Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

7. Перспективы внешней торговли Украины в контексте предстоящего вступления в ВТО


Значительная доля экспорта в ВВП Украины и высокий уровень зависимости от импорта, которые постоянно растут, обусловливают особое внимание, которое уделяется проблемам внешнеторговой политики (рис. 10). К сожалению, приходится констатировать, что улучшение товарной структуры внешней торговли Украины происходит слишком медленно и она остается неэффективной.

 

Рис. 10. Динамика ВВП и внешней торговли Украины в 1992-2002 гг., накопленным итогом, 1992=100%.

За 2002 г. доля сырьевых и низкотехнологичных товаров составляла около 80% экспорта товаров, в то время как машиностроительной продукции - 14-15%. Доля неблагородных металлов и изделий из них оставалась на уровне 40%. В 2001 г. наблюдался рост доли в экспорте из Украины продукции машиностроения, пищевой промышленности, минерального сырья, пищевой, легкой, деревообрабатывающей и машиностроительной промышленности, а темпы прироста экспорта изделий химической промышленности и металлургии существенно снизились. В 2002-2003 гг. указанные позитивные сдвиги замедлились. В общем объеме импорта товаров опережающими темпами росла доля продукции пищевой, химической, легкой, деревообрабатывающей промышленности, машиностроения.

Проблема построения взвешенной внешнеэкономической стратегии приобретает принципиально важной веса в свете осуществления Украиной шагов по вступлению в ВТО. Несмотря на длительный срок переговорного процесса (его было начато еще в 1993 году), реальный прогресс на этом пути некоторое время оставался незначительным. Украиной этот термин не было использовано ни для осуществления эффективной стратегии подготовки национальной экономики к деятельности по требованиям ВТО, ни для разработки сбалансированных условий вступления в эту организацию. Как отметил весной 2003 года Президент Украины, подписывая соглашения относительно вступления Украины в ВТО, украинское правительство допустило ряд ошибок, которые приведут к потерям украинских производителей, “открыли рынок Украины и фактически пригласили на этот рынок других производителей”. Наряду с этим перед Правительством поставлена задача обеспечить еще до конца 2003 г. вступление Украины в ВТО.

К сожалению, главный упор в политике обеспечения вступления в ВТО делается на решении регуляторно-правовых аспектов, что означает фрагментаризацію внешнеэкономической стратегии. Вследствие этого не берется во внимание ряд суттєвих препятствий реализации позитивных ожиданий относительно вступления в ВТО, которые могут стать весомыми угрозами экономической безопасности в недалеком будущем.

Увеличение внутреннего спроса под влиянием экономического роста, а также сокращение импортных ограничений, обусловлено вступлением Украины в ВТО, повлекут за собой ускоренный рост импорта. Учитывая это, можно ожидать восстановления отрицательного сальдо внешней торговли товарами, а учитывая либерализации сферы услуг по правилам ВТО, - и ухудшение сальдо торговли услугами с неизбежными последствиями - замедлением чистого притока валюты, прекращением ремонетизации обращения, нарастанием проблем с обслуживанием внешнего долга.

Как известно, торговые преимущества, которые получает страна с вступлением в ВТО, базируются на принципе “сравнительных преимуществ”, суть которого заключается в том, что страна получает выгоду, экспортируя товары, производство которых является более эффективным (то есть с низкими производственными затратами), и импорте товаров, производство которых для ее экономики менее эффективное. Для выработки реалистичной экономической стратегии Украине необходимо реально переоценить производственный и научно-технический потенциал, унаследованный от СССР. Ведь преимущества, которые она имела в составе народнохозяйственного комплекса Советского Союза, еще не является преимуществами на мировом рынке. Даже если признать их таковыми, они не реализуются автоматически. Пока что, по мнению специалистов, выход украинских товаров на внешний рынок тормозится не столько вследствие внешних ограничений, установленных другими странами, сколько отсутствием современного экспортного потенциала.

