?"). Ждет поднятых рук. Считает: "Один", - снова читает вопросы и объявляет: "Два..." Если поднялась рука "покупателя", дает ему слово За ответ начисляются баллы. Ответ можно уточнить, расширить, углубить и за это также получить балл.

Когда вопрос полностью купленное, ведущий называет второго продавца и так пока все вопросы не будут выяснены.

Как пример, приведем описание урока-аукциона по физике.

Он заключается в публичном "продажи с молотка" простых предметов быта. Продажа осуществляют физические знания-ответы (а не за деньги), и покупателем вещи, предмета считается тот, кто последним даст ответ. Урок привлекает внимание учеников своей необычной формой. Он учит видеть физическое явление и закономерности в окружающей жизни.

Это урок повторения с акцентом на показ практического значения изученных вопросов. Готовят и ведут его участники физического кружка. Именно они организуют приобретение предметов для распродажи. Вопросом творчества учителей посвящены работы известного психолога Я. Пономарева, ученого-методиста В. Разумовского, интересные мысли по этому поводу находим в периодической педагогической прессе.

Во время проведения урока-аукциона, посвященного, например, тепловым явлениям и теплопроводности, предметами, которые распродавались, были: зубная щетка, зубная паста, пластилин, конфеты-леденцы, тетрадь с промокательной бумагой, пластмассовая линейка, простой карандаш, краски, детские воздушные шарики, игрушка для получения мыльных пузырей, спички, булочка в полиэтиленовом пакете.

План урока: 1) вступительное слово учителя, представление ведущих; 2) объяснение правил аукциона; 3) повторение основных вопросов того материала курса физики, который выносится на аукцион; 4) распродажа первых восьми вещей; 5) музыкальная пауза; 6) продолжения распродажи; 7) музыкальная пауза; 8) подведение итогов.

По демонстрационным столом сидят двое ведущих в костюмах, которые они сами сшили. На втором столе, который стоит рядом с первым, вокруг дзиги разложены предметы, за которые отвечает ведущий.

Перед началом урока звучит легкая музыка. Она замолкает, и учитель проводит фронтальное повторения.

Далее объясняет правила аукциона. Для того, чтобы "купить" вещь, необходимо найти связь между ней и физикой. Он подчеркивает, что ученики (желающие) по очереди дают ответ: называют физическое свойство, особенности тела, явления, которые используются при его создании, а ведущий после каждого ответа будет считать до трех. Если до счета "три" и удара гонга ответа не поступило, вещь считается проданной, и ее получает тот, кто отвечал последним. Если никакой связи предмета с физикой не было найдено, то приз остается в ведущих. Последовательность продаже предметов определяют с помощью стрелки на юле. Ведущие могут делать дополнения, называя те свойства, на которые не указали ученики. Приведем краткое описание процесса распродажи.

Продается мыло. Ответы: 1) это аморфное тело; 2) при растворении мыла в воде уменьшается коэффициент поверхностного натяжения воды; 3) мыльный раствор смачивает грязные поверхности.

Продается зубная паста и зубная щетка.

Ответы: 1) ворс щетки должен иметь упругие свойства, потому что при постоянном использовании щетки он постоянно подвергается деформации изгиба; 2) ручка щетки - твердое тело; 3) благодаря силам поверхностного натяжения и смачиваемости паста держится на щетке.

Продается булочка в полиэтиленовом пакете.

Ответы: 1) булочка - твердое пористое тело; 2) имеет упругие свойства; 3) при испарении с нее воды - черствеет; 4) чтобы избежать испарения и черствения - помещенная в полиэтиленовый пакет и т.д. [18, с.92-93].

Из приведенного выше описания урока поняла его методика проведения, которая может быть использована для подготовки и проведения урока-аукциона по другим предметам.

Урок-игра "знаешь Ли ты учебник?..". Для проведения урока необходимо иметь планшет, на котором нанесено игровое поле с 24 ячеек (5х4 см). В каждой такой ячейке размещен рисунок из учебника. Из него учитель выбирает фразы, текст, формулы, правила, которые объясняют рисунок и их записывают на отдельных карточках (размеры этих картонных карточек совпадают с клеточками игрового поля). Планшет с игровым полем можно закрепить вертикально, а карты прикрепляют к нему за помощью керамических магнитов. Картонные карточки к планшета можно прикрепить и другим способом. Игра проводится так. Одна половина картонных карточек поручается одной команде, другая половина - второй. Игра заключается в том, чтобы как можно быстрее правильно разложить на игровом поле карточки, то есть найти рисунок и комментарии на карте, которые по содержанию соответствуют друг другу [18].

Урок-игра "Телемост". Для этой игры изготавливают два комплекта жетонов. Первый определяет те страны, которые встречаются на телемосте. Другой предназначен для уточнения представителей, прибывших на встречу. Так, на жетонах английского серии могут быть надписи: "Ведущий", "Кембридж", "Оксфорд", "Лондон", "Глазго", а на жетонах украинской: "Ведущий", "Киев", "Киев", "Харьков", "Днепропетровск", "Одесса".

После обычного представления участников игры группы тянут жетоны, сначала из первого набора, а затем из второго. В каждой группе есть референт, который помогает формулировать ответ, а также ведущий и члены команды (группы). Ведущий первой команды называет ученика, который должен поставить вопрос второй команде. Он также оценивает востребования и на доске ставит балл за вопрос. Ведущий второй команды называет ученика, который должен отвечать на этот вопрос. Он оценивает ответ и ставит балл на доске. В случае осложнений референты помогают своим ведущим.

Урок - обмен информацией. Подготовка к уроку сводится к тому, что за 1 - 2 недели перед его проведением учащиеся получают задание поработать в библиотеке: подобрать книги, в которых бы в той или иной форме освещалась тема урока; продумать и предложить план изучения данного вопроса на уроке; отобрать материал для своего выступления и рассчитать его не более, чем на 5 мин. Желающие могут подготовить опыт, схемы, рисунки, таблицы и т.д. Выступающих специально не назначают. Для желающих проводятся консультации. Дается информация о том, какие материалы или наглядность из данной темы в учебном кабинете. Каждый ученик приносит на урок хотя бы одну книгу, в которой эта тема раскрыта более-менее полно, с которой ученик работал больше всего.

Одно из главных задач, стоящих перед учителем, - хорошо организовать обмен знаниями, которые получают ученики во время работы со "своими" книгами, позаботиться о соблюдении регламента, отфильтровывать от неістотної информации существенную, новую, актуальную.

