Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

8. Особенности экономической стратегии в социальной сфере Украины


Социальная политика занимает выдающееся место в структуре экономической стратегии государства. Ведь социальный эффект от реализации такой стратегии обуславливает ее легитимность, что, в свою очередь, является одним из детермінантів ее эффективности. Не следует также пренебрегать и непосредственным экономическим эффектом социальной политики, поскольку ее объект - население страны, является одновременно и главной производительной силой, и потребителем, открывая и завершая процесс общественного производства. Следовательно, социальная политика позволяет обеспечить замкнутость процесса общественного воспроизводства и максимально эффективно использовать человеческие ресурсы страны.

Социальная политика государства призвана обеспечить гражданам гарантированные Конституцией Украины права: на жизнь, безопасные условия труда, вознаграждение за труд, защита семьи, отдых, образование, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение и благоприятную окружающую среду. К сожалению, практика показала, что реализация социальной политики не всегда обеспечивала возможности для соблюдения государством своих обязательств. В Украине “социальная цена реформ оказалась чрезмерной, а система социальной защиты - малоэффективной.

К сожалению, вследствие неэффективной государственной стратегии в социальной сфере соблюдения ряда важных положений всеобщей декларации прав человека, содержащиеся в Конституции Украины, оказалось довольно сложным делом. Украинскому государству не хватает ресурсов для обеспечения выполнения Основного закона.

Под угрозой находится защиту права человека на личную неприкосновенность, уважение достоинства (ст. 12 Декларации), жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния ее и ее семьи (ст. 25).

Низкий уровень социальных выплат и зарплат большинства работников бюджетной сферы не предоставляют гражданам достаточно средств для нормального потребления. Несмотря на активный рост доходов граждан в 2001-2002 гг., они все еще существенно отстают от совокупного повышения цен на товары и тарифов на услуги. Это связано прежде всего с глубоким снижением доходов вследствие гиперинфляции и антиинфляционной политики 90-х годов. За 1990-1999 гг. за снижение ВВП в 2,5 раза, реальные денежные доходы уменьшились в 4,4 раза, а реальная пенсия - в 6,5 раза. Повышение реальной заработной платы за 2001-2002 гг. (на 41%) является явно недостаточным для восстановления докризисного уровня доходов населения.

Происходит резкая поляризация населения по доходам: 10% жителей Украины концентрируют сегодня 40% доходов всех граждан государства. В ряде отраслей начисленная заработная плата существенно ниже уровня прожиточного минимума. В частности, в сельском хозяйстве она составляла на октябрь 2002 г. 47% средней, здравоохранении - 60,3%, образовании - 71,3%, розничной торговли - 73,7%. Низкий уровень оплаты труда не только ослабляет мотивацию к труду, но и приводит к значительному оттоку квалифицированных и опытных кадров.

За последние 10 лет потребление продуктов питания на душу населения сократилось в 1,5-2 раза. По состоянию на 2000 г. фактическое потребление в отношении к рациональных норм составило: мяса и мясопродуктов - 39-44%, молока и молочных продуктов - 50%, рыбы и рыбопродуктов - 41%, фруктов, ягод, орехов, винограда - 33%. С ухудшением уровня жизни связано снижение качества самозбережної поведения населения, степени заботы о своем здоровье. По данным проведенного Госкомстатом в октябре 2000 г. исследования, треть семей, члены которых нуждались в медицинской помощи, не смогла его получить. Основной причиной этого подавляющее большинство указала слишком высокую стоимость лекарств, изделий медицинского назначения, услуг здравоохранения.

Ухудшение качества жизни населения - питания, бытовых условий, охраны здоровья - ведет к снижению уровня здоровья и процессов депопуляции. Следовательно, государство сегодня фактически не может в полной мере гарантировать защита права своих граждан на жизнь, которое провозглашено в статье 3 всеобщей декларации прав человека.

Нарушены права человека на труд, свободный выбор работы, а также - справедливое и удовлетворительное вознаграждение за свою работу, которая бы обеспечивала достойный уровень существования (ст. 23).