Улучшению структуры украинского экспорта мешают также отсутствие целенаправленной и последовательной стратегии государственной поддержки развития экспорта, косвенные препятствия для экспортеров в виде реальной ревальвации гривни, невозврат НДС, неблагоприятный предпринимательский климат внутри страны, непривлекательный имидж Украины в связи с многочисленными публикациями в зарубежных средствах массовой информации относительно распространения коррупции, преступности, “теневой” экономики, торговли оружием, технологической отсталости экономики и т.д. Это снижает привлекательность марки “сделано в Украине” и удерживает часть потенциальных зарубежных партнеров от ведения бизнеса с украинскими компаниями.

Улучшение структуры экспорта может быть достигнуто в результате повышения конкурентоспособности продукции за счет ценовых преимуществ (значительного обоснованного снижения цен) или повышение качества продукции. Возможности снижения цен практически исчерпали себя, о чем свидетельствует системное проведение антидемпинговых расследований в отношении украинских товаров. Повышение качества невозможно без развертывания активных инвестиционных и инновационных процессов, что требует существенного улучшения предпринимательского и инвестиционного климата в Украине. Таким образом, изменение экспортной структуры является длительным процессом, который зависит прежде всего от внутренних экономических факторов. К тому же лидеры мировых рынков сбыта продукции перерабатывающих отраслей имеют достаточно широкий набор средств контроля за сбытом и ценами. Это ограничивает возможности Украины действовать на этих рынках вследствие низкой конкурентоспособности отечественных товаров и, прежде всего, невозможности удерживать лидерство за счет неценовых форм конкуренции.

Украинский экспорт традиционных товаров зависит от динамики спроса на мировом рынке. Учитывая, что значительную часть экспорта составляет продукция низкого уровня переработки (базовых отраслей промышленности и сельского хозяйства), следует ожидать сокращения емкости традиционных для Украины рынков вследствие роста требований международных стандартов и экологической безопасности, стремительного повышение требований потребителей к качеству, сервисного сопровождения, технологического уровня продукции. применения высокоразвитыми странами современных энерго - и ресурсосберегающих технологий, усиление “агрессивности” развивающихся стран, на таких рынках и ослабление ограничений для них со стороны развитых стран. (Напомним, что Украина, наоборот, претендует на звание страны с рыночной экономикой). Следовательно, независимо от членства Украины в ВТО рынок сбыта ее традиционной экспортной продукции все будет сужаться.

Нельзя забывать также о неразвитости инфраструктуры обеспечения экспорта в Украине. По подсчетам экспертов, операционные расходы экспортеров в 2000 г. составляли около 40% прибыли, в развитых странах - 3-5%. Речь идет о налогообложении, бюрократические процедуры, некачественную работу таможенных служб, банков и т.п. Хотя введение норм ГАТТ/ВТО, возможно, и упростит некоторые из процедур, построение целостной инфраструктуры на государственном уровне потребует значительного времени, а на уровне предприятий - существенных капиталовложений.

Важным препятствием является слабая связь между торговым и производственным капиталами в Украине. Как правило, ведущие зарубежные производители имеют высокоразвитую сбытовую и сервисную сеть, которая построена на прямом инвестировании в эту сферу со стороны производственного капитала, или на устойчивых отношениях с торговыми предприятиями на основе переплетения капиталов или долгосрочных соглашений. Следовательно торговый капитал обслуживает производство, и главной целью этого сотрудничества является обеспечение сбыта продукции и ускорению оборота производственного капитала (то есть вложенных в этот сектор финансовых ресурсов). В Украине ситуация диаметрально противоположна. В течение лет экономической трансформации происходило “выкачивания” денег из реального сектора экономики к торгово-посреднической сферы. Поэтому в настоящее время ведущую роль главного потребителя получаемых прибылей играет именно торговля, а основной интерес этого сотрудничества заключается в продаже товаров по наивысшей цене. Наблюдается существенный дефицит дееспособных экономических сил, которые были бы ориентированы на поддержку прозрачной экономической политики, направленной на укрепление конкурентоспособности реального сектора экономики.

