Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

Глава 5. Внешнеэкономическая стратегия в условиях глобализации


Глобализация мировой экономики и международных отношений является, конечно, объективно неизбежным процессом. Однако важно, на каких условиях украинская национальная экономика будет интегрирована в мировую систему внешнеэкономических связей. Следовательно, речь идет о степени открытости отечественной экономики, которая должна быть не самоцелью, а средством максимально полной реализации социально-экономического потенциала Украины, и о оптимальные регулятивные методы как необходимый атрибут внешнеэкономической стратегии. Исходя из этого, необходимо определить принципы, критерии и цели национальной внешнеэкономической стратегии, учитывая особенности трансформационного этапа в Украине и современного международного сотрудничества. Эта стратегия должна учитывать реальные возможности и приоритеты участия Украины в международных экономических отношениях, соответствовать общей концепции сбалансированной рыночной реформы, увеличение потенциала произведенного в масштабах страны совокупного продукта и улучшения условий торговых и инвестиционных отношений с другими странами мира. Она имеет не только формально расширить внешние рынки, но и придать новое качество всем механизма производственно-технологических отношений в украинском обществе, сделать его более специализированным и эффективным.

Распространение тенденций экономической глобализации ставит вопрос относительно построения новой парадигмы экономической стратегии. Получение преимуществ и предотвращения угроз от глобализации для Украины в значительной степени зависят от способности правительства создать четкую стратегию реформирования экономической системы и следовать ее принципам.

Особенности современного этапа глобализации дают основания утверждать, что сохранение национальной идентичности и суверенитета социально-экономического развития станет возможным лишь при условии последовательного осуществления комплекса мер экономической стратегии, направленных на оптимизацию включение национальной экономики к мировым экономико-хозяйственных отношений.

По словам бывшего премьер-министра Украины. Кинаха, “Украина может стать равноправным партнером международного сотрудничества только путем реализации политики экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, создания необходимых условий для решения насущных проблем социальной политики”. Значит, без введения долгосрочной активной политики государства, направленной на укрепление конкурентоспособности национальной экономики на макро -, мезо - и микроуровнях, вступление в ВТО может не только не иметь ожидаемого положительного влияния на украинскую экономику, но и создать ряд существенных угроз экономической и национальной безопасности Украины.

Поэтому целесообразно, по нашему мнению, выделить ряд стратегических приоритетов внутренней и внешней экономической политики, которые должны способствовать укреплению национальной конкурентоспособности и приобретают критической важности в контексте сохранения суверенитета экономической политики на этапе вхождения Украины в мировое экономическое сообщество:

Формирование дееспособных и конкурентоспособных субъектов хозяйствования как один из определяющих критериев эффективности экономической политики. Как уже упоминалось выше, реализация этой задачи требует обеспечения финансового оздоровления и платежеспособности предприятий, поддержки развития внутреннего рынка, в том числе - маркетинговых и снабженческо-сбытовых структур, облегчение доступа к кратко - и, главное, долгосрочных кредитных ресурсов, уменьшение фискального давления на субъектов хозяйствования и др. Значительную роль будет играть также повышение уровня менеджмента на предприятиях через широкомасштабные государственные образовательные и консалтинговые программы.


Четкое определение отраслевых и структурных приоритетов долгосрочного развития. Поддержка развития этих первоочередных задач должно обеспечиваться как за помощью целевых рычагов (инвестиционной, налоговой, бюджетной, кредитной и др. политики), так и согласованию всех других средств экономической политики с потребностями развития указанных отраслей. Непременно приоритетного характера должен вступить развитие новейших технологических укладов и отраслей инфраструктуры. Относительно других отраслей должен быть разработан и применен механизм их адаптации к функционированию в условиях конкуренции или целенаправленного сокращения.

