Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

Глава 4. Инвестиционная и инновационная стратегия для Украины


Стабилизационная парадигма экономической политики привела к фиксации в Украине на рубеже веков состояния "псевдорівноваги" денежно-финансовых показателей на минимальном уровне, за которого экономика не содержала надлежащего потенциала экономического роста. Доходы, которые формировались в обществе, оказывались недостаточными и не создавали условий для осуществления сбережений как источников инвестирования. Звуженість хозяйственных оборотов привела к возникновению системного противоречия на пути процессов накопления: их осуществления за счет необходимого, а не дополнительного продукта возможно только в результате уменьшения необходимого потребления, а следовательно - сужение платежеспособного спроса. К тому же методы и инструменты, с помощью которых осуществлялась макроэкономическая стабилизация, привели к вытеснению значительной части отечественных капиталов, доходов и сбережений к “теневой” сферы, которая по определению не может стать источником инвестиционных ресурсов официальной экономики.

Между тем, недостаточное инвестирование ведет к потере конкурентоспособности национальной экономики, упадка основных фондов, спада производства и увеличение себестоимости продукции, что, в свою очередь, обуславливает обострение проблемы инвестиционных ресурсов, а значит - дальнейшее недоинвестирования. В долгосрочной перспективе недоинвестирования порождает технологические и экологические угрозы, повышает неопределенность стратегических перспектив социально-экономического развития.

Рост объемов инвестирования, которое наблюдается с 1998 г., несколько улучшило положение, показало прекращения деструктивных процессов в инвестиционной сфере. Между тем глубина предыдущего падения инвестиций и неустойчивость темпов их роста пока что не позволяют сделать вывод о заметное ослабление проблемы дефицита инвестиций в Украине. Восстановление надлежащего объема инвестиционных процессов, которые критически необходимые для структурной перестройки национальной экономики в соответствии с требованиями эффективного рыночного регулирования и обеспечения международной конкурентоспособности требует целенаправленной инвестиционной стратегии государства. Последняя может ликвидировать острую ресурсную недостаточность, которая сложилась в Украине, и стимулировать инвестиционную и инновационную активность экономических субъектов.

Успешная реализация задач инвестиционной стратегии определяющим образом будет зависеть от утверждения эффективной системы мобилизации инвестиционных ресурсов и управления ими. Инвестиционная стратегия является комплексом взаимосвязанных мер в денежно-кредитной, бюджетно-финансовой, налоговой, внешнеэкономической, экономико-правовой и других сферах, рассчитанным на длительный период. Не отказываясь от необходимости поддержания макроэкономической стабильности, следует сместить ее акцент на стабилизацию финансового положения предприятий и содействия аккумуляции национального инвестиционного потенциала. Потребность в снижении уровня экономических, социальных и экологических угроз национальной безопасности требует обеспечения опережающего роста инвестиций в реальный сектор экономики по сравнению с темпами роста ВВП. Эффективная инвестиционная политика должна занимать центральное место в комплексе мероприятий, осуществляемых в денежно-кредитной, финансовой, внешнеэкономической сферах.

Повышение потребности в инвестициях происходит вследствие увеличения загрузки основных фондов и усиление конкурентного давления на предприятия. В последние годы такая потребность ощущается украинскими предприятиями все острее, и, несомненно, приобретет актуальность во время вступления Украины в ВТО. Однако, чтобы потребность в инвестициях превратилась в “спрос” на них, она должна быть также “платежеспособной”. Иначе говоря, нужны ресурсіви для инвестирования и способность реципиента использовать эти ресурсы настолько эффективно, чтобы обеспечить достаточный уровень прибыли как для себя, так и для владельца самих ресурсов.

Следует понимать, что искусственное "насаждения" инвестиций в условиях сохранения низкого "спроса" на них со стороны национальной экономики, когда инвестиции растут быстрее роста реальных доходов, ведет к снижению нормы прибыли и уменьшения стимулов для частного инвестирования. И наоборот, увеличение "спроса" на инвестиции повышает норму прибыли и способствует децентрализованном стимулированию инвестиционных процессов. Избыточное "предложение" инвестиций возможна в случае диспропорциональной динамики отдельных отраслей экономики, например - в результате их преимущественно экспортной ориентации или монопольного положения. Следовательно, именно рост "спроса" на инвестиции за счет активизации хозяйственных оборотов на внутренних рынках является главным признаком истинного экономического подъема и должно стать определяющим ориентиром структурной и инвестиционной политики в Украине.

Обеспечить целесообразность инвестиций в основной капитал, снизить их риск и повысить доходность, стимулировать хозяйственные обороты имеют наполнение каналов обращения платежными инструментами, восстановление платежеспособности предприятий и населения. Должны быть созданы условия, при которых инвесторы получат возможность корректно определять и использовать наиболее эффективные направления вложения собственных финансовых ресурсов. Следует также обеспечить условия для сближения нормы прибыли в реальном секторе и денежно-финансовой сфере, формирование в национальной экономике экономически обоснованной нормы прибыли, которая бы создавала привлекательные условия для переплыву инвестиций до реального сектора.

Ключевая задача инвестиционной политики заключается в том, чтобы адаптировать современную модель инвестирования в конкретных условиях переходного периода, за которых внутренних принципов самоорганизации рыночной экономики явно недостаточно для решения возникающих проблем. Поэтому стратегия накопления и мобилизации инвестиционного потенциала Украины должна предусматривать:

  • обеспечение макроэкономических условий, благоприятных для ведения предпринимательской деятельности в экономическом пространстве Украины, получение приемлемой нормы прибыли, стимулов образования и накопления финансовых ресурсов в стране;
  • направления ресурсов кредитно-финансовой сферы на осуществление инвестиций в реальный сектор экономики, согласование денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики с задачами инвестиционной стратегии;
  • стимулирования развития фондового рынка, кредитных, инвестиционных фондов и других финансовых институтов, которые должны обеспечить возможность корпоративного (совместного) финансирование инвестиционных проектов отечественными и зарубежными инвесторами;
  • увеличение финансовых ресурсов населения, национальных предприятий и государства и их направление в реальный сектор экономики;
  • введение амнистии некриминальных “теневых” капиталов, что избавит их от необходимости осуществлять “псевдоимпорт капитала”, а государство - необходимости создавать для этого дополнительные льготные условия;
  • привлечение в открытую экономику капитала, что уклоняется от налогообложения и вывезен за границу, перекрытия каналов нелегального оттока финансовых ресурсов за границу;
  • внедрение режима жесточайшей экономии и рационального использования бюджетных средств, повышения их роли как макроэкономического регулятора и составляющей инвестиционного потенциала;
  • создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и их использования для осуществления намеченных структурных сдвигов, повышение способности национальной экономики к восприятию этих инвестиций;
  • обеспечение последовательности и прозрачности государственной стратегии и тактики экономической политики, формирования институтов открытого влияния предпринимательских структур на процесс принятия решений;
  • восстановление и развитие мотивации субъектов хозяйствования и населения к инвестированию, направление инвестиций в реальный сектор экономики, на осуществление позитивных структурных сдвигов.


