Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

1. Состояние внутреннего рынка


Проблема узости и структурной несовершенства внутреннего рынка Украины обсуждается учеными и аналитиками достаточно давно. Признаками этой узости является резкое падение реальных доходов населения в течение 90-х годов и уровень среднего дохода, который едва приближается к прожиточному минимуму, что ограничивает потребительский спрос; низкий уровень доходов предприятий; недостаточные объемы инвестиционной деятельности, что ограничивает спрос на продукцию производственного и инвестиционного назначения; рестриктивная бюджетная политика, которая сужает государственное потребление и инвестиции. Очень негативно на внутренний рынок влияют также платежный кризис и дефицит ликвидных ресурсов предприятий и высокая стоимость кредитных ресурсов, прежде всего - для инвестиционных кредитов.

Структурные деформации находят свое проявление в несовершенства развития рынков. В то время как рынок товаров и услуг постепенно развивается, рынок финансовых ресурсов находится практически в зачаточном состоянии, а само наличие рынка труда вообще вызывает сомнение. Малоэффективной рыночная инфраструктура. Старую “социалистическую” систему материально-технического снабжения и сбыта разрушена, а новая строится довольно медленно, ее элементы часто приобретают “теневого” или уголовного уклона. Медленно осваивается современный маркетинговый инструментарий через существенный недостаток квалификации управленческого персонала многих предприятий. Довольно часто продукция украинских компаний оказывается неконкурентоспособной или неликвидной именно через их неэффективную сбытовую политику.

Учитывая то, что рынок является определяющим институтом рыночного механизма, который обеспечивает регулирование и координацию действий субъектов хозяйствования, вузькість внутреннего рынка ведет к серьезным негативным последствиям.

Во-первых, происходит некорректное определение стоимости товаров. Это проявляется в множественности цен, "ножницах" цен между продукцией промышленности и сельского хозяйства, высокого и низкого степени переработки, чрезмерной влиятельности одних рынков (в частности - существенном влиянии цены денег - ссудного процента на себестоимость товаров) и слишком малой роли других (фондового рынка, рынка труда). Система цен, которая опирается на экономическую структуру и денежную систему, соответственно, оказалась неспособной к выполнению своих функций оценки и нормирования индивидуальных затрат и сведение их к общественно необходимых в процессе конкуренции, связи потребительской и меновой стоимости. А поэтому и конкуренция между украинскими предприятиями и их с зарубежными фирмами лишена фундаментального принципа эквивалентности обмена. Следствием некорректного определения стоимости является деформация приоритетов экономического развития и направления капиталов из отраслей с неоправданно высокой нормой прибыли.

Во-вторых, нарушаются связи между отдельными экономическими субъектами, отраслями, регионами и т.д. Предприятия обычно осуществляют мінімізіцію издержек производства, ища самые выгодные условия закупки сырья и комплектующих, что дает им возможность более агрессивно вести себя на рынке. Обособлення хозяйствующих субъектов препятствует эффективной внутрігалузевій и межотраслевой конкуренции, консервируя малоэффективную структуру экономики. Трудности установления связей отражаются на высоких трансакционных издержках. Это, в свою очередь, ведет к поиску предприятиями средств их снижение через “теневые” операции, а также создает благоприятную почву для деятельности значительного количества посреднических торговых структур, плата за услуги которых “оседает” на конечной цене товара и является дополнительным фактором инфляции издержек.

В-третьих, затруднено связь между производителем и потребителем. Через крайнюю ограниченность потребителя в средствах его требования к товарам снижаются, он переключается на более дешевые, несмотря на их более низкое качество. Это уменьшает возможности неценовой конкуренции предприятий, ослабляет стимулы к повышению качества и улучшению потребительских характеристик продукта. Ценовая доминанта в поведении потребителей является существенным стимулом “тонизации” потребительского рынка и притока контрабандных товаров.

В четвертый раз, узкие рынки чаще и легче подпадают под внезапные воздействия, на их динамику влияет больше неэкономических факторов (в частности, проблемы инфраструктуры, разного рода политические факторы, погодные условия и т.п.). Следствие возникновения внезапных непредвиденных дисбалансов рынков. Это дестабилизирует воспроизводственный процесс, вынуждая правительство употреблять стабилизационные меры, которые часто противоречат потребностям экономического роста.

Пятый раз, возникает чрезмерное влияние со стороны внешних факторов. Переориентация производителей на внешние рынки делает их более чувствительными к конъюнктурных колебаний на этих рынках, что особенно заметно при небольших объемов оборотов. Значительный удар наносят также разного рода антидемпинговые расследования, другие протекционистские меры торговых партнеров Украины. Узость внутренних рынков делает страну, таким образом, високозалежною от зарубежных торговых партнеров, что дает основание не только для экономического, но и для политического давления.

