Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 1.Технологія обучения


Понятие технологии обучения. Слово "технология" происходит от греческих - мастерство, искусство и наука, закон, знания. Итак, технология - это знание, наука о мастерстве. Первый и серьезный намек на возможность существования педагогической технологии в современном ее понимании находим еще в Я. Коменского. В своей "Великой дидактике" он писал: "Мы отважились обещать Большую дидактике, то есть универсальное искусство учить всех всему. И при этом учить с надежным успехом; так, чтобы неуспеха наступить не могло; учить быстро, чтобы ни у учителей, ни у учеников не было обременительности или скуки, чтобы обучение происходило скорее с наибольшим удовольствием для той и другой стороны; учить основательно, не поверхностно и, следовательно, не для формы, а двигая учеников к истинным знаниям, к доброй удачи и благочестия" [19, с. 64].

Термин "технология" ранее связывали с производственной сферою. ее рассматривали как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материала, которые применяются в процессе производства продукции. Токарь вытачивает деталь на основе технологической карты, в которой записан весь процесс обработки, все операции, режимы их исполнения, размеры и др. Если он все выполнит эти требования, то на выходе, то есть как конечный результат, получит запланирован изделие.

Как свидетельствует специальный анализ вопроса сути технологии, будь-яка технология основывается на очень глубоком знании механизма процесса изготовления и практически совсем игнорирует фактор личности работника в осуществлении этого процесса. То есть для получения требуемого продукта очень важно выполнить все те операции, которые предусмотрены технологической картой, и совершенно безразлично, кто будет выполнять эти операции. Технология предусматривает определенную серийность, массовость в получении одинакового продукта, а это означает, что в технологии преобладают законо - | мерности процесса изготовления определенного продукта над человеческим фактором, который также влияет на процесс получения этого продукта. Если техническое трактовка технологии всем понятно и не вызывает никаких сомнений, то с понятием педагогической технологии значительно сложнее. Ко - и миссия ЮНЕСКО дает такое определение педагогической технологии: " Это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоением знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования".

Однако в научно-педагогической литературе встречается много других определений педагогической технологии. Например, это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя или это систематизированное обучение на основе системного мышления, или это совокупность учебных ситуаций, в которых реализуется педагогическая система, или это упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленной цели (В. Монахов, А. Нісімчук, Г. Таланчук, Т. Сакомото, Л. Фрідмантаін.) [4;19;35].

Во всех этих определениях авторы оставляют вне поля зрения едва ли не самую важную часть технологии, а именно: технология учитывает индивидуальные особенности учащихся. Другими словами, является ли технология такой системой действий учителя и учащихся, которая ведет к достижению поставленной цели независимо от учителя и ученика, или, возможно, это такая система действий учителя и учащихся, которая приводит к достижению поставленной цели каждым учеником в частности в пределах тех задатков и способностей, которыми обладает каждый из них.

Мы считаем, что в педагогической технологии нет никаких разногласий относительно превалирование закономерностей механизма протекания процесса сверхчеловеческими факторами, которые оказываются в этом процессе. Ведь знания зависимости процесса обучения от уровня задатков и способностей принадлежит к закономерностей течения технологического процесса, которым является процесс усвоения знаний.

Необдуманное и чрезмерное употребление терминов "педагогическая технология", "воспитательные технологии", а особенно "высокие воспитательные технологии" вызывает определенный внутренний протест. Технологию можно создать тогда, когда известна большинство из закономерностей течения явления или процесса. Поскольку сегодня уже определены много закономерностей процесса обучения, известные способы однозначного задания целей обучения, разработаны различные способы диагностики учащихся, их умственного развития, то можно говорить о технологии обучения и об их разработку, чего нельзя пока сказать о воспитании.

Педагогическая технология - это своеобразный алгоритм действий, правильное выполнение которых и еще в заданной последовательности должно привести к требуемого конечного результата. В идеале технология обучения - это такая последовательность действий учителя и учащихся, при выполнении которой, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ученика и профессионально-методический уровень учителя, запланированный результат обязательно должен наступить. По мнению многих зарубежных и отечественных авторов, технология обучения характеризуется рядом существенных признаков, среди которых выделим следующие:

1.Діагностичність целей обучения и результативность. Этот признак предусматривает гарантированное достижение целей обучения, т.е. предельную или почти предельную при данных условиях результативность. Однако заметим, что
в педагогических явлениях и процессах в связи с вероятностным характером педагогических закономерностей отклонения в результативности системы обучения допускается в пределах 25%.