Прежде всего стратегия должна предусматривать активные меры по содействию формированию основных источников инвестиций:

В сфере мобилизации и расширения инвестиционных ресурсов предприятий стратегия должна опираться на меры по содействию росту объемов производства национальных товаропроизводителей, снижению уровня издержек производства и повышению его эффективности, ориентироваться на активизацию процессов капіталотворення на предприятиях. Приоритет в политике стимулирования инвестиционных процессов должна предоставляться “точкам экономического роста”, способным быстро развивать производство, финансовым ресурсам, развитие которых будет иметь мультипликационный эффект для других производств и отраслей народного хозяйства. Следует стимулировать реструктуризацию предприятий, которая обеспечит улучшение управления активами, внедрение эффективного финансового планирования, восстановление мотивов к долгосрочной инвестиционной деятельности предприятия.

Важной стратегической задачей является поддержка создания промышленно-финансовых групп (ПФГ) с последующим направлением их ресурсов на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов и проектов, требующих значительных объемов инвестиций за счет корпоративного финансирования отечественными и зарубежными субъектами. Как отмечают авторы монографии “Инновационная стратегия украинских реформ”, определяющее стратегическая задача государства видится в “концентрации финансового и интеллектуального капитала на новых приоритетных направлениях, создании крупных конкурентоспособных финансово-промышленных корпораций - национальных экономических лидеров, способных выполнить функцию локомотивов развития”.

Закон “О промышленно-финансовых группах в Украине” принят еще в 1996 г. Однако ПФГ, согласно Закону, создаются с целью реализации государственных программ развития приоритетных отраслей и структурной перестройки, включая и международные программы, и имеют срок действия согласно этим документам. Последнее положение практически перечеркивает позитивный потенциал ПФГ. Ведь деятельность субъектов рынка, осуществляющих развитие приоритетных отраслей и продукции, не может ограничиваться краткосрочным периодом. Таким образом, необходима модернизация указанного закона, который бы способствовал ориентации ПФГ на производство инновационной приоритетной продукции. Введение дееспособных ПФГ могло бы существенно сократить разрыв между финансовым и производственным капиталом и в способ объединения этих ресурсов значительно повысить способность к финансирование инновационной деятельности за счет собственных средств группы. Установление в рамках ПФГ клиринговых отношений позволило бы также уменьшить влияние дефицита ликвидных ресурсов на развитие предприятий - членов группы.

Нужно обеспечить четкую реализацию Фондом госимущества, другими ответственными организациями соответствующей селекционной и регулирующей политики относительно приватизации. Приватизацию государственных предприятий осуществлять преимущественно под инвестиционные обязательства с введением жесткого контроля и имущественной ответственности за соблюдение этих обязательств. Предсказать реальный юридический механизм реприватизации имущества в случае невыполнения инвестиционных обязательств. Параллельно необходимо усиление контроля за выполнением инвестиционных обязательств на приватизированных предприятиях. Одним из возможных шагов может стать практика реприватизации объектов, относительно которых новыми владельцами не придерживаются приватизационные обязательства или которые используются неэффективно. Кстати, мнение о необходимости скорейшего принятия закона о реприватизации была высказана Президентом Украины в марте 2002 г.

В соответствии с положениями Указа Президента "О мерах по детенизации экономики" следует ввести реальные механизмы амнистии некриминальных “теневых” капиталов. В частности предусмотреть прозрачные гарантии непереслідування владельцев капиталов, конвертируемых в официальный сектор. “Детенизация экономики” с сохранением некриминальных “теневых” капиталов, содействие их конверсии к официальной экономики является залогом сохранения инвестиционного потенциала, накопленного в этой сфере.

Содействие формированию инвестиционных ресурсов на предприятиях должно быть совмещенным с обеспечением условий для переплыву финансовых ресурсов, аккумулированных в отраслях, которые росли опережающими темпами предыдущими годами (например, горно-металлургический комплекс) или растут на нынешнем этапе (нефтепереработка), в структурную перестройку отраслей, в которых Украина имеет перспективные сравнительные конкурентные преимущества (преимущественно - отрасли с высоким уровнем добавленной стоимости); с содействии образованию межотраслевых промышленно-финансовых групп; целевым банковским кредитованием этих отраслей; стимулированием реструктуризации в отраслях, которые нуждаются в адаптации к изменению внешней экономической конъюнктуры; сокращением избыточных мощностей и обновление основных фондов. Следует рассмотреть целесообразность создания инвестиционных спецфондов относительно ряда других отраслей с отчислением к ним части налоговых платежей предприятий отрасли, однако, как отмечалось выше, непременно вместе с созданием эффективного субъекта управления этими средствами.

Относительно привлечения средств населения как инвестиционного ресурса стратегия должна опираться на меры по повышению уровня доходов граждан, своевременное индексирования их в соответствии с уровня инфляции в соответствии с действующим законодательством и ориентироваться на увеличение склонности к сбережению и аккумуляции временно свободных денежных ресурсов населения на нужды инвестирования. Необходимо восстановление доверия населения Украины к украинских кредитно-финансовых учреждений и ценных бумаг, стимулирование направления средств населения на нужды обеспечения самозанятости, предпринимательскую деятельность, образования малых предприятий.