Регулирование международных финансовых потоков согласно установленных ориентиров стратегического развития. Речь идет о предотвращении неуправляемом оттока капиталов из страны, регулирования структуры и сфер осуществления иностранных инвестиций в Украине, установка “кодекса поведения” иностранных инвесторов. Нельзя забывать и о необходимости регулирования потоков краткосрочных финансовых ресурсов, которые непременно будут расти по мере усиления открытости украинской экономики. Трагические события 1998 г. в России показали значительную потенциальную угрозу, которую содержит в себе неконтролируемое поведение спекулятивных капиталов.


Усиление “агрессивности” экспортной политики, которая должна быть направлена на радикальное улучшение структуры украинского экспорта и действенную поддержку действий украинских экспортеров относительно содержания на зарубежных рынках и освоение новых. Речь идет, в частности, о содействии украинском экспорта на уровне межгосударственных и международных соглашений, поддержку украинских компаний в антидемпинговых расследованиях, а также применение широкого спектра приемлемых согласно международным правилам методов поддержки экспортеров.

Диверсификация протекционистской политики, во время которой должно происходить компенсация снижения прямых тарифных и нетарифных средств защиты внутреннего рынка косвенным, с освоением всего арсенала инструментов, предусмотренных (и широко применяемых в мире) системой соглашений ВТО. Поэтапное снижение уровня защиты внутренних рынков в процессе вступления в ВТО должно сопровождаться активной структурной политикой, которая будет осуществляться в соответствии с определенных стратегических приоритетов.


Интенсификация информационного обеспечения экономических процессов с участием украинских субъектов хозяйствования, а именно: сбор и распространение оперативной информации о состоянии внешнеэкономической конъюнктуры, передовой опыт в сфере технологий, маркетинга, управления; распространение за рубежом информации о потенциал украинской экономики и перспективные направления сотрудничества с украинскими компаниями; мониторинг и анализ опыта политики защиты национального производства правительствами зарубежных стран.

Объединение усилий с соседними странами на основе общих экономических интересов по реализации определенных стратегических задач. В том числе на высшем уровне в Украине неоднократно высказывалось мнение об активизации экономического сотрудничества с Российской Федерацией как непременный шаг на пути поднятия украинской экономики до уровня евростандартов. Этот тезис получил продолжение в виде межгосударственного соглашения о создании Организации региональной интеграции, подписанного президентами Украины, Российской Федерации, Беларуси и Казахстана в Москве в феврале 2003 г. Перспективным представляется также развитие инвестиционного сотрудничества с западными соседями Украины, прежде всего - Польшей и Венгрией в развитии отраслей инфраструктуры.


Развитие человеческого капитала как определяющего фактора национальной конкурентоспособности на современном этапе глобализации. Потеря имеющегося образовательно-квалификационного, трудоресурсного, морально-культурного, демографического потенциалов лишит Украину возможности воспользоваться положительного эффекта глобализации, который заключается в расширении спектра возможностей для самореализации индивида и повышении производительности его труда, прежде всего - в сфере интеллектуального производства.

Активизация деятельности экспортеров должна сочетаться с разработкой и внедрением мероприятий по обеспечению распространения эффекта от экономического роста экспортоориентированных отраслей на национальную экономику в целом. Нужно осуществить существенные изменения во внешнеэкономической стратегии Украины, которые бы предусматривали: частичное перераспределение доходов от экспорта продукции сырьевых отраслей для нужд возрождения перспективных секторов; защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импорта, содействие проникновению на внешние рынки и закреплению на них отечественных производителей; компенсацию ухудшения конъюнктуры на внешних рынках за счет целенаправленной деятельности по изучению конъюнктуры и поиска благоприятных возможностей, юридической защиты украинских субъектов хозяйствования и др.

