Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

Глава 1. Сбалансированные отношения между государством и бизнесом как предпосылка эффективности экономической стратегии


В предыдущих разделах главное внимание уделялось построении системы мер, имеющих целью обеспечения максимальной эффективности экономической стратегии государства. Было доказано, что залогом такой эффективности является органичность сочетание стратегических целей, направлений, задач и приоритетов и соответствующих им мер экономической тактики, их адекватность имеющимся ресурсным ограничениям и соответствие реакции объектов стратегии на воздействия на общественно-экономическую систему. Между тем не менее важной составляющей проблемы обеспечения эффективности экономической стратегии является построение дееспособного субъекта этой стратегии, которым является государство и совокупность органов государственной власти, а опосредованно - и вся система институтов, обеспечивающих координацию действий субъектов хозяйствования в рыночной экономике.

Как уже отмечалось, эффективная стратегия является исполняемой по определению. Ведь именно выполняемость является одной из фундаментальных признаков эффективной стратегии. В свою очередь, исполнительность следует из четкого учета границ дееспособности субъектов реализации стратегии. В то же время следует помнить, что сама стратегия и ее субъекты есть, в конце концов, составляющими единой общественной системы. Следовательно, они также в определенной степени выступают в роли объектов стратегии. В условиях переходной экономики, которая характеризуется институционной недостаточностью, система субъектов стратегии находится в состоянии становления. Поэтому формирование дееспособной системы институтов координации и управления является неотъемлемой составляющей экономической стратегии государства в переходной экономике.

Экономика Украины характеризуется нехваткой встроенных регуляторов, которые могли бы осуществлять автоматическое антикризисное регулирование и оказывать стабилизирующее влияние, опираясь на внутренние законы экономической системы - действие так называемой "невидимой руки рынка". Поэтому ключевой в процессе рыночной трансформации становится роль субъекта, мотивация действий которого выходит за пределы этих внутренних законов, имея стратегическое направление и ориентируясь, в конечном итоге, на преследование национальных интересов. Таким субъектом является государство.

Без обеспечения надлежащей дееспособности государства эффект от мер по стимулированию экономического роста и структурной перестройки экономики, реализации конкурентных преимуществ отечественной экономики и обеспечения ее социальной направленности, которые будут осуществляться согласно стратегической цели социально-экономического развития, будет крайне малым. К сожалению, вопросам дееспособности государства было уделено должное внимание только тогда, когда после потери традиционных рычагов государственного регулирования административного характера выяснилось, что для построения соответствующего среды действия рыночных регуляторов нужен слишком длительное время. Следовательно вследствие ухода государства от непосредственного регулирования экономики образуется своеобразный организационный вакуум, который заполняется рыночными рычагами, однако является благоприятной средой для распространения “теневых”, коррупционно-уголовных псевдоринкових отношений и других искаженных форм “приватизации власти” в государстве.

Конструктивность государственной власти заключается в ее способности разработать направления и задачи экономической стратегии, так и в способности реализовать разработанные законы и принятые решения. Адекватность регуляторной активности государства обеспечивается использованием соответствующих методик оценки и выработки решений и своевременным поступлением информации о состоянии социально-экономической системы, экономические предпосылки и последствия регуляторных решений. Динамичность экономических процессов вызывает потребность в осуществлении органами власти оперативных действий по тактическому и краткосрочного стратегического регулирования. В связи с этим существует тенденция концентрации власти в руках компактного авторитетного и компетентного субъекта. Компактность предопределяет минимизацию лагу принятия решений, связанного с обработкой информации и согласованию выводов. Авторитетность обеспечивает выполняемость управленческих решений. Компетентность позволяет избежать ошибочных решений в условиях "затягивание" в текущие проблемы. Попытки введения распределения власти, который способствует формированию таких субъектов, осуществлялись во время реформирования административной системы и совершенствование отношений между центральными и местными органами власти.

Понятие дееспособности государства не ограничивается способностью к решению аппаратом государственной власти конкретных задач текущего характера, а политика обеспечения дееспособности государства не сводится исключительно к задачам административной реформы. Предпосылки эффективности и действенности государственной стратегии лежат прежде всего в экономической сфере и должны обеспечивать способность государства ставить и достигать стратегические ориентиры развития в соответствии с национальными интересами, выполнять задачи, связанные с влиянием на социально-экономические процессы, придерживаться определенных приоритетов, а также нейтрализовать возможные угрозы экономической безопасности с применением рычагов, присущих рыночной экономике.