Так, численность населения, занятого во всех сферах экономической деятельности, сократилась в течение 1991-2002 гг. на 4,8 млн чел. В то время как по официальным данным, на середину 2001 г. уровень безработицы составил в Украине 3,7%, по данным ежеквартальных обследований домохозяйств, реальный уровень безработицы составлял 12,1% экономически активного населения, или 2754,9 тыс. человек. Потенциал роста безработицы далеко не исчерпан, и финансовое оздоровление предприятий может сопровождаться резким ростом безработицы. Безработица приобретает все более застойного характера. Если на 1 января 1996 г. доля безработных больше года составила 14,8% лиц, которые не имели работы, то в 2001 г. - уже 30,8% (за 9 месяцев 2002 г. - 19,4%).

Не соблюдает положения относительно уважения к достоинству граждан, которые вынуждены, чтобы добыть средства к существованию, заниматься "челночным бизнесом", уличной торговлей, пополнять ряды “теневой экономики” и криминалитета. В этих “сферах” речь не идет о соблюдении прав людей, вовлеченных в них, а источник доходов довольно часто - нарушение прав других граждан и слоев населения.

Не удается обеспечивать права на бесплатное начальное и среднее образование, культурное развитие, развитие национальных культур и др. Через экономический спад, который продолжается, и сокращение поступлений в бюджет государство не в состоянии обеспечить и полноценное соблюдения права на охрану здоровья, образование.

Этот тревожный перечень может быть продолжен. В целом следует констатировать, что, если во времена СССР права человека нарушались преимущественно из политических соображений, сегодня социально-экономическая ситуация в Украине ставит значительно жестче, но уже объективно обусловлены экономические препятствия на пути соблюдения этих прав.

Статья 29 Декларации прав человека предусматривает, что реализуя свои права и свободы, каждый человек должен ограничиваться лишь такими условиями, которые обеспечивают достойное признание прав и свобод других членов общества, удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Таким образом, экономическое ограничение прав человека допустимо, если оно имеет под собой четко сформулированы основания - ради чего оно происходит, а также - если закладывает механизмы формирования такого социального порядка, при котором права и свободы, изложенные в Декларации, может быть соблюдены в полной мере. Иначе говоря, таким основанием должна быть целостная государственная экономическая стратегия, социальная составляющая которой играет активную роль как фактор экономического роста и развития. Следует отметить, что мировая практика знает немало примеров временного ограничения приведенных прав человека вследствие экономических факторов. Это касается послевоенного восстановления в Западной Европе, опыта становления стран Юго-Восточной Азии и Китая. Однако в указанных странах ограничения уровня потребления и социальных расходов сопровождалось интенсивным политикой направления ресурсов на нужды экономического развития, прежде всего - в инвестиции в производство, развитие инфраструктуры. При наличии общенациональной идеи экономического возрождения население осознавало необходимость “затягивание поясов”, воспринимая ограничения ряда своих прав как плату за будущее благосостояние.

К сожалению, в Украине таких четко определенных оснований нет. Как указывалось выше, поставив целью достижения макроэкономической стабилизации, правительство, под давлением обстоятельств, часто принимал решения, которые не способствовали стратегическому развитию национальной экономики и экономической независимости Украины, обеспечению социальной ориентации ее развития.

Нарушение фундаментального принципа рыночной экономики - эквивалентной вознаграждения за вложенный труд, который обеспечивает функционирование рынка труда как неотъемлемой составляющей рыночной системы любой страны, привело к росту диспропорций в развитии рынка, существенного ухудшения качества рабочей силы, падение производственной дисциплины. Низкий уровень заработной платы уже сейчас фигурирует в перечне косвенных субсидий для украинских товаропроизводителей-экспортеров и вполне может стать основанием для обвинений в социальном демпинге. Ситуацию несколько “спасает” значительный объем начислений на фонд заработной платы, который повышает стоимость рабочей силы для предприятия. Однако фактические объемы заработной платы часто не обеспечивает даже простого воспроизводства рабочей силы, вызывая ее деградацию. Снижение уровня затрат на охрану здоровья и, особенно, образование также имеет далеко идущие экономические последствия, способствуя ухудшению качества рабочей силы и закладывая фундамент стратегического отставание в уровне научно-технологического развития. Через названные процессы Украина теряет конкурентные преимущества, связанные с дешевизной рабочей силы и качеством человеческого потенциала, которыми она владела еще несколько лет назад. Таким образом, экономическое нарушение определенных фундаментальных прав человека в Украине ведет к общему снижению уровня конкурентоспособности национальной экономики.