Схема урока: формулирование целей урока, ознакомления с принесенными книгами, составление их списка и написания этого списка на доске, выбор плана изучения материала, работа с материалом, записи в тетрадях, суммирования, домашнее задание.

Обобщающий урок по теме (разделу). Подготовка начинается за две недели до него. Каждый ученик выбирает себе дело по желанию: сообщения, изготовление модели, рассказ о научные открытия, историческая справка, интересная задача, интересные опыты. То, что готовит каждый ученик, держится в секрете. Ученики приходят взволнованы и в приподнятом настроении. Они убеждаются, что урок - их творение. Как отмечают учителя, ученики начинают осмысливать, что процесс поиска приносит истинное наслаждение человеку.

В классе создается несколько групп по 4-5 учеников в кожній. им предложено составить контрольную работу по данной теме. На уроке учащиеся должны защитить свой вариант контрольной работы, то есть объяснить, почему именно они выбрали каждую конкретную задачу, какие знания проверяют Этой задачей, или типичные эти задачи, какой уровень сложности. После оговоренных вариантов ученики помогают решить составленные ими задачи.

Окончательный вариант контрольной работы составляется с учетом проведенной ранее работы самим учителем.

Урок - обзор знаний. Этот урок имеет ту особенность, что проверка организуется с целью ознакомления общественности - ученических организаций, родителей, шефов, классных руководителей, учителей других предметов, совета школы - с тем, чего достигли школьники.

Для обзора подбирается интересная и важная тема, разнообразные формы работы. Он длится 45 мин, требует много видов работы: фронтальное опрос по теории, решения задач и задач-опытов, диктант. За две недели до осмотра на стенде вывешиваются вопрос и типичные задачи или задачи. Класс делят на группы по 4-5 человек в каждой. В составе группы есть сильные, средние и слабые ученики. Возглавляют эти группы ученики старших классов или лучшие ученики с этого самого класса. Они занимаются с учениками группы индивидуально. Убедившись, что все подопечные хорошо усвоили материал, научились решать задачи, консультанты принимают учеников в зачет из каждого вида работ.

Для проведения обзора создается жюри. Председатель жюри и ведет урок-обзор. За полтора часа членам жюри надо выслушать ученика и оценить его знания из всех видов работы, поэтому члены жюри сами имеют очень хорошо владеть материалом.

Перед каждым членом жюри на столе лежит листок контроля, в котором есть графа для фамилии, имени, отчества, графа для каждого вида работы, еще одна графа для итоговой оценки.

Гости, которые присутствуют в классе, сидят за задними партами. Учитель, открывая обзор, объявляет тему, представляет жюри и гостей, а также председателя жюри (ведущего). Ему он предоставляет слово для объявления порядка проведения осмотра. После этого он вызывает 8 человек до двух досок, раздает карточки с заданиями разных видов. Эти карточки с заданиями раздаются 10 ученикам, которые сидят на 6 передних партах. Пока идет подготовка 20 учеников, - проходит фронтальное опрос по теории всех учеников, которые остались. Через 15 мин ученики, которые отвечают, письменные работы и сдают их опрашивают фронтально, а второй части класса раздают карточки с письменными заданиями. Затем класс пишет диктант (математический, физический или химический). Остальное время можно отвести на решение задач или на иные задачи. Члены жюри проверяют те работы, которые сдали ученики. После обсуждения (в другой комнате) оценки объявляются, заносятся в большую известность, которая вывешивается на стенде, итоговые оценки выставляются в журнале. В конце работы гости поздравляют учеников с успешным осмотром, награждают лучших.

Некоторые учителя подготовку к общественного обзора знаний начинают за месяц. Определяется тема, разрабатываются карточки-задания. В смотре принимают участие родители учащихся с учетом их профессии, интеллектуальной подготовки, жизненного опыта.

Урок-диспут. Когда относительно некой проблемы существуют противоположные мнения, принципиально разные подходы, то эта проблема может стать темой урока-диспута. Ценность таких уроков заключается в том, что на них формируется диалектического мышления школьников. Такие уроки помогают привлечь учащихся к живого, эмоционального общения и этим способствуют униканню формализма в знаниях учащихся. Они также учат выражать свое мнение, обосновывать ее, вести диалог, вникать в доводы оппонента, обнаруживать в них слабые места.

Чтобы участвовать в диалоге, необходимо знать фактический материал темы. Поэтому подготовка к уроку-диспута заставляет учеников еще и обрабатывать дополнительную литературу. Уроки-диспуты способствуют формированию у школьников убеждений.

В процессе подготовки к диспуту класс делят на две группы, два лагеря, которые придерживаются диаметрально противоположных точек зрения. В каждом лагере должны быть разные "специалисты". Они ведут поиск доказательств, подбирают аргументы, факты, чтобы защитить свою точку зрения. Каждая группа готовит такой вопрос, на который пришлось бы искать новые доказательства для защиты своей точки зрения. Сначала выступает кто из представителей одного лагеря, в диалог вступают специалисты с другой. Они задают друг другу вопросы, выслушивают ответа, соглашаются или не соглашаются, приходят к общему мнению.

В начале урока учащимся предлагаются интересные факты, доказательства, аргументы, которые записываются в тетрадь [18, 57].

Может быть такой вариант проведения диспута. Класс делят на группы по 4-5 человек. Каждой из них, кроме последней, дают задание подобрать литературу, разобраться в проблеме, причем с разных точек зрения, то есть выделить "за" и "против". "Журналисты" должны подготовить по одному "каверзному" вопросу каждой группе, чтобы выявить важные проблемы.

Диспут начинается с выступления представителя определенной специальности одной из групп. Свою точку зрения освещают в выступлениях представители этой самой специальности, "специалисты" из других групп. Далее "журналисты" представителям групп данной "специальности" ставят некоторые вопросы (учитель входит в группу журналистов, диспут же ведет кто из Учеников). Затем в дискуссию вступают представители других групп специальностей. Домой учащимся дается задание написать сочинение (своеобразный письменный отчет с диспута) и сделать вывод.

Урок-ролевая игра. Он нравится ученикам тем, что ставит их в условия, когда нужно решить производственное задание, дает возможность почувствовать себя взрослыми.