В указанном контексте важно учитывать разницу между операционными сбережениями, рассчитанными на накопления с целью погашения неравномерности доходов, приобретения крупных покупок или осуществление других значительных единовременных затрат, долгосрочных, которые могут приобретать формы целенаправленных инвестиций в собственный бизнес, ценные бумаги, срочных вкладов, страховых счетов и т.д. Учитывая опыт общения с финансовыми институтами в последнем десятилетии двадцатого века, граждане Украины более склонны к операционных сбережений, которые не могут быть непосредственно использованы как инвестиционный ресурс через разнородные финансовые институты и фондовый рынок. Между тем привлечение операционных сбережений в хозяйственный оборот возможно в случае активизации процессов товарного кредитования, во время которого, сделав взнос, плательщик в виде гарантии сразу получает в пользование определенный товар. Точнее, товарное кредитование уменьшает потребность в накоплении сбережений и высвобождает средства для текущего потребления или долгосрочного сбережения и инвестирования. Часть таких сбережений может быть также использована при помощи систем обязательного пенсионного и социального страхования, страхования имущества и т.п.

В Послании Президента Украины к Верховной Рады Украины "Украина: поступь в xxi век (Стратегия экономического и социального развития на 2000 - 2004 годы)" указано необходимость восстановления инвестиционной деятельности государства. “Преимущество в определении направлений государственного инвестирования, - отмечено в Послании, - должна предоставляться производствам, которые формируют “точки роста”, а также отраслям, которые обеспечивают создание инфраструктуры, наукоемким и высокотехнологичным производствам... Государственные инвестиции следует использовать как средство создания первичных условий для привлечения частных и иностранных вложений в развитие приоритетных отраслей. Особого внимания требуют инвестиционные проекты со смешанным финансированием - с использованием государственной доли инвестиций как гарантии целевого направления инвестиционных ресурсов и возможностью дальнейшей приватизации".

Поэтому стратегия в сфере государственного инвестирования должна опираться на меры по обеспечению достаточного наполнения Государственного бюджета, гармонизации его расходной части и ориентироваться на повышение эффективности использования государственных средств. Приоритет в выборе направлений государственного инвестирования должна предоставляться отраслям, которые необходимы для обеспечения жизнеспособности экономики и малопривлекательны для частных инвесторов, и отраслям, которые создают инфраструктуру для деловой и производственной деятельности. Государственные инвестиции следует также использовать как средство создания первичных условий для привлечения частных и иностранных инвестиций в отрасли, которые составляют структурные приоритеты.

Крайне важно разработать и внедрить эффективные механизмы использования государственной собственности в инвестиционной стратегии, обеспечения содержания и развития объектов инфраструктуры, форм и методов централизованного и общественного контроля за деятельностью предприятий с государственной собственностью. Следует, в частности, предусмотреть более гибкую систему ответственности должностных лиц предприятий с государственной собственностью за невыполнение заданий государственных планов и программ. Для этого использовать, среди прочего, опыт Китая, где оплата труда и продления сроков контракта руководителей госпредприятий непосредственно связывались с достижением заранее определенных экономических показателей.

Относительно привлечения средств институциональных инвесторов (банков, других кредитно-финансовых учреждений) стратегия должна опираться на приоритетность обеспечения задач инвестиционной и структурной политики за осуществление мер монетарной, валютной и финансово-кредитной политики, ориентироваться на создание стимулов к направления аккумулированных ресурсов на инвестиции в реальный сектор экономики с учетом определенных структурных целей. Следует обеспечить поддержку развития форм институциональных инвесторов - страховых обществ, пенсионных фондов, инвестиционных фондов, фондов рискового страхования, развитие механизмов повышения их финансовой устойчивости. Нужны укрепление и развитие рынка капиталов с целью постепенного переложение на него функций перераспределения инвестиционных потоков, аккумуляции капиталов и инвестиционного кредитования.

Как любая другая отрасль экономики, финансовый сектор требует существенного обновления, то есть более широкого использования инновационных финансовых инструментов. Применение финансовых механизмов, которые предлагают современная теория и практика, позволяет сделать экономику более конкурентоспособной и устойчивой к кризисам, гибче в нестандартных условиях. В частности:

  • расширение спектра производных финансовых инструментов позволит уменьшить разнообразные экономические риски;
  • активизация обращении на фондовом рынке облигаций и акций, эмитированных предприятиями, позволит привлечь финансовые ресурсы вне банковским рынком и по меньшей цене;
  • развитие институтов финансового посредничества позволит активизировать процесс концентрации и перераспределения потенциальных инновационных ресурсов.

С целью аккумуляции инвестиционного потенциала населения необходимо ввести обязательное страхование частного жилья, транспортных средств, имущественной ответственности с законодательным определением ограниченного количества авторизованных для этих целей страховых фондов с долей государственного капитала. Осуществлять развитие фондов медицинского, социального, других видов страхования, частных или смешанной собственности с законодательным обеспечением гармонизации размещения их активов, перекрестного владения акциями, других рычагов финансовой устойчивости. Усовершенствовать нормативную базу потребительского и ипотечного кредитования населения.

Важным средством повышения отдачи на вложенный капитал, особенно учитывая специфические условия переходной экономики Украины, является принятие мер, направленных на снижение трансакционных издержек инвесторов. Поэтому нужно ввести комплекс согласованных мер кратко -, средне - и долгосрочной государственной стратегии в сфере информационного и идеологического обеспечения, а именно:

сформировать общенациональную информационную сеть специальных институтов, аудиторских, консалтинговых фирм, которая могла бы выступить источником достоверной информации о инвестиционные возможности предприятий, отраслей и регионов, инвестиционные перспективы, условия деятельности иностранных капиталов на территории Украины, положение на рынках, производственный потенциал украинских предприятий, макроэкономическую статистику, правовая среда и т.п.;


обеспечить создание целостной структуры сбора и аналитической обработки информации о состоянии конъюнктуры на внутренних и внешних рынках, прогнозирование перспектив экономической динамики и выработки соответствующих рекомендаций по рациональному поведению органов государственного управления и субъектов хозяйствования, в частности целесообразным представляется создание для этого научно-аналитического института с паритетным государственным и частным финансированием;

