Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

6. Развитие малого и среднего бизнеса в контексте задач экономической стратегии в Украине


Значительные надежды в реализации стратегических задач развития национального капитала, расширение емкости и структурного совершенствования внутреннего рынка, обеспечение повышения уровня доходов населения, развития предпринимательской активности и формирования рыночной среды в Украине полагаются на малый и средний бизнес. Поддержка становления и развития последнего является одним из определяющих приоритетов государственной политики в течение всего периода экономических реформ. Это нашло свое проявление в создании соответствующей нормативно-правовой базы, осуществлении специальных мер государственной политики по поддержке развития малого бизнеса, что позволило достичь заметных успехов в этой сфере. Поддержкой лишь малых предприятий занимается и специализированный государственный орган - Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. В целом за 1991 - 2002 гг. количество действующих малых предприятий увеличилось почти в 5 раз. На конец 2002 г. численность занятых в малом предпринимательстве достигла 4,3 млн человек.

К сожалению, качественный анализ развития малого и среднего бизнеса в Украине свидетельствует наличие существенных системных недостатков.

Во-первых, сохраняются диспропорции в территориальном распределении малых предприятий (МП). Значительными являются разрыв в количестве МП на 10 тыс. населения между регионами-лидерами и аутсайдерами и разница в производительности МП. Так, в Донецкой, Львовской, Николаевской, Харьковской областях этот показатель составляет более 50, в то время как в Черниговской и Винницкой - 29 и 30 соответственно. В г. Киеве в 2001 г. было произведено 23,6% всего продукта МП Украины, при том, что на этих предприятиях работает лишь 11,9% всех занятых на МП.

Во-вторых, если в отраслевом разрезе по объемам выпуска продукции ведущие места занимали торговля и промышленное производство (в соответствии 53,6% и 15,2% от общего количества МП в 2001 г.), в распределении прибыли наибольшая доля приходилась на торговлю и операции с недвижимостью. Однако малые промышленные предприятия, на которых занято более 20% работников малого бизнеса, были в целом убыточными. Это свидетельствует о декапитализацию промышленных МП. Впрочем расчет реальной рентабельности МП всегда был затруднен значительным уровнем “тенизации” деятельности малого и среднего бизнеса в Украине. Теневая деятельность, к сожалению, является родовым признаком малого бизнеса на всем постсоветском пространстве. Отсутствие действенного внутреннего контроля вместе с недостаточным контролем за соблюдением требований законодательства со стороны государства создали благоприятные условия для сокрытия части доходов МП. Это позволило многим МП с первых шагов своего существования включиться в схемы теневого бизнеса. Каждое четвертое МП в Украине, по признанию Главы Госпредпринимательства В. Кужель, фактически работает только ”на бумаге”.

В-третьих, МП в Украине обеспечивают рабочими местами лишь около 15% от общей численности всех занятых в отраслях экономики. Если в 2001 г. рост количества занятых составило 5,7%, в 2002 г. - 10,4%. Однако нельзя забывать, что довольно часто МП является вторым местом работы человека. Поэтому механически связывать количество занятых на МП с количеством рабочих мест, созданных для уменьшения безработицы, некорректно. Соответственно за такого слабого привлечения работающих в деятельности МП возникают сомнения относительно действенности роли последних в уменьшении имущественной дифференциации населения Украины. МП, скорее, наоборот, создают условия для дополнительного обогащения экономически активного слоя населения. Это дает основания утверждать, что МП как организационная форма в нынешнем экономико-правовой среде не в состоянии выполнять надлежащих социальных функций.

По-четвертое, происходит постоянное замедление темпов роста количества МП в Украине. Так, в 2001 г. этот показатель увеличился лишь на 7,2% против 10,7% в 2000 г. и 13,9% в 1999 г., а в 2002 г. - вырос на 6,4%. Между тем по количеству малых предприятий в расчете на 10 тыс. населения (47,6) Украина все еще намного отстает даже от стран Центральной и Восточной Европы. По оценкам специалистов, для создания реальной конкурентной среды в Украине и заполнения рыночных ниш, которые образуются в процессе трансформации переходной экономики в рыночную, нужно по крайней мере 120-150 единиц МП на 10 тыс. человек, а некоторые эксперты даже называют цифру 3 млн, или свыше 600 на 10 тыс. населения.