Разработка и реализация государственной экономической стратегии должны основываться на эффективно функционирующем организационном механизме. Современный организационный механизм обеспечения внедрения государственных экономических программ критериям эффективности не отвечает. Украина имеет опыт составления ряда стратегических правительственных программ, которые не были связаны между собой и не доведены до конца через отставку правительств, которые их создавали. Чтобы избежать повторения такого положения, предлагается несколько иной механизм:

за своего избрания Президент Украины формулирует концепцию социально-экономического развития страны на 5 лет, где определяются цели и направления экономической стратегии;


этот документ рассматривается и утверждается Верховной Радой Украины;

стратегические задачи и приоритеты могут ежегодно корректироваться в Посланиях Президента Украины к Верховной Рады;


именно этим документом должен руководствоваться правительство при составлении программы своей деятельности;

если правительство уходит в отставку, следующее правительство должно пользоваться этим же документом и должна разрабатывать свою программу с учетом тех положений, которые были в программе предыдущего правительства; таким образом должна обеспечиваться преемственность власти.


На основании Концепции социально-экономического развития должны разрабатываться государственные программы по отдельным важными направлениями социально-экономической политики и проблемах социально-экономического развития как долго - и среднесрочные документы.

Ежегодно должна разрабатываться и утверждаться индикативный план реализации указанных документов с четким разграничением функций государственного и негосударственного секторов экономики. Государственный сектор экономики должен жестко руководствоваться государством. Политика в отношении негосударственного сектора должна формироваться на базе консультаций с представителями деловых кругов, предпринимательских объединений и ведущих предприятий. От практики составления меморандумов мировых финансовых организаций и правительству следует отказаться в принципе. Не должно быть никаких документов, не доступных широкой общественности.

Попытка внедрения именно такой системы стратегического планирования состоялась в Послании Президента Украины „Европейский выбор: концептуальные основы стратегии экономического и социального развития Украины на 2002-2011 гг.”. К сожалению, положения Послания не получили должного развития в дальнейших стратегических документах.

Определяющей отличием, что характеризует роль и место государства в переходных экономиках, является то, что институциональные трансформации заставляют государство постоянно доказывать легитимность своего существования и своей политики. В свете этого особое значение приобретает консолидация интересов наиболее влиятельных субъектов экономической власти в способ распределения выгод, которые получены в результате экономического роста, учет в общих трансформационных процессах личных хозяйственных намерений каждого гражданина, укрепления экономики и приумножения национального богатства.

Переход от идеологии противостояния власти, граждан и бизнеса к партнерских отношений на основе взаимной выгоды снимает, по мнению Дж. Стиглица, ряд ограничений относительно государственной политики. С другой стороны, в случае сохранения фрагментарности общества, государство может оказываться под влиянием интересов определенных групп, за пренебрежение интересами других групп, может иметь деструктивные последствия. Усиление действенности государства, которая находится под давлением корпоративных интересов отдельных экономических групп, может привести к обострению конфликта интересов и существенного искажения легальных процедур в экономической сфере.

За слабого государства, а Украинское государство, очевидно, является единственной возможностью выполнения определенной стратегии является ориентация на согласование разнонаправленных интересов общественных сил на базе минимизации их конфликтов. Это выводит на первый план систему институтов, прежде всего - соответствующих деловых союзов на уровне отраслей и экономики в целом. Они способствуют оформлению корпоративных интересов экономических субъектов, их доведению до органов, принимающих решения, и обеспечению обратной связи между объектами и субъектами государственной экономической политики. Следовательно, речь идет о своеобразном “равновесное распределение власти в обществе в соответствии с оптимальной дееспособности субъектов этой власти.

Установление капіталотворення как определяющего приоритета экономической стратегии государства и согласования этого приоритета с необходимостью обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны в целом требует внедрения действенных механизмов координации деятельности властных структур и представителей бизнеса. Хотя официально ведущие принципы партнерских взаимоотношений с бизнесом в независимой Украине никогда не подвергались сомнению, они являются слишком общими, чтобы, опираясь на них, можно было построить прочную взаимодействие. Конкретные же механизмы такого взаимодействия остаются фактически в зачаточном состоянии.

