Электронная онлайн библиотека

 
 История экономических учений

2.1.2. Памятники экономической мысли Древнего Египта


Сложное царсько-храмовое хозяйство Древнего Египта требовало централизованного управления и строгой регламентации хозяйственной жизни. Древний Египетского был классической теократическим государством с развитой бюрократической системой управления. Основные экономические проблемы страны нашли отражение в административно-хозяйственных документах и дидактических трактатах, за которыми в течение многих веков чиновники и управители учились управлять государством и управлять хозяйством. Эти произведения дают представление о экономические функции главы государства, должностные обязанности чиновников разных уровней, рассматривают вопросы организации труда царских ремесленников и земледельцев, свидетельствуют о строгий учет трудовых и материальных ресурсов в стране, защищают централизм древнеегипетской государства как опоры порядка в стране и стабильности доходов чиновников и фараона.

Характеризуя экономическую мнению Древнего Египта, следует принять во внимание, что:

Важное место среди исторических достопримечательностей этой страны занимают назидание - своеобразные дидактические произведения, большинство из которых имеют форму советов отца сыну. Так, например, "Поучения гераклеопольського царя своему сыну Мерікара" (XXII в. до н.э.) посвящено прославлению божественной справедливости как основы земных порядков и правил человеческих взаимоотношений и дает представление о экономические и политические функции фараона. В произведении подчеркивается важность и полезность централизованной управленческой власти и контроля за производством и распределением. По мнению автора, фараон И должен жестко подчинять малоимущих. "Тот, кто беден, - враг], - утверждается в поучении. - Будь враждебный к бедняка... карай согласно И твоим законом". В то же время правитель должен был заботиться о материальном поощрении чиновничества, восхваления вельмож и жрецов, приближая "человека к себе за дела его". В произведении высказываются и другие советы относительно государственного управления: "Богатый народ не восстает", "Создай себе памятник любовью окружающих тебя", "Почитай сановников, сприяй процветанию народа твоего", "Произведения истину и ты будешь долго жить на земле", "Остерегайся наказывать | несправедливо" и др. Сплоченность подданных, верность царю, эффективное функционирование аппарата управления рассматриваются как залог успешного царювання1.

Особую роль в древнеегипетском литературе играют трактаты, посвященные прославлению писцов-управленцев, которые владели искусством письма. Развитие государственного управления в Древнем Єгипті способствовал решению управленческих проблем с помощью письменных документов. Египетское письмо было тяжелым, требовало долгих лет учебы, поэтому писцы ценились очень высоко, занимали высшие правительственные должности и пользовались значительными привилегиями. Так, например, в "Поучении Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Піопі" (XXI-XVIII вв. до н.э.), известному также под названием "Сатира на разные профессии", талант писця противопоставляется горькой судьбы представителей других профессий, имеющих гораздо меньше почестей и привилегий. Речь идет прежде всего о независимости, материальное благополучие, уважение, почти ничего не говорится об обязанности и ответственность. Автор послания утверждает, что занятия писца "..превосходит любое другое занятие; нет равного ему в этой земли. Ведь он (писарь) начинает процветать еще ребенком". Однако со временем представление о идеального правителя претерпели изменений. Если для Ахтоя III высшим назначением царя была забота о подданных, то в "Поучении фараона Лменемхета И своему сыну" отмечается, что подчиненные должны служить государству и царь. Далее Аменемхет советует сыну не доверять придворным, поскольку ни один из них на это не заслуживает.

Интересными документами социально-экономической мысли Древнего Египта является "Предложения Іпусера"(известна копия XIII в. до н.э.) и "Пророчество Неферті" (известна копия XV в. до н.э.). Они описывают социальный переворот, который состоялся в XXIII-XXI вв. до н.э. и привел к распаду централизованной системы управления, нарушив строгую регламентацию хозяйственной жизни и контроль за деятельностью непосредственных производителей.

Авторы отмечают необходимость возрождения деспотично-бюрократического механизма регулирования хозяйства, высказывают предложения по налаживанию системы трудовых повинностей для строительства пирамид и ирригационных систем, повышение военной мощи государства. В "Предложении Іпусера" подчеркивается необходимость борьбы с бесконтрольным ростом ростовщических операций и долгового рабства, недопущения обогащения низших слоев населения и начала в стране гражданской войны.

Административно-хозяйственные документы Древнего Египта (переписи населения, земельные кадастры, доку менты хозяйственной отчетности, юридические акты) отражают повседневную хозяйственную деятельность и особенности организации труда царских ремесленников и земледельцев. Они свидетельствуют, что все население Древнего Египта было разбито на возрастные группы (дети, юноши, зрелые мужчины, старики и социальные разряды (воины, жрецы, царские земледельцы и мастера). Распределение и перераспределение трудовых ресурсов по профессиям, разрядами, возрастным категориям был прерогативой представителей государственной власти. Обращает на себя внимание высокая централизация большинства хозяйственных функций, чинопоклонство и бюрократизация государственного управления.

Многочисленные биографии богатых египтян, которые сохранились на стенах их гробниц, и распоряжение об служебные обязанности верховных сановников свидетельствуют о существовании рядом с царсько-храмовым комплексом хозяйства чиновников также должностного владения мастеров. С целью недопущения хищения государственного имущества чиновниками в Древнем Єгипті существовала довольно сложная процедура доказательства права собственности на тот или иной объект, о чем свидетельствуют материалы с Дерель-Медины (вторая половина III тыс. до н.э.).

Древнеегипетских юридические акты, с помощью которых оформляли покупку-продажу земли, скота, средств производства, рабов, наемных рабочих, долговые обязательства, свидетельствуют зарождения товарно-денежных отношений. Однако высокая норма процента (50-100%) и достаточно жесткие условия предоставления займа подтверждают неразвитость сферы обращения и господства натурального хозяйства. Государственные предписания Древнего Египта защищали частную собственность и предполагали систему наказаний за кражу любого имущества: от ударов дубинками до смертной казни.



Назад