В школах практикуются уроки - ролевые игры "Защита диссертации", "Квартальный отчет в научно-исследовательском институте", "Патент", "Взлет специалистов", "Ранокуселі", "Работа конструкторского бюро", "Спасители", "Информационный поиск" и др. Например, последняя выглядит так: библиографы библиотеки получили задание - подобрать литературу по теме (дается ее название) и составить информационные карточки, которые должны быть аннотациями к книг и статей. "Библиографы" разделены на группы, которые специализируются в своих узких областях (сферах). В каждой группе есть старший библиограф. Все группы получают несколько книг и журналов, просматривают их. Сотрудники группы кратко рассказывают друг другу, что их книги, обмениваются мнениями по поводу того, соответствует ли данная книга групповой теме. Информатор группы записывает на листке названия отобранных книг и статей. Затем ученики составляют аннотации и записывают их на карточки. Главная часть урока - выступления старших "библиографов" с обзорными сообщениями, которые заключают работу сотрудников группы. После этого происходит короткое обсуждение.

Во время игры учащиеся убеждаются, что можно узнать много интересного, если материал изучать не только из учебника, но и пользоваться дополнительной литературой.

Урок - пресс-конференция. Такой урок проводят несколько учителей. Класс разбивается на группы. Одна их часть превращается на представителей прессы - сотрудников различных газет, другая - на специалистов различных отраслей. Специалистов одного профиля может быть несколько, их возглавляют консультанты. Сначала проводится общий инструктаж консультантов, а те уже начинают готовить свои группы.

До окончания пресс-конференции должна быть выпущена газета, придуманные ее название и рубрики. План проведения урока может быть таким: выступления тех представителей групп, которые занимаются историей вопроса, теоретиков, практиков и т.д.; после каждого сообщения представители прессы задают вопросы выступающему, далее проводятся оформления газет в группах, смотр-конкурс газет и итоги пресс-конференции.

Некоторые учителя уроки - пресс-конференции проводят с целью повторение и обобщение материала после изучения темы. За несколько дней до такого урока класс делится на 5-6 групп "журналистов", более-менее одинакового уровня подготовки, выбираются "специалисты" (4-5 человек). Каждая группа "журналистов" готовит вопрос отдельно. При этом самостоятельно может быть использована как учебная, так и дополнительная литература. Чтобы не было дублирования, сразу определяется сфера интересов для каждой группы. Кабинет или класс, где проводится прессконференция, в соответствии оформляется: столы переставляются так, чтобы каждая группа "журналистов" могла работать, не мешая другому, устанавливается подставка на столах с названиями газет и фамилиями "журналистов", которые представляет данная группа. За столом пресс-центра сидят ученики, которые выполняют роль "специалистов". В начале пресс-конференции - поздравления в адрес ее участников, далее сообщаются тема и общий круг вопросов, которые будут выноситься на конференции, представление "специалистов".

Группы задают вопрос, как правило, начиная его так: "Читателей нашего журнала (газеты) интересует такой вопрос...". "Читатели нашего журнала просят объяснить такое явление...". Ответ дают "специалисты", а "журналисты" записывают ее. Затем эти ответы будут использованы ими для написания заметки, статьи, которые зачитываются всему классу, их оценивает жюри. Заметки и статьи, которые жюри оценило как лучшие, прикрепляются к листу ватмана. Так получается экспресс-выпуск газеты [18].

Не менее интересными являются пресс-конференции, подготовленные учителями из многих предметов, которые имеют межпредметный характер.

Урок-соревнование. Это уроки, на которых обучение становится интересным и увлекательным процессом, что поглощает мысли и чувства всех. Они ценны как средство для формирования коллектива, чувство собственной ответственности и гордости, своей значимости.

Класс делится на две группы примерно одинаковых по уровню знаний. В каждой избираются капитан и консультант. Консультант занимается со слабыми учениками команды.

Урок состоит из нескольких конкурсов. Учеников предупреждают, что в ходе соревнования будет учитываться активность каждого члена команды и всей команды в целом.

Составляются ведомости, в них жюри будет вносить оценки каждому ученику за ответ. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Например, на уроке математики или физики могут быть такие конкурсы:

  1. "Знаешь ли ты формулы?"
  2. "Конкурс находчивых".
  3. "Соревнования любителей кроссвордов".
  4. "Понимаешь ли ты графики?"
  5. "Найди ошибку".
  6. "Поиск" и др.

Первый конкурс может быть проведен так. Представители команд вытаскивают бумажку, свернутую в трубочку, или бросают кубик, на гранях которого написаны формулы. Формулу записывают на доске, объясняют ее содержание, потом задают вопросы, которые касаются этой формулы. Жюри оценивает ответы и выставляет оценку в ведомость.

Второй конкурс, в котором каждый может проявить свою смекалку, посвящен розв'язуванню качественных задач. Задачи с рисунками записываются на карточках. Представители команд вытаскивают карточки-задания и отвечают на поставленный там вопрос. Если они не могут ответить, то просят помощи у команды, если и она не может, то просят помощи у команды-соперницы, но первая команда теряет баллы, а вторая - в случае правильного ответа - эти очки набирает.

Третий конкурс. Сетка-кроссворд нарисована на карточках, которые раздаются ученикам обеих команд. Под карточку подкладывают копірувальної и чистый лист бумаги. Решая кроссворд, ответы вписывают в карточку и сдают жюри. Кроссворд состоит учителем.

Четвертый конкурс. В нем, как и в третьем конкурсе, представители команд вытаскивают карточки, на которых начертаны графики. Здесь же - вопросы, на которые нужно ответить. На выполнение задания отводится определенное время. Карты сдаются жюри.

Уроки-соревнования могут быть проведены в форме физического, химического, математического, биологического, географического спартакиад. Складывается положение о спартакиаде. Участвуют два класса. Каждый имеет право задавать любой вопрос параллельном классу (но в пределах материала, изложенного в учебнике). Ответ - не более 1 мин. Кто должен отвечать - определяется простым жеребьевкой. Индивидуальных оценок нет, все идет в зачет команд.

Во время подготовки ученики заняты разработкой вопросов своим соперникам и ответов на них. Одновременно готовятся к тому, чтобы грамотно и правильно ответить на вопросы своих соперников.

Оценивает спартакиаду авторитетная комиссия, жюри. Замена индивидуальной оценки на коллективную способствует подъему активности учащихся, их общей заинтересованности.

Применение уроков-соревнований имеет целью реализацию различных целей. Игра-соревнование посвящается определенной теме. Предлагается для домашнего задания придумать вопросы и задания по теме. Класс разбивается на две группы, команды. Каждая команда свою работу держит в секрете. После подготовительной работы предлагается каждой команде в течение 10 мин. обсудить и сформулировать пять вопросов или задач команде-сопернице и при этом знать ответы на них. Жюри оценивает качество вопросов и качество ответов.

Блиц-турниры на уроках проводятся с целью развития устной речи, осмысленного повторения материала, накопления оценок [18].