Обычно ожидается, что вступление Украины в ВТО приведет к отмене антидемпинговых процессов против ее производителей во многих странах мира. Между тем антидемпинговые процедуры являются распространенными в мире средствами защиты национальных рынков. Такие процессы являются, фактически, лишь поводом, а цель - максимально ограничить доступ нежелательных конкурентов на уже давно поделены мировые рынки. Трудно предположить, что только принятие Украиной требований ГАТТ/ВТО приведет к закрытию хотя бы сколько-нибудь заметной части из более 100 возбужденных против нее антидемпинговых расследований. Сама суть демпинга заключается в предложении товара по слишком низкой цене, которая может нарушить конкурентные условия на рынке - а собственно за счет этого украинские экспортеры и смогли проникнуть на мировые рынки. Итак, высвобождение из-под антидемпингового прессу видится в повышении цены до более приемлемого уровня. Однако вряд ли при этом многим из экспортеров удастся удержать за собой рынок, который они завоевали именно благодаря своей ценовой конкурентоспособности. Ведь будут учитываться уже рычаги неценовой конкуренции: качество товара, сервисное обслуживание, сбытовая инфраструктура, реклама, неформальное взаимодействие с потребителем, в чем украинские компании, к сожалению, как правило, уступают.

Например, оценивая перспективы развития российского экспорта в случае вступления РФ в ВТО, президент Международного союза металлургов С. Колпаков отмечал: “Условия доступа черных металлов на зарубежные рынки при присоединении России к ВТО существенно не изменятся, поскольку избыток мощностей по производству стали в мире так же предопределит высокий уровень конкуренции и вытеснения российской металлопродукции с мировых рынков. При этом будут применяться национальные антидемпинговые процедуры и другие ограничительные меры, не противоречащие системе ВТО”.

Даже в случае введения антидемпинговых претензий к Украине в нормативно-правовое русло ВТО, получения положительного результата достаточно проблематично. Трудно представить успех антидемпингового процесса, который мог бы выиграть украинское предприятие против мощной компании, которая проникает таким образом на ее внутренний рынок, или стремится вытеснить ее с внешних рынков. Ведение международного процесса требует значительных затрат, которые подавляющем большинстве украинских предприятий не “по карману”. Как начинающему “игрока”, Украине следует еще долго учиться технике свободнорыночной игры в ее “гроссмейстеров”. Стоит вспомнить, что украинские предприятия, страдающие от антидемпинговых расследований, в течение многих лет безуспешно призывали к поддержке со стороны государства. Пока неясно, будет ли (и каким образом) содействовать защите предприятий в антидемпинговом борьбе государство сейчас.

К тому же использование антидемпинговых расследований будет иметь выраженный несимметричный характер. Применение их относительно импорта в Украину, за незначительными исключениями, проблематично, поскольку подавляющее большинство импортируемых товаров не подпадают под определение демпинга, потому что выигрывают за счет ценовой и продуктовой конкуренции. Причем с увеличением доходов населения и предприятий следует ожидать рост успешности этой конкуренции.

Свою негативную роль играет и генетически нерыночная структура украинской экономики. Это, даже в случае построения всех основных институтов, характерных для современного рынка, побуждает контрагентов украинских предприятий (и часто не без основания) с недоверием относиться к национальных механизмов ценообразования. Ожидания, что сразу после вступления в ВТО украинская экономика будет признана рыночной, вряд ли имеют под собой основания. Экономика Китая, например, еще в течение 15 лет после вступления в ВТО будет рассматриваться как нерыночная. Разнообразие видов демпинга, которые учитываются системой соглашений ГАТТ/ВТО, охватывает ценовой демпинг, в сфере услуг, валютный, социальный, скрытый, косвенный, вторичный, монетарный, экологический, технологический и др. Следовательно, при наличии достаточной материальной заинтересованности в получении контроля над нежелательным конкурентом в ценообразовании на рынках Украины еще весьма продолжительное время можно будет найти основания для возбуждения антидемпингового расследования.