Устойчивые признаки макроэкономической стабилизации и роста экономики Украины в 2000-2002 гг. показали наличие исходных предпосылок для постепенного улучшения уровня и условий жизни населения. В то же время глубина кризисных процессов, значительные диспропорции в денежно-кредитной и бюджетно-финансовой сферах обусловливают сохранение ряда существенных негативных явлений и угроз экономической безопасности государства в социально-демографической сфере, в частности:

  • ухудшение демографической ситуации и состояния генофонда;
  • падение жизненного уровня значительной части населения, усиление имущественного расслоения общества и обострение социальной напряженности, несовпадение интересов различных социальных групп и низкая общественная поддержка экономической политики государства;
  • увеличение разрыва между реальной стоимостью рабочей силы и источниками его возмещения;
  • низкий платежеспособный спрос населения и уровень потребления;
  • значительное и продолжительное безработицы, в том числе - скрытое, деградация рабочей силы, “тенизация” и криминализация занятости населения;
  • сужение прослойки населения со средними доходами как потенциальной опоры социально-экономической стабильности в стране;
  • социальная незащищенность нетрудоспособных и пенсионеров, деградация учреждений социальной сферы, ограничение доступа к системе здравоохранения, образования и культуры, ухудшение на этой основе физического и духовного здоровья человека, семьи, общества, тенденция к моральной деградации нации;
  • неуправляемый отток за пределы государства интеллектуальных и трудовых ресурсов.

Наличие и острота указанных угроз свидетельствует о крайне низкой эффективности социальной политики, в результате чего не достигаются ее главные цели и задачи.

Обычно главной проблемой осуществления социальной политики, которая и определяет пределы реализации последней, является финансирование социальных расходов. К сожалению, переход к рыночной системе хозяйствования не сопровождался в Украине диверсификацией системы финансирования социальной сферы. Главным источником расходов был и остается бюджет государства. Между тем опыт выявил существенные проблемы в бюджетном финансировании социальной сферы в Украине, вызванные как объективными макроэкономическими диспропорциями, унаследованными от прошлой системы хозяйствования и накопившимися за годы непоследовательных реформ, так и значительными недостатками в реализации самой социальной политики государства. Среди таких проблем: недостаточные размеры финансирования социальной сферы, непоследовательность и фрагментарность финансирования, неэффективная его структура (основное бремя расходов приходится на заработную плату, что ведет к упадку материальной инфраструктуры), отсутствие стимулов для перехода к децентрализованного финансирования части социальных расходов.

В 90-х годах уровень финансирования государственных социальных гарантий постоянно уменьшался. Так, расходы Государственного бюджета на социальную защиту населения по отношению к ВВП в 2002 г. составили 3,1%, что более чем вдвое меньше, чем в 1992 г. С учетом того, что реальный ВВП сократился в течение 1991-2000 гг. более чем в два раза, расходы на социальную сферу уменьшились за это время почти в четыре раза. В течение 1991-1999 гг. расходы на образование уменьшились в 2,9 раза, на здравоохранение - более чем в три раза, а в расчете на душу населения они сократились на 75%. Даже в 2000 г. - первом году экономического роста - по сравнению с 1999 г. расходы на образование в реальном измерении сократились на 7,5%, на охрану здоровья - на 9,2%. В 2001-2002 гг. наблюдалось некоторое увеличение средств на социальную защиту населения и финансирование социальной сферы составили 4,1% ВВП в 2001 г. и 5,4% ВВП в фактических расходах за 9 месяцев 2002 г. Между тем через чрезмерный упадок социальной сферы такое улучшения пока не в состоянии обеспечить необходимые качественные сдвиги в социальной политике Украины.