Уроки-КВН, как правило, очень похожи на телевизионную игру КВН и могут быть проведены по схеме: "Разминка", "Домашнее задание", "Индивидуальная работа", "Конкурс "Угадай", "Конкурс мастеров искусства", "Конкурс розповідачів", "Конкурс капитанов".

Это повторювально-обобщающий урок. Задача имеет как репродуктивный и продуктивный характер, но форма выдвинутых задач юмористическая, просто интересная. Для проведения такого урока среди учеников класса выбираются члены двух команд. Критерии для выбора в члены команд могут быть разные, в т.ч. и от ряда парт может быть сформирована команда. Выбирается жюри тоже из числа учеников класса.

Разминка. Каждой команде предлагается составить рассказ по пройденной теме. Форма рассказа может быть юмористической и вместе с тем такой, чтобы в ней принимали участие все команды.

Инсценировка домашнего задания может охватывать любой один параграф учебника или весь материал данной темы.

Выполнение индивидуальной работы включает интересная задача для двух-трех учеников из каждой команды. Его выполнение оценивается за правильностью, полнотой и эстетичностью объяснения. Конкурс "Угадай" включает загадки, тесты, просто задача.

Конкурс мастеров искусства. От каждой команды выбирается по 3-4 ученики, которые выполняют роль художника, поэта, певца. Каждый из них должен исполнить свой номер, который по смыслу должно раскрывать тему КВН.

Конкурс рассказчиков. Обеим командам предлагается, например, картинка, по которой нужно составить рассказ.

Конкурс капитанов включает и решаемые задачи, и анализ картины.

Урок-КВН ученики очень любят, поскольку он проходит в теплой, доверительной обстановке. Музыкальные, поэтические вставки помогают поддержать эти обстоятельства.

Урок-спектакль в форме судебного заседания. Очень распространены уроки-спектакли в форме судебного заседания. Эта форма привлекательна тем, что в ней сталкиваются противоположные взгляды на суть отдельных вопросов. Приговор обосновывается, следовательно, такая форма проведения занятия способствует выяснению сути проблемы. Как и на обычном суде, здесь действующими лицами являются свидетели, адвокаты и те, кого обвиняют. Например, в театрализованном спектакли по физике "Волновые и квантовые свойства света" такими действующими лицами являются: госпожа Волновая Теория Світлівна и госпожа Корпускулярная Теория Світлівна, отец госпожи Теории Світлівни - господин Гюйгенс, отец госпожи Корпускулярной Теории, судьи, адвокаты, два стражи.

Каждый из учеников, получив свою роль, должен подготовить свое выступление, используя рекомендуемую литературу. Каждый должен знать, что перед началом своего выступления он должен представиться, кто он есть, в защиту кого он выступает и почему. Показания должны быть доказательными и обоснованными.

Урок - литературный концерт "Час воспоминаний", или "Встреча с прошлым". Из названия урока видно, что он имеет ярко выраженную историческую направленность. Действующими лицами такого урока есть ведущий, ученый, его современники, архивариус. Оформление помещения (класса, кабинета) должен напоминать прошлое, в ту эпоху, о которой идет речь.

Урок начинает ведущий. Он называет тему литературного концерта, немножко глубже касается ее и предоставляет слово архіваріусу.

Выступая, архивариус рассказывает, когда идет родился ученый, кто были его родители, о интересы, увлечения, успехи, неудачи, то есть рассказывает о том, как складывалась его судьба. Практикуют заслушивания рассказы самого ученого, используя магнитофон. Для этого находят, если можно, статью или выступление этого ученого, а затем поручают кому из учеников, или даже взрослым с хорошо поставленным голосом прочитать ее и записывают текст на магнитофон.

Следующий номер "Мемуары". Ученики (современники ученого) делятся воспоминаниями об ученом. Материал для таких выступлений находят в научно-исторических изданиях, в энциклопедии.

Ведущий обязательно перед каждым выступлением представляет того, кто должен выступать, давая характеристику его научным заслугам.

Музыкальные вставки создают атмосферу уюта. Используются уроки-посвящения в физику, химию, биологию и др. Как правило, на таких уроках перед младшими учениками выступают старшеклассники, которые хорошо знают этот предмет и любят его. Они играют роль известных ученых (Менделеева, Ньютона, Дарвина...), которые ведут "диалог" между собой, рассказывают о применении этой науки в практике, проверяют знания учащихся класса, награждают их, принимают в члены общества и т.д [18].

Использование уроков "Химия в сказке", "Физика в сказке", "Биология в сказке", "История в сказке" и т.д. возможно тогда, когда ученики уже владеют данной темой. им предлагается сыграть известных персонажей сказочного мира, но с использованием определенных предметных знаний для объяснения явлений, фактов.

Урок-произведение. Время урока полностью используется для литературного, художественного оформления рассказы с любой конкретной темы (по биологии, истории, физики, математики и др.). План произведения состоит накануне урока-произведения, следовательно, учащиеся имеют время на подготовку. В плане предусмотрена и творческая часть, которая может быть представлена в любой форме. Произведение ученики пишут в тетрадях для контрольных работ. Очень интересно происходит на следующем занятии чтение вслух всего произведения или интересных фрагментов. Работы оцениваются. Для их проверки привлекается учитель литературы и языка.

Комплексно-творческий урок. Уроки этого типа имеют следующую структуру: вступительное слово учителя (5 мин), творческая работа групп (10 мин), обсуждение деятельности групп и философские выводы (25 мин), подведение итогов (5 мин).

Класс делится на пять групп. Каждая группа получает задание. Первая группа составляет кроссворд по теме урока, вторая и третья группы готовят аукционы, четвертая и пятая - пишут план киносценария учебного фильма по данной теме. Каждой группе выдаются карточки с заданиями для работы.

Для оценки работы каждой группы в начале урока избирается жюри из 3 человек. Пока группы готовят задачи, члены жюри вместе с учителем могут обдумать вопрос оценки выполненных заданий каждой группой. После окончания работы представители групп в пределах 5 минут докладывают о результатах и демонстрируют их. Жюри оценивает и подводит итоги.

Урок - творческий отчет. На таком уроке ученики показывают и защищают перед специальной комиссией свои творческие работы. В комиссию входят члены родительского комитета, школьного научного общества, ученики параллельных классов.

За 2-3 месяца до проведения этого урока ученикам предлагается создать творческие группы по интересам и выбрать проблему для разработки. В группу могут входить консультанты из числа взрослых, базовиків. Отчет включает аргументацию темы, суть работы, объяснение полученных результатов, иллюстрации практического применения полученных результатов.