Средства государственной поддержки экспорта и национальных производств, которые применяются высокоразвитыми странами, постоянно совершенствуются. Собственно, именно наличие комплекса предусмотренных требованиями ВТО субсидий и дает возможность странам - членам ВТО уменьшать прямую поддержку сельхозпроизводства, экспортеров, компенсируя тем самым потери конкурентоспособности через снятие тарифных и нетарифных ограничений. В частности объем субсидирование сельхозпроизводства в богатых странах мира составляет около 1 млрд долл. в день, или 566 долл. США на душу населения за год в Японии, 336 долл. - в ПЬЕС, 110 долл. - в Венгрии, 100 долл. - в Чехии. В Украине этот показатель, по подсчетам Министерства финансов, составил в 2000 г. 3,3 долл. США. Это сразу ставит страны с низким уровнем душевого дохода в неравное положение с высокоразвитыми странами, которые имеют значительный объем Государственного бюджета. К сожалению, в Украине для обеспечения столь разветвленной системы косвенной поддержки нет ни достаточных государственных средств, ни надлежащей инфраструктуры и экономико-правовой среды. Поэтому даже исчерпания согласованного с ВТО объема субсидирования в размере 1 млрд долл. является весьма сомнительным.

Вполне возможно, что от вхождения в ВТО непосредственную выгоду получит определенная группа предприятий-экспортеров, многие из которых, через относительную дешевизну ресурсов в Украине, способны выдерживать значительные перепады импортных тарифов. Рост экспортоориентированных производств и увеличение объемов импорта угрожают усилением дифференциации национальных предприятий на ликвидных экспортеров и “загниваючих” внутренних производителей. Однако в таком случае в стратегической перспективе экспортеры также обречены на вымирание. Ведь (что особенно рельефно ощущается на примере высокотехнологичных отраслей, в частности - машиностроение) производители-экспортеры в любом случае являются потребителями продукции предприятий, которые работают на внутренний рынок. А значит, качество и конкурентоспособность их продукции зависит от качества и стоимости сырья и комплектующих, производственной инфраструктуры и т. д. Ухудшение качества и сокращение доступности ресурсов, отсутствие “подпитки” со стороны внутреннего рынка ведут к тому, что и отрасли-экспортеры могут потерять возможность сделать это по требованиям международной конкуренции и начать сдавать позиции.

К тому же если конкурентоспособность товаров базовых отраслей промышленности в значительной мере определяется природными условиями и свойствами сырьевого богатства страны, конкурентные преимущества товаров с высоким уровнем переработки формируются в условиях рыночного соревнования. Поэтому в процессе изменения структуры экспорта в пользу увеличения доли таких товаров Украина все больше чувствовать проблему отсутствия достаточно емкого внутреннего рынка как поля для такого соревнования.

Существенные проблемы ожидаются и в связи с несоответствием международным нормам национальных стандартов качества продукции. В соответствии с официальными решениями Украина берет на себя обязательства осуществлять ежегодно гармонизацию с международными не менее 500 национальных стандартов. По мнению специалистов, столь быстрая смена системы стандартов может вызвать кризис несостоятельности национальных производителей к следование этим стандартам. На начало ноября 2002 г., по данным Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, с 1560 стандартов ISO, IEC, EN, которые действуют в области машиностроения, в Украине было принято лишь 9,4%.

Са оценкам специалистов, при вступлении Украины в ВТО можно ожидать непосредственного ухудшение экономических условий для ряда отраслей. По мнению участников научно-практической конференции “Перспективы и проблемы участия Украины в ВТО в контексте экономической безопасности”, состоявшейся в феврале 2002 г. в Киеве, такими отраслями являются: автомобилестроение, авиастроение, судостроение, электронная промышленность, легкая промышленность, шинная промышленность, производство отдельных видов продовольственных товаров и потребительских товаров длительного пользования. Существенной угрозой, которая будет сопровождать принятия требований к уменьшению поддержки сельского хозяйства, является потеря сельскохозяйственного машиностроения. Ведь отечественные производители отрасли не имеют развитой системы сбыта (через кредитование, лизинг и т.д.). Поэтому они теряют в конкурентоспособности по сравнению с зарубежными производителями. Со снижением барьеров в торговле услугами может ухудшаться конкурентное положение украинских транспортных страховых и инвестиционных компаний, банков и т.д., которые, при отсутствии четкой стратегии развития рынков услуг в Украине, не будут способны на равных бороться с зарубежными поставщиками аналогичных видов услуг.