Консолидация новой экономической элиты намного опередила динамику самоорганизации групповых интересов бизнеса в отраслях и секторах экономики. Наиболее значимая часть взаимоотношений бизнеса с государством переместилась в узкий социальное пространство, свободное от институциональных ограничений, центральное место в котором заняли неформальные связи на высшем уровне. Этот элите нужна стабильность в виде консервации текущего положения - и как возможность сохранить свои привилегированные позиции в системе власти, и как средство недопущения новых экономических и политических потрясений. Усиление объективных ограничений (например, международные требования к Украине, рост фискальных дефицитов, исчерпания резервов экстенсивного роста) воспринимается этим видом элит как повод к собственной консолидации и усиления давления на экономическую политику с целью предотвращения чрезмерных дисбалансам.

Такой тип согласования интересов, который можно назвать “олигархическим”, может поддерживать текущую стабильность, однако он не обеспечивает необходимой динамики движения капиталов и не может стать основой для стратегии экономического роста. Курс на усиление государства и ослабление олигархии, скорее всего, будет поддержан и общественным мнением, в то время как сращивания бизнесменов и чиновников воспринимается как форма коррупции, проявление слабости государства и вызывает тревогу за судьбу демократических институтов, а также создает крайне негативный имидж Украины в глазах иностранных инвесторов и международных организаций. Однако преодоление олигархической модели согласования интересов должно происходить не полным “отделением” бизнеса от государства, а за счет установки современных демократических форм их сотрудничества, которые позволят конструктивно минимизировать взаимные конфликты.

Альтернативная модель основана на институциализации взаимоотношений государства и бизнеса, за которой центральным посредником становятся общественные объединения - союзы и ассоциации предпринимателей. Такая модель практикуется в подавляющем большинстве развитых стран мира.

Общественные объединения предпринимателей позволяют предоставить определенные конструктивные рамки конфликтов, которые возникают во взаимоотношениях субъектов предпринимательской деятельности с органами государственной власти, между собой или с потребителями, работниками и т.д. Они также способствуют прозрачности процесса принятия политических решений, а следовательно - предсказуемости экономической политики государства, что крайне важно для рационализации поведения экономических субъектов, избежание дестабилизации и политических шоков на микроуровне. В условиях снижения уровня присутствия государства в экономике такие институты общественной самоорганизации могут взять на себя часть функций, которые ранее принадлежали государству.

Главное преимущество институциональной модели заключается в том, что она позволяет преодолеть тенденции к “политизации” капитала и строить взаимоотношения власти с бизнесом на демократическом фундаменте. В то же время и этой модели присущи некоторые недостатки, в частности - малая гибкость и высокая бюрократизация указанных объединений, которая существенно снижает их дееспособность.

Несмотря на то, что количество предпринимательских объединений всеукраинского уровня составляет, по разным подсчетам, от 80 до 120, а региональных - более 400, их сотрудничество с органами государственной власти до сих пор имеет в основном спорадический характер. Как отмечал заместитель председателя Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства Г. Белоус, появление неэффективных, невзвешенных регуляторных актов обусловлена именно отсутствием партнерского диалога между государством, предпринимателями и общественными организациями и реальных механизмов обратной связи между правительством и обществом.

Следовательно, Украина только начала длительный процесс структуризации и институциализации корпоративных интересов предпринимательских структур и установления институциональной среды партнерских отношений власти и бизнеса. При таких условиях открытость правительства для восприятия замечаний и предложений, поступающих от общественных объединений, является необходимым, но не достаточным условием надлежащего сотрудничества государства и правительства. Проблема представительства и привлечение представителей бизнеса к сети объединений остается острой. Несмотря на то, что ряд согласовательных институтов создана еще в конце 90-х годов (институт Уполномоченных по вопросам защиты предпринимательства при Госкомпредпринимательства, Совет предпринимателей, общественные советы при министерствах и т.п.), согласно данным опроса, опубликованным Международным центром перспективных исследований в начале 2000 г., только 25% опрошенных предпринимателей знали, например, что представители объединений предпринимателей имеют право входить в состав коллегиальных совещательных органов, образованных при органах исполнительной власти. Характерно, что, отвечая на вопрос “кто больше всего поддерживает предпринимателей в Украине?”, 36,2% опрошенных, которые не были членами союзов предпринимателей, дали ответ “никто”. Среди членов ассоциаций предпринимателей так ответили лишь 18,9% опрошенных. С тех пор ситуация в сфере налаживания сотрудничества государства и бизнеса если и изменилась, то на пользу “олигархической” модели.