Все работы оцениваются. Критерии оценивания объявляются еще до начала урока.

Этот урок может быть проведен по схеме: 1. Вступительное слово учителя. 2. Проведение отчета (рассказ о проведенной работе, ответы на вопросы оппонентов-членов комиссии, объявление результатов работы). 3. Свободный обмен мнениями. 4. Итог отчета.

Могут проводиться конкурсы.

Конкурс "Найди ошибку". На магнитную ленту записано небольшой рассказ с ошибками (математическим, физическим, историческими, биологическими и др.). Включают запись, ученики слушают и отмечают на листе бумаги неточности или ошибки. Побеждает та команда, которая находит больше неточностей и ошибок.

Конкурс "Поиск". Перед конкурсом группы получают поручение найти в журналах, газетах, книгах материал, который касается конкур ноі темы, но в плане применения или истории вопроса, или любого другого аспекта.

Урок-турнир. Его цель - повторения и обобщения изученного. За две недели до урока вывешивается плакат с вопросами по теме. В классах создаются группы учащихся, которые получают неодинаковые задачи. Консультанты готовят более слабых учеников, работают с ними, эрудиты делают сообщение на предложенные темы, аналитики решают задачи (их перечень дается).

Готовятся также карточки-задания. В уроке-турнире принимают участие два класса. Продолжительность - 90 мин. Столы размещают так, чтобы ученики двух классов сидели напротив друг друга. Возможна постановка проблемного вопроса.

Второй этап начинается с фронтального опроса из всех перечисленных вопросов (ученики обоих классов соответствуют поочередно). Аналитики решают задачи на доске. После этого класса обсуждают решения задач и оценивают работу аналитиков. Следующий этап - мини-диктант по теме. К доске приглашаются по два ученика от класса. Остальные - жюри. Если это урок физики - то ставятся опыты и увиденное объясняется, по каждому классу выставляется соответствующая оценка.

На втором уроке работу начинают эрудиты. Заслушиваются и оцениваются подготовленные сообщения (по одному от класса). Далее - решение творческих задач, подготовка ответов на задания, предложенные в карточках. Подсчитывается общее количество баллов, набранная за каждый вид турнира каждым классом.

Урок-телепередача. Это урок изучения нового материала с предварительной подготовкой учащихся. Он строится в стиле информационно-развлекательной телепередачи. Его структура представляет собой последовательность фрагментов из самых популярных телепрограмм прошлого и настоящего: "Поле чудес", "Закон есть закон", "Погода", "Песня - 97", "Служу народу Украины", "Литературная студия", "Зеркало", "Вечерняя сказка", "Пятый угол" и т.д., построенных на предметном материале. Материал разрабатывается аспектно, в соответствии с той или иной передачи, ее направления. Очевидно, отбор тех или иных телепередач, последовательность их фрагментов, трансформированных содержанием учебного материала, определяется возможностями учебной темы урока.

Для подготовки урока учитель создает инициативную ученическую группу, определяет ведущего телепередачи. Совместно с учителем эта группа выясняет, какие конкретно телепередачи будут копироваться на уроке, каким содержанием наполнить каждый фрагмент. Создаются мікроколективи учеников, во главе которых стоят члены инициативной группы. Каждый мікроколектив готовит свой фрагмент, свой выход в "эфир", свою часть всей "телепрограммы".

Перед уроком классная комната в соответствии оформляется. Содержание оформления, разумеется, соответствует теме "телепередачи".

Учитель совместно с инициативной группой четко распределяют время урока, выделяя каждой "телепрограмме" свой "жесткий" время, устанавливают последовательность этих программ.

В сценарий урока органично вплетаются кинопрограмма (показ учебного кинофильма, фрагмента, эпизода, видеоклипа), рекламная пауза, песня, музыкальная вставка.

Во время урока ученики в своих рабочих тетрадях делают записи, рисуют схемы, рисунки, пишут формулы и т.д.

На таких уроках прослеживаются межпредметные связи, поэтому одним из вариантов урока-телепередачи может быть интегрированный урок с участием 2-3 учителей родственных предметов.

Урок может быть начат с музыкальной заставки данной телепередачи. Два дикторы объявляют тему, цель и построение. Следующий этап - демонстрация фрагмента фильма, после этого - выступления.

Интегрированные и бинарные уроки. Интегрированные уроки имеют ту особенность, что на них максимально можно реализовать межпредметные связи. Наибольшие трудности в их проведении - организация, компоновка содержания и определения важности того или иного аспекта. Такими аспектами являются мировоззренческий, исторический, фактологическим, кибернетический, психологический, социальный и т.д. Принимают участие специалисты (учителя) различных специальностей, которые в тот или иной момент включаются в работу с классом.

Формы работы на уроке различные. Это могут быть конференции, семинары, "симпозиумы", лекции и беседы или обычные комбинированные уроки.

Задача интегрирования - создать целостное представление об объекте изучения, следовательно, сформировать систему знаний у учащихся.

Проводятся не так часто, 1 -2 раза в четверть, 2-3 раза в полугодие в данном классе. Его проведению предшествует серьезная подготовка учащихся.

Бинарные уроки - это спаренные, сдвоенные уроки из одного и того же предмета и темы.

Положительные черты этих уроков: ученики лучше воспринимают учителей, которые в течение дня общаются с ними; меньше времени тратится на подготовку домашних заданий; меньше учебников нужно носить в школу; есть возможность для более глубокого вникнення, погружение, погружение в отдельные моменты содержания материала; больше возможностей для обеспечения уровневой подготовки; лучшие возможности для внедрения идеи модульности.

Однако есть и негативные моменты: уменьшается количество повторения, подкрепление, а следовательно, и закрепления в памяти. Поэтому сдвоенность уроков возможно только с тех учебных предметов, на которые учебным планом предусмотрено 4 и более уроков и очень редко когда - 3 урока. Структура "пары" очень свободная.

Нижеописанные уроки учителей отражают ряд тенденций развития современного урока, а именно: усиление философского звучания и наполнение содержания урока, выход на анализ проблем Природы, Человека, Общества; повышение познавательной активности учащихся как на уроке, так и в процессе подготовки к нему; возрастание роли ученика как субъекта обучения и др.

