Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

ПРЕДИСЛОВИЕ


В условиях присоединения Украины к достижениям современного цивилизационного процесса, развития социально-ориентированной рыночной модели отечественной экономики, ориентации на духовно-информационный вектор глобальной эволюции человечества существенно возрастает роль фундаментального экономического образования, подготовки творческих, высокоинтеллектуальных и компетентных специалистов для всех сфер социально-экономической деятельности. История экономических учений - бесценный источник знаний и опыта, накопленных человечеством на пути социального прогресса, необходимое условие освоения достижений мировой и отечественной экономической мысли, формирования экономической культуры, свободы, реализма, масштабности и альтернативности экономического мышления, обогащения экономического мировоззрения, развития творчества и нововведений.
Предлагаемый читателю учебник подготовлен высокопрофессиональным коллективом ученых Киевского национального университета имени Тараса Шевченко с учетом многолетнего опыта преподавания истории экономических учений в лучших учебных заведениях страны. Лишен заидеологизированного и догматического восприятия эволюции мировой экономической мысли, учебник содержит систематизированное изложение истории развития экономических представлений и идей с учетом новейших достижений в сфере историко-экономических исследований и современных требований к качеству экономического образования в Украине. Делая плюралистическое и поліваріантне усвоения научного задела выдающихся ученых экономистов, учебник призван помочь читателю не заблудиться на сложных, часто перепутанных тропинкам, дорогах и перекрестках исторического развития мировой экономической науки.
Структура учебника отражает внутреннюю логику курса, подчиненную освещению теоретико-методологических основ и практических установок ведущих направлений, течений и школ мировой экономической мысли. Изложение материала, основанный на сочетании хронологического подхода с проблемно-тематическим анализом, делает возможным полное и объективное освещение широкой панорамы научных традиций и идей.
Первый раздел учебника посвящен освещению базовых концептуальных подходов к изучению истории экономических учений, предмета, методологии и задач курса. Второй и третий разделы отражают экономические идеи мыслителей древнего мира и Средневековья. Освещение материала в этих разделах органично сочетает теоретические обобщения и исторические подробности, что позволяет раскрыть предпосылки формирования экономических взглядов и идей в их национальной и пространственной определенности.
В четвертом и пятом разделах учебника нашли отражение проблемы становления и развития классической политической экономии, преобразования экономического знания в научную теорию, дальнейшего ее разветвления на отдельные школы и направления. Исследования теоретического наследия выдающихся представителей классической школы основывается на анализе большого количества первоисточников и специальной литературы. Сущность и эволюция теоретических альтернатив классической школе раскрываются в шестом и седьмом разделах учебника. Освещая основные идеи представителей исторической школы и социалистических экономических учений, авторы стремились к беспристрастного подхода, лишенного мировоззренческой и идеологической ангажированности и основанного на бережном отношении к научного задела выдающихся ученых-экономистов.
Исследование теоретико-методологических особенностей маржиналізму и ведущих направлений экономической мысли XX ст. (кейнсианства, неоклассики, институционализма) нашло отражение в 8, 11 -13 разделах учебника и отличается оригинальным творческим подходом к анализу сложных проблем эволюции современной экономической науки.
Эволюция украинской экономической мысли рассматривается в контексте развития мировой экономической науки. В то же время новаторские достижения отечественных ученых-экономистов XIX - первой трети XX вв., в том числе и выдающихся ученых Киевского национального университета, которые якобинцы новые пути в развитии экономического знания, нашли отражение в двенадцатом и тринадцатом разделах учебника.
Авторы приложили максимум усилий для сочетание глубины содержания с оригинальным и удобным дизайном, доступным и лаконичным изложением материала, информационной и ілюстративною насыщенностью. Этому способствуют приведенные в учебнике схемы, классификации, рисунки, графики, таблицы, которые должны облегчить понимание и усвоение сложного материала.
У истоков научных традиций и школ стояли выдающиеся ученые, оригинальные мыслители, а потому авторы учебника пытались представить историю экономической мысли как персонифицированную ряд важнейших взглядов и идей. Этот подход нашел отражение в ссылках на персоналы, биографических справках, интересных исторических фактах, которые, по мнению авторов, значительно повышают познавательный потенциал учебника.
Авторы убеждены, что учебник пригодится студіюючій молодежи и всем, кто интересуется историей экономических учений. К услугам читателей - расширен тематический перечень первоисточников и специальной литературы, знакомство с которой будет способствовать лучшему усвоению содержательной части каждой главы; контрольные вопросы и задания, направленные на проверку степени усвоения материала; перечень основных терминов и понятий, имеющих сориентировать в основных категориях курса; подробный словарь историко-экономических терминов, указатель персоналий.
В то же время авторский коллектив исходил из того, что учебник не должен быть совокупностью готовых истин. Главную свою задачу мы видели в стимулировании творческой активности будущих специалистов, познавательного и научного интереса к изучению первоисточников, стремление обрести истину упорным и вдумчивым, самостоятельной, инициативной трудом на пути овладения экономическими знаниями с целью решения сложнейших проблем современности.



Назад