Электронная онлайн библиотека

 
 Дидактика

статья 2. Программированное обучение


Суть программированного обучения. Рассмотрим несколько штрихов из истории возникновения программированного обучения. Перед военными США в 1942г. в связи с подготовкой к открытию второго фронта, возникла проблема массовой, быстрой и качественной подготовки младших офицеров. Помощь в решении этого вопроса предоставили психологи и педагоги страны, предложив новый вид обучения, которому было дано название - программируемое.

Снова к этому виду обучения в США вернулись после 1957 г., после запуска первого советского спутника, когда под давлением общественности возникла необходимость повысить качество обучения в массовой американской школе.

Необходимо отметить, что и в советской школе, как в общеобразовательной, так и в высшей, профессиональной, находили свое воплощение не только идеи программированного обучения, но и его материальное обеспечение.

Программированное обучение не отменяло классно-урочную систему обучения, а было новым шагом развития. Оно внесло организующее начало в самостоятельную работу тех, кто учился.

В чем же суть основной идеи программированного обучения? Представим себе, что ученик изучает некоторую тему с того или иного учебного предмета. После изучения этой темы (самостоятельно или с учителем, дома или в классе, в учебном кабинете или аудитории), чтобы проверить, как он ее усвоил, предложим ему несколько вопросов, связанных с содержанием данного материала.

На некоторые из них ученик дает правильный ответ, что является сигналом правильного усвоения знаний. А вот на некоторые из задач ученик дает неправильный ответ. Что стало причиной того, что ученик неправильно понял данный материал или вообще его не понял, не может воспроизвести и не может применить. Проанализировав всю цепь учебных действий ученика, как по содержанию, так и в процессуальном отношении, мы не сможем установить, когда именно, в какой момент процесса обучения, на которой мнении ученик фактически остановился в усвоении нового материала или начал понимать его неправильно. В конечном результате учебной деятельности (речь идет о отрицательный результат) не заложена информация о том, на каком этапе усвоения и в котором ученик фактически остановился в своем движении от незнания к знанию. А это означает, что учитель не может ему помочь, следовательно, управление процессом усвоения знаний со стороны учителя мало эффективное или вообще невозможно.

Ведущей идеей программированного обучения является формирование структуры учебного материала, его содержания и объема на основе так называемых элементов информации.

Содержание каждой темы разбивается на отдельные, логически законченные доли учебной информации - элементы информации.

Эти элементы информации размещаются в определенной последовательности, что определяется логикой учебного содержания. Если ученик выполнил определенные учебные действия, направленные на усвоение данного элемента, ему предлагается задание, на которое он должен дать ответ. Это задача по содержанию соответствует только данному элементу информации.

Ученику дается несколько вариантов ответа, среди которых один правильный. Если он выбрал правильный вариант, ему разрешается приступить к освоению следующего элемента информации. Если выбор ответа был неправильным, то есть если ученик выбрал неправильный ответ, ему предлагают еще поработать над этим элементом или предлагают обратиться к таким источникам информации (учебник, дополнительная литература), которые могут помочь правильно понять данный элемент знаний.

После повторной, но уже правильного ответа, ученик приступает к следующему элементу информации.

Действия ученика относительно усвоения элемента информации, включая и поиск ответа на вопрос, называют шагом. Поэтому программированное обучение за своим характером - это пошаговое обучение.

Учебная программа. Программированное обучение осуществляется на основе учебной программы, которая имеет такой вид:

Таблица 10.1.

№ шага

Содержание элемента информации

Вопрос

Ответ

Следующее действие

 

 

 

 

 

Ныне программированное обучение можно организовать на качественно более высоком уровне, поскольку для этого большие возможности имеет современная компьютерная техника. Однако, суть этого вида обучения остается без изменений.

Какие еще особенности программированного обучения? Если каждый ученик имеет учебную программу изучение любой темы, то, работая с ней, он осваивает учебный материал в том темпе, который обусловлен его природными задатками и имеющимся уровнем знаний, умений и навыков с данного учебного предмета. Таким образом, программированное обучение обеспечивает не только самостоятельную проработку материала, но и учитывает индивидуальные особенности каждого ученика. Это означает, что оно открывает исключительно большие возможности для осуществления внутренней дифференциации обучения.

Изучение некоторого объема учебной информации состоит из трех основных процессов: доведение информации до учеников (студентов) - лекция, рассказ, демонстрации; самостоятельного осмысления этой информации (самостоятельное повторение, выяснения, запоминания, решения практических задач, выработка практических навыков); контроля степени усвоения этой информации.

Всем этим процессом руководит учитель (преподаватель). Чем меньше объем переданной информации и чем чаще осуществляется контроль, тем действеннее управления процессом обучения. Однако объем элемента информации не должно быть очень малым. Он должен дать пищу для самостоятельной работы, для обдумывания сущности переданной информации и возможности собственных выводов. Как утверждают психологи, оптими мально количество шагов при программированном обучении 14 - 15. Очень большое их количество (60 - 80), как и очень мала (3 - 6), не способствует лучшему усвоению материала.

Внедрение программированного обучения порождает ряд вопросов такого плана: не может ли машинная программа, программированное обучение оттеснить на задний план учителя и, следовательно, свести его роль к мизерной.

Компьютер, будь-яка программируемая машина - это лишь средства, которые помогают учителю организовать учебный процесс, живого учительского общения с учеником никто и ничто не заменит.

Психолого-педагогическая наука утверждает, что программированное обучение является особым видом обучения, которое имеет большие возможности для осуществления индивидуализации учебного процесса и реализации идеи внутренней дифференциации, оно:

• обеспечивает активизации учебного процесса;

■ программируемые пособия вносят организующее начало в самостоятельную работу по усвоению нового материала, особенно большие возможности для осуществления такого вида обучения имеет компьютерная техника;

■ создает большие возможности для организации самостоятельной работы, самоконтроля, самовыражения, самореализации в обучении.

Алгоритмы в обучении. Обучение с применением алгоритмов является разновидностью программированного обучения. Главными принципами такого обучения является определенные модели мысленных процессов или определенные последовательности умственных действий, обеспечивающих успешное решение учебных задач.

При таком обучении усвоения знаний идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций. Одной из задач, которые решает учитель, используя алгоритмы в обучении, является обеспечение усвоения самого алгоритма и обучения учащихся применять его в конкретных учебных ситуациях. Как свидетельствует психологическая теория, усвоение алгоритма, осмысления его действий и всего алгоритма в целостности происходит одновременно с его применением в конкретной учебной ситуации. Понятно, что использование алгоритма является оправданным на первых порах усвоения материала - на уровне распознавания и на репродуктивном уровне. На других, высших уровнях усвоения нужны другие методы, другие технологии обучения. Ниже на схеме показано действие алгоритма при изучении одной из грамматических тем.

Итог. Ведущей идеей программированного обучения является формирование структуры учебного материала, его содержания и объема на основе элементов информации. Содержание каждой темы разбивается на отдельные, логически законченные доли информации, элементы информации. Эти элементы размещаются в определенной последовательности, что определяется логикой учебного содержания. Действия ученика относительно усвоения элемента информации называют шагом. Сделав шаг, ученик отвечает на вопрос, сформулированный для данного шага, путем выбора правильного ответа. При правильном ответе программа позволяет ему переход к следующему шагу, при неправильном - ученик прорабатывает тот же элемент содержания. Программированное обучение имеет большие возможности для осуществления индивидуализации обучения. Возможности этого обучения существенно расширились в связи с применением компьютеров в обучении. Отдельным видом программированного обучения является обучение с применением алгоритмов.



Назад