Внешнеэкономическая стратегия Украины ближайшего десятилетия будет осуществляться под определяющим влиянием вступления Украины во Всемирную торговую организацию. В Украине сегодня не существует существенных препятствий для завершения юридических процедур вступления Украины в ВТО, как это определено официальным документам, в срок до конца 2003 года. Между тем анализ возможных непосредственных и стратегических последствий этого вступления для национальной экономики дает основания говорить об опасности ограничения стратегии вступления лишь юридической процедурой. Поэтому чрезвычайно важным представляется предоставлено Указом Президента Украины от 5.09.2001 г. Кабинета Министров Украины поручение изучить вопрос относительно возможных последствий вступления Украины в ВТО с позиций национальной безопасности, и по результатам разработать меры по повышению конкурентоспособности отраслей экономики, которые могут понести негативных последствий в связи со вступлением Украины в ВТО. Указом установлен срок проведения такого изучения до конца 2002 г., однако соблюсти его не удалось.

Существенную негативную роль для вступительного процесса играет кулуарность его продвижения, которая иногда, по признанию экспертов (по меньшей мере - из причин несовершенства информационной инфраструктуры в Украине), граничит с секретностью. До него практически не было представителей реального сектора экономики, на которых, собственно, и придется основной вектор влияния после вступления в ВТО. Практически не привлекались к обсуждению и действенного влияния общественные объединения предпринимателей, отраслевые объединения, профессиональные союзы, общественность; недостаточно было информировано профессиональные и широкие круги о сути соглашений ГАТТ/ВТО, механизмы и последствия участия в них Украины. Как отмечалось в предыдущем разделе, такое положение обусловило резкую критику Президентом Украины действий правительства относительно процесса весной 2003 г. Оживление общественного обсуждения условий вступления в ВТО и потенциальных последствий этого акта, которое состоялось в 2003 г., уже не в состоянии принципиально повлиять на ход процесса обретения членства в этой организации.

Следует четко понимать, что система ГАТТ/ВТО ни в коем случае не является панацеей от неудач на внутренних и внешних рынках. За умелого использования - это только эффективный инструмент реализации собственных конкурентных преимуществ. Баланс выгод и потерь Украины от вступления в ВТО зависит не только от сегодняшних сравнительных преимуществ различных секторов украинской экономики, но также и от того, как в экономической стратегии государства будут оценены и учтены возможности развития преимуществ и реальность угрозы со стороны потенциальных негативных последствий. Получение преимуществ и предотвращения угроз в значительной степени зависят от способности сформировать и осуществлять целостную экономическую стратегию. Отсутствие последовательной и целенаправленной государственной стратегии не оставляет перспектив для достижения национального экономического успеха ни в ВТО, ни вне ее рамок.

Таким образом, процесс подготовки вступления в ВТО ни в коем случае не должен ограничиваться лишь взаимными торговыми переговорами и гармонизацией системы законодательства. Он должен также предусматривать подготовку национального экономического комплекса к функционированию в условиях нормативов ГАТТ/ВТО. Следует четко определиться с отраслевыми и структурными приоритетами с целью разработки системы мер по их поддержке. Для других отраслей должен быть разработан и применен механизм адаптации к функционированию в условиях конкуренции. или целенаправленного сокращения.

Учитывая это, в сфере совершенствования внешнеэкономической политики в первую очередь необходимо осуществить следующие шаги.

1. Разработать систему мер по поддержке прямого инвестирования украинскими предприятиями за рубежом. Такая форма ведения бизнеса отвечает национальным интересам Украины и является, по сути, усовершенствованной формой экспорта. Именно прямое инвестирование за рубежом требует поддержки за помощью политических рычагов, которыми владеет государство, поскольку растут риск несправедливого отношения к инвестора, риск конфискации в странах, в которых возможны политические изменения. Государственная поддержка должна предоставляться предприятиям, которые обеспечивают по крайней мере частичный возврат прибыли в Украину и которые достигают за счет экспорта капитала увеличение объемов реализации продукции, по меньшей мере, часть производственной цепочки которой расположена на территории Украины.

2. Осуществлять целенаправленную поддержку инвестиционного импорта. Необходимо разработать и внедрить комплекс тарифных скидок на импорт инвестиционных товаров, что уменьшит расходы на инвестиционные процессы. Для этого нужно разработать систему критериев, определяющих товар как инвестиционный. При этом стимулы для приобретения инвестиционных товаров должны быть не меньшими, чем по их импорта, для предотвращения ввоза товаров, которые могут производиться в Украине.