В шестой раз, возникает дефицит или искривление информации для субъектов хозяйствования о состоянии спроса, общественную оценку эффективности производства, уровень его конкурентоспособности. Источником такой информации должен выступать рынок. Звуженість рынков делает эту информацию некорректной, частично недоступной или отсутствующим, что ведет к снижению рациональности ожиданий экономических субъектов. Последствиями дефицита информации является потеря мотивации к эффективной деятельности экономического субъекта, неэффективное использование ресурсов, консервирования его технологической, экономической и организационной структуры, в конце концов - невозможность формирования эффективной стратегии на микроуровне.

Перечисленные последствия ведут к замедлению формирования в Украине полноценной рыночной экономики, а именно: препятствуют становлению конкурентоспособных предприятий; способствуют сохранению монополизации рынков; ведут к необоснованному завышению цен; препятствуют распространению эффекта отраслевого роста на всю экономику; способствуют “тонизации” экономики, развития коррупции. Это создает существенные угрозы экономической безопасности Украины, ведет к деформации действия основных рыночных законов. Последнее, в свою очередь, снижает эффективность экономической стратегии государства.

Следует заметить, что исследователи, которые осознают важность внутреннего рынка как фактора экономического роста, его развитие рассматривается как производная от роста объемов производства и доходов населения. Однако анализ глубинных последствий длительного сужение внутреннего рынка позволяет поставить вероятность такого причинно-наслідкового связи в Украине под сомнение. Наоборот, неразвитость внутреннего рынка как органического единства спроса и предложения до сих пор выступает в Украине фактором торможения экономического роста и источником диспропорций в денежно-кредитной, инвестиционной, инновационной и других сферах.

На взгляд автора, стремление достичь положительной экономической динамики только за счет стимулирования потребительского спроса при сохранении неизменными других составляющих экономической стратегии на данном этапе являются бесперспективными, если это стимулирование не сопровождается параллельным инвестиционной и инновационной политикой. Ведь национальные товаропроизводители, чтобы обеспечить достаточно оперативную и адекватную реакцию на увеличение внутреннего спроса, требуют дополнительных средств для расширения, модернизации или обновления производства, повышения его конкурентоспособности, решения платежного кризиса, воспроизведение оборотных средств и сбытовой инфраструктуры.

Сохранение дефицита этих средств ведет к чрезмерному росту лагу реагирования предложения на спрос растет. Это предопределит длительное превышение платежеспособного спроса над предложением и инфляционные тенденции, вытеснение импортом товаров отечественного производства на внутреннем рынке. Кроме того, попытки перераспределить имеющиеся средства в рамках современных монетарных ограничений на пользу потребительского спроса будут вести к дальнейшему разрушению финансов предприятий, обострение дефицита ликвидных ресурсов, рост официальной безработицы и усиление давления на Государственный бюджет. Следовательно будут воспроизводиться благоприятные условия для возвращения к рестриктивних мер макроэкономической стабилизации.

Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Председателя правления НБУ С. Тигипко о приоритетности развития на современном этапе именно потребительского кредитования населения. Хотя, бесспорно, развитие этого направления в 2002-2003 гг. стал важным позитивным фактором экономического роста.

Рост уровня доходов населения и объема розничного товарооборота в течение последних лет постепенно обусловило определенные сдвиги и на рынке потребительских товаров. Произошло как увеличение потребительского спроса (хотя его темпы существенно отстают от роста доходов через одновременное расширение спектра расходов домохозяйств), так и изменение его структуры.

С повышением платежеспособного спроса потребители будут постепенно отказываться от покупки дешевых товаров, ориентируясь на критерии качества, уровень их запросов повышается. Дифференциация доходов обусловила опережающий рост спроса на товары и услуги элитного ассортимента, в том числе - на современную инновационную продукцию. На рынке потребительских товаров эффект открытости экономики проявляется наиболее ярко: ведь их потребление гораздо более диверсифицированное, не связанное особыми технологическими нормами, а эффект ценовой конкуренции существенно выше, чем на рынке продукции производственного назначения. В этом случае отечественное производство постепенно терять свои преимущества ценовой конкурентоспособности и, если не сможет обеспечить улучшение качественных характеристик и освоения новых видов товаров и услуг, будет уступать позиции на многих товарных рынках. Поэтому в открытой экономике повышение спроса на потребительском рынке не ведет к инфляции, а к увеличению импорта - конечно, при отсутствии факторов установления равновесия в виде девальвации средств защиты рынка.

Поэтому позитивные сдвиги на потребительских рынках пока не сказались на динамике реального сектора украинской экономики. После некоторого улучшения положения в 2001 г. уменьшение доли внутреннего рынка продолжилось, и определяющим фактором экономической динамики остается экспортная составляющая производства. Происходит опережающий рост импорта потребительских товаров. Темпы роста доходов населения существенно превышают рост розничного товарооборота. Внутренний рынок не превратился в среду, благоприятную для осуществления эффективной экономической стратегии всех уровней, а его динамика не стала действенным рычагом влияния на принятие экономическими субъектами рациональных решений.



Назад