Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

Глава 1. Задачи стратегии роста и построение предпосылок эффективности экономической стратегии


Приведенный в предыдущем разделе опыт применения инструментов экономической политики на территории Украины позволяет характеризовать украинскую экономику периода рыночных трансформаций как экономику парадоксов. Имеющиеся общественно-экономические деформации приводят к неадекватной оценки индикаторов, традиционно используемых для определения состояния экономики, непредсказуемой реакции экономических субъектов на меры экономической политики и, соответственно, к неожиданному эффекту этих мероприятий.

Среди парадоксов, которые в разное время оказывались в большей или меньшей степени, следует выделить следующие:

В то время как основная цель перехода к рыночной экономики - повышение конкурентоспособности национальной экономики, в Украине развитие трансформационных процессов снижал технологический уровень и эффективность производств, повышал их экологическую опасность.


Эффектное снижение темпов инфляции за счет сужения монетарной предложения и становления “крепкой гривни” сопровождалось уменьшением способности денежной системы выполнять свойственные ей в рыночной экономике функции средства обращения и платежа.

Платежный кризис является значительным препятствием для развития предприятий, так и для нормализации бюджетных отношений, однако принудительное усиления финансовой дисциплины в условиях недостатка оборотных средств ведет к ускорению разрушения финансов предприятий.


Банки, которые накопили избыточную ликвидность на финансировании непроизводительных операций посреднического и спекулятивного типа, не могут вернуться к финансирования реального сектора экономики в связи с его неплатежеспособностью.

Недостаточные налоговые поступления в Государственный бюджет обусловливают избыточное налоговое бремя, он ведет к изъятию у предприятий оборотных средств, что способствует дальнейшему сокращению производства, вытеснению его в “тень” и торможению уплаты налогов.


Привлекая к финансирования государственных расходов неэмиссионные ресурсы в виде ОВГЗ, государство отвлекает потенциальных инвесторов от вложения средств в реальный сектор, что поддерживает дефицит бюджетных ресурсов, обуславливая новые заимствования.

Провозглашение государством курса на рыночные отношения сочетаются с пренебрежением главного рыночного принципа - эквивалентного обмена, что оказывается в задолженности по обязательствам госбюджета перед предприятиями и частными лицами.


Ускоренная приватизация привела к формированию большого количества частных предприятий, однако не способствовала появлению эффективного собственника, который был бы способен осуществлять эффективную экономическую стратегию и вести конструктивную конкурентную борьбу.

Экономическая политика государства, направленная на стабилизацию макропоказателей, дезориентирует субъектов хозяйственной деятельности и вызывает их сопротивление этой политике, что резко снижает эффективность последней.


Положительные тенденции экономической динамики, которые наблюдаются в Украине с конца 1999 года, свидетельствуют о постепенном переходе национальной экономики к новой фазе развития, в которой должны показываться результаты осуществленных в течение десяти лет рыночных экономических преобразований. Между тем практика пока не дает оснований для вывода о необратимости и устойчивость изменений к лучшему. Смещение акцента экономического роста на внутренние факторы развития, которое происходило во второй половине 2001 г. и 2002 г., сопровождалось замедлением темпов экономического роста, ухудшением состояния бюджетных поступлений. Отсутствие действенных структурных сдвигов в экономике свидетельствует о том, что в ней до сих пор не заработали механизмы саморегулируемых процессов и не сложился “хозяйственный порядок”, который обеспечивает сбалансированность социально-экономического развития и внутренние стимулы к экономическому росту. Между тем, “если в период прохождения экономики через фазы разрушения и формирования новой экономической модели - и макроэкономической стабилизации и роста не создаются качественные условия для перехода к устойчивому росту, наступает депрессия”.

Итак, "экономический романтизм" как фетишизация самого процесса рыночных реформ, что царил в Украине практически в течение 90-х годов, должна уступить место "экономическому прагматизму" - подчинению мер экономической политики потребностям экономического роста, использованию конкурентоспособности национальной экономики как главного критерия эффективности этой политики.

Фактически речь идет о формировании в Украине “рост экономики” - экономической системы, интенсивное развитие которой происходит преимущественно под влиянием внутренних и имманентных ей факторов и имеет относительную автономию относительно внутренних и внешних политических влияний.