3. Усовершенствовать систему стандартизации и сертификации товаров и услуг с целью защиты рынка от некачественного импорта. Должно быть четко разграничены пищевые товары, которые производятся естественным способом без применения химической обработки, изменений в генной структуре, химических примесей, которые продлевают срок хранения, улучшают вкусовые качества, внешний вид и т.п., от пищевых продуктов, которые производятся с помощью подобных технологий. По нашему мнению, реализация такой концепции будет иметь как результат роста конкурентоспособности отечественных пищевых товаров на внутреннем рынке и (что самое важное) побуждать население к употреблению товаров высшего качества. Данный принцип следует применять и на других рынках, где полная информация о товаре может быть скрыта производителем или не может быть проверена потребителем. Украина должна внедрять такой подход и в отношении своих товаров на международных рынках.

4. Разработать и реализовать ряд информационных программ, призванных избавиться информационных деформаций, связанных с распространением в мире ложных знаний об Украине. Распространение информации о экономический и политический прогресс внутри страны способно существенно повлиять на поведение потребителей, политической и деловой элиты, будет способствовать развитию внешнеэкономических отношений украинских предприятий. Поэтому одним из важнейших факторов внешнеэкономической стратегии должно стать обеспечение прозрачности экономических, политических и других общественных процессов, происходящих в Украине.

5. Ввести в обязанность торгово-экономических миссий Украины за границей формирование и поддержка положительного имиджа украинских производителей и украинской экономики, содействие продвижению украинского экспорта, поиска партнеров, сбор и предоставление соответствующей информации для украинских экономических субъектов. Следует предусмотреть обязательное посещение представителями миссий, по возможности, мер политического, научного, презентационного характера для овладения информацией из первых источников с последующим доведением ее до заинтересованных лиц в Украине, реагирования через средства массовой информации страны базирования на случаи ущемления интересов украинских компаний, другие недружественные меры стран базирования и др.

Исходя из комплекса задач экономической стратегии государства, непосредственно касающиеся политики вступления Украины в ВТО необходимо принять следующие меры:

1. Установить срок окончательного вступления в ВТО с учетом требований по минимизации негативных последствий от вступления.

2. На выполнение Указа Президента Украины обеспечить детальную проработку потенциальных выгод и угроз и выработать, соответственно этому, последовательную согласованную стратегию принятия Украиной соглашений ВТО.

3. Определить пределы уступок с учетом национальных экономических интересов и приоритетов и установить условия принятия соглашений ВТО, которые будут гарантировать экономическую безопасность государства. При этом важным является сохранение права на разумный протекционизм в отношении отраслей, которые составляют основу экономики Украины.

4. Определить условия и сроки системного защиты приоритетных отраслей экономики с максимальным использованием механизмов, разрешенных системой соглашений ВТО. Возможность обратиться в случае необходимости с предложениями относительно применения достаточной длительности переходных периодов для сохранения и последовательного снижения уровней защиты отраслей, исходя из общегосударственных приоритетов (ныне основная масса новых тарифов вступают в силу с 2005 г.). Фактически речь идет о заключении стратегии структурной перестройки экономики и согласование с ней процесса вступления в ВТО.

5. Осуществить инвентаризацию и предметное изучение возможностей использования в условиях Украины всех защитных средств, разрешенных в системе ВТО. Осуществлять активный сбор информации о торговой политике стран-партнеров в этой сфере. Определить направления институциональных и экономико-правовых изменений, необходимых для применения этих средств в полном объеме. К сожалению, проблема практического использования таких ограничений пока не фигурирует в рассуждениях о перспективах вхождения Украины в ВТО. По нашему мнению, вступать в ВТО Украине можно лишь с уже готовым пакетом соответствующим образом оформленных мер защиты отечественного производства, которые затем могут подлежать поэтапном смягчению. Разработку этого пакета необходимо начинать немедленно, отложив до завершения его разработки конкретные шаги по вхождению в ВТО.