Несмотря на активное развитие общественных объединений предпринимателей в Украине в 90-те годах, они пока не образовали сети, необходимой для согласования корпоративных интересов и формирования отношений трипартизма и социального партнерства как основы гражданского согласия в обществе. Значительное количество общественных объединений предпринимателей фактически элитарными группами, которые решают узкокорпоративные цели, часто - чисто политического характера, и не создают надлежащего общего среды защиты интересов предпринимательства (институциональная по форме модель олигархической по сути). Предприятия, которые не вошли в таких политико-экономических “холдингов”, оказываются перед необходимостью противостояния политике государства, и именно этой задаче подчинено деятельность их объединений.

Перед общественными объединениями предпринимателей в современном гражданском обществе стоят следующие задачи.

1. Помочь предпринимателям осознать их корпоративные интересы, в том числе - стратегические, определить и обобщить препятствия их адаптации к рыночной экономике, сформулировать требования относительно макроэкономического положения, которое бы способствовало оживлению на микроуровне, предложения относительно необходимых мер государственной экономической политики, обеспечить оперативный обмен политико-экономической информацией между членами объединения и между объединениями, информировать средства массовой информации для формирования соответствующего общественного мнения.

2. Выработать и осуществлять собственную последовательную и комплексную экономическую политику, направленную на защиту корпоративных интересов через поддержку предпринимательства в Украине, сотрудничая с другими объединениями предпринимателей и государством.

3. Обеспечивать деловую поддержку повседневного функционирования субъектов хозяйственной деятельности, направленную на снижение трансакционных издержек последних: защита их юридических прав, обучение кадров, проведения прикладных научных исследований, информационное обеспечение, юридическое, экономическое, научно-техническое консультирование, рекламные услуги, поддержку безопасности хозяйственной деятельности и т.п.

Обеспечивая постоянный мониторинг государственной политики с целью выявления точек ее несогласованности с задачами развития национального капитала и национального предпринимательства, общественные объединения предпринимателей осуществляют “демонополизации” процесса принятия политических решений. Поэтому активизация общественных объединений предпринимателей будет способствовать повышению эффективности государственной политики. Опираясь на них, органы власти будут иметь возможность получать оперативную информацию о состоянии национальной экономики и потребности субъектов хозяйствования, делегировать им определенные права на реализацию мер государственной экономической политики, полномочия по экономической экспертизы инвестиционных проектов, экономико-правового анализа проектов законов и постановлений правительства, выработки проектов решений органов власти по соответствующим вопросам и т.д. Привлечение общественных объединений к реализации функций государственной власти позволит не только сократить путь, который проходят управленческие решения во властной иерархии, но и уменьшить соответствующие статьи расходов Государственного бюджета.

По нашему мнению, формированию цивилизованных механизмов влияния гражданских институтов на решения правительства и согласования интересов будут способствовать, во-первых, обеспечение квалифицированности участников гражданского общества, которые должны уметь корректно оценить перспективы политики, которая предлагается правительством; во-вторых, глубокое учета позиций непосредственных групп влияния. Для того, чтобы желаемые меры экономической политики были реализованы, они должны быть объективно приемлемыми, учитывать закономерности текущей макроэкономической ситуации и быть выражены в терминах и категориях, отражающие текущий политический курс государства.

В отличие от других средств поддержки развития бизнеса и предпринимательства, которые нуждаются в прямых вложений бюджетных ресурсов или ведут к потере потенциального поступления средств в бюджет, совершенствование институциональной среды, как правило, не требует таких затрат. Между тем благодаря совершенствованию организационной структуры взаимодействия предприятий между собой эта среда позволяет заметно повысить эффективность их деятельности, устойчивость против разного рода негативных факторов, а значит - укрепить национальную экономику в целом и повысить уровень ее стабильности.