По-пятое, увеличение численности занятых в малом предпринимательстве и количества субъектов малого бизнеса происходит преимущественно за счет прироста количества физических лиц - субъектов предпринимательства, который составил 2002 года 63,5%, что почти втрое больше, чем в 2001 г. Представляется очевидным, что такой вид малого бизнеса не способствует созданию в стране эффективной конкурентной среды и обеспечению предпосылок для устойчивого развития, который опирается на дееспособных субъектов хозяйствования. Это свидетельствует о потере последним крайне важной институциональной роли - формирование конкурентной среды и мощного слоя предпринимателей, способных полноценно работать в экономико-правовых условиях развитых рыночных отношений. Фактически возведение политики поддержки малого и среднего бизнеса до предоставления специальных условий для предпринимателей-физических лиц означает, что малый бизнес “брошен” на реализацию социальных функций, которые не в состоянии выполнять государство через бюджетные ограничения. Одновременно это является фактическим отказом от использования малого и среднего бизнеса как рычага стратегии структурного регулирования и модернизации экономики. Его производственная и структуроутворююча функции остаются незаслуженно забытыми. Частично решая текущие потребности, такая государственная политика в то же время создает предпосылки для глубокой структурной диспропорции между большими и малыми и средними предприятиями, препятствует формированию устойчивой институциональной структуры, обеспечению конкурентоспособности национальной экономики, ведет к нерациональному использованию отечественного ресурсного потенциала, а также способствует возникновению существенных угроз развития самого малого и среднего бизнеса в Украине.

Срост экономической активности в 2000-2002 гг. не нашло адекватного отражения в среде малого и среднего бизнеса, а предприятия этой сферы пока не заняли должного места в структуре национальной экономики. Это, в свою очередь, позволяет констатировать, что несмотря на значительные шаги, предпринятые в этой сфере, эффективность стратегии государственной поддержки развития малого бизнеса в Украине остается весьма низкой.

Введение упрощенной системы налогообложения на первых этапах дало заметные положительные результаты как в отношении развития малого бизнеса, так и относительно поступлений в бюджет. Общее количество субъектов малого предпринимательства в Украине увеличилось с 1998 г., когда была введена упрощенная система налогообложения, в начале 2003 г. с 1131 тыс. до 2660 тыс., то есть в 2,4 раза. От субъектов малого предпринимательства, которые используют специальные режимы налогообложения, в Сводный бюджет в 2000 г. поступило 835,5 млн грн, в 2001 г. - 1349,0 млн грн., в 2002 г. - 1799,5 млн грн. В то же время большинство экспертов по вопросам регуляторной политики соглашаются с тем, что потенциал развития малого предпринимательства, заложенный этой системой, уже практически исчерпан. После введения упрощенной системы к ней был принят ряд изменений, в частности относительно отдельных отчислений в соцфонды, которые существенно усложнили процедуру уплаты налогов. Существование четырех возможных вариантов упрощенного налогообложения приводит к росту стоимости налогового администрирования. Кроме того, упрощенная система превратилась в источник уклонения от уплаты других общегосударственных налогов (за счет перевода на уплату единого налога структурных подразделений крупных предприятий). Предприниматели-физические лица - плательщики единого налога составили “конкуренцию” нелегальным центрам конвертации безналичных средств в наличные.

