Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

1.4. Цель и задачи курса


Целью курса "История экономических учений" является углубление изучение и творческое осмысление содержания, условий и закономерностей эволюции мировой экономической науки как целостной системы экономических взглядов и идей. Выдающийся исследователь истории экономического анализа И. Шумпетер выделил четыре основных направления, по которым можно получить пользу от занятий историей экономической науки:

углубление экономических знаний, исходя из того, что "состояние любой науки в определенный момент в скрытом виде содержит ее историю и не может быть удовлетворительно выложен, если эту скрытую присутствие не сделать открытой";

знакомство с новыми идеями, осознание того, "какие идеи в науке пользуются успехом и почему", понимание причин, в силу которых "мы находимся именно на нашей стадии развития и не продвинулись дальше";

знакомство с различными методами и способами мышления, поскольку "даже очень замкнутый ученый обязательно раскрывает свой процесс мышления";

понимание эволюции экономических идей, осмысления "процесса, в ходе которого усилия людей понять экономические явления в бесконечной последовательности порождают, совершенствуют и ликвидируют аналитические структуры"1.

Важнейшими функциями истории экономических учений являются:

учебно-познавательная, аккумулирующая, связанная со сбором, изучением и обобщением экономических мыслей и идей;

пропедевтическая, подготовительная, ориентирована на усвоение содержания базовых экономических категорий, шлифовка понятийного аппарата;

мировоззренческая, связанная с обогащением экономического мировоззрения, формированием культуры экономического мышления, таких его характеристик, как историзм, масштабность, свобода, реализм, альтернативность и т.п.;

методологическая, связанная с фундаментальностью истории экономических учений, которая формирует методология экономических исследований;

прогностическая, основанная на разработке вероятностных суждений об основных тенденциях развития экономической науки в будущем.

Изучение истории экономических учений охватывает широкий спектр задач:

формирование целостного представления об эволюции экономической науки на основе осознания закономерностей и общей логики развития мировой экономической мысли в единстве доминирующих парадигм и их теоретических альтернатив;

систематизация и анализ экономических представлений и идей на основе освещения содержания ведущих теоретических направлений, течений, школ, раскрытие их теоретико-методологических особенностей, сравнительного анализа и сопоставления;

выявления взаимозависимости, преемственности, разногласия экономических учений, углубление знаний по экономической теории, других экономических дисциплин;

анализ и развернутая характеристика новейших концепций, выявление их теоретических источников, методологических особенностей и тенденций развития.

По мере того как остается позади все более значительный пласт культурного

прошлого и увеличивается объем накопленного человечеством опыта и знаний, растет познавательное, просветительское, ценностное, воспитательное и общекультурное значение истории экономических учений. Глубокое понимание ретроспективы, логики и закономерностей развития экономической науки являются:

необходимым условием освоения достижений мировой и отечественной экономической теории, глубокого усвоения внутренней логики развития экономического знания, умение свободно ориентироваться в проблематике современных экономических исследований, сравнивать альтернативные теоретические подходы и выводы и осознавать магистральные пути развития экономической мысли;

неотъемлемой составляющей процесса формирования экономической культуры специалистов экономистов, развития экономического мышления, обогащения экономического мировоззрения, интеллектуального развития личности;

уникальной возможностью овладения современным инструментарием, способами и методами экономических исследований;

важным импульсом развития творчества, самостоятельных научных исследований, сознательного преодоление односторонности взглядов и этажности оценок, теоретических и идеологических анахронизмов и догм.



Назад