Электронная онлайн библиотека

 
 Экономическая стратегия государства: теория, методология, практика

Послесловие


Итоги 12-летнего периода, который прошел с 24 августа 1991 года, могут быть оценены по-разному. В зависимости от политических установок, он может быть представлен и как триумфальное шествие становления нового независимого государства в центре Европы, и как череда потерь, поражений и ошибок, что привело к значительному отставанию в развитии не только от развитых стран мира. но и от большинства бывших братьев по социалистическому лагерю. В данной работе автор попытался оценить этот путь с позиций приобретенного опыта.

Автором не ставилась цель предоставить предельно исчерпывающий анализ пути, который прошла экономика Украины за этот период: общение эмпирической информации обычно мешает целостному восприятию картины. В работе была сделана попытка применить к анализу динамики украинской экономики инструментарий стратегического исследования в экономике, которое рассматривает каждую из составляющих экономической системы с точки зрения ее места, назначения и функциональной способности в этой системе.

С одной стороны, такой подход помогает понять, почему локальные успехи в тех или иных направлениях экономической политики не переросли в всеобщий экономический подъем. Например, почему поразительное по динамизмом укрощение гиперинфляции перешло в длительную экономическую стагнацию, а целенаправленное увеличение доходов населения не заложило фундамент инновационного развития экономики.

С другой стороны, такое исследование дает возможность определить задачи экономической стратегии, исходя из системных характеристик ее объектов. А следовательно, с большей осознанностью строить бюджетную и налоговую политику, формировать многомерную инвестиционно-инновационную или, например, социальную стратегии.

Вопрос „что делать?” сейчас уже практически отошло в прошлое. Стратегические цели и приоритеты установлены на высшем государственном уровне. Открытым, однако, остается вопрос „как?”. Бесспорно, в этой монографии не может быть предоставлено и готовой исчерпывающей стратегии экономического роста. Автор ставил цель, в первую очередь разработать методологию подходов и оценок, которые бы позволили соответствующим специалистам и ответственным институтам, пользуясь доступной информацией и практическим опытом, принимать квалифицированную участие в процессах стратегического планирования.

Очевидно, самым главным выводом из данного исследования является то, что общественная система является дееспособной только в случае сбалансированного сочетания дееспособных стратегий государства и частных экономических субъектов. Пытаясь предоставить инструментарий понимание взаимосвязи экономических процессов, автор также рассчитывает на то, что такое понимание будет способствовать квалифицированным ожиданиям субъектов хозяйствования, что даст им возможность формировать собственные эффективные стратегии.

Исследование выявило широкий спектр открытых вопросов, на которые следует непременно найти ответы для того, чтобы обеспечить надлежащую эффективность экономической стратегии государства в Украине. Эти ответы должны стать предметом поиска политиков и экономистов, теоретиков и практиков. В процессе этого поиска непременно совершенствоваться и подходы к экономической стратегии как предмета экономической науки.


Назад