предоставлять правовое и методическое содействие созданию малых предприятий, индивидуальной предпринимательской деятельности, другим формам самостоятельного инвестирования сбережений и самозанятости населения;


обеспечивать создание за счет как государственных, так и частных инвестиций, в том числе иностранных, благоприятных условий для налаживания деловых контактов, надлежащего уровня сервиса, строительство бизнес-центров, в частности в небольших городах - центрах регионов, развитие которых определено как структурное приоритет;

обеспечивать с использованием сети государственных высших образовательных учреждений повышения (бесплатно для предприятия) квалификации руководящих кадров государственных и частных предприятий относительно основных положений современной теории и практики менеджмента, бухгалтерского учета, финансового планирования, управления персоналом, маркетинга и т.д.;


проводить широкую разъяснительную и пропагандистскую работу по формированию идеологии инвестирования в реальный сектор как инвестирование в будущее государства, престижности и полезности инвестиционной деятельности, освещение опыта крупнейших и самых успешных национальных инвесторов.

Развитие малого и среднего бизнеса недаром рассматривается как важная составляющая инвестиционной стратегии по крайней мере из двух основных соображений. Во-первых, он позволяет наилучшим образом абсорбировать сбережения населения для инвестирования в предпринимательскую деятельность. Ведь для него почти не существует минимального размера инвестиции, а идентичность инвестора и реализатора инвестиции снимает вопрос о максимальной эффективности использования средств. Во-вторых, как свидетельствует мировой опыт, сеть малых и средних предприятий оказывает существенную поддержку деятельности крупных компаний, уменьшая для них трансакционные и разного рода непроизводительные расходы, уровень рисков и т.д. Такой “симбиоз” способствует повышению уровня доходности обеих сторон.

Важным является развитие в Украине условий для децентрализованного (частного) финансирования малого бизнеса. В частности, нужно создать действенную систему гарантий для обеспечения кредитов, предоставляемых финансово-кредитными организациями субъектам малого предпринимательства, обеспечить благоприятные условия для развития такой перспективной формы финансирования малого бизнеса, как лизинг. Для привлечение и аккумулирование частных финансовых ресурсов необходимо инициировать массовое создание кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования и страхования инвестиций в малый бизнес на местах, а также расширить инфраструктуру финансовых институтов, предоставляющих микрофинансовые услуги для субъектов малого предпринимательства.

Обеспечение благоприятных материальных условий для развития МП предусматривает: разработку и внедрение механизма передачи малым предприятиям производственных площадей и производственных мощностей, в том числе тех, которые освобождаются в процессе ликвидации или реорганизации предприятий-банкротов; формирование развитого рынка недвижимости; механизм передачи МП новых технологий, а также оборудования, необходимого для осуществления бизнеса на льготных условиях; расширение сферы предоставления работ и поставок для государственных нужд и содействие обеспечению их материально-техническими и иными ресурсами со стороны государственных структур.

Учитывая дефицит финансовых средств, необходимых для реализации программ поддержки малого и среднего бизнеса, следует определиться с основными отраслевыми приоритетами, в которых эта поддержка будет предоставляться в первую очередь. Особой государственной поддержки в связи с политикой экономического роста нуждаются малые предприятия, которые занимаются научной и инновационной деятельностью. По нашему мнению, поддержка МП только за создание ими рабочих мест нецелесообразна, за исключением МП, которые работают в трудонадлишкових и депрессивных регионах и только в отношении рабочих мест, которые для занятых на них являются основными.

Немаловажное значение для поддержки малого предпринимательства, повышения его жизнеспособности имеет система организации доступа малых фирм до механизма передачи технологий и результатов научных разработок в производство на базе их кооперации с крупными компаниями через венчурное (рисковое) финансирования. Крупные корпорации именно с помощью своих венчурных фондов осуществляют рыночное финансирование малых фирм. Исходя из этого, перспективы развития в Украине венчурного финансирования как формы интеграции больших и малых структур связаны прежде всего с реализацией потенциала промышленно-финансовых групп. Взаимодействие последних с малыми инновационными фирмами эффективно способствовала бы решению разногласий между творческими возможностями украинских ученых, которые не востребованы, и необходимостью управляемого обновление технической базы фактически всех отраслей народного хозяйства. Это в определенной степени решило бы и проблему "утечки мозгов".

По нашему мнению, развитие малого и среднего бизнеса в условиях “экономики рост” в Украине возможен только в случае формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Как свидетельствует зарубежный опыт, в развитой рыночной экономике значительная, если не доминирующая, часть малых фирм так или иначе находится в сфере влияния крупных предприятий. Установление долгосрочных отношений на базе субконтрактних схем, переплетение капиталов, предоставление разнородной финансовой или консультационной поддержки, заключения других долгосрочных соглашений обеспечивают устойчивость положения МП, их стабильные доходы, финансовые и инвестиционные возможности.

В Украине на конец 1998 г. с 151,4 тыс. МП лишь 45,8 тыс. были образованы за счет так называемой “малой приватизации”, то есть, возможно, “унаследовали” полезные производственные связи с бывшими деловыми партнерами или с головным предприятием, от которого их было отключено. Остальные предприятия, как правило, принципиально не входили к сетям экономических взаимоотношений и вынуждены были самостоятельно искать партнеров, поставщиков и клиентов. К сожалению, подробная регламентация вопросов развития малого бизнеса в специальных законодательных актах все больше выделяет его из единого законодательного поля предпринимательства и может осложнить взаимодействие малого бизнеса с большим. Выпадение из рассмотрения категории “средний бизнес”, который уже не в состоянии пользоваться льготами для МП, но еще не вступил финансового и политического веса, присущих крупным предприятиям, дестимулирует рост МП через увеличение объемов их оборотов и численности занятых на них.

Стимулирование кооперирования малых предприятий между собой и с крупными предприятиями должно стать важной задачей как государственной, так и корпоративной стратегии. Крупные предприятия заинтересованы в сотрудничестве с малыми уже потому, что это компенсирует их консервативную политику по реализации новых технических решений и позволяет проникать на новые рынки сбыта, способствует оперативному осуществлению передовых инноваций, дает возможность разделения рисков, избавиться от производственных операций, в которых значительный масштаб предприятия играет негативную роль, улучшить качество производственного, сбытового, кадрового менеджмента и т.д.