Либерализация внешней торговли дает основания ожидать в Украине проявления “парадокса потребителя”. За него приток недорогих и качественных импортных товаров, действительно, увеличивает количество и разнообразие товарного предложения, однако в то же время ведет к уменьшению соответствующего производства внутри страны. Это снижает уровни занятости и доходов потребителей, что параллельно с насыщением внутреннего рынка уменьшает их способность воспользоваться улучшения товарного предложения. Понятно, приведенное не отрицает вероятности положительного влияния конкуренции с импортными товарами на конкурентоспособность, цены и качество продукции ряда национальных производителей. Однако для этого необходимы соответствующие условия. В противном случае либерализация торговли оказывает разрушительное влияние на стратегии частных экономических субъектов.

Либерализация импорта расширяет возможности ввоза современных технологий, способствует снижению расходов импортеров производственных товаров. Предприятия получают лучшие возможности приобрести оборудование, комплектующие, сырье, технологии и другие материалы по более низким ценам, в более широкого круга поставщиков и высшего качества. Учитывая приоритетность инвестиционных процессов и структурной перестройки национальной экономики эта возможность является важнейшей среди потенциальных преимуществ вступления в ВТО. Однако структура импорта и доля в нем именно инвестиционных товаров диктуются прежде всего по состоянию инвестиционного климата внутри страны. Следовательно, совершенствование структуры импорта требует целенаправленных мер по стимулированию инвестиционных процессов и распространение тенденций роста объемов национальных капиталовложений. Зато в Украине в 2002 г. наблюдалось значительное замедление роста инвестиций в основной капитал.

Нельзя также упускать из виду возможность распространения “парадокса потребителя” и на товары производственного назначения. Чрезмерное привлечение импортированных сырья и комплектующих грозит усилением нагрузки на платежный баланс страны, ухудшением финансового положения отечественных отраслей, а следовательно - фрагментаризацією национальной финансовой системы.

Впрочем главные последствия от вступления Украины в ВТО будут выплывать не по снижению таможенных тарифов, а со изменений в регуляторной среде в соответствии с требованиями ВТО. Реализация позитивных ожиданий относительно вступления Украины в ВТО требует осуществления активной и целенаправленной государственной экономической политики стимулирования инвестиционно и инновационно ориентированного роста и структурной перестройки с целью укрепления национальной конкурентоспособности. А между теманализ основных соглашений системы ВТО дает основания утверждать, что в случае вступления Украины в этой организации будет заблокирован целый ряд инструментов экономической политики.

Так, присоединение к ВТО фактически означает, что в национальных производств нельзя применять льготы, освобождения от налогообложения, пошлин, платежей. Если такие стимулирующие средства употребляются в отношении национальных компаний, они согласно национального режима должны также распространяться и на иностранных производителей. Следовательно, теряется возможность поощрения за помощью налоговых льгот развития национальных товаропроизводителей. В результате принятия соглашений ВТО будет блокировано ряд механизмов поддержки национального производства.

Соглашение ВТО о субсидиях и компенсационных мерах запрещает прямое списание задолженности государству или предоставления средств для погашения задолженности (хотя разрешено одноразовую субсидию “чтобы предоставить время для разработки долгосрочных решений и избежать обострения социальных проблем”). Это ограничивает возможности государства по смягчению платежного кризиса в Украине. Несмотря на понятную ошибочность практики списания налоговых задолженностей, это иногда может быть единственным средством спасения финансового важных отраслей.

Соглашение о государственных закупках ВТО 1994 г. вводит ограничения относительно государственных закупок. Они должны осуществляться только на тендерной основе, причем с обеспечением равноправного участия как национальных, так и иностранных производителей. Это противоречит решению о закупке государственными органами товаров только национального производства и сужает возможности стимулирования национальных производителей средствами государственных закупок, уменьшая действенность бюджетной политики.

Чрезмерная либерализация финансовых услуг в рамках Генерального соглашения по торговле услугами может привести, учитывая специфику украинского финансового сектора, к активизации спекулятивного капитала. Это, фактически, уменьшает контролируемость финансового сектора. Решение по усилению контроля над финансовыми транзакциями с целью предотвращения “теневом” обороте средств прямо противоречат Договоренности о обязательства в сфере финансовых услуг. Либерализация финансовых потоков создает благоприятные условия для активизации “отмыванием” “грязных” средств, что, несомненно, будет поставлено в вину Украине международным сообществом и вызовет дополнительные проблемы в отношениях с FATF.