6. Принять максимально возможные меры относительно согласования требований по соглашениям, заключенным в рамках СНГ и ЄЕП, касающиеся межгосударственного сотрудничества и режимов свободной торговли. Как известно, соглашения ВТО содержат исключения из режима наибольшего благоприятствования для членов региональных объединений.

7. Осуществлять гармонизацию системы стандартов в строгом соответствии с требованиями технологической, экологической безопасности и безопасности жизнедеятельности, а также технологической и экономической целесообразности. Очевидно, речь должна идти о признании на международном уровне части украинских стандартов как таковых, которые обусловлены национальной природно-климатической, технологической и др. спецификой. Соответственно должна иметь свои особенности и часть системы процедур оценки соответствия, что не позволяет обеспечить единообразие процедур для национальных и иностранных производителей, как это требует ГАТТ 1994.

8. Осуществить развитие системы информационного обеспечения процесса вступления страны в ВТО, включая:

максимальное использование потенциала Интернет-сайта www.wto.gov.ua, созданного в соответствии с Указом Президента Украины 2002 г.;


обеспечение постоянного профессионального диалога с деловыми и научными кругами (уже в непосредственной близости до завершения срока вступления, когда значительное количество позиций вступления было согласовано с зарубежными партнерами, представители предпринимательских кругов и общественности начали проявлять озабоченность по поводу последствий вступления);

открытое публичное обсуждение через средства массовой информации всех проблемных вопросов, связанных с вступлением в ВТО (до сих пор представители исполнительных структур, непосредственно задействованных в вступительном процессе, не склонны обсуждать объективные последствия вступления для украинской экономики);


осуществление информационно-просветительской и экспертной работы в регионах (которые практически совсем отрезаны от информации о продвижении процесса).

9. Определить до окончательного принятия требований ВТО будущую позицию Украины как члена этой организации. Учитывая, что система ГАТТ/ВТО после раунда переговоров 2004 года может приобрести достаточно видоизмененной форме, которая обусловит пересмотр ряда составленных сегодня стратегических программ и планов, необходимо добиваться участия Украины в этих переговорах в качестве наблюдателя по меньшей мере с правом совещательного голоса.

Особое значение как внешняя, так и внутренняя экономическая политика приобретают в контексте стратегических задач европейской интеграции Украины. Страна, которая заявляет о своем желании стать частью европейского пространства, должен прежде всего доказать свою способность придерживаться его норм и стандартов, не только не внести дисбаланс в динамику євроекономіки, но и стать фактором поддержания социально-экономической стабильности в регионе.

Первейшая задача Украины заключается в том, чтобы уменьшить разрыв между уровнями экономического развития Украины и стран ЕС. Следовательно, Украина должна продемонстрировать собственную способность самостоятельно обеспечить социально-политическую и экономическую стабильность в стране, высокие темпы экономического роста и эффективную структурную перестройку экономики. Указанные выше задачи являются критически важными для Украины независимо от провозглашенных геостратегических приоритетов - они диктуются необходимостью выживания в условиях экономической глобализации.

Украина должна доказать потенциальным партнерам по ЕС, что она будет входить в этот союз не как проситель помощи, а как молодая, стабильная и энергичная экономика, которая открывает объединенной Европе новые перспективы социально-экономического и политико-гуманитарного развития, становится дополнительным конкурентным преимуществом ПЬЕС. Надо сказать, что в процессе адаптации десяти новых членов Евросоюза сделать это будет все сложнее.

Осуществляя в одностороннем порядке шаги в направлении создания предпосылок для европейской интеграции, Украина не получает и в прогнозируемом будущем не будет получать положительного эффекта от этих шагов, который возможен только в случае образования с ЕС совместного интеграционного объединения. Возникает своеобразная дилемма: имеет ли Украина приоритетом формирования внешних признаков европейской экономики (постепенно унифицируя регуляторное законодательство, подгоняя экономику под Копенгагенские критерии и т.д.) или же ее долг перед Європою - прежде всего в преодолении катастрофического пока разрыва в уровне жизни, производительности труда и эффективности национальной экономики?