2.Економність. Она выражает качество педагогической технологии, которая обеспечивает достижение запланированных результатов, оптимизацию труда учителя, а также резерв учебного времени.

3.Уся последовательность действий легко повторяется и воспроизводится учителем в любой школе. Каждый метод и этап работы обоснованно и не может быть заменено на другое. Принципы работы имеют однозначный смысл - нарушение одного из них ухудшает конечный результат работы.

4.Коректування предусматривает возможности оперативного обратной связи, оценки степени достижения целей обучения и внесения необходимых корректирующих воздействий.

Рис технологии относят также проектованість, целостность, управления.

Каждая технология обучения - это система, а атрибутивной признаком любой системы является наличие структуры. Структурными элементами технологии как системы являются: цели обучения, психологическая закономерность усвоения материала, способы деятельности учителя и способы деятельности учащихся, наконец, степень достижения цели обучения. Системотвірним фактором этой системы является цели обучения, а основой, на которой конструируется вся эта система, и базовым элементом данной структуры является психологическая закономерность усвоения материала.

Степень достижения целей обучения как структурный компонент технологии определяет, а точнее, очерчивает те пределы, в которых будут лежать гарантированные учебные достижения учащихся, и он является характеристикой экономичности и результативности самой технологии. Для примера приведем технологию, разработанную известным учителем-новаторм В. Шаталовым (технология обучения на основе многократного подкрепление).

Технология обучения на основе многократного подкрепление. Пытаясь создать такую технологию, результат применения которой не зависел бы или как можно в меньшей степени зависел бы и от учителя, и от учеников, В. Шаталов свою технологию построил на основе действия двух вполне конк ретних закономерностей усвоения материала, а именно: закономерности "7 минус 2", то есть закономерности многократного подкрепление, и второй закономерности, которая заключается в том, что учебный материал лучше, глубже и прочнее усваивается, если его целостно подавать большими блоками.

Практическая реализация этой технологии выглядит так. Сначала учитель дает целостную и полную характеристику всей обширной темы, целого раздела - описание нового материала, останавливаясь на его важнейших элементах и вместе с тем не прибегая к чрезмерной детализации. Это занимает большое количество времени урока, иногда даже целый урок, все зависит от объема темы. Объяснение проводится основательно, глубоко, доказательно, однако объясняется, разумеется, не весь материал, а только основные, узловые понятия и вопросы.

Второй раз учитель объясняет новый материал, используя опорный конспект по теме, который размещен на большом плакате, что учитель вывешивает перед учениками. Логика раскрытия темы строго соответствует опорному конспекту. И объясняется только то, что занесено в конспект. Некоторые вопросы темы объясняются медленно, некоторые очень быстро, некоторые громко, некоторые очень тихо. Словом, второе повторение материала - глубокая детализация важнейших для содержания и самых трудных для усвоения элементов темы урока с помощью рисунков, схем, демонстраций и т.д.

Третье подкрепление - ученики обычными карандашами перерисовывают и переписывают в свои тетради весь опорный конспект.

Четвертое ознакомления учащихся с новым материалом - раскрасок цветными карандашами уже своих опорных конспектов. Как видим, происходит постепенное вовлечение всех органов чувств к освоению темы.

Следующее повторение - работа парами. В каждой из них один ученик рассказывает другому некоторую часть материала. После этого учитель сам рассказывает эту часть материала, а ученики имеют возможность сравнить свое объяснение с учительским. Вторую часть материала рассказывает второй ученик и учитель снова дает свое объяснение. Далее ученики друг другу ставят по одному-два вопросы и отвечают на них. Слушая объяснения первого ученика, а затем и объяснения учителя, второй ученик имеет возможность сравнить эти объяснения и выставить своему товарищу оценку. Пока ученики работают парами, учитель имеет возможность пройтись между рядами парт и посмотреть, как они написали опорный конспект.