Раздался звонок, в классе наступила тишина. И полилась нежно-журлыва песня "Ой журавко, журавко..." Так начался урок украинской литературы в 7-ом классе, урок-тоска по стихотворением Богдана Лепкого "Видиш, брат мой..." И уже в воображении школьников, присутствующих учителей, гостей выныривает из серого тумана журавлиный ключ, слышится жалобный журавлиное "кру-кру". Зримо предстают перед глазами обездоленные галичане, отъезжающих в чужие края искать счастья, чувствуешь безграничную тоску земляков-эмигрантов за родиной. Проникновенные слова учительницы переплетаются с песней, а ее своеобразный голос делает урок действительно волшебным. Н. Сосюк, преподаватель Ровенской государственной гуманитарной гимназии, разработала ряд уроков, интересных по своей форме, и дала им своеобразное смысловой и организационное наполнения. Ниже мы кратко описываем ее урок философского исследования " Не презирай души своей цвета", урок духовной причастности к родной земле, урок-тоска.

Урок духовной причастности к родной земле. Это уроки, которых, при всем разнообразии их формы, объединяет идейно-национальная направленность. Слова Александра Довженко: "Человек всегда должен знать, откуда она ушла в жизни. Человек не имеет права быть безотцовщиной". Николая Вороного "А кто ты для своей земли, народа?", обращенные к совести каждого из нас могут быть эпиграфом к таких уроков.

Один из них, по поэме Николая Вороного "Євшан-зелье", разработанный Натальей Владимировной, имеет такую структуру:

И. Постановка проблемы урока: что является для каждого из нас тем євшан-зельем, что определяет нас как нацию и народ?

ІІ.Читання поэзии.

III. Работа над содержанием произведения вокруг таких вопросов:

1.Джерела написания поэмы М.Вороним (учащиеся выясняют на основе своих литературных изысканий, в частности, ссылаются на Ипатьевская летопись).

2 можно назвать ханского сына предателем? (Размышления учеников, дискуссия, ссылки на текст).

3. Почему хан решает вернуть сына? (Продолжение рода, укрепление государственности).

4. Какую идею автор вкладывает в песни музыканта? (Осуждение любых войн, потому что они несут смерть, разрывают родственные связи и т.п.).

5. Как у нас говорят на євшан-зелье? (Полынь. Ученики зачитывают свои литературные исследования о полынь).

6. Почему наш полынь горькая? Какие растения или дерево является символом Украины? (Рассказы учеников).

IV. Итог. Ученики, формируя итог урока, главную сосредотачивают свое внимание на вопросе: "С чего начинается духовная причастность к родной земле у каждого из нас?"

V. Домашнее задание предусматривает изучение отрывка на память и письменный ответ на вопрос: " Что для меня как украинца является євшан-зелье?"

Аналогичным является и урок-тоска по стихотворением Богдана Лепкого "Видиш, брат мой...", на котором учительница через художественную палитру авторского слова, философские размышления и психологический анализ проблематики произведения пытается донести до сознания и сердца учеников тоску Лепкого по Родине, вместе с тем помочь самостоятельно осмыслить духовную ценность поэзии и художественное мастерство творца, воспитать у учащихся чувства верности, любви к родному краю.

Структура урока:

1. В исполнении учителя ученики слушают украинскую народную песню "Волна в море играет, берега проходит..." Общение учителя с учениками по смыслу стиха.

2. Задание ученикам: исследовать, с помощью которых ощущений они воспринимают это произведение (работа в тетрадях: первая строфа - зрительное восприятие; вторая строфа - слуховое восприятие; третья строфа - эмоционально -
внутреннее восприятие и т.д).

3. Развернутый итог урока вокруг вопросов:

- Почему образ тоски по родным краем является центральным в стихи?

- Что мы должны больше ценить, беречь, уважать, чтобы не быть выброшенными из жизни?

- Домашнее задание предусматривает изучить произведение на память, научиться петь, написать сочинение-размышление: "Образ тоски в стихе Богдана Лепкого "Видиш, брат мой..."

Урок философского исследования психологии человеческих чувств помогает ученикам путем философского анализа раскрыть глубину и красоту человеческих чувств, победу добра над злом, способствуют духовному обогащению, раскрывают гармонию человеческой души с природой. Через глубокий психологический анализ героев, форму и содержание произведения, авторскую позицию они подчеркивают причастность каждого из нас до рождения красоты и ее разрушение.

Одним из таких является урок за драмой-феерией Леси Украинки "Лесная песня": " .. Не презирай души своей цвета..." В нем органично переплетены песня, размышления учителя и учащихся, работа с текстом, монолог и диалог, рассмотрение иллюстраций, диспут.

Эпиграф урока "Нет! Я жива! Я буду вечно жить!" (Леся Украинка).

Урок начинается со слов учителя: "Никогда, юноши и девушки, не раскрывайте перед дверью любви дорогу ненависти, ибо если ваша душа ее не стремится, то ненависть туда никогда не войдет. Никогда не пугайте верность изменой, потому что если вы не хотите, измена не постучится в ваше сердце. Никогда не зичте добрую зла, ибо судьба обернется злом до вас... Тогда будут истерзанные души не одного поколения. Ведь очень легко сорвать цветок, а вот сохранить ее цвет..."

В исполнении учительницы звучит песня на слова О. Олеся "Смеются, плачут соловьи..."

На основе текста ученики ищут и обосновывают ответа на вопрос: "Почему Леся Украинка создала не поэму, не песню, а драму-феерию?" Возможные ответы:

а) передать любовь к родному краю, его красоту;

б) излить свою любовь к Сергея Мержинского;

в) показать победу добра над злом;

г) чтобы доказать, что человеческие чувства добра, любви вечные, как и искусство;

д) только на лоне природы возможно очищение души.

Выясняется, почему Леся Украинка назвала свое произведение "Лесная песня", и делается философское обобщение: любовь как категория - вечное. Оно есть в каждом из нас. Как же не сорвать с него цветы? Загляните в свои души, відшукаймо там нимф и лукашив и попробуем доказать, что вечно, а что обречено.

Вопрос учительницы (а может даже и не вопрос, а мысли вслух) захватывают не только сознание учеников, но и чувства, волю, настраивают на философские размышления.

Когда бы Мавчине любви было обреченным, появилась ли бы она в звездном венце перед Лукашем? Что символизируют звезды?

Эти и другие вопросы являются своеобразным нервом урока, нажимая на который учитель ведет учеников вдоль произведения до философских обобщений: Мавчине вечную, а обречены - наша бездуховность, зависть, беспамятство, ненависть. Вечное оно и потому, что олицетворяет в себе Красоту, Добро, Веру, а это - категории бессмертные. Нашими чувствами руководит наш внутренний мир, наш уровень духовности. Вот и имеем то, что заслуживаем. Поэтому не презирай цвета своей души!