По нашему мнению, главная задача Украины в среднесрочном периоде заключается в том, чтобы с помощью суверенной политики (не под принуждением ЕС) преодолеть диспропорции, заложенные в советские времена и те, что образовались уже в сутки независимости, и обеспечить формирование экономической основы для практического развития евроинтеграционного процесса. Поэтому, не отказываясь от стратегической задачи евроинтеграции, в близкой перспективе следует расширять взаимовыгодное экономическое сотрудничество с постсоветскими странами, странами Центральной Европы и “третьего мира” через значительно меньший разрыв между уровнями экономического развития, так и между экономическими интересами этих стран и Украины.

В последнее время все чаще обсуждается то, насколько разные экономики Украины, России, Беларуси и Казахстана, на основании чего делается логический, в общем, вывод о нецелесообразности полной унификации экономических политик этих стран. В таком сопоставлении упускается крайне важный аспект. Несмотря на свою непохожесть, экономики стран “четверки” ориентированы на ускоренный рост и структурную перестройку. Зато экономики стран ЕС, по их привлекательности, ориентированы на максимальную стабилизацию уже достигнутого высокого уровня развития и постепенную модернизацию в соответствии с требованиями международной конкуренции. Поэтому экономики стран СНГ гораздо более похожи функционально, и разумное согласования их политики (в рамках максимизации национальных конкурентных преимуществ) будет только способствовать усилению темпов и улучшению качества экономического роста.

Довольно распространенной является тезис, что торговля в рамках СНГ консервирует устаревшую структуру украинской экономики, в то время как ориентация на ЕС - это ориентация на развитие инновационных процессов. Такое утверждение не является безоговорочным по двум причинам.

Во-первых, об обратном свидетельствует структура торговли. Доля машиностроения в экспорте в Россию по итогам 2002 г. составила 34% и выросла за последний год на 10 процентных пунктов, в Беларусь - 19%, а в Казахстан - 40%. В целом с “четверкой” - 32,1% против 8,7% - с остальными стран. Доля готовых пищевых продуктов составила 8,8% против 1,6%. Зато с другими странами доля минеральных продуктов - 14,9% против 3%, недрагоценных металлов и изделий - 45% против 18,9%. В торговле продукцией черной металлургии экспорт изделий из черных металлов приведены в страны составляет 41%, в остальных стран - 6%. Есть основания предположить, что в случае упрощения торговых отношений с партнерами по СНГ Украина будет иметь существенные конкурентные преимущества и может занять место поставщика высокотехнологичной продукции на их рынки.

Во-вторых, открытие рынков для экспорта из Украины инновационной продукции не тождественно инновационному развитию украинской экономики. Инновационное развитие означает способность предприятия к инновационной деятельности, для чего им нужны научно-технический продукт, инвестиции, стимулы и поддержка. Ключевой в этом направлении является последовательная стратегия развития инвестиционной и инновационной деятельности. И географическое происхождение ресурсов, которые будут направляться на эту деятельность, особого значения не имеет.

Все больше представителей российского бизнеса заинтересованы в наличии единого экономико-правового поля между Украиной и РФ, институциализации своего влияния на предсказуемость экономической политики в Украине. “Ползучая” экспансия российского капитала в последние годы происходит довольно активно. География прямых иностранных инвестиций (Кипр - 11,3%, Виргинские острова - 6,3%) не оставляют сомнений относительно их реального происхождения. Соглашения „четверки” должны перевести эту экспансию в открытую форму прямых иностранных инвестиций. Институциализация деятельности российского капитала на территории Украины позволяет избежать подпитка им части “теневой” экономики, избежать политизации его деятельности.