Итак, перед институционной стратегией государства в этой сфере стоят такие важные задачи.

Сформировать действенный механизм общественного контроля со стороны объединений предпринимателей над разработкой, принятием и выполнением решений органов государственной власти всех уровней. На систематической основе привлекать органами законодательной и исполнительной власти объединения предпринимателей к выработке решений, находящихся в пределах их компетенции. При этом перечень привлеченных объединений должна быть как можно шире, а процесс совместной работы - происходить максимально открыто. Это позволит повысить авторитетность принятых решений и будет способствовать массовому осознанию комплексности и неоднозначности проблем трансформационного периода.


Поддерживать организационными и информационными средствами ведения общественными объединениями открытого общественного диалога по актуальным социально-экономических проблем, которые требуют безотлагательного решения, и по поводу стратегии общественного развития.

Ввести налоговые и другие льготы в отношении деятельности по оказанию общественными объединениями предпринимателей деловых услуг, стимулировать расширение ассортимента таких услуг и круг их потребителей.


С целью мобилизации организационного фактора экономического развития следует обеспечить всестороннее развитие форм самоорганизации малого, среднего и крупного бизнеса: ассоциаций предприятий, торговых палат, обществ и т.п. Такие объединения могут оказывать (и оказывают на практике во многих странах мира) широкий спектр деловых услуг своим членам, обеспечивать согласованные действия, упрощать экономические отношения между членами, осуществлять защиту их интересов перед третьими компаниями и государством, оказывать действенное влияние на регуляторную политику государства.

С целью стимулирования развития деловых объединений следует обеспечить предоставление определенной части государственной поддержки, в частности - малому предпринимательству, инновационному бизнесу и т.д через отраслевые и региональные ассоциации. Последние, например, могут играть роль поручителей за получение кредитов, предоставлять предприятиям рекомендации, выступать субъектами сертификации или лицензирования. Резко возрастает роль таких ассоциаций в случае оказания поддержки только под жестко контролируемые бизнес-планы и разного рода обязательства. Авторитет и квалификация ассоциации выступать дополнительным рычагом для получения соответствующей помощи.

Весьма полезным представляется использование опыта объединения малых и средних предприятий в деловые сети, в частности создания региональных кластеров - сосредоточенных в географическом регионе взаимосвязанных предприятий и учреждений в пределах отдельной отрасли промышленности. Преимуществами использования кластерной модели взаимодействия являются:

возможность совместного использования объединенных капиталов и ускорения инноваций;


возможность совместного использования ресурсов (соответственно - их более полное использование и меньшая удельная стоимость);

установление эффективной специализации предприятий;


согласованный разделение рынка и избежания непродуктивной конкуренции;

получение эффекта масштаба и преодоление недостатков, которые вытекают из малых размеров предприятий;


снижение и разделение рисков;

повышение устойчивости отдельных предприятий и сети в целом;


установление долгосрочных связей с відтворювальним цепью, включая связи между производителем и потребителем.

Институциализация взаимоотношений в пределах кластера может достигаться за счет заключения долгосрочных субконтрактних соглашений, других соглашений о сотрудничестве, а также вхождение в организации, которая выполняет согласовательно-регуляторную роль. Такую роль в образовании кластеров могут сыграть и неправительственные организации. Одним из примеров реализации именно такой модели в Украине является негосударственная организация - основа кластера “Подолье-первый”. Согласовательными организациями могут также выступать региональная и отраслевая ассоциация, региональное агентство развития, государственный орган, специализированная консалтинговая компания - “сетевой брокер”.

Таким образом, государственное регулирование форм институционализации согласования корпоративных интересов и отношений власти и бизнеса является важной составляющей общей стратегии, которая имеет целью обеспечения как можно более полного учета интересов ведущих политико-экономических групп по выбору стратегических приоритетов в государственной экономической политике. Переход от олигархической к институциональной модели влияния корпоративных интересов на выбор стратегических приоритетов экономической политики государства является необходимым условием перехода к стратегии экономического роста.


Назад