В свете этого нужно осознавать, что в результате продолжающегося кризиса в Украине сформировались жесткие финансовые ограничения внешнего и внутреннего характера, которые резко сужают стратегический выбор, ведут к обострению конфликта по поводу финансовых ресурсов между экономическими и политическими силами. В связи с этим содействия ресурсотворчій деятельности национального капитала на внутренних рынках должно вступить безусловного приоритета по сравнению с другими направлениями экономической стратегии государства. Следует отметить, что национальный капитал несет в себе мощную государственную функцию, поскольку он заинтересован в сильном государстве, которая способна гарантировать соблюдение субъектами хозяйствования рыночных правил игры.

Такое содействие должно происходить с помощью инструментов денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, структурной, институциональной, внешнеэкономической, социальной политики. Преодоление антагонизма интересов экономико-политических групп и тенденций к рентной поведения субъектов хозяйствования должен состояться через осуществление политики стимулирования экономического роста посредством бюджетно-налоговой и денежно-кредитных рычагов и обеспечения совершенствования механизмов межотраслевого перелива капиталов и развития рыночной и информационной инфраструктуры. Базовой целью такой “стратегии роста” является обеспечение устойчивого экономического роста и структурной перестройки национальной экономики с целью укрепления национальной конкурентоспособности и обеспечения реализации национальных интересов Украины.

Главными направлениями “стратегии роста” есть такие.

Быстрое восстановление емкости внутреннего рынка как лучшего способа распространения положительного эффекта от экономического роста. Развитие производства товаров народного потребления и сферы услуг должно стимулировать ускоренное капіталотворення для последовательной реализации динамических структурных приоритетов.


Сохранение состояния относительной валютно-денежной и финансовой стабильности, с содержанием темпов инфляции, курсовой динамики показателей внутреннего и внешнего долга, баланса бюджета, платежного баланса в пределах, которые не препятствуют развитию бизнеса в Украине.

Реализация факторных преимуществ Украины, среди которых основными являются геоэкономические факторы, наличие плодородных сельскохозяйственных угодий, высококвалифицированная рабочая сила, развитая производственная инфраструктура. Увеличение использования значительного потенциала на этих направлениях дает основания ожидать существенного роста ВВП.


Существенная активизация инвестиционных процессов, предоставление им преимущественно инновационной направленности, обеспечение изменения структуры национальной экономики, исходя из требований социально-экономической эффективности и национальной конкурентоспособности.

Обеспечение опережающего развития человеческого капитала как основного конкурентного фактора в современной экономике, наиболее полно развитие и использование интеллектуального и предпринимательского потенциала нации.


Обеспечение распространения социального эффекта от экономического роста в виде повышения уровня реальных доходов и покупательной способности населения, усиления социальной защиты, улучшения условий жизни.

Указанные направления является основанием для определения ряда первоочередных задач “стратегии роста” для Украины, которыми должны стать:

разработка и реализация стимулов экономического роста в денежно-кредитной и бюджетно-налоговой сферах, которые непосредственно влияют на повседневную деятельность субъектов хозяйствования, обеспечения достаточного для осуществления регуляторных функций диапазона изменений основных экономических показателей в этих сферах, в частности:


формирование действенных механизмов ремонетизации экономики и увеличение объемов долгосрочного кредитования по их минимального дестабилизирующего эффекта;

формирование налоговых стимулов роста и структурной перестройки и дееспособного “бюджета развития”;


разработка и реализация государственной инвестиционной стратегии, ориентированной на формирование национального инвестиционного потенциала и его направления на капиталовложения в национальную экономику, а также стратегии инновационного развития, согласованной с инвестиционной стратегией, обеспечивающая инновационную направленность инвестиций, регулирования притока иностранных инвестиций с целью их концентрации на задачах структурного обновления национальной экономики;

установление приоритетности задачи формирования дееспособных финансово устойчивых субъектов хозяйствования в качестве основного объекта реализации “стратегии роста” и субъекта “рост экономики”;


содействие созданию организационно-институциональной системы национальной экономики, ориентированной на концентрацию ресурсов в целях роста (сбалансированного соотношения крупного, среднего и малого бизнеса, финансово-промышленных групп, национальных и транснациональных корпораций, региональных консорциумов, кластеров и т.д.);

“детенизация экономики и привлечения “теневого” сектора в сферу легального оборота финансовых ресурсов, инвестирования и расширения на этой основе собственных ресурсов развития предприятий;


реализация мер по защите внутреннего рынка, направленных на адаптации национальной экономики к деятельности в условиях международной конкуренции, проведение “агрессивной” экспортной политики;

разработка и реализация государственной политики доходов, направленной на распространение эффекта экономической динамики на социальную сферу, предотвращение чрезмерного расслоение доходов, содействие становлению среднего класса и стимулирования экономической активности и развития человеческого капитала;


поиск “консенсуса вокруг рост” - установление баланса интересов основных политико-экономических группировок вокруг реализации задач рост, предотвращения обострения конфликта интересов, в том числе обеспечению региональной сбалансированности социально-экономического развития и расширения инициативных прав регионов в стимулировании экономического роста.