Практика двусторонних соглашений, которую до сих пор применяла Украина в отношениях со странами СНГ, продемонстрировала свою невысокую эффективность, поскольку практически не обеспечивает защищенность выполнения соглашений нормами международного права. Поэтому создание зоны свободной торговли стран “четверки” выдается прогрессивным шагом, который позволит возобновить использование потенциала разделения труда в рамках СНГ, способствовать усилению конкурентоспособности товаров производства стран-участниц соглашения.

Если зона свободной торговли как простейшая форма экономической интеграции является почти исключительно положительным фактором влияния на украинскую экономику, более глубокие уровни интеграции содержат в себе ряд важных потенциальных угроз экономической безопасности Украины.

Во-первых, таможенный союз может способствовать усилению конкурентного давления на украинского производителя со стороны товаров партнеров по союзу, которые уделяют большее внимание защите собственного производства (в первую очередь РФ, где, как известно, происходит активное реформирование налоговой системы).

Во-вторых, не исключено предоставления внешнеэкономической политике интеграционного объединения сугубо политических функций.

В-третьих, возможна чрезмерная унификация промышленной политики стран-членов. Между тем, учитывая различную технологическую структуру экономик, они нуждаются в индивидуальных подходов к промышленного реструктурирование.

В четвертый раз, объективные особенности монетарных систем “четверки” требуют проведения каждой из них независимой монетарной политики, что не дает оснований практически обсуждать введение единой денежной единицы.

Пятый раз, существует значительная диспропорция в экономической мощности на пользу России. Таким образом, для стран СНГ возникает проблема усиления собственной экономической независимости, что побуждает осторожно осуществлять интеграционные процессы.

В то же время следует отметить, что отношения свободной торговли обостряют проблему несимметричности факторов формирования конкурентоспособности. Поэтому останавливаться на уровне зоны свободной торговли Украине невыгодно. Возникнет потребность в обеспечении совместимости принципов ценообразования, налогообложения, трудового, экологического, антимонопольного законодательства. По нашему мнению, опасения относительно пренебрежение национальными особенностями в значительной мере безосновательны. Если исходить из кооперационного сценария развития, страны-партнеры будут заинтересованы в максимальном использовании национальных конкурентных преимуществ каждой из стран как для инвестирования, так и для развития регионального разделения труда. Поэтому разумным было бы предотвращать нивелирования этих преимуществ через унифицированную политику.

Есть основания считать, что для Украины, в случае рационального подхода, определенная унификация экономической политики станет позитивным фактором, поскольку должно способствовать повышению темпов и оптимизации направлений реформ, а также позволит противостоять как лоббистском влияния отечественных корпоративных политико-экономических групп, так и давления международных организаций.

Следовательно, с целью минимизации потенциальных угроз экономической безопасности Украине от интеграционных процессов на территории СНГ необходимо:

рассматривать такую интеграцию лишь как один из шагов по реализации экономических реформ, одновременно делая основной акцент на последовательных комплексных мероприятиях по стимулированию развития отечественного производства и повышения его конкурентоспособности;


в процессе институционализации зоны свободной торговли и таможенного союза предусмотреть, по образцу пакета соглашений ВТО, право государств-участниц соглашения временно приостанавливать выполнение взятых на себя обязательств, если это угрожает ее национальной безопасности, ввести другие принципы защиты равноправия, заимствованные в ВТО;

решение относительно содержания и направлений экономической интеграции принимать в тесном сотрудничестве с отечественными предпринимательскими структурами, с привлечением крупнейших общественных объединений предпринимателей;

на начальном этапе интеграции основное внимание уделять активизации информационного обмена относительно состояния индикаторов социально-экономического развития стран СНГ, товарных и инвестиционных предложений на рынках участников соглашения, условий торговой и предпринимательской деятельности на этих рынках, состояния и перспектив модификации регуляторной политики, сопровождения инвестиционных и кооперационных проектов, практики недобросовестной конкуренции и экономических преступлений и т.п.; а также созданию действенной общей системы обеспечения безопасности экономических взаимоотношений, защиты прав собственности и хозяйственно-правовой дисциплины, беспрепятственного распространения информации, необходимой для взаимовыгодных экономических отношений.


Назад