С другой стороны, кооперирования МП с крупными предприятиями способно в определенной степени нейтрализовать недостатки государственной политики поддержки малого бизнеса, компенсировать проблемы финансового обеспечения, стабилизировать постачальницько-сбытовую сферу и воспользоваться уже разработанной такой сферы крупных компаний. Диверсификация номенклатуры продукции, которую могут производить МП, ориентированные не только на потребительский, но и на производственный рынок, снимает ограничения, которые накладывает емкость потребительского рынка на увеличение количества МП и численности занятых на них.

Особое место в инвестиционной стратегии государства занимает политика по привлечению иностранных инвестиций. Как позасистемний фактор иностранные инвестиции могут выступать альтернативным источником инвестиционных средств в условиях дефицита финансовых ресурсов. Между тем, о чем говорится ниже, формируя свою стратегию на национальном рынке, иностранные инвесторы в основном руководствуются такими же интересами и мотивами, как и отечественные, а следовательно, отделять политику по поощрению иностранных и внутренних инвестиций не стоит.

Привлекая иностранных инвесторов, страна с переходной экономикой, как правило, рассчитывает на такие результаты:

Уменьшение дефицита платежного баланса. Эту функцию эффективнее выполняют портфельные инвестиции как более динамичные. Как показал финансовый кризис в России, а также события 1998 года в Украине, злоупотребление этим инструментом создает значительную угрозу макроэкономической стабильности.


Компенсация общего дефицита финансовых ресурсов для развития экономики и финансирования структурной перестройки, освоения неиспользуемых или неэффективно используемых ресурсов.

Увеличение объемов производства, создания новых экспортоориентированных производств.


Увеличение внутреннего спроса на товары производственного назначения. Этот фактор срабатывает не всегда, поскольку чем менее развита экономика страны-реципиента, тем большее количество материалов и комплектующих склонен импортировать инвестор. Во время реализации инвестиционного проекта, как правило, растет импорт инвестиционных товаров.

Рост доходов бюджета, предпринимателей и населения. Указанный фактор можно считать действительным, если приток иностранных инвестиций не ведет к вытеснению национальных товаров и капиталов с внутренних рынков, уменьшение количества рабочих мест. К сожалению, именно последнее наблюдалось в 80-х годах после приватизации госпредприятий в некоторых странах Латинской Америки.


Уменьшение потребности в импорте. Выполнение иностранными инвестициями такой функции требует специального государственного регулирования. Для этого продукция предприятия должна быть ориентированной преимущественно на реализацию на внутреннем рынке.

Внедрение новых технологий производства, ввоза и освоение новой техники и оборудования.


Активизация конкуренции на внутреннем рынке, диверсификация и совершенствование методов и форм конкуренции. Такое рассуждение является приемлемым лишь в случае привлечения в страну производителя такой продукции, рынок которой в стране есть монополизированным. Попытки налаживания конкуренции за счет привлечения торгового капитала и импорта соответствующей продукции в неразвитой экономике ведут в основном к подавления национального производства. Этот инструмент может широко использоваться крупными зарубежными корпорациями для устранения нежелательного конкурента;

Появление реального эффективного собственника бывшего государственного имущества. Привлечение иностранных инвестиций во время приватизации активно применялось в развивающихся странах, в частности - Латинской Америки в 80-х годах, а также в странах с переходной экономикой в 90-х годах ХХ века. При этом преимущество предоставляется иностранному инвестору по сравнению с отечественным.


Внедрение современных методов управления, получения новых знаний в области маркетинга, менеджмента, обогащения кадрового потенциала управленческого и профессионального персонала, повышение правовой и управленческой культуры ведения бизнеса.

Совершенствование общих управленческих знаний и технологий с учетом специфичности ситуации в стране. Иностранная производственная или инвестиционная компания вынуждена адаптировать методики тактического и стратегического управления к специфике данной страны. К сожалению, процессы приспособления находятся в основном в зачаточном состоянии, и национальные компании вынуждены одновременно овладевать необходимыми знаниями в “стандартном” виде и адаптировать их к специфическим условиям.


Ускорение развития слаборазвитых территорий. В частности, с этой целью может применяться механизм специальных экономических зон и территорий приоритетного развития.

Облегчение интеграции страны в международное сообщество. “Популярность” страны среди инвесторов, насыщенность фондового рынка капиталами нерезидентов обуславливает уважительное отношение к страны на международной арене. Привлечение крупных инвесторов позволяет иметь в их лице своеобразную “протекцию” в национальных и наднациональных организациях, вхождение в экономических и политических объединений и т.д.


Государственная стратегия по привлечению иностранных инвестиций в Украину должна опираться на обеспечение для иностранных инвесторов благоприятных условий деятельности в экономическом пространстве Украины наравне с украинскими инвесторами, ориентироваться на предоставление взвешенных преференций долгосрочным инвестиционным проектам, которые рассчитаны на дальнейшее реинвестирования части полученной прибыли и направлены в сферы экономики, определены как приоритетные. Одновременно требуется содействие повышению эффективности использования иностранных инвестиций, контроля за исполнением инвестиционных обязательств, разработке инвестиционной политики с учетом интересов потенциальных инвесторов. Перспективной представляется ориентация на реимпорт "теневых" капиталов, ранее вывезенных из страны, на поощрение инвестирования в Украину представителей украинской диаспоры за рубежом. Следует создавать условия для разработки и реализации совместных инвестиционных проектов на базе регионального сотрудничества (СНГ, страны Центральной и Юго-Восточной Европы).

Поскольку базовой целью любого инвестора является получение должной отдачи от вложения капитальных ресурсов, главной характеристикой инвестиционного климата является именно способность экономико-правовой среды в обеспечение этой отдачи. В этом понятие инвестиционного климата совпадает с понятием предпринимательского климата. Хотя они ни в коем случае не могут быть тождественными. Ведь вполне возможна ситуация, при которой экономико-правовые условия являются неблагоприятными для получения высокой прибыли, однако инвестиции рассматриваются инвестором как такие, что могут дать значительную отдачу в стратегической перспективе за счет овладения рынками сбыта, ресурсами, занятия выгодного геостратегического положения. И наоборот, условия могут способствовать быстрому обогащению в результате спекулятивной или напівзаконної деятельности, пользование льготными условиями, предоставленными иностранному инвестору, который не будет рассматривать свое вложения как долгосрочное и будет стремиться к якнайскорішої репатриации максимальной доли прибыли. Таким образом, одним из базовых ориентиров государственной экономической стратегии должно быть максимальное сближение параметров предпринимательского и инвестиционного климата.