Особую озабоченность вызывает упадок материальной инфраструктуры социальной сферы. Объемы инвестиций в основные фонды учреждений здравоохранения в 2000 г. составляли 49,4% уровня 1990 г., а сферы образования - 10,2%. Это снижает эффективность учреждений социальной сферы, увеличивает потребности относительно текущих социальных расходов и обуславливает увеличение будущих, необходимых для восстановления должного уровня социального обеспечения населения. Косвенные потери, которые также вызваны снижением уровня социального финансирования (аварии и катастрофы, эпидемии, асоциальные действия и т.п.), ведут к расходам, которые могут превышать временную экономию.

Полноценное внедрение системы общеобязательного государственного социального страхования позволило бы в перспективе перенести часть расходов пенсионного обеспечения и других видов социальной защиты работающих, что соответствует принципам организации экономики на рыночных началах. Однако следует подчеркнуть, что в Украине введение такой системы должно быть тесно связано с налоговой политикой и политикой денежных доходов населения. Несмотря на то, что реализация курса на экономический рост должен сопровождаться уменьшением налогового бремени на предприятия, перевести на работника часть уплаты страховых взносов с работодателей возможно лишь при условии повышения его заработной платы. Кроме этого, эффективное внедрение в Украине страховой системы социальной защиты тормозится через такие факторы:

  • неблагоприятными условиями для надежного функционирования негосударственных страховых фондов;
  • низкой эффективностью реального сектора экономики как главного источника сохранения и приумножения средств негосударственных страховых фондов;
  • неспособностью людей, доход которых сегодня ниже прожиточного минимума, уплачивать дополнительные взносы индивидуального пенсионного и медицинского страхования.

Между тем социальная политика пока не рассматривается как важная органическая составляющая стратегии обеспечения устойчивости экономического роста. Ее потенциал не учитывается при определении факторов воспроизводства производства, стабилизации финансовой системы, развития фондового и финансового рынков, привлечения мощного инвестиционного ресурса. Поддержка занятости рассматривается прежде всего как переложение на работающих части обязанностей и финансовых затрат государства в части социального обеспечения и защиты, а не как поддержка главного ресурса будущего экономического развития - человеческого капитала. Такой подход отдаляет Украину от цивилизованных стран, препятствует введению реального социального консенсуса вокруг целей социально-экономического развития. Это обусловливает потребность в комплексной программе действий, которая сочетала бы макроэкономические сдвиги с благосостоянием конкретного человека. Основы такой политики заложены в Стратегии преодоления бедности, утвержденной соответствующим Указом Президента Украины.

Традиции социальной ориентированности государства, исторический опыт сравнительно высокого уровня защищенности, которые присущи населению Украины, вступают в конфликт с реалиями сегодняшнего дня, порождая нарастание социальной напряженности и неприятие государственной политики. Разрушается “средний класс” - опора стабильности в обществе, социальная база идеологии правосумління и государственничества, что создает основу для криминализации общества и развития “теневой экономики”. Все это ведет к снижению эффективности экономической стратегии государства, затрудняет как разработку, так и осуществления действенных мер по преодолению социально-экономического кризиса.

Долгосрочный эффект негативных процессов в социальной сфере и неэффективности стратегии государства в социальной сфере заключается в развертывании демографического кризиса: падение уровня рождаемости и уменьшении численности детского населения, интенсификации смертности населения и депопуляции, резком уменьшении количества браков за роста уровня разводов, старении населения, тенденции к трудовой эмиграции трудоспособного населения страны. Ухудшение состояния здоровья населения, наблюдается от поколения к поколению украинских граждан, негативно влияет на формирование человеческого потенциала страны, в частности, рабочую силу, а также на демографические перспективы нации.



Назад