Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

Глава 2. Денежно-кредитная стратегия, ориентированная на рост


В свете необходимости радикального изменения природы и рычагов экономического развития в Украине должен состояться переход к экономическому прагматизму в монетарной сфере: от восприятия гривны как объекта политики макроэкономической стабилизации до рассмотрения ее как инструмента обеспечения стабильных хозяйственных оборотов. Фундаментальными ориентирами должны стать восстановление ликвидности платежной системы, спроса на национальную валюту и делегирование ему в полном объеме выполнение надлежащих платежных функций.

Самым главным условием развития инновационной сферы и становления “экономики рост” является обеспечение эластичности экономической динамики - оперативного реагирования экономической среды на колебания спроса и предложения, внешнеэкономической конъюнктуры, изменения уровня доходности отраслей и производств, аккумулирования и перераспределения финансовых ресурсов. Это требует внедрения новой парадигмы денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, которые должны иметь стимулирующий, а не нейтрально-ограничительный, как до сих пор, характер. В частности, некоторые исследователи специально подчеркивают, что агрессивная базисная инновация переориентирует на себя потоки ресурсов через денежную сферу. А значит, без эффективной денежной сферы вызревания базисной инновации невозможно: возможно лишь осуществления полумер за помощью улучшающих инноваций, финансируемых из Государственного бюджета напрямую или через инновационные льготы.

С целью согласования действий всех заинтересованных субъектов необходимо разработать программу восстановления функций национальной валюты как средства платежа, обращения, сбережения и расчетов, перевод большинства расчетов по товарным операциям в сферу безналичного банковского оборота. Такая программа должна предусматривать согласованные действия, конкретные меры и полный пакет расчетный механизм, направленные на восстановление финансовых ресурсов и платежеспособности предприятий, поощрение потребительского спроса, устранение диспропорций в материальных и финансовых условиях оборота капитала и безусловное выполнение экономическими субъектами своих платежных обязательств.

Для институционального обеспечения реализации этой программы нужно положить на Национальный банк ответственность за гармоничность денежного обращения и обеспечения достаточности денежной массы для обслуживания потребностей хозяйственного оборота, включая инвестиционную сферу. НБУ должен стать органом, который регулирует денежно-кредитные отношения на базе стабильно функционирующей полный пакет расчетной системы. Следует отметить, что попытки овладения таким инструментарием Национальным банком уже осуществлен. Речь идет, в частности, о введении льготного рефинансирования коммерческих банков под предоставления последним инновационных кредитов, в ряде других случаев, заключения комплекса соглашений относительно согласованных координированных действий Нацбанка с Министерством финансов Украины, УСПП и т.д.

Учитывая значительные объемы задолженности украинских предприятий между собой и перед бюджетом, целесообразно разработать методику и провести клиринговый зачет взаимных требований и обязательств, в том числе - взаимной задолженности предприятий и государства. Выполнение этой задачи должно быть возложено на единый межведомственный орган, сформированный при непосредственном участии основных коммерческих банков и НБУ. Тесная связь между отраслями и техническое совершенство банковской системы свидетельствуют о возможности проведения зачета по электронной сети банковской системы с привлечением однодневных кредитов, тем более что отдельные успешные попытки таких локальных зачетов уже имели место. Такой зачет дал бы возможность определить предприятия - чистые дебиторы, а его результаты можно было бы принять за точку отсчета для разработки соответствующей стратегии реструктуризации, нарушения процедур банкротства, государственной поддержки предприятий и др. Чистую кредиторскую задолженность учреждений, перед которым задолжал бюджет, следует превратить в государственные ценные бумаги и передать кредиторам с возможностью уплаты ими налогов и других платежей государственных органов и учреждений.

С целью активизации межгосударственной кооперации и улучшения полный пакет расчетных отношений в рамках СНГ Украине было бы уместно внести предложение относительно создания локального межрегионального платежного союза как финансового механизма упрощения прохождения платежей между странами-участницами Содружества. Создание такого союза по крайней мере между Украиной, Российской Федерацией, Беларусью и Казахстаном отвечает договоренностям о создании Единого экономического пространства (ЄЕП), достигнутым в феврале-марте 2003 г. Налаживание действенного функционирования платежного союза позволит гармонизировать экономические отношения между странами - членами СНГ, уменьшить трудности расчетов, которые возникли после перехода на принципы взимания НДС по стране назначения, в определенной степени смягчить политическую напряженность в отношениях. Такая гармонизация является полностью совместимой с европейским выбором стран - участниц союза, поскольку создавать условия для активизации экономических процессов, улучшение основных макроэкономических показателей, инвестиционного и предпринимательского климата, социального положения в этих странах, что, в свою очередь, приблизит перспективы их интеграции с ЕС. Попутно отметим, что в рамках ЄврАзЕС предметно обсуждается идея введения общей валюты. Платежный союз как таковой не предусматривает единую денежную единицу на территории государств ЄЕП, однако позволяет ввести расчетную платежную единицу в межгосударственных экономических отношениях.

Стратегия экономического роста требует перехода в монетарной сфере к стратегии “агрессивной гривны”. Настало время отказаться от стратегии сжатия инфляции до минимальных величин за счет пренебрежения задачами экономического роста и структурной перестройки. Необходимо сориентировать политику регулирования денежной массы на достижение объемов, необходимых для обеспечения воспроизводственного процесса, совместить жесткий контроль над динамикой денежной массы со стимулированием структурной перестройки и экономического роста.

Стратегия “агрессивной гривны” должна заключаться в повышении доступности кредитов для предприятий реального сектора и соответствующем совершенствовании современных механизмов увеличения денежного предложения, при которых неизбежен инфляционный эффект денежной эмиссии будет наименьшим.