Вполне естественно, что, вложив на территории страны определенный объем капитала, владелец инвестиционных средств превращается в субъект политико-экономических отношений, что может влиять на формирование определенной модели экономической политики государства.

Если иностранные инвестиции будут предусматривать сравнительно незначительный объем создания добавленной стоимости на территории Украины, однако рассчитанные на широкую реализацию продукции внутри страны, развитие национальных товаропроизводителей - потенциальных конкурентов на внутреннем рынке Украины - таким инвесторам невыгодно. Учитывая структуру иностранных инвестиций в Украину, свыше 20% в которых приходится на предприятия оптово-розничной торговли, можно предположить весомость именно такого интереса. Поэтому в политико-экономическом контексте возможно прогнозировать лоббирование такими инвесторами либерализации и расширения внутренних рынков и внедрение, по крайней мере фрагментарного, протекционизма с жесткими монетарными и фискальными ограничениями. И наоборот, осуществление именно такой комбинации экономической политики будет способствовать привлечению инвесторов указанного типа. Через это на данном этапе в условиях Украины любое уменьшение тарифных и нетарифных барьеров на пути импорта, что происходит в процессе продвижения страны к ВТО, объективно способствует уменьшению притока иностранных инвестиций производственного назначения.

Между тем в последнее время начали формироваться условия, при которых отечественный и иностранный стратегический инвестор инвестор могут стать потенциальными союзниками относительно создания нового бизнес-среды, благоприятной для воспроизведения капитала. Инвесторы, которые стремятся вложить свой капитал в украинскую экономику с целью получения конкурентных преимуществ в мировом измерении, в основном заинтересованы в создании благоприятных условий для развития национального товаропроизводства, поскольку их технологические процессы, как правило, предусматривать тесное сотрудничество с украинскими предприятиями различных отраслей экономики. В то же время реализация их продукции будет происходить преимущественно на мировом рынке, следовательно, украинские предприятия вряд ли будут рассматриваться этими инвесторами как конкуренты.

Иностранные инвесторы как легальные налогоплательщики пытаются вступить в открытый диалог с властью и убедить ее в необходимости пересмотра всего комплекса вопросов, который касается инвестиционной активности и ведения бизнеса в Украине. Как один из примеров такого цивилизованного лоббизма можно рассматривать программу мер по стимулированию притока капитала в украинскую экономику в форме венчурного (не ссудного капитала, которое было разработано и представлено по инициативе инвестиционной компании “SigmaBleyzer” и при поддержке Кабинета Министров Украины в 2001 г. По мнению экспертов компании, первоочередными приоритетами государственной политики должны стать:

либерализация деловой активности и дерегуляция предпринимательской деятельности;


создание стабильного и предсказуемого правового среды;

улучшение корпоративного и государственного управления, преодоление коррупции.


По данным исследования этой компании, приняв необходимые меры по совершенствованию инвестиционного и предпринимательского среды и создав условия, при которых прямые иностранные инвестиции смогут эффективно работать в стране, Украина в состоянии к 2005 году довести их ежегодный приток в 3,4 млрд долларов по базовым и до 6,4 млрд долларов - по оптимистическому сценариям.

Несмотря на большое значение, которое всегда предоставляется Украиной проблеме сотрудничества с МВФ и Мировым банком, не следует отождествлять эту сотрудничество с созданием благоприятных условий для иностранных инвесторов. Через несовпадение критериев, которые применяют иностранные инвесторы и МВФ к оценке ситуации, улучшение инвестиционного климата вполне возможно даже за ухудшение отношений с МВФ через несоблюдение определенных макроэкономических показателей. При этих условиях приток прямых иностранных инвестиций может рассматриваться как компенсация потери поступлений от кредитов МВФ.

Тот факт, что ухудшение структуры иностранных инвестиций в Украину подтверждает необходимость действенного регулирования притока и использования прямых иностранных инвестиций в Украине. Как доказала практика, введение льготных условий для предприятий с иностранными инвестициями во второй половине 90-х годов фактически привело к вывоза украинских капиталов за границу с последующим их ввозом под видом иностранных. Кроме этого, как показал опыт стран Восточной Европы и России, это ведет к привлечения значительных объемов спекулятивного капитала. Следовательно налогообложения предприятий с иностранным капиталом должно осуществляться в национальном режиме, ведь иностранные инвесторы в подавляющем большинстве уже имеют довольно значительные преимущества над отечественными - в доступе к кредитным ресурсам, технологиям, в опыте управления и т.п.

Существует насущная необходимость осуществления существенных сдвигов в отношениях с потенциальными и действующими иностранными инвесторами, которые обеспечили бы, наконец, подчинения иностранных инвестиций потребностям структурной перестройки экономики и ускоренного экономического роста. Однако активизация иностранного инвестирования может рассматриваться лишь как следствие, оживление экономики, но не как его причина. Соответственно для привлечения иностранных инвестиций необходимо прежде всего решить проблемы макроэкономической стабилизации и активизировать действие всех рычагов экономического стимулирования инвестиционной деятельности безотносительно к национального происхождения инвестиций.

Особый упор следует сделать на возможностях совместного финансирования инвестиционных проектов отечественными и зарубежными инвесторами, которое позволяет соединить иностранные финансовые ресурсы с опытом ведения бизнеса в украинских условиях, а также фактически закладывает фундамент для создания украинских транснациональных корпораций.

В то же время учитывая указанную выше важность иностранных инвестиций для переходных экономик инвестиционная политика Украины должна включать специальные мероприятия для этой категории инвестиций. Это, в частности, может быть снижение уровня налогообложения прибыли предприятий с иностранными инвестициями в определенных приоритетных отраслях экономики за выполнение ими определенных условий.