Для оценивания знаний используется открытая ведомость успеваемости. В нее заносятся все оценки, выставленные за различные виды работы. Каждый ученик, посмотрев в ведомость, оценивает свое состояние успешности данной темы и принимает решение о пересдачу той или иной темы, того или иного вида работы.

Для накопления оценок со всей темы учитель использует результаты взаимоконтроля, оценку за опорный конспект (ее может выставить сам учитель или бригадир), за устный ответ, за письменный ответ іт.ін.

Изучение нового материала можно с успехом организовать на основе дидактических переменных пар. Организация работы выглядит так. Учитель в течение 5-7 мин дает объяснение нового материала, останавливаясь особенно на новой терминологии, на новых понятиях и на соответствующей идеи самой темы. После этого учащимся дается задание этот материал обработать за учебником и дополнительной литературой (научно-популярная, энциклопедическая, справочники, альбомы, схемы, - указывается страница, параграф и т.п.).

Работая с учебником или справочником, ученики делают записи в тетрадях. На эту работу отводится до 7 минут. В следующие 5 мин ученик, сидящий справа, задает 3-4 вопрос ученику слева, слушает его ответы и оценивает. Если ученик слева не смог дать ответ на вопрос, то тот, который формулировал вопрос, обязан дать ответ сам. Через некоторое время ученики меняются ролями. Желательно, чтобы вопросы, которые ставят ученики друг другу, не повторялись. Оценка за ответ выставляется в тетрадь на полях. Через 10 мин такой работы правый ученик с передней парты меняется местом с правым учеником задней парты. Такая перемена мест осуществляется во всем классе в процессе того, как заканчивается ответ на вопрос в парах. И снова один из учеников ставит вопрос, а второй отвечает и наоборот. Вторая оценка выставляется в тетрадь рядом с первой (идея создания дидактических переменных пар принадлежит учителю математики и физики О.Ривіну, который с 1918до 1924г. працюваву небольшом городке Корнин Киевской области).

Наконец еще раз меняются пары и снова они работают между собой, и снова ответ каждого ученика оценивается его товарищем. На основе трех оценок участники третьей пары выставляют среднюю в тетрадь и заносят ее в рулон открытого контроля успеваемости.

Свои особенности имеет и решения задач, которое является следующим подкреплением. Учитель вместе с учениками для образца решает две-три задачи, учитель сам, как правило, на доске пишет развязок, красиво оформляя его, а потом он дает им полный список тех номеров задач, которые предстоит решить до окончания изучения всей темы. Он ведет специальную таблицу, в которой отмечает уже решены и сданы каждым учеником задачи. Дальнейшая работа заключается в том, что класс работает и над углублением материала, и над развязыванием более сложных задач.

Так выглядит технология, которую сам же ее разработчик назвал как "огурец в рассоле", в том смысле, что огурец в рассоле обязательно просоліє, т.е. ученик, пройдя все эти семь подкреплений, обязательно усвоит учебный материал.

Основано на определенном понимании природы учение стабильное сочетание методов обучения ведет к появлению вида обучения. Как таковой он характеризуется специфической структурой деятельности учителя и деятельности ученика. Мы выделяем следующие виды обучения как программируемое, проблемное, модульное. Дифференцированное и розвивальне обучения мы не относим к отдельных видов обучения, однако выделяем их по характеру течения и организации. Рассмотрим каждый из них в отдельности, учитывая то, что технологическая реализация каждого из них имеет свои характерные особенности.

Итог. Технология обучения - это своеобразный алгоритм действий, правильное выполнение которых в определенной последовательности ведет к заранее запланированного, предполагаемого результата. Признаки педагогической технологии: діагностичність целей обучения и результативная экономичность, повторяемость и воспроизводимость всех стадий, этапов технологий, корректировки. Одной из технологий, в которой наиболее ярко видны все черты технологичности учебного процесса, является технология В. Шаталова. Она основана на использовании двух закономерностей: первая - материал лучше усваивается, если он подается большими блоками; вторая-для запоминания материала нужно повторить его не меньше (7 и 2) раз.



Назад