Урок-воспоминание. Приведем в качестве примера урок-воспоминание на тему: "Литературная жизнь древнего Острога". Этот и два последующих подготовила и провела Є.Кучеренко (г.ровно, СОШ №24).

Урока-воспоминания предшествовала экскурсия в Острог. Поэтому в начале урока восстанавливаются в памяти учеников некоторые эпизоды экскурсии, которые заинтересовали всех, воспоминания об этом событии в жизни класса. Таким образом обеспечивается актуализация знаний, необходимых для дальнейшей работы на уроке.

Второй этап - создание эмоционально-чувственного настроения и обеспечения мотивационной деятельности. Звучит песня "Волынь моя", читается поэзия В.Монаєнкова "Мой Острог".

Учитель делает исторически-литературный экскурс и после этого ученики работают по плану, написанным на доске. Выступая, ученики используют информацию, полученную из справочной, исторической и художественной литературы, обмениваются своими впечатлениями от экскурсии, рассуждают вслух. Выводы, которые делают ученики, касаются в основном двух вопросов:

1. Какую страницу в истории украинского народа, его писательства вписал литературный Острог?

2. Кто развивал традиции Острожской Академии?

Ответы оцениваются учителем, оценки выставляются в журнал. Как результат экскурсии и урока-воспоминания ученики 9-Б класса составили стихотворение "Поклон вам, старинные башни". Вот отрывок из него: Поклон вам, старинные башни, Веков автографы камнях И вам, образования меценаты, Что в наследство оставили эти трактаты. Не гоже нам их не читать, Ибо стремится народ еще больше знать, Как старинный наш Острог Типографское дело нам сохранил.

Обобщающий урок-КВН. Такой урок предполагает обобщение учебных знаний, умений и навыков учащихся на основе формы работы, которая бы обеспечивала активность учащихся, получения обобщающих выводов путем самостоятельной коллективной работы - участия в КВН. Содержание КВН определяется темой обобщения.

Как правило, уроки КВН проходят так, что почти все время урока посвящена форме КВН. Однако, некоторые учителя пытаются использовать эту форму в органическом сочетании с другими формами. В композицию обобщения урока на тему: "Значимые части слова" учительница ввела проверку домашнего задания; самостоятельную работу нескольких учеников у доски; диктант с последующим грамматическим заданием; мотивацию учебной деятельности; фронтальную беседу, в ходе которой осуществлялась систематизация знаний об основу и окончания; выборочный диктант; КВН. Для проведения КВН выбираются две команды, капитаны команд, жюри.

Встреча начинают капитаны команд, которые читают поздравления своим соперникам. Дается задание командам: прочитать слово, назвать стихотворение, в котором цветы поют и звонят, тень ложится по полю, а рожь улыбается ("Хор лесных колокольчиков"). Приглашаются по два участника от каждой команды, которые выполняют задачи: записать один строка стихотворения. С классом ученики записывают слова, определяют корень. Учительница называет слово, учащиеся - члены команды принимают последний слог этого слова и продолжают называть слова. Какая команда собьется, той снимается балл (язык - Валя - лещ - щука или слово - воля - кукла - Катя).

Учащиеся подбирают однокоренные слова по такой схеме: апр - онька - частое - кова - карка - чалась - ник и т.д.

Принимают участие в конкурсе "Кто быстрее". Задача этого конкурса заключается в том, чтобы придумать 8-10 слов с приставкой-вы.

Команды соревнуются в відгадуванні ребусов, загадок-шуток, называют пословица про калину. Жюри оценивает все ответы, подсчитывает баллы, определяет победителей.

Итог по содержанию темы и по форме обобщения делает учительница, останавливаясь на сути девиза КВН "О, мово родная, родное слово, что без тебя я?" и раскрывая значение в словообразовании окончания, основы, корень, суффикс и префикса.

Урок-композиция. Он дает целостное и полное представление о теме изучения, обеспечивает широкое участие учеников как в подготовке, так и в проведении урока, предусматривает комплексное применение различных средств обучения: плакатов, схем, портретов, картин, музыкального сопровождения, художественной и справочной литературы и др. Такие уроки обеспечивают мощный эмоционально-чувственный влияние на учеников, учат воспринимать, познавать мир не только через рациональную сферу, сферу мышления, но и через чувства, эмоции. Особенно благоприятный материал для таких уроков имеет украинская литература. Темы: "На Украину хлынут журавли", "Повернутіз забвения", "Литература нашего края", "Черная исповедь твоя, Украина" изучаются очень успешно в форме уроков-композиций.

Например, на уроке "На Украину хлынут журавли" в комплексе использованы общее оформление класса - журавль на фоне голубого неба и солнца, а на крыле младенец в сповитку, портреты писателей, проигрыватель.

Музыкальное сопровождение слов учителя, учащихся в сочетании с оформлением классной комнаты, настроением учеников создает сильное эмоциональное и умственное влияние.

Урок-викторина. Такие уроки посвящены обобщению и подведению итогов изучения темы. Например, тема: "Сказки А.пушкина".

Вопросы викторины. С которой сказки эту строку: "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет" и далее 4-5 строк из разных сказок.

Кто из сказочных героев В. Пушкина: "...Зарьідал и пошел...", "С пер-вого щелчка прьігнул..." и т.д.

Чей это портрет: "Белолица, черноброва, нрава кроткого такого".

Чьи это слова: "Тьі волна моя, волна!..."

Про кого из сказочных героев идет речь: "Дом... обошла, все порядком одела, засветила богу свечку, затопила жарко печку" и т.д.

Кто там жил: "Видит город он большой..." и т.д.

Тема урока, ее смысловое наполнение в значительной мере определяют форму проведения урока. Такими уроками урок-путешествие, урок-роз-следования преподавателя гуманитарной гимназии В г.ровно. Ордынской.

Урок-путешествие. Урок-путешествие на тему: "Зоркий одно лишь сердце" ("Маленький принц" Антуана де Сент-Экзюпери).

Учительница поставила на уроке задача: ознакомить учащихся с личностью Антуана де Сент-Экзюпери, с его взглядами на жизнь, путешествуя планетами вместе с героем сказки "Маленький принц", подвести учеников к мысли, что мы в ответе за тех, кого приручили, что сила человека - в дружбе, что счастье - в любви к ближнему, а обязанность - служить родине.

В ходе урока можно выделить две линии, две "путешествия": одна - личность Антуана де Сент-Экзюпери, его жизнь, взгляды; вторая - совместная с жизнью и поступками маленького принца. Урок заканчивается мыслями вслух относительно содержания слов, вынесенных в название урока: "Зоркий одно лишь сердце".