По мнению специалистов, упрощенная система налогообложения не учитывает, например, такое: если объектом налогообложения является выручка от реализации, то увеличение издержек производства, которые включаются в цену продукции, при сохранении объема реализации увеличивает выручку, и соответственно, сумму начисленного налога. Следовательно, прибыль предприятия уменьшается. Это дестимулирует повышение технологического уровня продукции, а так, от несовершенства механизма начисления единого налога страдают именно производственные предприятия. К тому же их ликвидность значительно ниже, а, по признанию специалистов, именно дефицит ликвидных ресурсов в значительной степени определяет вес налогового давления в Украине. Таким образом, де-факто система упрощенного налогообложения предоставляет приоритет развития мелких торговых предприятий.

Одной из определяющих причин неэффективности развития малого бизнеса является общая неблагоприятность деловой среды в Украине: слабое нормативно-правовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства, усиление административного давления, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитной поддержки, чрезмерное налоговое давление, нестабильность условий ведения бизнеса и т.д. Это вызывает неуверенность предпринимателей в стабильности условий деятельности и увеличивает их трансакционные расходы. Соответственно это ведет к увеличению затратности бизнеса, а также обуславливает более высокие ожидания относительно необходимой нормы рентабельности, что останавливают потенциальных предпринимателей, и поглощает ресурсы развитию уже действующих МП. Происходит “тенизация” малого и среднего бизнеса в Украине. Отсутствие официального статуса среднего предприятия лишает МП стимулов к расширению.

Важно отметить, что подавляющее большинство факторов выходят за пределы чисто регуляторной политики и являются общими для предприятий всех организационных форм и размеров. Это, в частности, такие:

  • неустроенность отношений собственности;
  • узость рынков сбыта;
  • неразвитость рыночной инфраструктуры и сбытовой инфраструктуры предприятий;
  • неразвитость конкурентной среды и недобросовестная конкуренция;
  • кризис платежей;
  • недостаток собственных оборотных средств и низкая доступность кредитных ресурсов;
  • дефицит инвестиционных ресурсов, отсутствие мотивации к инвестиционной и инновационной деятельности;
  • недостаточная профессиональная квалификация руководства предприятий, специалистов по финансовому обеспечению, организации производства и сбыта;
  • отсутствие экономического механизма сочетания интересов государства и предпринимателей, слабое взаимодействие государственных и предпринимательских структур;
  • дефицит достоверной деловой информации для принятия стратегических решений на микроуровне.

Сохранение текущего состояния опасное для дальнейшего развития малого и среднего бизнеса в Украине. Просування национальной экономики в “цивилизованных” норм функционирования содержит в себе ряд “ловушек” , которые будут угрожать развития и самому существованию малого бизнеса в его нынешнем виде. Среди таких “ловушек”:

  • внедрение европейских норм и стандартов в технической сфере, которых МП часто соблюдать не в состоянии;
  • реализация требований относительно социального обеспечения, пенсионного, медицинского страхования и безопасности труда, которые существенно ограничивают использование труда и значительно повышают стоимость трудовых ресурсов для МП;
  • постепенное распространение регуляторных требований, присущих развитым рыночным отношениям, однако накладывают дополнительные обязательства по расходам со стороны МП (страхование, аудит, консалтинг, обеспечение условий труда и т.п.);
  • усиление жесткости соблюдения фискальной дисциплины и “детенизация” экономических отношений, которые, как отмечалось выше, является источником определенной доли доходов большинства МП;
  • повышение, по мере улучшения положения на внутреннем рынке, веса эффекта экономии на масштабах, в том числе - в традиционной сфере деятельности МП - торговли;
  • рост важности овладения современными технологиями управления, маркетинга, финансового анализа, которые являются пока недоступными для большинства МП.

Увеличение открытости национальных рынков после принятия требованиями ГАТТ/ВТО и сближения Украины с другими интеграционными объединениями существенно повысит конкурентное давление, в том числе - и на рынках, ныне занятых малым бизнесом. Малый бизнес, который образовался в Украине, сформирован в рамках имеющихся производственных отношений, поэтому он не приспособлен (в своем большинстве) к функционированию в условиях открытого рыночного среды и, как и крупные предприятия, потребует серьезных структурных изменений, необходимость которых должно учитываться в стратегии поддержки малого и среднего бизнеса в Украине.



Назад