Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

2.1.1. Экономическая мысль античного мира


Источники и истоки экономической науки нашли свое отражение в многочисленных исторических памятниках глубокой древности. Сведения о хозяйственное жизни и попытки теоретического осознания экономических условий существования, осмысления производственного опыта и мотивов хозяйственной деятельности народов древних цивилизаций дошли до нас в устном народном творчестве, мировых религиозных системах, первых письменных произведениях, законодательных актах и т.д.
Экономическая мысль древнего мира (рис 2.1) охватывает значительный исторический период. Памятники старины и произведения древних мыслителей отражают прежде всего состояние социально-экономического и политического развития стран Древнего Востока и античности. В то же время их можно рассматривать как первые памятники экономической мысли, попытки обобщения хозяйственной практики, теоретического осознания экономических процессов и явлений.
Различия становления и развития отдельных государств древнего мира повлекли различия в экономических взглядах мыслителей разных стран. Однако экономическая мысль древнего мира масс целостность качественных особенностей:
выразителями экономической мысли древнего мира были, как правило, крупные мыслители (философы, теологи), религиозные деятели, правители рабовладельческих государств, правительственные чиновники и др.;
экономическая мысль давности неотделима от других форм общественного мышления, политико-правовой и религиозной идеологии древних народов. Среди известных первоисточников практически невозможно найти сугубо экономические произведения. В то же время глубокие экономические идеи содержатся в философских трактатах о политику, мораль, право, учениях о государственном управлении, и т.п.;
достигнутый уровень систематизации экономических взглядов и идей древних мыслителей не способствовал их выделить в самостоятельную отрасль знаний, исторические памятники древности является конгломератом различных представлений об общество, экономику, наблюдений и сведений о хозяйственном жизни;
экономической мысли древнего мира характерна идеализация рабовладельческой государства, защита преимущественно натурального хозяйствования, отождествление богатства из натуральной форме продукта, осуждение (с позиций морали, этики) крупных торговых и ростовщических операций как факторов дестабилизации существующего общественного устройства;
экономическая мысль давности жирное столько аналитический, сколько нормативный характер, связанный с регламентацией хозяйственной деятельности в интересах правящих слоев. В трудах древних мыслителей содержатся предписания относительно того, какой должна быть экономика с точки зрения справедливости, божественных указаний, интересов правителя, а также практические рекомендации и советы по организации и рациональных методов ведения хозяйства;
экономические идеи и обоснование экономических процессов и явлений в произведениях древних мыслителей базируются на категориях морали, этики, религиозных постулатах и т.д.

История государств Древнего Востока отражает начало цивилизации и становления экономики как специфической сферы человеческой деятельности. Отделение скотоводства от земледелия, выделение ремесла из сельскохозяйственного производства, развитие обмена, возникновения торговли и денег способствовали продуцированию избыточного продукта, имущественному расслоению населения. Охрана интересов частных собственников, необходимость обслуживаний мощных ирригационных систем и защиты населения от внешней опасностей вызвали потребность в сильной централизованной власти, строгой дисциплине, регламентации хозяйственной жизни.
Письменные источники, которые дают возможность анализировать экономическую мысль Древнего Востока, отражают специфику азиатского способа производства (рис. 2.2):

ведущую роль собственности государства в национальной экономике;
масштабные хозяйственные функции государства;
активное участие государства в экономических процессах, регламентации хозяйственной жизни;
существование общинного землевладения при ограниченном использование труда рабов.
Характерными чертами экономической мысли Древнего Востока глубокий символизм, апріорність, неотделимость от универсального мифологического понимание мира, склонность к поучениям. Письменные источники отражают повседневную хозяйственную практику (переписи населения, земельные кадастры, документе хозяйственной отчетности и т.д.), а также попытки ее первоначального осмысления (наставления, поучения, нормативные акты). При этом центральное место отводится проблемам, связанным с учетом, организацией и управлением государственным хозяйством ("Артхашастра", "Гуаньцзи"), регламентацией имущественных отношений, отношений найма и форм контроля за экономической деятельностью населения (законы Ешнунни, законы Хаммурапи, Хеттские законы).
Следует отметить, что в странах Древнего Востока регламентировалось не только натуральное хозяйство, но и зачатки товарно-денежных отношений. Проблемы защиты населения от долгового рабства и ростовщичества нашли яркое отражение в Ветхом завете Библии.
Эпоха древнего мира охватывает длительный исторический период (VII-X тысячелетий), связанный с переходом евразийских племен к оседлости и земледелию, развитием разделения труда, выделением ремесла, строительством каменных и деревянных сооружений, использованием колеса и плавкой металлов. Важную роль в развитии хозяйственного жизни древних народов Востока играло природную среду и климатические условия. Производство имело преимущественно натуральный характер, ведущей отраслью было сельское хозяйство, земледелие.
В этот период господствующей была традиционная экономическая система, основанная на многоукладности, натурально-общинных формах хозяйствования, широком применении ручного труда, освященных веками традициях и обычаях, религиозных и культовых ценностях, кастовом разделении населения. Сословная структура государств с оседлым населением включала родовую знать, воинов, служителей культа, земледельцев, ремесленников, купцов и рабов.
В эпоху древнего мира происходило формирование основных социальных институтов общества, собственности (частной и коллективной), семьи (патриархальной), религии (преимущественно політеїстичної), государства и т.п. Осложнения хозяйственной практики и имущественных связей способствовало постепенному переходу от основанного на родовых традициях обычного права к системе государственного законодательства.
Важным фактором развития человеческого мышления в этот период стал изобретение письменности. Ідеографічне письмо появилось в древних египтян и шумеров во второй половине IV тысячелетия до н.э., у древних индийцев - с III тысячелетия до н.э., у древних китайцев - со II тысячелетия до н.э. Возникновение буквенного письма у финикийцев способствовало формированию в i тысячелетии н.э. греческой и латинской письменности.
В древнем мире обычай приобретает неприкосновенного характера... В результате влияние экономических факторов оказывается скрытым под поверхностью, где они действуют медленно, но наверняка. Последствия их действий оказываются не через годы, а через поколение... В такой цивилизации самые способные люди с презрением относились к работе, там не было смелых, свободных предприимчивых рабочих и готовых пойти на риск капиталистов; производственная деятельность... регулировалась обычаю и даже для защиты этой деятельности от произвола тирании обращались к обычаю. В Нововавилонському царстве была создана простая и универсальная форма обязательств для оформления товарно-денежных связей, существовали "деловые дома", которые выполняли функции первых банков (Дом Эгиде Дом Іддін-Мардука, Дом Мурашу и др.). Именно с историей экономической мысли Древнего Востока связано начало конкретных экономических наук - статистики, учета и анализа хозяйственной деятельности, управления и т.п. Экономическая мысль Древнего Востока оказала значительное влияние на развитие европейской цивилизации и стала существенным вкладом в сокровищницу мирового экономического знания.



Назад