Принципиально важным средством обеспечения эффективности стратегии роста является максимальное избежание конфликта стратегических и тактических задач, что, к сожалению, довольно часто встречалось в предыдущем опыте реализации экономической политики.

По нашему мнению, неизбежной альтернативой экономической политике макроэкономической стабилизации, которая уже пережила свое время и ведет к консервирования структурных диспропорций и стагнации национальной экономики, могла бы стать стратегия “экономического протекционизма”. В 2001-2002 гг. украинским правительством уже предпринят ряд шагов в направлении такой политики. Однако в концептуальном смысле как комплекс взаимосогласованных действий оформления она пока не получила.

Стратегия “экономического протекционизма” является комплексом мероприятий по обеспечению средствами государства равноправной конкуренции на внутреннем рынке Украины переходного периода. Следует отметить, что вокруг термина “протекционизм” определенные круги в Украине, прежде всего связанные с иностранным производственным и торговым капиталом, сумели создать атмосферу непонимание и неприятие. В частности, утверждается, что суть политики протекционизма заключается исключительно в изоляции Украины от внешних рынков, искусственной поддержке неэффективных производств и распространении так называемой “виртуальной экономики”, которая потребляет добавленную стоимость.

Между тем придания до данного определения термина “экономический” свидетельствует о его более широкий смысл. Смыслом данной политики является именно защита и поддержка государством элементов национальной экономической системы (или системы “хозяйственного порядка”) - в отличие от нейтрально-отстраненного отношения к ним, характерного для консервативно-либеральных концепций. Важно подчеркнуть, что экономический протекционизм лишь тогда не приведет к автаркии и искусственного торможения структурных и технологических преобразований, когда он будет выходить не с позиции ограничения конкуренции, а с позиции обеспечения на внутреннем рынке Украины добросовестной и эффективной конкуренции. Это - основной принцип стратегии экономического протекционизма, и именно этим последний отличается от искусственно распространенного в общественном сознании традиционного понимания.

Исчерпание факторов экстенсивного экономического развития обуславливает поиск новых факторов ускорения экономической динамики, адекватных современному состоянию развития мировой экономики. Внедрение в Украине инвестиционно-инновационной модели экономического роста с политической цели превращается на объективную необходимость, альтернатива какой - упадок национальной экономики, потеря экономического, а возможно - и национального суверенитета. Как отмечается в Послании Президента Украины “Европейский выбор”, “Украина сможет занять надлежащее место в Европе и в мире при условии овладения инновационного пути развития, основы которого должны быть заложены в процессе структурной перестройки экономики”. На смену лозунгу “стабильность - превыше всего!” на современном этапе выдвигается “содействие укреплению конкурентоспособности национальной экономики - главное условие обеспечения экономической стабильности”. Только в этом случае рост будет иметь кумулятивный характер, при котором эффект от экстенсивного использования имеющихся мощностей превысит потенциально возможен за счет инвестиционного и инновационного роста.

Специфика инновационной модели развития заключается в том, что она:

ускоряет рост производительности факторов производства, что важно в условиях дефицитности по крайней мере одного из них;


обеспечивает ускорение роста объемов производства;

ускоряет структурные сдвиги, способствует перераспределению ресурсов на перспективные направления общественно-экономического развития;


улучшает статус страны в глобальной экономике и национальную конкурентоспособность.

Восстановление экономического роста без активизации его инновационной составляющей ведет в экономике, которая характеризуется значительной ресурсодефіцитністю, к постепенного исчерпания резервов экстенсивного роста и экономической депрессии. Максимально полная реализация синергетического эффекта инновационного развития представляется единственно возможным способом реализации задачи сокращения технологического и экономического отставания от развитых стран мира, которое стоит как перед Украиной, так и перед остальными постсоциалистических стран.

Итак, инновационное развитие можно охарактеризовать как процесс структурного совершенствования национальной экономики, который достигается преимущественно за счет практического использования новых знаний для увеличения объемов общественного производства, повышения качества общественного продукта, укрепления национальной конкурентоспособности и ускорения социального прогресса.