Интегрированный урок. В форме интегрированного урока реализуется, как правило, тема многоаспектная, широкая по содержанию. Например: "Возрождения. Английский театр эпохи Возрождения. Уильям Шекспир: жизнь и творчество".

В проведении урока принимают участие учителя разных специальностей, каждый из них анализирует свой аспект проблемы, пытаясь создать целостную картину явления, процесса. Причем каждый из учителей или может привлечь к работе учеников, или сам дает ту или иную информацию и организует ее усвоения.

Может быть другой вариант интегрированного урока. Заранее учитель определяет учеников, которые будут выполнять вполне конкретную роль: быть историком, искусствоведом, литературоведом, физиком, химиком, биологом, географом и т.д. Организаторские функции, разумеется, берет на себя учитель.

Возможен другой вариант такого урока. Роль представителя той или иной науки, конкретной отрасли знаний может выполнить соответствующий диафильм, видеоролик, видеофрагмент.

Урок-расследование. Название урока говорит сама за себя: кто и что расследует. Кто - это учащиеся под руководством учителя, нечто - факт, процесс, явление, которое является содержанием усвоения. Урок ориентирует на высокую активность учащихся.

Урок-расследование: "И сказал Эдгар По: "пусть будет детектив". (Самые известные детективные произведения Е. По "Убийство на улице "Морг", "Тайна Мари Роже", "Украденное письмо"). Цели урока предусматривают ознакомления учащихся с историей возникновения детективной литературы, особенностей художественных произведений этого жанра, формирование убеждения в том, что человек всегда может найти выход из затруднительного положения, не становясь на путь преступления.

Запись на доске: "Оригинальный и изобретательный ум По всегда открывал новые пути, чтобы другие смогли пройти ними до конца. Где вообще было детективное рассказ, пока По не вдохнул в него жизнь". А.Конан Дойль.

Вступительное слово учителя. В нем говорится о тех проблемах, которые волнуют писателей всех времен и народов. Всегда актуальной, к сожалению, остается проблема преступления и наказания.

Практикуя со словарями литературоведческих терминов, ученики находят и записывают в тетради определения детективной литературы и находят ответ на вопрос: что лежит в основе детективного произведения? (Хроника расследование уголовного дела).

Учитель, обращаясь к ученикам, говорит: "Попробуем приоткрыть завесу истории, чтобы узнать о возникновении детективного жанра. Слушая сообщение одноклассников, вы должны проанализировать их, чтобы ответить на следующие вопросы: Какая страна является родиной детектива? Когда начинает развиваться этот жанр? С чьим именем связано становление этого жанра? Кому обязан своим рождением детективный жанр?"

Дальнейший этап - сообщения учеников.

Следующая часть урока посвящена произведениям Э.по. Раскрывается содержание его произведений. На фоне музыки читается отрывок из произведения.

Анализируя названы в теме урока произведения Е. По ученики находят ответы на вопрос: "Из чего, как правило, начинается детектив?

Который начало произведений Эдгара По? В чем особенность произведений Эдгара По? Считаете вы детектив серьезным жанрам художественной литературы или развлекательным?"

Итог урока.

Тенденции развития урока

1. Главная задача урока - средствами конкретного учебного предмета обеспечить оптимальное развитие каждого ученика. Направленность урока на решение данной задачи, на формирование у учащихся высокой общей культуры, широкого научного мировоззрения, воспитание трудолюбия, требовательности к себе, а также других положительных человеческих качеств - эта тенденция преобладает в деятельности учителей.

2. Четкость и конкретность целей урока, требование их діагностичності создают необходимое условие для эффективного управления процессом усвоения знаний, развития и воспитания учащихся. Определение целей обучения (образовательных, воспитательных, розвивальих) для большой темы (блока) дает возможность перейти к однозначному выбору целей урока, что способствует предоставлению ему четкой завершенности, структурной оформленности, способствует более глубокому и более полному применению психолого-педагогических закономерностей обучения, развития и воспитания. Эта тенденция, очевидно, следствием опосредованного влияния на педагогику, на учебно-воспитательный процесс развития точных наук и, в первую очередь, кибернетики.

3. Повышение познавательной активности учащихся как на уроке, так и в процессе подготовки к нему. Это результат повышения роли ученика как субъекта обучения. Данная тенденция вызывает большее внимание учителя к процессу обучения учащихся, помощи каждому из них по мере необходимости.

4. Поскольку речь идет не только и не столько об организации учебно-познавательной деятельности учащихся в пределах определенного промежутка времени, который охватывается продолжительности урока, а речь идет вообще об организации учебно-познавательной деятельности ученика по конкретному предмету темы, то урок является не только формой организации обучения, воспитания и развития, но и формой оказания методической помощи учащимся из организации самообразования.

5. Усиление философского звучания и философского наполнения содержания урока, исследование и анализ проблем Природы, Человека, Общества.

Расширение использования методологических знаний, знаний о знаниях и на этой основе более широкое использование обобщающих схем изучения материала с элементами переноса, предвидения, прогнозирования.

7. Усиления эмоционального воздействия на учащихся. И как следствие этого - предоставление урока лицо театрализованного действа.

8. Четкая дифференциация содержания урока, его целей, методов и форм учитывая индивидуальные различия учащихся, их познавательные и жизненные интересы, разный темп усвоения материала, их задатки и способности.

9. Усиление внимания подавляющего большинства учителей к применению активных методов обучения и активных форм работы. Проведение нетрадиционных уроков, повышение интереса учителей к методики их проведения.

10. Возвращение к программированного обучения, но уже на качественно новом уровне, с использованием компьютеров.

11. Широкое использование опорных схем, малюнкових конспектов на всех стадиях урока и с различной целью.

12. Сочетание рационального и эмоционального как со стороны учителя, такие со стороны ученика. Истинный урок - это работа ума и сердца.

13. Попытки учителей совместить положительные качества классно-урочной, индивидуальной и лекционно-семинарской системы обучения, что выражается в планировании системы уроков для учебной темы, в плана
ванные разнообразных видов коллективной, групповой и индивидуальной работы.

14. На всех этапах урока наблюдается расширение линий от взаимодействия "учитель - класс", "учитель - ученик", "ученик - ученик", "ученик - класс", "группа-ученик", "группа-класс", "ученик-компьютер". Оживление человеческих контактов между учителями и учениками, видение всех сторон личности ученика.

15. Вариативность, податливость структуры урока, его неповторимость и разнообразие.

16. Усиление внимания к формированию системы знаний и их системности через совершенствование структуры знаний, и на этой основе выявления интереса к системно-развивающего обучения.



Назад