Попутно заметим, что такие мероприятия имеют довольно положительно повлиять на развитие в Украине рыночной среды. Ведь увеличение емкости внутреннего рынка способствует развитию конкуренции, ускорение оборота капиталов открывает дополнительное пространство для ценовой конкуренции, а за существенного увеличения объемов торгово-финансового капитала конкуренция заставит посреднические фирмы утверждаться на рынке за счет установления стабильных отношений с национальными производителями, базирующихся на инвестициях в их развитие. Следует осознать серьезную опасность свертывания благоприятных для экономического роста мер денежно-кредитной политики в случае усиления угрозы инфляционных тенденций. Следовательно, реализация ориентиров инновационного развития потребует согласования антиинфляционной политики с потребностью сохранения стимулирующего характера денежно-кредитной политики.

Прежде всего следует отказаться от увеличения денежного предложения ad hoc, в зависимости от ситуации на валютном рынке, с последующей нейтрализацией возможных негативных последствий, а осуществлять его целенаправленно и планомерно, в соответствии с заранее рассчитанной программой, которая прогнозирует спрос на деньги с учетом феноменов расширение сферы денежного обращения и замедление его скорости, которые имели место в 2001-2002 гг. Для этого следует расширить спектр инструментов увеличения денежного предложения, в частности - перейти к прагматичному понимание категории денежной эмиссии как одного из стандартных рычагов экономической политики.

Эмиссионное финансирование расходов бюджета в определенных пределах также представляется вполне приемлемым в случае, когда их будет направлено на закупку продукции отечественного производства и инвестиции в рамках “бюджета развития”. Это позволит ослабить фискальное давление на предприятия и способствовать распространению экономического оживления. Такое финансирование, конечно, возможно путем покупки Нацбанком государственных ценных бумаг. Однако достичь максимизации положительного и минимизации негативного эффекта денежной эмиссии в качестве источника доходов бюджета возможно благодаря ее направлению через специально созданную государственную финансовую структуру - Украинский банк реконструкции и развития.

Зав'язаність денежной политики и регулирования денежного предложения на операции НБУ на валютном рынке может, в случае ухудшения сальдо платежного баланса, привести к блокированию монетарной политики под влиянием внешних факторов. Поэтому необходимо соединить либерализацию валютного рынка и переход к свободно “плавающего” курса гривни с целенаправленной политикой постепенной девальвации гривны в соответствии с заранее определенными ориентирами (установленными по отношению к инфляции) к валютам стран-основных торговых партнеров Украины в способ пополнения валютных резервов Национального банка по эмиссионных источников. Активная ремонетизація экономики через инструменты пополнения валютных резервов Нацбанка будет способствовать, за счет уменьшения денежного дефицита, снижению уровня реального кредитного процента.

Радикальное увеличение объемов кредитования экономики имеет стратегически важное значение. Ведь в случае дальнейшего сужения канала ремонетизации экономики через пополнение резервов НБУ дальнейшее увеличение денежного предложения может происходить именно через кредитные механизмы. Следовательно отладка системы кредитования крупного, среднего и малого бизнеса, а также потребителей будет определять долгосрочную экономическую стабильность. Задачи преодоления разрыва между коммерческими банками и реальной экономикой, привлечение банков к реализации новой экономической стратегии поставлена и в Послании Президента Украины “Европейский выбор”.

Опыт 2001-2002 гг. показал неэффективность использования эмиссионных средств на рефинансирование коммерческих банков. В условиях низкого платежеспособного спроса на деньги коммерческие банки не проявляли значительного спроса на кредиты со стороны НБУ, что вело к небольшому увеличению денежного предложения за этим каналом. Существенный рост объемов рефинансирования, что произошло в 2003 г., свидетельствует о позитивных сдвигах в этой сфере. Время стоит задача привлечения коммерческих банков к кредитованию реального сектора экономики, в первую очередь - инвестиционных проектов. С этой целью государственная политика должна:

ввести действенные механизмы государственного страхования долгосрочных кредитов, в том числе кредитов, выданных малым предприятиям;


предоставлять государственные гарантии коммерческим банкам, которые осуществляют кредитование приоритетных инновационных проектов;

продолжить развитие системы льготного рефинансирования коммерческих банков, которые предоставляют кредиты для реализации инновационных проектов, поэтапно распространить ее на все инвестиционные кредиты, добиться действенности этого рычага в способ сочетания с комплексом институциональных инструментов;


усилить ответственность коммерческих банков за установление завышенной цены кредитов введением дополнительных начислений (налогов, сборов и т.д.) за каждый процентный пункт превышение стоимости кредита ставки рефинансирования НБУ.

принять меры по расширению объемов потребительского кредитования населения, прежде всего - на покупку товаров отечественного производства, а также кредитования расходов на образование, здравоохранение, повышение квалификации и др.;


усовершенствовать механизмы гарантий сохранности вкладов населения в финансово-кредитных учреждениях; компенсация потерь денежных сбережений населения и погашения части задолженности по заработной плате (последнее - сугубо добровольно) могут осуществляться в способ конвертации этих средств в инвестиционные ценные бумаги, пенсионные взносы или как компенсации вложения инвестиций в частное предпринимательство и создание малых предприятий, прежде всего в сфере производства товаров и услуг;

принять меры по концентрации банковских капиталов и повышение надежности банковской системы Украины, еще предусмотренных Указами Президента Украины от 23.01.1999 г. №44 “О Комплексных мерах по оздоровлению банковской системы на 1999-2000 годы” и от 14.07.2000 г. №891 “О мерах по укреплению банковской системы Украины и повышения ее роли в процессах экономических преобразований”.


Назад