Важно подчеркнуть особую значимость реализации на территории страны всего цикла внедрения инновации. Ведь только в этом случае общество сможет потреблять экстерналии, которые сопровождают инновацию и которые были оплачены государством или другим финансовым учреждением. Экспорт интеллектуального продукта на ранних стадиях инновационного цикла ведет к фактической потере указанных средств. Следует отметить, что импорт инновационного продукта обеспечивает определенную экономию финансовых ресурсов на создание инновационного цикла, однако, как правило, вызывает значительную ограниченность синергетического эффекта от инновации. В частности по оживлению в сферах улучшения продукта, разработки и реализации сопутствующих инновационных продуктов, стимулирование потребления этого продукта.

Особенности процесса экономических трансформаций накладывают свой отпечаток на реализацию инновационной политики. Прежде всего в переходной экономике, которая характеризуется нестабильностью экономических отношений и институционной и инфраструктурной недовершеністю, реализация полного инвестиционного цикла является весьма затруднительно и требует значительных затрат. Дополнительные барьеры устанавливает активное вхождение переходных стран в глобализированной экономики. Большая открытость экономики вводит существенные ограничения эффективности экономической политики государства, в том числе - и в инновационной сфере. Перед правительствами, которые осуществляют экономические трансформации, стоит триединая задача по осуществлению структурной перестройки всего комплекса экономических отношений в соответствии с потребностями рыночной экономики, открытой экономики, внедрение инновационного типа развития и построения основ постиндустриального общества.

Значительное отставание Украины в социально-экономическом и научно-техническом развитии не только от развитых стран мира, но и от бывших стран социалистического лагеря делает переход к инновационному типу развития непременным условием сохранения экономического и политического суверенитета. “Основой нового стратегического курса... должна стать проработка и реализация государственной политики, направленной на создание необходимых экономических, институциональных, научно-технических и социальных предпосылок утверждения Украины как высокотехнологичной державы, ее вхождение в круг высокотехнологичных стран мира... Эта цель может стать фундаментом не только экономической стратегии, но и политической консолидации нации”.

Государственная стратегия, ориентированная на обеспечение инновационного развития Украины, должна быть направлена на выполнение следующих задач:

непосредственного осуществления мероприятий национального и регионального уровня, которые будут способствовать улучшению качественных характеристик отечественного научно-технологического потенциала, интенсификации процесса овладения научными знаниями и новыми технологиями, всестороннему развитию человеческого капитала;


поощрение осуществления субъектами национальной экономики инновационной деятельности и инвестиций инновационного направления с целью увеличения предложения инновационных продуктов, технологий и знаний;

поощрение спроса субъектов национальной экономики на инновационные продукты, технологии, знания, создание благоприятных условий для внедрения инноваций в производственную деятельность и быт населения.


Определяющим ориентиром инновационной стратегии должно стать обеспечение готовности национальной экономической системы и субъектов хозяйствования к широкомасштабного осуществления инновационной деятельности и функционирования в условиях инновационного развития. Характерными признаками инновационной стратегии Украины должны стать:

осуществление целенаправленной государственной промышленной и инвестиционной политики, направленной на активизацию нововведений как приоритетной составляющей общей стратегии социально-экономического развития государства, обеспечения единства структурной и инновационной политики;


создание благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности в стране: правового обеспечения действенного льготного режима, усовершенствование механизмов финансирования инновационной деятельности;

повышение удельного веса сложных, наукоемких продуктов в личном и производственном потреблении, совершенствование инфраструктуры рынков;


создание условий для реализации отечественными предприятиями наступательной стратегии на внешних рынках, поддержки конструктивной конкуренции на внутреннем рынке, которая будет поощрять предприятия к инновационной деятельности;

поддержка ведущих крупных предприятий и объединений, которые имеют возможность реализовать общегосударственные инновационные приоритеты развития научно-производственной кооперации, венчурного бизнеса, промышленно-финансовой интеграции, в том числе - на международном уровне;


обеспечение тесной интеграции производства, финансов, науки, образования с целью содействия опережающем развития научно-технологической сферы.