С целью создания адекватной политики в отношении регулирования деятельности иностранных инвесторов в Украине следует прежде всего определить соотношение интересов конкретного инвестора и страны, которую он представляет, с набором интересов страны-реципиента и ее субъектов хозяйствования, и определить категорию “добросовестной инвестиции”, по которой эти интересы стремятся к взаимному согласованию. В соответствии инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвестиций, для реализации которых инвесторы претендуют на получение дополнительных льгот и гарантий, должны быть представлены лишь “добросовестными” инвестициями и принадлежать к установленных государственной стратегией приоритетных сфер социально-экономического развития, а именно:

иметь долгосрочное направление, ориентироваться на высокий уровень реинвестирования прибыли;


способствовать созданию новых рабочих мест на предприятиях, в которые осуществляются инвестиции, и в экономике Украины в целом;

предусматривать высокая степень использования сырья, комплектующих, оборудования украинского производства;


ориентироваться на рациональное использование сырьевой базы Украины и снижение импортозависимости;

способствовать развитию экспортного потенциала;


способствовать технологическом и инновационном развитии страны, внедрению современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;

способствовать развитию украинских торговых марок и технологий;


минимизировать межотраслевые и межрегиональные диспропорции внутренних рынков Украины.

Специальные меры относительно регулирования притока иностранных инвестиций должны предусматривать:

снижение уровня налогообложения прибыли предприятий с иностранными инвестициями за превышение определенного размера инвестиций, увеличения занятости на предприятиях и т.п.;


введение более жесткого регулирования процесса репатриации капитала - временной отсрочки от вступления предприятия в строй до начала репатриации прибыли, ограничение доли, разрешенной для репатриации и т.п.;

развитие практики предоставления гарантий под иностранные кредиты и страхование рисков коммерческими банками и их объединениями через создание для этого надлежащей инфраструктуры;


разработку действенных механизмов публичного контроля над результатами иностранных инвестиций, сделанных на льготных условиях, соблюдения инвестиционных обязательств; следует ввести персональную ответственность чиновников за сроки и направления использования иностранных инвестиций, по которым предоставлены льготы, а также широкое информирование об этом общественности;

введение обязательного контроля за происхождением инвестиции, изучение надежности инвестора, введение ограничений на минимальный возраст фирмы-инвестора и других показателей его надежности относительно инвестиций, которые претендуют на льготные условия;


приложения усилий для укрепления международного имиджа страны, широкое распространение информации о ее производственный, технологический, ресурсный потенциал и инвестиционные перспективы;

решительная декриминализация экономики, обеспечения личной безопасности предпринимателей и их имущества.


С целью улучшения экономической ситуации и создания благоприятного инвестиционного климата целесообразно создать в Украине единую специализированную государственную структуру, где сосредоточить базу данных о всех предприятий, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса, которая предоставляла бы конкретную информацию о возможностях инвестирования в Украине, предложения относительно конкретных проектов и потенциальных партнеров, заинтересованных в сотрудничестве с Украиной, осуществляла бы полное правовое сопровождение ПИИ.

Сегодня развивающимися странами накоплен значительный опыт экономического влияния на деятельность иностранного капитала. Речь идет о законодательстве о иностранные капиталовложения, механизмы таможенного и налогового регулирования, антимонопольной политики, государственного контроля за ценами и защитой потребителя, законодательство о передаче технологий, защита интеллектуальной собственности, торговлю патентами и товарными знаками. В целом в Украине необходимо сформировать национальную модель инвестиционного законодательства вроде Кодекса иностранных инвестиций, которые существуют во многих странах. Это позволит урегулировать стандарты поведения ТНК и механизмы административного контроля за их выполнением. Последние должны быть выписаны не менее подробно, чем соответствующие обязательства принимающей стороны о льготы и поощрения.

Успех таких инициатив зависит не только от поддержки со стороны украинских чиновников и членов правительства, но и от готовности крупного украинского капитала подключиться к “продвижению” экономических требований, выдвинутых иностранными стратегическими инвесторами. Следующим действенным шагом в создании “союза” между отечественными и иностранными инвесторами могла бы стать совместная программа по созданию условий для возвращения вывезенного из Украины капитала и его легального инвестирования в реальный сектор украинской экономики. Создание и реализация указанной программы позволила бы усилить позиции стратегических инвесторов в диалоге с украинским правительством и парламентом по созданию в стране благоприятного бизнес-климата и повышения конкурентоспособности Украины на международном рынке инвестиций.

Как отмечалось выше, основное содержание инвестиционной стратегии государства должна заключаться в формировании на территории Украины инновационной модели экономического развития. Осуществляя политику регулирования и стимулирования инновационного развития, государство вынуждено постоянно решать проблему баланса распределения общественных ресурсов. Причем традиционная дилемма общественного выбора “пушки или масло” (то есть установления соотношения между производством продукции потребительского и производственного назначения) превращается сегодня на триаду “пушки, масло или наука”. Вкладывая средства в стимулировании потребительского спроса, общество отвлекает их от инвестиционного и инновационного направлений (точнее, эти средства идут на пополнение инвестиционного потенциала длинным путем, значительно теряя на нем в объеме). Решение о концентрации средств на реализацию инновационных проектов, в свою очередь, ведет к относительному уменьшению объемов потребления и текущего производства и инвестирования. Это особенно ощутимо в условиях стагнирующей экономики. Между тем, как отмечал еще М. Туган-Барановский, в долгосрочной перспективе именно технологические сдвиги формируют совокупный спрос. Итак, вкладывая средства в инновации, общество закладывает основы долгосрочной стратегии формирования внутреннего рынка товаров потребительского и производственного назначения. Это подтверждает необходимость обеспечения максимально возможного инновационного направления инвестиционных процессов в Украине.

Проблема соотношения и взаимосвязи инноваций и инвестиций требует отдельного анализа. Как правило, именно инвестиция является непосредственным носителем инновации, следовательно, реализация инновационной политики в неблагоприятном инвестиционном климате практически невозможна. Между тем теоретически инновация без инвестиции также может иметь место (конечно, если речь не идет о базовом инновацию). В частности улучшающая инновация может быть осуществлена в организационно-сбытовой, даже технологической сферах (без замены основных фондов), если государство сможет достаточно квалифицированно взять на себя часть рыночных экстерналий, в частности - в виде инвестиций в человеческий капитал - переобучение работников, повышение квалификации в коммерческой деятельности и т.д., или в сферах информационного и инфраструктурного обеспечения. Таким образом, именно в ресурсодефіцитній экономике с признаками неблагоприятного инвестиционного климата взвешенная стимулирующая политика государства в инновационной сфере является особенно важной.