Соглашение о связанных с торговлей инвестиционные меры ограничивает требования к иностранным инвесторам относительно использования национальных комплектующих, регулирования импорта комплектующих и доли экспорта в произведенной продукции. Это уменьшает подконтрольность деятельности иностранных инвесторов, препятствует эффективной регулированию отраслевой и региональной структуры иностранных инвестиций.

Поскольку в рамках существующей парадигмы денежной политики Нацбанк не в состоянии действенным образом влиять на валютный курс, динамика валютных курсов развивается в значительной мере автономно и, скорее, опосредованно диктуется спросом на гривневые ресурсы внутри страны, с вхождением в систему ВТО меры регулирования внешней торговли Украины, по сути, оказываются блокированными.

Высокая зависимость от внешней торговли и низкая дееспособность национальной экономики относительно воспроизводственных процессов создают потенциально благоприятные условия для внедрения в Украине, по слабости внутренних политических сил и их неспособности к проведению согласованной экономической стратегии, фактического режима внешнего управления. В роли “управляющих” могут выступить международные организации, в частности - МВФ в валютно-финансовой, ВТО - внешнеторговой сферах. В таком случае вступление в ВТО будет привлекать Украину в целостного мировому хозяйственному поля, на котором действуют транснациональные капиталы, способны применять механизмы внешнего управления в отраслях, которые являются предметом их интереса. Остальные отрасли фактически обречено на упадок через импорт необходимой продукции, которая объективно является более конкурентоспособной.

Следовательно, экономическую стратегию украинского государства во внешнеторговой сфере приходится признать неэффективной. Фактически не происходит целенаправленного регулирования функционирования народнохозяйственного комплекса в условиях экономической глобализации и открытости экономики. Включение национальной экономики в мирохозяйственной системы происходит стихийно и в отрыве от национальных интересов и критериев экономической безопасности Украины. Обеспечение вступления страны в ВТО занял место одного из направлений этой стратегии, в то время как на самом деле этот шаг лишь усиливает потребность в осуществлении сбалансированной экономической стратегии, направленной на укрепление национальной конкурентоспособности.

От принятия Украиной условий ВТО ожидается усиление прозрачности и последовательности экономической политики государства, что должно способствовать улучшению условий для международной конкуренции и привлечения инвестиций. Однако следует осознавать, что политика государства может быть последовательной и предсказуемой даже без официального следование принципам ВТО. Ярким примером может служить Китай, который, не будучи до 2002 г. членом этой организации, получал ежегодно огромные объемы иностранных инвестиций и занимал одно из ведущих мест в мировой торговле. Наложения внешних ограничений в виде требований ВТО требует лишь непоследовательная и непредсказуемая политика государства. Однако при таких условиях иностранные импортеры и инвесторы защищены от непредвиденных действий со стороны национального правительства, ведь такие мероприятия в любом случае могут быть обжалованы, а следовательно - не являются обязательными для иностранных субъектов. Это не означает автоматического осуществления благоприятной политики в отношении отечественных субъектов хозяйствования. Они оказываются в неравных условиях с иностранными.

Приходится признать, что Украина, продвигаясь на пути вступления в ВТО, практически не имеет стратегии своего поведения как члена этой организации. Это делает проблематичной возможность в дальнейшем влиять на формирование правил развития мировых торговых связей в соответствии с национальными интересами страны. Украина как одна из немногих переходных экономик в ВТО (к тому же часть переходных экономик откровенно тяготеют к блокированию с интересами развитых стран) вряд ли может заметно влиять в среде, которая в первую очередь состоит из развивающихся стран. По мнению аналитиков, современному этапу переговоров ГАТТ/ВТО будет характерен акцент на политике развития, которая касается стран “третьего мира”, которые имеют специфические интересы и стремятся прежде всего к максимальной либерализации доступа к рынкам. Следовательно ожидания, что положения ВТО удастся скорректировать в соответствии с интересами Украины, практически нереальны.



Назад