Необходимо четко определить причинно-следственную связь в реализации задач экономической стратегии, учитывать, что именно следует считать предпосылками, а что - последствиями экономического роста. В частности усиление социальной ориентации экономики, углубление денежной и финансовой стабилизации“,” детенизация экономики, выравнивания региональных диспропорций должны рассматриваться как последствия экономического роста и позитивных структурных сдвигов, а не как самодостаточные задачи, политизированное “надпланове”, но фрагментарное достижения которых ведет лишь к разрушению целостности стратегии роста.

Экономический эффект от восстановления экономического роста в отраслях, ориентированных преимущественно на потребительский рынок и экспортной ориентации, должно быть использован для первичного формирования финансовых ресурсов и постепенного восстановления воспроизводственного процесса на предприятиях и в народном хозяйстве в целом, восстановления экономически обоснованного механизма определения эффективности производств и обеспечения их конкурентоспособности. Критериями успешности экономической стратегии на данном этапе являются: сближение уровней доходности производственного и торгово-финансового капиталов, достаточное ресурсное обеспечение воспроизводственных процессов, снижение фискального давления на реальный сектор экономики, нормализация платежной дисциплины и процессов ценообразования. Возобновление роста за счет повышения уровня использования имеющихся мощностей, которое требует минимальных капиталовложений, должно привести к перенакопление капитала в растущих отраслях и образования временно свободных финансовых ресурсов как инвестиционного потенциала для технологического обновления более сложных перспективных производств.

Накопленный инвестиционный потенциал должен быть использован для развития отраслей, в которых Украина имеет перспективные сравнительные конкурентные преимущества (преимущественно - отрасли с высоким уровнем добавленной стоимости, в частности - ОПК) и которые могут развиваться в условиях уже структурированного и емкого рынка, готового к потреблению сложных товаров длительного пользования, а также спроса на технологическое оборудование со стороны отечественных производителей, которые дошли до стадии обновления производственных фондов. Квалифицированный подход к инвестированию в этих сферах дает основания прогнозировать поиск инвесторами в первую очередь своеобразных “точек роста”, определяющим признаком которых является рост отдачи на капитал и снижение удельных затрат производства и которые являются основой нового технологического уклада в экономике. На базе развития таких “точек” должна развернуться инвестиционные процессы в первую очередь из частных источников за счет финансовых ресурсов, аккумулированных в течение первых этапов.

Для реализации такой модели последовательной структурной модернизации национальной экономики через рычаги налоговой, денежно-кредитной, валютной и внешнеторговой политики предстоит выработать механизмы обеспечения действенности экономической политики государства. В связи с тем, что экономический рост является, в конечном итоге, процесс расширенного воспроизводства национального капитала, им должно предусматриваться развитие всех звеньев цепи воспроизведения, а именно - производства, распределения, обмена и потребления.

Суть такой стратегии должна заключаться в переходе от распыления национальных ресурсов на реализацию разного рода “пожарных” мер к их концентрации в задачах экономического роста и инновационного развития, мобилизации значительных объемов материальных, финансовых, людских и организационных ресурсов, которые до сих пор марнуються.

Стратегическое планирование было и остается, к сожалению, в Украине весьма неразвитой сферой. Отказ от принципов и методик долгосрочного планирования, которые были рассчитаны на применение в условиях централизованно регулируемой плановой экономики, не была должным образом компенсировано освоением современных и адекватных состояния национальной экономики средств прогнозирования, построения стратегических целей и инструментов их реализации. Заимствованы из опыта развитых стран мира методики часто оказываются недееспособными в Украине, в то время как динамическое изменение состояния и структуры социально-экономической системы в Украине до сих пор препятствовало выработке адекватной системы стратегического планирования на национальной почве.

Реализация “стратегии роста” должна опираться на комплекс соответствующих стратегий на уровне субъектов хозяйствования. Долгосрочное планирование собственного развития осуществляют прежде всего крупные компании, которые строят свою инвестиционную стратегию, исходя из ожиданий относительно перспектив динамики экономического среды. Малые и средние предприятия в основном прямо или косвенно входят в сферу экономического влияния крупных компаний, следовательно, осуществляют собственное стратегическое планирование с учетом стратегий крупных предприятий. Поэтому для скорейшего восстановления стратегической ориентированности национального экономического развития требуется сохранение и развитие крупных предприятий, которые или имеют перспективы стать основой отраслевых или региональных кластеров и распространить таким образом эффект от своего экономического роста. Становление национальных промышленно-финансовых групп способно не только дополнительно усилить инвестиционный и воспроизводственный процесс в экономике, но и укрепить экономические предпосылки для оптимизации отношений между центром и регионами.



Назад