Практически инновация является изменением технологии производства, которая непосредственно влияет на производительность факторов производства и способ их сочетание, а следовательно, обеспечивает видоизменение производственной функции. По определению, инновация в социально-экономической системе является способом более эффективного использования ресурсов. Следовательно, увеличение объемов производства происходит даже при сохранении имеющейся диспозиции факторов производства. В более общем виде инновационная инвестиция “ресурсосберегающим” вложением, которое обеспечивает значительно большую, чем в среднем по экономике экономическую отдачу (разумеется, с соответствующим повышением уровня предпринимательского риска).

Критическая важность диффузии инновации (распространение ее положительного эффекта на смежные области знаний и производства) обуславливает тесную взаимосвязь между научно-технической, производственной и инвестиционной деятельностью и свидетельствует о необходимости рассмотрения не только инновации как отдельного технико-организационного акта, а комплекса действий субъектов хозяйствования и составляющих национальной инновационной инфраструктуры, который приобретает вид инновационного процесса. Следовательно, достижение синергетического эффекта инновации требует значительно большего объема контрактных взаимоотношений и совокупных инвестиций, чем нужно, чтобы получить локальный экономический эффект от обычного капиталовложения.

Следовательно стимулирования инновационного развития не может быть ограничен лишь точечным стимулированием избранных тем исследований или разработок, а должно быть направлено на создание условий для массового поиска результативных путей технологических изменений и быстрой поддержки положительных находок. Поэтому главными задачами инновационной политики государства является обеспечение сбалансированного взаимодействия научного, технического и производственного потенциалов, разработка и внедрение механизма активизации инновационной деятельности субъектов предпринимательства, распространения инноваций во всех сферах национальной экономики.

По мнению автора, реализация комплекса мер стимулирования инновационной деятельности, определенного действующим законодательством, в частности законом “Об инновационной деятельности”, в условиях неблагоприятного инвестиционного климата содержит серьезную угрозу нецелевого использования предусмотренных средств и льгот, распространение “фиктивных” инноваций, направления оборотных средств предприятий к псевдоінноваційних предприятий и их использование для ускорения оттока за границу интеллектуального продукта, который не доходит до стадии внедрения в Украине.

Учитывая это, ведущим направлением в процессе перехода Украины к инновационного развития должно стать улучшение инвестиционного климата и всестороннее стимулирование национального капіталотворення и инвестиционных процессов.

Во время формирования доходной части Государственного бюджета 2003 г. положение Закона “Об инновационной деятельности” в части, которая предусматривает предоставление льгот по налогу на прибыль и НДС, было приостановлено. Это подтверждает важность использования льгот функционального характера, которые предоставляются в результате взаимодействия между различными секторами экономики, то есть более, чем прямые льготы конкретным предприятиям, защищены от различного рода “субъективных” факторов.

Учитывая приведенное выше, целесообразной представляется модификация критериев выделения инновационных предприятий, которые также должны строиться на функциональном принципе, что комплекс будет более широких стратегических задач и национальных интересов. Это позволило бы от определения в специальном законе технологических приоритетов перейти к более гибкой системы установление критериев отбора технологий и инновационных проектов, которые уже могут осуществляться предусмотренными Законом „Об инновационной деятельности” уполномоченными учреждениями. Среди таких критериев могли бы быть:

влияние проекта на условия жизни и безопасность жизнедеятельности человека, развитие человеческого капитала;


повышение экономической эффективности производства, ресурсосбережения;

междисциплинарный зхарактер, размещение в нескольких секторах экономики;


достижения мирового уровня и международной конкурентоспособности;

изменение роли регионов в национальной экономической системе;


развитие коммуникаций и трансфера технологий.

Непосредственным критерием в предоставлении льгот инновационным проектам могла бы стать эффективность (рентабельность) реализации проекта за определенный период, например - за первый год серийного использования. Это позволит предотвратить распространение „псевдоинноваций”, срок жизни которых не достигает далее момента получения налоговой льготы. Применение указанного критерия могло бы обрести формы налогового кредита, который предоставляется, исходя из ожидаемой нормы эффективности инновации, и изымается по окончании контрольного периода в случае недостижения этой нормы.

Важно отметить, что внедрение такого критерия может по крайней мере на первых этапах осуществляться даже без внесения изменений в закон “Об инновационной деятельности”. Для этого соответствующим органам (уполномоченному инновационном органа, ГНА и т.д.) следует лишь параллельно контролировать реальный ход реализации зарегистрированных инновационных проектов.

Задача предотвращения нецелевого использования предусмотренных в Законе “Об инновационной деятельности” налоговых льгот побуждает к первоочередной поддержки национальных инновационных и технологических лидеров, ведущих крупных предприятий, холдингов, высокотехнологичных производств, финансовая и технологическая мощность которых позволяет реализовать общегосударственные инновационные приоритеты. Контроль за эффективностью инноваций выдается на этих предприятиях более надежным и корректным. Бесспорно, это вовсе не означает отказа от стимулов развития малых инновационных предприятий. Однако, с нашей точки зрения, такую поддержку наиболее целесообразно организовывать именно при посредничестве крупных компаний, которые будут выступать гарантом доведение инновационной продукции до серийного производства и потребителя.

С целью поощрения децентрализованного финансирования инновационной деятельности следует ввести гибкие формы объединения капиталов коммерческих банков и предприятий через создание паевых инвестиционных фондов с целью аккумуляции капитала для реализации инновационных проектов; порядок создания инновационных ассоциаций как объединений юридических и физических лиц, участвующих в производстве интеллектуального продукта, осуществлении инновационного проекта и выпуска новой продукции; разработать государственную систему страхования рисков инновационной деятельности, в том числе - специально созданной государственной или государственно -частной страховой компанией.



Назад